Берзин, возможно, имеется в виду один из организаторов ГУЛАГа Эдуард Петрович Берзин (наст. фам. Берзиньш; 1884 – 1 августа 1938) Беспалов, заключенный полковник 82–83 Бнрегал, сотрудник лагерной администрации Благова Ольга Ивановна, заключенная сотрудница лагерной администрации Блок Александр Александрович (1880 – 7 августа 1921), поэт Богданов Александр Александрович (наст, фам. Малиновский; 1873 – 7 апреля 1928), философ, литератор, публицист Богданов Михаил, заключенный священник Бокий Глеб Иванович (1879 – 15 ноября 1937), начальник УСЛОНа, руководитель шифровального отдела ОГПУ-НКВД, глава 9-го отделения ГУГБ НКВД. Расстрелян Боккаччо Джованни (1313 – 21 декабря 1375), итальянский писатель Большухин Юрий Яковлевич (наст. фам. Кандиев; 1903–1984), эмигрант второй волны, журналист, литератор Борис (Соколов Петр Алексеевич; 1865 – 21 февраля 1928), архиепископ Рязанский и Зарайский Борис, заключенный священник Борисов, сотрудник лагерной администрации Бочкова Мария, заключенная Брайнин Валентин Дмитриевич (1898–?), заключенный сотрудник лагерной администрации Брежнев Леонид Ильич (1907 – 10 ноября 1982), руководитель советского государства Бриллиантов Александр Иванович (1867 – 1 июня 1933), историк, богослов Булак-Балахович Станислав Никодимович (1883 – 10 мая 1940), один из руководителей Белого движения Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 13 июля 1944), священник, философ, богослов. В эмиграции с 1922 г. Бурмин Николай Николаевич, заключенный сотрудник лагерной администрации Бурцев Владимир Львович (1862 – 21 августа 1942), издатель, публицист В В., заключенный профессор В., заключенный фельдшер В. н. и., автор воспоминаний о Соловках Вагнер Вильгельм Рихард (1813–1883), немецкий композитор и теоретик искусства Валентинов Николай Владиславович (наст. фам. Вольский, псевд. Самсонов, Е. Юрьевский; 1879 – 26 августа 1964), социал-демократ, философ, публицист. В эмиграции с 1930 г. Вальцева Лидия Петровна, заключенная сотрудница лагерной администрации Варван, заключенный врач

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бонакер, владелец фабрики по производству печатных икон на жести 254, 255, 256, 260, 261, Борин В. 360, 460 Борис (ум. 1015), князь, св. мученик 51, 275, 277 Бороздин Семен (Семейка, упом. 1601), «строгановский» иконописец 417 Борромейский Карл, святой 240 Борромео Федерико, кардинал, автор трактата «О священной живописи» (Милан, 1625) 394 Браниус Т. 392, 460 Брейгель, Ян Старший (1568–1625), голландский художник 296 Бродель Фернан (1902–1985), французский историк 14, 29, 207, 460 Бронин Захарий (упом. 1823), иконописец из Палеха 403 Бруин Корнелий де (1652–1727), голландский художник, этнограф и писатель, автор описания путешествия в Московию З8, 41, 460 Брюхов (середина XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Брягин Е.И., иконописец, реставратор 169, 21З Брянчанинов Дмитрий Александрович (Игнатий, 1807–1867), епископ Кавказский и Черноморский, святой 40, 460 Бугро Адольф Вильям (1825–1905), французский художник 246 Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), религиозный философ 7, 443, 460 Бусева-Давыдова И.Л. 323, 460 Буске Жак, историк искусства 297 Буслаев Федор Иванович (1818–1897), филолог, историк искусства 23, 163, 299, 314, 315, 387, 392, 460 Буговский Виктор Иванович (1815–1881), директор Строгановского училища технического рисования 296, 460 Буторин Никита (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Буторин Никифор (середина XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бутурлин Иван 159 Бухау Даниэль фон (1546–1608), посол в Москве императоров Максимилиана II и Рудольфа II, автор записок о Московии 200, 460 Былинин В. К. 104, 460 Бычков В.В. 80, 97, 460 Бялостоцкий Я., польский историк искусства 293, 301, 356, 391, 460 В Вазари Джорджо (1511–1574), итальянский живописец. историк искусства 313 Вакуров Никита (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Варвара (ум. ок. 306), св. великомученица 74 Варварин И.А., палехский иконописец и преподаватель учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи в Палехе 282 Варкоч Николай. австрийский дипломат, приезжавший в Москву в 1589, 1593 и 1594 гг., автор описаний путешествий 28, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

