В докладе " Влияние реформ Петра I на вектор нравственности в современном искусстве " настоятель храма святых благоверных князя Петра и княгини Февронии архимандрит Нектарий (Головкин) , характеризуя эпоху правления Петра Великого, сказал: " Петр I вступил на престол в 1682 году как последний царь всея Руси, а оставил его в 1725-м - как первый российский император. Сначала он руководил страной со старшим единокровным братом Иваном V (сыном царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны Милославской) под регентством сестры Софьи Алексеевны, а потом за 29 лет единодержавного правления радикально изменил международный, политический, экономический, социальный и культурный облик России. Глубокому реформированию при Петре I были подвергнуты почти все области общественной жизни: государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. При Петре впервые возникли печатная газета, музей, специальные учебные заведения, ассамблеи, отечественные художники-портретисты и так далее " . Отец Нектарий подчеркнул, что огосударствление Русской Православной Церкви, реформа которой существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества, привело к обмирщению, которое ярко выразилось в искусстве. Тем не менее, отец Нектарий показал, что светские искусства - музыка, живопись, театр на определенном этапе духовного развития могут быть полезными для духовного роста человека и христианина. В заключение он привел слова русского религиозного мыслителя Ивана Ильина (1883-1954): " Грозная беда постигла современное человечество: оно расшатало духовные основы своего бытия, заглушило в себе главную религию - творящую силу духа - сердечное созерцание и растеряло свои святыни. Вследствие этого отмирает священная сердцевина его культуры: его жизнь становится бесцельна; его творчество утрачивает свои высшие цели; его благие цели становятся скудны и немощны; его влечения - низменны, необузданны и злобны. И чем дальше идет время, тем больше люди становятся слабыми в добре и сильными во зле; и предел этого разложения - еще не виден " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В отзывах современников-католиков об О. а. используется преимущественно название «греческий коллегиум» (в переписке папского нунция в Польше в 1581-1584 гг. Альберто Болоньетти; в сообщении секретаря папского нунция в Польше Орацио Спаннокки 1587 г. (Relacje nuncyuszów apostolskich. 1864. S. 460)). Ипатий Потей в «Отписи на письмо некоего Клирика Острожского» (1599) характеризует своего соперника как «ученика академии Острожской» ( Nomiй I. Biдnobiдь Kлipuky Острозькому//Ykpaïhcьki ryмahicmu епохи Biдpoджehhя: Ahmoлoriя. К., 1995. Ч. 2. С. 150). О существовании правосл. академии в Остроге писал иезуит Я. Велевицкий в дневниковой записи 1623 г.: «Помещики этой местности были самыми активными покровителями греческих схизматиков. Поэтому и соорудили в этом городе схизматицкую академию как оплот своей религии» ( Wielewicki. 1899. S. 151). Симон Пекалид называл О. а. «трехъязычной гимназией», «трехъязычным лицеем». В поэме «De bello Ostrogiano» (Про Острожскую войну) он писал о преподававшихся в Остроге «свободных науках», прославлял Острог как центр, где процветают культура и наука ( Nekaлiд С. Про Острозьку biйhy niд П " яткою проти низових/Пер.: В. Маслюк//Украïнська noeзiя XVI ст. К., 1987. С. 203, 214). По-видимому, подготовкой к созданию О. а. стало приглашение кн. Константином Константиновичем Острожским в марте 1575 г. Ивана Фёдорова для организации типографии в Дерманском Свято-Троицком муж. мон-ре (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань). В тот период началась работа над изданием Острожской Библии, сложился кружок ученых-богословов. Первые этапы этого труда могли осуществляться в Дерманском мон-ре или в г. Дубно (ныне Ровненской обл., Украина), где в 1576 г. преимущественно находился кн. Острожский. Правосл. магнат деятельно участвовал в организации О. а. В февр. 1585 г. он дал фундуш на нужды ц. Св. Троицы и госпиталя в Остроге - доходы от г. Сураж (ныне Тернопольской обл., Украина; владение кн. Острожского с 1583) и сел Суражской вол.: Ст. Сураж, Турова, Онишковцы, Ходаки, Ближ. и Дальн. Зеньки, Исерна и Тетерев. Позже отдельным актом (не сохр.) часть доходов от Суражской вол. князь передал на содержание Острожской школы. В сообщении о смерти кн. Острожского в «Острожском летописце» сказано, что он «на шпиталь и на школы город предоставил Сурож с селами». Князь прилагал усилия для подбора преподавателей в О. а. Он обращался к патриарху К-польскому ( Возняк. 1954. С. 34), искал учителей на греч. Востоке. Буд. униат. митр. Иосиф Вельямин Рутский в письме от 15 февр. 1603 г. к кн. Николаю Радзивиллу Сиротке писал из Рима, что кн. Острожский «какую-то академию на Волыни хочет фундировать, послал в Грецию за профессорами, но там сейчас днем с огнем их не найдешь» ( Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1883. Т. 1. Прил. 23. С. 180-181).

