Штрихи к истории села Матренино.  Согласно исторически данным, для строительства храма было организовано несколько кирпичных заводов. По рассказам, которые изустно передавались от поколения к поколению среди местных жителей, один их таких заводиков располагался на берегу р. Воскресенки, недалеко от храма. Завод представлял собой несколько печей для обжига, которые стояли на берегу недалеко от реки, здесь же добывали глину. По сей день сохранилось и местное название «Глинница». Еще из местных старинных названий - «Саженая дорога» - практически, прямая дорога, соединяющая Андреевское и Матренино, выходит точно на храм. Название свое получила от того, что вдоль всей дороги высаживались липы. Дорога сохраняла свое «транспортное» значение примерно до середины 1960-х годов. По ней с трудом проходили грузовики и трактора, но другие дороги были не лучше. На сегодняшний день это сильно заросшая «просека», но старые канавы вдоль дороги сохранились. Немного из новейшей истории. Последними священниками Воскресенской церкви с. Матренино, о которых мне удалось узнать, были: в 1950 г. протоиерей Николай Георгиевич Аианин (1880-1957), в 1956 – священник Виноградов Владимир Дмитриевич (1882 г.р.), который был уволен за штат в том же 1956 г. Далее храм был закрыт. Но прежде чем он был передан под хозяйственные нужды располагавшемуся здесь совхозу, из храма организованно были вывезены все ценности. По словам местных жителей, таких ценностей было немало – это и церковная утварь, старинные иконы. В каком направлении они были вывезены и где сейчас хотя бы какой-то след от убранства храма – неизвестно, может быть, кто-нибудь исследует этот вопрос. И далее – использование под склад, зернохранилище. Произошло это примерно в 1957-1959 годах. О названии Рощино. Как копируют друг друга многие сайты, название это было взято от «соседнего населенного пункта». Как мне представляется, история такова. Во-первых, такого населенного пункта в окрестностях нет, и раньше не было. В 1950-60-х годах этот населенный пункт (Матренино) значился как «Совхоз», под этим именем обслуживался Ларионовским почтовым отделением. Совхоз был подсобным хозяйством при санатории. Санаторий находился в Ларионове и занимал известное имение Воронцовых (усадьба Воронцовых в Андреевском). Далее, совхоз примерно в конце 1960-х годов за нерентабельностью ликвидировали, имущество передали соседнему колхозу. А название населенного пункта перестало быть актуальным. По словам старожил, жителям предложили самим выбрать название. Возвращать исторические названия по тем временам было идеологически противопоказано, скорее всего, поэтому Матренино или Ново-Воскресенское не вернулось. А выбрали просто так, по красоте и благозвучию – Рощино. И еще один штрих. Напротив храма растет удивительное дерево, серебристый тополь. Как говорят специалисты, этому дереву не менее четырехсот лет! Это дерево подобно храму в своей уникальности и красоте.

http://sobory.ru/article/?object=02869

Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня мы публикуем статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования Греции. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православные богословские факультеты Афинского и Фессалоникийского университетов . Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня портал публикует статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования в Сербской Православной Церкви. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православный богословский факультет Белградского университета. Портал «Богослов.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями функционирования богословских учебных заведений различных Поместных Православных Церквей в рамках европейского образовательного пространства. Сегодня портал публикует статью, посвященную особенностям системы высшего богословского образования в Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Статья подготовлена по итогам визита делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви на православный богословский факультет Прешовского университета . 22 ноября 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла началась поездка делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви в православные учебные заведения Центральной и Южной Европы. Публикуемый ниже материал представляет собой отчет о состоянии православного богословского образования в Польше. Монография представляет собой первую попытку систематического изложения жизненного пути архиепископа Пражского и всея Чехословакии Савватия (1880-1959). В книге на основании документов из архивов Чехии, России, Украины, Франции освещается жизненный путь архиепископа Савватия. Впервые вводятся в научный оборот сведения о его обучении в семинарии и Академии, пастырском служении на Волыни. В приложении к монографии опубликовано 20 архивных документов, большинство из которых ранее не были известны исследователям. Издание выпущено философским факультетом Оломоуцкого университета имени Ф. Палацкого благодаря финансовой поддержке Министерства образования, молодежи и физической культуры Чешской республики. Рецензентами издания выступили профессор Милош Трапл и профессор Йиржи Гануш.

