В.В. Бычков Глава VI. Сергей Булгаков. Софийная эстетика Крупнейшим представителем неоправославия наряду с Флоренским и Бердяевым был Сергей Николаевич Булгаков, позже о. Сергий (1871–1944). Происходивший из семьи священника, он начал свое образование в духовной семинарии, в 1896 году закончил юридический факультет Московского университета, изучал политэкономию в Германии, увлекался марксизмом, но уже с 1903 года начался его отход от марксизма и сближение с православием . Был дружен с Флоренским, с 1906 по 1918 год работал профессором политэкономии в Московском университете, а в 1918-м принимает священнический сан и уезжает в Крым. В 1923 году был выслан из СССР. С 1924 по 1944 год преподавал в Русском православном богословском институте в Париже, являлся его деканом, активно занимался богословием, написал все свои главные богословские работы, основу которых составляло учение о Софии Премудрости Божией, его софиология. Софиология как эстетика Вопросы софиологии, как мы уже видели, активно и достаточно широко интересовали и волновали духовную, религиозно-философскую и художественную интеллигенцию начала 20 века. И не случайно. Софийный дух был разлит во всем русском православном богослужении, восходя к своим глубинным истокам – древнерусской культуре и искусству, пронизанным софийными энергиями, образами, символами. Если говорить глобально, то «русскость» в духовной культуре России, в русском искусстве и богослужении может быть понята именно как глубинное ощущение и выражение софийности бытия в формах культуры, искусства, богослужебной и моленной практик. Это хорошо ощутил еще Владимир Соловьев и попытался выразить и в своей поэзии, и в философии. С.Н. Булгаков оказался одним из немногих, если не единственным в среде православных мыслителей, кто понял и оценил философию всеединства Вл. Соловьева в софийном ключе, и именно в софиологии усмотрел ее оригинальность, силу и значение. При этом в формально-логических текстах и построениях его он справедливо видел только вершину айсберга духовного наследия крупнейшего русского философа.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Карл Маркс как религиозный тип Часть 2. «Фейербах – это невысказанная тайна Маркса, настоящая его разгадка» 13.07.2016 1142 Время на чтение 22 минут Ко дню памяти религиозного философа, экономиста, публициста, общественного деятеля, протоиерея Сергея Николаевича Булгакова (16/29.07.1871-13/07.1944) мы переиздаём его статью «Карл Маркс как религиозный тип», (впервые напечатанную в 1906 году в четырех номерах « Московского еженедельника» ( 22. С. 34-43; 23. С. 24-33; 24. С. 42-52; 25. С. 46-54), а затем изданную отдельной брошюрой с подзаголовком «Из этюдов о религии человекобожества» (СПб., 1907) и в сборнике статей «Два Града. Исследования о природе общественных идеалов» (М.: «Путь», 1911. - Т. 1. С. 69-105)), написанную и опубликованную в бытность его профессором Московского коммерческого института (1906-1918) и депутатом II Государственной Думы (1907 г.), в которую он был избран как безпартийный «христианский социалист». Публикацию, специально для Русской Народной Линии , п одготовил профессор А.Д. Каплин. Деление на части и подзаголовки - составителя. + + + Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л. Фейербаха) Часть 2. «Фейер­бах - это невысказанная тайна Маркса, настоящая его разгадка». Философская неопределенность облика Маркса вме­сте с смутным, студенческим «идеализмом» скоро, одна­ко, исчезает, и через два-три года Маркс выступает уже самим собой, тем материалистическим позитивистом и учеником Фейербаха, под общим влиянием которого он оставался всю жизнь. Маркс - это фейербахиа­нец, впоследствии несколько изменивший и воспол­нивший доктрину учителя. Нельзя понять Маркса, не по­ставив в центр внимания этого основного факта. Маркс сам не называл себя учеником Фейербаха, которым в дей­ствительности был, предпочитая почему-то называть се­бя учеником Гегеля, которым не был. После 40-х годов имя Фейербаха уже не встречается у Маркса, а Энгельс упоминает о нем как об увлечении прошлого и резко се­бя ему противопоставляет. И, однако, употребляя люби­мое выражение Фейербаха, следует сказать, что Фейер­бах - это невысказанная тайна Маркса, настоящая его разгадка.

