Сразу же по назначении в 1951 г. на Ростовскую кафедру митр. Вениамина 259 (Федченкова Ив. Аф., 1880–1961), приехавшего еще в 1947 г. из США и занимавшего Рижскую кафедру, о. Серафим Голубцов распоряжением Свят. Патриарха Алексия, переданным по телеграфу, был назначен секретарем нового Владыки. Должность оказалась весьма нелегкой. Новым иерархом, пользовавшимся большим авторитетом за рубежом, был крайне недоволен Уполномоченный по делам Церкви в Ростове за очень смелые проповеди Владыки, не привыкшего озираться на предержащие власти. Свое раздражение Уполномоченный неоднократно срывал на Серафиме, который обычно отвечал: «А я что могу поделать? Он мой начальник!». Все это сказывалось на здоровье и на нервах; к этому следует добавить и изматывающую жару летом, и дополнительную нагрузку по должности ключаря собора. Как–то, будучи в Москве, он пожаловался на свое житье–бытье родному брату о. Николаю. Тот посоветовал перевестись из Ростова в Подмосковье, в чем обещал помочь. И вот весной 1955 года, даже не ставя в известность Владыку Вениамина, чтобы тот не задумал противодействовать, о. Серафим с семьей переехал в Коломну Московской области, где купил небольшой домик в три комнаты (по соседству с полотном железной дороги, что было не особенно приятно, особенно на первых порах). В единственном тогда городском храме он был оформлен как замещающий настоятеля на время его отсутствия, а по сути – третьим, сверхштатным, иереем. В 1961 г., в хрущевское гонение о. Серафим попал под сокращение штатов и остался без места. Он направился в Москву к патриарху Алексию, который, видимо, как почитатель его отца и своего учителя по Духовной Академии проф. Александра Петровича Голубцова , перевел его в Москву, в храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортово. Настоятелем тогда был о. Матвей Стаднюк, одним из служащих о. Вл. Диваков. Отец Матвей скоро был отправлен в длительную командировку в Америку, о. Серафим был сделан его заместителем. Правда, между ними не установились должные отношения. Стаднюк даже из Америки звонил старосте храма, который также строил козни о. Серафиму, чтобы тот не позволял занимать его (о. Матфея) помещение при храме, и поэтому Серафим вынужден был ютиться в сторожке или пользоваться приютом в доме своего брата Николая, который жил в Измайлово. Много усилий пришлось приложить о. Серафиму, чтобы перевезти свою семью из Коломны поближе к Москве. Сначала удалось было переехать на ст. Удельную (Казанской жел. дороги), где договорились о покупке дома, но, прожив там около восьми месяцев и не добившись прописки от атеистически настроенных властей, они, в конце концов, прописались на ст. Клязьма (Яросл. ж.д.) по Тургеневской улице, 42, где купили полдома. Сюда они переехали 23–24 сентября 1962 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

4 Винниченко Владимир Кириллович (1880–1951) – украинский писатель, политический и общественный деятель. С декабря 1918 г. по февраль 1919 г. был председателем Директории Украинской Народной Республики – органа государственной власти на Украине, проводившего социалистические преобразования. В 1920 г. занимая пост председателя Совнаркома Украинской Социалистической Советской Республики. В том же году эмигрировал. Точное название романа Винниченко – «Честность с собой». 5 Преподобный (прп.) Серафим Саровский ( 1833) – величайший подвижник, один из наиболее почитаемых русских святых. Подвизался в Свято-Успенском Саровском монастыре; основал близ Сарова Дивеевскую мельничную общину – будущий Свято-Троицкий Дивеевский женский монастырь, названный впоследствии его именем. Память совершается 2/15 января и 19 июля/1 августа. 6 Игумен Пахомий – седьмой настоятель Свято-Успенского Саровского монастыря (1777–1794). Именно при нем, в 1778 г., в обитель пришел на жительство Прохор Машнин, будущий всемирный светильник преподобный Серафим Саровский . Во время настоятельства Пахомия Прохор Машнин был пострижен в монахи с именем Серафим, рукоположен во иеродиакона и затем во иеромонаха. 