Москва. Домовая церковь Александра Невского при бывшей Покровской богадельне. Карта и ближайшие объекты В эпоху Александра II широко создавались дома призрения, богадельни, учебные заведения, и их домовые храмы, освященные в честь тезоименитства императора, передавали эти богоугодные заведения под защиту святого Александра Невского. Таковой была домовая церковь при богадельне Московского мещанского общества на Покровской (Бакунинской) улице, где ее основала еще Елизавета Петровна, и посему она находилась под особым августейшим покровительством. Для нее выстроили собственное здание, и домовый храм был освящен в декабре 1858 г., а позднее устроили придел во имя св. Ксении, по именинам великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III. Покровская богадельня, предназначенная для " престарелых и неспособных к труду мещан " , была основана в 1840 г. и представляла собой одно из самых крупных учреждений такого рода в Москве (в начале XX в. число призреваемых превышало 1000 чел.). Ныне сохранился почти весь комплекс бывшей богадельни, закрытой в 1920-х годах. В советское время в здании находились квартиры, техникум, фабрика, техно-торговый центр. Комплекс богадельни с храмом частично возвращен Русской православной церкви в 1998 г. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II учреждено Подворье Патриарха Московского и всея Руси с храмом святого благоверного князя Александра Невского. Покровская богадельня, предназначенная для «престарелых и неспособных к труду мещан», была основана в 1840 г. и представляла собой одно из самых крупных учреждений такого рода в Москве (в начале XX в. число призреваемых превышало 1000 человек). Ее каменные здания по Покровской улице начали строиться в конце 1850-х - начале 1860-х гг. Домовая церковь, апсиды которой видны у входа на двор, освящена 7 декабря 1858 г. во имя св. Александра Невского. В декабря 1858 года в здании богадельни святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский освятил домовый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Впоследствии с севера был пристроен придел преподобной Ксении, освященный 7 ноября 1883 года митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием в честь тезоименитства великой княжны Ксении Александровны.

http://sobory.ru/article/?object=02180

Москва. Церковь Святителей Московских в Троицком подворье. Домовая церковь Сергия Радонежского Карта и ближайшие объекты В 1759 и 1760 годах возводится каменный двухэтажный дом и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1875 году дом частично перестроен в русском стиле. До нашествия наполеоновских войск церковь блистала своим внутренним убранством. Территория Троицкого архиерейского подворья с 1815 года, после утраты кремлевского дома московских  архиереев, определяется в качестве их резиденции и как место пребывания митрополита Московского, имевшего титул Священно-Архимандрита Троице-Сергиевой лавры. С 1917 года оно становится местом пребывания вновь избранного Патриарха Московского и всея Руси. В начале 1930-х годов подворье было ликвидировано, церковь закрыта. Готовясь к Олимпиаде, храм внешне отреставрировали, но настоящее его восстановление началось только в наши дни, когда он вернулся в 1993 году в лоно Церкви. Тогда в приделе Владимирской иконы Богоматери была организована служба.  Двухэтажный дом подворья Лавры выстроили к 1760 г. и перестраивали в 1860-е – 1870-е гг. Первоначально в нем находилась домовая церковь московских митрополитов во имя апостолов Петра и Павла. Ее в 1813 г. переосвятили во имя преподобного Сергия Радонежского. С 1815 г. Троицкое подворье стало резиденцией московских митрополитов. В 1875 г. был устроен придел Иверской иконы Божией Матери. В 1899 г. над храмом возвели большой световой барабан с главкой, сбоку здания пристроили небольшую шатровую колокольню. С 1917 г. до своего ареста в 1922 г. на Троицком подворье проживал патриарх Тихон. В конце 1920-х годов храм и подворье были закрыты, купол и колокольня снесены. В 1993 г. подворье было возвращено Троице-Сергиевой лавре. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " О фресках домового храма в честь Святителей Московских в митрополичьих палатах Фреска, расположенная перед началом лестницы, изображает явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию. Вся судьба лаврской обители в продолжении веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы, писал митрополит Филарет (Дроздов). Матерь Божия благословляет преподобного Сергия и обещает ему Свое покровительство. «Не скорби больше об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его...», – так сказала старцу Богородица, явившаяся в окружении апостолов Петра и Иоанна. Лик прп. Сергия, который стоит на коленях перед Пречистой Девой, светится благоговейной радостью, а его келейный ученик, прп. Михей, распростершись ниц, не смеет поднять головы в присутствии чудесных посетителей. Ступени сеней кельи преподобного на фреске отражают ступени лестницы домового храма, и у вошедшего создается впечатление непосредственного присутствия на месте описываемых событий.

