Среди др. сочинений К.- молитва, обращенная к Иисусу Христу ( Critobuli Imbriotae Historiae. P. а также написанное 12-сложником стихотворение в честь блж. Августина (Ibid. P. Утраченными считаются речь о Страстях Господних, а также письмо, адресат к-рого неизвестен. Оба сочинения содержались в рукописи мон-ря Эскориал (Испания) и, вероятно, погибли при пожаре 1671 г. По словам К., он также собирался описать в отдельном сочинении деяния султанов до Мехмеда (Ibid. P. 13), однако исполнить замысел ему не удалось. Ист.: Eustratiades S., Spyridon of the Laura. Catalogue of the Greek Manuscripts in the Library of the Laura on Mount Athos. Camb. (Mass.), 1925. P. 412-413 [письмо Георгия Амируци]. Соч.: FHG. 1883. Vol. 5. Pt. 1; Kritovoulos. History of Mehmed the Conqueror/Transl. Ch. T. Riggs. Princeton, 1954; Critobul din Imbros. Din domnia lui Mahomed II-lea anii 1451-1467/Ed. V. Grecu. Bucur., 1963; Critobuli Imbriotae Historiae/Rec. D. R. Reinsch. B.; N. Y., 1983. (CFHB; 22); Византийские историки о падении Константинополя в 1453 г./Ред.: Я. Н. Любарский, Т. И. Соболь. СПб., 2006. С. 18-75. Лит.: PLP, N 13817; Ανδριτης Ν. Π. Κριτβουλος Ιμβριος κα τ στορικ του ργο//Ελληνικ. 1929. Τ. 2. Σ. 167-200; Удальцова З. В. Борьба партий в Пелопоннесе во время турецкого завоевания, по данным визант. историка Критовула//СВ. 1951. Вып. 3. С. 161-179; она же. Визант. историк Критовул о южных славянах и других народах Балканского полуострова в XV в.//ВВ. 1951. Т. 4. С. 91-121; она же. Предательская политика феодальной знати Византии в период турецкого завоевания//ВВ. 1953. Т. 7. С. 93-121; она же. К вопросу о соц.-полит. взглядах визант. историка XV в. Критовула//ВВ. 1957. Т. 12. С. 172-197; Iv á nka E., von. Der Fall Konstantinopels und das byzantinische Geschichtsdenken//JÖBG. 1954. Bd. 3. S. 19-34; Grecu V. Kritobulos aus Imbros: Sein wahrer Name: Die Widmungsbriefe, die Ausgabe, das Geschichtswerk//BSl. 1957. T. 18. P. 1-17; Moravcsik G. Byzantinoturcica. B., 1958. Bd. 1. S. 432-435; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 499-503; Talbot A.-M. Kritoboulos Michael//ODB. Vol. 2. P. 1159; Reinsch D. R. Kritobulos of Imbros - Learned Historian, Ottoman Raya and Byzantine Patriot//ЗРВИ. 2003. Т. 40. С. 297-311; idem. Mehmet der Eroberer in der Darstellung der zeitgenössischen byzantinischen Geschichtsschreiber//Sultan Mehmet II.: Eroberer Konstantinopels - Patron der Künste/Hrsg. N. Asutay-Effenberger, U. Rehm. Köln etc., 2009. S. 15-30; T ó th I. Some Thoughts on the Proem of Kritobulos " Historiai//Byzanz und das Abendland: Begegnungen zwischen Ost und West/Hrsg. E. Juhász. Bdpst, 2013. S. 305-314.

