По благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петрова) двухэтажная каменная церковь была заложена в 1794 г. В 1797 г. храм нижнего этажа был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Строительство верхней церкви растянулось на долгие годы и завершилось лишь в 1819 г. с освящением в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Престол в честь Спаса Нерукотворного считался главным. По нему церковь и стала именоваться Спасской, так же как и проходящая мимо церкви улица (ныне ул. Ленина). В храме находился чудотворный образ Спаса Нерукотворного. Адрес: Россия, 625006, г. Тюмень, ул. Ленина, 43 Подробнее... Храм святого праведного Симеона Богоприимца (Тюмень) [ править править код ] Здание храма было построено для сиротского приюта в 1871 году. В 1920 году храм был закрыт. С 1930 года в здании бывшего приюта разместилась Совпартшкола, с 1944 года – педучилище 1. В 1963 - 1999 годах здесь располагался морфологический корпус Тюменского мединститута. В 1999 году здание храма было возвращено Тобольско-Тюменской епархии. В 2001 году при храме был создан духовно-просветительский центр. В историческом здании Владимирского сиропитательного заведения располагается Тюменское благочиние Тобольско-Тюменской епархии. Адрес: Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Республики, 60 Телефон: (3452) 45-14-57 , 46-41-42 Подробнее... Храм Трех Святителей (Тюмень) [ править править код ] Храм святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в Тюмени построен в 1862 году трудами купцов Ивана и Федора Дьяконовых на Парфеновском кладбище. Действовала церковно-приходская школа. А 1932 году храм был закрыт, уничтожен иконостас. Двор и помещения храма использовались в качестве перевалочного пункта для ссыльных крестьян. Во время войны в здании храма располагался склад боеприпасов, потом пекарня. В 1968 году кладбище закрыли, и 20 лет церковь простояла в запустении. В июне 1988 года здание храма передали церковной общине в плачевном состоянии. В 1989 году в храме начали служить первые молебны, а в 1990 году состоялось освящение.

http://azbyka.ru/palomnik/Тюмень_(храмы)

