Артемьев Павел Артемьевич, младший лейтенант госбезопасности, временный начальник Верхнеуральской тюрьмы. Афанасий (Малинин Александр Антонович; 1884–1939), архиепископ. В 1920 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В 1921 г. арестован. С 1923 г. епископ Спасский, с 1926 г. епископ Чебоксарский. С 1929 г. архиепископ Казанский и Свияжский. С 1933 г. архиепископ Ташкентский, затем Саратовский. В 1935 г. арестован и сослан. Умер в ссылке. Афанасий (Молчановский Яков Афанасьевич; 1887–1938), епископ. В 1924 г. хиротонисан во епископа Сквирского и Бердичевского, викария Киевской епархии. В 1924 г. арестован, год содержался в тюрьме. В 1926 г. выслан из Киева в Курск, затем в Москву. В 1929 г. арестован, до 1930 г. содержался в Соловецком лагере. В 1933 г. вновь арестован. Умер в заключении. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887–1962), священноисповедник, епископ. В 1921 г. хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. В 1922–1954 гг. с короткими перерывами пребывал в заключении и ссылках. Находился в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) . После избрания Патриарха Алексия (Симанского) восстановил общение с Московской Патриархией. С июля 1947 г. в Дубравлаге. В мае 1954 г. перемещен в Зубово-Полянский дом для инвалидов заключенных. В 1956 г. назначен председателем Богослужебно-календарной комиссии. Байда, председатель сельсовета пос. Абалак. Бакунина Эмилия Николаевна (урожденная Лопатина; 1875–1960), врач. Работала в частной клинике Бакуниных на Остоженке, где лечился св. Патриарх Тихон. В 1926 г. эмигрировала в Париж. 20 лет работала врачом в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Автор воспоминаний «Последние дни патриарха Тихона: (Воспоминания врача)». Похоронена на кладбище Сент- Женевьев-де-Буа в Париже. Балашов, обновленец из Ленинграда. Б-в А. С., протоией см. Беляев Алексей Сергеевич, протоиерей. Бедный Демьян (настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов; 1883–1945), советский писатель, поэт, публицист, специализировался на антирелигиозной тематике.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В 1646 г. по благословению митр. Петра (Могилы) К. стал опекуном Киево-Могилянской коллегии. По завещанию митрополита К. был одним из его душеприказчиков. Вельможа вступил в Киевское и Львовское братства. В своем завещании К. предоставил Киево-Братскому мон-рю и братской школе свои имения Позняки за Днепром и местечко Новосёлки с деревнями Богушевка, Звонки и Забловщина. К. завещал по 600 злотых Владимиро-Волынской и Брестской правосл. капитулам (клиросам), 300 злотых на госпиталь св. апостолов. К. поддерживал Михайловский мон-рь в своем имении Гоща (см. Гощанский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь ), имевший школу, подчиненную Киево-Могилянской коллегии. В. Н. Киселёв, В. О. Свистун Ист.: АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 11. С. 395; Т. 12. С. 485; Ч. 2. Т. 1. С. 337-348; Michalowski J. Ksiga pamitnicza. Kraków, 1864. S. 583-589; Максимович М. А. Акт избрания Петра (Могилы) в митрополиты Киевские//Собр. соч. К., 1876. Т. 1. С. 390-394; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: (Опыт ист. исслед.). К., 1883. Т. 1. Прил. С. 368-369, 454-505; 1898. Т. 2. С. 155-156, 162-163, 166, 204-205, 210, 233-237, 322, 329, 356, 508. Прил. С. 143-152, 153, 167-168; он же. Неизвестное полемическое соч. против папских притязаний в Юго-Зап. России (1633 г.)//ТКДА. 1899. 2. С. 300-341; Pulaski K. Pierwsze lata publicznego zawodu Adama Kisiela// Idem. Szkici i poszukiwania historyczne. Kraków, 1887. [T. 1]. S. 197; Жукович П. Н. Материалы для истории Киевского и Львовского Соборов 1629 г. СПб., 1911. (ЗапИФО; Т. 8. 15). С. 8-23; Крип " якевич I . П. Hobi мam-лi до icmopii Coбopib в 1629 р.