Не удивляйтесь, христиане, безумию Ирода; – то был язычник, идолопоклонник; – вы должны не только удивляться, но и ужасаться, если я вам скажу, что и между христианами есть такие любовники – Ироды, и любовницы Иродиады, которые занимаются худыми и грешными делами; которые за бесстыдное обращение с ними любовниц – готовы отдать все – и самую жизнь. Они не думают о том, что прелюбодеи и прелюбодейцы не наследуют царствия небесного; но умрут лютою смертью, и будут брошены навеки в озеро огненное; – ибо в откровении написано: за то, что она развратничала – в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее 94 . Знаю, что ни слов моих, ни слов Божиих не хочет слушать род лукавый и прелюбодейный, – ни любовники, ни любовницы не ужасаются вечных мучений ада, – они потеряли всякий стыд и всякий страх Божий; но не забывайте вы того, что смерть впереди, и суд Божий впереди, и адские мучения впереди нас. День ото дня ты себя обманываешь и говоришь: „быть может покаюсь, быть может Бог простит“. Ева однажды только согрешила – и то Бог наказал смертью ее и весь род человеческий; – а ты, быть может, давно грешишь, давно не говеешь, или и говеешь – да не каешься. Удовольствия от страстей и похотей скоро забудешь; а вечные муки не преминут тебя, ты их не избегнешь никогда. Мария Египетская 48 лет оплакивала свою развратную жизнь – в посте, слезах и величайших подвигах, а ты не знаешь конца своему разврату. Перестань же оскорблять Бога всемогущего, у которого много средств наказать тебя – ты, которая не разрываешь преступной связи с любовником. Боже! Боже! как Ты долготерпелив к нам грешным; все еще Ты ожидаешь обращения и покаяния грешников. Горе, горе миру от разврата и пьянства. Боже! дай всем нам силу покаяться и не погибнуть до конца. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Впрочем, говорил отец Фотий вполне разумно и обладал прозорливостью. Занимался он изготовлением ложек и продавал их довольно дешево. Если ему давали больше денег, не брал. Часто он жил на подаяния. В то же время Фотий непрестанно совершал молитву, повторяя «Богородице Дево, радуйся». Как-то его спросили, видел ли он Пресвятую Богородицу, и он с готовностью ответил: «Много раз... я видел Иверскую...». Хотя он ни разу не был в Иверском монастыре. Говорят, что преподобный Савва, Христа ради юродивый, и неизвестный святой Евдоким из Ватопедского монастыря 314 – это одно и то же лицо. Он проводил жизнь, свойственную Ангелам и бесплотным. В пустынных местах он питался дикой травой, в городах и селениях – тем, что давали в качестве милостыни. У него не было ни каливы, ни постели, ни одежды, ни друзей, ни знакомых... Ходил отец Савва совершенно обнаженным, если не считать тряпицы, покрывавшей самые сокровенные части тела. Он руководствовался словами Священного Писания : Мы безумны Христа ради... Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне ( 1Кор.4:10,11–13 ). Как-то шел отец Савва в один город на Кипре, нагой, «безумный», не имеющий пристанища. Одна женщина сказала: «Какое прекрасное тело у этого человека». Святой, с одной стороны, чтобы пресечь стремление к неге и удовольствию, а с другой – чтобы вразумить женщину не восхищаться суетными и плотскими предметами, пошел и упал в некое вместилище грязи и нечистот. Оттуда он выбрался черным и измазанным, источая зловоние. Этот случай потряс многих очевидцев, особенно ставшую причиной этому женщину, которая горячо и со слезами каялась. Дионисий, Христа ради юродивый (1814–1880) из скита Кавсокаливия, однажды в Великую Пятницу тайно молился в кириаконе в темном углу у дверей. Он думал, что никто его не видит, весь был поглощен молитвой, а ум его пребывал в неком экстатическом состоянии, так что казалось, что он находится в мире ином.