http://bogoslov.ru/person/261580

Но он на ней не женится — Это страсть, а не любовь. — В сцене встречи двух соперниц звучат мотивы драмы Шиллера „Коварство и любовь“ (д. 4, сц. 6 и 7 — встреча леди Мильфорд и Луизы Миллер). См.: Гроссман Л. П. Достоевский-художник//Творчество Ф. М. Достоевского. М., 1959. С. 408. Для Достоевского в данном случае могла иметь значение и другая шиллеровская сцена — встреча Елизаветы и Марии Стюарт из „Марии Стюарт“ (1800; д. 3, сц. 4). См.: Чижевский Д. Шиллер в России//Новый журнал. 1956. Т. 45. С. 111. Достоевский, безусловно, помнил и вариации на ту же шиллеровскую тему Н. А. Полевого (1796–1846) в романе „Аббаддонна“ (1834) — встреча Элеоноры и Генриетты Шульце. 175 —  Кошелек или жизнь! — В переводе „Разбойников“ M. M. Достоевского, как и в оригинале, эти слова даны по-французски: „La bourse ou la vie!“ (Шиллер. Драматические соч. в пер. рус. писателей. Т. 3. С. 24). 176 Инфернальница (лат. infernalis — адский) — роковая, демоническая женщина. 177 Тут целое открытие всех четырех стран света, пяти то есть! — Митя путает страны (север, юг, восток, запад) и части света, которых в XIX b. насчитывали пять: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия. Антарктида, хотя и была открыта в 20-х годах прошлого столетия, вплоть до начала ХХ в. особой частью света не считалась. 178 „ Алексей Федорович — пишу вам от всех секретно…“ — Письмо Lise Алеше некоторыми своими мотивами перекликается с „Письмом Татьяны к Онегину“ в „Евгении Онегине“ (1825–1830). Характер этой героини Пушкина Достоевский достаточно подробно анализирует в речи о Пушкине (1880). 179 Соборование — церковный обряд, совершаемый перед смертью, смысл которого заключается в испрашивании прощения и отпущении грехов. 180 Просвира (греч. προσφορ — приношение) — белый хлебец, употребляемый в православном богослужении. 181 Обдорский монашек повергся ниц пред блаженным и попросил благословения. — Хочешь, чтоб и я пред тобой, монах, ниц упал? — проговорил отец Ферапонт. — Восстани! — Сходный эпизод рассказывает Парфений. Войдя в келью к оптинскому старцу Леониду, Парфений тотчас пал на колени. „Потом старец возгласил: «А ты, афонский отец, нечто пал на колена? Или ты хочешь, чтобы и я стал на колена?““ (Парфений. Сказание… Ч. 1. С. 277). 182

