В Чернигове в 1714 году святитель впервые издал и свой главный труд, написанный на латинском языке (особенностью выпускников Киевской школы было то, что свои сочинения они писали на классической латыни. Профессор И. А. Максимович в 1886 году перевел «Илиотропион» на современный русский язык и издал вначале по частям в «Черниговских Епархиальных Ведомостях», затем отдельной книгой — Киев, 1896 г. Сокращенный вариант опубликован в «Журнале Московской Патриархии», 1976. 5, 6). С именем святителя Иоанна связан также «Латино-греко-российский лексион». Известна связь святителя Иоанна со святой горой Афоном. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам. 14 августа 1711 года святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Святитель неустанно заботился о просвещении своей епархии. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником, знаменитым миссионером святым митрополитом Филофеем Лещинским († 1727; память 10/23 июня — Собор Сибирских святых), продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу многие тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, использовав созданную им в Чернигове типографию. К тому времени относится издание митрополитом Иоанном «Илиотропиона» на славяно-русском языке (1714 г.), чтобы его понимали и сибиряки. О жизни святителя в Сибири летописец говорит: «Был тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив». Часто он помогал людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока, приносил в дома нуждающихся щедрую милостыню со словами: «Приимите во имя Иисуса Христа». Его дом в Тобольске всегда был открыт для всех нуждавшихся в помощи и слове утешения. Даже в день преставления, 10 июня 1715 года, святитель Иоанн после Божественной литургии, как это было в обычае у него и раньше, устроил в своем доме трапезу для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. Затем, простившись со всеми, святитель удалился в свои покои и во время благовеста к вечерне скончался в молитве, стоя на коленях. Святитель был погребен в пределе святителя Иоанна Златоуста Тобольского Успенского-Софийского собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Владимир (Котляров Владимир Саввич, род. 1929), архиепископ Ростовский и Новочеркасский в 1970–1975 гг., впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (с 1995 г.). Владимир Николаевич, паломник на Афон из Бельгии. Вовкожа Анатолий Афанасьевич, послушник Псково-Печёрского монастыря, прибывший на Афон в марте 1976 г. Вотц Кристиан Петер, голландец, врач по образованию, неоднократно бывал на Афоне в 1970-х гг., украл ценные иконы в Свято-Пантелеимоновском монастыре в 1974 г., был задержан и осуждён на 3 года тюрьмы. Гавриил (1886–1983), архимандрит, настоятель монастыря Дионисиат в течение 40 лет, духовный писатель. Гавриил (Легач Георгий Васильевич, 1901–1977), иеромонах, впоследствии архимандрит, на Афоне в Свято-Пантелеимоновском монастыре подвизался с 1924 г., пострижен в 1926 г., в 1937 г. рукоположён во иеродиакона, в 1949 г. – во иеромонаха, в течение многих лет нёс послушание в кровельной мастерской, хорошо знал богослужебный устав как на русском, так и на греческом языке, в 1971–1975 гг. был игуменом монастыря. Гавриил , иеромонах Свято-Пантелеимоновского монастыря, скончался на Афоне в 1955 г. Гавриилия (Папаянни Авриилия, 1891–1992), греческая схимонахиня, старица, младшая сестра А.И. Папаянни, известный православный физиотерапевт, имела собственную клинику в Афинах, в 1955 г. полностью продала и раздала всю свою собственность и без денег уехала в Индию, где пять лет посвятила лечению прокажённых и проповеди православия примером своей жизни, в 1959 г. стала послушницей в монастыре святых Марфы и Марии в Вифании (Израиль), через три года вернулась в Грецию, в 1963 г. пострижена в малую схиму на острове Патмос, участвовала во многих православных миссионерских поездках в США, Канаду, Индию, Кению, Танзанию, Западную Европу, Святую Землю и Синай, с 1979 г. в течение 10 лет жила в квартире в центре Афин, где принимала множество посетителей, перед кончиной переехала на остров Лерос в монастырь святых Ангелов, где жила в безмолвии и приняла великую схиму. Гедеон Мануил (1851–1943), греческий церковный историк.