Сколько раз мы видали, как лев сидящий в засаде с богатыми, то есть сенаторами и князьями века сего, и замышляющий против церкви, был поражаем мудростью бедного Онаго! И когда этот бедный победит и в городе будет восстановлен мир, то едва кто-либо помнит о Нём, едва кто-либо чтит Его повеления, но все, предавшись роскоши и наслаждениям, ищут богатства, которое не избавляет в бедствии. Еккл.9:16 . И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают. И сказал я: мудрость лучше силы, и мудрость бедняка, которая была презираема и слова его, которых не слушали. Хотя никто не помнит о мудром бедняке Оном, когда все предается удовольствиям и все преклоняются пред силою и богатством: тем не менее я, согласно со всем вышеизложенным толкованием, более почитаю презираемую мудрость бедняка и слова, которых никто не удостаивает внимания. Еккл.9:17 . Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Слова мудрых выслушиваются спокойно, лучше, нежели крик властелина между глупыми. Если увидишь в церкви, что какой-либо вития угождением народному вкусу и красными словами возбуждает рукоплескания, вызывает смех, приводит слушателей к взрывам восторга, то знай, что это призрак неразумия как оратора, так и слушателей. Ибо слова мудрых выслушиваются спокойно и в скромном молчании, а кто неразумен, тот, хотя бы он был и человек властный и сам ли кричал бы, или возбуждал крики народа, будет причисляем к неразумным. Еккл.9:18 . Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго. Мудрость лучше воинских орудий, и один согрешивший погубит много доброго. И теперь предпочитает силе мудрость и говорит, что она гораздо важнее, чем воинские орудия. Ибо, если один будет неразумен, хотя бы он был мал и ничтожен, часто, однако, по его глупости тратятся большие средства и богатства. А так как на Еврейском можно читать: «а кто грешит в одном, тот потеряет много доброго», то можно думать и так: из-за одного греха погибает много дел праведности; добродетели соединены между собою, и кто имеет одну, имеет все, а кто согрешит в одном, тот подлежит всем порокам ( Иак.2:10 ). Читать далее Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...)/Ч. 6. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, 1880.– 529 с./Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии. 1-136 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

К Павле и Евстохии Глава 1 2 Пролог Во второй год царствования Дария, царя Персидского, сына Гистаспа, исполнился семидесятый год от разрушения храма, о котором пророчествовал Иеремия ( Иер.25:12 ); свидетелем служит также и пророк Захария, который, предпослав видению своему заглавие, [говорящее] о втором годе того же царя, одиннадцатом месяце Сабат, двадцать четвертом дне, прибавил: Господи воинств, доколе ты не умилосердишься над Иерусалимом и городами, на которых Ты разгневался вот уже семидесятый год ( Зах.1:7,12 ) С своей стороны и Эздра, отстроив только алтарь и положив основания для храма, относит запрещение работ к письменному повелению царя Артаксеркса: Тогда прерваны были работы по устроению дома Божия и остановились до второго года царствования Дария царя Персов ( 1Езд.4:24 ). И непосредственно затем прибавляет: А пророчествовали тогда пророк Аггей и Захария, сын Аддо, пророчествовавшие во имя Господа Израилева иудеям, бывшим в Иудее и Иерусалиме. Тогда встали Зоровавель сын Салафииля и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить храм Божий в Иерусалиме и с ними пророки Божии, поддерживавшие их ( 1Езд.5:1,2 ). В это время у Римлян уже двадцать седьмой год царствовал седьмой после Ромула царь Тарквиний Гордый, который спустя восемь лет был изгнан из Рима Брутом; а потом в течение четырёхсот шестидесяти четырёх лет до времени Юлия Цезаря республикою управляли консулы. Павла и Евстохия! мы сказали это для того, чтобы вы уже из самого вступления узнали, когда пророчествовал Аггей пророк. Между прочим, должно обратить внимание на то, что, – согласно буквальному смыслу, – пророки Аггей и Захария были мужи столь великого духа, что вопреки указу царя Артаксеркса, вопреки Самаритянам и окрестным племенам, препятствовавшим постройке, приказали строить храм; а Зоровавель и Иисус, сын Иоседека, и народ, бывший с ними, имели не меньшую веру, так что предпочитали повиноваться повелениям пророков больше, чем запрещению царской власти. Читать далее Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...)/Ч. 14. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, 1898.– 360 с./Одна книга толкований на пророка Аггея. 316-360 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

