Минский Свято-Духов кафедральный собор 25 вересня 2009 р. 13:13 Здание было собора построено в 1633-1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в город Несвиж. В 1860 году католический собор был обращен в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. В 1869 году по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина) из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок с целью открытия мужского православного монастыря. Монастырскую братию составили монахи древней Слуцкой Свято-Троицкой обители. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года. В соборе хранилось множество святынь, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, а также четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей многих угодников Божиих. В 1918 году монастырь был закрыт. Вскоре богослужения были прекращены и в Свято-Духовом храме. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло, а в храме сначала находился спортивный зал для пожарной команды, затем архив. Часть храма в конце 1920-х — начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму В 1943 году после освящения собора, которое совершил исполняющий обязанности экзарха Белорусской митрополии архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Началось возрождение Свято-Духова мужского монастыря. Один из настоятелей собора того времени, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209632...

Пасхальное богослужение совершено в православном соборе в Буэнос-Айресе 6 апреля 2010 г. 14:58 Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон совершил праздничное Пасхальное богослужение в кафедральном Благовещенском соборе в Буэнос-Айресе, сообщает корреспондент РИА «Новости» . На богослужении присутствовали сотни соотечественников, проживающих в аргентинской столице и пригородах, а также сотрудники российской и белорусской дипмиссий. Первые православные христиане появились на Южноамериканском континенте именно в Аргентине, в 1860-х гг. Это были сирийцы и ливанцы, бежавшие из Османской империи. В 1880-х в Аргентину стали переселяться греки и славяне, преимущественно сербы, страдавшие от католического давления Австро-Венгрии, румыны и болгары. В 1887 г. православные жители Аргентины обратились к императору Aлekcahдpy III с ходатайством об открытии православной церкви в Буэнос-Айресе. При участии российского посла в Аргентине и обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева в 1888 г. церковь была открыта, настоятелем прихода был назначен священник Михаил Иванов. Первоначально она располагалась в частном доме, походный иконостас привезли из Мадрида. В 1889 г. в этой домовой церкви была совершена первая в Южной Америке православная Литургия, затем состоялись первые таинства крещения и венчания. Первый православный храм на континенте был построен в Буэнос-Айресе в 1898-1899 гг., в 1901 г. — освящен в честь Святой Троицы. Средства на его возведение жертвовали императрица Мария Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский, верующие из многих стран. Император Николай II подарил фарфоровый иконостас. В 1920-х гг. в Аргентину хлынул поток эмигрантов из России. В 1926 г. Свято-Троицкий приход перешел в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей . После начала Второй мировой войны, когда духовенство РПЦЗ высказалось в поддержку «освобождения России от большевизма», многие верующие покинули общину и обратились к митрополиту Алеутскому и Северо-Американскому Вениамину с просьбой об организации в Аргентине прихода Московского Патриархата. В ответ на это прошение в 1943 г. было учреждено Аргентинское викариатство. Но до прибытия архиерея, на протяжении четырех лет, русская община молилась в храме Антиохийского Патриархата .

http://patriarchia.ru/db/text/1132116.ht...

