от Московской епархии – епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого; 1860 – 3.05.1937), архимандрита Родиона (Федорова; 1864 – 1933); протоиерея Николая (Порецкого; 1865 – 27.07.1933), протоиерея Алексия (Знаменского; 1882 – 2.09.1938), протоиерея Александра (Русинова; 1878 – 31.01.1938), протоиерея Павла (Косминкова; 1875 – 2.03.1938), протоиерея Алексия (Рождественского; 1865 – 26.12.1937); протоиерея Петра (Маркова; 1881 – 21.02.1938); священника Сергия (Орлова; 1888 – 21.12.1937); священника Евгения (Исадского; 1879 – 31.01.1930), священника Димитрия (Беляева; 1875 – 10.12.1937), священника Димитрия (Касаткина; 1884 – 28.10.1942), иеромонаха Василия (Мазуренко; 1882 – 8.01.1938), протодиакона Алексия (Дроздова; 1883 – 14.07.1942), послушницу Татиану (Чекмазову; 1881 – 11.10.1942), послушницу Александру (Хворостянникову; 1886 – 30.09.1943), послушницу Марфу (Коврову; 1897 – 16.03.1938); послушницу Александру (Каспарову; 1882 – 18.02.1942); Иоанна (Демидова; 1863 – 20.12.1937), Иоанна (Демидова; 1907 – 13.07.1944); Матфея (Гусева; 1868 – 18.01.1938), Андрея (Трофимова; 1882 – 11.06.1938); Никифора (Зайцева; 1884 – 1942), Иоанна (Любимова; 1876 – 19.01.1942), Елену (Чернову; 1874 – 17.09.1943), Параскеву (Федорову; 1882 – 11.12.1938); от Ростовской епархии – священника Николая (Попова; 1864 – 26.03.1919); от Рязанской епархии – протоиерея Михаила (Викторова; 1871 – 11.04.1933), протоиерея Леонида (Викторова; 1891 – 10.01.1938); послушницу Варвару (Конкину; 1868 – 5.04.1938); от Санкт-Петербургской епархии – монахиню Марию (Лелянову; 1874 – 17.04.1932); от Саранской епархии – священника Владимира (Четверина; 1874 – 2.09.1918); от Саратовской епархии – епископа Вольского Германа (Косолапова; 1882 – 10.10.1919) и протоиерея Михаила (Платонова; 1868 – 10.10.1919); от Симбирской епархии – протоиерея Иоанна (Ильинского; 1846 – 14/27.09.1918), священника Николая (Покровского; 1864 – 18.03.1919); от Введенской Оптиной пустыни – иеромонаха Рафаила (Шейченко; 1891 – 19.06.1957).

http://pravoslavie.ru/700.html

Патриарх Мелетий Метаксакис родился 21 сентября 1871 года в селе Парсас на Крите и получил при крещении имя Эммануил. В 1889 году он поступил в семинарию Святого Креста в Иерусалиме. В 1892 году был пострижен в монашество с именем Мелетий и рукоположен в иеродиакона. В 1900 году после окончания богословского образования патриарх Дамиан назначил его секретарем Священного Синода Иерусалимской Патриархии. Восемь лет спустя, в 1908 году, тот же самый патриарх выгнал Мелетия из Святой Земли за «деятельность против Святого По утверждению историка Александра Зервудакиса, офицера британского Министерства обороны (1944-1950), в 1909 году Мелетий посетил Кипр и здесь, вместе с двумя другими православными вступил в ряды английской масонской В следующем 1910 году Метаксакис становится митрополитом Китиона на Кипре, а уже в 1912 году пытается стать Константинопольским патриархом. Поскольку ему это не очень удается, то он посвещает себя попыткам занять пост Кипрского архиепископа. Между тем, его нескрываемые политические амбиции, авторитарный характер, и, более всего, проявляемый им модернизм, по-видимому, сыграли решающую роль в его Разочарованный он покидает свою паству и в 1916 году уезжает в Грецию. Здесь, при поддержке своего родственника Венизелоса, находившегося во главе греческого правительства, становится в 1918 году Архиепископом Афинским. Когда на следующий год Венизелос проиграл выборы в Греции, Метаксакис был свергнут со своего трона. Будучи еще Архиепископом Афинским, Мелетий с группой своих единомышленников посетил Великобританию, где вел переговоры о единстве между Англиканской и Православной Церквами. Тогда же Мелетий основал и знаменитую «Греческую православную архиепископию в Северной Америке». До этого в Америке не было отдельных юрисдикций, а только приходы, состоявшие из различных этнических групп, включая и греков, и официально находившиеся под юрисдикцией русского епископа. С падением императорской России и захватом власти большевиками Русская Церковь осказалась изолированнной, и ее епархии вне Советской России потеряли свою опору. Основание архиепископом Мелетием чисто греческой этнической епархии в Америке стало первым в целом ряду последующих разделений. В последствии различные группы требовали и получали поддержку своих национальных

