В результате активной эксплуатации монастырских построек в советское время архитектурный ансамбль К.-О. м. был доведен до аварийного состояния. Лишь в 1965 г. Архангельский облисполком выделил средства для проведения первоочередных консервационных работ. С 1968 г. реставрацией на Кий-острове занимались студенты Московского химико-технологического ин-та им. Д. И. Менделеева под рук. Г. В. Алфёровой. В 1976 г. был организован Онежско-Кийский филиал СГИАПМЗ, проектные и реставрационные работы вели специалисты объединения «Росреставрация» (Москва). Но затем филиал был расформирован, работы прекращены. В 2013 г. консервация архитектурных памятников на Кий-острове проводится по инициативе дома отдыха. В списке памятников федерального значения на острове числится 8 объектов: Крестовоздвиженский собор, ц. Всех святых, храм Рождества Пресв. Богородицы с трапезной палатой, ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, колокольня, настоятельский и братский корпуса. С 1991 г. на территории К.-О. м. возрождается духовная жизнь, освящен Крестовоздвиженский собор. Настоятель Троицкого собора г. Онеги каждый летний сезон совершает на острове службы для паломников. Настоятели О первых настоятелях, к-рые, как правило, назначались из др. обителей (Новоиерусалимского Воскресенского, Иосифова Волоколамского мон-рей), известно немного. Во главе К.-О. м. стояли архимандриты. При первом архим. Иоанне и его последователе архим. Феофане сооружены главные каменные и деревянные храмы мон-ря. В 1797-1800 (1798-1803?) гг. К.-О. м. возглавлял архим. Никон, ректор Архангельской ДС. В число настоятелей на протяжении XIX в. входили бывш. ректоры Архангельской семинарии: в 1806-1817 гг.- Кирилл (Киприянов), в 1820-1821 гг.- Павел (Павлов-Морев), в 1827-1830 гг.- Неофит (Соснин; впосл. архиепископ Пермский и Верхотурский). В 1821-1826 гг. во главе К.-О. м. стоял архим. Антоний (Домкинский), бывш. инспектор Новгородской ДС и ректор Архангельской ДС. В 1839-1847 гг. К.-О. м. возглавлял миссионер, просветитель ненцев (самоедов) архим. Вениамин (Смирнов) , к-рый на собранные пожертвования приобрел для мон-ря подворье в Архангельске. В дек. 1842 г. по предложению архангельского гражданского губ. П. В. Степанова архим. Вениамин стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета. 8 июня 1855 г., при архим. Ниле, в К.-О. м. произошел пожар. Восстановление разрушенных монастырских зданий состоялось позже, при архим. Кирилле (1868-1870) и архим. Нектарии (1870-1881). 28 июня 1885 г., при настоятеле (1884-1886) архим. Иувеналии, К.-О. м. посетил вел. кн. Владимир Александрович. В 1886-1891 гг. обитель возглавлял бывш. наместник Соловецкого мон-ря архим. Варлаам (Горбачёв). Во 2-й пол. XVII в. была выстроена небольшая каменная усыпальница настоятелей. В списке упоминается лишь 3 настоятеля, почивших на острове в XIX в.: архимандриты Никон, Кирилл и Амвросий (Черноруцкий) (Ист. описание. 1903. С. 13-19). Материальное положение