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом . Главный подвиг святителя Петра – борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли. Литература: 1 . Маяков А. А. Святитель Петр, чудотворец Московский. СПб., 1911. 2 . Невский А. Жизнеописания первосвятителей и чудотворцев Всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. М., 1894. 3 . Едлинский Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру Православную и землю Свято-Русскую. Т. 2. М., 1899. 4 . М. Р. Житие святителя Петра, Митрополита и чудотворца России. М., 1886. 5 . «Журнал Московской Патриархии», 1959, 8, с. 54–59; 1966, 9, с. 54–61; 1976, 12, с. 61–66. Преподобнаго Арсения Комельскаго, Вологодскаго, иже прежде бысть игумен Троице-Сергиевы обители НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 2: Преподобне отче Арсение,/любве ради Христовы,/вся, яже в житии суетная, презрел еси,/облечеся во образ смирения,/пищу возненавидел еси,/воздержание стяжа/и правду возлюбил еси,/темже, блаженне, поминай нас всегда/в преподобных своих молитвах ко Господу. Преподобне отче Арсение,/ты святыя Лавры великаго Сергия достигл еси,/и судом Божиим ту сподобися пастырем быти,/и яко безплотен во плоти пожил еси,/образ многим добродетелию явися,/и инех ту во обители житием своим удивил еси,/молися Господеви, отче,/спастися душам нашим. Преподобне отче, всечестный Арсение,/ты жестокое житие по Бозе пожил еси,/помыслом благим страсти удержал еси,/и бесом шатание разорил еси,/и ныне, блаженне, живеши в Небесных селех,/всех чтущих святую память твою поминай,/Христу со дерзновением предстоя, пребогате. Слава, глас 6: Приидите, иноческое боголюбезное собрание/и вси правовернии людие,/воспоим светло всечестную память блаженнаго Арсения/и припадем с верою к честней и цельбоносней и чудотворней раце его,/от неяже Господня благодать сияет/и благих аромат воню испущает,/мы же освящаемся,/и, недугом исцеление приемлюще, ему возопиим, рекуще:/радуйся, пресветлый светильниче/и молитвенниче ко Спасу, Христу Богу нашему,/о иже с верою и любовию притекающих к раце мощей твоих,/моли Христа Бога/спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Георгий 1921-1923 Дионисий 1923-1948 Архиепископ Тимофей (врем. управл. Польской Церковью) 1948-1951 Макарий 1951 -1961 Тимофей 1961 -1962 Архиепископ Лодзинский и Познаньский Георгий (врем, управл. Польской Церковью) 1962 -1965 Стефан 1965 -1969 Василий с 1 марта 1970 г. (интронизация) Библиография к главе VIII «Польская Православная Церковь» На русском языке Акты исторические, собранные и изданные Археологической Комиссией. Т. I-III. Алексий, архиеп. К истории Православной Церкви в Польше за 10-летнее пребывание во главе ее Блаженнейшего Митрополита Дионисия (1923 —1933). Варшава: Синодальная типография, 1937. Алексий, архиеп. Митрополит Георгий. Варшава, 1933. Андреев А. В Христианской Богословской Академии в Варшаве//ЖМП. 1972. 11. Антонович В. Монографии по истории Западной и Юго-Западной России. Киев, 1885. Афанасий (Кудюк), архим. Хроника Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1972. 2. Бантпыш-Каменский Н. Историческое исследование о возникшей в Польше унии. Вильно, 1886. Блаженнейший Василий, Митрополит Варшавский и всея Польши (к визиту в Русскую Православную Церковь в мае 1970 года)//ЖМП. 1970. 7, Блаженнейший Тимофей, Митрополит Варшавский и всея Польши (некролог)//ЖМП. 1962. 7. Буевский А. С. Православный Восток и Русская Православная Церковь в 1-й половине XX столетия. (Курсовое сочинение). М., 1951. (Машинопись). Варнава, митрополит Китросский. Польская Церковь. Об основных положениях ее управления: Общий исторический обзор//Феология. 1975. Январь-март (пер. с греческого). Ведерников А. Внутреннее дело Польской Православной Церкви//ЖМП. 1950. 8. Визит Его Блаженства Митрополита Варшавского и всея Польши Василия//ЖМП. 1970. 8. Влодарский С., свящ. Запросы депутатов по вероисповедным делам в Польше за период 1919-1939 гг. Ч. I. «Богословский Ежегодник Христианской Богословской Академии», 1966, 1967. Георгий (Грязное), шум., дои,. Архиепископ Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров) (к 125-летию со дня рождения)//ЖМП. 1976. 12. Георгий Конисский, архиеп. Собрание сочинений. Ч. I-II. СПб., 1861.

