Благодарю Господа, утешившего меня непреткновенным служением литургии и неосужденным причащением Святых Таин; чудно оживотворили меня Святые Тайны огнем животворящим Духа Святого. Благодарю Господа за добре совершенную Его благодатию вечерню. Благодарю Господа, избавившего меня от скорби и тесноты, уныния, коими запял меня бесплотный враг по поводу соглядания настоятелем кающихся после вечерни, коих я исповедовал не в урочное (постное) время. Господь оправдал меня, прогнав бесов уныния и клеветы. Святой Стефан первомученик видел небеса отверстые и Иисуса, стоящего одесную Бога, для того, чтобы видеть и ему и всем последующим мученикам и подвижникам о Христе, за Кого, для Кого и для какого блаженства они подвизаются, для какого отечества, для какой жизни, – и быть твердыми, бодрыми и радостными во всех злостраданиях за Христа и за веру истинную. Так и Савлу был глас от Христа Спасителя с неба, и впоследствии он сам был восхищен до третьего неба, чтобы твердо знать и помнить, что он не вотще будет подвизаться, как и все последующие христиане мученики и все истинные последователи Христовы, но за блаженство нескончаемое на небесах. И действительно, все истинные последователи Христовы с радостью шли на ужасные муки и на смерть, твердо веруя, что они страданиями и смертью купят вечное блаженство, вечный покой. Так и мы должны тщательно и с радостью, с великим усердием подвизаться против греха во всех видах его, зная, что мы за подвиги свои получим вечную жизнь. Да и сколько и какую помощь Господь подает всегда подвизающимся для Него в жизни временной! Сколько утешений! Сколько радости и блаженства внутреннего! Вкусивший это блаженство не променяет злострадания за Христа на все мирские утехи! Слава Господу, тако устрояющему спасение наше! Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие [ Деян.14:22 ]. Радуюсь в страданиях моих за вас [ Кол.1:24 ]. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас [ Рим.8:18 ], ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое [ 2Кор.4:17–18 ]. 7 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских ( 4Цар. 20:20 ). Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды ( 2Пар. 32:2 −4). Кроме того, для защиты юго-западной части города была воздвигнута «широкая стена», которая прошла по западному холму (гора Сион) до края города Давида, закрыв вход в центральную долину, и включив район прудов в черту городских укреплений. Тоннель царя Езекии был обнаружен в 1880 г. совершенно неожиданным образом, впрочем, как и большая часть уникальных археологических памятников на Святой Земле. И при открытии водовода Езекии, как и в будущем при обнаружении свитков Мёртвого моря, определенная роль случая-удачи была предоставлена арабскому мальчику. Упав в резервуар-бассейн и барахтаясь в грязи, он добрался до другой стороны, где обнаружил тоннель шириной 60 см. После тщательного обследования тоннеля была подсчитана его длина, которая составила 548 м от источника Гихон. Тоннель нигде не выходил на поверхность, и воздух поступал в него через специально пробитые вентиляционные колодцы. Высота потолка по всей его длине превышала человеческий рост – 1,8 м. Тоннель очень извилистый. Маршрут, на отдельных участках, определялся подземными потоками и скальными разломами. Но самым уникальным открытием, при изучении тоннеля Езекии, было обнаружение надписи на стене, которая находилась на расстоянии 8 м от входа в Силоамскую купель. Эти начертания сразу приковали к себе внимание многих археологов и ученых. Формы букв стали восприниматься учеными в качестве своеобразного эталона. И в последующем при обнаружении каких-либо фиксаций на камне, керамике, металле и других твердых материалах, для их датировки использовался способ сопоставления с формой букв Силоамской плиты. Надпись является вторым по древности эпиграфическим памятником на палеоиврите, после «Календаря из Гезера» (X в. до P. X.). Расшифровка и перевод древнееврейского эпиграфического памятника «Силоамская надпись » (VIII в. до Р. Х.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

