Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПЫЛОВ Александр Александрович (2.07.1854, С.-Петербург - 7.02.1911, Стрельна близ С.-Петербурга), рус. композитор, регент, скрипач, педагог. В 1862-1872 гг. малолетний певчий в Придворной певческой капелле , там же учился в инструментальном классе игре на скрипке у М. Ф. Кременецкого, на фортепиано у И. О. Рыбасова, теории музыки и гармонии у И. К. Гунке. Позднее по рекомендации М. А. Балакирева занимался частным образом композицией с А. К. Лядовым и музыкальной формой и инструментовкой с Н. А. Римским-Корсаковым . В 1872-1879 гг. скрипач и пианист оркестра Александринского театра. Выступал и как солист-скрипач. В 1879-1883 гг. большой певчий и исполняющий обязанности помощника учителя пения в Придворной певческой капелле, в 1883-1897 гг. помощник учителя пения. По словам хорового дирижера и воспитанника капеллы П. А. Богданова, К. был «хоровым деятелем большого масштаба», владел «особой системой обучения и воспитания детей» ( Ардентов. 1982. С. 134). Римский-Корсаков, помощник управляющего капеллой в 1883-1894 гг., считал К. «знающим и опытным» наряду с другими учителями пения капеллы С. А. Смирновым, Е. С. Азеевым и Ф. А. Сырбуловым ( Римский-Корсаков. 1954). Этот коллектив под рук. Римского-Корсакова с 1883 г. участвовал в работе над новой редакцией «Обихода нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого», а также в работе по гармонизации напевов синодального Обихода. К публикации было подготовлено «Пение при всенощном бдении древних напевов» (СПб., 1888), которое было высоко оценено критикой, а в 1918 г. на Поместном Соборе РПЦ в Москве было рекомендовано для общецерковного употребления. С кон. 70-х гг. XIX в. по 1897 г. К. преподавал в инструментальном и регентском классах капеллы игру на скрипке и фортепиано, церковное пение и устав. Также преподавал церковное пение в Смольном ин-те, работал с хорами Павловского и Преображенского полков. После отставки из капеллы продолжал преподавать церковное пение: напр., в 1907-1908 гг. руководил общедоступным хоровым классом при Регентском уч-ще С. В. Смоленского (Гусельки яровчаты. Тамбов, 1907. 1. С. 18). 9 марта 1908 г. дирижировал одним из духовных концертов соединенных церковных хоров, организованных Церковно-певческим благотворительным об-вом («концерты 500»).

http://pravenc.ru/text/2057214.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Донском монастыре перезахоронены останки генерала Деникина и философа Ильина (комментарий в цифрах и фактах) Ильин Иван Александрович (1883 - 1954). Вехи жизни и творчества Иван Ильин Еще десять лет назад имя И. А. Ильина было известно только специалистам по истории и философии, а что касается трудов Ильина, то они были надежно сокрыты от глаз исследователей. Все изменилось с конца 80-х годов, когда в ряде журналов и сборников стали появляться первые исследования об этом мыслителе. Идеи и жизнь Ильина нашли свое отражение в работах Ю.Т. Лисицы Ю.С. Пивоварова И.И. Евлампиева, Ю.И. Сохрякова В 1995 году к 40-летию со дня смерти И.А. Ильина была проведена специальная научная конференция ; наследие мыслителя стало предметом диссертационных исследований ; статьи о нем появились в ряде энциклопедических изданий сборниках и периодической печати О жизни и творчестве Ильина был снят двухсерийный документальный фильм «Возвращение», показанный по российскому телевидению Помимо многочисленных переизданий работ Ильина в периодической печати, отдельными изданиями вышли его общественно-политические труды, литературно-критические статьи, религиозно-философские работы. Нельзя не отметить и первое собрание сочинений И.А. Ильина В качестве приложения к собранию сочинений вышли два тома дневников, писем и документов, связанных с жизнью и творчеством Ильина в период 1903 – 1954 гг. а так же трехтомник, включивший в себя впервые опубликованную переписку И. А. Ильина с И. С. Шмелевым В качестве приложения к собранию сочинений был издан альбом «Иван Ильин и Россия. Неопубликованные фотографии и архивные материалы» В данной публикации хотелось бы кратко остановиться на описании жизненного пути И.А. Ильина, ставшим «самым читаемым в России и любимым философом в последнее десятилетие уходящего века» философом, чье наследие, несомненно, окажется востребованным и в новом XXI веке.