Пасхальные богослужения прошли в православных храмах Южной Америки 16 апреля 2012 г. 18:55 В ночь с 14 на 15 апреля 2012 года в православных храмах Южной Америке прошли торжественные пасхальные богослужения. Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе в Буэнос-Айресе возглавил митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон . На богослужении присутствовали более сотни россиян, украинцев и белорусов, проживающих в аргентинской столице и пригородах, а также потомки наших соотечественников, иммигрировавших в Аргентину много лет назад. Первые православные христиане появились на Южноамериканском континенте именно в Аргентине, в 1860-х годах. Это были сирийцы и ливанцы, бежавшие из Османской империи. В 1880-х годах в Аргентину стали переселяться греки и славяне, преимущественно сербы, страдавшие от католического давления Австро-Венгрии, румыны и болгары. В 1887 году православные жители Аргентины обратились к императору Александру III с ходатайством об открытии православной церкви в Буэнос-Айресе. При участии российского посла в Аргентине и обер-прокурора Священного Синода Победоносцева в 1888 году церковь была открыта, настоятелем прихода был назначен священник Михаил Иванов. Первоначально она располагалась в частном доме, походный иконостас привезли из Мадрида. В 1889 году в этой домовой церкви была совершена первая в Южной Америке православная Литургия. Первый православный храм на континенте был построен в Буэнос-Айресе в 1898-1899 годах, в 1901 году — освящен в честь Святой Троицы. Средства на его возведение жертвовали императрица Мария Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский, Боткин, Самарин, верующие из многих стран. В 1920-х годах в Аргентину хлынул поток белых эмигрантов из России. В 1926 году Свято-Троицкий приход перешел в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. После того, как настоятель прихода с амвона одобрил нападение Гитлера на СССР, сочтя его началом «освобождения России от большевизма», многие верующие покинули общину и обратились к митрополиту Алеутскому и Северо-Американскому Вениамину с просьбой об организации в Аргентине прихода Московского Патриархата. В ответ на это прошение в 1943 году было учреждено Аргентинское викариатство. Но до прибытия архиерея, на протяжении четырех лет, русская община молилась в храме Антиохийского Патриархата.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБЩЕСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА НА КАВКАЗЕ (9 июня 1860 - между 1917 и 1920). Создание О. в. В кон. 50-х гг. XIX в., после окончательного присоединения Кавказа к Российской империи, в регионе начался новый этап миссионерской деятельности: стало очевидным, что работа Осетинской духовной комиссии (ОДК) не отвечает интересам российской политики на Кавказе. Основными целями нового об-ва, возникшего по инициативе наместника на Кавказе А. И. Барятинского (1856-1862), должны были стать укрепление пошатнувшейся веры горцев, распространение Православия среди языческого населения и обращение мусульман. В составлении устава и решении организационных вопросов участвовали также члены Синода митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский), митр. Московский Филарет (Дроздов) и экзарх Грузии Евсевий (Ильинский). 9 июня 1860 г. имп. Александр II Николаевич утвердил устав О. в. Покровительницей об-ва стала супруга императора имп. Мария Александровна, правление об-ва располагалось в Тифлисе. Работу О. в. выполнял временный комитет под упр. Барятинского. Членом об-ва мог стать любой человек, платящий взнос. В зависимости от суммы членам присваивали разряд: 1-й - почетный член О. в. (единовременный взнос 2,5 тыс. р. или ежегодный 250 р.); 2-й - действительный член О. в. (1,5 тыс. р. или 150 р.); 3-й - член-сотрудник О. в. (500 р. или 50 р.); 4-й - член-ревнитель О. в. (50 р. или 20 р.). Для членов О. в. был учрежден Знак св. Нины (крест на лиловой ленте), приравненный к основным наградам Российской империи: члены 1-го разряда получали золотой с терновыми ветвями зеленого цвета на белой эмали (носили на шее), 2-го - золотой с белой эмалью (носили на шее; илл. см в ст. Знаки нагрудные церковные ), 3-го - серебряный с эмалью (носили на груди), 4-го - серебряный без эмали (носили на груди). Знак св. Нины 4-го разряда. Серебро. Аверс. Реверс. Фото: http://nagrada.moscow

http://pravenc.ru/text/2578095.html

Липецкая область (монастыри) Материал из Азбука паломники Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1867 Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино Женская община при Богородице-Тихоновской кладбищенской церкви Задонска возникла уже в кон. 1810-х, но из-за сопротивления окрестных землевладельцев получила официальный статус только в 1860, с 1867 - монастырь. Основные постройки сооружены в кон. XIX в., в 1876-1879 выстроена колокольня (не сохр.). В 1920 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1930, постройки переданы колхозу. Возвращён верующим в 1994, как монастырь вновь открыт в 2002. Подробнее... Задонский Рождество-Богородицкий монастырь [ править править код ] Дата основания : нач. XVII в. Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, г. Задонск Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном. Подробнее... Задонский Тихоновский Преображенский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1873 Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, ур. Скит (7 км С г. Задонск) Монастырь был устроен в 1873 попечением В. П. Воейкова в 7 верстах севернее Задонска, при открытом в 1865 новом кладбище Задонского монастыря. Первоначально мужской, в кон. XIX в. сооружены каменные собор, ограда, корпуса келий. Закрыт в нач. 1920-х, был занят детской колонией, позже госпиталем, с 1958 - психбольницей. Восстановлен в 1992 как женский. Подробнее... Знаменский Елецкий женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1683 Архитектор : Шарлемань И. И.: (колокольня) Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., г. Елец, ул. Слободская, 2А

http://azbyka.ru/palomnik/Липецкая_облас...