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Первыми дежурящими у мощей были иеромонах Афанасий и псаломщик Александр Афанасьевич Потапов, обладавший чрезвычайно высоким голосом. Как только открылись двери и начал входить народа, иеромонах Афанасий громко возгласил: «Благословен Бог наш...», – а в ответ ему под сводами древнего собора разнеслось звонкое до пронзительности «аминь», и начался молебен владимирским угодникам. Пришедшие люди стали креститься, класть поклоны и ставить свечи у мощей. Таким образом предполагаемое поругание святыни обратилось в торжественное богослужение. О том, как относился архимандрит Афанасий к проблеме нетленности мощей, рассказывает Сергей Фудель 34 : «Я передал ему рассказ моего знакомого священника, присутствовавшего на вскрытии мощей одного великого русского святого и крайне смущенного тем, что нетленности действительно обнаружено не было, хотя внешне останкам была искусно придана форма сохранившегося тела. Передав этот рассказ, я сам со смущением ждал, как будет на пего реагировать этот строжайший монах и обрядовер. Он помолчал, задумавшись, и вдруг сказал: «Когда мощи Александра Невского перевозили по повелению императора из Владимира в Петербург, они где-то по дороге попали в пожар и сильно пострадали. II вот было велено их восстановить скульптурно, гак. чтобы никто ничего не подозревал». Потом еще помолчал и как-то еще тише добавил: «Один архиерей, когда я еще был молодым, говорил, что к концу мира должен исполниться над святыми закон: земля еси и в землю отыдеши». Много соблазнов было бы отстранено от немощных в вере, если бы такое понимание этого вопроса со стороны епископа было бы распространено» 35 . 32 С.Н. Булгаков (1871–1944) – философ, совершивший идейную эволюцию от марксизма к идеализму. Участвовал в работе Поместного Собора Русской церкви 1917–1918 гг. В I9I8 год) был рукоположен в иерея. В 1922 году выехал из России. 33 Цитируется по: Страсти по мощам. Из истории гонении на останки святых в советское время. СПб... 1998. с. 15. Читать далее Источник: Святитель Афанасий Ковровский : биографический очерк/Александр Кравецкий. - Владимир : Транзит-икс, 2007. - 134, с. : ил., портр., табл.; 20 см + 1 прил. (1 л.).; ISBN 978-5-8311-0292-5