7 Иеромонах Исайя (в миру – Илья Гаврилович Зубков; 1741–1807) поступил в Саровскую пустынь в 1770 г. послушником, пострижен в монашество в 1772 году, в том же году рукоположен во иеродиакона, в 1777 г. – во иеромонаха. В 1794 г. о. Исайя стал восьмым строителей пустыни. Старец Исайя долгое время был духовником прп. Серафима; после смерти старца преподобный взял на себя подвиг молчальничества. 8 Имеется в виду Ольга Владимировна Обухова, в монашестве Анна (1866 – ок. 1959). В течение долгаго времени она была духовный другом и помощницей митрополита Вениамина. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии владыка, тогда еще иеромонах, жил в доме Обуховой и служил домашним учителем ее детей. О. В. Обухова была духовной дочерью архиепископа Феофана (Быстрова) . В 1917 г. ее муж С. Н. Обухов был назначен вице-губернатором Чернигова. В 1920 г. он умер от тифа. В том же году Ольга Владимировна эмигрировала, дочь Нина осталась в советской России. Находясь в Константинополе, О. В. Обухова узнала, что ее сын Николай расстрелян большевиками. За границей О. В. Обухова приняла монашеский постриг с именем Анна, стала духовной дочерью владыки Вениамина. Когда владыку назначили экзархом Московской Патриархии в Америке, монахиня Анна отправилась с ним за океан. И вместе с митрополитом Вениамином в 1948 г. она вернулась в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В богослужебных книгах Лионского архиеп-ства XVIII-XIX вв. поминовение И. указывалось под разными датами. Так, в Лионском миссале 1737 г. память И. (со статусом «двойного» праздника и с октавой) указана под 10 нояб. Согласно Лионскому бревиарию 1815 г., память И. праздновалась в воскресенье после праздника апостолов Петра и Павла (29 июня) (со статусом «малое торжество» (solemne-minus)). В литургических указаниях Лионского архиепископства 1842 г. память И. значится под 10 июля, в календаре 1868 г.- под 3 июля («двойной» праздник 1-го класса с октавой). Известно также о местном праздновании памяти открытия мощей И. (1413), которое совершалось в 3-е воскресенье по Пасхе ( Montet. 1880. P. 118). В наст. время поминовение И. как Учителя Церкви и покровителя архиеп-ства совершается в Лионе 28 июня (в соответствии с календарем местночтимых святых Лионского диоцеза 1982 г.). Местное почитание в Лионе. Мощи Вход в крипту сщмч. Иринея Лионского (ц. сщмч. Иринея в Лионе) Вход в крипту сщмч. Иринея Лионского (ц. сщмч. Иринея в Лионе) Алтарь в крипте ц. сщмч. Иринея в Лионе К V-VI вв. относятся самые ранние сведения о почитании в Лугдуне гробницы И. Благодаря археологическим раскопкам XIX-XX вв. известно, что гробница находилась на территории крупного пригородного некрополя, возникшего в I в. по Р. Х. На месте гробницы И. находится церковь со средневековой криптой, неоднократно перестраивавшаяся, что затрудняет архитектурные и археологические исследования. Предположительно самой ранней постройкой на этом месте был прямоугольный мавзолей с апсидой, аналогичный обнаруженному под базиликой св. Иуста (также на территории некрополя). По мнению У. Сестона и Ш. Перра, основой последующих сооружений послужила небольшая базилика, воздвигнутая на рубеже II и III вв. некой Луцилией Стратоникой в качестве семейной усыпальницы ( Seston, Perrat. 1947), однако эта гипотеза не получила подтверждения в ходе раскопок. О времени строительства церкви над гробницей И. точных сведений нет. Фрагменты кладки, обнаруженные при археологических раскопках, датируются V-VI вв. По мнению Перра и Одена, к этому времени относится сооружение крипты, о к-рой упоминал Григорий Турский, а в каролингскую эпоху крипта была перестроена ( Perrat, Audin. 1959). Согласно др. т. зр., существующую крипту следует датировать эпохой Каролингов, более ранние постройки имели иную планировку (Topographie chrétienne. 1986. P. 30).

