Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зверинский Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: С библиогр. указ. СПб., 1890-1897. 3 т. 2005р ЗВОРАО Записки Восточного отделения РАО. СПб., 1887-1912. 20 т. Здравомыслов. Словарь иерархов Здравомыслов К. Я. Биографический словарь иерархов РПЦ с введения христианства до 1918 г.//РНБ ОР. Ф. 102 ЗИАН Записки Имп. Академии наук. СПб., 1862-1895 ЗИНУ Записки Имп. Новороссийского ун-та. Од., 1867-1913. 113 т. ЗИФФ Записки историко-филологического факультета С.-Петербургского ун-та. СПб., 1876-1918. 143 ч. ЗЛУ Зборник Матице Српске за ликовне уметности. Нови Сад, 1965-. Кн. 1-. ЗМВЭМН Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-1917 гг.)/Ред.: А. Ф. Крашенинников. М., 1998 ЗМИАИ Записки Московского имп. Археологического ин-та. М., 1909-1916. Т. 1-39 ЗНТШ Записки науковаго товариства iм. Т. Шевченка. Льbib, 1893-. Т. 1-. ЗОЛКА Записки Общества любителей кавказской археологии. Тифлис, 1875. Вып. 1-. ЗОРСА Записки Отделения русской и славянской археологии Русского Археологического общества. СПб., 1851-1918. 13 т. ЗРАГ Записки Русской академической группы в США. Н.-Й., ЗРАО Записки Русского Археологического общества. М., 1847-1863. 14 т.; Н. с. СПб., 1886-1902 ЗРВИ Зборник радова Византолошког ин-та. Београд, 1952-. ИА Исторический архив. М.; Л., 1936-1953. М., 1955-. ИАБ Исихазм: Аннот. библиогр./Сост.: А. Г. Дунаев и др.; ред.: С. С. Хоружий. М., 2004 ИАИ Известия на Археологическия ин-т. София, 1927-. ИАН Известия Академии наук. М., 1918-. ИБИД Известия на Българското историческо дружество в София. София, 1944-1948, 1967-. ИБ ОВЦС МП Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. М., 1968-. ИВ Исторический вестник. СПб., 1880-1917 ИВАД Известия на Варненското археологическо дружество. Варна, 1908-1964. 15 кн. ИВЛ История всемирной литературы. М., 1983-1991. 8 т. ИДРДВ История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. М., 1976-1989. 5 т. ИЗ Исторические записки. М., 1937-. Изб. 1076 Изборник Святослава, 1076 г. ГПБ. Эрм. 205: Ркп. Изд.: Изборник 1076 г./Подгот.: В. С. Голышенко и др. М., 1965 ИзвГАИМК Известия Гос. академии истории материальной культуры. М.; Л., 1921-1935 ИзвКавИАИ Известия Кавказского историко-археологического ин-та. Тифлис, 1923. Т. 1; 1927. Т. 2; 1925. Т. 3 ИзвОЛЯ Известия АН СССР. Отд. лит-ры и языка. М., 1928-1991 (с 1992 - Известия АН: [Журнал РАН], сер.: лит-ра и яз.) 1 ... ← предыдущая 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=8