http://pravenc.ru/text/2462009.html

Юбилейные даты позволяют восстановить связь времен, усмотреть сквозные линии и связующие скрепы народного самобытия и государственного самостояния России. " Юбилей, - в понимании Ивана Александровича Ильина (1883-1954) , - веха общенародная. Мы должны видеть наш народ не только в его мятущейся страстности, но и в его смиренной молитве, не только в его грехах и падениях, но в его доброте, в его доблести, в его подвигах " . Славное имя великого сына России - Ивана Александровича Ильина, его творческое наследие и продуманные заветы с полным основанием и по праву занимают особое место в нашей духовной сокровищнице. Они единят все нравственно здоровые силы России духовным, социальным и общегражданским согласием в верности исторического пути народа - пути Святой Руси. И.А.Ильин вносит общегражданское согласие в наши души прозрачной ясностью изложения великого духовного опыта, представленного Православием и русской классической культурой. Нравственной обоснованностью выводов из политических и социально-экономических отношений; национально-патриотической направленностью идей, свободных от самодовольства. Исторической правдивостью в изложении психологии и политики, войны и революции, отношений «Россия - Запад». Верной исторической прогностикой, подтвердившейся в период «перестройки» и последующей «смуты». Убедительностью изложения пути духовного обновления бытия человека, семьи, воспитания, Родины, правосознания и государства, труда и собственности, воинского и иного гражданского служения Отечеству. ее фокусе находится русский народ и Россия, по выражению Ивана Александровича Ильина, в их «историческом своеобразии и национальном призвании» на самых переломных этапах своего самостояния. Великая Отечественная война была самым трагическим испытанием в истории России и остается самым победоносным триумфом. Она стала прологом особого периода в мировой и российской истории. Президент Российской Федерации В.В.Путин в выступлении на Валдайском международном форуме (19 сентября 2013 года) особо подчеркнул необходимость самоопределения в своей самоидентификации, укрепления в основ национально-исторического самостояния, в духовно-нравственном векторе дальнейшего развития - в настоящей, ближайшей и отдаленной перспективе. А главное - понять, что нас связывает, скрепляет и цементирует, обеспечивает уникальный сплав и творческий синтез всех времен и славных свершений российского народа в своей исторической общности и самой судьбе.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/22/...