Алексий (в миру Александр Николаевич Чернай; 1899–1985), архимандрит. По окончании Виленской Духовной Семинарии рукоположен в священный сан (1925), служил на приходах в Литве. Пережил советскую и немецкую оккупации. Протоиерей (1943). С 1944 г. в эмиграции в Германии (Эрфурт в Тюрингии, Наугейм, Ганау, Арользен, Гутенберг). Основал православную миссию в Наугейме в 1946 г. и ряд храмов в лагерях Ди-Пи. С 1948 г. проживал в г. Цинциннати (США), где организовал православную миссию, помогал русским в переезде из европейских беженских лагерей в Америку. С 1950 г. миссионер в штате Техас. В 1957 г. принял монашество. В конце октября 1958 г. получил назначение на должность Администратора русских православных общин РПЦЗ в Южной Африке. В 1960–70-е гг. служил на приходах в южной Калифорнии, США. Алексинский , Иван Павлович (1871–1945). Выдающийся хирург, педагог, доктор медицины, депутат I Государственной Думы. В 1920 г. эвакуировался из Крыма. С 1921 г. был членом Президиума Русского парламентского комитета, также трудился в Главном управлении Российского Красного Креста. Возглавлял Общество русских врачей им. Мечникова во Франции. После 1928 г. переехал в Касабланку (Марокко). В 1935 г. избран председателем церковной общины при церкви Успения Божией Матери в Касабланке. Принимал активное участие в организации приходской жизни, устройстве храма, член приходского благотворительного комитета. Скончался 26 августа в Касабланке, где и погребен на европейском кладбище. Анастасий (в миру Александр Александрович Грибановский; 1873–1965), Митрополит. Родился 6 августа в Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Московскую Духовную Академию (1897). Кандидат богословия. Постригся в монахи в Тамбове (1898). Архимандрит и ректор Московской Духовной Семинарии (1901). Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии (1906), Холмский и Люблинский (1914), Кишиневский (1915). Архиепископ Кишиневский и Хотинский (1916). Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–18 гг. Был избран членом Св. Синода и Высшего Церковного Совета (декабрь 1917). Покинул Россию в 1919 г. Управлял русскими православными общинами Константинопольского округа. С 1924 по 1934 г. возглавлял Русскую миссию в Палестине. Митрополит (1935). С 1936 по 1964 г. стоял во главе Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ). Осенью 1944 г. эвакуировался вместе с Архиерейским Синодом и канцелярией в Вену, в 1945 г. – в Мюнхен, а с 1950 г. – в США. С 1964 г. на покое. Скончался 22 мая в Нью-Йорке. Похоронен под алтарем соборного храма Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвиле (США).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Печатается по: Булгаков С.Н. Два града. СПб., 1997. От автора (предисловие). С. 11. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) – протоиерей. Родился в Ливнах в семье священника. Учился в семинарии. Стал атеистом, окончил гимназию. Изучал марксизм. В 1894 г. окончил Московский университет. В 1896 г. опубликовал труд «О рынках при капиталистическом производстве», а в 1901 г. – «Капитализм и земледелие. Профессор Киевского политехникума (1901–1905). Член Второй Государственной Думы (1906). Профессор Московского Коммерческого института (1906–1910), Московского университета (1917). Рукоположен в священники 11 июня 1918 г. Член Всероссийского Собора (1917–1918). Переехал в Крым (1919), а 1 января 1923 г. был выслан из России. Профессор церковного права на русском юридическом факультете в Праге (1923–1925). Профессор догматики в Богословском институте в Париже (1925–1944). Видный участник экуменического движения. Вицепредседатель Содружества св. Албания и преп. Сергия. Руководитель Русского студенческого христианского движения. Один из наиболее значительных представителей православной мысли за рубежом. Средневековый идеал и новейшая культура. (По поводу книги Гейнриха Эйкена «История и система средневекового мировоззрения») Фрагменты Печатается по: Русская мысль. 1907.1. С. 95–104. Н. С. Арсеньев. Католичество. Фрагменты Печатается по: Арсеньев Н.С. Православие. Католичество. Протестантизм. Изд. 2-е. Париж: YMCA-PRESS, 1948. Ч. II. Католичество. С.26–30; 42–103. Арсеньев Николай Сергеевич (1888–1978) – философ, богослов, культуролог, ученый-исследователь. Родился в Стокгольме. Окончил Московский университет (1910). Приват-доцент Московского университета (1914). Профессор Саратовского университета (1918–1920). Покинул Россию в 1920 г. Профессор в Кенигсберге (с 1921 г.) и на православном факультете Варшавского университета (1926–1938). С 1948 г. профессор Св. Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Видный участник экуменического движения. Лектор многих европейских и американских университетов. Арсеньев читал лекции в университетах и христианских организациях европейских стран, был принят на аудиенции папой Иоанном XXIII (1959), в качестве почетного гостя присутствовал на II Ватиканском соборе. II. О разделении церквей

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

But a substantial minority was opposed to the Church " s participation in political struggles, and insisted that the task of the Church in exile was to remain above party divisions. This divergence of opinion displayed at the first council of Karlovtsy, has coloured the entire subsequent history of the Russian Church abroad, which eventually became divided into three groups: a) The Synodical Church in exile, closely associated with the monarchist movement; b) The Church under the jurisdiction of the Moscow Patriarch; c) The Church which accepted the leadership of the Ecumenical Patriarch of Constantinople. A decisive shift in the spiritual life of the emigration took place in 1922. In the autumn of that year a significant number (about 70) of professors of the Universities of Moscow and Petrograd, together with their families, were exiled to Germany. Ibis move by the Soviet government saved many leading scholars for Russian and world culture. These were men who, instead of perishing within the walls of the secret police, were able to continue their scholarly labours in the West. Among those exiled were several religious philosophers: Nicolas Berdyaev (1874–1948), Simeon Frank (1877–1950), Nicholas Lossky (1870–1965), V. Vysheslavtsev (1871–1954), and Ivan Ilin (1883–1954). At the beginning of 1923 Archpriest Sergy Bulgakov (1871–1944) joined them. In this way the emigration was enriched by the inclusion of Orthodox thinkers who were not only renowned in the world of European scholarship, but who recognized the necessity of counterbalancing Marxism by a carefully thought-out Christian worldview. They were inspired by the desire to share with the Western world the new spiritual experience which they had undergone, living under totalitarian Communism. Hie majority of theological, philosophical and religious books published in emigration came from the pens of these exiled scholars or their immediate disciples. At first these Russian scholars felt unwelcome and lost in Europe.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