I. Приготовительные рассказы В первых беседах 1 мы сказали, что Божьему осуждению на страдания земные, на смерть и потом, после нее, на вечное наказание подверглись не только первые люди – Адам и Ева, но и все их потомки; потому что все стали грешными и виноватыми перед Богом, – с грехом родятся на этот свет и грехами беспрестанно оскорбляют Бога, пока живут. В слове Божием говорится, что нет такого человека, который бы, поживши на свете, не согрешил. Загладить же свои вины перед Богом сами люди ничем не могут; исправить свою душу, склонную к грехам, и отстать от них – сделалось не под силу самим людям. Грехи даже до того испортили человеческие души, что люди, размножившись на земле, забывали, мало по малу, Истинного Бога и Его святой закон; истинная вера сохранялась, по Божьему устроению, только у немногих людей (в иудейском народе). Таким образом, всем людям пришлось бы навеки погибать, если бы Господь, по Своему бесконечному милосердию, не дал им Спасителя. Уже в то самое время, как люди в первый раз согрешили, Бог дал им обещание спасти их; затем повторял его много раз и наперед показал через пророков Своих, кто такой будет Спаситель, когда и где Он явится, что с Ним будет, что Он сделает для рода человеческого, и проч. В назначенное Богом время (спустя 5508 лет после сотворения мира и назад тому 1880 лет), обещанный Спаситель пришел к людям, чтобы научить их святой, угодной Богу, жизни, потом взять на Себя и вытерпеть за все их грехи наказания, тяжелые муки и смерть, и через это заслужить у Бога для всех людей прощение грехов, помилование (спасти нас от греха и смерти). Кто же Он Сам – этот посланный Богом Спаситель? Сын Божий, Второе Лице Пресвятой Троицы, такой же Истинный Бог , как и Бог Отец. Как солнечные лучи рождаются от солнца, и свет их один и тот же, что в самом солнце: так и Сын Божий рожден (а не сотворен) от Отца Своего и во всем Ему равен, одинаков с Ним (единосущный Отцу). Хотя Сын Божий и родился от Отца, но также вечен, как и Бог Отец (рожден прежде всех веков): не было такого времени, когда бы Отец был один без Сына. Другого такого же Сына у Бога нет и не было; Он – Единородный Сын (т. е. един, рожденный от Бога). Весь мир произошел чрез Него (Им же вся быша), т. е. Он такой же Создатель мира, как и Бог Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Вечер. Пять часов. Тяжкий я сделал грех против Бога моего, против Богоматери, против святых всех Ангелов и святых угодников и против всех человеков – тот грех, что ярился на нищих за крайнее их множество и общее попрошайство; одного нищего за волосы выдрал и по щеке ударил правой рукой. Другого за волосы выдрал и косым обругал и болваном – всё в гневе и ярости; далее: громко на них кричал на улице в ярости и всем этим себя самого уязвил, потряс, убил нравственно, смутил донельзя! О, язвы сердечные! Но слава милосердию Божию, непреодолимому моими беззакониями, моими злобами бесчисленными (страстями многоразличными)! Страшно уязвленный, смущенный, палимый собственною злобой, я пришел в храм Божий и в глубоком покаянии, с верою и упованием припадал многократно к святому животворящему и страшному престолу, прося милости и исцеления язв души моей, и – о, слава Его долготерпению и милосердию, превосходящему наши беззакония! Он, Многомилостивый Господь, помиловал меня и не погубил меня с беззакониями моими, даровав мне мир. Спрашиваю себя: как возможны такие тяжкие грехопадения с моей стороны после стольких лет (двадцати пяти) священства моего? Как возможны такие грубые проявления страстей и самые страсти? Как они доселе имеют место в моей душе? Как не исторгнуты, как не убиты? Как они меня убивают? Ах! На кого я ярился в лице нищих, кого ударил в ланиту? Кого поносил? Кого уязвлял? Самого Христа Бога в лице нищих, ибо сказано: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне [ Мф.25:40 ]. Такое грубое проявление моих страстей означает, что они царствуют во мне, что я не совлекся ветхого человека [ Кол.3:9 ], не распял плоти со страстьми и похотьми, не распялся миру [ Гал.5:24;6:14 ], и мир живет во мне, а не Христос Бог; я еще не Христов, что слово Божие не пустило во мне глубоко своего корня и не принесло плода Царствия, что сердце мое – не добрая земля, а каменистая, тернистая, что слово Божие падало при дороге и потоптано мною и выклевано птицами, то есть похищено бесами [ Мф.13:1–23 ; Мк.4:1–20 ; Лк.8:4–15 ]. Увы мне! Увы мне, грешному!