В 1793-1795 гг. храм был отреставрирован на средства, пожертвованные российской императрицей Екатериной II. В 1795 г. храм отремонтирован и освящен во имя святой великомученицы Екатерины и становится городским собором, именуясь Свято-Екатерининским собором. С 1795 по 1799 г. являлся кафедральным собором Минской епархии. В 1870-1871 гг. был основательно перестроен, проведена полная реставрация, во время которой сделаны росписи, по свидетельству современников, сравнимые по богатству с росписями храма Христа Спасителя в Москве. Осенью 1933 г. закрыт, члены клира арестованы и расстреляны, в помещениях храма был устроен склад для хранения пищевых продуктов. В декабре 1941 г. богослужения были вновь возобновлены, главный престол храма был переосвящен во имя святых Петра и Павла, правый придел — во имя святой великомученицы Екатерины, а собор опять стал называться Свято-Петро-Павловским. Службы продолжались до декабря 1944 г., после чего собор вновь был закрыт и перестроен для размещения в нём государственного архива. После Великой Отечественной войны храм был приспособлен под жильё, а затем — под Архив научно-технической документации БССР и Архив-музей литературы и искусства БССР. 7 декабря 1991 г. богослужения вновь возобновлены и собор освящен заново во имя святых апостолов Петра и Павла. С 1997 г. в храме вновь ведутся работы по восстановлению его интерьера. Сегодня церковь отреставрирована, её башни получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек. Петропавловский собор является единственным памятником архитектуры эпохи Ренессанса, сохранившимся в Минске. Храм внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как памятник архитектуры республиканского значения. При храме существуют два братства: во имя Трёх Виленских мучеников (образовалось в 1992 г.) и братство студентов-медиков в честь свт. Николая Чудотворца (образовалось в 1998 г.). http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1630882 В начале XVII века в Белоруссии энергично насаждалось униатство.

http://sobory.ru/article/?object=08772

Васькова, жена Р.И. Васькова 119 Вексель, швед, погиб в больнице им. Ф.П. Гааза 110 Велар, см. Виолар Вельчанский Станислав Иосифович (1884 – не ранее 15 сентября 1937), социалист-революционер. Арестован в сентябре 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 62 Вениамин (Кононов Василий Васильевич; 1869 – 17 апреля 1928), преподобномученик, архимандрит, игумен Соловецкого монастыря (1917–1920) 153,180 Вербицкий Евгений, участник скаутского движения. Арестован в 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки 391 Веревкин, заключенный участник скаутского движения 346 Виктор (Святин Леонид Викторович; 1893 – 18 сентября 1966), митрополит, в 1930-е гг. епископ Китайский и Пекинский, начальник Российской Духовной миссии в Пекине 170 Виолар [Велар, Виллар], южноамериканский дипломат, муж грузинской княжны Караловой, по другим сведениям Чавчавадзе. Арестован в 1924 г. вместе с супругой по обвинению в шпионаже и отправлен на Соловки 129,136, 223 Вихра Вячеслав Вячеславович (1880–?), чешский военнопленный, спортивный инструктор. Арестован в декабре 1926 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 398–399 Владимир Святославович 28 июля 1015), равноапостольный, великий князь, креститель Руси 583 Владимир Иванович, воспитатель детского дома в Одессе 362 Владимир, заключенный участник скаутского движения 393–394, 398, 406–407 Владимир, участник скаутского движения, красный командир 365 Вовонин, охранник 329 Войков Петр Лазаревич (1888 – 7 июня 1927), один из организаторов расстрела царской семьи. Убит в результате покушения 194 Войцеховский Юрий Львович (1905 – 1 сентября 1944), общественный деятель русской эмиграции. Убит в результате покушения 352 Волков Олег Васильевич (1900 – 10 февраля 1996), публицист, на Соловках был дважды: в 1928–1929 и 1931–1933 гг. Автор воспоминаний «Погружение во тьму» 332, 337 Воровский Вацлав Вацлавович (1871 – 10 мая 1923), полпред РСФСР в Италии с 1921 г. Убит в результате покушения 112