Варшава. Собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Александра Невского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль , Неорусский стиль Год постройки:Между 1894 и 1912. Год утраты:1926 (разобран) Архитектор: Л.Н. Бенуа Адрес: Варшава, площадь Пилсудского Координаты: 52.241085, 21.012223 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Процесс сноса собора, 1926 год. Подпись на польском: «И, наконец, будет снесен ... Фотография показывает текущее состояние работы над взрывом Собора на Сакской площади. Этот памятник иностранной тирании исчезает в глазах и оправдано надеяться, что в день национального праздника 3-мая, не остается никаких следов этого символа рабства и угнетения» Сергей Ковров 1 апреля 1926 Принц Леопольд Баварский принимает парад германских войск на Саксонской площади 9 августа 1915 г. Фотография, позволяющая оценить не только масштаб сооружения, но и всё великолепие внешнего убранства собора Александра Невского Сергей Ковров 9 августа 1915 Принц Леопольд возле русского собора после взятия Варшавы и отступления русских войск Т. 4 августа 1915 Освящение собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве, 20 мая 1912 г. Пасхальная коллекция - фотографии, открытки и изображения из " России в оригинальных фотографиях 1860-1920 г.г. " Марвина Лиона Сергей Ковров 20 мая 1912 Карта и ближайшие объекты Собор уничтожали медленно, планомерно на протяжении нескольких лет, с того самого момента, когда в период Первой мировой войны немцы заняли Варшаву. В независимой Польше процесс этот ускорился, и к 1926 г. от собора не осталось и следа. Мысль о необходимости строительства православного кафедрального собора в Варшаве высказал незадолго до того вступивший в должность генерал-губернатора И.В. Гурко, герой сражений на Балканах. Она была изложена им в специальной записке на Высочайшее имя и получила одобрение у Императора Александра III. По словам И.В. Гурко, все тогдашние варшавские православные храмы могли вместить лишь около одной десятой православных жителей города (их было тогда в Варшаве 43 тысячи). Жертвователями были представители всех слоев населения, начиная с Императора и членов его семьи, всех сословий. 28 августа 1893 г. был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И.В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л.Н. Бенуа, утвержденная Александром III 13 января 1894 г. Летом того же года началось возведение самого значительного культового здания Варшавы - Александро-Невского православного собора. Рядом с храмом началось строительство 70-метровой соборной колокольни, вершина которой стала самой высокой точкой города.

http://sobory.ru/article/?object=21434

Кожевниково. Церковь Георгия Победоносца (старая). Георгиевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Закрыта в 1931 г., позже сломана, на месте церковного подворья в настоящее время парк отдыха. Приходская церковь, с. Кожевниковское Томского уезда, от Томска 85 верст (ныне с. Кожевниково Кожевниковского р-на), Время постройки - 1851 г., церковь имела один престол, материал постройки - дерево. Церковь крестово-купольная в плане, с элементами классицизма. Над алтарной и средней частью небольшие луковичные главки, над притвором - шатровая колокольня. Архитектурный стиль - классицизм. Состав прихода: с. Кожевниковское Томского уезда, деревни Н-Покровская в 10 в., д. Аркадьево – 7 в. Прихожан об. п. – 2370 (1914 г.). В приходе существовало церковно-приходское попечительство с 1898 г. Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1914. С. 147. Священники: 1742 Иван Исаевич Рогозин, 1764–1767 Иван Курбоновский, 1770 Иван Михайлович Беляев, 1772–1776 Стефан Михайлович Беляев, 1777–1778 Андрей Сапожков, 1779–1792 Иеремей Семенович Майков, 1793 Иван Михайлович Дулепов. 1795–1814 Борис Федорович Анцифиров, 1815–1817 Иаков Савич Машенов, 1826–1827 Симеон (Сампсон) Завадовский, 1851–1858 Михаил Яковлевич Мамин, 1860 Ревонат Рачковский, 1861–1865 Андрей Михайлов, 1867–1869 Евграф Варфоломеевич Тюменцев, 1872 Петр Сергеевич Михайлов, 1873–1881 Иоанн Григорьевич Григорьев, 1883 Федор Виноградов запр. св., 1884–1889 Павел Иванович Меньшенин, 1889–1891 Гавриил Иоаннович Благодатин, 1891–1891 Матфей Иакимович Смирнов (зашт.), 1891-1894 Алексей Павлович Никитин, 1894–1896 Платон Никанорович Никольский, 1898–1902 Федор Игнатьевич Пальмов (в запрете с 1902 г.), 1905–1909 Иоанн Варфоломеевич Мальцев, 1910–1917 Петр Константинович Авров, 1911–1913 Иоанн Рождественский, 1920 Ефим Денисович Байчев, 1931 Василий Макаров. Причт: 1772–1773 пон. Михаил Беляев, 1783 дьяч. Леонтий Николаевич Беляев, 1793–1804 Иван Михайлович Попов, 1805 пон. Александр Адрианович Силин, 1806–1809 Александр Павлович Флоровский, 1811–1820 пон. Алексей Васильевич Сапожков, 1819–1827 дьяч. Василий Сапожков, 1840–1848 пон. Иаков Петрович Покровский, 1851–1889 дьяч. Адриан Васильевич Кокшарский, 1855 Петр Андреев и 1864 Павел Меныпенин, 1858–1869 пон. Петр Константинович Аргентов, 1890–1893 пс. Афиноген Афиногенович Пантелеев, 1893 прич. Иван Покровский, 1893–1899 прич. Александр Иоаннович Голосов, 1900 запр. свящ. Диомид Иоаннович Касаткин, 1901–1905 Василий Максимович Рощин, 1906 Михаил Сергеевич Подосенов, 1907 диак. Андрей Веселов, 1907–1911 Александр Григорьевич Мелентьев, 1911–1912 пс. Петр Калугин, 1912–1915 пс. Сергей Парфирьевич Серебренников, 1913 диак. Андрей Веселов, 1915 Александр Петрович Филиппов, 1916 пс. Тимофей Рожков (Рожнов).