http://pravenc.ru/text/2581675.html

На правом клиросе находится икона Трёх отроков. По рассказам прихожан, она перенесена сюда из разрушенной в последнюю войну Георгиевской церкви с. Егорий, будучи обретена висящей на столбе среди руин. Также образ апостолов Петра и Павла, находящийся в алтаре, происходит из храма Лукинского погоста. Выделяются две иконы Божией Матери: Казанская и Тихвинская в шитых ризах, икона неопределённого евангелиста – по тексту Луки, а по символу Иоанна. На южной стене размещен образ двух святых: Василия Великого и преподобного Василия в металлической ризе, выполненной в 1850 г. мастером Дмитрием Богатыревым. Из аналойных икон привлекает внимание Воскресение Христово, написанное на стекле. Хранится здесь и большая деревянная кружка для сбора пожертвований, ранее принадлежавшая Клопскому монастырю. Сохранился прежний антиминс, выданный в 1954 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) на престол во имя Смоленской иконы Божией Матери в Петропавловскую церковь с. Голино, и в 1963 г. при архиепископе Новгородском и Старорусском Сергие (Голубцове) перенесённый в Васильевский храм. Церковная библиотека по реестру 1914 г., помимо полного круга книг богослужебных, заключала в себе 85 томов для чтения. Архив храма состоит ныне частично из документов с 1957 г. На колокольне в начале ХХ в. располагались 6 колоколов. Самый крупный, весом 113 пудов, был вылит на средства прихожан в 1883 г. Его окружали малые: в 26, 12, 8, 3 и 1 пуд. Ныне на звоннице находятся 2 колокола, один из которых перенесён недавно из с. Спас-Пископец. В нишах колокольни при входе в церковь написаны в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст (еще недавно вместо последнего было изображение Василия Блаженного). Над входом образ Христа в круге. У юго-восточной стороны Васильевского храма сложился некрополь. Здесь погребены священники: протоиерей Александр Сперанский +1910, Алексей Фиников +1910, протоиерей Василий Николаевский +1945, протоиерей Федор Березняковский +1950 и др., а также монахиня Иоанна +1967 и Любовь, прислуживавшие при церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04515

Панаевы, их дети и родственники делали большие пожертвования в Иверский монастырь на содержание усыпальницы и поминовение родных. Постоянным монастырским вкладчиком был и свекр Елены Валерьяновны — Павел Дмитриевич Дягилев (1808-1883). Из далекой Перми он совершал частые паломничества на Ивер. В 1858 году он вез в монастырь новую серебряную раку для мощей преподобного Иакова Боровичского. Рака, устроенная «усердием доброхотных жертвователей» и выполненная петербургским мастером А. Верховцевым, весила 3 пуда 29 фунтов 5 золотников. В самый трудный момент пути во время доставки раки в монастырь П.Д. Дягилев имел чудесное видение преподобного Иакова Боровичского и был свидетелем его незримой помощи. Стремясь всем сердцем на Ивер, он не знал еще, что эта земля надолго задержит возле себя его род. Внук П.Д. Дягилева Юрий Павлович Дягилев (1878-1954), являясь одновременно и внуком В.А. Панаева, станет последним владельцем валдайского имения Байнево. Выйдя в отставку, оставив военную службу, литературу и основанный им в Петербурге Кустарный музей, он поселится в нескольких верстах от Иверского монастыря, сделается гласным Валдайского земского собрания, будет принимать активное участие в общественной и духовной жизни Валдая, часто приходя на Ивер к усыпальнице, где покоились его родные. Иверские погребения Панаевых  связаны с судьбами замечательных русских людей, которым Господь даровал вечное право быть сокровенно соединенными и с Ивером, и с дивным старцем и молитвенником архимандритом Лаврентием, обретшим в 1876 году вечный покой в той же обители. Яковлева Н.П. - старший научный сотрудник Валдайского краеведческого музея.  Возможно, часовня была освящена в честь архангела Серафима. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11968

ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ (раздел). – С.101-126. Кино-театр: Новая Россия глазами французского режиссера /Интервью с режиссером-документалистом из Франции Мадлен Кайар , которая в 2006 году по заказу «РИА Новости» сняла фильм «Люди уральского завтра» (о городе Златоусте). Подготовила Алла Митрофанова; Фото Александра Заева, Аллы Митрофановой//Фома. - – ноябрь 2007. – С.103-108. – (рубрика « Кино-театр »). Имеется биографическая справка « Режиссер-документалист Мадлен Кайар …» (С.103). Информационные врезки к теме: Златоуст: только факты //Фома. - – ноябрь 2007. – С.104. – (рубрика « Кино-театр »). «Фильм «Люди уральского завтра»…»// Фома. - – ноябрь 2007. – С.108. - (рубрика « Кино-театр »). Настоящее прошлое: Коротко. Иван Александрович Ильин (1883-1954). « Серый волк» и «Иван Царевич »: Цитата из работы «Путь духовного обновления», 1935 г.//Фома. - – ноябрь 2007. – С.109. – (рубрика « Настоящее прошлое. Коротко »). Галерея: История одной картины Николая Бурейченко /Большая, эмоционально написанная статья (автор Дарья Рощеня ) о талантливом московском художнике – пейзажисте, портретисте, мастере религиозной живописи, и подборка репродукций его работ//Фома. - – ноябрь 2007. – С.110-115. – (рубрика « Галерея »). ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД (подраздел). – С.116-121. Чтение: Людмила Мелконова . Я вас люблю, или как вам не стыдно /Иллюстрация Валерии Ярославцевой; Фото из архива автора//Фома. - - ноябрь 2007. – С.116-117. – (рубрика « Чтение »). Краткая биографическая справка « Людмила Николаевна Мелконова …» (С.116). Игорь Михайлов . Бабка с мочалками /Иллюстрация Валерии Ярославцевой; Фото Виталия Каплана//Фома. - – ноябрь 2007. - С.118-119. – (рубрика « Чтение »). Краткая биографическая справка « Игорь Михайлов …» (С.118). Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Игорь Меламед . В покаянной ночи : Подборка стихотворений 1988-2002 гг. Автор вступительной статьи Павел Крючков , редактор отдела поэзии журнала «Новый мир». Фото из архива автора. Иллюстрации Натальи Кондратовой//Фома. - – ноябрь 2007. – С.120-121. – (рубрика « Строфы »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-55-...

Развитие русской идеологии, после 1917 года, по выражению Олега Анатольевича Платонова в его статье «Русская философия» в Славянской энциклопедии «носило трагический характер. В советский период коренная русская мысль беспощадно преследовалась. Русская мысль в эмиграции, оторванная от почвы, была в основном бесплодна и малосамостоятельна». Наиболее полно традиции коренной русской философии сохранились в трудах Ивана Александровича Ильина (1883-1954) «Религиозный смысл философии», «Аксиомы религиозного опыта». Из советского теоретического опыта при разработке идеологии Русского христианского социализма, безусловно, должна быть использована работа Иосифа Виссарионовича Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР », опубликованная в конце 1952 года, в которой рассматривались вопросы о характере экономических законов при социализме, о товарном производстве и законе стоимости при социализме, вопрос об уничтожении противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, а также вопрос о ликвидации различий между ними, вопросы о распаде мирового рынка, об основных экономических законах капитализма и социализма Уже в наше время в конце XX века религиозно-идеологические аспекты полно и весомо отражаются в трудах митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) . Как отмечается в упомянутой выше Славянской энциклопедии, изданной Институтом русской цивилизации «Каждая из этих книг является бесценным достоянием русской национальной идеологии. Вслед за святым Иоанном Кронштадтским владыка Иоанн провозглашал, что «родиться русским есть дар служения» Православная Россия стоит на страже духовного мира всего человечества. Ей определено Господом «до конца времён стоять преградой на пути зла, рвущегося к всемирной власти». Вот так думали и писали наши предшественники. Пришёл наш черёд. II Теперь непосредственно по теме моего доклада: « Идеология Русского христианского социализма как развитие национальной идеи России». Соответственно, прежде всего, необходимо определиться с сущностью самих таких понятий как нация и национальность, национальная идея и национальная идеология, установить иерархическое соотношение между ними, их взаимную связь и взаимодействие.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/25/...