//ЗНТШ. 1913. Т. 116. С. 25-29; Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы: В 3 т. М., 1954. Т. 2: 1648-1651 гг. С. 96, 111, 340, 385-386; Analecta OSBM. DPR. 1954. Vol. 2. P. 530-532; Epistolae Josephi Velamin Rutskyj, metoropolitae Kioviensis catholici (1613-1637). R., 1956. P. 232; Epistolae metropolitarum Kioviensium catholicorum Raphaelis Korsak, Antonii Sielava, Gabrielis Kolenda/Ed. A. Welykyj. R., 1956. Vol. 2. P. 92-96; Документи Богдана Хмельницького, 1648-1657/Упор: I. П. Крип " якевич, I. Л. Бутич. К., 1961. С. 36-39, 105-107, 139-140, 151-152, 192-194; Analecta OSBM. LNAHU. 1962. Vol. 6. P. 91-109, 217-218, 223-224, 247, 249-250; Документы об освободительной войне укр. народа/Сост.: А. З. Барабой и др. К., 1965. С. 361-373; Radziwi A. S. Memoriale rerum gestarum in Polonia, 1632-1656. Wrocaw, 1968. T. 1. S. 60-66; 1970. T. 2. S. 336, 779.

http://pravenc.ru/text/1841129.html

Ильин Владимир Николаевич (1891). Родился 16 августа около Киева. Окончил Киевский университет по естествознанию в 1913 г., по философии в 1917 г. Покинул Россию в 1919 г. Преподавал богословие в Берлине и в Париже. Музыковед. Лектор на съездах Русского студенческого христианского движения. Преподобный Серафим Саровский . П., 1925, 206 стр. Н-Й., 1971. Запечатанный Гроб – Пасха Нетления. П., 1926, 128 стр. Всенощное бдение. П., 1927, 220 стр. Загадка жизни. П., 1929, 116 стр. Материализм и материя. 1928, 32 стр. Атеизм и гибель культуры. 1929, 30 стр. Шесть дней творения. П., 1930, 320 стр. Арфа Царя Давида в русской поэзии. Брюссель, 1960, 7 стр. Статьи см. Мат. библ. I, Бл., (1931) и Зан. 1954. Ильин Иван Александрович (1883–1954). Родился в Москве 28 марта. Закончил Московский университет по юридическому и историко-философскому факультету (1912). Приват-доцент Московского университета. Профессор философии Московского университета (1918–22). В 1922 г. выехал из России. Редактор «Русского колокола», Б. (1927–30). Преподавал в Берлине, переехал в Швейцарию, где и умер 21 декабря в Цюрихе. Проблема современного правосознания. Б., 1923. Религиозный смысл философии. П., 1925,114 стр. О сопротивлении злу силою. Б., 1925. Родина и мы. Бл., 1925. Welt vor dem Abgrund. В, 1931. Яд большевизма. Женева, 1931. О России. София, 1934. Путь духовного обновления. Б., 1937, 270 стр. Пророческое призвание Пушкина. Рига, 1937. Основы художества. Рига, 1937. Основы христианской культуры. Женева, 1937. Основа борьбы за национальную Россию. Нарва, 1938. Ich schaue ins Leben. В, 1938. Die Ewigen Grundlagen des Lebens. Zürich, 1939. Wesen und Eigenart des Russischen Kultur. Zürich, 1942. Blick in die Ferne. Zürich, 1945. Die Philosophie Hegels. Bern, 1946. Аксиомы религиозного опыта. П., т. 1 и 2, 1953. О сущности правосознания. М., 1956, 223 стр. Путь к очевидности. М., 1957, 155 стр. Поющее сердце. М., 1958, 154 стр. О тьме и просветлении. М., 1959, 196 стр. Наши задачи. П., т. 1 и 2, 1956.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Многие священнослужители уже прославлены в лике святых. Сбор материалов и работа Комиссии по канонизации продолжается. Службы, иконы (7-8 ф-й) ———————————— Останки расстрелянных были обнаружены при земляных работах в 1990 г. Места массовых расстрелов и захоронений были оборудованы под Ленинградом, где было расстреляно за те же годы около 47 тыс. человек, и вблизи множества других городов. Известны около ста подобных мест. Но это, вероятно, лишь малая часть их. Петров Н. Сталинская «нормализация» или окончание «большого террора». (По документам ЦА ФСБ. Ф. 3-ос. Оп. 6. Д. 4. Л. 207.) Приказы НКВД СССР 00439, 00447, 00485, 00596 июля-сентября 1937 г.