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весь храм, а также алтарь, и трапеза, и колокольня были расписаны священными изображениями в октябре 1826 года отставным урядником Василием Кобзевым.С расширением церкви в 1864 году по местам были дописаны священные изображения. То же произошло и после 1877 года, когда расширенная с обеих сторон трапеза была заново расписана, а старая роспись подновлена. Все стены храма, как и потолки, в промежутках между изображениями были подведены под мрамор в 1864 году. Центральный иконостас был изготовлен в ноябре 1866 года мастером Александром Ефремовым, имел очень изящные ажурные формы и был вызолочен на полимент. Иконостасы боковых приделов были изготовлены тем же мастером в 1864 году и имели вид схожий с главным иконостасом. При входе в саму церковь из трапезы в 1871 году был также устроен особый иконостас с колоннами и резьбою, вызолоченный на полимент, на средства церковного старосты Александра Ивановича Ипатова. В храме находились четыре круглые печи, обитые железом, и одна изразцовая в кладовой. Пол в храме был выстлан белыми плитами, а в ограде вся площадь вокруг храма выложена кирпичом. Иоанно-Златоустовский храм некогда украшала высокая двухъярусная колокольня, выстроенная с ним в одной связи в 1826 году. 10 марта 1919 года во время восстания астраханских рабочих против Советской власти колокольня храма была снесена выстрелом из орудия с миноносца «Московитянин». В это время в храме звонили к службе, а большевики посчитали, что этим звоном восставшим подаётся какой-то сигнал. В 1923 году на средства верующих колокольня была вновь восстановлена в прежнем виде, но при закрытии храма в 1938 году вновь была сломана. Хочется сказать, что колокола Иоанно-Златоустовской церкви были настроены по камертону. Слепой звонарь Григорий Чаплыгин с необычайным искусством умел звонить, за что был принят в члены профсоюза работников искусств. В 1944 году Иоанно-Златоустовский храм был снова возвращён в ведение епархиального управления и открыт для посещёния верующими. Вскоре после открытия приходской совет храма решил возбудить вопрос о восстановлении колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=03238