Сагарда Н. Лекции по патрологии. СПб., 1912. Сергиевский H., священник. Восточная антропология Отцов и учителей Церкви веков, т. 1–2. Л., 1983. Созомен Эрмий. Церковная история. СПб., 1851. Сократ Схоластик . Церковная история. СПб., 1850. Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Сергиев Посад, 1895. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов, т. 1. Сергиев Посад, 1906. Старокадомский М. Лекции по патрологии для студентов III курса МДА, б. г. Талъберг Н. История христианской Церкви. M., 1991 (репринт). Терновский Ф. Греко-Восточная Церковь в период Вселенских Соборов. Киев, 1883. Удальцова 3. Культура Византии. M., 1984–1991. Успенский Ф. История византийской империи, т. 1. М–Л., 1948. Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891. Фаррар Ф. Жизнь и труды Святых Отцов и учителей Церкви, т. 1. СПб., 1891; 2-е изд. СПб., 1902–1903, тт. 1–2. Феодорит, епископ Кирский, бл. Церковная история. СПб., 1852. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви, т. 2. СПб., 1859; 2-е изд. СПб., 1882. Флоровский Георгий , протоиерей. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937 (репринт: Москва, 1992). Шмеман Александр , протопресвитер. Исторический путь Православия. Нью-Йорк, 1954. Adam A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd.I. Gutersloh, 1965. Altaner B., Shriber A. Patrologie, Freiburg – Basel Wien, 1978. Amann E. La dogme catholique dans les Peres de l’Eglise. Paris, 1922. Arnou R. Platonisme des Peres. – Dictionnaire de theologie catholique 12. Paris, 1935. P. 2258–2395. Bacmann B. Ch. The Cappadocian Triumph over Arianism. Stanford University, 1966. Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur, Bd. 1–4. Freiburg im Br., 1912. Bardenhewer О. Patrologie. Freiburg Br., 1901. Bardy G. Litterature grecque chretienne. Paris, 1929. Battifol P. La litterature grecque. Paris, 1897. Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959. Bemardi J. La predication des Peres Cappadociens. Paris, 1968.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Коротко. Иван Александрович Ильин (1883-1954). Первичная сила жизни . (Цитата из книги «Путь духовного обновления»: «Жить на свете – значит выбирать и стремиться…»)//Фома. - – август 2007. – С.99. – (рубрика « Настоящее прошлое. Коротко »). Кино-театр: Не-жизнь, или О праве быть человеком . Кинорежиссер Николай Досталь – о правде Варлама Шаламова /Беседовала Оксана Головко; Фото предоставлены кинокомпанией «МакДос»//Фома. - – август 2007. – С.100-105. – (рубрика « Кино-театр »). Имеются краткие биографические справки: « Николай Николаевич Досталь…» (С.101) , « Варлам Тихонович Шаламов… » (С.103), « Тихон Шаламов …» (С.104). Беседа о снятом Н. Досталем телефильме «Завещание Ленина» (2007), в основу которого легли произведения и биография писателя Варлама Шаламова. Побежденный, который победил /Владимир Капустин , актер, сыгравший в телефильме «Завещание Ленина» роль молодого Варлама Шаламова//Фома. - – август 2007. – С.105. – (рубрика « Кино-театр »). ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД (подраздел). – С.106-119. Чтение: Людмила Дунаева . Эльфрин . (Сказочная повесть); Иллюстрации Наталии Кондратовой; Фото Сергея Тетерина//Фома. - – август 2007. – С.106-119. – (рубрика « Чтение »). Имеется краткая биографическая справка « Людмила Дунаева …» (С.106). ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ           (окончание раздела). 119-122 Что читать: Представлены и прокомментированы следующие издания: Татьяна Горичева . Только в России есть весна! О трагедии современного Запада. Дневники: 1983-2003. – М.: Русский Хронографъ, 2006. – 445 с./Представляет Вероника Бузынкина //Фома. - – август 2007. – С.120. – (рубрика « Что читать »). Автор книги в 1980 году подверглась депортации из СССР за участие в «Христианском женском движении». Она объездила весь мир с лекциями и выступлениями, в которых рассказывала о России, о Православии. На страницах книги – не только размышления о духовной жизни, о католичестве и протестантизме, но и фиксация увиденного во время путешествий. Это именно путевой дневник, где страны, обычаи, люди предстают перед читателем в коротких, метких (но, конечно, и субъективных) зарисовках.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-52-a...