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Воскресение. Если грех крайне нагл и против воли свирепствует в нас и наводняет нас, то остается только презирать его и нимало не сочувствовать ему, мерзить им и усердно молить Господа в покаянии нелицемерном, чтобы Он Сам пресек его насилие и дерзость в нас, и впредь не подавать повода ему гнездиться в нас. Различные наказания и скорби душевные смягчают, вразумляют, очищают, обновляют и укрепляют сердца наши в правде и добродетели, ясно показывают лесть и гибельность всякого греха, внушают к нему отвращение и обращают грешника к Богу, побуждают искренно любить Бога и ближнего. А без скорбей человек сделался бы рабом страстей и погиб бы вовеки. Скорбь – великая милость Божия. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания... то вы незаконные дети, а не сыны (Евреям Послание апостола Павла, Согрешил – разгневался туне 102 на бедную женщину и болезненную, Наталию, строптиво обошедшись с ней, пожалев дать ей больше и дав мало, неохотно, с досадой, с желчью в сердце; обличаю свое самолюбие, маловерие, неверие, ненадеяние на всещедрый ко всем и ко мне Промысл Божий, неблагодарность, сластолюбие, плотоугодие, гнев, злобу, зависть, гордость, нечистоту и грубость сердца, невежество, дерзость, своенравие, немилосердие, нерадение о добродетели. Помилуй мя, Господи, имени ради Твоего. Кресты золотые ношу, а самоотвержению не научился, Христову смирению и кротости не поревновал. После молитвы покаяния усиленной, глубокой сейчас совершилось во мне опять торжество и чудо милосердия Божия: я разрешен от тяжкой скорби и тесноты, избавлен от палящего – сердию Господа, Его благопослушливости, благоуветливости, благопременительности! Яд греха разлился было во всем существе моем. Теперь роса благодати. 5 октября Благодарю Господа за троекратное избавление от лютых теснот и скорбей в церкви во время утрени, потом дома утром и особенно днем после отказа мещанину с ребенком на руках в даче шестидесяти [копеек] или одного рубля двадцати копеек денег на метрическое свидетельство. Усиленно каялся и молился в беде моей, и наконец Господь, наказав, помиловал, услышав молитву мою. Слава милосердию Его! Горе жестокосердым. 7 октября

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты и скорби, постигших меня за грех жестокосердия и суровости к нищему, когда я, идучи дорогою, принес искреннее покаяние в своих грехах, прося милости. Господь явил мне скоро милость и мир. Слава Богу! У меня остаётся в сердце негодование на владыку Исидора за давнишнее его суровое обращение со мною, какового я достоин был по грехам моим, особенно тогда (пятнадцать лет назад), а между тем сам я ежедневно сурово обращаюсь с нищими, которые смиренно и незлобиво переносят мои укоризны и даже ругательства; чего же я после этого негодую на владыку? Он поступил со мною так же, как я поступаю с нищими, и тем показал мне на деле, как нехорошо, обидно обращаться сурово с людьми невинными или хотя бы и виновными. Итак, прочь памятозлобие! Прочь самолюбие, самомнение, самохваление! Я достоин сурового обращения! Да низложится гордость моего сердца! Я всем попрание по грехам моим, а между тем меня почитают как праведника! Виждь, Господи, я сам себя осуждаю, говорю: я величайший грешник! Помилуй, помилуй мя! Помоги, помоги мне достойно проходить высокое звание священства. Буди! Отвергаюсь всех чувств ветхого человека: гнева, памятозлобия, зависти, алчности, лицезрения, объядения, пьянства, сребролюбия, лености, нерадения и прочих. Находясь в церкви при богослужении, мы находимся в личном присутствии Господа Иисуса Христа, Который сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них [ Мф.18:20 ]. Этого молящимся не надо забывать. Но тем усерднее и живее должна быть наша молитва в храме, тем благоговейнее мы должны стоять и не выходить из него прежде времени, исключая крайней нужды. По собственному опыту знаю, что Господь может соединяться и обитать в сердце человека, только очищенного благодатию Святого Духа, и не обитает в человеке, повинном какому-либо греху: Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? [ 2Кор.6:14–15 ]. И потому Он обитает вечно во всех святых, только во святых и очищенных покаянием грешниках; преимущественным, особенным, преславным обитанием срастворения Божества с человечеством Он обитает во веки в Пречистой Богородице, превосшедшей чистотою и обожением всех Ангелов, потом в апостолах, пророках, иерархах, мучениках, преподобных и всех святых! Ему слава и держава во веки веков. Аминь. 6 августа