Fraenkel Fraenkel E. Litauisches etymologisches Wörterbuch. Heidelberg; Göttingen, 1955–1962. Frisk Hj. Griechisches etymologisches Wörterbuch. Heidelberg, 1954–1969. Gamillscheg Gamillscheg E. Etymologisches Wörterbuch der französischen Sprache. Heidelberg, 1926. Glossarium Glossarium mediae et infimae latinitatis. Т. I. Nior, 1883. Grimm J. und W. Deutsches Wörterbuch. Bd IV. Leipzig, 1914. Heym J. Versuch einer vollständigen geographisch-topographischen Encyklopädie des Russischen Reichs. Göttingen, 1796. Hofmann Hofmann J. B. Etymologisches Wörterbuch der Griechischen. München, 1949. Holder Holder A. Alt-Celtischer Sprachschatz. Bd I – III. Leipzig, 1896–1907. Holdhausen F. Etymologisches Wörterbuch der englischen Sprache: 3. Aufl. Göttingen, 1949. Karowicz Karowicz J. Sownik gwar polskich. Т. I–IV. Kraków, 1900–1911. F. Etymologisches Wörterbuch der deutschen Sprache: 17. Aufl. Berlin, 1957. Landau Landau O. Mykenisch-Griechische Personennamen. Göteborg, 1958. Lange J. Vollständiges deutschlettisches und lettischdeutsches Lexikon. Mitau, 1773–1777. Lietuvu kalbos tarms. Vilnius, 1970. Lietuvu kalbos odynas. Т. I – XVIII. Vilnius, 1968–1997. Lokotsch Lokotsch K. Etymologisches Wörterbuch der europäischen (germanischen, romanischen und slavischen) Wörter orientalischen Ursprungs. Heidelberg, 1927. Lübben, Walther Lübben Α., Walther C.H.F. Mittelniederdeutsches Handwörterbuch. Bd II1. Leipzig, 1888. Machek Machek V. Etymologický slovnik jazyka eského a slovenského. Praha, 1957. Mayrhofer Mayrhofer M. Kurzgefasstes etymologisches Wörterbuch des Altindischen. Bd I–III. Heidelberg, 1953–1976. Maiulis Maiulis V. Prsu kalbos etimologijos odynas. Т. 1–3. Vilnius, 1988–1996 (A – P). Meyer G. Etymologisches Wörterbuch der albanesischen Sprache. Strassburg, 1891. Meyer-Lübke Meyer-Lübke W. Romanisches etymologisches Wörterbuch. Heidelberg, 1911. Miklosich1 Miklosich F. Etymologisches Wörterbuch der slavischen Sprahen. Wien, 1886. Miklosich2 Miklosich F. Lexicon palaeoslovenico-graeco-latinum. Vindobonae, 1862–1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

в Суздале был обнаружен и перенесен в Москву реликварий со святынями, привезенными из К-поля на Русь свт. Дионисием Суздальским в 1382 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 210-211, 231). Возможно, ко времени управления Е. Суздальской епархией относится установление местного почитания безымянных Засурских трех преподобных , мощи к-рых были помещены среди др. святынь в мощевиках 1410 и 1414 гг. суздальско-нижегородских князей - потомков Бориса Константиновича (см. в ст.: Даниил Борисович ). При жизни Е., 9 сент. 1406 г., митр. Киприан поставил Суздальским епископом Митрофана (ПСРЛ. Т. 18. С. 151; Т. 25. С. 234). Источники умалчивают, когда и в силу каких обстоятельств Е. покинул кафедру. Во 2-м Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. содержатся миниатюры с изображением Е., который в числе др. епископов провожает митр. Пимена в паломничество в Царьград, присутствует при встрече в Москве свт. Киприана, митрополит утверждает Е. на епископство в Суздале (БАН. 31. 7.30-2. Л. 255, 350 об.- 352 об.). Ист.: ПСРЛ. Т. 8. С. 50, 60, 69, 81; Т. 11. С. 90, 95, 122, 185, 198; Т. 15. Вып. 1. Стб. 152, 158; Т. 18. С. 136, 139-140, 154; Т. 20. С. 210; Т. 23. С. 132; Т. 24. С. 156, 158, 165; Т. 25. С. 212, 218, 226, 236; РИБ. Т. 6. Прил. 34. Стб. 229-230; 41. Стб. 277-282; 42. Стб. 287-290. Лит.: Диев М. Я. Суздальская иерархия/Публ., предисл.: А. А. Титов. М., 1892. С. 40-41. (Мат-лы по истории Рус. Церкви; 4); Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 57, 74-75; Голубинский. История РЦ. М., 1997р. Т. 3. С. 301, 319-321; Соколов П., свящ. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 548; Медведев И. П. Ревизия визант. документов на Руси в кон. XIV в.//ВИД. 1976. Т. 7. С. 289-297; Мейендорф И., протопр. Византия и Моск. Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей в XIV в.// Он же. История Церкви и восточнохристианская мистика. М., 2000. С. 499, 501, 512. Примеч. 55. Д. Ю. Кривцов Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/187858.html