Во время второго приезда в Россию св. Николаю удалось организовать сбор средств для строительства Собора Воскресения Христова (символ возрождения христианства в Японии), и в 1891 году, после 7 лет строительства на холме Суругадай на месте бывшей пожарной каланчи в столице поднялся белокаменный византийский храм по проекту архитектора М.А.Щурупова. Долгое время он был самым высоким зданием Токио, превосходя императорский дворец, что даже вызвало недовольство у некоторых жителей столицы. Наследник русского престола, будущий император Николай II, который должен был присутствовать на открытии храма, не смог прибыть в Токио из-за покушения на него в г.Оцу полицейского Сандзо Цуда, нанесшего цесаревичу удар самурайским мечом по голове. Часть дневников архиепископа Николая, относящаяся ко времени этого инцидента, пока не опубликована. Воскресенским собором называлась и первая православная церковь Японии, построенная в Хакодате при Гошкевиче в 1860 году. «Жители города, удивленные неслыханным прежде звоном колоколов, прозвали ее «храм Бом-бом» (Ганган-дэра). Византийский иконостас сочетался в ее интерьере с соломенными циновками – татами, устилавшими пол, как в буддийском храме» («Русские в Японии»). Новый же храм и по сей день считается одним из лучших христианских соборов страны. Частично разрушенный при кантосском землетрясении 1923 года, унесшем более 100 тысяч жизней, он был затем восстановлен. Во время русско-японской войны православная миссия под руководством епископа Николая в отсутствие российского дипломатического представительства взяла на себя нелегкое бремя заботы о почти 72 тысячах пленных русских солдат и офицеров. Николай записал в это время, что лучшее изучение Японии могло бы вообще предотвратить военный конфликт. Человек с сильным характером, темпераментный и не склонный к компромиссам, он сумел остаться в годы войны патриотом России и вместе с тем не оставил свою паству, что принесло ему всеобщее уважение. В 1906 году, в 70 лет святой Николай был возведен в сан архиепископа с титулом «Японский», а с 1908 года помощником в его трудах становится епископ Киотосский Сергий (Тихомиров; 1871-1945), будущий митрополит Японский. Дважды в Токийской Миссии работал иеромонах Сергий (И.Н.Страгородский; 1867-1944), впоследствии Патриарх Московский.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Всего за свою жизнь Η. Н. Глубоковский написал около сорока крупных работ и множество статей. Великий русский библеист скоропостижно скончался 18 марта 1937 года от болезни почек. Отпевавший его в Софийском кафедральном соборе митрополит Софийский Стефан в прощальном слове назвал Η. Н. Глубоковского «величайшим экзегетом, любящим и верным сыном Церкви, могучим столпом Православия». К концу XIX – началу XX века русская библеистика достигла наивысшего развития. Изучение Священного Писания было направлено на органичное сочетание церковной и святоотеческой методологии в исследовании библейского текста, с одной стороны, и в привлечении в русле этой методологии новейших западных фактологических разработок. Однако наряду с положительным раскрытием библейско-богословского учения русским ученым пришлось решать проблему апологетического плана, выражая свое отношение к ставшему популярным к концу XIX столетия на Западе «историко-критическому методу». Этот метод получил в русской науке название «отрицательной библейской критики», поскольку предполагал изучение Священного Писания на основе ряда нецерковных предпосылок, первой из которых было отрицание богодухновенности библейского текста и изучение Библии как обыкновенного человеческого литературного произведения. Задачей метода было выделение «подлинных» и «неподлинных» текстов Писания, их датировка и оценка. Аргументируя свои построения, отрицательные библейские критики выдвигали смелые (хотя зачастую – нелепые) гипотезы и предположения, но при этом делали попытку досконально рассмотреть библейский текст в историческом, филологическом, археологическом и других контекстах, что выставляло их исследования привлекательными в научном плане. К концу XIX века «историко-критический метод» пополнился еще одним априорным постулатом – что библейская история как Ветхого, так и Нового Завета развивается по гегелевской схеме: «тезис – антитезис – синтез». В области Ветхого Завета появилась теория Графа-Велльгаузена, утверждавшая, что «истинная» история израильского народа была эволюцией от язычества, как и у прочих народов («тезис»), через выступление пророков, учивших о Господе (Ягве) как Едином Боге («антитезис»), до появления в период вавилонского плена священников, предложивших монотеистический культ Господа-Ягве («синтез»). Во второй половине ΧΙΧ – начале XX века в русской библейской науке появились серьезные аналитические труды профессоров епископа Михаила (Лузина ; 1830–1887), протоиерея Николая Елеонского (1843–1910), Владимира Петровича Рыбинского (1867–1944), Павла Александровича Юнгерова (1856–1921), а также Дмитрия Сергеевича Леонардова (1871–1915), в которых выявлялись как ложные предпосылки, так и несостоятельные выводы этой и подобных теорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Всего за свою жизнь Н. Н. Глубоковский написал около сорока крупных работ и множество статей. Великий русский библеист скоропостижно скончался 18 марта 1937 года от болезни почек. Отпевавший его в Софийском кафедральном соборе митрополит Софийский Стефан в прощальном слове назвал Н. Н. Глубоковского «величайшим экзегетом, любящем и верным сыном Церкви, могучим столпом Православия». К концу XIX- началу XX века русская библеистика достигла наивысшего развития. Изучение Священного Писания было направлено на органическое сочетание церковной и святоотеческой методологии в исследовании библейского текста, с одной стороны и в привлечении в русле этой методологии новейших западных фактологических разработок. Однако на ряду с положительным раскрытием библейско-богословского учения русским учёным пришлось решать проблему апологетического плана, выражая своё отношение к ставшему популярным к концу XIX столетия на Западе «историко-критическому методу». Этот метод получил в русской науке название «отрицательной библейской критики», поскольку предполагал изучение Священного Писания на основе ряда не церковных предпосылок, первой из которых было отрицание богодухновенности библейского текста и изучении Библии как обыкновенного человеческого литературного произведения. Задачей метода было выделение «подлинных» и «неподлинных» текстов Писания, их датировка и оценка. Аргументируя свои построения, отрицательные библейские критики выдвигали смелые (хотя зачастую- нелепые) гипотезы и предположения, но при этом делали попытку досконально рассмотреть библейский текст в историческом, филологическом, археологическом и других контекстах, что выставляло их исследования привлекательными в научном плане. К концу XIX века «историко-критический метод» пополнился ещё одним априорным постулатом- что библейская история как Ветхого, так и Нового Завета развивается по гегелевской схеме: «тезис- антитезис- синтез». В области Ветхого Завета появилась теория Графа- Велльгаузена, утверждающая, что «истинная» история израильского народа была эволюцией от язычества, как и у прочих народов («тезис»), через выступление пророков, учивших о Господе (Ягве) как Едином Боге («антитезис»), до появления в период вавилонского плена священников, предложивших монотеистический культ Господа- Ягве («синтез»). Во второй половине XIX-haчaлe XX века в русской библейской науке появились серьёзные аналитические труды профессоров епископа Михаила (Лузина ; 1830–1887), протоиерея Николая Елеонского (1843–1910), Владимира Петровича Рыбинского (1867–1944), Павла Александровича Юнгерова (1856–1921), а также Дмитрия Сергеевича Леонардова (1871–1915), в которых выявлялись как ложные предпосылки, так и несостоятельные выводы этой и подобных теорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