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благодарю Господа за избавление меня по молитве моей от жала бесовского желанием и жаждою знака отличия святой Анны второй степени. О, болезнь, о, прелесть тления! Моисей видел задняя Божия [ Исх.33:23 ], то есть воплощение Сына Божия видел в образе видимом. 5 сентября Люби Бога всем сердцем, всем помышлением, всею силою, потому что если не будешь любить всем сердцем, а только отчасти, то оставишь в сердце много места греху, который постарается завладеть всем сердцем твоим, ибо он лукав и злохитр и не хочет владеть только частью, а всем твоим существом, и он не дремлет, а непрестанно, и днем и ночью действует, чтобы завоевать себе всё сердце человека. Поэтому нужно горячо любить Бога и закон Его и стараться в точности исполнять его, также с усердием размышлять о нем, усердно и всем сердцем молиться, всегда усердно поучаться в слове Его, чаще читать и слушать слово Божие и церковное пение и чтение, чаще исповедовать усердно и подробно грехи свои, причащаться пречистых и животворящих Таин Его, от всей души возненавидеть беззаконие и возлюбить всякую правду, любить друг друга всегда неизменно, нелицемерно, чисто и свято. Сердце наше от юности лукаво и склонно всегда к двоению, или двоедушию: оно хотело бы любить и Бога, и вместе мир грешный, его растленные обычаи и навыки, и правду – и грех . Но Бог, существо простое, всеправедное, всесвятое, всеблагое, вселюбящее, всепрекрасное, всеблаженное, хочет, чтобы мы, Его творения по образу и подобию, любили Его в простоте сердца, всецело, безраздельно, и не может довольствоваться какой-то частичной или смешанной, нечистой, лукавой, двоящейся любовью. Как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих [ Откр.3:16 ]. Надо помнить при этом и пословицу: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Ревнуй святым апостолам, мученикам, иерархам, преподобным мужам и женам, возлюбившим Господа всем сердцем безраздельно и не обманувшимся в своем уповании, наследовавшим вечное благополучие, вечную радость, вечное, некрадомое сокровище – Самого Бога и вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но если и после этого не перестанет грешить; то Спаситель сказал: – такой грешник пусть будет тебе, якоже язычник и мытарь 115 ; т.е. как с мытарем и идолопоклонником запрещено даже говорить, и вместе с ним вкушать пищу; так и с явным грешником и не говори и не вкушай пищи. Святой Апостол Павел просто запрещает сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таковым даже повелевает и не есть вместе 116 . Не ешь вместе с ним за одним столом и не говори, а осуждать не имеешь права. А уж никто так не охотник осуждать, как жены. Стоит только им сойтись вместе – так они языками своими весь мир переберут, пересудят – и своих и родных, и мирских и пастырей; и такая у них к этому страсть, что их никак не вразумишь, не наставишь: о, язык укротить никто из людей не может, говорит святой апостол Иаков, это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда; им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию; из тех же уст исходит благословение и проклятие; язык огонь, прикраса неправды; язык оскверняет все тело, и душу, и воспламеняет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны 117 . Вот какое зло язык наш! Отчего, спросите, нет мира в семействах и обществах? От языка. У иного или у иной привычка злословить, клеветать и осуждать обратилась в природу: она без этого жить не может, не дает покоя брату или сестре, проходу не дает, гонит из дому. И, увы! не избежишь геенны ни один и ни одна, кто поносит, бранит, злословит, клевещет и осуждает ближнего. К чему твои молитвы? К чему благочестие твое? Поверь, что за один этот грех будешь ты во аде, если не покаешься, и не перестанешь злословить, клеветать и осуждать брата, или сестру; это дело диавольское, ибо диавол есть клеветник, – он постоянно клевещет Богу на людей. Итак – не суди, да не осужден будеши. Господи! сохрани нас от осуждения. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Сердце Пресвятой Богородицы само в себе по отношению к нам грешным есть океан, пучина благости и милосердия, а мы, маловерные, лукавые, нечистые, нередко вяло и холодно обращаемся к ней в молитвах. О, неблагодарность! О, неверие! О, нечувствие! Крестное знамение тремя и двумя перстами правой руки напоминать должно всегда христианину о коренных истинах христианской веры: о едином Боге в Трех Лицах, о двух естествах в Господе Иисусе Христе, Спасителе и Искупителе нашем, едином от Троицы, и о всегдашней близости к нам Святой Троицы (как близка всегда к нам наша рука, наша нога, наше сердце), если мы сами приближаемся к Богу умом и сердцем. Святые иконы напоминают нам также о близости к нам Господа Бога, Пречистой Богородицы, святых Ангелов и святых угодников Божиих. Потому будем веровать всегда в эту близость и усердно призывать их и свято жить, боясь всякого греха. Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься [ Рим.10:8–9 ]. Я поправился от болезни Божиею неизреченною милостию: мне отсрочка дана. Я должен употребить остальное время на покаяние и исправление. Когда я угождаю плоти каким-либо образом, тогда она становится между мною и Богом темным облаком, разделяющим меня от Бога, расслабляющим и омрачающим душу мою. Нелепо творить угодия плоти в похоти [ Рим.13:14 ], потому никакая тварь да не разлучает меня от Бога и не стоит блазненно между мною и Богом. Аще кто не любит Господа... да будет проклят [ 1Кор.16:22 ]. Христианское богослужение есть Богом внушенное и Святой Церкви преданное словесное, состоящее из прошений, хвалы и благодарения и из разных священнодействий служение Богу и по Боге святым Его, в коих Он славно прославился. Всякому христианину надо во глубине души стяжать, развить и укрепить благодатию Божию истинное ко всем доброжелательство, сострадательность, сорадование, беззлобие, смирение, отринуть всякий вид недоброжелательства и злорадства, жестокосердия и бессердечия, несострадательности, – тогда можно будет нас назвать христианами, когда мы стяжем означенные добродетели и отринем противоположные им качества. Иначе мы не христиане, а язычники, не новая, а ветхая тварь. Господи Иисусе Христе, благодатию Твоею помоги и нам соделаться воистину христианами, без Тебя не можем творити ничесоже [ Ин.15:5 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Во время обедни искушение по поводу нелепых просфор просвирни, черствых, кривых, кислых, миниатюрных, и по поводу нахождения отца настоятеля в церкви как бы для надзору. Во время великого входа смутился, уязвился, не выговорил наследника и царственного дома из-за пустого случая и по входе был непокоен и умерщвлен и едва восстановил некоторый мир чрез покаяние; Святейший Синод и титул митрополита нехорошо выговорил; после причастия успокоился; заамвонную читал добре, отпуст весь спокойно. На молебне при чтении Евангелия священномученикам не выговорил последних слов: и вы убо будите готови... [ Лк.12:40 ] и прочих не выговорил, – опять мучение, опять покаяние и новое помилование. Слава Богу! Долг христианина – умертвить живущий в нем грех и воскресить, умножить в себе всякую добродетель, или совлечься ветхого человека с деяниями его и облечься в нового, обновляемого по образу Создавшего [ Кол.3:9–10 ]. За вечерней сегодня подвергся я тяжкому искушению, чрез которое и других соблазнил, именно: по причине расстройства желудка выпив дома пред вечерней рюмку водки березовки, я не мог в церкви совладать со своим сердцем и языком, подвергся боязни и смущению и не мог выговорить многих возглашений ектении, путался и переминался; всю вечерню смутно, тревожно совершал. О, какая добродетель в священнике спокойствие и самообладание! На водосвятном молебне (для Марьи Терентьевны Михайловой) я исправился и совершил его бойко. На молебне у Титкова всё было хорошо, победоносно, кроме последних слов отпуста, коих не мог выговорить, смутился и осекся, отчего был потом в беспокойстве у Титкова и по дороге, но за покаяние Господь избавил и дал мир. Христолюбцы! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете [ 1Пет.4:12–13 ]. Сильные и многочисленные искушения от диавола доказывают то, что ты сильно на них вооружаешься, сильно их уязвляешь; тех, кои исполняют их волю, они не тронут и оставляют в покое пагубном, усыпляя их в греховной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Хочешь изобразить на Иконе Отца, изображай Меня; хочешь Отцу покланяться – покланяйся Мне; хочешь молиться – молись Мне; ибо Аз во Отце и Отец во Мне (ин.14:11) есть“ кто спросит: „покажи мне Отца?“ ( Ин.14:8 ) показывай на Меня, ибо Я и Отец одно и тоже: Аз и Отец едино есьма ( Ин.10:30 ). Я человек, Я и Бог, Бог и человек, имеющий душу и тело; Божество соединилось с человечеством нераздельно и не слитно; а Отец небесный от вечности соединен со Мною с Сыном Своим – тоже нераздельно и не слитно; никто же взыдет на небо, токмо Мною; Бога не видал никто и никогда, – Я единородный Его Сын, сущий, находившийся от вечности, в недре Отчем, принял на себя плоть человеческую и знаю Бога Отца, и Отец знает Меня; в Себе – в лице своем, во плоти Своей – открыл Я вам, явил очам вашим Себя и Бога Отца“; Слово Христос, которое было от вечности у Бога-Отца – явилось на земле во образе человека – и Показало, Открыло – каков на самом деле Бог? Сего-то Бога Святые Апостолы и тысячи верующих христиан видели своими очами на земле, и осязали своими руками и говорили с Ним и вкушали с Ним пищу. Сколько же после этого безумны мудрецы мира сего, которые носятся разумом своим под небесами и ищут Бога, и доказывают Его бытие, – и говорят: „не знаем Бога, каков Он“! Ты, христианин, укажи им на Святую Икону Спасителя Небесного, и скажи: вот Истинный Бог, Ему веруй, Его люби всею душою; Он на Небе и на земле, и на всяком месте, где ты Его призовешь, где ты Ему помолишься“. О! сколь блаженны мы, христиане, что веруем во единого Бога-Отца, Вседержителя Творца, – в Бога Сына и в Бога Духа Святого – в Пресвятую и Живоначальную Троицу, – что мы любим Ее всею душою, всем сердцем, и всем помышлением. Да будет Ей слава и держава во веки веков. Аминь. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!( Лк.2:14 ) Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

5–6. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Так как Господь, как страж народа, Израиля, не дремлет и не спит (ст. 3–4), то Он сохранит тебя. – Господь покров твой на руку десную Твою, – Он будет охранять тебя с правой стороны, т. е. во всем! благоприятствовать тебе, для счастья твоего. – Днем солнце не обожжет тебя, ни луна ночью, – не поразит тебя молния ни днем!, ни ночью, – так!, как, например, молния истребила стада овец у многострадального Иова ( Иов.1:16 ). Псалмопевец говорит применительно к общему мнению современников: но мнению древних, молния, это огонь, низвергаемый от светил небесных разными силами, или – по истинной вере-силою Бога Всемогущего, или – по суеверию – силой богов. У Греков Зевс назывался громовержец, или молниевержец, точнее – звездовержец, т.е. поражающий огнями звезде, как стрелами. Аполлон также имел свои огненные стрелы от солнца, и пр. 20 7–8. Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века. Так как Господь есть страж своего народа, Израиля, неусыпно бодрствующий (ст. 3–4), то Он сохранит тебя от всякого зла, какое бы оно ни было и когда бы оно ни встретилось с тобой, – в доме или в открытом поле, днем или ночью: «Он избавит тебя от сети ловца и от гибельной язвы, – от язвы, встречающейся во мраке, и от заразы, опустошающей в полдень...» ( Пс.90:1–9 ). Так сохранит Господь душу или жизнь твою – Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до-века, – всю твою жизнь и во всякой твоей деятельности. – «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Господь Ангелам своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих...» ( Пс.90:10–11 и сл.). 20 См. об этом в моем сочинении: Книга Иова. Последовательное изъяснение славянского текста. Тула. 1880–1865 г. гл.1. ст.16; гл.15, ст. 34; гл.20. ст.25–26. Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010