Для конференции на Родосе Русская Православная Церковь , которая отвечала, в частности, за кодификацию священных канонов, разработала документ Кодификация священных канонов и канонических порядков, подлежащих утверждению вселенским собором, состоящий из 150 членов, разделенных на 10 глав: 1. Вселенская Церковь , 2. Поместные Церкви, 3. Епархии, 4. Приходы, 5. Богослужение и священнодействия, 6. Народ церковный, 7. Церковная дисциплина, 8. Клир, 9. Суд церковный, 10. Отношения с инославием 9 . Проект планировалось принять на ожидаемом всеправославном собрании. Но этого не произошло, потому что после предсоборной конференции в 1976 г. в Шамбези этот вопрос был предоставлен каждой Поместной Церкви для самостоятельного изучения 10 . С тех пор, насколько нам известно, вопрос кодификации канонов Православной Церкви не рассматривался на общеправославном уровне. С другой стороны, в рассматриваемом периоде у нас также есть несколько канонистов, которые по своей собственной инициативе предложили каким образом провести кодификацию канонов в Православной Церкви. Вскоре после предсоборного сбора в Ватопеде епископ Тимокский Емилиян Пиперкович (1886–1970) говорил о необходимости кодификации канонов. Он придерживался мнения, что после Константинопольского Собора 920 г. кодификация канонов не прекратилась, но по историческим обстоятельствам её не было заметно. Что касается самой кодификации, он предложил включить в новый сборник: а) всё, что можно считать подлинным источником церковного права с 920 г. по настоящее время, б) решения Синодов Поместных Православных Церквей, в) государственные законы, регулирующие отношения с Поместными церквами в соответствующих странах. Для такой работы требуется комиссия, и из всех этих перечисленных источников, как утверждает Пиперкович, необходимо действовать только в духе правды Священного Писания , Предания и Канонов. Касательно группирования собранного материала в новом сборнике, он предложил, чтобы за образец взяли Номоканон XIV: сначала систематический Канонический кодекс или Устав, а затем хронологический Канонический корпус или сборник 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/nuzhna...

епархий. 14 мая 1966 г. М. был уволен по болезни на покой, но 7 окт. 1967 г. был вновь призван к служению и назначен архиепископом Кировским и Слободским. Хотя открытые гонения на Церковь прекратились, Кировская (Вятская) епархия находилась в очень тяжелом положении. В ней насчитывалось всего 32 действующих храма, в т. ч. в г. Кирове действовала как кафедральный собор единственная небольшая ц. во имя Серафима Саровского. Архиерейские покои М. размещались в ветхом деревянном доме. При нехватке приходского духовенства власти запрещали рукополагать священников, препятствовали ремонту храмов, был запрещен колокольный звон. В этих условиях М. старался, насколько было возможно, сохранять оставшиеся приходы, избегая конфликтов с уполномоченным Совета по делам религий. В 1976 г. М. был награжден орденом св. кн. Владимира 1-й степени. Скончался после непродолжительной болезни. Отпевание М. 5 апр. 1978 г. возглавил Горьковский и Арзамасский архиеп. Николай (Кутепов) . М. был похоронен в нижнем пещерном приделе во имя св. Трифона Вятского Серафимовского собора в Кирове. Соч.: Возвращение на Родину//ЖМП. 1954. 9. С. 20-25; Мои впечатления//Там же. 1956. 3. С. 72-73. Лит.: Святое дело//ЖМП. 1953. 12. С. 16-17; Наречение и хиротония архим. Мстислава (Волонсевича)//Там же. 1956. 4. С. 5-7; Из жизни епархий: Кировская епархия (юбилей архипастыря)//Там же. 1977. 6. С. 14-15; Марков В., диак. Архиеп. Кировский и Слободской Мстислав: [Некр.]//Там же. 1978. 7. С. 14-15; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 432-433; Святители Земли Нижегородской/Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 281-286; Киселев К., диак. Церковная жизнь на Вологодчине после войны: Еп. Мстислав (Волонсевич)//Благовестник. Вологда, 2008. 10/12. С. 43-45. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2564276.html