http://pravenc.ru/text/673989.html

В гос. учреждения проникло большое число бояр-греков, находившихся в тесной связи с левантийскими коммерческими кругами и вступивших в конкуренцию с местным боярством. Престол занимали попеременно молдавские и валашские господари; то же происходило и на адм. постах в М. к. и Валашском княжестве, которые занимали бояре ( Stoicescu. 1971). Правление Петру VI Хромого было расстроено частыми атаками казаков, предводители которых, выдавая себя за родственников Иоана Водэ, стремились занять молдав. престол (в 1577 - Иван Подкова, в 1578 - его брат Александр Подкова и др.) ( David. 1984. P. 98). Непрерывная борьба за престол заставила Порту назначить нового господаря - Янку Сасула (1578-1582), воспитанного в лютеранской среде Трансильвании. Высокий налог на скот, установленный им, вызвал недовольство населения, чем воспользовалась группировка бояр из рода Мовилэ (в рус. традиции - Могила), обратившаяся с жалобой к Порте. На престол вновь был назначен Петру VI Хромой (Ibid. P. 109). Он заключил 1-й торговый договор с Англией, предоставив купцам Левантийской компании право торговать в М. к. при уплате 3% пошлины ( Hurmuzaki. 1880. Vol. 3. Pt. 1. P. 108. N 114). Петру VI поддерживал тесную связь с христ. Востоком. Он снабжал деньгами мон-ри Афона - Зограф, Дионисиат, Великую Лавру, Хиландар, а также Иоанна Богослова апостола монастырь на Патмосе . Был ктитором мон-ря Галата (Istoria românilor. 2001. Vol. 4. P. 477). Господарь подарил К-польскому патриарху Иеремии II (Траносу) свои дома в Стамбуле (Cltori strini. 1972. Vol. 4. P. 540). В 1591 г., когда Порта потребовала увеличения размера дани, Петру VI Хромой покинул престол и ушел в Тироль, в г. Боцен (ныне Больцано в Сев. Италии), где умер в 1594 г. Его правление было описано молдавским мон. Азарием (Cronica lui Azarie//Cronicile slavo-române. 1959. P. 138, 151). Во внешней политике в кон. XVI - нач. XVII в. молдав. господари прилагали усилия к сохранению автономии гос-ва и (при благоприятных условиях) к обретению независимости с помощью европ.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

сост. О.А. Борзова V. Духовное служение святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого) Служение Богу: святитель Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий) Святитель Лука, архиепископ Русской Православной Церкви, архиепископ Тамбовский и Мичуринский (1944–1946 гг.), с апреля 1946 г. – архиепископ Симферопольский и Крымский, духовный писатель, доктор богословия (1959), почётный член Московской духовной академии. Семья Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого отличалась своей религиозностью. Его отец Феликс Станиславович по вероисповеданию был католик. Женился он на русской девушке Марии Кудриной. По законам Российской империи дети от смешанных браков должны были воспитываться в православной вере. Валентина крестили в Православной Церкви. В конце 1880-х гг. семья поселилась в Киеве, и здесь будущий святитель впервые серьёзно познакомился с православной верой. Киевско-Печерская Лавра поразила его настолько, что впоследствии он старался бывать в ней как можно чаще. Сюжеты для своих картин он находил именно в Лавре. В Ташкентский период жизни Валентин Феликсович регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, был активным мирянином, сам выступал с беседами о толковании Священного Писания . Пережив юношеское религиозное увлечение, Войно-Ясенецкий с годами стал настоящим верующим. Его религиозные взгляды укрепились со смертью супруги Анны. В конце 1920 г. он присутствовал на епархиальном собрании, где произнёс речь о положениях дел в Ташкентской епархии. Епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу стать священником, на что он сразу согласился. Уже через неделю был посвящён в чтеца, певца и иподиакона, затем – в диакона, а 15 февраля 1921 г., в день Сретения, – в иерея. Отец Валентин был назначен четвёртым священником собора, служил только по воскресеньям, и на него легла обязанность проповеди . В больницу и в университет отец Валентин приходил в рясе с крестом на груди, в операционной он установил иконы Божьей Матери и молился перед началом операции.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