http://ruskline.ru/analitika/2016/07/14/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Карл Маркс как религиозный тип Часть 3. «И в социализме, как и по всей линии нашей культуры, идет борьба Христа и антихриста...» 14.07.2016 597 Время на чтение 7 минут Ко дню памяти религиозного философа, экономиста, публициста, общественного деятеля, протоиерея Сергея Николаевича Булгакова (16/29.07.1871-13/07.1944) мы переиздаём его статью «Карл Маркс как религиозный тип», (впервые напечатанную в 1906 году в четырех номерах « Московского еженедельника» ( N 22. С. 34-43; N 23. С. 24-33; N 24. С. 42-52; N 25. С. 46-54), а затем изданную отдельной брошюрой с подзаголовком «Из этюдов о религии человекобожества» (СПб., 1907) и в сборнике статей «Два Града. Исследования о природе общественных идеалов» (М.: «Путь», 1911. - Т. 1. С. 69-105)), написанную и опубликованную в бытность его профессором Московского коммерческого института (1906-1918) и депутатом II Государственной Думы (1907 г.), в которую он был избран как безпартийный «христианский социалист». Публикацию, специально для Русской Народной Линии , п одготовил профессор А.Д. Каплин. Деление на части и подзаголовки - составителя. + + + Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л. Фейербаха) Часть 3 «И в социализме, как и по всей линии нашей культуры, идет борьба Христа и антихриста...» Коснемся в заключение того своеобразного отпечат­ка, который получил у Маркса социализм. И здесь мы должны констатировать, что наиболее глубокое, опреде­ляющее влияние Маркса на социалистическое движение в Германии, а позднее и в других странах, проявилось не столько в его политической и экономической программе, сколько в общем религиозно-философском облике. Со­циал-демократическая партия, вообще политическая фор­ма рабочего движения в Германии создана не Марксом, которому, собственно принадлежит неудачная попытка отклонить его на ложный путь интернациональной орга­низации (к ней призывает и «Коммунистический мани­фест»), но Лассалем, основавшим и окончательно поста­вившим на рельсы рабочую партию.

http://ruskline.ru/analitika/2016/07/15/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУРРИ [Итал. Murri] Ромоло (27.08.1870, Монте-Сан-Пьетранджели, Италия - 12.03.1944, Рим), католич. пресв., церковный и политический деятель. Третий из 6 детей в семье мелких землевладельцев Антонио Мурри и Марии Аветрани. Начальное образование получил в гимназии в Реканати, затем окончил лицей в Фермо (1887). В 1888 г. получил степень д-ра философии. Со стипендией диоцеза Фермо М. продолжил образование в коллегии Капраника в Риме (см. в ст. Коллегии папские ). В папском Григорианском университете учился у Л. Бийо, одного из крупных представителей неотомизма . В 1892 г. М. получил диплом по теологии и начал изучать право в папском ун-те св. Аполлинария, но по состоянию здоровья не окончил курс. В февр. 1893 г. он был рукоположен во пресвитера. Отслужив свою 1-ю мессу в Лорето , М. вернулся в Рим и поступил на фак-т гуманитарных наук в рим. ун-те Сапиенца. Там, в частности, он прослушал курс философии истории у философа-марксиста А. Лабриола, оказавшего значительное влияние на его мировоззрение. В февр. 1895 г. М. вместе с Ф. Криспольти, Дж. Сальвадори и Дж. Семериа основал ж. «Vita nova» (Новая жизнь). В ряде статей, написанных для этого журнала, М. (под псевдонимом П. Аверри) анализировал современные ему проблемы итальянской политической жизни. М. и его последователи находились в постоянном конфликте с руководством католич. организации «Опера деи конгресси» (итал. Opera dei Congressi; букв.- Дело конгрессов), одного из немногих действующих политических объединений католиков в Италии, занимавшего непримиримую позицию по отношению к итал. правительству. В 80-х гг. XIX в. Папский престол пошел на смягчение применяемого с 1871 г. принципа «non expedit» (неучастия католиков в политических выборах в Итальянском королевстве), уточнив, что он касается только парламентских выборов, но не распространяется на выборы в муниципальные и провинциальные советы. В кон. 80-х гг. XIX в. возобновилась политическая активность итал. католиков на муниципальном уровне, где они участвовали в выборах в местные советы, объединяясь с представителями консервативных либералов. М. был одним из основателей Итальянской университетской католической федерации (итал. Federazione Universitaria Cattolica Italiana). На XIV Католическом конгрессе (31 авг.- 4 сент. 1896) Итальянская университетская католическая федерация получила офиц. оформление, однако не сумела добиться автономности от орг-ции «Опера деи конгресси». Редакция ж. «Vita nova» была перемещена в Неаполь, а М. выведен из ее состава.