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Православное социальное хозяйство - тема не новая в русской религиозной философии, ибо религия, господствующее мировоззрение, всегда и во все времена влияла на жизнь человека, обуславливая организацию всего хозяйственного уклада. В христианстве Человек выше природы и, вместе с тем, он природное существо, отношение которого к миру строится в принятии его как творения Божия, но и с независимостью от него, свойственному существу, сознающему свою духовность. К теме «Православие и социализм» не раз обращался на протяжении всей своей жизни р усский философ, экономист, богослов и православный священник Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), который всем своим жизненным путем продемонстрировал саму возможность на профессиональном уровне обсуждения этой темы. Сын бедного сельского священника, который за время обучения в Орловской духовной семинарии окончательно утратил Православную веру и, нарушая семейную традицию, превратился в безрелигиозного специалиста по политической экономии, правда, известного далеко за пределами России, стал своеобразным символом перехода «от марксизма к идеализму», а затем и к Христианскому социализму. В своей работе «Православие» в разделе, посвященном хозяйственной жизни, С.Н.Булгаков пишет, что наилучшей из хозяйственных форм является та, «которая наиболее обеспечивает для данного состояния личную свободу как от природной бедности, так и от социальной неволи», поэтому понимая социализм в самом общем смысле, как «отрицание системы эксплуатации, спекуляции и корысти», можно говорить о «положительном отношении» христианства к социализму. Прот. Сергий Булгаков, обращаясь к нам, наследникам « после-большевистской России», пишет далее о ещё не открытой стороне христианства, раскрытие которой «принадлежит будущему». Для христианства недостаточно только приспосабливаться к происходящим независимым от него изменениям, христианство «призвано вести народы, пробуждать их совесть и напрягать их волю к новым целям, которые объемлются в его безмерности». Булгаков пишет о «пробуждении нового пророческого духа в христианстве», о неизмеримо большем, нежели «христианский социализм» в разных его видах, как он существует во всех странах. «Речь идет о новом лике христианства общественного, о новом образе церковности и творчества церковного социального; то, что ныне называется социализмом, есть только один из внешних прообразов того изобилия даров, которые содержит в себе Церковь».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/01/pr...

Редко можно найти лучшее подтверждение последнего утверждения, чем жизнь Сергия Булгакова (1871–1944).Отзываясь в 1943 г. на смерть Павла Флоренского , Булгаков писал: «В своем рукоположении [в 1911] о. Павел преодолел препятствие, которое для нас, принадлежавших, так сказать, к интеллигенции, вернувшейся в Церковь, означало рабство Церкви перед государством («цезарепапизм» ). Рукоположение самого Булгакова [в 1918 году] было, как утверждалось в его автобиографии 1939 года, исполнением «десятилетней мечты», которое стало возможным только когда было устранено все то же препятствие, «силами человеческими также непреодолимое: то была связь православия с самодержавием, приводившая к унизительной и вредоносной зависимости церкви от государства и своеобразному цезарепапизму. Чрез это я не мог перешагнуть, не хотел и не должен был. Это препятствие внезапно отпало в 1917 году с революцией: церковь оказалась свободна, из государственной она стала гонимой» . Таким образом, в самом конце своей жизни, даже в качестве ректора Православного богословского института в Париже (который он возглавлял с момента его основания в 1925 г. ), Булгаков продолжал считать себя интеллигентом, именно в том самом смысле, в каком этот термин определял Струве в Вехах) в 1909 г.: «Интеллигенция в русском политическом развитии есть фактор совершенно особенный: историческое значение интеллигенции в России определяется ее отношением к государству в его идее и в его реальном воплощении. …Идейной формой русской интеллигенции является ее отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему». Можно видеть, насколько этот мотив был доминирующим в жизни Булгакова. Он даже поступил на юридический факультет Московского университета из чувства долга, или, как он впоследствии говорил: «для того, чтобы спасти страну от тирании царя» . Позже он стал марксистом на короткое время и был даже поименован «надеждой русского марксизма» самим «дедушкой» марксизма Плехановым . Булгаков, однако, потерял интерес к марксизму в период обучения в Германии (1898–1899) после встреч с его представителями из числа социал-демократов, таких как Каутский, отношения с которым отличались взаимной нетерпимостью .