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Еле решив проблему с надписью, студент слышит позади какой-то шум. Бежит отец Павлин. Догоняет. " Эх, братец мой, да ты совсем память-то свою оставил в Академии. Ушел, а грибы-то свои забыл " ,— и сует студенту банку с солеными грибами, которую только что тот принес отцу Павлину. Не успел студент опомниться, как старец быстро юркнул за угол, и его теперь не найти. Какое это прекрасное занятие, какая дивная привычка — дать... " Блажени милостивии, яко тии помиловани будут " (Мф. 5, 7). Как-то совсем незаметно отец Павлин добрался до " тихой пристани " ... Конечно, он давно-давно готовился к переходу в иной мир. Но для нас-то это было неожиданно. Однажды, когда я возвращался с Божественной службы, мне сказали, что в два часа дня будет вынос тела почившего отца Павлина. Вечная тебе память, дорогой и милый старчик!.. Ты всю жизнь свою стремился к Богу, к жизни вечной. Ибо Господь сказал: " Я есмь путь и истина, и жизнь " (Ин. 14, 6). Ты не обманулся, избрав путь за Господом. Ты возлюбил жизнь, но не временную, земную, обманчивую и мимолетную, но жизнь вечную, бесконечную. Жизнь с Богом. Потому ты теперь жив. И всегда будешь жив, и жив будешь бесконечно. Потому что сказал Господь: " Веруяй в Мя имеет живот вечный; ...веруяй в Мя не умрет вовеки " (Ин. 6, 47; 11, 26). Аминь. Все для Бога. Иеромонах Арефа (Афанасий Евстафьевич Синьков) (1880–1959) Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. (Молитва Преподобному Сергию) Бывают на свете люди, которые без конца суетятся. То они что-либо строят, то куда-либо едут, то что-либо планируют на будущее. Словом, никогда не имеют покоя для себя. Днем и ночью, во всякое время года, во всяком возрасте — в детстве, в юности, в зрелости, в старости — они живут какой-то стихийной жизнью, каким-то случаем, мимолетной и временной идеей. Так и живут, так и проводят свою короткую земную жизнь, свои драгоценные дни. Проводят мелко, неразумно — они, как будто дети, играют в игрушки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2154...

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Архиепископ Савватий (1880-1959). Очерк жизни и деятельности выдающегося деятеля Православной Церкви в Чехословацкой республике [Arcibiskup Sawatij (1880-1959). Nástin ivota a díla zakladatelské postavy pravoslavné církve v eskoslovenské republice] Монография представляет собой первую попытку систематического изложения жизненного пути архиепископа Пражского и всея Чехословакии Савватия (1880-1959). В книге на основании документов из архивов Чехии, России, Украины, Франции освещается жизненный путь архиепископа Савватия. Впервые вводятся в научный оборот сведения о его обучении в семинарии и Академии, пастырском служении на Волыни. В приложении к монографии опубликовано 20 архивных документов, большинство из которых ранее не были известны исследователям. Издание выпущено философским факультетом Оломоуцкого университета имени Ф. Палацкого благодаря финансовой поддержке Министерства образования, молодежи и физической культуры Чешской республики. Рецензентами издания выступили профессор Милош Трапл и профессор Йиржи Гануш. Оломоуц, 2009 г.  250 с.  ISBN 978-80-244-2434-7 Будущий архиепископ Савватий (в миру — Антонин Йиндржих Врабец) в 1900 году после получения среднего образования в Праге отправился в Россию, где окончил Уфимскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. С 1907 по 1920 года он нес пастырское служение на Волыни, а в 1921 году вернулся в Прагу. В начале 1923 года в Константинополе состоялась его епископская хиротония. Патриарх Мелетий (Метаксакис) возвел его в архиепископа и создал Архиепископию для всей Чехословацкой республики. Однако вскоре разгорелся спор о юрисдикции между Константинопольской и Сербской Православными Церквами, из которого победительницей вышла Сербская Церковь. Тем не менее до конца жизни архиепископ Савватий сохранял каноническую подчиненность Константинопольской Церкви.