12 января 1944 года Корец был взят Красной армией. Вследствие закрытия в 1959 году Кременецкого женского монастыря и в следующем году Дерманского монастыря, число насельниц здесь возросло до 206. Вид на храм сзади В 1984 году обители дана ставропигия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В 1994 году монастырю был возвращён Воскресенский скит. 29 июля 2007 года скончалась почётная настоятельница монастыря игумения Наталия (Ильчук), бывшая игуменией обители с 2 марта 1970 года. В монастыре 90 монахинь. Описание [ править править код ] Свято-Троицкий собор имеет престолы во имя Святой Троицы, в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Иова Почаевского. Храм и каменный 2-этажный корпус келий возведены 1620 году, перестроены в 1867—1880 гг. Рядом — каменная зимняя церковь Иоанна Предтечи (1890). В каменной ограде монастыря — кирпичная трехъярусная колокольня (1905). Скит Воскресения Христова расположен западнее монастыря на незначительном удалении. К 1998 году над восточной частью главного скитского корпуса сооружено три новых купола. При монастыре действует воскресная школа и открыто трехгодичное регентско-катехизаторское училище для обучения церковному песнопению. Монастырь имеет свой сад, огород, пасеку, пекарню, где выпекают монастырский хлеб и просфорки. Есть много мастерских - пошивочная, по изготовлению пасхальных яиц, золочение по дереву, но самая уникальная - единственная оставшаяся в Русской Православной Церкви и сохранившая древнее рукоделие во всей полноте - золотошвейная. Святыни [ править править код ] Недалеко от обители находится монастырское кладбище. Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Иов Почаевский, преподобный — 19 мая, 10 сентября – Обретение мощей, 23 октября – Собор Волынских святых, 10 ноября Икона Пресвятой Богородицы " Споручница грешных " - 11 июня, 20 марта Местонахождение [ править править код ] Адрес: 34700, Украина, Ровенская обл., г. Корец, ул. Киевская, 56

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

После отъезда графской семьи в Ниццу «заупокойные и заказные литургии в память их дочери прекратились, и храм стоял прекрасным, но безмолвным памятником». Как отмечал российский посланник, «приход вевэйской церкви не постоянный. Есть, правда, несколько семейств, поселившихся в Вевэ, но средства их так ограничены, что едва ли можно рассчитывать на сумму более 400 или 500 франков сбора с них». Посланник ошибался. Например, в 1879 в Вевэ и окрестностях проживали постоянно до 30 богатых русских семей, в том числе Фитингофы, Капнисты, Свистуновы, генерал-майор Ставицкий, д. с. с. Яновский и др. Многие из них в церковь, скорее всего, не ходили, так как священник в том же году в Вевэ насчитал всего 10–11 причастников. В 1880-х легочные больные зиму стали проводить на Лазурном берегу и число богатых русских в Вевэ заметно уменьшилось. «…Швейцарскую колонию русских, за весьма малым исключением, составляют именно такие русские люди, которые, получив безвозмездно благоприятный для своего здоровья климат, все расходы на суточное свое содержание ограничивают суммою от 5 до 10 франков…», – так описывал очевидец положение русских в то время. На рубеже XIX–XX вв. русские, жившие в Женеве, были в основном нигилистами и революционерами и религией совершенно не интересовались. Немногочисленные эмигранты, приехавшие после революции, несколько оживили церковную жизнь в Вевэ, но большая их часть предпочитала жить в Женеве и Лозанне. Русская церковь в курортном городке превратилась в историко-архитектурный памятник, напоминавший о былом присутствии здесь русской знати. 21 января 1961 болгарский Царь Симеон венчался в храме с испанской аристократкой Маргаритой Гомес-Асебо и Сехуэла. Настоятелем в это время – до своей смерти в 1976 – был прот. Игорь Троянов, посланный Русской Православной Церковью за границей наблюдателем на Второй Ватиканский собор. В 1959–1960 интерьер церкви подвергся реставрации. В те же годы архиепископ Женевский Антоний (Бартошевич) написал для храма несколько образов, в их числе вмц. Варвары, который находится в мраморном киоте у левого клироса. В 1980-е из Греции была привезена икона «Деесис». Самая старая икона, изображающая Божию Матерь, датируется XVIII веком и помещается на северной колонне. Интересен образ православных святых Швейцарии, которыми много занимался епископ Вевэйский (ныне архиепископ Женевский и Западно-Европейский) Амвросий (Кантакузен), в 1980–1990-е служивший настоятелем. С 1978 в храме хранятся некоторые святыни: перст прп. Афанасия Афонского, частица мощей свт. Иоанна Максимовича, два мощевика, частицы мощей свв. сербских Царей.