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Такая мысль раскрывается в псалме 147-м. Господь невидимо хранит Иерусалим, благословляет угнетённых врагами сынов его и восстановляет его дом из развалин. Так Он „посылает Слово Своё на землю, быстро течёт Слово Его. Даёт снег, как волну, сыплет иней, как пепел. Бросает град Свой кусками: пред морозом Его кто устоит? Поймёт Слово Своё и всё растает: подует ветром (Духом) Своим, и потекут воды. Он возвестил Слово Своё Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу и судов Его они не знают“ ( Пс.147:4–9 ). —392— Итак, напрасно малодушные или маловерующие говорят: „где Слово Господне? пусть оно придёт!“ ( Иер.17:15 ) или „я буду счастлив, не смотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего“ ( Втор.29:19 ). Слово Божие, Божественный Промысл не чужд самых, по-видимому, соблазнительных явлений, когда страдает праведник и возвышается нечестивый. Всё это разъясняет книга Иова, псалом 21, 36, 72 и др. Господь иногда нарочно попускает нечестивому, чтобы затем со всей силой посрамить Его и явить Слово Своё. „Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его“ ( Пс.36:12–13 ). Такой день судов Божиих над нечестивцами с особенной силой описан в книге Премудрости, где подобное явление Слова Божия достигает высшей степени олицетворения; здесь олицетворение уже не может быть принято за простую метафору, а усваивает Слову Божию личную жизнь. Речь идёт об избиении первенцев египетских за упрямое непослушание Богу их горделивого властителя – Фараона. „Сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее Слово Твоё, как грозный воин. Оно несло острый меч – неизменное Твоё повеление, и ставши наполнило всё смертью: Оно касалось неба и ходило по земле“ ( Прем.18:15–16 ). Далее Слово спасает народ по молитве Аарона (ст. 22). Если мы сравним это изречение с нижеследующим в Апокалипсисе Святого Иоанна, то уже совершенно ясно увидим, что Апостол не только по идее, но и по выражениям связывает своё учение о Слове с ветхозаветным. Богослов видит отверстое небо и исходящего оттуда Всадника, „Который праведно судит и воинствует... Он был облечён в одежду, обагрённую кровью, Имя Ему: Слово Божие... Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасёт их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих“ ( Откр.19:11–16 ). Насколько ясно, что сей образ Апокалипсиса, как и все прочие образы Его, взяты из Ветхого Завета даже по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Известно, что среди современников Иисуса Христа, несмотря на Его пророчества и поразительные чудеса, находилось немало лиц, которые не верили Ему и не принимали Его учения. Отчего это происходило? От того, что и ум, и сердце их омрачено было страстями. Над ними исполнились слова пророка Исаии: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, н не обратятся, чтоб Я исцелил их» ( Ин.12:40 ). Итак, одно средство убедиться в божественности Священ. Писания, – нужно жить по его учению. Если же кто живет порочно, подвержен страстям, подавлен мирскою суетою, тот слеп духовно, и его ни что не может убедить в божественности Свящ. Писания. Последуем же, братие, совету Иисуса Христа, будем жить по Евангелию, тогда и нам не будет нужно много трудиться над изыскиванием доказательств божественности Свящ. Писания. Тогда вместе с царем Давидом и мы будем иметь возможность сказать: «закон Господень совершен, отрада для души. Свидетельство Господне верно, умудряет простого. Повеления Господни праведны, веселят сердце. Заповедь Господня светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает во век. Суды Господни истинны, праведны все совокупно. Они вожделеннее золота и множества дорогих камней, слаще меда, текущего из сота. И раб Твой просветился ими; велика награда за соблюдение их». ( Пс.18:8–12 ). Аминь! 