http://bogoslov.ru/book/816596

В письмах от 1 и 26 декабря 1958 года отец Пимен сообщает о своем успешном ходатайстве перед Святейшим Патриархом Алексием I о приглашении совершить богослужение в Лавре епископа Афанасия. Он отмечает важность того, что величайшие изменения в жизни владыки происходили под кровом преподобного Сергия - постриг Сергея Сахарова и хиротония во иеромонаха были совершены в 1912 году тогдашним ректором МДА епископом Феодором (Поздеевским; 1876-1937). В единственном сохранившемся ответном письме к отцу Пимену от 3 января 1959 года святитель Афанасий пишет: «Глубоко благодарен Вам за Ваше предстательство пред Святейшим священноархимандритом Лавры о разрешении мне служения в родной Лавре. Думаю, если Бог благословит и если с Божией помощию буду жив и здоров, после Крещения побывать в родной Лавре, поклониться Великому Авве нашему, помолиться в храмах, усладиться беседою усты к устом с Вами и с благоговейными иноками, коими не скудна и ныне обитель Сергиева». 9 февраля 1959 года архимандрит Пимен ездил в Петушки, а епископ Афанасий после этого ходатайства 7 марта 1959 года отслужил в Лавре Божественную литургию, а спустя пять дней, 12 марта 1959 года, там же состоялась хиротония во епископа отца Никона (Лысенко; 1890-1972), совершенная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в сослужении епископов Афанасия (Сахарова), Серафима (Шарапова) и Пимена (Извекова) . Отражаются в ответных письмах отца Пимена просьбы владыки Афанасия о заупокойных молитвах братии Лавры, в частности об архимандрите Исидоре (Скачкове; 1883-1959), иеромонахе Иераксе (Бочарове; 1880-1959) (см. письмо 6, с. 85). Различные темы поднимались в переписке архимандрита Пимена с епископом Афанасием. О том, сколь высоко ценил это общение отец Пимен, свидетельствует то, что составление этих писем он прямо именует благочестивым делом (см. письмо 12, с. 88). В мае 1961 года отец Пимен пишет: «Живу несбывающейся мечтой о поездке к Вам в гости на часок с о[тцом] благочинным. Хочется верить, что эта мечта все же сбудется».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Архиепископ Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский; 1896-1978). Имеется в виду архиепископ Иосиф (Савраш Иосиф Михайлович; 1909-1984). В 1957 г. он был хиротонисан во епископа Станиславского и Коломыйского. Иеромонах Феодорит (Воробьев; 1899-1973). В 1961 г. был возведен в сан архимандрита, был благочинным Лавры. Людмила Анатольевна - лечащий врач святителя Афанасия. Имеется в виду иеромонах Иеракс (Бочаров; 1880-1959). Постриженик Лавры. В 1943 г. арестован, отправлен в ИТЛ, после освобождения из лагеря направлен в Дом инвалидов в с. Большие Березники в Мордовии. После освобождения был пенсионером Патриархии. Имеются в виду стихи, посвященные о. Иераксу «Тихая тихость...», написанные его соузником географом и экономистом П. Н. Савицким. Возможно, имеется в виду иеромонах Кирилл (Павлов), ныне архимандрит, духовник Троице-Сергиевой Лавры. Речь идет о фотографиях Святой Земли, которые отец Пимен привез из Иерусалима и демонстрировал их в Лавре братии. Мф. 25, 8. Письмо от 6 марта 1959 г. за подписью ректора МДА протоиерея Константина Ружицкого, инспектора и секретаря Совета МДА, в котором выражается благодарность епископу Афанасию за пожертвованные в Церковно-археологический кабинет Академии шесть антиминсов времен патриарха Тихона. Возможно, имеется в виду епископ Полтавский и Кременчугский Серафим (Шарапов; 1878-1959). «Ваша бумага» - имеется в виду, видимо, примечание епископа Афанасия (Сахарова) о способе исполнения канона, посвященного Благовещению Пресвятой Богородицы. Это примечание было позднее опубликовано в «Зеленых минеях» (так называется в церковном обиходе издание миней Московской Патриархии 1980х гг.). В нем речь идет о необычной структуре канона, составленного преподобным Феофаном Начертанным († 843): каждая песнь, за исключением последней, девятой, представляет собой диалог между Пречистой Девой Марией и Архангелом Гавриилом. В примечании Владыка Афанасий объясняет, что исполнение канона должно быть диалогическим, с попеременным (антифонным) чтением двух чтецов. Тропари, в которых речь идет от лица Архангела, должны предваряться словами: «Ангел возопи», а те, которые произносятся от лица Богородицы, - словами: «Богородица рече», за исключением тропарей 8й песни, так как соответствующие выражения имеются в тексте тропарей этой песни, и 9й песни, имеющей свои особые припевы (см.: Минея. Март. Ч. 2. 25е число. М., 1984. С. 215-216).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