http://sobory.ru/article/?object=01499

344 Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета, на многая лета, на многая лета (греч.). 346 Ставровский Алексий Евграфович (1848–1921), знаток церковной музыки, педагог. С 1880 г. Регент Владимирского архиерейского хора. Издавал церковные песнопения. Преподавал пение во владимирских учебно-духовных и светских учебных заведениях. 347 Николай (Налимов Николай Александрович; 1852–1914), архиепископ. С июля 1905 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. В 1906 г. уволен от должности Экзарха Грузии. С 23 июня 1906 г. руководил Владимирской и Суздальской епархией. 349 Настоятель новгородского храма во имя свт. Николая протоиерей А. Ильин в 1958 г. Заочно окончил Ленинградскую духовную академию, защитив диссертацию «Причащение святых Тайн в жизни православного христианина» (см.: Ильин А., прот. «Причащение святых Тайн в жизни православного христианина». М., 2008). Протоиерей Иосиф Потапов писал: «Впрочем, ведь совсем недавно Ленинградская Духовная Академия одобрила обширное сочинение, агитирующее за ежедневное причащение всех мирян и без особой подготовки... Теперь новоиспеченный кандидат богословия в родном Вам городе усиленно проповедует в духе одобренной Академией кандидатки, не считаясь с тем, что местный епархиальный архиерей не только не одобряет его деятельность в этом направлении, но и решительно возражает. Но какое нам дело до архиерея, если мы хотим ежедневно причащаться... Наплевать нам на архиерея... Грустно, больно...» (Письмо протоиерея Иосифа Потапова Н. Д. Успенскому . ЦИА ПСТГУ). 351 Имеется в виду иеромонах Никита (Сапожников), впоследствии схииеромонах Никандр). См. нем: наст. сб., кн. 1. 356 Вероятно, имеется в виду протоиерей ковровского Христорождественского собора Алексей Иванович Благовещенский (р. 1857). 3 ноября 1922 г. арестован. Приговорен к трем годам ссылки в Коми Зырян АО. В 1927 г. вернулся в Ковров, где вскоре скончался. 357 Преображенский Николай Александрович (р. 1868), священник. В 1901 г. член правления попечительства Ковровского технического железнодорожного училища. В 1923 г. арестован. Приговорен к трем годам ссылки в Коми-Зырян АО.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Был и молился в Псково-Печерской обители 24 июля 1959 года, – читаем в батюшкиных тетрадях. – В это же самое время был в 1963 году и имел счастие принять благословение от Антиохийского Патриарха Феодосия. Иеромонах Павел». «9–22 октября 1966 г. был паки в Печорах, молился в Богом зданных пещерах, – пишет батюшка три года спустя. – 10–23 исповедывался у схиигумена Луки. Святые Таины принял от руки епископа Феодора. Игумен Павел». Псково-Печерский старец – схимник о. Лука 52 года провел на Валааме. Тоже ярославец, тоже «китежанин» – только не из Мологи (о. Лука родился в 1880 году в селе Годеново Ярославской губернии), но также потерявший свое отечество в результате «глобальных» советских преобразований: святой остров Валаам, где в 25-летнем возрасте принял о. Лука (в миру – Иаков Савельевич Земсков) послушание, а затем и монашество, в 1918-м году по ленинскому декрету отошел от России к Финляндии, и все валаамские монахи оказались за пределами родины. «По инициативе о. Луки с благословения Святейшего Патриарха Алексия семь валаамских старцев в 1957 году вернулись в Россию. Их с любовию приняла братия Псково-Печерского монастыря», – написано в некрологе о кончине схиигумена Луки († 2 декабря 1968 года). Этот некролог вместе с фотографией