Ныне Сурожская епархия, вместе с общинами Русской Зарубежной Церкви, насчитывает около пятидесяти приходов во всех концах Великобритании и Ирландии. Епархия пополняется новыми приходами, появляющимися в местах, где поселяются ревностные чада Русской Церкви. За последние несколько лет архиепископ Елисей благословил создание более десяти новых приходов. Уповаем на помощь Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и всех святых, в землях Русских, Британских и Ирландских просиявших, и верим, что Господь сохранит и утвердит Церковь Свою на островах сих на многая лета! О упокоении Настоятелей Русской Успенской церкви в Лондоне митрополита Антония (Блума) (6.7.1914–4.8.2003), митрополит Сурожский, настоятель Патриаршего прихода (1.9.1950–30.07.2003). митрополита Виталия (Устинова) (18.3.1910–25.9.2006), настоятель Синодального прихода (1948–1951) (в сане архимандрита). архиепископа Никодима (Нагаева) (11.11.1883–17.10.1976), архимандрит, затем епископ Престонский (1954–1959), епископ Ричмондский (1959–1968), архиепископ Ричмондский и Великобританский (1968–1976), настоятель Синодального прихода (1951–1976). епископа Николая (Карпова) (12.10.1891 –10.10.1932), архимандрит, затем епископ Лондонский, помощник настоятеля (1927–1929) и настоятель (1929–1932) Синодального прихода. епископа Константина (Ессенского) (17.5.1907–31.5.1996), епископ Ричмондский и Великобританский, настоятель Синодального прихода (1981–1985). архимандрита Геннадия (?–3.2.1737) (уроженец о. Кипр, настоятель Св-Саввина монастыря в Александрии, Египет) первый настоятель Лондонской Успенской церкви (1716–1737). протопресвитера Василия Тимофеева (1.1.1878–3.6.1952), певчий (с 1903), диакон (1922), священник (1923), настоятель Успенского (1926–1927) и Синодального (1927–1929) приходов. (6.11.1891– 1.5.1960), настоятель Синодального прихода (1938–1948) . протоиерея Антипы Мартинианова (Лейминова) (?–1750?), настоятель (1747–1749). протоиерея Андрея Самборского (1732–5.10.1815), псаломщик (с 1765), настоятель (1769–1780).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Труды Киевской духовной академии. – 1875, июнь. – С. 734, 769–770, 776–777, 782–794. –»– 1884, июль. – С. 439. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1870. – Т. 1. – С. 258, 291–293, 424, 574; т. 2. – С. 223–224, 574–576. –»– 1872, март. – С. 471; апрель. – С. 539. 1874, сентябрь. – С. 68. –»– 1875, март. – С. 641; август. – С. 468, 470, 476; сентябрь. – С. 204, 207. –»– 1876, февраль. – С. 321, 323; июнь. – С. 299; октябрь. – С. 304. –»– 1878, август. – С. 571. –»– 1879, апрель. – С. 659–660. –»– 1880, февраль. – С. 281; март. – С. 510, 706; апрель. – С. 714; май. – С. 117, 224; ноябрь. – С. 605. –»– 1881, январь. – С. 207–208; март. – С. 497­498; сентябрь. – С. 188. –»– 1883, июнь. – С. 565; август. – С. 441; октябрь. – С. 166. –»– 1885, январь. – С. 119–126; апрель. – С. 189–190; июнь. – С. 577, 579. –»– 1886, март. – С. 592. –»– 1888, август. – С. 304. –»– 1904, январь. – С. 97, 233; июль. – С. 11; сентябрь. – С. 659–663. Православный собеседник. – Казань, 1899, февраль. – С. 198; май. – С. 612. –»– 1902, июль-август. – С. 150. –»– 1907, сентябрь. – С. 36. –»– 1910, март. – С. 343. –»– 1914, январь. – С. 83. Исторический вестник. – СПб., 1882, апрель. – С. 33, 35; май. – С. 242, 243, 248–249, 266. –»– 1884, январь. – С. 96; февраль. – С. 428. –»– 1890, октябрь. – С. 189–190. –»– 1895, февраль. – С. 639. –»– 1896, апрель. – С. 157, 159, 163–164. –»– 1900, июль. – С. 282; октябрь. – С. 248. –»– 1905, апрель. – С. 89–98. –»– 1908, январь. – С. 271. Никифор (Бежанов), игумен. Сборник для любителей духовного чтения. – М., 1888. – С. 345. Христианское чтение. – СПб., 1872, апрель. – С. 648–709; май. – С. 71–150; июнь. – С. 183–229. –»– 1900, март. – С. 389, 395. Душеполезное чтение. – М., 1897, ч. 2. – С. 431. Церковный вестник. – СПб., 1891, 25. – С. 395. Журнал Московской Патриархии. – М., 1954, 4. – С. 47. –»– 1959, 11. – С. 37. Русский архив. – М., 1870, 4 и 5. – С. 844. 1872, 3. – С. 456. Филарет, архиепископ Черниговский//Русский архив. – М., 1887. – Кн. 3. – С. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