К великому огорчению всех, оказалось, что Саша – припадочный с младенческих лет, что с ним это было и раньше, когда был еще дома с матерью. Она пыталась лечить Сашу, но врачи отказались, потому что болезнь совсем была непонятной, душевной. Настоятель предлагал маме взять Сашу домой, но она сказала, что он дома и месяца не проживет, умрет от скуки и болезни. Тогда оставалось разгрузить Сашу от трудной работы за «ящиком», что настоятель и сделал. Однако эта мера не помогла. Саша так привык к своему послушанию, что не переставал ходить по-прежнему за «ящик» и когда его силой отводили оттуда, он горько плакал. И плакал так сильно, что настоятель стал опасаться за благополучный исход дела. Припадки участились. Саша стал «падать» и во дворе, и на трапезе, и везде. Медицинская помощь не могла помочь. Обращались не один раз. Возили Сашу в больницу, вызывали врача на дом. Улучшения не было. В канун Благовещения, утром, часов в восемь Сашу нашли мертвым... Его ждали в храме на послушание. Нет. Искали в храме, во дворе. Нет. Пошли в его келию. Постучались. Сотворили молитву. Ответа не было. Дверь была не заперта. Открыли... Он лежал бочком на койке. «Саша! Вставай! Скорее, Саша!» – Ответа не было. Брат пришедший (их пришло двое) подошел ближе к койке. Какой-то страх охватил все его существо. «Саша!» Саша лежал недвижим. Подошел другой. Посмотрели в лицо – спокойное, тихое: будто заснул. «Ну, Сашка, вставай же, ждут тебя в храме». Один посмелее, взял его за голову и стал трепать потихоньку. Саша не просыпался. Вдруг страшная мысль осенила обоих. Умер? Боже мой, неужели умер Саша? Да, послушник Александр, по прозвищу «свечник», был мертв... Смерть неожиданно постигла его в канун праздника Благовещения. Ангел смерти незримо взял его святую душу и восхитил в небеса... Перед читателями второй части книги «У Троицы окрыленные» оживают образы тринадцати монахов – подвижников благочестивой жизни, окончивших свой земной путь в 1944–1960 гг.: архим. Филадельфа (Мишина Ф.П., 1876–1959), иеродиакона Даниила (Маланьина П.И., 1926–1956), архимандрита Иоасафа (Альбовского ПЛ. 1877–1960), игумена Тарасия (Мишина Т.И., 1875–1957), игумена Прокопия (Зинина П.И., 1876–1960), игумена Пахомия (Уржуляцкого С.П., 1904–1960), иеромонаха Павлина (Мельника П.Л. 1882–1958), иеромонаха Арефы (Синькова А.Е., 1880–1959), иеромонаха Питирима (Полосухина С.Я., 1871–1960), протодиакона Григория (Михеева Г.Л., 1889–1958), диакона Ильи (Ефремова И.П.), монаха Венедикта (Залеткина В.М., 1876–1957), монаха Мелетия (Рукосуева М.К., 1886–1959).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