С. 13-14; Сахаров И. П. Исследования о русском церковном песнопении. М., 1849. С. 26-33; Бессонов П. А. Калики перехожие. М., 1864. С. VII-XIV; он же. Знаменательные годы и знаменитейшие представители последних двух веков в истории церковного русского песнопения//ПО. 1872. Вып. 2. С. 290-311; Разумовский Д. В. Богослужебное пение православной греко-российской церкви. М., 1886. С. 50; Смоленский С. В. Общий очерк исторического и музыкального значения певческих рукописей Соловецкой библиотеки и «Азбуки певчей» Александра Мезенца. Каз., 1887. С. 9, 14-17; Игнатьев А. А. Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения русской церкви во второй половине XVII в. Каз., 1910. С. 34-36; он же. Богослужебное пение Православной Русской Церкви с конца XVI до начала XVIII в. Каз., 1916. С. 205-207; Металлов В. М. К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг Русской Церкви в XVII в.//БВ. 1912. Вып. 6. С. 448-450; Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972. С. 328-368; Музыкальная эстетика России XI-XVII вв./Сост. А. И. Рогов. М., 1973. С. 96-102; Успенский Н. Д. Мезенец (в миру - Стремоухов) Александр//Музыкальная энциклопедия. М., 1976. Т. 3. С. 493; Парфентьев Н. П. О деятельности комиссий по исправлению древнерусских певческих книг в XVII в.//АЕ за 1984 г. М., 1986. С. 128-139; он же. Автографы выдающегося русского музыкального теоретика XVII в. Александра Мезенца (Стремоухова)//ПКНО, 1990. М., 1992. С. 173-185; Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995. Н. П. Парфентьев Рубрики: Ключевые слова: АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН (2-я пол. XIV в.- после 1404-1405), инок, паломник, книгописец, автор «Хожения...», в к-ром описано путешествие в К-поль НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец

http://pravenc.ru/text/64380.html

Это обвинение очень четко сформулировал Ньюмен в англикан. период жизни. Он писал: «Несмотря на то что Римская Церковь может голословно заявлять о почитании церковной древности, она в действительности не чувствует ее и не обращает на нее внимания… Насколько она остается католической и верной Писанию, она обращается к Отцам, насколько она подверглась искажениям, она считает необходимым замещать их собой» ( Newman. 1837. P. 100). Однако попытки критического осмысления истории догматов были предприняты задолго до Ньюмена, еще в XVIII в., и связаны с такими именами, как И. Л. Мосгейм (1694-1755), И. З. Землер (1725-1791) и др. Проблема истории догматов получила систематическую разработку в трудах А. фон Гарнака (1851-1930). В отношении догматов о Пресв. Троице и Боговоплощении Гарнак писал: «В этих поздних догмах в осмысление веры входит совершенно новое начало… Таким образом вера становится учением, которое только частично подтверждается Евангелием» ( Harnack A. von. Lehrbuch der Dogmengeschichte. B., 1886. Bd. 1. S. 20). М. Вернер (1887-1964) сыграл важную роль в разработке проблемы. В его понимании, после того как не оправдалась надежда первых учеников, живших в непосредственном ожидании Второго пришествия, в Церкви начинается процесс «де-эсхатологизации». Этот процесс приводит к тому, что христианство превращается в совершенно новую религию, не имеющую почти или даже ничего общего с НЗ. По его словам, Церковь становится «эллинистически-синкретической мистической религией, отягощенной упадком пост-классической религиозности, поддерживаемой христианской формой» ( Werner M. Die Entstehung des christlichen Dogmas. Bern, 1941. S. 725). В работах Р. Бультмана (1884-1976) формулируется еще более радикальное понимание проблемы. Согласно Бультману, внешние влияния можно обнаружить в самом Евангелии. Гностицизм предшествует НЗ, и, хотя евангельская вера не полностью им искажена, она испытывает постоянное влияние извне в контексте церковной истории ( Bultmann R. Theologie des Neuen Testaments.

http://pravenc.ru/text/Догматического ...

