57.  Иванов А. И. Максим Грек и Савонарола. — ТОДРЛ. Т. XXIII. Л., 1968. 58.  Иконников В. С. Максим Грек и его время. Изд. 2–е. Киев, 1915. 59.  Иоанн Дамаскин. Полное собрание творений. Пер. с греч. Т. I. СПб., 1913. 60. История диалектики XIV — XVIII вв. М., 1974. 61. История философии в СССР. Т. 1. М„ 1968. 62.  Иустин Философ. Сочинения. Пер. с лат. М., 1862. 63.  Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М. — Л., 1960. 64.  Казакова Н. А, Максим Грек в советской историографии. — «Вопросы истории», 1973, 5. 65.  Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970. 66.  Карамзин Н. М, История государства Российского. Т. VII. СПб., 1892. 67.  Карпов А. Азбуковники  или  алфавиты иностранных речей по спискам Соловецкой библиотеки. Казань, 1877/78. 68.  Каштанов С. М. Труды И. Денисова о Максиме Греке и его биографах. — ВВ. Т. 14. М., 1958. Кириллова книга. М., 1644. Клибанов А. И. К изучению биографии и литературного наследия Максима Грека. — ВВ. Т. 14. Класс Б. М. Максим Грек — переводчик повести Энея Сильвия «Взятие Константинополя турками». — Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1974 г. М., 1975. 72.  Класс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI — XVII веков. М.. 1980. Ковтун Л. С. Лексикография в Московской Руси XVI — начала XVII в. Л., 1975. 7 4. Ковтун Л. С. Русская лексикография эпохи средневековья. М. — Л., 1963. 75.  Ковтун Л. С; Синицына Н. В., Фонкич Б. Л. Максим Грек и славянская псалтырь. Сложение норм литературного языка в переводческой практике XVI в. — Во, сточнославянскне языки. Источники для  их  изучения. М., 76.  Конрад Н. И. Запад и Восток. Изд. 2–е. М., 1972. 77.  Карелия М. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Изд. 2–е. Т. I — IV. CNб., 1914. 78. Курбского князя, сочинения. Под ред. Г. 3. Кунцевича. — Русская историческая библиотека. Т. XXXI. СПб., 1914. 79.  Кусков В. В. История древнерусской литературы. Изд. 3–е. М., 1979. 80.  Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. М., 1970.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

79. Клаузнер И. Гошеа (Осия). — ЕЭ. т. VI, с. 740-745 (автор — евр. историк, близкий к христианству). 80. Красный Г. Амос. — ЕЭ, т. II, с. 318-330 (автор — евр. историк). 81. Палладин (Пьянков), еп. Толкование на книгу св. пророка Осии. Вятка, 1872, с. XVII + 141 (автор — православный библеист). 82. Его же. Толкование на книгу св. пророка Амоса. Вятка, 1873, с. XXV + 118. 83. Его же. Толкование на книгу св. пророка Михея. Вятка, 1874, с. XVIII + 101. 84. Побединский-Платонов И., свящ. О пророческом служении Амоса и книге его пророчеств. — ПТО, 1852, с. 11-61 (автор — правосл. библеист и патролог, преп. Моск. Дух. Акад.). 85. Рыбинский В. Книга пророка Михея. Киев, 1911, с. 71. 86. Смирнов И. Амос. — Оттиск из «Рязанск. Епарх. Ведомост.», с. 69 (автор — впоследствии архиеп. Рижский Иоанн). 87. Его же. Пророк Михей. Рязань, 1877, с. 48. 88. Его же. Осия. — Оттиск из «Рязанск. Епарх. Ведомост.», 1873, с. 109. 89. Терновский П. Рассуждение о том, что Владыка Израилев, о Котором говорит пророк Михей в гл. V, ст. 2, есть Мессия Иисус. М., 1838, с. 38. 90. Юнгеров П. Книга пророка Михея. Казань, 1890, с. 372 + VII. 91. Его же. Книга пророка Амоса. Казань, 1897, с. 55 + 209 + 45. 92; Яворский H. Символические действия пророка Осии. Последовательное истолкование первых 3-х глав книги пророка Осии. — Серг. Посад, 1903, с. XI + 231 (автор — правосл. богослов, препод. Тульской семинарии). 93. Copass В., Carlson R. Study of Prophet Micah, Mich. Price. 1950. 94. Flangan H. The Books of Amos, Hosea, Micah. Collegeville, 1966. 