But a substantial minority was opposed to the Church " s participation in political struggles, and insisted that the task of the Church in exile was to remain above party divisions. This divergence of opinion displayed at the first council of Karlovtsy, has coloured the entire subsequent history of the Russian Church abroad, which eventually became divided into three groups: a) The Synodical Church in exile, closely associated with the monarchist movement; b) The Church under the jurisdiction of the Moscow Patriarch; c) The Church which accepted the leadership of the Ecumenical Patriarch of Constantinople. A decisive shift in the spiritual life of the emigration took place in 1922. In the autumn of that year a significant number (about 70) of professors of the Universities of Moscow and Petrograd, together with their families, were exiled to Germany. Ibis move by the Soviet government saved many leading scholars for Russian and world culture. These were men who, instead of perishing within the walls of the secret police, were able to continue their scholarly labours in the West. Among those exiled were several religious philosophers: Nicolas Berdyaev (1874–1948), Simeon Frank (1877–1950), Nicholas Lossky (1870–1965), V. Vysheslavtsev (1871–1954), and Ivan Ilin (1883–1954). At the beginning of 1923 Archpriest Sergy Bulgakov (1871–1944) joined them. In this way the emigration was enriched by the inclusion of Orthodox thinkers who were not only renowned in the world of European scholarship, but who recognized the necessity of counterbalancing Marxism by a carefully thought-out Christian worldview. They were inspired by the desire to share with the Western world the new spiritual experience which they had undergone, living under totalitarian Communism. Hie majority of theological, philosophical and religious books published in emigration came from the pens of these exiled scholars or their immediate disciples. At first these Russian scholars felt unwelcome and lost in Europe.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

36 . Зыбковец В.Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917–1921 гг.). – М.: Издательство «Наука», 1975. 37 . Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. – М.: Вербум-М, 2002. 38 . Игнатий (Брянчанинов) , свт. Полное собрание творений. – М.: Паломник, 2002. 39 . Игнатий (Брянчанинов) , свт. Собрание сочинений. – М., Паломник, 2001, Т.1. 40 . Игнатий (Брянчанинов) , свт. Письма о подвижнической жизни (555 писем)./Под. ред. А.М. Мосина. – Минск, Свято-Елисаветинский монастырь, 2004. 41 . Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода [имярек] по Ведомству православнаго исповедания за [указанный(-е)] год(-ы). – СПБ, Синодальная типография, 1866–1883. 42 . Ильин И.А. Что нам делать? Письмо редактору сборника Борзову Н.В./XVI-й сборник «День русского ребенка», Сан-Франциско, 1954, апрель. Сайт «Русская государственность», URL: http://gosudarstvo.voskres.ru/heald/ilin.htm (дата обращения 13 апреля 2019). 43 . Именной указ Императрицы Екатерины II от 26 февраля 1764 г. «О разделении духовных имений и о сборе со всех архиерейских, монастырских и других церковных крестьян по 150 копеек с души»./Полное собрание Законов Российской Империи (ПСЗРИ), т. XVI, 12060. «С приложением Манифеста о подведомстве всех архиерейских и монастырских крестьян Коллегии экономии и штатов по духовной части». [Современное издание: Законодательство Екатерины II. В 2 т. Том 1. – М.: Юридическая литература, 2000]. 44 . Кальнев М.А. Адвентизм и иоаннитство пред судом миссионерской критики. (Отдельные оттиски из журнала «Миссионерское обозрение» за 1910 г.). – С.-Петербург, Типография «Колокол», 1910. 45 . Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917–1922). – М.: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2005. 46 . Киреевский И.В. Лука да Марья, народная повесть. Соч. Ф. Глинки. Библиографическая статья. Сайт «Азбука веры», Православная библиотека. URL: (дата обращения 05 апреля 2019).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