http://sedmitza.ru/text/403359.html

Архимандрит Митрофан История России XX века, изучаемая и дополняемая новыми сведениями и открытиям, останется не полной, если не включить в нее особый пласт, повествующий о русской эмиграции. Россия вне пределов своих исторических границ, - это небольшие островки русской культуры, исторической памяти и православной духовности. Наряду с всемирно известными центрами эмиграции, такими, как Париж, Берлин, Прага, София и другими, существовали и до наших дней сохраняются небольшие общины, сконцентрированные в основном вокруг русских церквей, в том числе и в государствах Северной Африки. После эвакуации белых частей из Крыма и Новороссийска, в результате гражданской войны, в Тунисе и Египте появились семьи политических эмигрантов, затем многие расселились по соседним государствам арабского Магриба. Стали возникать первые православные храмы, сначала простые и скромные, переделанные и приспособленные для совершения богослужений. Затем кое-где строили настоящие церкви. В Марокко возникло четыре русских прихода, в Алжире и Тунисе по две общины, был небольшой домовый храм и в Египте. В наши дни, богослужения совершаются в православных храмах русскими священниками в городах Александрии и Каире, в Тунисе и Бизерте, в Рабате и Касабланке. Однако, идут годы, меркнет память, меняется состав прихожан, зарастают русские могилки, разрушаются кресты и надгробия, желтеют страницы исписанных славянской вязью, привезенных из России богослужебных книг, ветшают ризы и выцветают хоругви, давно уже молчат колокола. Находясь по долгу службы в Марокко, работая с документами приходского архива или, вернее сказать, подбирая и систематизируя разбросанные в пыли и мокнущие под дождем в чулане под колокольней бумаги, оставшиеся от 30-60-х годов прошлого уже века, я пытался воссоздать картину русской жизни, памяти и истории соотечественников, страдальцев и героев, патриотов и сирот, горячо любящих свою Родину, веру и народ. Лишенные крова, родной земли и привычных форм жизни, они не только выжили, создали семьи, вырастили детей, но и оставили после себя память. Одним из этих русских живших в Марокко, был генерал, вынужденный потрудиться, и шофером, и разнорабочим, и консьержем, в последствии ставший священником. Ему посвящен данный материал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > И.А.Ильин о " сопротивлении злу мечом " и православном понимании войны 28.10.2009 629 Время на чтение 6 минут Выступление на V Международной научно-практической конференции " Религия в современной системе международных отношений: Возможности религии в созидании мира и урегулировании кофликтов " (Санкт-Петербургский государственный университет, факультет международных отношений, 23 октября 2009 г.) В последние два десятилетия наследие выдающегося русского мыслителя И.А Ильина (1883 - 1954) пользуется повышенным вниманием. Оно издаётся, переиздаётся, проводятся Международные научно-богословские Ильинские чтения, даже Всероссийские Ильинские молодежные научно-богословские Чтения и т.д. Однако остаётся ещё немало исследованных И.А. Ильиным проблем, которые не теряют свою актуальность. К таким, не нашедшим ещё пока чёткого современного осмысления, относится круг вопросов, поднятых мыслителем в его труде " О сопротивлении злу силою " (См. далее ссылки в квадратных скобках на 2-е изд. этой книги (Лондон, Канада. 1975)). Работал над книгой приехавший из Германии на лечение в Италию И.А. Ильин с августа 1924 г. по весну 1925 г. А уже в июне этого же года книга была издана в Берлине и вызвала весьма острую реакцию. В данном выступлении мы рассмотрим ильинское понимание " сопротивления злу мечом " в контексте православного понимания войны. Эта тема волновала русских мыслителей и ранее. Так, Н.В. Гоголь, в повести " Тарас Бульба " , опираясь на святоотеческое наследие, даёт ответ, что святыню веры не только позволительно защищать оружием, но и убивать врага на поле брани достойно похвалы. После кровопролитнейшей революции, гражданской войны и установления господства безбожной власти в бывшей Российской империи, этот вопрос вновь потребовал ответа. Как отмечал сам автор в письме к П.Б. Струве от 19 июля 1925 г., книга " О сопротивлении злу силою " была задумана не только как опровержение толстовства, антитезис ему (его лозунгу: " несопротивление злу насилием " ), но в своём труде И.А. Ильин " искал решения вопроса, настоящего, религиозного, пред лицом Божиим " , и автор был убеждён, что решение " содержалось в древнем духе православия " [с. 226].

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/28/...