95. Me Keating H. Amos, Hosea, Micah, Commentary. Cambridge, 1971. 96. Robinson H. W. The Cross of Hosea. London, 1959. 97. Rowley H.H. The Marriage of Hosea. — «Bulletin of the J. Ryland Library», 1956, 39, p. 200-233. 98. Sutcliffe Т. H. The Book of Amos. London, 1955. 99. Watts J. B. Vision and Prophecy in Amos. London, 1958. 100. Weiser A. Die Profelic of Amos. Giessen, 1929. 101. Wolfe N.N. Meet Amos und Hosea. N.Y., 1945.   4. КНИГА ПРОРОКА ИСАЙИ 102. Афанасьев Д. Толкование на книгу пророка Исайи с введением к изъяснительному чтению пророческих книг Ветхого Завета. Ставрополь, 1893, с. 4 + 149 (семинарский курс).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

84 Nic. Call. Xanth. Hist. eccl. 18, 51. PG 147, 431A:2–4 (νπερ κα ν Χαλκηδνι γα σνοδος παρεδξατο, οτω παραδεδωκυα τν τρισγιον μνον ξδεσθαι). 86 Canon 81 (Mansi 11, 977D7–13). Ср. слав. пер. в: Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 1877 ( р 2000). С. 535. 87 Пение прибавки «распныйся за ны» при Петре Валяльщике стало девизом антиохийских монофизитов, фанатично настроенных по отношению к православным. Так, например, сторонники Петра закололи православного Антиохийского патриарха Стефана в баптистерии храма в честь мученика Варлаама, а тело патриарха бросили в Оронт. См.: Downey G. A History of Antioch in Syria. Princeton, New Jersey, 1961. P. 489. 88 Кирилл Скифопольский в «Житии Саввы Освященного» (ок. 550 г.) говорил о том, что армяне, принятые в Лавру прп. Саввы ок. 500/501 г., попытались спеть Трисвятое с прибавкой, но были остановлены прп. Саввой, который «приказал им петь этот гимн согласно преданию древней Церкви, а не согласно нововведению упомянутого Петра». См.: Cyr. Scyth. Vita Sabae 32 (hrsg. v. E. Schwartz. Leipzig, 1939. S. 117:19–118:14. TLG 2877/2). 89 «Поэтому они и добавили «распныйся» в «Святый Боже», по Петру Валяль-щику…». Narratio de rebus Armeniae 73 (ср. рус. пер.: Арутюнова-Фиданян 2004. С. 171). 91 Nic. Call. Xanth. Hist. eccl. 18, 51. PG 147, 436C:10–12 (...π τοτου διαβλλοντες τν Κωνσταντινουπλεως φασ Μακεδνιον τς προσθκης τατης κατρξαι). 92 Greg. Nyss. Adv. Macedonianos de Spiritu Sancto (ed. F. Mueller. Leiden, 1958. Vol. 3.1. S. 97:7–13. TLG 2017/6). У свт. Григория Нисского эпитет «бессмертный» также прилагался к Святому Духу в полемике с Евномием: «Все сие научает говорить нас о Духе богодухновенное Писание: благой, мудрый, нетленный и бессмертный, и все высокие и боголепные смыслы и имена оно приписывает Духу» (Greg.Nyss. Refut. confessionis Eunom. 204:8–12/Ed. W.Jaeger. Leiden, 1960. TLG 2017/31). В подложном сочинении против македониан, приписываемом свт. Афанасию Великому , содержится утверждение о том, что «Дух бессмертен по природе» (Athan.Alex. Dial. duo contra Macedonianos [Sp.]. PG 28, 1313A:7–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

906 . Азаревич Д. История византийского права. – Ярославль, 1876–1877. – Ч. 1–2. 907 . Азбелев С. Н. Имели ли место сухопутные походы Руси на Константинполь?//Вестник Ленинградского гос. ун-та. – 1958. – 8. – С. 166–170. 908 . Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – Симферополь: ДАР, 1999. – 352 с. 909 . Айналов Д. В. Византийская живопись XIV века. – Пг, 1917. 910 . Айналов Д. В. История древнерусского искусства. Киев – Царьград – Херсонес. – Симферополь, 1920. 911 . Айналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. – СПб., 1900. 912 . Алексеенко Н. А. Архонтия Херсона VIII-IX вв. по данным сфрагистики//МАИЭТ – 2002. – Вып. 9. – С. 455–500. 913 . Алексеенко Н. А. Коммеркия и коммеркиарии Херсона в IX-X вв.//Сфрагстика и история культуры. Сб науч. тр., посвящ. юбилею В. С. Шандровской. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. – С. 92–102. 914 . Алексеенко Н. А. Стратиги Херсона по данным новых памятников сфрагистики IX-XI вв.//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 701–743. 915 . Алексей (Дородницын), еп. Чистопольский. Византийские церковные мистики XIV века (Препод. Григорий Палама , Николай Кавасила и преп. Григорий Синаит )//Православный собеседник. – Казань, 1906. 916 . Алексидзе А. Византийская литература XI-XII веков. – Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1989. – 184 с. 917 . Алексидзе А. Д. Мир греческого рыцарского романа XIII-XIV вв. – Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1979. – 322 с. 918 . Алемань А. Аланы в древних и средневековых источниках: Пер. с нем. – М., 2003. 919 . Алмазов А. История чинопоследований таинства крещения и миропомазания. – Казань, 1885. – XVI, 683, 67 с. 920 . Алмазов А. И. Святые-покровители сельскохозяйственных занятий (Из истории относящихся к ним греческих последований). – Одесса, 1904. – 128 с. 921 . Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Опыт внешней истории. Т 3. Приложения. – Одесса, 1894. – 226 с. 922 . Амвросий (Погодин) , архимандрит. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. – СПб., 1880. 923 . Амман А. Путь Отцов: краткое введение в патристику/Пер. с фр. – М., 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

91 Достоевский ФМ. Дневник писателя за 1877 шд//Поли. собр. соч.: В 30 т. Л., 1983. Т. 25. Июль-август. Гл. 1. С. 174. 93 Белинский В. Г. Месяцеслов на (високосный) 1840 год…//Собр. соч.: В 9 т. М., 1977. Т. 2. С. 515. 100 Имеется в виду издательство при Наркомпросе, созданное в 1919 г. по инициативе Максима Горького для публикации лучших произведений мировой художественной литературы XVIII-XX вв. и закрытое в 1927 г. Александр Блок принимал активное участие в работе «Всемирной литературы». За время существования издательства было напечатано около 120 томов. 103 Аденауэр Конрад (1876–1967) – федеральный канцлер Западной Германии в 1949–1963 гг. Председатель Христианско-демократического союза (1950–1963 гг.). 107 Толстой Л. Н. Путь жизни//Поли. собр. соч.: В 90 т. М„ 1956 (репр. 1928–1958). Т. 45. Гл. 12. С. 178. 109 Варсонофий Великий и Иоанн, прпп. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. М., 2005. Ответ 579. С. 558. 110 Прп. Пимен Великий ( ок. 450) поступил в один из египетских монастырей еще в молодости, вместе с двумя своими родными братьями. Вскоре слава о подвижничестве и добродетелях преподобного распространилась по всей стране. Он был духовным наставником многих иноков. Преподобный Пимен был признан святым вскоре после кончины и получил прозвание Великий в знак великого смиренномудрия и самоотверженного служения Богу. Память преподобного совершается 27 августа/9 сентября. 111 Прп. Исайя Скитский – знаменитый подвижник UV-V вв., аскет, автор наставительных духовных сочинений. Память совершается в субботу сырной седмицы, вместе с Собором всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. 117 Достоевский Ф. М. Дневник писателя на 1880 год//Поли. собр. соч.: В 30 т. Л., 1984. Т. 26. Август. Гл. 3. С. 152. 121 Эти слова произносит персонаж романа «Бесы» Петр Верховенский. См.: Достоевский Ф. М. Бесы//Собр. соч.: В 10 т. Т. 7. С. 439–440. 125 Об авве Еладии см.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М.: Отчий дом, 2009. Гл. 32. С. 100–101.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

