39. Державин А., прош. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Часть вторая//Богословские труды. 1976. 16. 40. Brückner A. Ein Weissrussischer Codex miscellaneus in Gräflich-Raczynski’schen Bibliothek in Posen/Archiv für Slavische Philologie (Berlin). 1886. Bd. 9. 41. Rkopisy cerkiewnosowiaskie w Polsce. Katalog. Krakow, 2004. 42. Веселовский A.H. Из истории романа и повести. Славяно-романский отдел. Т. 2//Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. 1888. Т. XLIV. 43. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996. 44. Бодянский О. Славяно-русские сочинения в пергаменном сборнике И.Н. Царского. М., 1848. 45. Полонский Д.Г. Историческая эрудиция составителя «Слова о Халкидонском соборе»//«Slovne=Словне». International Journal of Slavic Studies. 2014. Vol. 3. 2. 46. Мошин B.A. Сербская редакция синодика в неделю православия. Тексты//Византийский временник. 1960. 17. 47. Божилов И., Тошоманова А., Билярски И. Борилов Синодик. Издание и превод. София, 2010. 48. Полонский Д.Г. Почему киевский монах Феодосий Грек перевел послание римского папы Льва Великого ? (К проблемам мотивации книжника и датировки восточнославянского памятника XII в.)//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. Вып. 3(53). Полонский Дмитрий Георгиевич – старший научный сотрудник Архива РАН. Автор глубоко признателен А.А. Гиппиусу, А.А. Турилову и Ф.Б. Успенскому за обсуждение соображений, ставших основой настоящей работы 2 Таковы, например, болгарские и сербские рукописи из собраний Одесской национальной библиотеки Л. 26об.–28об.] и Национальной библиотеки им. свв. Кирилла и Мефодия в Софии 141. Л. 75–78об., 895. Л. 86об.–88, 902. Л. 58–69об., 904. Л. 70–73, 913. Л. 96–100об.]. 3 Изредка, впрочем, память о папе Льве сопровождалась путаницей в месяцесловах. Так, в одной среднеболгарской рукописи Апостола (нач. XIV в.) под 18 февраля явно ошибочно отмечена память сщмч. (!) «Лесонта, кп(и)с(ко)па Ц(а)ръгр(а)да» 802. Л. 120об.].

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/po...

41 А оно нигде так наглядно не проявляется, как в классическом аргументе приверженцев «старого календаря»: 25 декабря мы вполне можем отмечать секуляризованное западное Рождество – собираться за праздничным столом под елкой, дарить подарки, а 7 января у нас будет наше, «истинное», «религиозное» Рождество. Приверженцы такого взгляда, конечно, не понимают, что если бы ранняя Церковь разделяла такое понимание отношения к миру, то она никогда не установила бы праздник Рождества, целью которого было именно преобразование и христианизация существовавшего языческого празднества. 42 Беренгар Турский (ок. 1000–1088), католический богослов, представитель ранней схоластики. – Прим. сост. 43 Бонхёффер, Дитрих (1906–1945), немецкий лютеранский богослов. По его мнению, христиане утратили язык, понятный современному миру, и вся традиционная церковность (в данном случае протестантская), или, по его выражению, «религиозность», перестала удовлетворять «повзрослевший» мир, готовый обойтись без религии. В посмертно опубликованных письмах из гитлеровской тюрьмы Бонхёффер наметил контуры некоего «безрелигиозного христианства», не успев развить своих мыслей до конца. – Прим. сост. 44 Барт, Карл (1886–1968), швейцарский протестантский богослов. Ранний Барт, написавший комментарий на Послание к Римлянам (1918), исходил из противоречия между Богом и миром. Божественная весть о спасении – это «не религиозная весть, не известия и указания о божественности или об обожении человека, а весть о Боге, который совершенно другой, о котором человек как человек никогда ничего не будет знать и которым он никогда не сможет обладать, и