Иван Ильин и его книга о Гегеле Книга И. А. Ильина (1883–1954) «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» вышла из печати в Москве в самом начале 1918 г. Это было время малопригодное для размышлений о вечных проблемах бытия; людей в России в то время волновало совсем другое. Новый режим, установившийся в октябре 1917 г., успел наглядно продемонстрировать, какое будущее ждет страну, уже началось методичное разрушение всего дореволюционного уклада жизни. Однако академическая сфера пока еще продолжала жить по старым законам. Весной 1918 г. на юридическом факультете Московского университета происходит публичная защита магистерской диссертации Ильина, посвященной философии Гегеля. Официальные оппоненты – профессор П. И. Новгородцев и профессор князь Е. Н. Трубецкой – отмечают необычайно высокий уровень работы, в результате диссертанту присуждается не только магистерская, но сразу и докторская степень в области государственных наук. В том же 1918 г. начинаются столкновения Ильина с новой властью: в течение года он четырежды подвергается аресту, причем последний раз (в декабре) его судят в революционном трибунале, но оправдывают за недоказанностью обвинения в «антисоветской агитации». На страну уже упали сумерки будущей вселенской катастрофы; пройдет всего несколько лет, и они сгустятся в кромешную ночь, свободная мысль будет надолго изгнана из Советской России, изгнана даже в буквальном смысле. Среди высланных в 1922 г. деятелей русской культуры будут многие яркие представители русского философского «ренессанса», в том числе и Иван Александрович Ильин . Его труд о Гегеле будет надолго забыт, даже само его имя сделается запретным по эту сторону «железного занавеса», особенно после того, как оно станет легендарным в кругах русской эмиграции, – явившись олицетворением непреклонной борьбы с большевизмом, оказавшись навсегда связанным с идеологией белого движения. Только теперь, по прошествии многих десятилетий, мы обращаемся к забытому наследию русской философской мысли и обнаруживаем там удивительные пророчества, открывавшие новые горизонты в понимании мира и человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Иван Ильин и пражские меценаты журнала «Русский колокол» Иван Александрович Ильин Иван Александрович Ильин (1883-1954) – ведущий представитель русской интеллектуальной элиты в диаспоре. Как ученый-философ он сформировался в дореволюционной России, получив блестящую подготовку в Московском императорском университете, окончив его в 1906 г. В 1910-1912 гг. состоялась его довольно длительная научная стажировка, как И.А.Ильин сам позже писал в своей биографии, «в Германии (Гейдельберг – у Виндельбанда, Ласка, Еллинека, Геттинген – у Гуссерля, Берлин – у Зиммеля) и во Франции. С 1912 г. работаю в качестве доцента и профессора. 1918 – высшую академическую степень получил за двухтомное сочинение «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Так что известность к нему пришла еще на родине, незадолго до его принудительного изгнания большевиками за границу в 1922 г. В биографии Ильин подчеркивал, что в 1917-1922 гг. неоднократно подвергался арестам советской властью «в ходе тяжелой борьбы за отечественную культуру и достоинство». Несмотря на постоянные преследования, ученый и не помышлял об эмиграции. Однако в 1922 г. смертный приговор ему был заменен высылкой и лишением гражданства. Так что, Ильин был насильно оторван от родной земли и вместе с цветом  русской  интеллектуальной мысли был  выслан на пароходе в сентябре 1922 г. Позже, часто обдумывая все тот же вопрос: «Следовало оставаться или уходить?», он считал: и уходить, но для борьбы, и оставаться – но также для борьбы. В этой решимости проявилась натура ученого, всю свою жизнь отвергавшего любые проявления тоталитаризма. И.А.Ильин был убежден, что насильная высылка вовсе не значит разрыв с родиной. По его мнению, понятие родины не исчерпывается лишь местом пребывания в данный момент и патриотизм не питается одной повседневностью быта. Не случайно, что в эмиграции (сначала в Германии, а с 1938 г. – в Швейцарии) И.А.Ильин становится своеобразным идейным вождем русской интеллектуальной диаспоры. Катастрофический для судьбы России 1917 год Ильин рассматривал в тесной связи с судьбами всей современной общеевропейской и мировой культуры.