участка–могилы: 4–1. Х:5. У: 44. Щукин Сергий, духовник А. Чехова (задавлен машиной, давшей задний ход). «Один из любимых ораторов на Соборе (1917 г.)» – о. Г. С. Голубцов . Воспоминания о поездке на Собор», с. 213 – 1871– 1931, 25.09 протоиерей, в 1923, как тихоновец, выслан из Ялты, с 20–х гг. в М–кве на Арбате, в Николо–Песк. Ц–ви; – наст.после репресс. А–дра Кедрова. участка–могилы: 4–2. Х:19. У: 18. Сергий (Савельев Вас.Петр.) и др. (рядом с разрушенной часовней, где раньше стояла известная фигура Христа, удаленная властями. Ныне, якобы, в Церк.–археолог, музее в МДА) 1899–1977,7.01 – архимандрит, настоятель ц. Покрова в Медведкове С 1962. (После 5 лет ссылки, с 1947 г. в Елох. соб., с 1952 г. – в Богородском, с 1957 г.– в Лыщиковом пер.). участка–могилы: 4–3. Х:19. У: 20. Разрушенная часовня (см. выше) участка–могилы: 4–4. Х:–7. У: –6. Соколов Вонифатий Ив. 1879–1970, 31.12 (ок. СПБДА в 1905, преп. в Екатериносл. ДС, служил в Козлове (1918–34), в 1934–44 в с. Рюминское Иванов, обл. – наст. Лефор. ц. в 1958–61 С 1944 – в Москве, в ц. Иоанна–Воина и в Лефортовск. храме, с 1961 г. – за штатом. Его супруга Вера Георг, (сразу за желтой часовней) 1885–1950 участка–могилы: 5–1. Х: 1 . У: 2. Василенко Серг. Никифорович (на углу, там же Шамбинаго и др.) 1872–1956. Проф. Консерватории и композитор (опера–кантата «Сказание о граде Китеже» и др.) и его супруга, ранее бывш. за Павлом Каптеревым, двоюр. братом о. Николая, Ел. Серг.(дочь С.К.Шамбинаго) 1901–1983. участка-могилы: 5–2. Х: 34 . У: 13. Покровский Ал–др Серг. (пройти 7–1 и свернуть влево, 13 ш., справа, за участком известных Феррейнов – сероват, памяти, с мал. крестом и фото). 1894–1956, 22.02 протоиерей Елох. соб. участка–могилы: 5–3. Х: 4 . У: 0. Шамбинаго Сергей Конст., 1871–1948 в одной угловой ограде с Василенко. Литературовед, писатель, профессор, (его предки из Дагестана). Там же: Фадеева Ант–на Вл., мать А.А. Фадеева, 1873–1954 и Нина 1923–1976, и Таня 1900–1982 Ал–дровны Фадеевы (могильный участок Литфонда).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