В день юбилея моего воздать торжественно благодарность и святому Ангелу Хранителю моему, коего славою я был богат и коего имел всегдашним помощником, наставником, заступником. 16 ноября Воскресение. Позднюю обедню служил в тесноте сердечной при бессилии и холодности в душе и желал быть горячим. Причастился животворно. Голос довольно слабый от постной пищи. Окаяваю себя за то, что не имею в себе горячих чувств любви ко всем тем, о ком молюсь по обязанности моей в церкви во время суточных служб и особенно во время обедни, которая объемлет любовию всех – небесных, земных и преисподних; жалею и скорблю, что сердце мое бывает сухо и мертво во время литургии, стеснено, поражено смертельным ударом, исполнено срамоты и уничижения ради грехов моих, – но Богу всё возможно, Он может дать мне сердце чистое и дух новый. Се, творю все новое [ Откр.21:5 ]. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю [ Ис.1:18 ]. Вечерню служил с большим трудом. Может быть, потому, что в соборе было мало воздуху, а главное потому, что пирога довольно поел дома за обедом и сам обессилил свое сердце, дав врагам бесплотным место в себе чрез чревоугодие, и еще гнев на жену и слугу Евдокию за неприготовление вовремя обеда. Великую ектению дурно произнес – скрал много возгласов, торопясь от смущения и страха бесовского. Крещение трех младенцев в церкви по вечерне совершал с трудом, раздражительно, неспокойно, с тайным ропотом, с необыкновенным усилием. Согрешил пред Богом и людьми и пред всем небом! Образом и подобием, по которому ты сотворен, умоляй со слезами Господа и Богоматерь со всеми Ангелами и всеми святыми очистить тебя, твое сердце от всякой скверны греха и насадить и возделать и плодопринести тебе всякую добродетель. Нельзя оставаться равнодушным ко греху, в нас живущему, нас омрачающему, оскверняющему, смущающему, утесняющему, посрамляющему, расслабляющему и умерщвляющему, делающему нас противными Богу и всему небесному воинству и всем святым. Господи! Умилосердись над нами, очисти нас от всякой скверны, освяти, утверди, украси и спаси нас. Аминь. 17 ноября

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

22 июня Алчная и суетная жизнь моя изобразилась во сне нынешнею ночью: вижу в нашем городе пятиэтажные, великолепные дома и с самой земли смотрю на них, прилегши к земле и задравши голову вверх, в то же время говорю с каким-то [неглижером] лейтенантом, и сам ем что-то вроде говна или теста, хотя был сыт (это вчерашний случай со мною вечером: поев аппетитно раз, я вскоре сел за стол в другой раз есть холодного сига). О, суета! Безобразие! О, алчность! Благодарю Господа: тяжкая жгучесть в спине моей прошла вследствие питья чаю со сливками и булочки с маслом и вследствие разрешения желудка от экскрементов. Горячая баня с горячей водой, коими я вчера пользовался, действовали на меня неблаготворно: живот закрепило и сильная жгучесть в позвонках делалась, особенно утром. 23 июня Благодарю Господа, давшего мне благодать прославить вчера за всенощной Пресвятую Владычицу мою Богородицу чтением канона в честь Ее. Чрез это прославление я получил от Нее, Всеблагой, великую милость: прежде нездоровый простудным жжением позвоночного столба (спины), я стал совсем здоров после всенощной, да еще и во время ее; в собрании благочестивых говорил вдохновенно и многополезно для них и для себя; трапеза была пресладка и по благодати, и сама в себе; ночь я спал здоровым, крепким, спокойным и безмятежным сном. Слава Господу! Слава Пречистой Богородице! В начале всенощной я был в сильном борении от боли в пояснице и во всей спине, спину жгло. (Восточный ветер нездоров для меня.) Почитая образы, или иконы Господа, Богоматери, святых, старайтесь о том, чтобы вообразился 56 в вас Христос, чтобы и в вас изобразились все добродетели святых. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! [ Гал.4:19 ]. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [ Мф.11:29 ]. Смирил Себя, быв послушным (Отцу Небесному Иисус Христос) даже до смерти, и смерти крестной [ Флп.2:8 ]. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями [ Гал.5:24 ]. Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [ Лев.19:2 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот что сделали во мне, какую бурю искушений безрассудные, самоуправные поступки настоятеля. Конечно, я виноват более его, что из-за вещей я озлобился на настоятеля и из-за дерев потерял сокровище благодати Божией, сокровище мира, любви, кротости, смирения, незлобия, уважения, покорности, преданности старшему. Помилуй меня, Господи, во всем помилуй меня! Прости мне жестокость, суровость к нищим, озлобление на них, биение. Но Господи, Господи, праведно есть воздати скорбь оскорбляющим меня неправедно – настоятелю и единомышленникам его; смири, Господи, выю его железную и лоб его медяный, не ведущий стыда ни от единого греха. 