http://pravoslavie.ru/arhiv/5215.htm

Об Иване Ильине Иван Александрович Ильин (1883-1954) – выдающийся русский мыслитель, правовед, политолог. Автор более 40 книг и 300 статей на русском и немецком языках. К сожалению, имя Ивана Ильина сегодня не широко известно, и его труды только приобретают в России популярность, но именно они достойны быть настольной книгой каждого. Они изобилуют искренностью, созерцанием Божественного, настоящим патриотизмом и болью за наше многострадальное Отечество. В них затрагиваются самые важные и насущные для каждого человека темы. Это неоценимый духовный опыт истинного сына России, любящего свой народ и свою веру всей душой и всем сердцем. Предлагаем познакомиться с его размышлениями о вере. О вере Есть у нас довольно распространенное воззрение, будто люди могут прожить жизнь без всякой веры и будто «образование», а в особенности «научное образование», несовместимо с верою. Образованный человек, думают люди, не может верить: он слишком много «знает», и, «самое существенное», он уже «понял»; так, например, он знает, что все совершается по законам природы и что эти законы природы рано или поздно будут изучены; во что же ему еще «верить»? Сущность современной культуры и прогресса сводится к следующему: идет просвещение, а вера уступает и исчезает. Бесспорно, есть немало людей, которые не верят в Бога. Но это совсем не значит, что они ни во что не верят и что поэтому их можно причислить к людям, живущим без всякой веры. Ведь возможно, что они верят не в Бога, а во что-то другое... Во что же? В нечто такое, что они принимают за главное и существенное в жизни; что действительно для них и есть самое важное, чем они дорожат и чему они служат; что составляет предмет их желаний и стремлений. Такое отношение и есть отношение веры; и кто имеет такой предмет, тот верит в него. Мы все считаем «истиною» таблицу умножения, геометрические теоремы, химические формулы, географические данные, установленные исторические факты, законы логики; мы совершенно уверены в том, что они верны, что мы спокойно можем пользоваться этими истинами и применять их в жизни.