1 Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа Читать далее Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Ироничность лесковской художественной манеры не отменяет, а только уси­ливает авторскую мысль о глубинах человеческой натуры и о возможности восстановления осквернённого образа и подобия Божия: «Это вот и называется чертогон , “иже беса чужеумия испраздняет”» (VI, 314). Преображение падшей человеческой природы происходит при помощи силы,  которую Господь оставил на земле как дар, именуемый  благодатью. «С этих пор я вкус народный познал и в падении, и в восстании…» (VI, 314), – резюмирует рассказчик. В первом варианте – «Рождественский вечер у ипохондрика» – рассказчик  Иван Иванович глубоко проникся истинно православной верой после того, как увидел «“всё”: падение и восстановление, грехи и покаяние… веру» (VI, 653). В «Записных книжках» Лескова 1880-х – 1890-х годов находим глубоко ре­лигиозные раздумья об «уделах» света и мрака, праведности и греха, любви и злобы. Наблюдая несовершенство двойственной человеческой природы, писатель размышлял: «Что сильнее: злоба или любовь? Надо полагать, что злоба, ибо люди часто готовы во вред себе делать зло другому, но во вред себе делают дела любви гораздо реже» (подчёркнуто Лесковым. – А.Н.-С.) . Это созвучно исповедальным мыслям Апостола Павла: «закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7: 14 – 15); «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 18 – 19). Христианин «обретает новую нравственную силу, какой не даёт ему отвле­ченное сознание закона. Не с грустной покорностью, а с радостным чувством он исполняет то, что приводит его к более тесному единению с Богом, от Которого он произошёл и к Которому стремится вся его душа. Можно сказать, что христи­анство дало крылья нравственному сознанию» , – отмечал Б. Чичерин в своей книге «Наука и религия», на которую Лесков отозвался обстоятельной сочув­ственной рецензией .

http://radonezh.ru/analytics/chertogon-v...

Преображение падшей человеческой природы происходит при помощи силы, которую Господь оставил на земле как дар, именуемый благода­тью. «С этих пор я вкус народный познал и в падении, и в восстании...» (VI, 314), - резюмирует рассказчик. В первом варианте - «Рождественский вечер у ипохондрика» - рассказчик Иван Иванович глубоко проникся истинно право­славной верой после того, как увидел « " всё " : падение и восстановление, грехи и покаяние... веру» (VI, 653). В «Записных книжках» Лескова 1880-х - 1890-х годов находим глубоко ре­лигиозные раздумья об «уделах» света и мрака, праведности и греха, любви и злобы. Наблюдая несовершенство двойственной человеческой природы, писатель размышлял: « Что сильнее: злоба или любовь ? Надо полагать, что злоба, ибо люди часто готовы во вред себе делать зло другому, но во вред себе делают дела любви гораздо реже» (подчёркнуто Лесковым. А.Н.-С.) . Это созвучно исповедальным мыслям Апостола Павла: «закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7: 14 - 15); «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 18 - 19). Христианин «обретает новую нравственную силу, какой не даёт ему отвле­ченное сознание закона. Не с грустной покорностью, а с радостным чувством он исполняет то, что приводит его к более тесному единению с Богом, от Которого он произошёл и к Которому стремится вся его душа. Можно сказать, что христи­анство дало крылья нравственному сознанию» , - отмечал Б. Чичерин в своей книге «Наука и религия», на которую Лесков отозвался обстоятельной сочув­ственной рецензией . Сам писатель именно так воспринимал религиозность и нравственность: «Бог запрещает мне делать дурное, вложив в меня совесть, через которую я распознаю добро и зло» . Лесков был солидарен с Достоевским в том, что «совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного» . Достоевский писал: «Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всём заблу­димся. Нрав­ственные идеи есть. Они вырастают из религиозного чувства, но одной логикой оправдаться никогда не могут. На той почве, на которой вы стоите, вы всегда будете разбиты. Вы тогда не будете разбиты, когда примете, что нравственные идеи есть (от чувства, от Христа)» .

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/15/...