http://pravenc.ru/text/1684594.html

http://gatchina3000.ru/art_monuments/main08_6.htm Находящаяся в Егерской слободе г.Гатчины Покровская церковь была заложена 25 мая 1886 г. духовником Их Императорских Величеств протопресвитером Иоанном Янышевым, и строилась по проекту академика архитектуры Давида Ивановича Гримма. Спустя два года - 20 ноября 1888 г. церковь была торжественно освящена в присутствии Императора Александра III тем же протопресвитером Иоанном Янышевым. В храме находился роскошный трёхярусный резной иконостас, изготовленный из темного дуба на петербургской фабрике Е. Шрадера. 15 марта 1918 г. церковь, до этого состоявшая в придворном ведомстве, была переведена в ведение епархиального духовества. Церковь была закрыта по постановлению ВЦИК от 2 марта 1933 г., а всё её внутреннее убранство было разграблено или уничтожено. После оккупации Гатчины немецкими войсками, с октября 1941 г. в ней возобновились Богослужения, которые с этого времени и до февраля 1942 г. совершал свящ. Иоанн Пиркин (...-1944), а с марта 1942 г. и вплоть до своего ареста в апреле 1944 г. свящ. Василий Апраксин (1891-1962). В храме был установлен временный фанерный иконостас, в августе 1952 г. замененный на новый (более художественный) переданный из церкви СПб Духовной семинарии и находящийся в Покровской церкви доныне. После проведённого в храме ремонта Покровская церковь была вновь торжественно освящена 14 января 1952 г. благочинным Пригородного округа прот. Александром Мошинским. В 1957 г. вокруг храма была сделана новая ограда, а в 1959 г. рядом был выстроен новый деревянный церковный дом. В настоящее время за алтарем храма находятся могилки священнослужителей: прот.Василия Левитского (1851-1914), являвшегося его настоятелем с 1896 г. и вплоть до своей кончины, прот. Петра Белавского (1892-1983), являвшегося настоятелем храма с 1955 по 1976 годы, и гатчинского прот. Иоанна Преображенского (1915-1991), никогда не являвшегося клириком Покровской церкви, но тем не менее погребенного рядом с ней, поскольку он проживал поблизости от храма. Прекрасные старинные фотографии наружного вида храма находятся в фототеке ИИМК РАН, альбом F.49 (8-10), а фотография внутреннего убранства церкви была приведена в журнале " Зoдчiй " , 1892 г., вклейка 35.

http://sobory.ru/article/?object=00130

Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936), митрополит. С 1898 – ректор Московской духовной академии. 28 февраля 1899 – хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. С 1903 – епископ Псковский и Порховский. С 1910 – архиепископ Новгородский и Старорусский. В ноябре 1917 – возведен в сан митрополита. В ноябре 1919 – арестован в Москве, выслан в Новгород. В 1920 – арестован в Новгороде, осужден на 5 лет ссылки в Архангельск. Приговор отменен решением ВЦИК. В 1924 – приговорен к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. С 1928 – разрешено свободное проживание в Средней Азии. С мая 1927 – член Временного Патриаршего Синода, участия в работе не принимал. С 1933 – митрополит Ташкентский и Туркестанский. 23 февраля 1936 – скончался в Ташкенте. Белавский Петр Иоаннович (1892–1983), протоиерей. С 1922 – настоятель Алексиевской церкви пос. Тайцы (Гатчинский район). В 1928–1929 – помощник владыки Димитрия (Любимова). 29 ноября 1929 – арестован в Тайцах вместе с владыкой. Приговорен к 5 годам концлагерей. В 1933 – освобожден. Поселился в Новгороде. В 1938 – вновь арестован по делу «контрреволюционной организации». В мае 1939 дело прекращено. Выехал к семье в пос. Пестово (Покров-Молога), где работал бухгалтером до конца войны. С 1949 – настоятель Павловского собора в Гатчине. С 1955 – настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Егерской слободе (пос. Мариенбург). С 1976 – за штатом. Варлаам (Лазаренко Григорий Яковлевич; 1879–1930), епископ. В 1923 – хиротонисан в епископа Лебединского Полтавской епархии. С 1925 – епископ Майкопский. В декабре 1926 – арестован в с. Заповедное Туапсинского района, дело прекращено. В августе 1927 – отделился от митрополита Сергия. В начале 1928 – ездил в Ленинград к епископу Димитрию (Любимову). Окормлял тайные скиты в горах и общины на Кубани. Арестован в 1930. Расстрелян. Василий (Докторов Владимир Иванович; 1872–1938), епископ. В 1886 – поступил в Никандрову пустынь Псковской епархии. В 1902–1905 – учился в Казанской духовной академии. Миссионер в Семипалатинске. В 1924 – хиротонисан во епископа Горно-Алтайского. В 1925 – епископ Пинежский. В 1925–1926 – епископ Яранский. С 1927 – епископ Каргопольский. Присоединился к иосифлянам. Арестован в декабре 1930, приговорен к 5 годам заключения в Ярославском изоляторе, с 1933 – на Соловках. С 1935 – жил в Мариуполе. Вновь арестован в 1938, вероятно, расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В. был назначен епископом Омским и Тюменским, часто посещал приходы Зап. Сибири, сумел воспрепятствовать разрушению собора и ансамбля архиерейского дома в Тобольске, пожертвовав на их реставрацию деньги из епархиальных средств. 20 февр. 1958 г. возведен в сан архиепископа. 21 февр. 1958 г. переведен на Иркутскую и Читинскую кафедру с поручением временного управления Владивостокской и Хабаровской епархией, пытался противостоять усилению антирелиг. кампании (см. ст. Хрущёв Н. С.). 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке, в 1966 г.- орденом св. Владимира 1-й степени. В 1970 г. являлся членом Комиссии Свящ. Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1971 г ., внес предложение о пересмотре решений Архиерейского Собора РПЦ 18 июля 1961 г ., лишавших настоятелей права самостоятельного управления приходами. Несмотря на противодействие органов власти, много ездил по епархии, часто служил, уделяя большое внимание формированию хоров и благолепию богослужений. В кон. 60-х гг., во время очередного объезда епархии, подвергся радиоактивному облучению, после чего у В. началась лучевая болезнь. 31 мая 1973 г. был назначен архиепископом Чебоксарским и Чувашским. Превозмогая тяжелое состояние здоровья, на новой кафедре В. продолжал активную деятельность, его стараниями был отреставрирован кафедральный Введенский собор, приобретен дом для Чебоксарского ЕУ, во всех приходах епархии замещены вакантные священнические места. Отпевание В. 18 окт. 1976 г. возглавил архиеп. Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычёв) . Погребен у левого клироса во Введенском кафедральном соборе г. Чебоксары. Арх.: Архив Московской Патриархии. Личн. дело; Архив УСБУ Тернопольской обл. Д. 13922-П. Соч.: Трагические страницы истории Церкви на оккупированной территории: Из восп. очевидца//ЖМП. 1975. 7. С. 12-13; Слово в день Рождества Христова//Там же. 1977. 1. С. 40-42; Слово на Великий пост//Там же. 3. С. 26-28. Лит.: Архиеп. Чебоксарский и Чувашский Вениамин: (Некролог)//ЖМП. 1977. 1. С. 18-21; Василий (Кривошеин), архиеп. Из восп. о Соборе 1971 г.//Вестн. РХД. 1986. 147. С. 210-235; Браславский Л. Ю. Правосл. храмы Чувашии. Чебоксары, 1995; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Правосл. Церковь. М., 2002. С. 509. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/150303.html