She makes choice of the works God is to do.” Thus to learn wisdom (Sophia) is to be united to God. She exists as the choice of God, and yet she makes God’s choices. Baruch 3.31–2 declares that “no one knows the way to her, no one can discover the path she treads. But the one who knows all knows her, for God has grasped her with God’s own intellect.” The Sophiological tradition in Orthodoxy, with various degrees of success, is the continuing con­templation of this ambiguity – the mystical path of the study of wisdom. Sophia is manifested as teacher, bride, lover, and Christ; both as within and without the human mind and soul. To acquire Sophia is not to acquire scientific knowledge but to begin to see the totality of knowledge from the right perspective. SEE ALSO: Berdiaev, Nikolai A. (1874–1948); Bulgakov, Sergius (Sergei) (1871–1944); Florensky, Pavel Alexandrovich (1882–1937); Florovsky, Georges V. (1893–1979) REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Bulgakov, S. (1993) Sophia, the Wisdom of God: AnOutline of Sophiology. Library of Russian Philosophy. Great Barrington, MA: Lindisfarne Books. Donskikh, O. A. (1995) “Cultural Roots of Russian Sophiology,” Sophia 34, 2: 38–57. Florensky, P. (1997) The Pillar and Ground of Truth, trans. B. Jakim. Princeton: Princeton University Press. Sergeev, M. (2007) Sophiology in Russian Orthodoxy: Solov’ev, Bulgakov, Losskii, Berdiaev. Lewiston, NY: Edwin Mellen Press. Sophrony, Archimandrite (1896–1993) JULIA KONSTANTINOVSKY Archimandrite Sophrony (Sergey Symeonovich Sakharov) was an outstanding Christian Orthodox ascetic, spiritual direc­tor, and theologian of the 20th century. Spiritual son of St. Silouan of Athos, Archi­mandrite Sophrony was the founder in 1959 of the Stavropegic Monastery of St. John the Baptist (Essex, UK) under the jurisdiction of the ecumenical patriarchate of Constan­tinople. He is the author of several major works on the spiritual and ascetical life in Christ and on Christian personhood, among them Saint Silouan the Athonite, His Life is Mine, We Shall See Him As He Is, and On Prayer.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

В 1989 году Трехсвятительская церковь передаётся Симферопольской и Крымской епархии и снова возвращается к своему духовному призванию. Здесь возобновляются богослужения. 2 апреля 1989 года владыка Варлаам, архиепископ Симферопольский и Крымский, совершил чин освящения храма, и храм начал жить полнокровной молитвенной жизнью. В 1990 году настоятелем храма был поставлен протоиерей Георгий Северин. В связи с возвращением Таврической семинарии в 1997 году и созданием на её базе по благословению правящего архиерея пастырского духовного училища Симферопольской и Крымской епархии, Трехсвятительская церковь снова обретает свое изначальное предназначение — быть домом молитвы для учащих и учащихся, быть образцом священнического служения для будущих пастырей. С 2007 года храму вернули статус семинарского. С 2008 года храм начинают активно реставрировать. По материалам официального сайта Симферопольской и Крымской епархии На улице Гоголя находится красивая церковь — это храм Трех Святителей. Его история неразрывно связана с историей Духовной семинарии. В 1859 году Таврическая епархия стала самостоятельной. Для подготовки своих священнослужителей в Симферополе открыли сначала Духовное мужское епархиальное училище. Затем епископ Алексий (Ржаницын) предложил открыть семинарию, но у Святейшего Синода не нашлось денег на строительство. Сменивший епископа Алексия епископ Гурий (Карпов) решил найти средства на месте, и это ему удалось. 30 мая 1869 года император Александр II дал разрешение на открытие в Симферополе Духовной семинарии. Несколько лет длилось строительство, и вот 19 августа 1873 года состоялось торжественное открытие. Это было важное событие. 150 семинаристов начали свое обучение, не все выпускники стали священниками, но все смогли получить здесь прекрасное образование, ведь в Духовной семинарии, кроме богословия, преподавали математику, историю, философию, родную и классическую литературу и естествознание. Здесь преподавал известный русский философ, профессор богословия и политэкономии Таврического университета священник Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944), он совершал службы в семинарской церкви Трех Святителей.