http://pravenc.ru/text/Мурри.html

сост. свящ. Сергий Широков Священники Булгаков Сергий, прот. (Сергей Николаевич) ( 1871– 1944) Выдающийся деятель русской религиозной философии, после своей вынужденной эмиграции из России был одним из наиболее значительных представителей православной мысли за рубежом. Родился 16 июня 1871 г. (по другим сведениям – 16 (28) июля) в г. Ливны в семье священника. Во время учебы в семинарии потерял интерес к вере. Окончил гимназию и в 1894 г. поступил в Московский университет, где увлекся марксизмом. В 1896 г. опубликовал труд «О рынках при капиталистическом производстве», а в 1900 «Капитал и земледелие» (2 тома). В 1901 г. стал магистром политической экономии. С 1901 по 1905 г. – преподавал в Киевском политехникуме. В 1906 г. был избран членом II государственной думы. С 1906 по 19Юг. был профессором Московского коммерческого института. Является автором ряда общественно-политических, научных и религиозно-философских книг: сб. «Вехи» (1909), «От марксизма к идеализму» (1903), «Два града» (1911), «Философия хозяйства» (1912), «Свет Невечерний» (1917), «Тихие думы» (1918). В 1912 г. защитил диссертацию на степень доктора политической экономии. С 1917 г. – профессор Московского университета. 11 июня 1918 г. рукоположен во священники. В1917–1918гг. – член Всероссийского Поместного Собора. В 1919 г. переехал в Крым. 1 января 1923 г. вместе с группой философов и писателей был выслан из России. В 1923–1925 гг. был профессором церковного права на Русском юридическом факультете в Праге. В 1925–1944 гт. – профессором догматики, Ветхого Завета и христианской социологии в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. С 1931 г. – инспектор института, с 1940 по 1944 г. – декан. В 1940 г. о. Сергию была присвоена степень доктор церковных наук «гонорис кауза». Он был видным участником экуменического движения, вице-председателем Содружества св. Албания и прп. Сергия и руководителем Русского студенческого христианского движения (РСХД). Скончался 30 июня (13 июля) 1944 г. в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. Ю.П. Зуев Именной указатель Алексей (Алексий) (Бяконт Елевферий-Симеон; около 1304–1378) – митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г.; фактически глава московского правительства при малолетнем князе Дмитрии Донском и сподвижник князя в борьбе за укрепление политического единства Руси. Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970) – Патриарх Московский и всея Руси (1945–1970); ему выпало быть предстоятелем РПЦ в годы хрущевских гонений на религию. Алексий II (Ридигер Алексей Михалович; 1929–2008) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1990 г.); возглавлял Церковь в первые годы ее институционального возрождения в постсоветский период. Андрей (Шептицкий Роман; 1865–1944) – митрополит Галицкий, предстоятель Украинской греко-католической церкви в 1901–1944 гг. В 1941 г. приветствовал вторжение немецких войск на территорию СССР; в 1942 г. выступил против геноцида евреев фашистами, организовал кампанию спасения евреев; в 1944 г., сразу после вступления во Львов Советской армии, направил Сталину поздравительную телеграмму. Антоний (?–1581) – митрополит всея Руси (1572–1581); при нем по воле Ивана IV церковными соборами 1572 и 1580 гг. были приняты установления о запрете Церкви приобретать или брать в качестве вклада земельные владения. Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936) – архиепископ Псковский (1903– 1910), Новгородский (1910–1920); один из трех кандидатов на Патриарший престол на Поместном соборе 1917–1918 гг.; осужден на три года (1927 г.) за антисоветскую деятельность с высылкой в Среднюю Азию; митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933–1936). Бердебек – хан Золотой Орды в 1357 г. Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) – Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960–1964), Первый (с 1964), Генеральный (с 1966) секретарь ЦК КПСС. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – философ, богослов, депутат 2-й Государственной Думы (февраль – июнь1907), православный священник (с 1918), выслан из СССР (1923). Вениамин (Пуцек-Григорович Василий Григорьевич; ок. 1700–1785) – архиепископ (с 1762), митрополит (с 1775) Казанский, проводил активную миссионерскую работу среди коренных народов Казанского края, разоблачал Ем. Пугачёва как самозванца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кейкино. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:не позже 1848. Год утраты:1980 (сгорела) Архитектор:А.М. Камуцци Адрес: Ленинградская обл., Кингисеппский район, Кузёмкинское с/п, д. Кейкино Координаты: 59.468759, 28.26249 Проезд:расстояние до административного центра поселения д. Большое Кузёмкино — 15 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь,построенная в 1718 г., в 1841 г. была разобрана. На ее месте в 1841 - 1848 гг. был выстроен каменный Петропавловский храм. В период строительства богослужения проводились в усадебном доме графа К. В. Нессельроде на мызе Итово. Церковь была закрыта в 1938 г., действовала в 1942 - 1944 годах. Позже здание храма было перестроено под клуб. Деревянная церковь построена в 1718 году, закрыта за ветхостию в 1841 году. В 1841 году на мызе Итово устроена временная церковь, существовавшая до постройки каменной церкви, освященной 17 декабря 1848 года. http://petergen.com/bovkalo/kl/spbyakeikino.html Церковь не сохранилась до наших дней. Построена в 1718 г., в 1841 г. за ветхостью разобрана. В том же году канцлером Российской Империи, графом К.В. Нессельроде (1780-1862), в его мызе Итово, в деревянном флигеле была устроена временная церковь для крестьян. К 1848 г. Петропавловский храм был построен из красного кирпича (архитектор Министерства иностранных дел А.М. Камуцци). На месте прежней деревянной церкви в 1870 г. устроена деревянная, крытая железом часовня.  Старостой в начале 1900-х гг. был владелец мызы Итово А.А. Байков, потомственный почетный гражданин. Известны имена учителей церковно-приходской школы в селе Кейкино – Мария Михайловна Добронравина (1877-1953), с 1903 г. – Петр Христофорович Смирнов (с 1907 г. – свящ. церкви села Сойкино Ямбургского уезда). В 1938 г. церковь закрыта, действовала во время оккупации в 1942-1944 гг. Здание полностью сгорело в 1980 г. Настоятели церкви: первый священник – Егор Киприанов, затем Григорий Иванов (1783 г.), Петр Иванов (по 1796 г.); Андрей Андреев, Симеон Евдокимов переведенные сюда в 1796 г. из Удосолово; Стефан Яковлев из диаконов Ивангородской церкви (по 1808 г.), Алексеи Герасимович Приморский (в 1803-1810 гг., по сказаниям старожилов священник Приморский, зная ижорский язык, имел большое влияние на прихожан и в делах церковных, и в общественной жизни), Платон Андреев (с 1833 г.), Александр Федорович Петров (в 1845-1865 гг.), Павел Петрович Связев (с 1865 г., усердием его и его тестя А.Ф. Петрова в 1871 г. в Петербурге на з-де Васильевой для церкви был отлит самый большой колокол из шести), Бобковский Михаил Георгиевич (открыл в Кейкино одноклассное училище), Быстров Александр, в 1942 г. – свящ. Недремский Николай Иванович (1883-1962).