ROC agitprop, which has Kremlin endorsement, depicts a West that is declining down to its death at the hands of decadence and sin, mired in confused unbelief, bored and failing to even reproduce itself. Patriarch Kirill, head of the church, recently explained that the “main threat” to Russia is “the loss of faith” in the Western style, while ROC spokesmen constantly denounce feminism and the LGBT movement as Satanic creations of the West that aim to destroy faith, family, and nation. Well, it hardly requires one to endorse Russia and Putin to say that the ROC agitprop is onto something. Schindler says that Putin is a devotee of the Russian philosopher Ivan Ilyin (1883-1954). More: A devout Orthodox, Ilyin espoused a unique vision, a Slavophile take on modernity and Russia’s predicament under the militant atheists. He espoused ethnic-religious neo-traditionalism, amidst much talk about a unique “Russian soul.” Of greatest relevance today, he believed that Russia would recover from the Bolshevik nightmare and rediscover itself, first spiritually then politically, thereby saving the world. Ilyin’s take on responsibility for Bolshevism — and its cure — merits examination, as he explained: The West exported this anti-Christian virus to Russia … Having lost our bond with God and the Christian Tradition, mankind has been morally blinded, gripped by materialism, irrationalism and nihilism … In order to overcome the global moral crisis, we have to return to eternal moral values, that is faith, love, freedom, conscience, family, motherland and nation, but above all faith and love. Although Ilyin died sixty years ago, he remains to his admirers “the prophet of the new Orthodox Russia which is being born and which alone can give the contemporary world a viable future, providing that it is given time to grow to fruition in contemporary Russia.” As Ilyin wrote to a friend near the end of his life, when the fall of Communism was still decades off: What are we to do, squeezed between Catholics, Freemasons and Bolsheviks? I answer: Stand firm, standing up with your left hand, which goes from the heart, for Christ the Lord, for His undivided tunic, and, with your right hand, fight to the end for Orthodoxy and Orthodox Russia. And, above all, vigilantly watch those groups which are preparing for Antichrist. All of this – even if we are threatened by apparent complete powerlessness and total solitude.

http://pravoslavie.ru/77142.html

В.М.К. – см. Карлович В.М. Воробьев Г. О Московском Соборе 1681—1682 г. СПб., 1885. Воссоединение Украины с Россией. М., 1953. Т. I—III. Временник Ивана Тимофеева. М.., 1951. Вышенский Иван. Сочинения. М., 1955. Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Т. I—II. СПб., 1882. Голубев С. История киевской духовной академии//ТКДА. 1886. Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. I—II. Киев, 1883—1898. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. I—II. М., 1900—1904. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами//ЧОИДР. 1905. Т. III (есть отд. издания 1892 и 1905 гг.). Голубцов А. П. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1908. Горчаков М. Монастырский приказ. СПб., 1868. Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. М., 1964. Грушевский М. М. История Украины-Руси. Нью-Йорк, 1954. Т. I—X. Дворцовые разряды. СПб., 1850—1855. Т. I—IV. Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. 1913. Т. XI (Памятники истории нижегородского движения в эпоху смуты и земского ополчения 1611-1612 гг.). Дело о патриархе Никоне. СПб., 1897. [Демкова] Сарафанова Н.С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума//ТОДРЛ. 1960. Т. 18. С. 329—340. Денисов Андрей (Вторушин, кн. Мышецкий) – см. Андрей Денисов. Денисов С. – см. Семен Денисов. Деяния собора 1649 г./Под ред. С. А. Белокурова//ЧОИДР. 1894. Т. IV. Деяния собора 1651 г. (Московского)//Гиббенет Н.А. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882. Т. II. С. 470—472. Деяния собора 1654 г. (Московского). См.: Строев П.М. Дополнение к книгам гр. Ф. Толстого. Описание старопечатных книг славянских, служащее дополнением к описаниям библиотек гр. Ф. Толстого и купца И. Царского. М., 1841. С. 151—156; Макарий (Булгаков, епископ). История русского раскола, известного под названием старообрядчества. 3-е изд. СПб., 1889. С. 159. Деяния собора 1660 г. (Московского)//Гиббенет Н.А. Ук. соч. Т. II. С. 180—220; Дело о патриархе Никоне. С. 64, 72, 88—110.