старца в схимническом облачении отец Павел поместил в своем дневнике, сделав снизу приписку: «Я несколько раз исповедывался у о. Луки». «За 11-летнее пребывание в Псково-Печерском монастыре о. Лука снискал любовь и доверие не только со стороны братии, но и множества паломников, приходивших в монастырь. Не было человека, который, уезжая из монастыря, не посетил бы этого замечательного старца». Схиигумен Лука погребен в пещерном кладбище на месте, заранее им самим приготовленном, рядом с почившими валаамскими его собратьями... Отцу Павлу не довелось побывать в Оптиной пустыни – в те годы она была осквернена и закрыта – но великие оптинские старцы, без сомнения, были его духовними учителями. Затопленная Молога навсегда сокрыла скромный памятник из черного мрамора на городском кладбище за алтарем церкви Всех Святых – этот памятник воздвигли своему отцу, Ивану Григорьевичу Путилову, три его сына, три монаха – все трое стали игуменами. Отец Павел с детских лет помнил надпись на этом памятнике: «Под сим камнем погребено тело московского купца Ивана Григорьевича Путилова. Жития его было 57 лет; скончался 1809 года января 2 дня», а с другой стороны написаны имена его детей, воздвигнувших памятник: «Путиловы дети: Моисей, игумен Оптиной пустыни, Исаия, игумен Саровской пустыни, Анатолий, игумен Малоярославского Никольского монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

В 1924 г. духовенство и миряне Чехословацкой Церкви «посвятили» Фарского в сан епископа и объявили его своим «патриархом». Епископ Горазд вышел из Чехословацкой Церкви и организовал независимую от нее православную общину в составе Сербской Церкви. В 1929 г. была создана автономная Чешская епархия. Святитель Горазд с необычайной энергией принялся за церковное строительство. На средства верующих строились храмы и часовни в разных местах Чехословацкой республики. Планировалось широкое строительство приходских домов, а также монастыря. Как талантливый музыкант, владыка составил нотный сборник молитв и песнопений для народа. Им был написан Катехизис, ряд книг и статей на церковные темы. В 1920 г. в Чехии возникает еще одна православная община во главе с епископом Савватием (Врабецем, 1880–1959), которая возникла на основе общества «Православная беседа». Архимандрит Савватий, чех по национальности, выпускник Киевской Духовной Академии, в 1920 г. был назначен викарием Волынского епископа и ректором Холмской Духовной Семинарии. В 1921 г. он приехал в Прагу. Сначала община признавала юрисдикцию Сербской Церкви, но в 1923 г. архимандрит Савватий отправился в Стамбул, где 4 марта Патриархом Константинопольским Мелетием (Метаксакисом) был рукоположен в сан епископа и назначен «Архиепископом Пражским и всея Чехословакии». Сербский Патриарх Димитрий отправил в Стамбул телеграмму, в которой сообщал, что на территории Чехословакии уже существуют приходы сербской юрисдикции. Он просил не рукополагать архимандрита Савватия, так как это может повредить делу православной проповеди в Чехословацкой республике. Но эта телеграмма была получена уже после совершения хиротонии. Появление в Чехословакии еще одной юрисдикции не позволило объединить всех православных в единую церковную структуру. Впоследствии правительство Чехословакии вопрос о юрисдикции все же решило в пользу Сербской Церкви. Епископ Горазд постепенно добился субсидий от правительства для духовенства. При нем строились храмы, налаживалась внутренняя церковная жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010