Греч. религия представлена у Г. весьма объемно, но отрывочно, т. к. описание греч. религ. обычаев не входило в план работы. Как правило, Г. упоминает о ней вскользь, в контексте исторического повествования или в сравнении с иноземными верованиями. Тем не менее «История» Г. является одним из важнейших источников о местных верованиях различных греч. полисов, в особенности о местных святилищах и развитии культа героев. Особое место занимает у Г. «оракульная литература»: сочинение Г. содержит главные материалы по истории Дельфийского оракула архаического и раннеклассического периодов, а также Додонского (II 52-58), Амфиарая (I 46-52) и др. Особый интерес вызывает обширное цитирование Г. текстов самих оракулов, особенно Дельфийского, а также многочисленные сообщения о порядке вопрошания оракула, описания посвятительных приношений и цитирование местных храмовых легенд, к к-рым, несомненно, принадлежит история возвышения и падения царя Лидии Крёза (I 46-56, 76-91). Интересны также сообщения Г. о соотношении греч. и пеласгской религий (II 50-53), согласно к-рым пеласги являлись промежуточным звеном между египтянами и греками в передаче имен богов, однако достоверность их сомнительна. Несмотря на тесные связи с Афинами, Г. вовсе не упоминает Элевсинских мистерий, что может, впрочем, объясняться его богобоязненностью (ср. II 3). Изд.: Historia/Rec. H. Stein. B., 1869-1871. 2 t.; Histoires/Ed. Ph. Legrand. P., 1966-1996. 9 vol.; История: В 9 кн. 2 т./Пер.: Ф. Мищенко. М., 1885-1886. 2 т.; История: В 9 кн./Пер.: Г. А. Стратановский. М., 1972, 1993, 1999, 2004; Herodotus. Book 2: An Introd. and Comment./Ed. A. B. Lloyd. Leiden, 1976. Лит.: Jacoby F. Herodot// Pauly, Wissowa. Suppl. 2. Col. 209-520; Tr ü dinger K. Studien zur Geschichte der griechischen-römisch Ethnographie. Basel, 1918; Linforth I. M. Greek Gods and Foreign Gods in Herodotus//Univ. of California Publ. in Classical Philology. 1926. Vol. 9. N 1. P. 1-25; Meuli K. Scythica//Hermes: Zeitschr. f. Klassische Philol. B., 1935. Bd. 70. S. 122-176; Лурье С. Я. Геродот. М.; Л., 1947; Myres J. Herodotus: Father of History. Oxf., 1953; Crahay R. La littérature oraculaire chez Hérodote. P., 1956; Доватур А. И. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957; Lachenaud G. Mythologies, religion, et philosophie de l " histoire dans Hérodote. Lille; P., 1978; Hemmerdinger B. Les manuscrits d " Hérodote et la critique verbale. Gen., 1981; Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990; ODB. Vol. 2. P. 922; Thomas R. Herodotus in Context: Ethnography, Science and the Art of Persuasion. Camb., 2000; Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений VII-V вв. до н. э. СПб., 2001; Harrison Th. Divinity and History: the Religion of Herodotus. Oxf., 2002.