от которого именно поэтому исходит спасение». В соответствии с этим, analogía entis для Барта, согласно знаменитой формулировке в предисловии к первому тому его «Церковной догматики», – «изобретение антихриста» и единственная серьезная причина не становиться католиком. – Прим. сост. 47 Доклад, подготовленный ко второму Конгрессу Православных Духовных школ, проходившему в Афинах в августе 1976 г. Первая публикация: St. Vladimir’s Theological Quarterly 21.1 (1977), pp. 3–17. Включен в сборник: Church, World, Mission (St. Vladimir’s Seminary Press, 1979); по-русски: Церковь . Мир. Миссия. М.: Православный Св.-Тихоновский богословский институт, 1996. Перевод и примечания Ю.С. Терентьева

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

554 Пентковский 2003. С. 333335. Подробнее об этих монастырях см.: Janin R. La géographie ecclésiastique de l’Empire byzantin. Première partie. Le siège de Constantinople et le patriarcat ecumènique. T. III. Les églises et les monastères. Paris, 1969. P. 188191, 525529. 557 Εστρατιδης Σ. Τυπικν τς ν Κωνσταντινουπλει μονς το γου μεγαλομρτυρος Μμαντος//λληνικ 1.1928. Σ. 256311. 558 Istanbul, Patriarchate Library, Panagia Kamariotissa, Cod. 29. Описание: Τσακπουλος А. Περιγραφικς κατλογος τν χειρογρφων τς Βιβλιοθκης το Οκουμενικο Πατριαρχεου. Σταμπουλ, 1953. Τ. Α . Τμμα χειρογρφων Παναγας Καμαριωτσσης. Σ. 5657. Микрофильмы этого труднодоступного собрания греческих рукописей были изготовлены в 1962 г. научной экспедицией, организованной Научной библиотекой и музеем Dumbarton Oaks (Вашингтон), где эти микрофильмы в настоящее время и хранятся. 561 Записи на полях рукописи Panagia Kamariotissa, Cod. 29, содержащие неизвестные ранее сведения о семьях Дук и Комнинов, публикуются в статье: Пентковский А.М. Евергетидский монастырь и императорские монастыри в Константинополе в начале XII века//Византийский временник 63. 2004 (в печати). 575 Первая публикация доклада, написанного 30 января 1988 года и прочитанного на международной конференции, посвященной 1000-летию крещения Руси. Текст набран М.Н. Любощинской и подготовлен к печати А.Г. Дунаевым, написавшим дополнительные примечания 8, 9, 16, 18, 2029. Границы авторской ответственности в примечаниях, составленных совместно, обозначены инициалами В.А. и А.Д. 578 Позже этим же размером писал эксапостилларии св. Симеон, архиеп. Солунский († 1429), но эти творения в богослужение не вошли. См.: Φουντολης I. Μ. Συμενος ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης τ λειτουργικ συγγρμματα I. Θεσσαλονκη, 1968. Σ. 263 π. 579 Koder J. Introduction//Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes. T. 1. Paris, 1969. P. 84 (SC 156). В дальнейшем я буду ссылаться на это издание Гимнов, где нумерация гимнов иная, чем в 2-х предыдущих греческих изданиях (Венеция. 1790 и Сирос, 1886), в латинском переводе, вошедшем в Греческую Патрологию Миня (PG 120) и в русском переводе иером. Пантелеимона (Успенского) (см. прим. 9). (В. А.) Новейшее и лучшее издание гимнов, привлекаемое ниже при анализе разночтений: Symeon Neos Theologos. Hymnen/Prolegomena, kritischer Text, Indices besorgt von Athanasios Kambylis. Berlin; N. Y., 1976 (Supplementa byzantina. Texte und Untersuchungen. Bd. 3). (А.Д.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