931 Имеются в виду юбилейные торжества по случаю 800-летия со времени основания Успенского собора во Владимире, которые состоялись 21 сентября 1958 г. при участии в богослужении свя­тителя Афанасия. 932 Концевич Николай Васильевич (1885–1959), протоиерей. В 1909 г. окончил Московскую ду­ховную академию, кандидат богословия. Преподаватель Архангельского духовного училища, свя­щенник архангельской Александро -Невской церкви. С 1913 г. преподаватель Уфимской духовной семинарии, с 1918 г. председатель Уфимского епархиального совета. В 1917–1918 гг. участвовал в работе Священного Собора Православной Российской Церкви как клирик от Уфимской епар­хии. В 1924 г. служил водном из храмов в Замоскворечье. В 1928 г. арестован, после освобождения жил и служил в Калуге. Участник Поместного собора 1945 г. С 1946 г. настоятель кафедрального Казанско-Сергиевского собора г. Курска. С 1952 г. настоятель астраханского Покровского ка­федрального собора. С 1954 г. ректор Киевской духовной семинарии. С 1957 г. ректор Одесской духовной семинарии. С 1959 г. настоятель Свято-Пантелеимоновского семинарского храма. 933 Лука (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович; 1877–1961), святитель, архиепископ. Выдаю­щийся хирург. С осени 1920 г. заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Государственного Туркестанского университета. С 1923 г. в ссылке. 31 мая 1923 г. хиро­тонисан во епископа. В 1927–1933, 1937–1941 гг. в заключении и ссылке. С осени 1942 г. архиепи­скоп Красноярский. С января 1944 г. Тамбовский и Мичуринский. С 1946 г. Симферопольский и Крымский. В 1946 г. лауреат Сталинской премии I степени в области хирургии. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. 934 Якимова Наталия Сергеевна (1918–2003), художница, иконописец. Потеряла отца, убито­го во время налета красноармейцев в 1929 г. на поселок Танехэ в Трехречье. Воспитывалась в харбинском Доме Милосердия. Под руководством монахини Олимпиады (Болотовой) обуча­лась иконописи. Училась в художественной мастерской при Управлении Харбинской епархии. В 1932–1946 гг. работала в этой же мастерской. В 1940-е гг. на преподавательской работе в сред­них школах. В 1955 г. выехала из КНР в СССР. С мая 1955 г. работала учетчиком в зверосовхозе Кокчетавской обл. С сентября 1956 г. по апрель 1957 г. руководила кружком рисования и вы­шивки в Доме пионеров в г. Калачинске Омской обл. С 1 мая 1957 г. поступила художницей в Покровскую церковь в г. Красноярске. Переехала в Барнаул, затем проживала в Новосибирске и Кировограде. Последние годы проживала в Туле, где долгое время была единственным иконо­писцем и реставратором.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Esposito, John L . The Islamic Threat, Myth or Reality. New York, 1995. Etienne, Bruno. L " Islamisme radical. Paris, 1987. Famin, Cesar. Histoire des invasions des Sarrazins en Italie. Paris, 1843. Fernandez-Armesto, Felipe. Fernando and Isabella. London, 1975. Finley, M. I. Ancient Sicily. London, 1979. Fletcher, R. A. The Quest for El Cid. London, 1984. Fletcher, Richard. Moorish Spain. Phoenix, Ariz., 1994. Freely, John. Istanbul. London, 1996. Freeman, Edward A. The Ottoman Power in Europe. London, 1877. The History and Conquests of the Saracens. London, 1876. Freese, J. H. A Short Popular History of Crete. London, 1897. Fregosi, Paul. Dreams of Empire. London. 1989. Frischauer, Paul. Prince Eugene. London, 1934. Fuller, J. C. The Decisive Battles of the Western World 480 B.c.