19 октября Благодарю Господа, сподобившего меня достигнуть пятидесяти лет жизни моей, за бесчисленные Его благодеяния, на меня излиянные, благодарю и славлю Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Да будет отныне единственным сокровищем сердца моего Троица Святая Живоначальная и всё то, что Она возлюбила. После обедни. Благодарю Господа за превеликую Его милость, излиянную на меня во время утрени и ранней обедни; за покаяние мое и веру с припаданием к престолу благодати и целованием его я избавился от великой тесноты и скорби и смущения, постигших меня за огорчение на настоятеля. Вместо смерти Господь даровал мне жизнь, вместо смятения мир, вместо тесноты пространство, вместо малодушия дерзновение. В причащении же Святых Таин Господь дал мне жизнь новую, небесную. Согрешил я пред Господом огорчением на настоятеля за то, что он прогнал дьячка Зрелова, а на место его другого никого не представил и может чрез то произвести замешательство в отправлении службы и треб. Господи, научи меня не отпадать от любви к ближнему и не озлобляться на него ни из-за каких благовидных причин, ибо озлобление во всяком случае есть дело диавола. Если брат согрешает против нас или против Бога, Господь и воздаст ему по слову Писания: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь [ Рим.12:19 ], – и Сам Господь во дни плоти Своея, будучи злословим...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Слава Господу! 25 октября Умножились милости Твои, Господи, ко мне грешному и нынешний день; счесть их не могу, хотя имею сильную ревность поискать их. Во время литургии я многократно победил врагов бесплотных, нещадно нападавших на мою немощь; на великом входе отчетливо выговорил имена всех царственных особ, Святейший Синод и титул митрополита Новгородского, заамвонную молитву и отпуст. Победил благодатию великое смущение, произведенное видением одного лица из купеческого сословия, у которого отец был головою Кронштадта. Вечером многократно Господь спас меня от страстей моих за покаяние мое искреннее, со слезами. Приближися Царство Небесное [ Мф.4:17 ]. О, как близко к нам Царствие Небесное и как удобно его, так сказать, взять и воспользоваться им! Приди и возьми. Оно не на небе, но сошло к нам с небес и водворилось на земле, в Церкви Божией и готово войти в сердце твое, только открой его. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною [ Откр.3:20 ]. Не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься [ Рим.10:6–9 ]. Сам Христос Бог ежедневно приглашает нас принять и вкушать Его пречистое и животворящее Тело и пить Его животворящую Кровь во оставление грехов и, значит, в наследие Его Царствия. Но при такой близости Христа к нам, Царствия Божия как многие, многие далеки от Него! Какое равнодушие ко Христу, какая холодность, какое невнимание к Царствию Божию, как будто оно и не нужно, как будто что-то лишнее оно для людей, без чего можно обойтись, тогда как и минуту жить без Христа есть величайшее несчастие, смерть души! О, как за то будут стенать и плакать и терзать себя грешники, когда смерть уже откроет им всю их неблагодарность к Богу, всё невнимание, всю суетность, всю леность их, нерадение, неверие их! Но будет поздно: для них настанет суд, их свяжут по рукам и ногам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но где ревность пастырей о спасении душ христианских? Где их неумолкаемая проповедь к людям заблуждающим? Но сами пастыри (многие, не все) далеки от Царствия Божия, потому что сами себя пасут пастыри [ Иез.34:2,8 ], гоняются за сребрениками, за наслаждениями чрева, за славою мира сего, от нихже первый я, окаянный. Но благодарю Тебя, Господи, яко меня, грешника, непрестанно спасаешь, когда я, утопая во грехах, обращаюсь к Тебе в покаянии и молитве. Да, мы все тонем во грехах; где же ловцы, спасающие погибающих, о коих Господь сказал: сотворю вы ловцы человеком [ Мф.4:17 ]? О, дауловляем мы, пастыри, уловленных в сети диавола людей грешных всеми способами, рано и поздно, доколе время есть и еще не затворены двери Царствия Небесного, ибо ныне небо отверсто. Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому [ Ин.1:51 ], как Сущему на небе и на земле. Для чего восходят и нисходят Ангелы? – Для спасения человеков. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? [ Евр.1:14 ]. Итак, приимите, христиане, и обымите Царствие Божие, да и оно вас обымет и сделает блаженными вовеки; оставьте ваши похоти, страсти житейские, угождение плоти, чреву, мамоне. Преходит бо образ мира сего [ 1Кор.7:31 ], весь образ, весь строй мира сего, как он ни прекрасен, хотя и тленен, как ни приманчив, как ни сладостен для растленного нашего вкуса, хотя и лишает нас сладостей Царствия Божия. О, многие, многие грешники христиане будут безответны на Страшном Суде Христовом в небрежении о своем спасении, многие пастыри в погибели своих словесных овец. О дети мои духовные! Я дам за вас ответ Пастыреначальнику! Итак внимайте мне: я буду научать вас заповедям Христовым. Пойдем в Царствие Божие на земле, то есть в церковь , и приобщимся сего Царствия. Будем чаще ходить в нее. Пойдем в дом пищи, то есть в храм Божий и напитаемся там пищею Божиею, хлебом и питием духовным, то есть Плотию и Кровию Самого Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