их объединили, в 1877 г. уездное училище перевели в Клевань). В 1845-1873 гг. в обители проживали викарные епископы Волынской епархии, носившие титул «Острожских». В 1944 г. монастырь стал женским, в 1960 г. был закрыт и отведен под спецшколу-интернат, в 1991 г. – возрожден. Описание [ править править код ] Обитель окружает каменная ограда 1992 г. с включением остатков стены XV-XVII вв. (упоминаемая в описании 1571 г. каменная стена была усилена в 1599-1608 гг.). В кольцо ограды входит расположенная на северо-восточном склоне холма крепостная башня с воротами и колокольным ярусом (с XV в. она имела 4 яруса при высоте 18 м; чтобы попасть в крепость через ворота на 1-м ярусе, нужно было пройти по деревянному мосту через ров, а позже мост заменили земляной насыпью; в 1840-х гг. на башне надстроили 5-й колокольный ярус с куполом, и ее высота составила 30 м до креста). Свято-Троицкий Дерманский женский монастырь С северо-запада к башне примыкает 1-этажный корпус келий и воскресной школы, вытянутый вглубь монастырской усадьбы на запад. К юго-западному углу башни примыкает вытянутый с севера на юг 1-этажный корпус 1827 г. постройки, где в 1833-1877 гг. находились монастырские училища (ныне – кельи). В центре обители возвышается каменный храм Св. Троицы, датируемый историками нач. XVII в. и приобретший нынешний вид после достроек XVIII и сер. XIX вв. В 1992-1996 гг. интерьер храма заново расписан. Южнее храма стоит Т-образный в плане («ножкой» в центр двора) 2-этажный корпус 1821 г. с храмом св. Феодора Острожского 1871-1872 гг. на 2-м этаже, вновь освящен в 2004 г. (св. Феодор – отец Василия Красного и прадед Константина Ивановича, жил на рубеже XIV-XV вв. и почил иноком Киево-Печерской Лавры с именем Феодосий). Северо-восточнее корпуса с храмом прп. Феодора находится часовня над колодцем (1994-1995). Западнее храма Св. Троицы протянулся с севера на юг старинный 2-этажный корпус келий – результат перестройки в XIX в. здания 2-й пол. XVII – XVIII вв. На 2-м этаже в северной части корпуса устроен храм Казанской иконы Божией Матери; напротив него к зданию примыкает крыльцо с подъемом на 2-й этаж (с 2010 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

по проекту военного инженера И. Антонова. Южный боковой алтарь во имя иконы Божией Матери «Троеручицы» освятил 28 ноября 1871 г., главный престол во имя Живоначальной Троицы – 23 июля 1872 г. митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин). В течение 1870-х г.г. церковь расписал художник Д. Зайченко (живопись почти полностью потеряна). В 1897-1900 г.г по проекту архитектора В. Николаева она расширена достройками с севера, юга и запада, в результате чего сооружение приобрело в плане форму прямоугольника. Над западным фасадом возведены три глухие декоративные баньки. Достроенный Северный боковой придел с престолом во имя Всех Святых освятил 13 октября 1900 г. митрополит Феогност (Лебедев). В 1902-1909 г.г. церковь расписана. Сюжетную и орнаментальную живопись выполнили художники живописной мастерской монастыря Г. Золотов, В. Липкасский, М. Морев, Сахаров, при участии и под руководством А. Лакова и Г. Попова, которые одновременно оформляли трапезную церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и трапезную Киево-Печерской лавры. Несколько икон для храма написали художник Г. Выгуров и иконописцы мастерской К. Юрчевского. В 1902 г. в мастерской Г. Бергера изготовлена металлическая лестница к ризницам. Отапливалась четырьмя кафельными грубами. Внутренние двери были деревянными застекленными, внешние – обшиты жестью. Впоследствии вход в церковь осуществлялся через пристроенный прямоугольный в плане застекленный тамбур. Сооружение очень пострадало от взрыва складов артснарядов на Зверинце в 1918 г.: повреждена крыша, тиньк, потолки, живопись и иконостас, полностью выбиты окна и двери и тому подобное. В 1918-1919 г.г. проведены ремонтные работы. После закрытия монастыря церковь передана религиозной общине, в 1930 - начале 1934 г. действовала как приходской храм. Закрыта по постановлению Президиума Киевского горсовета от 15 февраля 1934 г. В 1934 г. в ней содержался состав «Гастрономторга». В 1942-1944 г.г. - действующий храм, затем длительное время находившийся в запущенном состоянии, использовался для хозяйственных нужд Ботанического сада.

http://sobory.ru/article/?object=05636

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010