55 Попов Н. П. О возникновении Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки//Сборник статей, посвящённых академику А. С. Орлову. М., 1933. С. 37. 61 Цит. по: Лопарев Х. М. Византийские жития святых VIII и IX вв. Пг., 1914. С. 169. См. также: Аббат Марен. Указ. соч. С. 114. 64 Каврус Н. Ф. Студийский скрипторий в IX веке (По материалам рукописей Москвы и Ленинграда)//ВВ. Т. 44. М., 1983. С. 111. 65 Цит по: Соколов И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII века. Казань, 1894. С. 446. 66 Один из них – скрипторий в монастыре святого Иоанна Предтечи (Петрийском). Здесь ещё в VI веке был создан знаменитый кодекс Диоскорида (сейчас в Венской национальной библиотеке, graec, I), см. Лихачёва В. Д. Искусство книги. Константинополь XI век. М., 1976. С. 33. 69 Сперанский М. Н. «Греческое» и «лигатурное» письмо в русских рукописях XV–XVI вв.//Византинославика. Т. IV. 1932. C. 58–64. 71 Цит. по: Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV в. Л., 1934. С. 56. Ради объективности следует отметить, что, по мнению А. И. Соболевского, то место «Путешествия» Стефана Новгородца, где говорится о его встрече с новгородцами Иваном и Добрилой, – поздняя вставка, см. Соболевский А. И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV–XV вв. СПб., 1894. С. 11. Примеч. 2. 74 Цит. по: Доброклонский А. П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. I. Одесса, 1913. С. 947. См. также: Соболевский А. И. Указ. соч. С. 24; Дуйчев И. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества//ТОДРЛ. Т. XIX. С. 118. 76 Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886. С. 144. Перечень книг второй половины XIV в., списанных русскими в Константинополе и привезённых затем в Москву, приводится в: Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI–XIV веков и их указатель//Известия общества любителей духовного просвещения. Т. CXXIII. СПб., 1897. С. 37. 77 Лихачёва В. Д. Указ. соч. С. 152. См. также: Лихачёва В. Д. Иконографические особенности миниатюр студийских рукописей во второй половине XI столетия//Культура и искусство Византии. Тезисы докладов научной конференции. Л., 1975. С. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

79. Церковь реформирована и всегда должна быть реформируема (латин.). 80. Пелагий (V в.) — ересиарх, отрицал реальность и непреодолимость первородного греха, проповедовал возможность спасения без благодати. 81. Юлиан Экланский — последователь Пелагия. 82. In quo omnes peccaverunt — в котором все согрешили (латин.). Такому переводу отчасти следует и синодальный перевод: «Потому что в нем все согрешили». Однако греческий текст, скорее, требует варианта: «Потому что все согрешили». Краткий разбор проблемы см. в книге епископа Кассиана (Безобразова) «Христос и первое христианское поколение» (Париж, YMKA–PRESS, 1992, с.223). 83. Massa damnata — масса осужденная (латин.). 84. Christus Victor — Христос Победитель (латин.). 85. Аугсбургское Исповедание веры — составлено Ф. Меланхтоном при участии самого М. Лютера в 1530 г. Исторически первый документ лютеранства. 86. Soli Deo Gloria — одному лишь Богу слава (латин.) 87. Magisterium — магистериум, управление, руководство, начальство (латин.). 88. Уесли (Wesley) Джон (1703–1791) — англиканский священник, основатель методистской церкви, которая, правда, отделилась от англиканства уже после его смерти. 89. Donum superaditum — дар добавленный сверх (латин.). 90. Deus revelatus qua absconditus — Бог, открывшийся в сокрытости (латин.) 91. Карл Барт (1886–1968) — швейцарский протестантский теолог, один из основоположников диалектической теологии. Утверждал несоизмеримость Божественного и человеческого и различие между предметом откровения и человеческого знания. 92. Рудольф Бультманн (1884–1976) — немецкий протестантский теолог, основоположник так называемой формально–исторической школы в религиоведении. Выдвинул требование «демифологизации», то есть строгого разграничения в Евангелии и христианской традиции преходящей мифологической знаковой системы и непреходящего «возвещения», керигмы. 93. На совмещение в лице епископа апостольского преемства и 6лагодати первосвященства очень ясно указывает молитва на поставление епископа, приводимая св. Ипполитом Римским в «Апостольском Предании», не говоря уже о свидетельстве св. Иринея Лионского.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