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

Е., проф. Русская Православная Церковь в освобождении балканских народов от ига Османской империи.//БТ. 1987. 28. Скурат К. Е., проф. Современное положение и духовная жизнь Болгарской Церкви//ЖМП. 1976. 3. Снегаров Иван, проф. Взаимоотношения Болгарской и Русской Православных Церквей до и после провозглашения схизмы (1872 г.)/«Годишник на Духовната академия». София, 1951 -1952. Т. II. (ЖМП. 1955. 4). Снегаров И. Взаимоотношения между Болгарской Церковью и другими Православными Церквами после провозглашения схизмы//«Церковный архив». София, 1929. Кн. III-V. Соколов И. И. Епархии Константинопольской Церкви XV — XVIII вв./«Труды Киев. Дух. Ак.». 1917, январь — февраль. Соколов И. И. Патриарх Кирилл II и болгарская церковная схизма/«Сообщения Имп. Правосл. Палестин. Общества». 1914. Т. XXV. Срезневский И. И. Древние глаголические памятники сравнительно с памятниками кириллицы: СПб., 1866. Срезневский И. И. Древние памятники письма и языка юго-западных славян. СПб., 1865. Стефан, архим. Великое событие в жизни Болгарской Православной Церкви (к 10-летию восстановления патриаршества)//ЖМП. 1963. 6. Стоилов И., прот. Болгарская Православная Церковь и защита мира//ЖМП. 1963. 3. Стоянов Б., свящ. Храм-памятник «Св. Александр Невский» и его благовест//ЖМП. 1974. 9. Стоянов-Бурмов Ф. Греко-болгарская распря//«Русский Вестник». 1886, янв., фев. Стоянов-Бурмов Ф. Греко-болгарская распря в шестидесятых годах. (Исторический очерк)//«Вестник Европы». 1888, авг., сент. Сыбев Т., проф. Ревностный радетель болгаро-русской дружбы//ЖМП. 1975. 7. Сырку П. Греко-болгарский церковный вопрос//«ЖМНПр.». 1890. Ч. 270. Теплое В. Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. СПб., 1889. Троиикий С. В., проф. Святой Мефодий или Болгарский князь Борис составил Закон судный людям?/«Богослов. Труды». М., 1968. Сб. 4. Трубецкой Г. Русская политика на Востоке (Болгарская схизма). София, 1950. Филиппов Т. Вселенский Патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря. СПб., 1882. Флоровский А., проф.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

живописи. Не менее значительным источником является творчество киприотов, к-рые обучались в афонских мастерских, находившихся под воздействием рус. иконописания. Местные мастера использовали также образцы русского «византийского стиля», в рамках которого работали художники академической выучки (иконы 60-70-х гг. XIX в. мастерской В. М. Пешехонова из местного ряда иконостаса ц. Честного Креста в Омодосе, см.: Зеленина. 2012. С. 206). В кон. XIX-XX в. на К. было написано множество икон в стилистике живописного примитива. Хотя это направление получило в исследованиях греч. искусствоведов наименование академического, его можно назвать таковым очень условно, т. к. мастера использовали только отдельные академические приемы письма, в основном светотеневую трактовку формы, их работы уступают образцам в профессионализме исполнения. С кон. XIX в. по 1926 г. на К. в живописном стиле работал О. Явопулос (1854-1936), выпускник Школы изящных искусств в Афинах. Его иконы и полотна находятся в соборе мч. Маманта в Морфу, в мон-ре прп. Георгия Аламана, в церквах Честного Креста в Омодосе и Пресв. Богородицы Паллуриотиссы в Никосии, в сельских храмах Темврии и Капедеса, а образцы настенной живописи сохранились в соборах Агия-Напа в Лимасоле, в церквах Евангелистрии в Лофу и св. Иоанна Предтечи в Вуни. Главными распространителями т. н. афонского стиля стали восстановивший мон-рь Ставровуни старец иером. Дионисий (Христидис; 1830-1902) и братья мон. Кирилл и иером. Нифонт. Старец Дионисий обучался иконописи в каливе сщмч. Харалампия Кавсокаливийского скита, а иером. Нифонт и мон. Кирилл (1875? - 1950) - в мастерской Иоасафеев в Кавсокаливийском скиту. В 1902-1913 гг. братья поселились в мон-ре вмч. Георгия Победоносца в местности Хавуза (ныне в черте Лимасола), в 1913-1918 гг.- в мон-ре прп. Георгия Аламана, в 1918 г. уехали на Хиос. Необыкновенно плодовитыми были их ученики - братья мон. Харитон (1886-1976), игум. Стефан (1890-1977) и мон. Варнава (1898-1983), которые подвизались в мон-ре ап.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