http://sobory.ru/article/?object=59718

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТАНАЙСКАЯ И АЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Казахтанского Митрополичьего округа РПЦ. Первая самостоятельная епархия в Казахстане с центром в Алма-Ате учреждена в 1927 г., в 1927-1944 гг. епархия называлась Алма-Атинская и Туркестанская, в 1945-1991 гг.- Алма-Атинская и Казахстанская, в 1991-1999 гг.- Алматинская и Семипалатинская, с 1999 г.- А. и А. е. В 2003 г. епархия вошла в состав Казахстанского Митрополичьего округа . Епархия объединяет приходы и монастыри на территории городов Астана, Алма-Ата, а также Алма-Атинской области. Кафедральные города - Астана и Алма-Ата, кафедральные соборы - в честь Успения Пресвятой Богородицы (Астана), в честь Вознесения Господня (Алма-Ата). Правящий архиерей - митр. Александр (Могилёв) . А. и А. е. разделена на 8 благочиний: Алма-Атинский городской, Астанайский городской, Жаркентский, Илийский, Иссыкский, Отеген-Батырский, Талдыкорганский, , Узун-Агашский. К 2012 г. В А. и А. е. имелось 67 прихода, 4 мон-ря, 156 священнослужителей. 2-я пол. XIX - 1-я пол. XX в. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. В 1871-1916 гг. г. Верный (с 1921 Алма-Ата) был центром учрежденной в 1871 г. Туркестанской и Ташкентской епархии (см. Ташкентская и Узбекистанская епархия ). После перемещения в дек. 1916 г. кафедры в Ташкент Верный стал центром Семиреченского и Верненского вик-ства , в состав к-рого вошла территория Семиречья (Джетысу) на юго-востоке Казахстана. В 1927 г. вик-ство было преобразовано в самостоятельную Алма-Атинскую и Туркестанскую епархию, правящим архиереем к-рой митр. Сергий (Страгородский) назначил еп. Льва (Черепанова) , чьи полномочия не выходили за пределы Семиречья. За сопротивление закрытию храмов еп. Лев был арестован 15 июля 1929 г., 29 авг. приговорен к заключению в СЛОН. 1 окт. 1929 г. на Алма-Атинскую кафедру получил назначение сщмч.