Alba, Staten Island, 1967. Учение 12-ти апостолов (Дидахе) (Гл. 7, 9, 10:14). Didache/Ed. J.Quasten//Florilegium Patristicum. Bonn, 1935. Bd. 7. S. 69–11. Рус. пер.: 1) Пер. К. Д. Попов . Киев, 1885. 40 с. (Отт. из: Труды киевской духовной академии. 1884); 2) Пер. В. С. Соловьев //Православное обозрение. М., 1886. Июль. С. 497–516; 3) Пер. П. Соловьев//Чтения в об-ве любителей духовного просвещения. М., 1886; 4) Карашев А. Ф. О новооткрытом памятнике «Учение двенадцати апостолов». М., 1896; Раннехристианские отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1978. С. 13–27. Св. Иустин Мученик . Первая Апология. Рус. пер. прот. П. Преображенского //Сочинения св. Иустина философа и мученика. М., 1892. С. 37–113; Раннехристианские отцы церкви. Брюссель, 1978. С. 271–344. Тертулиан. О крещении. Латинский текст De Bapmismo//Corpus Cnristianorum: Series latina. Tumhout; Paris, 1954. Vol. 1. Рус. пер.: Творения Тертулиана. СПб., 1847. Т. 1. Св. Ипполит Римский . Апостольское предание: Tradimio Apostolica/Ed. В. Botte Liturgiewissenschaftliche Quellen und Forschungen. Munster, 1963. Bd. 39. Учение апостолов: Didascalia apostolorum/Ed. R. Connoly. Oxford, 1929. Учение апостолов и Апостольские постановления: Didascalia et Constitutiones Apostolorum/Ed. F. Funk. Paderbom, 1905. Рус. пер.: Учение апостолов. Томск, 1913; Постановления апостольские. Казань, 1864. Св. Василий Великий . О крещении. De Baptismo//Patrologia graeca. Т. 31. Col. 1513–1628. Св. Августин. Об обучении оглашаемых: De Catechizandis rudibus//Patrologia latina. T. 40. Col. 309–348. Рус. пер.: Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 25–55. Серапион Тмуитский . Евхологион: Euchologion/Ed. J. Quasten//Florilegium Patristicum Bonn, 1935. Bd; 7. Рус. пер. А. Дмитриевского //Труды Киевской Духовной академии. 1894. Февраль. Св. Кирилл Иерусалимский . Слова огласительные и тайноводственные. Procatecheses и Catechesis Mystagogicav/Ed. J. Quasten//Florilegium Patristicum. Bona, 1936. Bd. 7. Англ. пер. и ком.: Gross F. L. St. Cyril of Jerusalem " s Lectures on Christian Sacraments.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Brake D. L., Bolen T. Jesus. A Visual History. Grand Rapids, 2014. Brandt P.-Y. L’identité de Jésus et l’identité de son disciple. Le récit de la Transfiguration comme clef de lecture de l’Evangile de Marc. Fribourg; Göttingen, 2002. Brown R. E. The Gospel according to John (I–XII). Introduction, Translation and Notes. New York, 1966. Brown R. E. The Gospel according to John (XIII–XXI). Introduction, Translation and Notes. New York, 1970. Bruce A. B. The Miraculous Element in the Gospels. London, 1886. Bultmann R. Das Evangelium des Johannes. Kritisch-exegetischer Kommentar über das Neue Testament. 2. Ausgabe. Göttingen, 1952. Bultmann R. The History of the Synoptic Tradition. Oxford, 1963. Carson D. A. The Gospel according to John. Grand Rapids, 1991. Chancey M. A. Greco-Roman Culture and the Galilee of Jesus. P. 90–91; Idem. The Myth of a Gentile Galilee. Cambridge, 2004; Idem. Greco-Roman Culture and the Galilee of Jesus. Cambridge, 2008. Charlesworth J. H. Solomon and Jesus: The Son of David in Ante-Markan Tradition ( Mark 10:47 )//Biblical and Humane. Festschrift J. F. Priest. Atlanta, 1996. P. 125–151. Chilton B. An Exorcism of History: Mark 1:21–28 //Authenticating the Activities