. ЖМП. 1970. 10. С. 48. . История Болгарии. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1948. Т. I. С. 234. «Поскольку, — свидетельствует архимандрит Болгарской Православной Церкви Иннокентий, — в тяжелые годы пятисотлетнего турецкого владычества Болгарская Церковь получала богослужебные книги, утварь, облачения от Русской Церкви, современный стиль ее утвари и облачений носит неизменно русский характер» (ЖМП. 1976. 1. С. 49). . Державин Н.С. Племенные и культурные связи болгарского и русского народов. Указ. изд. С. 81. . Теплов В. Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. Историческое исследование. СПб., 1889. С. 151 -152. . Архиеп. Макарий. Греко-болгарский церковный вопрос и его решение//«Православное обозрение». 1891. 11 -12. С. 720, 731 -733, 752-754. . Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Фонд 239 Н.А. Попова. 4/20. Следует вспомнить, что сам Экзарх Анфим был выпускником Московской Духовной Академии. . См. ЦГАОР. Ф. 730. 5251 ед. хр. . Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Фонд 239 Н. А. Попова. 19/23. «Греки, - писал раньше (31 декабря 1873 г.) Ф. Стоянов-Бурмов к тому же Н. А. Попову, — негодуют на Россию, что она не поддержала их притязаний» (Там же). . Аксаков И, С. Славянский вопрос/Полное собрание сочинений. М., 1886. Т. I. С. 516. . Флоровский А., проф. Основные формы русско-болгарских отношений в XIX веке/Труды V съезда Рус. Академ. Организаций за границей в Софии 14 - 21 сентября 1930 г. София, 1932. Ч. I. C.464. . См. подробно об Апрельском восстании в «Записках о болгарских восстаниях» (М., 1963. Перевод с болгарского) известного болгарского писателя и политического деятеля Захария Стоянова (1850 — 1889). . Жак Натан. Болгарское возрождение. М., 1949. С. 290. Перевод с болгарского. . Стоянов Захарий. Записки о болгарских восстаниях. М., 1963. С. 173. Перевод с болгарского. . Воззвание Болгарского центрального благотворительного общества в Бухаресте к русскому народу//«Церковный Вестник». 1876. 32. С. 9 -10. . Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Фонд 239. Н. П. 19/23.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Известнейшим предстоятелем Албанской Православной Церкви был архиепископ Паисий (Водица, 1886–1966). В ноябре 1942 г. архимандрит Паисий был избран членом Национально-Освободительного Совета. В августе 1949 г. он был возведен на пост главы Албанской Православной Церкви. В качестве его преемника был избран 73-летний епископ Дамиан (Коконеши). На кафедре Предстоятеля Церкви он пробыл всего около года – в 1967 г. его заключили в тюрьму, где он, предположительно, в ноябре 1973 г. и скончался. 11.1.4. Албанская Церковь в условиях коммунистического режима. Налаживание церковной жизни После освобождения Албании от захватчиков к власти в стране пришли коммунисты. В январе 1946 г. была провозглашена Народная Республика Албания во главе с генеральным секретарем Коммунистической партии Албании Э. Ходжей (1908–1985). Начались политические репрессии, преследование верующих. Со второй половины 60-х годов никаких известий о положении Албанской Православной Церкви не поступало. Коммунистический режим Энвера Ходжи в 1967 г. закрыл все церкви, а правительство заявило, что Албания является первой страной в мире, в которой полностью ликвидированы все религиозные объединения. 4 апреля 1967 г. появился документ, запрещающий любое отправление культа. Албания была объявлена атеистическим государством. Конституция 1976 г. содержала статьи о непризнании религии государством и о запрещении религиозных организаций, религиозной деятельности и пропаганды. Гонения приняли массовый характер. Были разрушены сотни храмов, большинство монастырей, уцелевшие храмы и монастыри превращены в мастерские, склады и т. п. Клирики были лишены сана. Священнослужителей и активных прихожан отправляли в места заключения, многие из них приняли мученическую смерть. Отказывавшихся подчиниться расстреливали на месте. Тех верующих, которые дерзали перекреститься на виду у других, осуждали к тюремному заключению на 10 лет. Со смертью Э. Ходжа в 1985 г. усилилось общественное противостояние безбожному режиму. Весной 1991 г. пал коммунистический режим и в Албании установилась многопартийная система. Началось восстановление Православной Церкви и всей религиозной жизни в стране. В 1991 г. около трех тысяч православных в Албании собрались на пасхальное богослужение в единственном действующем в Тиране православном храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Источники и литература Творения Иннокентия, митрополита Московского, Собраны И. Барсуковым. Кн. 1-3. М., 1886-1888; Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1-3. СПб., 1897. Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. В. Алексеев. Высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский.-Журнал Московской Патриархии (далее-ЖМП), 1949, 7, с. 36-44. Архимандрит Евло-гий (Смирнов). Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия (Вениаминова) (1797-1879).- ЖМП, 1975, 3, с. 58-65. Причисление к лику святых апостола Северной Америки и Сибири митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова).-ЖМП, 1977, 12, с. 3. Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, и его миссионерская деятельность-ЖМП, 1979, 3, с 70-71; 4, с. 73-77; 5, с. 73-77; 6, с. 68-77; [Скурат К. Е.]. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в последние годы своей жизни.- ЖМП, 1981, 9, с. 68-70; Окладников А. П., академик. От Анги до Уналашки: удивительная судьба Ивана Попова.-Вопросы истории, 1976, 6; Его же. Иннокентий Вениаминов.-В кн.: Первопроходцы, М., 1983, с. 130-161; Демин Л. Семья первопроходцев.-Голос Родины, 1983, 33 (2385). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 августа, 2021 7 июля, 2021 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 12 марта, 2022 30 сентября, 2021 12 сентября, 2021 2 августа, 2021 7 июля, 2021 8 мая, 2023 24 мая, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/svyatitel-innokentij-p...

Коробков Виктор Михайлович (1886 – 26 июля 1938), социал-демократ. Арестован в апреле 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. В 1925 г. переведен в Верхнеуральский политизолятор. Расстрелян Коротаев Алексей, один из составителей исторического сборника «Память» (1976 – 1982) Косаткин, см. Касаткин Кострицын, заключенный генерал Котова [Котовская] Елизавета Ивановна (1898 (1900 ?) – 19 декабря 1923), социалист-революционерка. Арестована в июне 1922 г., приговорена к двум годам лишения свободы и отправлена в Пертоминск, затем на Соловки, где была убита в Савватьеве Кох, немецкий коммерсант, отправлен на Соловки за «шпионаж» Кочаровский Г. Т., см. Качоровский Кранихфельд Андрей Сергеевич (1902 – 20 июля 1938), социал-демократ Кранихфельд Виктория Сергеевна (1905 – 1983), социал-демократка Кранихфельд Людмила Сергеевна (1904 – 3 января 1990), социал-демократка Красавцев, сотрудник лагерного театра Красиков Петр Ананьевич (1870 – 20 августа 1939), с 1924 г. прокурор, с 1933 г. заместитель председателя Верховного суда СССР, один из членов комиссии, посетившей Соловки В 1924 г. Красильников Николай Дмитриевич, возможно, имеется в виду Н. Д. Красильников (1870–?), бывший надворный советник Нижегородской губернии, инженер-технолог, контролер почты при таможне, член Александро-Невского братства. Арестован в июле 1922 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен в один из концлагерей Архангельской губернии Красин Леонид Борисович (1870 – 24 ноября 1926), с 1920 г. нарком внешней торговли РСФСР, полпред в Великобритании и Франции Красин, заведующий лагерной электростанцией Краснов Петр Николаевич (1869 – 16 января 1947), участник Белого движения, атаман Войска Донского и командующий белоказачьей армией. Во время Второй мировой войны начальник Главного управления казачьих войск Имперского министерства оккупированных Восточных территорий Германии. В 1945 г. сдался войскам союзников. Казнен в Москве Красовский Владимир, анархист, бежал из Пертоминского лагеря Красовский Никита Михайлович (1905–?), театральный режиссер. Арестован в марте 1925 г. по делу «фокстротистов», приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра и изданий. После досрочного освобождения из лагеря в мае 1927 г., сослан в Среднюю Азию

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010