потом после панихиды, на которой отпуст заключил с преткновением от боязни врага. Бури бесовские бывают со мною из-за чревоугодия и винопития. Это верно. Надо удаляться от пиршеств, как и святой апостол Павел внушает, а читать больше слово Божие и писания отеческие и молиться усерднее. Хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [ Евр.13:9 ]. Очень внушительно и вполне справедливо. Хорошо и внешнее украшение, проникнутое религиозным началом и от него заимствующее свою красоту, но хочу несравненно больше внутреннего украшения, нетленного, животворного. Только при украшении внутреннем важно украшение наружное, да если и нет этого последнего, человек ничего не теряет. Слава моя – слава ваша, как слава моя – слава Божия! 25 января Благодарю Господа, сподобившего меня совершить раннюю литургию в Успенской церкви при величайшей тесноте в сердце и насилии от врага супостата и чрез причащение и особенно [по] окончательном употреблении Святых Таин избавившего меня от тесноты и дивный, сладкий мир мне даровавшего, когда же я, вышед из церкви с этим миром, утратил его чрез суровое обращение с нищими, уклоняясь от подачи милостыни по их желанию, и впал в великую тесноту и скорбь, и стал сильно каяться в том, – опять избавившего меня от тесноты и мир сладкий даровавшего. Пирование в жилище моих духовных детей обходится мне очень тяжело, крайне тяжело, как будто грехи и тяготы их тяготеют на мне! Акт крещения совершен, хотя и не занесен по вине дьячка Шахматова в книгу. Тогда-то и покажи свою христианскую душу, свое христианское смиренномудрие, незлобие, терпение, благодушие, когда враги твои, близкие твои, подчиненные твои дышат против тебя злобою и изливают яд злобы своей, как некогда иудейские первосвященники и книжники на Христа. Жалей их и молись: Отче! отпусти им: не ведят бо что творят [ Лк.23:34 ], и потому, что всё человеческое: слава и хула, злоба и зависть, ругательства и насмешки, клеветы и прочее – дым исчезающий. Помни слова Господа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

О, сколько зол причиняет душе моей многострастная, пресыщенная плоть моя! Как она беснуется во время богослужения страстями сластолюбия, сребролюбия, неприязни, зависти, страха и боязни, малодушия и отчаяния! Как нагло, властно, гибельно действует во мне враг бесплотный, как посмевается надо мною, и если бы не Ты, Спас и Избавитель мой, Господи, то давно бы он поглотил меня, убив меня собственными страстями моими. О, как необходимо поститься в дни Страстной седмицы особенно! Как люто вооружается против меня диавол, а я оружия не имею против него – поста, и он одолевает меня, ужасно боря и расслабляя ослабленное сластями сердце мое! Благодарю Господа, избавившего меня от упомянутого лютого греха за покаяние мое и от лютого мучения за грехи мои. Приходила ко мне сегодня в три часа вечера чухонка, бывшая за двумя русскими мужами, от пастора немецкого Боссе и сказала, что жена его не дает милостыни на праздник потому, что чухонка была за двумя русскими мужьями, и потому пусть идет к русским священникам за милостыней. Доложить об этом при случае губернатору (или начальнику его канцелярии – посоветоваться с ним). Во время вечерни и обедни мне было крайне тяжело, прискорбно; враг был во мне и чрезвычайно теснил меня, смущал, устрашал, расслаблял, омрачал, особенно пред Евангелием и возгласом Бог молитвами и во время великого входа... После причащения я обновился, укрепился, ободрился. Благодарю Господа за чудо Его милосердия. Во время чтения паремий на вечерни враг одолел меня сном и чрез то умертвил сердце мое; я это тяжело почувствовал на великом входе, ощутив бессилие и мертвенность сердца моего, особенную бесовскую боязнь. Потом я покаялся на свою немощь пред Богом и просил Его благодати, которую и получил по мере веры и усердия. Причастился животворно, причастил мирян добре; заамвоннуто прочитал бодро, до слова; отпуст сказал весь. Не совместна любовь к Богу и ближнему с любовью к миру, к пище, питью, деньгам, к славе человеческой. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [ Мф.6:24 ]. Это испытываю всякий день (между прочим, при исповеди братиею): нечистая, сребролюбивая ревность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010