http://sobory.ru/article/?object=04014

От составителя Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины ( 2Тим.2:15 ). Эти слова апостола Павла, написанные им к возлюбленному ученику апостолу Тимофею, точно характеризуют жизнь и служение одного из выдающихся новомучеников Церкви Русской священноисповедника Сильвестра (Ольшевского ; 1860–1920), архиепископа Омского. Апостол желает видеть в своем преемнике неукоризненного миссионера. В таких служителях всегда нехватка. И Господь об этом сказал: жатвы много, а делателей мало ( Мф.9:37 ). И сегодня много говорят, что Церкви необходимо активизировать миссионерскую работу. Зачастую те, кто сетует на отсутствие миссионерской деятельности, на слабость и разрозненность миссионеров и призывает к активизации внешней и внутренней миссии, находятся в плену собственных фантазий на эту тему. Одни считают, что без новой Пятидесятницы, без огня с неба ( Лк.12:49 ) ни о каком миссионерстве можно и не мечтать. Другие представляют, что решить этот вопрос можно административным путем: создать специальное учебное заведение или миссионерский отдел в епархии, избрать в благочиниях и на приходах ответственных за этот вид Церковной деятельности, и дело сдвинется с мертвой точки. Но как воспитать не миссионера-фантазера и не самовлюбленного «духовного гуру», о деятельности которого спустя годы скажут, повторяя евангельский упрек, что он затворяет Царство Небесное человекам, сам не входит и хотящих войти не допускает ( Мф.23:13 )? И можно ли архиерейским указом оживить миссионерскую деятельность в епархии? Миссионерство в Русской Православной Церкви имеет очень богатую историю. Однако развитие миссионерской деятельности в Российской империи и за ее пределами осуществлялось не благодаря широкой поддержке со стороны государства, соучастию и вовлеченности епископата и духовенства и сочувствию рядовых верующих, а вопреки всеобщему равнодушию и глухоте. Вся тяжесть миссионерских трудов ложилась на плечи энтузиастов, их жизнь буквально сгорала в усилиях докричаться до соотечественников о вопиющих нуждах внутренней и внешней миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Павловский Посад. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты В центре Павловского Посада, на берегу р. Вохны, одиноко стоит высокая колокольня. На её верхнем, четвёртом ярусе установлены часы с боем. Это всё, что осталось от трёхпрестольного, с приделами святого великомученика Дмитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского (в трапезной) Воскресенского собора. Впервые о Воскресенской церкви упоминается в 1665 году Каменный же храм был выстроен в 1703 году. В начале он был очень небольшой и невысокий, с острой четырехскатной крышей и одною малою главкою, с одноярусной невысокой колокольней. Наружный вид этого храма в первый раз изменился в 1838-1839 гг., при церковных старостах Аниките Петровиче Нырнове и Андрее Семеновиче Лабзине: была построена настоящая колокольня. Второе изменение наружного вида храма последовало в 1850 году, когда он был возвышен накладкою стен и купола, на котором устроено 5 глав. Еще большая перемена в наружном и внутреннем виде храма произошла в 1860 году, когда при церковном старосте Василие Ивановиче Грязнове на месте малого прежнего Воскресенского алтаря построен настоящий обширный, а придельные алтари перенесены в одну линию с настоящим и расширен храм в южную и северную стороны по 15 аршин. Такое же изменение произошло и в 1875 г., когда при церковном старосте Якове Ивановиче Лабзине был устроен второй купол на трапезе с изменением типа ее крыши. Внутреннее благоустройство и украшение храма шло также последовательно, как и внешнее. Воскресенский храм по своему благоустройству и благолепию может считаться одним из лучших провинциальных храмов. В 1899 году начались работы по реставрации стенной живописи, которая заменялась дорогою художественною и исполнялась известным художником Я.Е. Епанешниковым. Храм закрыли ещё в 1920-х гг. Последним настоятелем был о. Николай Русинов, В то время гонениям подвергалось не только само духовенство, но и члены семей священнослужителей. Сын о. Николая, Иван, отсидел 10 лет в Соловецком лагере. Сразу после закрытия храм начали разрушать. Из кирпича его ограды в 1926 г, построена баня, В 40-х гг. XX в. подгнили перекрытия и провалился купол, после чего были разобраны и стены. Рядом с колокольней - каменный столбик-часовенка, обозначающий место, где находился алтарь первой деревянной церкви, построенной ещё святым благоверным князем Дмитрием Донским. При храме на средства Кирилло-Мефодиевского общества содержалась церковно-приходская школа (с 1905 г. двухклассная смешанная), директором которой был протоиерей Павел Доброклонский. В ней преподавал псаломщик собора Тихон Михайлович Троицкий (автор книги о павловопосадских храмах). Когда церковно-приходская школа была преобразована в женскую прогимназию, Закон Божий в ней вёл о. Илья Попов. Церковными старостами были самые уважаемые в городе люди, творцы знаменитых павловских платков Василий Иванович Грязнов и Яков Иванович Лабзин.