http://bogoslov.ru/article/4384403

Светлый благородный образ народной героини, спасшей страну от гибели, положившей жизнь «за други своя» - живет вот уже несколько веков в мировой истории. Орлеанская Дева воспета многими поколениями художников и скульпторов, композиторов, писателей и поэтов. Ее светлой памяти посвящены мемориальные музеи и центры, тысячи томов исторических и художественных книг, десятки телевизионных и художественных фильмов. Именем Жанны д " Арк во Франции и за ее пределами названы улицы и площади больших городов, на которых установлены конные и пешие памятники. В 1912 году вся Франция - военными парадами, праздничными шествиями и салютом - торжественно отмечала 500-летие со дня рождения Орлеанской Девы, а в 1920 году в Риме, в соборе Св. Петра, состоялась долгожданная церемония причисления «благословенной Жанны» к лику святых. Французы чтут свою национальную героиню со священным трепетом и обожанием, ежегодно 8 мая отмечая День Жанны д " Арк. Под знаменем Орлеанской Девы французские воины героически сражались и умирали в XV веке. С ее именем воевали в годы франко-прусской (1870-1871), Первой мировой (1914-1918) и в рядах Французского сопротивления. Имя Жанны д " Арк в 1940-1944 годах носили несколько партизанских отрядов. В тяжелые годы кровопролитных войн и великих потрясений к подножью ее монументов склонялись боевые знамена. В уходящем году Жанне д " Арк в разных городах Франции были посвящены торжественные богослужения,конференции, семинары, театрализованные представления. В России, где всегда ценились мужество, самоотверженность и героизм, жива память о Жанне д " Арк. Народной героиней восхищался великий Пушкин. Свои вдохновенные поэтические строки посвятили ей Василий Жуковский, Владимир Солоухин и многие другие поэты. Композитор П.И. Чайковский создал оперу «Орлеанская Дева», которая с большим успехом была поставлена в Петербурге. В роли Жанны д " Арк выступала великая М.Н. Ермолова, собиравшая материалы о своей героине. Уходящий 2012 год с полным основанием может быть назван не только Годом Русской Истории, но и Годом Спасителей Отечества. Символично, что он проходил под знаком 600-летия со дня рождения Спасительницы Франции Жанны д " Арк (1412), 400-летия подвига народного ополчения Минина и Пожарского (1612) и 200-летия избавления и спасения России от наполеоновского нашествия (1812).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Сергей Киселев , заведующий кафедрой агроэкономики экономического факультета МГУ имени Ломоносова. На экономику религия и этика особо не влияют . – С.23; Иван Грачев , председатель партии «Развитие предпринимательства», председатель Национального совета оценщиков России. Надо развивать тот бизнес, который соответствует нашей традиции . – С.23. Алексей Ульянов . Источник экономических чудес. Кому принадлежит монополия на процветание? /Материал подготовила Светлана Гаджинская. Фото Георгия Розова, Анатолия Подивилова//Фома. - – сентябрь 2006. – С.24-29. – (рубрика « Тема номера: Православие и экономика »). Имеется биографическая ставка « Алексей Сергеевич Ульянов …» (С.24).   Реклама : С.27-28. Назад в будущее . Почему России не надо догонять Запад. Беседа с президентом Института национальной модели экономики Виталием Найшулем. Беседовала Марина Борисова. Фото Евгения Глобенко, Александра Пургина, Георгия Розова//Фома. - – сентябрь 2006. – С.30-34. – (рубрика « Тема номера: Православие и экономика »). Имеется биографическая справка « Виталий Аркадьевич Найшуль …» (С.30). Информационные врезки к теме: Макс Вебер (1864—1920) – немецкий философ, социолог и культуролог (автор книги «Протестантская этика и дух капитализма», 1905). Биографическая справка //Фома. - – сентябрь 2006. – С.26. – (рубрика « Тема номера: Православие и экономика »). Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) – русский религиозный мыслитель, философ и экономист. Первым обратился к трудам Макса Вебера и написал докторскую диссертацию «Философия хозяйства», развивавшую и углублявшую положения немецкого ученого. Биографическая справка //Фома. - – сентябрь 2006. – С.32. – (рубрика « Тема номера: Православие и экономика »).   ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.35-52. (на заставке - фото Евгения Глобенко)   Ортодоксия: Исправитель зла /Автор статьи - Александр Ткаченко. Илл.: кадры из фильма А. Тарковского, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Фото Георгия Розова.//Фома. - – сентябрь 2006. – С.37-42. – (рубрика « Ортодоксия »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-41-s...