Гимны (hymn.) Издания и переводы на европ. языки Editio princeps (Дионисия Загорея 59 ): 27 . Το σ ου... Συμεν... τ ερισκμενα... Venetiis 1790. 2 ( 2 ν Σρω 1886). В изд. (вместе с другими прозаич. соч. в новогреч. пер.) вошли только 54 гимна, но в др.-греч. оригинале, отсутствуют гимны 10, 15, 21 и 53. ГЪшны 10, 15 и 21 были впервые изданы иеромон. Пантелеймоном (см. 6 .32). Первое полное крит. изд. др.-греч. оригинала (с паралл. франц. пер.): 28 . Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes/Introd., texte crit., trad. fr. et notes par Koder J., Paramelle J., Neyrand L. 1: Hymn. 1–15. P. 1969. 302. (SC 156); 2: Hymn. 16–40. P. 1971. 512. (SC 174); 3: Hymn. 41–58. P. 1973. (SC 196). Catafygiotu Topping (Eva C.)//GOTR 1972. 17(2). 288–290; Aedem.//GOTR 1974. 19(1). 76–77. Последнее, самое надежное крит. изд.: 29 . Symeon der Neue Theologe. Hymnen/Prolegomena und krit. Text, besorgt von Kambyles A. B. 1976. CCCLXXXIII, 573. (Supplementa Byzantina. 3). Текст: 34–462 [=TLG 3116/2]. Hörander W.//BZ 1979. 72. 82–86. Nota . В обширнейшем предисл. анализируется почти исключительно рукописная традиция. В изд. включены также древние схолии к гимнам Симеона. Таблицы соответствий нумерации гимнов в изданиях Камбилис – Загорей и Загорей – Камбилис на с. 572–573. Флам. пер.: 30 . Symeon de Nieuwe Theolog. Hymnen/Vertaald door Zr. Marcella Troosters OCSO. Ingeleid door Abt Gerard Mathijsen, OSB. Kapellen, Patmos 1987. 318. Нем. пер.: 31 . Symeon der Neue Theologe. Licht vom Licht. Hymnen/Übers. Pater Kilian Kirchhoff OFM. Hellerau 1930. 217. 2 München 1951. 309. Schultze В.//OCP 1952. 18. 423–425. Рум. пер. – в сост. рукописной «Драгомирненской Филокалии» 13 .11), а также в др. ркп (см., напр., 13 .16, 20, 22, 139). Русские переводы В серии Scrinium Philocalicum готовится (при уч. специалистов Киева, Петербурга, Москвы) полный рус. пер., с имитацией размера подлинника и с параллельным греч. текстом по изд. Камбилиса. Полный (за искл. гимна 53 по изд. SC) рус. прозаический пер. с лат. без сохранения строк и дальнейшей сверкой с др.-греч. текстом по печатному изд. ( ν Σρω, 1886) и греч. ркп, а также прозаич. перевод с сохранением строк в гимнах, переведенных с греч. иером. Пантелеймона (Успенского):