http://pravenc.ru/text/164845.html

Известно, что классический маньеризм XVI в. предшествовал в Европе искусству барокко. В историографии ему отведена определенная эпоха и набор имен (Аникст, 1976, с. 225–248). Маньеризм представлял собой высокоэлитарное искусство, с тягой к сделанности, совершенству формы и интеллектуализму. Термин «манера», по Дж. Ширмену, предполагает стильность и разрыв с натурализмом: искусство, по мнению маньеристов, должно было служить исправлению природы (Ширмен, 1970, с, 215–216). Между тем, возникнув на исходе средневековья, маньеризм открыл такие законы формообразования, которые во многом оказались созвучными особенностям художественного мышления Нового времени в целом, а точнее – художественного мышления низовых социальных слоев и групп. «Игра» с традиционными формами и тяготение к эклектике, историзм и понимание старого искусства в аспекте его мифологизации – все это, попав как бы в резонанс со спецификой формообразования народно-ремесленных и низовых модификаций высокого искусства, позволяет исследователям приложить к ним понятие «маньеризм», хотя, конечно, более в метафорическом, чем терминологическом смысле. Маньеризм был стилем, открытым во все стороны, в том числе и в сторону «неофициальной» народной культуры (Хлодовский, 1978, с. 131). Более того, с некоторой осторожностью можно говорить, что на определенном этапе принципы маньеризма встретились и переплелись с художественными принципами барокко (ср.: Ширмен, 1970, с. 226), чему в немалой степени способствовало тяготение последнего к «массовой культуре», к популяризации своих религиозных и эстетических идей. Отсюда в низовой нормированной поэтике XVII–XIX вв. мы можем наблюдать самые неожиданные и парадоксальные трансформации таких, например, важнейших категорий художественного мышления маньеризма и барокко, как орнамент и рама, В этой связи И.А. Голышев не случайно писал об особенности народных миниатюр в русских синодиках XVII в.: «В рамках, орнаментах и буквах замечается строгая верность усидчивого выполнения, которое показывает, что сему делу прилагалось все усердие и старание, не жалея ни времени, ни труда» (Голышев, 1886, с. 1). Иными словами, орнамент и рама превратились в глубоко закодированные категории художественного сознания народного ремесленника, Его творчество в аспекте заимствования и общей установки на цитирование обнаруживалось преимущественно в орнаментализме; именно здесь оказывалось поле притяжения его «усердия», своего рода «орнаментализм» его мышления (ср.: Форссман, 1956, с. 7–30).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Изд.: Плутарховы сравнительные жизнеописания славных мужей: Пер. с греч. СПб., 1813-1821. Ч. 1-13; Перевод «Ручной книги законов», или так называемого Шестикнижия, собранного отовсюду и сокращенного достопочтенным номофилактом и судьею в Фессалонике Константином Арменопулом. СПб., 1831. 2 т.; Римское посольство к Аттиле: Отрывок из соч. Приска, писателя V в.//ЖМНП. 1842. Ч. 33. 1. Отд. 2. С. 65-116; Византийские историки: Дексипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец: Пер. с греч. СПб., 1860. Рязань, 20032; Сказания Приска Панийского: Пер. с греч.//УЗ 2-го отд. ИАН. 1861. Т. 7. Вып. 1. Отд. 2. С. 1-112; Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами, вандалами и готфами: Пер. с греч. СПб., 1862, 1876-18802. T. 1 в 2 ч.; 1891. Т. 2. Лит.: [Некролог: Дестунис С. Ю.: 1782-1848]//ЖМНП. 1848. Ч. 60. 11. Отд. 7. С. 53-54; Палеолог М. Г. [Дестунис Г. С. , псевд. ] Некролог С. Ю. Дестуниса//Зап. Одесского ОИДР. 1850. Т. 2. Отд. 3. С. 798-804; Дестунис Г. С. Из ученой деятельности С. Ю. Дестуниса: Его перевод «Сравнительных жизнеописаний Плутарха»//СбОРЯС. 1886. Т. 40. 5; Papastathis Ch. K. Zur Verbreitung der «Hexabiblos» des Harmenopoulos im slawischen Raum//Balkan Studies. 1976. Vol. 17. 1. P. 67-78 [греч. библиогр. о Д.]; Медведев И. П. Пушкин-переводчик Коллегии иностранных дел//Временник Пушкинской комиссии, 1978. Л., 1981. С. 105-109; Белоброва О. А. С. Ю. и Г. С. Дестунисы: Рукописное наследие//Архивы рус. византинистов в С.-Петербурге. СПб., 1995. С. 22-33; Шукурова А. Э. О С. Дестунисе как переводчике «Шестикнижия» Арменопула//Там же. С. 34-35. Л. А. Герд Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ГОЛОВАЦКИЙ Яков Федорович (1814 - 1888), бывш. униат. свящ., историк, филолог, один из инициаторов национального возрождения русинов в Галиции, входившей в XIX в. в состав Австрийской империи