//«Бутовский полигон». Вып. 1. С. 348 – 356. Это была центральная тройка под председательством зам. наркома НКВД Л. М. Заковского, московская – под председательством С. Ф. Реденса. (после его ареста – Г. М. Якубовича, и «милицейская» – под председательством М. И. Семенова.; по его ведомству шли разные бродяги, попрошайки, жулики, нарушители паспортного режима, которым при случае приписывалась 58-я статья. Вышинский Андрей (Анджей) Януарьевич (1883–1954). Поляк, по некоторым сведениям, дальний родственник польского кардинала Стефана Вышинского. Доктор юридических наук, академик АН СССР (с 1939 г). В 1917 г. в Москве, будучи комиссаром милиции Якиманского р-на, по распоряжению Временного правительства, принимал меры к аресту Ленина. Начиная с 1928 г., без участия Вышинского не проходил ни один громкий политический процесс. Теоретик и обоснователь Большого террора. Основной постулат его в судебном делопроизводстве: «“Царица доказательств” – признание вины обвиняемым». С 1931 г. – прокурор РСФСР, в 1935–1939 гг. – Прокурор СССР, затем зам. министра и в 1949–1953 гг. министр иностранных дел. После смерти Сталина понижен вновь до зама. Лауреат Сталинской премии, обладатель многих орденов и медалей. В 1954 г. постоянный представитель СССР в ООН. Умер от сердечного приступа, находясь в Нью-Йорке. Архив НИПЦ «Мемориал». Личное дело на заключенного Таганской тюрьмы ГУГБ Семенова Михаила Ильича. 10197. 1939 г. (ксерокс).

http://pravmir.ru/v-pervyj-den-byl-rasst...

Неоднократное обращение к заветам И.А. Ильина свидетельствует о признании его как выдающегося национального мыслителя России. Иван Александрович Ильин родился в солнечный весенний день 28 марта 1883 года, а самый короткий день 21 декабря 1954 года стал последним днем его жизни. Но время не властно над его богочеловеческими прозрениями, они принадлежат вечности.После трагического прерыва и забвенья творческое наследие выдающегося мыслителя и верного сына России возвращается на Родину. На закате своих дней он писал: «Если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели, а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России». 3 октября 2005 года произошло торжественное перезахоронение праха И.А.Ильина в Донском монастыре Москвы . Но чтобы такое возвращение состоялось, действительно нужен был промысел Божий и титанические усилия подвижников, энтузиастов, последователей мысли и дела Иван Ильина. И можно много назвать славных и деятельных людей, но, в первую очередь, профессоров Юрия Трофимовича Лисицу, Александра Максимовича Миняйло, Анатолия Петровича Ветошкина, Сергея Захаровича Гончарова, Константина Петровича Стожко, Виталия Ильича Копалова, боевого русского генерала Владимира Викторовича Усманова, сотрудников Уральского института бизнеса и Центра Ивана Ильина. Ставшие традиционными Всероссийские и Международные Ильинские научно-богословские чтения - это не просто дань памяти и уважения к выдающемуся русскому мыслителю, но и верности его пророческому напутствию в следовании пути Руси - Святой Руси. И.А. Ильин всем своим необъятным и разносторонним творчеством и самой жизнью подтвердил верность этому пути, традициям русской культуры и хозяйства, подняв собственное религиозно-философское учение на высочайший уровень духовности. Требование конкретности и предметности, духовной очевидности и душевной достоверности он воплотил в каждой из своих многочисленных работ. Назовем лишь некоторые из них: «Философия Гегеля как учение о конкретности Боги и человека» (1918г.), «О сопротивлении злу силою» (1925г.), «Яд большевизма» (1931г.), «Путь духовного обновления» (1935г.), «Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера» (1937г.), «Наши задачи. Статьи 1948-1954», «О монархии и республике». В конце ХХ столетия было завершено издание первого в России собрания сочинений И.А. Ильина в 10 томах и почти в 30 книгах.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/04/...