http://sobory.ru/article/?object=46858

Марие-Магдалинский женский монастырь (Белая Церковь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Марие-Магдалинский женский монастырь - православный женский монастырь в честь святой равноапостольной Марии Магдалины Белоцерковской епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Еще до своей кончины графиня Александра Браницкая заложила на Заречье, по благословению свт. Филарета (Амфитеатрова), каменный храм св. равноап. Марии Магдалины. Выбор места для церкви был обусловлен тем, что в сер. XIX в. здесь проходил оживленный торговый (и паломнический) путь к переправе через реку (и далее – через центр города – в Киев). По завещанию графини храм достраивали ее сыновья (невзирая на их католическое вероисповедание). В 1843 г. свт. Филарет совершил освящение церкви. В 1859 г. при ней открылась (трудами настоятеля Преображенского собора протоиерея Петра Лебединцева) 2-я в Белой Церкви и всей Киевской губернии православная церковно-приходская школа с отдельным помещением, штатом учителей и четкой учебной программой (так началось возрождение приходских школ западной Киевщины после эпохи господства Польши). В сер. 1860-х гг. настоятелями храма были протоиерей Петр Орловский (бывший настоятель Свято-Троицкой Кирилловской церкви Киева, в которой при нем были найдены фрески XII в.) и Симеон Левицкий (отец писателя Ивана Нечуя-Левицкого). Возле церкви похоронил свою супругу Александру о. Петр Лебединцев (надгробие сохранилось). На стыке XIX-XX вв. храм был расширен. В 1920-х гг. с канонической общиной прихода в нем соседствовали УАПЦ и «обновленцы». В 1930-х гг. церковь посещало много духовенства, отбывавшего в городе ссылку. В 1938 г. храм закрыли, в 1941 г. он был передан приходской общине. В 1987-1990 гг. был проведен капитальный ремонт сооружения, выполнена новая роспись. В 1996 г. при храме святой равноапостольной Марии Магдалины началось возведение стен будущего монастыря, официально открытого по решению Свящ. Синода УПЦ в 1997 г. (в том же году сюда пришли 1-е насельницы, 1-й монашеский постриг совершен в 1999 г.). Строительство обители продолжается.