The first Greek Orthodox metropo­litan was Christophoros (1871–1959), fluent in English after graduate studies in St. Andrew’s (Scotland) and Oxford (England). Christophoros served only until 1929 and was succeeded by Metropolitan Timotheos (1880–1949), elected in 1931 and serving until 1947. In 1949 Timotheos was elected archbishop of America to replace Athenagoras, but died before assuming that position. Metropolitan Theophylaktos (1891–1958), an Athonite monk, was elected and ordained in 1947; his tenure tragically ended with a car accident. Bishop Ezekiel (1913–87), formerly serving in the United States (as priest and, thereafter, as bishop and sub-dean at Holy Cross Seminary), was elected metropolitan in 1959, promoted that same year to archbishop with the eleva­tion of the metropolis to archdiocese. His tenure proved turbulent, leading to the appointment of a patriarchal exarch in Met­ropolitan Iakovos from 1969 until 1970, when Archbishop Ezekiel returned until 1974. While Metropolitan Theophylaktos and Archbishop Ezekiel were in office, the Greek community grew rapidly, the result of unprecedented waves of emigration from wartorn Greece and Europe. In 1970 the ecu­menical patriarchate separated New Zealand, creating a distinct metropolis, which later assumed responsibility for missions in South­east Asia. The present Archbishop Stylianos (b. 1935) was elected in 1975 after serving as abbot of the Patriarchal Monastery of Vlatadon in Thessaloniki, where he also taught as university lecturer of systematic theology. While the early years of Orthodox presence in Australia are characterized by a rudimentary sense of practical coopera­tion and unity, and whereas the original Tome of the Ecumenical Patriarchate specif­ically stated that it was intended to cover all Orthodox in Australia, it was not long before the various ethnic groups pursued their individual directions. A significant move toward greater cooperation occurred in September 1979, at the initiative of Arch­bishop Stylianos, with the formation of the Standing Council of Canonical Orthodox Churches in Australia (SCCOCA) in accor­dance with the SCOBA model in the United States. Archbishop Stylianos was appoin­ted permanent chairman, while founding members included the Greek, Antiochian, Bulgarian, Romanian, and Serbian patriar­chal groups, as well as the Russian Church Abroad, since almost all Russian Orthodox in Australasia belonged to this group. SCCOCA has been fraught with internal tensions and is yet to reach its full potential of expressing a common mind or pan-Orthodox consensus, beyond liturgical and doctrinal unity.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Not all of Metropolitan Evlogy’s parishes followed his meanderings. For Russian émigrés, apparently, an “independent” diocese, and a diocese under the Moscow Patriarchate were not the same thing; some of the parishes returned to the Russian Orthodox Church Outside of Russia when Metropolitan Evlogy joined the Moscow Patriarchate. A few also left when Metropolitan Evlogy joined the Patriarchate of Constantinople – some staying under the jurisdiction of the Moscow Patriarchate, a few returning to the Church Abroad. When Metropolitan Evlogy re-joined the Moscow Patriarchate in 1945, he brought 75 parishes with him. Counting the parishes that left his jurisdiction, and considering the establishment of new parishes in the interim, it is probable that when Metropolitan Evlogy originally left the Russian Orthodox Church Outside of Russia, he took around 75 parishes with him. Less than half that number of parishes – roughly around 30 – stayed with the Russian Orthodox Church Outside of Russia when Metropolitan Evlogy left. Metropolitan Evlogy had four Vicar Bishops when he left the Church Abroad. Bishop Veniamin (Fedchenko, 1880-1961) was in Paris, involved with the Saint Sergius Institute; Bishop Vladimir (Tikhonitsky, +1959, Evlogy’s successor as Metropolitan of Constantinople’s Russian Exarchate in Western Europe) of Nice, France; Bishop Sergey (Korolev, 1881-1952, later Metropolitan of Kazan) of Prague; and Archbishop Seraphim (Lukianov, 1879-1959), who, as retired first hierarch of the Orthodox Church of Finland was of higher rank than Metropolitan Evlogy, had humbly agreed to serve as his Vicar in overseeing the parishes in England. He also served as rector of the parish in London. Of these four Vicars, only Archbishop Seraphim remained with the Church Abroad. When Metropolitan Evlogy left the jurisdiction of the Moscow Patriarchate for the Patriarchate of Constantinople, Bishop Veniamin stayed with the Moscow Patriarchate; Bishop Sergey joined the Moscow Patriarchate at the end of World War II.

http://pravoslavie.ru/64878.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010