Культ безграничной свободы, крайнего индивидуализма наряду с апологией изощренного потребительства, насаждаемые на протяжении десятилетий массмедиа и звездами шоу-бизнеса, сформировали гедонистский и в значительной мере пацифистский менталитет российской молодежи. И.А. Ильин резко осуждал формирование «общечеловека», «перекати-поле», не укорененного сердцем, умом и совестью в родное - культуру, отечество, природу, в свою Родину, большую и малую. Иван Александрович Ильин (1883-1954 гг.) принадлежал к категории мыслителей, по-настоящему избранных. Он гармонично соединил в себе духовный огонь православия, чувство слова А.С. Пушкина , провидение и совестной акт Ф.М. Достоевского, волевое начало А.В. Суворова, государственный ум П.А. Столыпина и логическую мощь Гегеля. Соединил в мелодию «поющего сердца», в ясное до «духовной очевидности» умозрение самых главных предметов. «У него есть чему поучиться. И нынешним поколениям, и будущим. Ибо он был носителем не только верных идей, но и духовного меча и Животворящего Креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие - предметно компетентные и ответственные - учители и нужны в наше смутное и трудное время. И, конечно, именно такие нужны будут и в будущем». Иначе мы получим человека без единого пятнышка на­циональной самобытности, способного прижиться «гражданином мира» и космополитом на любых широтах и меридианах. В современном методологическом и цивилизационном противостоянии требуется разворот на восстановление, реконструкцию и актуализацию творческого наследия отечественной мысли в разработке и практическом воплощении выверенной диалектики духовного и социального в развитии общества, становлении и самоопределении полноценной личности . « Свойства русского национального духа указывают на то, что мы призваны творить в области религиозной философии… Конкретный идеализм, связанный с реалистическим отношением к бытию, мог бы стать основой нашего национального философского творчества и мог бы создать национальную философскую традицию, в которой мы так нуждаемся» – декларировали авторы «Вех» еще в 1908 году.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/24/...

Лит.: Лисицын М., свящ. Краткий обзор новейшей духовно-музыкальной лит-ры. 37: Копылов//Нар. образование. СПб., 1899. Кн. 10. С. 111; Компанейский Н. И. Духовно-муз. сочинения А. Копылова//РМГ. 1906. 7/8. Стб. 197-200; Баскин В. С. Копылов, А. А.: [Некр.]//ИВ. 1911. Т. 124. Апр. С. 391-392; Н. Б[укреев]. Памяти А. А. Копылова//Нар. образование. 1911. 3. С. 409-412 [со списком хоровых соч. и указанием рецензий на них]; В-ва О. [Оссовский А. В.] А. А. Копылов: [Некр.]//РМГ. 1911. 7. Стб. 189-190; он же. А. А. Копылов: [Доп. к Некр.]//Там же. 15/16. Стб. 385-388; [Некр.]//ХРД. 1911. 2. С. 55; [Некр.]//Музыка. 1911. 12. С. 268-269; Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей муз. жизни// Он же. ПСС: Лит. произв. и переписка. М., 1954. Т. 1. С. 151-152; Ардентов Д. Н. П. А. Богданов и его «Страницы воспоминаний»//Становление и развитие нац. традиций в рус. хоровом искусстве: (Творчество, исполнительство, образование): Сб. ст./Сост. и отв. ред.: П. П. Левандо. Л., 1982. С. 116-136; Плотникова Н. Ю. Пение при всенощном бдении древних напевов//Всенощное бдение: Древние расп. в перелож. для 4-голосного смеш. хора. М., 2003. С. 152-158; она же. Искренне любил искусство//Рус. духовная музыка XIX - нач. XX в.: Страницы истории. М., 2008. С. 133-137. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/2057214.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010