http://azbyka.ru/palomnik/Марие-Магдалин...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАШКИН Николай Дмитриевич (27.11.1839, Воронеж - 15.03.1920, Казань), муз. критик, педагог. Род. в семье воронежского книгопродавца Д. А. Кашкина, к-рый был любителем музыки, играл на гуслях, был первым учителем музыки для своих сыновей. К. также брал уроки фортепиано у К. К. Гепнера, активно занимался муз. самообразованием. С 13 лет выступал как пианист. Давал частные уроки игры на фортепиано. Отец хотел, чтобы К., имевший способности к математике, поступил в С.-Петербургский технологический ин-т, однако К. переехал в Москву и решил заняться музыкой, лишившись материальной поддержки отца. Н. Д. Кашкин. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГМ им. Глинки) Н. Д. Кашкин. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГМ им. Глинки) В 1860 г. К. стал членом-исполнителем только что открывшегося Московского отд-ния Имп. РМО, познакомился со мн. московскими музыкантами. А. И. Дюбюк, повлиявший на решение К. посвятить себя музыке, бесплатно давал ему уроки игры на фортепиано, теории музыки и композиции. К. занимался самообразованием, посещал репетиции и концерты Имп. РМО. Поселившись в квартире в доме П. И. Юргенсона (там же размещалась контора РМО), К. стал участником постоянных творческих и дружеских встреч с Г. А. Ларошем, К. К. Альбрехтом, Н. Г. Рубинштейном и др.; эти встречи послужили началом буд. консерваторского кружка, иногда собиравшегося у К. Впосл. К. поддерживал дружеские связи со мн. музыкантами и писателями - П. И. Чайковским , М. А. Балакиревым , А. П. Бородиным, А. Н. Островским, А. Н. Плещеевым и др. К. был хорошим пианистом, но избрал путь педагога и муз. критика. Он захотел получить профессиональное муз. образование в только что открывшейся С.-Петербургской консерватории, однако Рубинштейн убедил его не уезжать из Москвы, стал заниматься с ним игрой на фортепиано, а впосл. пригласил работать в открывшейся в 1866 г. Московской консерватории в качестве профессора. В 1875 г. К. решил держать экзамен на получение звания «свободный художник», но Художественный совет консерватории без экзамена единогласно удостоил его этого звания.

http://pravenc.ru/text/1683983.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Памятник имп. Марии Александровне в Мариехамне (Финляндия). Скульптор А. Ковалёв. 2011 г. Фотография. 2014 г. Памятник имп. Марии Александровне в Мариехамне (Финляндия). Скульптор А. Ковалёв. 2011 г. Фотография. 2014 г. Романова (урожд. принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская; 27.07.1824, Дармштадт (совр. земля Гессен, Германия) - 22.05.1880, С.-Петербург), имп., супруга имп. Александра II Николаевича , мать имп. Александра III Александровича , благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста. Род. в семье вел. герц. Людвига II Гессенского и вел. герц. Вильгельмины Луизы Баденской. В марте 1839 г. в Дармштадте произошла встреча 14-летней принцессы с вел. князем и наследником Александром Николаевичем, сыном имп. Николая I Павловича . Цесаревич Александр, путешествовавший по Европе в поисках невесты, полюбил Марию, объявив своим родителям, что женится только на ней. После личной встречи имп. Александры Феодоровны с буд. невесткой в Дармштадте имп. Николай I дал согласие на брак. В кон. лета 1840 г. принцесса Мария прибыла в С.-Петербург. «Взгляд мой упал на русскую землю,- признавалась она отцу,- и я подумала, что теперь только начинается труднейшая часть моей жизни, и просила у Бога Его святой помощи» (ГАРФ. Ф. 641. Оп. 1. Д. 113. Л. 35). Прот. Гавриил Меглицкий, законоучитель и духовник принцессы, готовивший ее к таинству Крещения, отозвался о ней как о «цветущей небесной юности, развивающейся в необыкновенных качествах ума и сердца» ( Меглицкий. 1891. С. 286). Первые познания в рус. лит-ре, истории и культуре она получила от учителя - поэта В. А. Жуковского , и придворного гофмаршала гр. В. Д. Олсуфьева, с к-рым подолгу беседовала о Православии. 5 дек. 1840 г. принцесса Гессенская приняла Православие через миропомазание с наречением имени Мария Александровна. Таинство совершил митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) , крестной матерью была назначена вел. кнг. Мария Павловна, на церемонии ее замещала настоятельница Бородинского в честь Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря игум. Мария (Тучкова) . На следующий день в Большой ц. Зимнего дворца состоялось обручение. Во время парадного обеда напротив жениха и невесты сидели митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Серафим (Глаголевский) , митр. Филарет (Дроздов) и архиеп. Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов) . 16 апр. 1841 г. М. А. стала супругой вел. кн. Александра Николаевича. Церемония бракосочетания прошла в Соборной ц. Зимнего дворца. В браке родились 8 детей: Александра (1842-1849), Николай (1843-1865), Александр (1845-1894), Владимир (1847-1909), Алексей (1850-1908), Мария (1853-1920), Сергей (1857-1905), Павел (1860-1919).

http://pravenc.ru/text/2562128.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010