Священники установлены для людей Богом потому, что они необходимо нужны им: люди грешны, нечисты, повинны пред Богом, для них нужна благодать очищения, освящения, примирения с Богом, а эта благодать вверена от Бога священникам, Он положил в них слово примирения, Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения... [ Еф.4:11–12 ]; Он поручил им прежде всего... совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков [ 1Тим.2:1 ]. Как солнце нужно для земли, так священники для людей грешных – просвещать, освящать, оживлять людей, омраченных и умерщвленных грехами, или, лучше, как солнце нужно для земли, так для людей Церковь Божия с ее божественными законами и учреждениями, иерархиею, учением и Таинствами. Многие акты чудного творчества Божия посредством установленных Богом законов доселе продолжаются и будут продолжаться до скончания века, как например акты нарождения всех разумных и словесных и неразумных и бессловесных тварей, произрастания всех родов и видов растений, и мы доселе чудимся Господу в делах Его, дивимся Его всемогуществу, благости, премудрости, красоте бесконечной, сладости бесконечной в бесчисленном разнообразии плодов земных, из коих всякий имеет свою дивную сладость, сообщающую человеку и другим тварям наслаждение, прохладу, силу и крепость, здравие, бодрость, веселие. Слава, слава, слава дивному, всеблагому, премудрому и всемогущему Богу нашему во веки веков! Аминь. Из-за вчерашнего чревоугодия и пресыщения я утратил превеликую Божию благодать, сообщенную мне в причащении Святых Таин во время литургии, и при служении вечерни несколько раз претыкался в словах, а сегодня на утрени чувствовал величайшее оскудение благодати и подвергался сильным искушениям от невидимых врагов, смущавших и теснивших меня и не дававших выговаривать ектений и отпуста на полунощнице; под конец утрени благодатию Божиею победил врагов. Слава Богу! (Погода дождливая, внутренние нервы расстроены, ночью искушение блудное было крайне сильное.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

После всенощной. Согрешил пред Богом: от множества горьких искушений диавольских возроптал на Господа, сказав, что Он пустил бесов, как волков голодных, на терзание нас и погибель нашу и не останавливает их, когда они пакостят нам, особенно в великие или на великие праздники. Да, тяжка была борьба с ними во время всенощной, после всенощной у Филиппа Степанова на домашней службе и на панихиде у Яцкевича; задавил и задушил меня сатана окаянный. Думаю, что из-за чревоугодия и пресыщения: щей много ел за обедом, мяса всласть, чаю пил вдоволь. Доколе человек-христианин не выходит на духовную брань с врагами невидимыми, дотоле он не чувствует нужды в воздержании и посте и ест-пьет сколько хочет, не терпя наказания, не встречая в своих действиях препятствий, преткновений, искушений, озлоблений, язв со стороны злых духов, но когда выходит на борьбу с ними, не укрепив души и сердца своего постом, тогда как он бывает слаб, бессилен, легко уязвим, жалок, беден, малодушен, боязлив, быв от них уничижен, низложен, посрамлен! Потому Святая Церковь , выводя нас на подвиг духовный, на борьбу с грехом и виновником его диаволом, облекает нас во всеоружие духовное, укрепляет душу постом, молитвой, богомыслием, верою, упованием, любовью. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начольств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных [ Еф.6:11–12 ]. Многообразная тля земная в виде яств и питий, в виде тканей различных, приятных на вид и осязание, в виде злата и сребра и камней драгоценных, самоцветных, в виде различной красивой и удобной утвари домашней, в виде книг всякого рода, исключая, конечно, доброго содержания, в виде газет и журналов мирских – эта разновидная тля земная ежедневно пленяет меня и порабощает и не допускает меня нередко войти в себя как должно, чтобы видеть, кто я и для чего я стал и живу на свете? Какое мое назначение? Осуществляю ли его? Не удаляюсь ли от цели? Не живу ли в мире мечтаний и призраков? Не стремлюсь ли в область мрака и смерти вечной? И, к несчастью, это так. О душа моя, не медли возникнуть из глубины греховной тли и стать на путь истинный, Божий, ведущий к нетлению и бессмертию. Земное всё обманчиво и оставит тебя, и ты оставишь его; стяжи то, что вечно будет с тобою, – чистую и крепкую любовь к Богу и ближнему, милостыню усердную, кротость, незлобие, терпение, бесстрастие. Не убегай от милостыни, от просящих, хотя их и много, – рука Господня не оскудевала и не оскудеет. Она подаст тебе всё нужное без недостатка, не будь только маловерен и безнадежен, малодушен и ропотлив, не имей пристрастия к этому тлению, не заключай его в сокровищах, не заключай сердца своего, утробы своей от неимущих, как это делаешь нередко. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. [ Иак.5:3 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010