http://pravoslavie.ru/92554.html

Книги и статьи о свт. Филарете (Дроздове) и его произведениях Скачать epub pdf 1 . Корсунский И.Н. Святитель Филарет, митр. Московский. Его жизнь и деятельность на Московской кафедре, по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени (1821–1867 гг.). Харьков, 1894. 2 . Его же Памяти святителя Филарета, митр. Московского. М., 1894. 3 . Его же Митр. Филарет о холере. М., 1892. 4 . Его же Деятельность митр. Филарета в холеру 1830–1831 гг. М., 1887. 5 . Его же О подвигах Филарета, митр. Московского. М., 1883. 6 . Корсунский И.Н. Полное собрание резолюций Филарета, митр. Московского. М., 1898. 7 . Его же Проповедническая деятельность Филарета (Дроздова) в бытность его архиеп. Тверским и Ярославским 1819–1821 гг. 8 . Его же Свят. Филарет, митр. Московский. Харьков, 1884. 9 . Лебедев А. Черты нравственного облика Московского митр. Филарета. М., 1905. 10 . Его же Великий в малом Московский митр. Филарет. «Троицкий цветок». 11 . Его же В защиту Филарета, митр. Московского от нападок историка С.М. Соловьева . М., 1907. 12 . Зыков А. Деятельность митр. Филарета в борьбе с расколом. М., 1893. 13 . Ромашков, свящ. Записки П.С. Грозова, бывшего диакона при Филарете, митр. Московском, о служениях последнего в Москве и Московской епархии. М., 1904. 14 . Субботин Н. , проф. Митр. Филарет и архим. Антоний, как чтители заветов и памяти преп. Серафима. М., 1904. 15 . Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 80. 16 . Назаревский В.В. Государственное учение Фаларета, митр. Московского. М., 1883. 17 . Несмелов Г. О церковных наказаниях по сочинениям Филарета, митр. Московского. Томск, 1895. 18 . Авдашкевич М. свящ., Филарет Московский и его значение на православном Востоке (Странник, 1905, ч. 2, с. 697–730). 19 . Аканфиев Д Мессионерские пророчества книги Бытия по митр. Филарету и святоотеческим толкованиям: Тр.-Серг. Лавра, 1954. 20 . Беликов В.И. Деятельность Московского митр. Филарета по отношению к расколу. Казань, 1896. 21 . Барсов Н.И. Взгляд на жизнь и деятельность Московского митр. Филарета. (Христ. чтен., 1883, III-IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Георгий (Седов), исповедник Исповедник Георгий (Егор Егорович) Седов родился в 1883 г. в с. Чурилово Юрьев-Польского уезда Владимирской губ. В 1925 г. познакомился с епископом Афанасием (Сахаровым) и стал его духовным сыном. В конце 1920-х гг. он был избран старостой церкви в с. Чурилово. Во время следствия по делу арестованного за проповеди в с. Лыково святителя Афанасия предложил церковному совету составить прошение во Владимирский отдел ГПУ об освобождении из заключения епископа и первым подписал его. В 1936 г. он поселился в г. Тутаеве, работал конюхом. В послевоенный период он стал старостой Воскресенского собора Тутаева и добился освобождения из заключения Владыки Афанасия, приложив немалые усилия и оформив себя опекуном епископа, который, как не имеющий близких родственников, мог быть отпущен только на этих условиях. Егор Егорович одним из первых навестил Владыку в Зубово-Полянском доме инвалидов, обговорив способы, при помощи которых можно было бы добиться освобождения Владыки. После многих хлопот Е. Е. Седову удалось забрать Владыку и поселить его в своем доме в Тутаеве. Скончался 16 декабря 1960 г. Причислен к лику святых определением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2000 г. (исповедник Георгий Романово-Борисоглебский). Письма написаны без знаков препинания, с большим количеством орфографических ошибок (большинство которых при публикации исправлены, живым характерным языком. 1. 1 ноября 1954 г. 1–Х–54 г. 240 Благословите, П[реосвященнейший] В[ладыко], сообщить о поездке. Приветствую Вас, дорогой наш Папочка, с наступающим праздником Казанския Божией Матери и желаю Вам от Господа Бога доброго здравия и спокойствия. Я по милости Божией и по Вашим св[ятым] молитвам доехал благополучно. В Москве повидался с нужным человеком. Советует до времени быть спокойным. И цветы посмотрел, все оставил им в пользование, а в Загорске М. Н. 241 не видал, а что было у м. М[аргариты] 242 , взял себе. Дедушка 243 приветствует и благодарит и восхищается. Домой приехал, меня не встретили, темно и грязновато было идти. Пришел домой от м. М[аргариты]. Был у м. Сергии 244 , ее не пускали к нам без меня, да и грязно очень было до меня дойти. А я поспешил, до сроку приехал домой, не ждали, так как в Москве все было обделано быстро, только, простите, не посмотрел, что Вы говорили: «ложечку чай заваривать». Хочу написать Титовне 245 , она не найдет ли, да еще простите, не сразу по приезду Вам отвечаю. М. М[аргарита] восхищается об моей поездке, оставляю ее погостить на праздник, не остается, собирается завтра во вторник. Провожу до Яросл[авля], заедет к Титовне, хотела к о. Ио[си]фу 246 , да праздник мешает, до дому хочет добраться. У нея дух-то бодр, да тело немощно, жалось на нея глядя. Посылку не успею собрать сегодня, что будет. По приезду из Ярославля за время отлучки моей накопилось делов, месячной отчет с настоятелем промелишь да разные рабочим будут 247 . Простите, любящий Вас смиренный Е[гор] Е[горович].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЗАНСКОЕ АРСКОЕ КЛАДБИЩЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Самым ранним документом, упоминающим Арское (куртинское) кладбище, является план Казани , составленный в 1766 году Василием Кафтыревым. Уже тогда на кладбище имелась часовня. Широко использоваться оно стало только в середине 1770-х годов, когда после очередной опустошительной эпидемии чумы 1774 года Екатерина II своим монаршим указом запретила производить захоронения на городских приходских кладбищах возле церквей и храмов. Первыми, кого захоронили здесь, были погибшие 12 и 13 июля 1774 года при штурме Казанского посада и кремля повстанцы армии Емельяна Пугачева, а также горожане, павшие от рук пугачевцев. Уже к началу XX века кладбище не являлось исключительно православным . На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская части. После 1917 года подобная упорядоченность была нарушена. Часть православного некрополя Арского кладбища расположена непосредственно у кладбищенского храма . За алтарем погребены: Гавриил Павловский (1845 - 1904), прот. Александр Тавельский (30 марта 1874 - 9 апреля 1949), прот. Иустин (Мальцев) (+ 1950), епископ Казанский и Чистопольский Сергий (Королев) (+ 1952), архиеп. Казанский и Чистопольский Михаил Едокимов (+ 1954), прот. Анатолий Ивановский (3 декабря 1890 - 1 июня 1957), прот., служил в Благо­вещенском соборе, кладбищенской церкви Ивановская Валентина Алексеевна (23 февраля 1894 - 9 марта 1972), жена протоиерея Ивановского A.M. Константин Нечаев (15 сентября 1882 - 16 февраля 1958), прот Лука Пигулевский (30 октября 1887 - 22 января 1962), прот. Серафим (Кошурин) (1883 - 1969), иеросхим., последний из числа братии Седмиозерной пустыни Сергия (Чернецкая) (+ 16 января 1969), монахиня. Духовная дочь архиепископа Сергия (Короле­ва). Тагашевский Иоанн (9 апреля 1883 - 25 сентября 1974), прот. Вениамин Нечаев (1912 - 5 ноября 1979), иерей, священник Никольского храма. Сын прот. Нечаева К.Е. Нектарий (Демин) (17 ноября 1964 - 29 августа 2019), архим., наместник Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря

http://drevo-info.ru/articles/13672071.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010