Тамбовчане жаловались на высокую постановку окон в соборе. Из-за высокого цоколя Христорождественского собора окна оказались подняты на высоту пяти метров от уровня земли. Духовенство в этом архитектурном недостатке видело особый нравственный смысл, так как молящиеся не могли видеть близко стоящие торговые ряды и тем самым отвлекаться от молитвы. За всю историю Тамбова в нем существовало три городских собора, не считая монастырских. Самый древний из них – Спасо-Преображенский собор, действовавший на территории крепости с года ее основания, с 1636 года. Деревянные его предшественники были разобраны, а ныне сохранился каменный, заложенный в 1694 году при святителе Питириме Тамбовском. В 1862 году на территории рыночной площади святитель Феофан (Затворник) освятил место под строительство Христорождественского храма (назывался также Пятницким), который в 1876 году получил статус соборного. В 1933 году Христорождественский собор закрыли, а затем снесли. В 1944 году, при архиепископе Луке (Войно-Ясенецком), роль собора стала исполнять Покровская церковь. Исторически Пятницкая церковь была основана в 1836 году и представляла собой пятиглавую церковь, внешне напоминающую Петербургский Благовещенский храм лейб-гвардии Конного полка. В 1933 году церковь была закрыта и разобрана. На центральном рынке города Тамбова ныне заканчивается строительство очередного торгового центра, который встал примерно на том месте, где когда-то стояла Казанская часовня, снесённая в 1930-е годы. В XIX веке в Тамбовской губернии не раз вспыхивали эпидемии холеры: в 1830, 1848–1849, 1855 и 1871 годах. Особенно страшным для местных жителей стал последний из названных годов, когда начальные случаи болезни были зафиксированы весной, а летом она стала свирепствовать в полную силу. Когда эпидемия азиатской холеры охватила весь город, возникла мысль о том, что надо ходатайствовать о принесении иконы Вышенской (Казанской) Божией Матери, которая в 1853 и 1861 годах во время холерной эпидемии прославилась чудесами в Моршанске. В Тамбове тогда утвердилось мнение, что только заступничество Богоматери сможет спасти город от распространения губительной язвы. Купцы Иона Попов, Иван Толмачёв, Фёдор Гнусов и Иаков Волгин, ставшие выразителями народного желания, обратились с соответствующим прошением к владыке Феодосию, городскому голове Петру Машкову, а затем в Синод. 6 июля из Синода телеграфировали, что никаких препятствий для принесения образа в Тамбов нет. В Вышу за чудодейственным образом тут же направилась «депутация» в составе четырёх выше названных купцов. Встреча иконы состоялась в Тамбове 11 июля у Архангельской церкви, располагавшейся на Моршанской улице, куда крестными ходами ото всех храмов огромными толпами стекались горожане. После этого события число умерших людей от холеры каждый день стало сокращаться, что укрепило веру.