http://pravenc.ru/text/171759.html

Исследование славянских переводов богослужебных текстов было начато во второй половине XIX в., когда были опубликованы древнейшие литургические рукописи XI в. И. В. Ягичем было проведено лингвистическое исследование перевода древнеславянских служебных миней [Ягич 1886], Г. А. Воскресенский выделил основные редакции славянского перевода Евангелия и прокомментировал основные разночтения между редакциями Евангелия от Марка [Воскресенский 1896]. Вышли в свет работы А. В. Михайлова , посвященные изучению книг Ветхого Завета [Михайлов 1900], В. А. Погорелов описал различия между древнеславянскими переводами Псалтыри [Погорелов 1901]. Славянские последования литургии начали изучаться в трудах Н. Ф. Красносельцева и С. Д. Муретова [Красносельцев 1885:1889; Муретов 1895:1897]. После революции 1917 г. в силу идеологических причин исследование славянских богослужебных текстов перестало быть приоритетным направлением в советской славистике, и интерес ученых сосредоточился по большей части на оригинальной письменности Древней Руси или на переводах исторических и философских произведений. Лишь с 70-х годов XX столетия в работах Л. П. Жуковской [Жуковская 1976], Е. В. Чешко [Чешко 1982], А. А. Алексеева [Алексеев 1983:1984], Г. Попова [Попов 1985], М. А. Моминой [Момина 1992] возобновляется интерес к изучению Священного Писания и богослужебных книг, разрабатываются методы их текстологического исследования, оценки разночтений и обсуждаются проблемы их издания. В этой книге изучается история славянского перевода литургии, который до настоящего времени не был предметом специального источниковедческого и филологического исследования: разработана методика текстологического изучения памятника, составлена периодизация правок литургии у славян, даны попытки объяснить исторические причины этих исправлений, очерчен круг славянских книжников, занимавшихся правкой текста, описаны нормы переводов литургии в различные исторические периоды. Описания совершения литургии находились в уставах литургии (диатаксисах) и в какой-то мере в толкованиях на литургию, которые, как и литургия, переводились с греческого языка. Различные толкования на литургию исследовались нами ранее [Афанасьева 2012а], в данной работе изучается славянский перевод Диатаксиса Филофея Коккина, ставший в XIV в. основным кодифицирующим уставом литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Варенька 7 очень милая, такая драгоценная маленькая девочка, утешающая всех нас. Тебя все время помнит и спрашивает, когда ты приедешь. Справку об окончании 7 классов постараемся достать и выслать 8 . Много думаем с мамой, как лучше все устроить. Может быть, весной пробовать прописаться мне в Москве и начать перебираться туда, одновременно сохранить здесь полдома. Работаю я очень много, часов до 11 вечера, но, собственно, «работаю» часов до 7–8, а потом занимаюсь сам, изучаю язык 9 , чтобы было можно это знание тут же реализовать. Пришлось обнаружить, что я знаю язык очень слабо и требуются занятия. Никуда, конечно, не хожу, за неимением времени, и это время идет очень быстро. (Приписка рукой В. С. Фудель ) Коля/Варенька Мама/Маша 10 Вот и Варенька участвовала Целую тебя, дорогой наш. Всегда твой папа. 1 В настоящем издании впервые осуществлена наиболее полная публикация сохранившихся писем С.И. Фуделя за последние тридцать лет его жизни (1946– 1976), написанных в Загорске, в сибирской ссылке – Минусинске и с. Большой Улуй Красноярского края; затем в Усмани Воронежской области, Лебедяни Липецкой области. Покрове Владимирской области. Адресаты писем С.И. Фуделя – жена. Вера Максимовна Сытина (1901–1988), сын, Николай Сергеевич Фудель (р. 1924), невестка, Лидия Ивановна Щербинина (1922–1991), дочь, Мария Сергеевна Желновакова, урожденная Фудель (р. 1931), внучка, Мария Николаевна Казакова, урожденная Фудель (р. 1956), а также друзья – Сергей Николаевич Дурылин (1886–1954), Николай Николаевич Третьяков (р. 1922), Николай Евгеньевич и Оксана Васильевна Емельяновы (р. 1939), Татьяна Михайловна Некрасова (р.1904). Отрывки из писем к сыну впервые опубликованы: Письма из ссылки/Публ. и примеч. Н.С. Фуделя /Новая Европа. 1993. 3–4. Все письма (за исключением одного письма Н.Н. Третьякову) печатаются по автографам из соответствующих семейных архивов, как правило, без купюр и сокращений. Датировка писем – там, где она не указана автором, – расчислена по косвенным признакам и дается в квадратных скобках с обоснованием в комментарии к письму. В квадратных скобках указано также место отправления корреспонденции. Письма размещены по хронологии, согласно предложенной нами сквозной нумерации. Тексты публикуются по современным правилам орфографии и пунктуации. Конъектуры в угловых скобках. Графические выделения принадлежат автору писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