http://sobory.ru/article/?object=08804

В источниках XIII-XVI вв. К. представлен как один из св. покровителей обл. Брефне и правящего рода О Руарьк (О " Рурк). Рост числа упоминаний о святом и об основанной им церкви Фина можно объяснить укреплением могущества гэльских правителей Брефне после покорения значительной части Ирландии англо-нормандцами. В летописных источниках неоднократно сообщается о событиях, связанных с Фина, подчеркиваются привилегии церковного поселения и могущество св. покровителя. Так, под 1225 г. в анналах говорится о нападении отряда англичан и ирландцев из Мунстера на церковные земли в Фина (termunn Cael Fhinn), когда «произошла резня иноземцев благодаря чудесам Каэллина» (rocuiredh ár na n-Gall tre fhirtaibg Caelfhind) (сообщение в Ольстерских анналах, в Коннахтских анналах и в Анналах Четырех наставников). В записи под 1244 г. повествуется о походе коннахтского правителя Федлимида, сына Катала Кробдерга, против правителей из рода О Рагаллаг в обл. Брефне. Этот рассказ иллюстрирует привилегии комарбы св. К. (comarba Caillin), к-рый считался «наследником» святого, управлял делами церкви в Фина и был главным держателем церковных земель. Воины Федлимида прибыли в Фина в отсутствие комарбы и расположились на ночлег в недостроенной церкви. Из-за их небрежности случайно погиб сирота, воспитанник комарбы. В качестве возмездия комарба потребовал от правителя казнить лучшего из воинов. Федлимид предложил выдать своего двоюродного брата Мануса, сына Мурьхертаха Муманского, но тот отказался подчиниться, поэтому комарба последовал за войском. Необходимо было переправиться через разлившуюся реку, для этого воины стали разбирать здание госпиталя св. Иоанна Крестителя (tech spitel Iohannis Basti), при этом Манус погиб от упавшей балки. Увидев в смерти Мануса божественное возмездие, правитель дал комарбе богатый выкуп - серебро, достаточное, чтобы 3 раза наполнить «колокол Каллина», и 30 коней (Annála Connacht=The Annals of Connacht/Ed. A. M. Freeman. Dublin, 1944. P. 80-82; The Annals of Loch Cé=A Chronicle of Irish Affairs from A. D. 1014 to A. D. 1590/Ed. W. M. Hennessy. Oxf., 1871. Vol. 1. P. 362-364; Annala Rioghachta Eireann=Annals of the Kingdom of Ireland by the Four Masters/Ed. J. O " Donovan. Dublin, 18562. Vol. 3. P. 310-312).

http://pravenc.ru/text/1320011.html

В середине XVIII в. от пожара пострадала Тихвинская церковь. В 1753 г. придел в ней был заново освящен. В 1739 г. при монастыре было открыто духовное училище — так наз. «Русская школа», помещавшаяся в специальном деревянном здании и просуществовавшая до закрытия монастыря. В ней было 3 класса: словесный, нотный и письменный, где велось обучение детей духовному пению и грамоте. К 1764 г. число учащихся выросло до 209 чел. Ко времени закрытия в штате монастыря состояло 22 человека братии (вместе с архимандритом) и 3 человека служителей-бельцов. Во владении монастыря находилось 250 кресть­ян. В 1764 г. Сергиев монастырь занесен в разряд заштатных, а в 1766 г. он вместе с Николаевским женским монастырем «яко в излишестве состоящие и к пропитанию своему довольствия не имеющие» был закрыт, а их храмы обращены в приходские. В 1785 г. разобрана на камень ограда вокруг монастыря. В 1848 г. трапезная храма была расширена в западную сторону, «фасад же сохранен весь прежний без малейшего нарушения». В 1881 г. в церкви устроен новый иконостас, «но во всем сообразно с прежним, без малейшего отступления». В том же году к храму с западной стороны пристроена каменная паперть. Тихвинская же церковь была упразднена в 30-е годы XIX в. и в ней разместилось духовное правление. В 1882—1885 гг. над пещерой, где по легенде были захоронены монахи, была сооружена часовня, названная Александровской (не сохранилась). В 1890 г. императорской археологической комиссией были проведены около церкви археологические раскопки, которые возглавлял инженер статский советник И. А. Карышев. Во время работ были обнаружены фундаменты старинной монастырской ограды, несколько склепов, остатки подземного хода, а также монеты, крестики, перстни и другие вещи, некоторые XVI в. В церкви имелось несколько древних икон: преподобного Сергия, великомученика Иоанна Воина, Христа Спасителя, Смоленской Божией Матери и другие, которые сохранялись в «своем первобытном виде и никогда не были обновлены», а также несколько старинных крестов 1671, 1701, 1745 гг. и другие древности. На колокольне висело 9 колоколов, из которых наибольший весил 208 пудов (отлит в 1831 г.). Рядом с Сергиевской церковью с правой стороны находилась могила архимандрита Алексея II (Щеглова), при участии которого в середине XVIII в. в монастыре проводились большие работы по украшению и благоустройству. Его могилу отмечал большой брусовый камень. С 1903 г. при Успенской церкви существовала школа грамоты, помещавшаяся в одном из помещений бывшей Тихвинской церкви. В 1909 г. в ней обучалось 56 мальчиков и 35 девочек. С Успенской церковью связана жизнь и деятельность видного религиозного философа С. Н. Булгакова (1871—1944), родившегося в семье местного священника и оставившего об этом храме проникновенные воспоминания («Моя Родина». 1938 г.).