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

В томе также присутствует множество статей, посвященных святым и церковным деятелям, носящим имя Илия, и монастырям во имя св. пророка Илии, из которых наиболее примечателен знаменитый русский Ильинский скит на Святой Горе Афон. Одна из статей 22-го тома посвящена Католикосу-Патриарху всея Грузии, Архиепископу Мцхетскому и Тбилисскому Илии II , который в настоящее время является Предстоятелем Грузинской Православной Церкви . Статья «Илия Муромец» рассказывает об известнейшем русском святом, герое русского героического эпоса — иноке Киево-Печерской обители, жившем в XII в. Большой материал нового тома сообщает о деятельности и учении знаменитого русского философа Ивана Ильина (1883-1954) и известном русском философе, богослове, литературном и музыкальном критике, композиторе Владимире Ильине (1890-1974). Также вызывает интерес статья, посвященная деятельности Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), крупного русского востоковеда, филолога и миссионера, чья деятельность оказала большое влияние на распространение Православия среди народов Поволжья и развитие их культуры. В томе также присутствует статья о другом выдающемся русском православном миссионере XIX в. — свт. Иннокентии (Вениаминове), митрополите Московском и Коломенском. В новом томе энциклопедии также можно прочитать жизнеописания выдающихся русских православных иерархов XVIII-XIX столетий — свт. Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского, и свт. Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического. Многие статьи 22-го тома посвящены монастырям Русской и других Поместных Православных Церквей. Среди них наиболее примечательны Инкерманский мужской монастырь и Иннокентиев Комельский монастырь, история и архитектура которых подробно рассмотрены в соответствующих публикациях нового тома «Православной энциклопедии». Значительный интерес у читателя вызовет статья «Император», рассказывающая о месте православного монарха в истории и церковной жизни Византии, Западной Европы и России. Эту же тему продолжает материал «Имперская Церковь» и отчасти статья «Инвеститура», посвященная особенностям церковно-государственных отношений в средневековой Западной Европе. Католическую тематику продолжает также статья «Индульгенция».

http://patriarchia.ru/db/text/1104976.ht...

Гавриил (Абалымов), в миру Николай, епископ Осташковский, викарий Тверской епархии (1881–1958). В 1908 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. В 1918 г. – настоятель Ниловской пустыни Тверской епархии. 26 мая 1920 г. хиротонисан во епископа Осташковского, вик. Тверской епархии. С 1923 епархией не управлял. После освобождения из заключения и до 1946 г. проживал на покое в Ташкенте и других городах, затем в Сызрани. Прибыл в Псково-Печерский монастырь летом 1949 г. С 1954 г. проживал на покое в Успенском монастыре в г. Одессе. Последнее время проживал в Балтском Феодосиевском монастыре Одесской области и был настоятелем монастыря. Скончался 31 июля 1958 г. Гавриил Седмиозерский (Зырянов), Преподобный , в миру – Гавриил Феодорович Зырянов (1844–1915). В 1864 г. поступил послушником в Оптину пустынь. В 1875 г. в московском Высоко-Петровском монастыре получил постриг с именем Тихон (в честь Свт. Тихона Задонского ). В ноябре 1883 г. прибыл в Седмиезерную пустынь, где подвизался 25 лет, здесь явился во всей своей полноте дар его старчества. Был пострижен 5 октября 1892 г. в схиму (с наречением прежнего имени Гавриил – в честь Архангела Гавриила). В феврале 1902 г. иеросхимонах Гавриил был утвержден Св. Синодом в должности наместника Седмиезерной пустыни. Через несколько лет схиархимандрит Гавриил переселился в Спасо-Елеазарову пустынь. За месяц до своей блаженной кончины приехал в Казань, здесь он почил о Господе 24 сентября 1915 г. Причислен к лику Святых в 1997 г. Геннадий (Туберозов), епископ Псковский и Порховский . В миру – Туберозов Александр Владимирович (1875–1923). В 1904 году окончил СПбДА со степенью кандидата богословия и оставлен здесь преподавателем гомилетики и литургики. 27 сентября 1909 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 20 марта 1914 г. – епископ Нарвский, третий викарий С-Петербургской епархии. С 1919 г. епископ Псковский и Порховский. Арестован в августе 1922 г. После освобождения поселился в Псковском Иоанновском женском монастыре, где скончался 18 мая 1923 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010