of Jesus/edimed by B. Chilton and C. A. Evans. Boston; Leiden, 2002. P. 215–245. Cope O. L. Matthew: A Scribe Trained for the Kingdom of Heaven. Washington D. C., 1976. Cotter W. J. The Christ of the Miracle Stories. Portrait through Encounter. Grand Rapids, 2010. Crane T. E. The Synoptics. Mark, Matthew and Luke Interpret the Gospel. London, 1982. Culpepper R. A. Anatomy of the Fourth Gospel: A Study in Literary Design. Philadelphia, 1983. Dalman G. Orte und Wege Jesu. 3. Ausgabe. Güttersloh, 1924. Davies S. L. Jesus the Healer: Possession, Trance and the Origins of Christianity. New York, 1995. Deissmann A. Licht vom Osten. Das Neue Testament und die neuentdeckten Texte der hellenistisch-römischen Welt. Tübingen, 1923. Dibelius M. Die Formgeschichte des Evangeliums. 2. Ausgabe. Tübingen, 1933.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Callahan, J.F., Gregory of Nyssa and the Psychological View of Time, in: Atti del XII Congresso Internazionale di Filosofia (Venezia, sept. 1958), XI, Firenze 1960, стр. 59–66. Camelot, P.Th., Les traités „De virginitate” au IV siècle, in: Études Carmelitaines, 31,1952, стр. 273–292. Canévet, M., Au IV siècle: langage er connaissance de Dieu, in: Les quatre fleuves, 6,1976, стр. 18–23. Canévet, M., Exégèse et théologie dans les traités spirituels de Grégoire de Nysse, in: M. Harl (изд.), Écriture, стр. 144–168. Canévet, M., Le „De instituto christiano” est-il de Grégoire de Nysse? Problème de critique interne, in: Revue des Études Grecques, 82, 1969, стр. 404–423. Carabine, D., Gregory of Nyssa on the Incomprehensibility of God, in: T. Finan – V. Twomey (изд.), The Relationship between Neoplatonism and Christianity (Proceedings of the First Patristic Conference at Maynooth), Dublin 1992, стр. 79–99. Cavarnos, J.P., Gregory of Nyssa on the Nature of the Soul, in: Greek Orthodox Theological Review, 1, 1955, стр. 133–141. Cavarnos, J.P., St. Gregory of Nyssa on the Origin and Destiny of the Soul, Belmont (Mass.) 1956. Cavarnos, J.P., The Relation of Body and Soul in the Thought of Gregory of Nyssa, in: H. Dörries – M. Altenburg – U. Schramm (изд.), Gregor von Nyssa und die Philosophie, стр. 61–77. Chauvet, E., La Philosophie des médecins grecs, Paris 1886. Cherniss, H.F., The Platonism of Gregory of Nyssa, New York 1930 (reprint 1971). Clarke, W.N., Infinity in Plotinus: A Replay, in: Gregorianum, 40,1959, стр. 75–98. Corsini, E., L " harmonie du monde et l " homme microcosme dans le De hominis opificio, in: J. Fontaine – Ch. Kannengiesser, Epektasis, стр. 456–462. Corsini, E., Nouvelles perspectives sur le problème des sources de l " Hexaeméron de Grégoire de Nysse, in: Studia patristica 1=Texte und Untersuchungen 63, 1957, стр. 94–103. Corsini, E., Plérôme humain et plérôme cosmique chez Grégoire de Nysse, in: M. Harl (изд.), Écriture, стр. 111–126. Corsini, E., La polemica contro Eunomio e la formazione délia dottrina sulla crazione in Gregorio di Nissa, in: U. Bianchi – H. Crouzel, изд., Arché e Telos, стр. 197–212.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

G. Cioffari, La sobornost nella teologia russa. Bari, 1978. С. Дурылин, Церковный собор и Русская Церковь . Москва, 1917. Митр. Елевтерий (Богоявленский), Соборность Церкви. Божие и Кесарево. Париж, 1938. Goerdt I. S. 659 ff. П. Я. Граббе, Истинная соборность. Варшава, 1930. Янус, Папа и собор. Берлин, 1870. A. Joos, Église, (ré-)conciliation et conciliarité. Aspects de lecclé-siologie de conciliarité dans les écrits de S. Boulgakov//Nicolaus, 1976, n. l.P. 3–97. А. В. Карташев , На путях к Вселенскому Собору. Париж, 1932. N. Losski, Histoire. P. 427 ff. Русский перевод: H. Лосский, История русской философии. Москва, 1991 P. P. OLeary, The Triune Church: A Study in the Ecclesiology of A. S. Khomjakov. Dublin, 1982. H. J. Ruppert, Das Prinzip der Sobornost in der russischen Orthodoxie//Kurche im Osten 16, 1973. P. 22–56. S. Tyszkiewicz, La théologie moehlérienne de IUnite et les théologiens pravoslaves//LÉglise es une. Hommage a Moehler. Paris, 1939. P. 270–294. В. Зеньковский , Свобода и соборность//Путь. 7 (1927). С. 3–22. В. Зеньковский , История русской философии. Т. II. Ч. 2. Ленинград, 1991. С. 266: Соборность (Предметный указатель). Евхаристия Н. Афанасьев , Трапеза Господня. Париж, 1952. Н. С. Арсеньев, О литургии и таинстве Евхаристии. Париж, без указания года издания. Свящ. С. Н. Булгаков, Евхаристический догмат//Путь. 20 (1930). С. 3–46; 21 (1930). С. 3–33. Свящ. С. Н. Булгаков, К вопросу о дисциплине покаяния и причащения//Путь. 19 (1929). С. 70–78. Митр. Димитрий (Туптало), Рассуждение о пресуществлении святейшей Евхаристии//Г. Миркович, О времени пресуществления Св. Даров. Вильна, 1886. Г. В. Флоровский, Евхаристия и соборность//Путь. 19 (1929). С. 3–22. G. Martelet, Résurrection, Eucharistie et gene de lhomme. Paris, 1972; ср.: W. HRYNIEWICZ, Eucharystia – Sacramento pasquale//Ate-neum Kaplanskie. Wroclawek, 1983, n. 101. P. 231–248. M. Hrynchyshyn, Renewal through the Eucharist (Reprint from the Millenium of Faith, series in the Redeemers Voice. Jan.-Dec, 1982). Toronto, 1982.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Ibidem. Krautheimer, R. 1942. ‘Introduction to an " Iconography of Mediaeval Architecture " " , Journal of the Warburg and Courtauld Institutes 5: 1-33. Grabar, A. 1946. Martyrium: recherches sur le culte des reliques et l " art chrétien antique, 2 vols. (Paris). Tchalenko, G. 1953-8. Villages antiques de la Syrie nord: le massif du Bélus à l " époque romaine (Paris). Kondakov, N. 1886. Histoire de l " art byzantin considéré principalement dans les miniatures (Paris). Ainalov, D. V. 1961. The Hellenistic Origins of Byzantine Art (1900-1), trans. E. Sobolevitch and S. Sobolevitch, ed. C. Mango (New Brunswick). Lazarev, V. N. 1947-8. History of Byzantine Painting (in Russian) (Moscow). Wickhoff, F. 1895. Der Wiener Genesis (Vienna). Weitzmann, K. 1947. Illustrations in Roll and Codex: A Study of the Origin and Method of Text Illustration (Princeton). См.: Walter, C. 1971. ‘Liturgy and the illustration of Gregory of Nazianzen " s Homilies: an essay in iconographical methodology " , Revue des Études Byzantines 29: 183-212; Lowden, J. 1992. The Octateuchs: A Study in Byzantine Manuscript Illumination (University Park). Der Nersessian, S. 1962. ‘The illustrations of the Homilies of Gregory of Nazianzus: Paris Gr. 510. A study of the connections between text and images " , Dumbarton Oaks Papers 16: 195-228. Kitzinger, E. 1976. The Art of Byzantium and the Mediaeval West: Selected Studies, ed. W. E. Kleinbauer (Bloomington). Wölfflin, H. 1915. Kunstgeschichtliche Grundbegriffe (Munich). Demus, O. 1948. Byzantine Mosaic Decoration: Aspects of Monumental Art in Byzantium (London); Idem, 1950. Mosaics of Normal Sicily (London); Idem, 1970. Byzantine Art and the West (New York). Byron, R., and Talbot Rice, D. 1931. The Birth of Western Painting (London). См.: Soteriou, G. M., and Soteriou, M. 1956-8. Icons of Mount Sinai (in Greek) (Athens); Weitzmann, K. 1982. Studies in the Arts at Sinai (Princeton). Weitzmann, K. 1982. Studies in the Arts at Sinai (Princeton). Buchthal, H. 1957. Miniature Painting in the Latin Kingdom of Jerusalem (Oxford).

http://pravoslavie.ru/38361.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010