http://pravenc.ru/text/76700.html

26 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Сергей Булгаков: Его жизнь и размышления о ней. Практический пример воцерковления русской интеллигенции Сергей Булгаков, прошедший путь от марксиста, названного «надеждой русского марксизма» самим Г.В. Плехановым, до православного священника, изгнанного за рубеж советской властью, до конца жизни продолжал считать себя интеллигентом. В данном материале А.М. Шуфрин приводит подтверждение того, что духовная эволюция Булгакова в точности соответствует циклу развития «души русского интеллигента», который он сам описал в своем раннем эссе «Драма души Герцена». Статья Русская революция 1917 г. и массовая эмиграция, которая за ней последовала, по-видимому, имели для Русской Церкви два радикально отличных последствия. С одной стороны, революция дала возможность, хотя и только на короткое время, возродить давно забытое чувство соборности, как на уровне приходов, так и на уровне всероссийских церковных Соборов, а также посодействовала возвращению большого количества атеистов и номинальных христиан из числа интеллигенции к Церкви. Эмиграция, напротив, выдвинула на первый план конфликт между двумя основными взглядами на роль Церкви в диаспоре: с одной стороны, между теми, для кого Православие представляло стабильный уклад жизни, отнятый у них революцией, и с другой, теми, для кого Православие было долгожданным исполнением их духовных исканий, которое стало возможным только благодаря той же революции . Редко можно найти лучшее подтверждение последнего утверждения, чем жизнь Сергия Булгакова (1871–1944).Отзываясь в 1943 г. на смерть Павла Флоренского , Булгаков писал: «В своем рукоположении [в 1911] о. Павел преодолел препятствие, которое для нас, принадлежавших, так сказать, к интеллигенции, вернувшейся в Церковь, означало рабство Церкви перед государством («цезарепапизм» ). Рукоположение самого Булгакова [в 1918 году] было, как утверждалось в его автобиографии 1939 года, исполнением «десятилетней мечты», которое стало возможным только когда было устранено все то же препятствие,

http://bogoslov.ru/article/4384403

John Anthony McGuckin Contemporary Orthodox Theology ARISTOTLE PAPANIKOLAOU The fall of Constantinople in 1453 silenced a long and vibrant intellectual tradition within Orthodox Christianity. It would take nearly 400 years before a revival occurred in 19th-century Russia, which then saw the emergence of an intellectual tradition that was rooted in the Orthodox theological and liturgical tradition, but that also sought to engage modern philosophical currents streaming into Russia, especially German idealism. From this particular tra­jectory emerged what is referred to as the Russian school. The best-known and most influential scholar of the Russian school is Vladimir Sergeevich Solovyov (1853–1900), considered to be the father of Russian Sophiology. Two ideas were central to Solovyov’s thought: the humanity of God (bogochelovechestvo) and Sophia. Solovyov’s concept of the humanity of God is related to the Orthodox dogmatic principle of the divine-human union in Christ. Solovyov, however, was far from a dogmatician. His philosophy attempts to express the Orthodox principle of the divine-human union in Christ in critical engagement with the categories of German idealism. The humanity of God forms the basis for Solovyov’s attempt to concep­tualize a God who is both transcendent of and immanent to creation. Solovyov expresses this particular understanding of the God-world relation with the concept of Sophia, and by so doing gives birth to the Sophiological tradition of the Russian school. God is Sophia, which means that God eternally relates to creation, and creation itself (that is, created Sophia) is a movement of reconciliation towards divine Sophia. More than any other contemporary Orthodox theologian, Solovyov attempted to develop the implica­tions of divine-human communion for a political theology and for a theology of culture. Although the thought of the Russian school bears the stamp of Solovyov’s Sophiology up until the 1917 Revolution, it was Sergei Nikolaevich Bulgakov (1871–1944) who advanced the most sophisticated development of Solovyov’s thought. Bulgakov was more conversant than Solovyov with the eastern patristic tra­dition, and his Sophiology is expressed explicitly in the idiom of the traditional theological dogmas and categories of the Orthodox tradition. The most developed form of Bulgakov’s Sophiology appears in his dogmatic trilogy On Divine Humanity (O bogochelovechestve, 1933–45), the first English translation of which would only appear nearly sixty years later.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010