Никанор, епископ уфимский. Поучение в день преставления преподобного отца нашего Сергия Радонежского, чудотворца 25 сентября//Странник. 1883. Сентябрь. С. 23–31. Никифорова М. Е. Преподобный в сонме святителей//Наука и религия. 2004. 9. С. 33. Никифорова М. Е. Преподобный Сергий Радонежский и его традиция в русской истории XIV – первой половины XVI в. Русский исихазм и его место в процессе становления централизованного государства в России XIV–XVI вв. М., 2004. Николай, митрополит. Наша слава. Слово, сказанное в день святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре при патриаршем служении//Журнал Московской патриархии. 1946. 7. С. 11–13. Никон (Рождественский Н.), [иеромонах, затем архимандрит, потом архиепископ]. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца. М., 1885. – 3-е изд. испр. и доп.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898. – 5-е испр. и доп. изд.: Сергиев посад, 1904. Послед, издания: Житие преподобного Сергия [М., 1989]; Житие преподобного Сергия Радонежского [М., 1991]; Никон (Рождественский Н.), архиепископ. Житие, чудеса и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского и всея России чудотворца. М., 1998; Преподобный Сергий Радонежский. Житие, чудотворения, молитвы. М., 2002. С. 21–106 (в сокращении). Никон, епископ вологодский и тотемский. Чем жива наша русская православная душа. СПб., 1995 (Перепеч. изд. 1909 г.). Никонов В. У истоков обители преподобного Сергия (1354–1954)//Журнал Московской патриархии. 1954. 4. С. 35–45. Новак А. Община Сергия Радонежского//Основа мира. Научно-философские аспекты общины. Материалы I научной сессии Института человекознания. Томск, 1996. С. 97–101. Новохатский С. К розмирью. Историческая повесть//Отчий край. [Волгоград]. 1994. 4. С. 6–56. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Крещение Руси: язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии . Сергий Радонежский – изобретатель огнестрельного оружия. Датировка ковра из Байе. М., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соч.: Последнее воссоединение с Православной Церковью униатов в Белорусской епархии (18331839). СПб., 1910 Православное пастырство. София, 1930 Русская Церковь перед революцией. София, 1935 (2-е изд. М., 2005) О Боге и его правде. Беседы деда с внуком. София, 1938 Воспоминания: В 2 т. Н.-Й., 1954. Архив: Послужный список о. Г. Шавельского . АКУА. Лит.: 35-летие священнослужения прот. Г. Шавельского . ЦВ. 1930. 5 Протопресвитер Георгий Иванович Шавельский. ЦО. 1943. 4 Бокач Ф. Протопресвитер Георгий Шавельский . ЦВ. 1952. 2 (переизд.: Церковно-исторический вестник. М., 1998. 1) Евлогий, митр. Путь моей жизни. Шаловский Иоанн Васильевич (1866 – дата смерти не установлена), диакон. В эмиграции стал целибатным диаконом (13.1.1929), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. И. Шаловского (1929). АКУА Шамановский Поликарп Васильевич (1.4.1883, Киевск. губ. – сконч. после 1925), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Киевскую Духовную семинарию (1901), учитель в учебных заведениях Киевской губ. (19011913), смотритель ремесленной школы в Киеве (19131916), учитель образцовой школы при Киевской Духовной семинарии (1916), диакон (5.10.1916), священник (2.2.1917), настоятель церкви в м. Трактомирова Киевской епархии (2.2.19171919), вовремя Гражданской войны полевой священник 1-го (Сводно-Гвардейского пехотного полка (31.3.1920), эмигрировал через Константинополь в Сербию (1920), настоятель церкви в с. Майдап-Пек Тимочской епархии Сербской Православной Церкви (15.5.1921), окончил богословский факультет Белградского университета (1920-е гг.), больше сведений о нем не имеется. Архив: Прошения священнослужителей о местах. АЕУА Послужный список о. П. Шамановского. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, д. 367,19191928 Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Шамильский Павел (дата рождения не установлена – 21.2.1954, Майами, Флорида, США), протоиерей. Из перемещенных лиц из Восточной Европы, принят в клир Западно-Европейской епархии РЗЦ в сане священника (22.3.1951), вскоре уехал в США, настоятель Св.-Владимировской церкви в Майами (19511954).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1951 В Житии содержится указание, что репрессиям было подвергнуто шесть тысяч бунтовщиков – схолариев с их женами и детьми, а вместе с ними и некоторые из проиконоборчески настроенных епископов (Житие Иоанна Готского. – Гл. 4, С. 397,415). 1952 Житие Иоанна Готского. – Гл. 5., С. 397, 416; Никитский А. Житие преподобного отца нашего Иоанна, епископа Готфии//ЗООИД. – 1883. – Т.13. – С. 28, гл.5. Предыдущая глава завершается словами о том, что «с наступлением удобного времени сентября 787 г.] прежние епископы (то есть участники предыдущего, сорванного собора в церкви Св. апостолов. – С. С.)..., опять сошлись в Никее, изложили определение православия». Подр. об этом см.: Theopanis Chronographia ex rec. C. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 461.16–483.5. 1953 Степанова Е.В. Императорские печати иконоборческого периода. Некоторые наблюдения//АДСВ. – Екатеринбург, 1999. – Вып. 30. – С. 91–92. 1954 Никитский А. Житие преподобного отца нашего Иоанна... – С. 28–29, гл. 5; Житие Иоанна Готского. – Гл. 5. С. 416. А.Ю. Виноградов исправляет текст на «трех архонтов» (tris archousi), но объяснений своему предложению не дает ( Виноградов А. Ю., Комар A.B. Институт тудуна... – С. 48, 50). 1955 Сисиний, епископ Херсона, и Стефан, епископ Сугдеи, единственные из крымских высших церковных иерархах, какие совершенно определенно фигурируют в списках VII Вселенского собора в Никее (Деяния Вселенских соборов. – Казань, 1873. – Т. 7. – С. 65,369,385,598–604; DarrouzesJ.A.A. Listes episcopales du concile deNicee (787)//REB. – 1975. – T. 33. – P. 62–63). 1956 Алексеенко H.A. Новые находки печатей представителей городского управления Херсона//МАИЭТ. – 1996. – Вып. 5. – С. 160–161. Это мнение разделяет В.Е. Науменко: «независимые, но союзные империи политические образования, расположенные близ ее границ» В.Е. К вопросу о характере византийско-хазарских отношений в конце VIII – середине IX вв. – С. 548). В этой связи стоит обратить внимание на то, что в конце VIII – начале IX в. термин kyrios, kyrion, kyrin, Никифор и Феофан использовали в своих сочинениях, когда упоминали союзника Юстиниана II – «господина» или «государя», «владыку» Тервеля, правителя булгар, удостоенного высочайшего византийского сана кесаря (см.: Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. – М., 1980. – С. 39,63,155,164). Следовательно, аналогичный термин византийцы могли применять по отношению к правителям федератов Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

319. Леонид (Краснопевков) , епископ. Два слова: В день Рождества Пресвятой Богородицы и в день Воздвижения Животворящего Креста Господня. М., 1874. – 13 с. 320. Леонтий (Лебединский), архиепископ. Слова и речи. В 2-х томах. СПб., 1888. – (610 с.). Ливанский И., священник. Слово в день всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. (По поводу антирелигиозных движений на Западе). Орёл, 1883. – 45 с. 321. Лоскутов Л. (сост.). Друг Христов. (Сборник проповедей и поучений, посвященных св. Иоанну Богослову). Харбин, 1945. – 172 с. 322. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ. 