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В основе легенды о 3 волхвах лежат сообщения канонических и апокрифических Евангелий (среди апокрифических - прежде всего Евангелий детства ), их интерпретация в патристической и схоластической лит-ре (см. ст. Волхвы ; также см.: Kehrer. 1908, 1976), народные легенды, нашедшие отражение в житиях и описаниях путешествий. Определенное влияние на историю волхвов в изложении И. Х. оказали предания о происхождении многочисленных среднеазиат. и сир. христ. общин (такие предания становятся широко известны в XIII-XIV вв.). Текстологически значительная часть «Истории...» восходит к описаниям путешествий на Восток, составленным Л. фон Зюдхаймом и «кёльнским Анонимом» в сер. XIV в. (изд. см.: Rohricht R., Meisner H. Ein niederrheinischer Bericht über den Orient//Zschr. für Deutsche Philologie. B., 1887. Bd. 19. S. 1-84). И. Х. называет др. источники своего сочинения: по его мнению, он свел воедино некие евр. и халдейские книги, неизвестные в Европе (их свезли со всей Азии представители рода Фауссов, переехавших со всем своим состоянием в нач. XIII в. из Индии в Акку). Соч.: Die Legende von den Heiligen Drei Königen/Hrsg. G. Schwab. Stuttg., 1822, 1980r (рус. пер.: Легенда о трех святых царях. М., 1998); K ö pke E. Mitteilungen aus den Handschriften der Ritter-Akademie zu Brandenburg a. H. Brandenburg, 1878. Bd. 1: [Liber] de gestis ac trina trium regum translatione; The Three Kings of Cologne: An Early English Transl. of the «Historia trium regum»/Ed. C. Horstmann. L., 1886. Whitefish (Mont.), 2004r; Перетц В. Н. Повесть о трех королях-волхвах в западно-рус. списке XV в. СПб., 1903. (ПДП; 150); A Register of the Letters of John of Hildesheim/Ed. R. Hendriks//Carmelus: Commentarii ab Instituto Carmel. R., 1957. Vol. 4. P. 166-235; Behland M. Die Dreikönigslegende des Johannes von Hildesheim: Untersuch. z. niederrheinischen Übers. der Trierer Handschr. 1183/485. Münch., 1968; Dialogus inter directorem et detractorem de ordine Carmelitanum//Medieval Carmelite Heritage/Ed. A. Staring. R., 1989. P. 326-394; Speculum Vite Fontis/Ed. F. Shaer. [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/471541.html

Проживал на покое в Пскове, занимался богословской публицистикой. В 1962-1963 гг. организовал переписку (в виде машинописного ж. «В пути», рассылавшегося адресатам по почте) по основным вопросам веры с широким кругом священнослужителей и мирян, что позднее стало основой апологетического труда «Почему и я - христианин» (опубл. в 1973 в ФРГ). В церковных кругах книга вызвала неоднозначную реакцию: наряду с искренностью, простотой и доступностью изложения отмечались серьезные ошибки Ж. в толковании Свящ. Писания и церковных канонов. В 1968 г. примкнул к правозащитному движению диссидентов в СССР. В 1973 г. стал членом московского отд-ния орг-ции «Международная амнистия». Неоднократно подписывал обращения в защиту политзаключенных, в т. ч. адресованные председателю Христианской мирной конференции Й. Громадке (1968) и генеральному секретарю ВСЦ Ф. Поттеру (1976). Подписал от имени правосл. верующих «Экуменическое воззвание» (1976). Ж., автор получивших известность открытых писем к А. Д. Сахарову (1969), А. И. Солженицыну (1972), помогал диссидентам, не разделяя мнения многих из них о необходимости вовлечения Церкви в противостояние властям. Ж. полагал, что вопреки отдаленности большинства правозащитников от Церкви истоки их движения христианские. Переписка с находящимся в заключении деятелем правозащитного движения К. А. Любарским, в к-рую были вовлечены и др. участники (1974-1976), привела к появлению работы «Христианство и атеизм» (изд. в 1982 в Бельгии). Скончался после тяжелой операции, заранее подготовившись к смерти. Отпевание по священническому чину состоялось в московском в честь Богоявления Патриаршем соборе в Елохове. Прах захоронен близ храма в Любятове. Соч.: Почему и я - христианин. Fr./M., 1973. СПб., 1996; Христианство и атеизм: [Личная переписка] Брюссель, 1982. М., 2006 (совм. с К. А. Любарским); Литургические заметки. Переписка. Письма. Восп. М., 20042. Лит.: Левитин-Краснов А. Э. В поисках Нового Града: Восп. Тель-Авив, 1980. Ч. 3. С. 190-220; Эллис Д. Русская Православная Церковь: Согласие и инакомыслие/Пер. с англ.: прот. Г. Сидоренко. L., 1990. С. 36-38, 72-73; Молитва всех вас спасет: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского. М., 2000. С. 572-573; Бычков С. Свящ. Сергий Желудков: Биогр. очерк// Желудков С. А., свящ. Литургические заметки. Переписка. Письма. Воспоминания. М., 2004. С. 3-29; Мень А., свящ. О себе: Восп., интервью, беседы, письма. М., 2007. С. 181-192. Рубрики: Ключевые слова: ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/182221.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010