http://sobory.ru/article/?object=39256

Фотографии и зарисовкиЛ. Петтерссона 1944 года дают возможность составить представление о существовавшем в часовне иконостасе с заворотами на боковых стенах, с искусной барочной позолоченной резьбой рам, и двумя ярусами икон, одна из которых, храмовая икона Казанской Божьей Матери была датирована 1780-м годом. Петтерссон отмечает, что в часовне хранились и расписанные многоцветным растительным орнаментом по белой основе тябла предшествующего иконостаса, относящиеся к периоду до конца XVIII в., что дает возможность косвенно датировать существовавший в 1940-е гг. иконостас XIX веком. В строительной истории часовни было несколько строительных периодов. Ларс Петтерссон выявил четыре строительных периода, но датировал только три из них. На основании отчета Космозерского прихода за 1871 г., первый строительный период датирован 1780 годом, когда часовня была срублена в виде равноширокой и равновысокой двухкамерной клетской постройки с юго-западным входом. Датировка не противоречит архитектурно-конструктивным признакам часовен, бытовавшим во второй половине XVIII в., в частности, трехкосящатому окну с соединением косяков между собой «в ус» и под прямым углом с нижележащим бревном. Не позднее 1853 г., как установил Петтерссон по дате на потолке яруса звона, над притвором была надстроена колокольня. По-видимому, вместе с постройкой колокольни был обновлен и иконостас. В последней четверти XIX в. с южной стороны храма вместо разобранного крыльца пристроили трехстенный сруб сеней. Одновременно было прорублено окно в северо-западной стене кафоликона, а вместо первоначального входа в храм в юго-западной выпилен широкий проем и в нем устроены новые входы раздельно в притвор и на колокольню с вставкой из вертикально установленных тесин между ними. Кроме того, в связи с необходимостью перекрыть сложный Г-образный в плане объем был частично переделан южный скат крыши основной постройки. Основанием для датировки второй реконструкции являются даты предыдущей и последующей реконструкций, а также характер сопряжения косяков северо-западного окна кафоликона «в четверть». Трехкосящатые входные двери с сопряжением косяков с вершником «в ус» противоречат такому предположению, так как такая конструкция дверной колоды была распространена в более раннее время, но, скорее всего, колода принадлежала прежнему входу и была перенесена при его переделке. Косвенным подтверждением правомерности датировки служит верхняя граница хронологического ареала заонежских домов-комплексов типа глаголь, безусловно повлиявших на объемно-планировочное реше-ние реконструируемого храма. В 1910-1911 гг. по свидетельству местных жителей, записанному Л. Петтерссоном, произвели наружную обшивку. В это же время прорубили северное окно в притворе, дощатая коробка которого, сильно выступающая из сруба, была рассчитана на обшивку. Вскоре часовня была покрашена и приобрела свой окончательный вид.

http://sobory.ru/article/?object=27336

Барт Карл (1886–1968), швейцарский протестантский теолог, один из основоположников диалектической теологии. Бебель Август (1840–1913), один из руководителей германской социал-демократии и II Интернационала. Бейлинзон M., автор книги «Идеология нового еврейства». Беленсон E., автор книги «Тайный Христос у евреев». Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848). Беме Якоб (1575–1624), немецкий философ-мистик. Бергсон Анри (1859–1941), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Бердяев Николай Александрович (1874–1948), русский религиозный философ. Блуа Леон (1846–1917), французский философ. Бобринский П. A., автор книги «Старчик Григорий Сковорода: Жизнь и учение» (Париж, 1929). Бодуэн Шарль (1893–1963), французский психолог. Бонавентура (1221–1274), средневековый теолог и философ, глава францисканского ордена. Борис Годунов (ок. 1552–1605), русский царь с 1598 г.. Брентано Луйо (1844–1931), немецкий экономист, представитель «исторической школы», катедер-социалист, один из основателей «Союза социальной политики» (1872). Бруннер Эмиль (1889–1966), швейцарский теолог, представитель «диалектической теологии». Бруно Джордано (1548–1600), итальянский философ и поэт, сожженный на костре по приговору инквизиции. Брюнсвик (Бруншвиг) Леон (1869–1944), французский философ, представитель критического рационализма. Бубер Мартин (1878–1965), еврейский религиозный философ и писатель. Будда (623–544 до н. э.), основатель мировой религии, царевич из рода Сакьев (Северная Индия) Сиддхартха Гаутама, в возрасте 29 лет ушедший в отшельники, чтобы найти путь к спасению. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), русский экономист, религиозный философ и богослов, с 1918 г. – священник. Бутру Эмиль (1845–1921), французский философ. Бюхнер Людвиг (1824–1899), немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель «вульгарного материализма». Вагнер Рихард (1813–1883), немецкий композитор, писатель и театральный деятель. Вакх (миф.), одно из имен Диониса. Валери Поль (1871–1945), французский поэт-символист.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010