В 1826 году архиепископу Филарету Московскому было подано прошение " Звенигородской округи, экономической Пятницкой волости, села Рождествено, что на Истре, церкви Рождества Христова от крестьянина дер. Тимофеево, строителя Федора Киприанова " . В своём прошении он описывал бедственное положение храма: деревянная церковь холодна, ветха и слишком мала для большого прихода, в котором считается 1253 души обоего пола. На мирском сходе селяне было решено возвести в селе каменную церковь. Были собраны необходимые средства, помогли в благом деле и доброхотные жертвователи. Разрешение на постройку храма было получено. Нашли и проектировщика будущей каменной церкви. Проектировал храм в честь Рождества Христова с приделом Сергия Радонежского Московский губернский архитектор Дмитрий Фомич Борисов. Христорождественский храм в стиле позднего классицизма был выстроен за 4 года и в 1831 году освящён. Западная паперть церкви была пристроена позднее. В 1886 году была осуществлена последняя роспись интерьеров храма, фрагменты которой сохранились до наших дней. Храм был закрыт в 1930-х годах. В годы Советской власти вокруг была озоровительная база-пансионат, в самой церкви столовая и щитовая. Храм сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, в боях ноября 1941 - января 1942 гг. К началу 1970-х годов церковь являла собой жалкое зрелище: поросшие берёзами кровли, пробоины в стенах, пустые глазницы окон... С 1972-1976 гг. арендатор базы отдыха, а соответственно и здания бывшей церкви - трест " Мосэлектромонтаж-1 " на свои средства провёл восстановительно-реставрационные работы. Эти работы были поручены Г. Ларионову. Исследуя архивные материалы, старые фотографии, проводя тщательные натурные исследования, к 1973 году Ларионов разработал проект реставрации памятника, а к 1976 году под его надзором церковь была восстановлена. Но о возобновлении тогда богослужений речи не могло и быть. В 1998 году церковь была возвращена верующим. Последняя реставрация была проведена в 1998-2016 гг. под руководством архитектора-реставратора Горячевой Марины Юрьевны, на счету которой реставрация таких храмов Истринского района, как церковь Рождества Христова в Рождествене - усадьбе Кутайсовых, церковь Богоявления Господня в Брыкове, церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Дарне и др. С февраля 1999 года церковь приписана к Казанскому храму в селе Ламишине.

http://sobory.ru/article/?object=04788

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010