–1757 A.D. London, 1988. Gabrieli, Francesco. Mahomet et les grandes conquetes arabes. Paris, 1967. Garaudy, Roger. Promesses de 1 " Islam. Paris, 1981 . Gibbon, Edward. The Decline and Fall of the Roman Empire. London, 1897. Gilman, Arthur. The Saracens. London, 1891. Glubb, John. The Lost Centuries. London, 1967. The Empire of the Arabs. London, 1963. Grunebaum, G. von. Medieval Islam: A Study in Cultural Orientation. Chicago, 1947. Guerdan, Rene. Byzantium-Its Triumphs and Its Tragedy. London, 1956. Guillaume, Alfred. Islam. London, 1990. Gumley, Frances, and Brian Redhead. The Pillars of Islam. London, 1990. Haikal, Mohamed. The Illusion of Triumph. London, 1993. Hakem, Ibn Abdel. Conquete de 1 " Afrique du Nord et de l " Espagne. Paris, 1947. Hallak, Elizabeth, ed. Chronicles of the Crusades. London, 1989. Halliday, Fred. Islam and the Myth of Confrontation. London, 1996. Halperin, Charles J. Russia and the Golden Horde. London, 1985. Hannay, David. Spain. London, 1987. Hawkesworth, C. E. M. The Last Century in Europe. London, 1912. Hibbert, Christopher. Venice. London, 1980. Hitti, Philip K. The Arabs-A Short History. London, 1948. Hole, Edwyn. Andalus-Spain under the Muslims. London, 1958.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Los más destacados entre ellos fueron los ex-marxistas que ya hemos mencionado, quienes, después de muchas aventuras, se congregaron de nuevo en Europa occidental. Tres de ellos, Bulgakov, Frank y Berdiaev, fueron expulsados de Rusia en 1922; Struve escapó a Occidente con los restos del Ejército Blanco. A estos nombres se deben añadir otros dirigentes cristianos: Lev Karsavim (1882–1952), Antón Kartashev (1875–1960), V. Zenkovsky (nacido en 1885), G. Florovsky (1893–1979), G. Fedotov (1886–1951), Constantino Mochulsky (1892–1948), B. Visheslavtsev (1877–1954), Vladimir Lossky (1903–1958), L. Zandes (nacido en 1893), y otros que contribuyeron a la vida espiritual e intelectual de la comunidad exiliada. Eran hombres de grandes dotes, que conocían igualmente la cultura rusa y la europea occidental y podían interpretarla para otros. Fueron nulos los esfuerzos que los rusos exiliados hicieron por ayudar a sus hermanos de religión bajo los comunistas. El Telón de Acero les separaba por completo de su propio país y de su pueblo, y sólo en raras ocasiones se podía intentar un intercambio de noticias. La organización de la vida eclesiástica independiente en la Europa occidental y en América fue más venturosa, aunque las tensiones políticas entorpecían el progreso. Los rusos exiliados hicieron su más valiosa contribución al Movimiento Ecuménico y a la teología, incluyendo la interpretación cristiana de los cambios sociales y económicos que produjeron los comunistas. El Estado Actual de la Iglesia Oriental Es demasiado pronto para hacer un detallado comentario sobre el nuevo período en la historia de los cristianos orientales que empezó después de la segunda guerra mundial. Sin embargo, dos facetas aparecen con claridad suficiente para ser mencionadas. En primer lugar, ha terminado la íntima identificación de la Iglesia y el pueblo, que había sido una de las principales características del cristianismo oriental y la Iglesia empieza a darse cuenta de su separación. En segundo lugar, ha desaparecido el temor a Occidente que ha acogido al Oriente cristiano desde la caída de Bizancio.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Sea, Thomas F. 2007. “The German Princes " Responses to the Peasants " Revolt of 1525.” Central European History 40(2): 219–240. Seaford, Richard. 1994. Reciprocity and Ritual. Homer and Tragedy in the Developing City-State. Oxford: Oxford University Press. 1998. “Tragic Money.” Journal of Hellenic Studies 110:76–90. 2002. “Review: Reading Money: Leslie Kurke on the Politics of Meaning in Archaic Greece.” Arion, 3rd series 9(3): 145–165. 2004. Money and the Early Greek Mind: Homer, Philosophy, Tragedy. Cambridge: Cambridge Uni- versity Press. See, Henri Eugene. 