1 . Проповеди, сказанные в Тамбове: с недели Всех святых до дня Святого Духа (1944–1946). Б.м. и б.г. – 275 с. Машинопись. 2 . Проповеди в Симферополе. (1946–1950). Б.м. и б.г. – 428 с. Машинопись. 3 . Проповеди в Симферополе. (1952–1954). Б.м. и б.г. – 324 с. Машинопись. 323. Любимов Н. , протоиерей. Слова и беседы. М., 1914. – 485 с. 324. Лядский А., священник. Поучения на дни воскресные, расположенные по порядку воскресных Евангелий и представляющие лествицу для христианского усовершенствования. Харьков, 1897. – 380 с. 325. Ляпидевский С., священник. На служении слову Христовой истины. Круг поучений на церковный год. М., 1914. – 140 с. 326. Маврицкий В. Воскресные и праздничные внебогослужебные собеседования. Воронеж, 1883. – 292 с. 327. Макарий, архимандрит. Беседы и поучения на дни великопостные (1864–1879). М., 1882. – 122 с. 328. Макарий, архимандрит. Поучительные слова. СПб., 1855. – 84 с. 329. Макарий (Булгаков) , митрополит. Слова и речи. СПб., 1891. – 711 с. 330. Макарий (Веретенников) , архим. Сборник проповедей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – 68 с. Машинопись. 331. Макарий (Глухарев), архимандрит. Несколько слов покойного архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской миссии. М., 1854. – 94 с. 332. Макарий (Миролюбов) , епископ. 1 . Собрание слов, поучений и речей. Орел, 1870. – 616 с. 2 . Слова и речи к архангельской пастве в 1877 и 1878 годах. М., 1880. – 701 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

9 Серафим (Иноземцев Александр Дмитриевич; 1841–1911), архим. – филолог, приват-доцент Казанского университета, директор 3-й мужской гимназии в Казани (1884), иеромонах (1906), архимандрит (1908), благочинный женских монастырей Волынской епархии и цензор «Волынских епархиальных ведомостей» (1909). 10 Ивановский Николай Иванович (1840–1913) – окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1865), профессор Казанской духовной академии (1869), редактор журнала «Православный собеседник» (1873–1888), доктор богословия (1883), автор книги «Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола» (Казань, 1886–1888). 11 Ср. написанное до знакомства с этим текстом: «Ай как постыдно страшно умирать –/До нутряного воя, до трясучки!../С начальных классов угнетала мысль,/Пугался засыпать – не мог представить,/Как это: вдруг – меня – не будет?../Всё кончится и продолжаться станет,/А я совсем (и навсегда!) исчезну.../Мутился день в кошмаре вечной ночи» (С. Чертков «Страх», март 2005). 12 Анатолий (Потапов; 1855–1922), прп. – насельник Оптиной пустыни (1885), пострижен в мантию (1888) и рясофор (1895), иеромонах (1906). 13 Шер Василий Владимирович (1883–1940) – член РСДРП, меньшевик, участник вооружённого восстания в Москве (1905), член правления Госбанка СССР (1920-е), арестован (1930), все ложные обвинения признал, умер в тюрьме. В 1895 г. Свенцицкий после смерти отца переехал из Казани в Москву и 12 августа поступил в 4-й класс 1-й Московской классической гимназии, 24 апреля 1896 г. был оставлен на второй год по болезни и осенью попал в класс, где учился Василий Шер. Близко сошёлся с ним не ранее 1898 г., а настоящая дружба завязалась после скоропостижной смерти Бориса Кузнецова в декабре 1899 г. 14 Зимой 1903 г. Василий Шер болел сыпным тифом. Ср. о начале 1904 г.: «Наиболее сильная перемена произошла с Шером: он самоопределился как экономист марксистской школы. Влияние Свенцицкого на сей раз оказалось бессильным, и ему пришлось довольствоваться язвительными насмешками над неразумным, одурманенным и ослеплённым Васей» (Вишняк М. Дань прошлому. Н.-Й., 1954. С. 85–86).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010