http://sobory.ru/article/?object=09860

Источник текста книги — Библиотека «Вехи» Свет невечерний. Созерцания и умозрения Книга выдающегося русского мыслителя и богослова Сергея Булгакова (1871—1944) — самая значительная его философская работа, представляющая собой, по словам автора, род духовной автобиографии или исповеди. «Как возможна религия», «вера и чувство», «религия и мораль», «природа мифа», «мировая душа», «природа зла», «пол в человеке», «грехопадение», «спасение падшего человека», «власть и теократия», «общественность и церковность», «конец истории» — таковы лишь некоторые из многочисленных вопросов, которые С. Булгаков рассматривает в своей книге, давно ставшей библиографической редкостью. ПАМЯТИ ОТШЕДШИХ: отца моего, г. Ливен протоиерея, о. Николая Васильевича Булгакова и матери моей Александры Косминичны урожд. Азбукиной С ЧУВСТВОМ ДУХОВНОЙ ВЕРНОСТИ ПОСВЯЩАЕТСЯ ОТ АВТОРА В этом «собранье пестрых глав»  мне хотелось выявить в философствовании или воплотить в умозрении религиозные созерцания, связанные с жизнью в Православии. Такая задача хотя и подавляет непомерностью, но и овладевает душой с неотступностью. И подобный замысел не ограничивается литературой, им предполагается и творческий акт духовной жизни: книга, но уже и не книга, не только книга! Лишь краем души касаемся мы жизни Церкви, отягченные грехом, затемненные «психологизмом», но даже и из таких касаний почерпаем силу, которая живит и оплодотворяет творчество. В свете религиозного опыта, как ни скудна его мера, зрится и оценивается «мир сей» с его тревогами и вопрошаниями.   Господи! Путь наш меж камней и терний, Путь наш во мраке. Ты, Свет Невечерний, Нас осияй!   Скудно взыскуется и слабо брезжит в душе этот свет через темное облако греха и смятенности, труден путь чрез современность к Православию и обратно. Однако от всякой ли можно освободиться трудности и должно освобождаться? Сколь ни страстно жажду я великой простоты, белого ее луча, но отрицаюсь столь же лживого, самообманного упрощения, этого бегства от духовной судьбы, от своего исторического креста. И лишь как искатель религиозного единства жизни, взыскуемого, но не обретенного, выступаю я в этой книге. Пусть духовное существо современности изъязвлено проблемами и источено сомнениями, но и в ее сердце не оскудевает вера, светит надежда. И мнится, что в мучительной сложности этой таится своя религиозная возможность, дана особая задача, свойственная историческому возрасту, и вся наша проблематика с ее предчувствиями и предвестиями есть тень, отбрасываемая Грядущим  . Осознать себя со своей исторической плотью в Православии и чрез Православие, постигнуть его вековечную истину чрез призму современности, а эту последнюю увидать в его свете — такова жгучая, неустранимая потребность, которая ощутилась явно с 19 века, и чем дальше, тем становится острее  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010