1928. Modern capitalism: its origin and evolution. New York: Adelphi. Seebohm, Frederic. 1877. The Era of the Protestant Revolution. London: Longmans, Green. Seidel, Anna. 1983. “Imperial Treasures and Taoist Sacraments: Taoist Roots in Apocrypha.” In Tantric and Taoist Studies in Honor of Rolf A. Stein (Michel Strickmann, editor), II, pp. 291–371. Bruxelles: Institute Beige des Hautes Etudes Chinoises. Servet, Jean-Michel. 1981. “Primitive Order and Archaic Trade. Part I” Economy and Society 10 (4): 423–450. 1982. ”Primitive Order andArchaic Trade. Part II.” Economy and Society 11 (1): 22–59. 1994. “La fable du troc,” numero special de la revue XVIIIe siecle, Economie et politique (sous la direction Gerard Klotz, Catherine Larrere et Pierre Retat), no.26:103–115. 1998. “Demonetarisation et remonetarisation en Afrique-Occidentale et Equatoriale (XIXe-XXe siècles).” In La Monnaie souveraine (Aglietta and Orleans, editors), pp. 289–324. Paris: Odile Jacob. 2001. “Le troc primitif, un mythe fondateur d " une approche economists de la monnaie.” Revue numismatique2001: 15–32. Sharma, J. P. 1968. Republics inAncient India: c. 1500-c. 500 ВС. Leiden: E. J. Brill. Sharma, Ram Sharan. 1958. Sudras in Ancient India. Delhi: Mohtial Banarsidas. 1965. “Usury in Medieval India (AD 400-1200).” Comparative Studies in Society and History 8(1): 56–77. 1987. Urban Decay in India c. 300 — с. 1000. Delhi: Munshiram Manoharlal. 2001. Early medieval Indian society: a study in feudalisation. Hyderbad: Orient Longman.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

T. II. Μ., 1999. С. 96–98. 856 См. о нём: Макарий, архимандрит. Всероссийский митрополит Симон (1495–† 1511)//Макариевские чтения: Русская культура XVI века – эпоха митрополита Макария. Материалы X Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 61–94. 859 ГИМ. Усп. 64. Л. 254 об. В Синодике Архангельского собора указан другой порядок и состав имён: «Род владыки Крутицкого Досифея – инока Петра ским(ника), иноки Улиты ским(ницы), инока Илариона ским(ника), инока Феодосия скимника, иноки Марфы скимницы» (ОР РГБ. Ф. 218. 1518. Л. 53). 862 К тому же у П. Строева не отмечен Киево-Печерский настоятель с таким именем (Там же. Стб. 13). 864 Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра и путеводитель по Лавре. М., 1909. С. 146. См. также: Строев 1877. Стб. 138. Архимандрит Амвросий несколько сдвигает хронологию его настоятельства: «...с 1508; начальствовал 1 год и полнедели» (Амвросий, архимандрит. История Российской иерархии. М., 1810. Ч. 2. С. 176). 865 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической Экспедицией (далее – ААЭ). СПб., 1836. Т. 1. С. 118. 145; С. 119. 148. Акты Русского государства 1505–1526 гг./Сост. С. Б. Веселовский. М„ 1975. С. 30. 21; С. 30–31. 22; С. 31–32. 23; С. 33. 25; С. 33. 26; С. 38–39. 32; С. 39. 33; С. 40. 34. 866 В литературе встречается едва ли правомерное отождествление епископа Досифея с племянником преподобного Иосифа Волоцкого , со старцем Досифеем (Топорковым) (Древнерусские Патерики: Киево-Печерский Патерик. Волоколамский Патерик. М., 1999. С. 327. Примеч. 33). 869 Зимин 1972. С. 235; Зимин 1958. С. 73. В отличие от А.А. Зимина, В.Д. Назаров говорит, что позиция владыки могла меняться (Назаров В.Д. К истории церковных Соборов и идейно-политической борьбы в России первой половины XVI в.// Церковь , общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. С. 195). 871 Послания 1959. С. 225, 329. См. также: Акты исторические. СПб., 1841. Т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010