http://sobory.ru/article/?object=00567

Петр (Полянский Петр Федорович), митр.Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола Родился около 1860–1865 годов. Окончил московскую духовную академию со степенью магистра богословия. Много лет занимал разные посты в Учебном Комитете и Училищном Совете при Священном Синоде. 25 сентября 1920 года хиротонисан во епископа Подольского, Московской епархии. В 1923 году возведен в сан архиепископа. В 1924 году возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Крутицким. 17 ноября 1924 года хиротонисал во епископа Ереванского Антония (Романовского). 12 апреля 1925 года собором 37 русских иерархов, присутствовавших на отпевании Патриарха Тихона, согласно завещанию последнего, был избран местоблюстителем Патриаршего Престола. Каноничность местоблюстительства митр. Петра остальным епископатом Русской Церкви была признана не сразу, многие еще недоумевали, как мог недавно посвященный во епископа Петр стать местоблюстителем, тем более, что он в Патриаршем завещании был последним кандидатом. Действительно, в завещании Патриарха первым кандидатом был указан митрополит Кирилл, – затем – митрополит Агафангел, а митрополит Петр, согласно указанию Патриарха, должен был принять управление Церковью в том случае, если ни один из указанных выше по каким-либо обстоятельствам не сможет стать местоблюстителем. Обстоятельства были именно таковы, что ни митрополит Кирилл, ни митрополит Агафангел не имели этой возможности, вследствие чего обязанность управлять Церковью легла на митрополита Петра, который тоже был местоблюстителем очень недолго, всего семь месяцев, до 10 декабря 1925 года. Епископат Русской церкви был не расположен к нему за его очень быстрое возвышение. Многие были убеждены в том, что он достиг этого возвышения посредством настойчивого сближения с Патриархом, но деятельность митрополита Петра показала, что Патриарх не ошибся, указав его, ибо он оказался стойким и мужественным руководителем вверенного ему корабля Русской Церкви. В тот момент, когда митрополит Петр принял управление Церковью, основной и ближайшей задачей его была борьба против обновленчества, так как обновленцы в то время еще не сложили своего оружия и точили мечи для новых боев, хотя огромное большинство духовенства и мирян уже поняло настоящую сущность обновленчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С. Девятова Скачать epub pdf Протоиерей Николай Голубцов (1900–1963) Протоиерей Николай Александрович Голубцов родился 12 октября 1900 года в Сергиевом Посаде Московской губернии (ныне Московской обл.) в семье профессора Московской духовной Академии А. П. Голубцова (1860–1911). У Александра Петровича и Ольги Сергеевны было десять детей, Николай родился седьмым. Из воспоминаний протоиерея Николая Голубцова: «Родился я в 8 часов утра, когда звонили к обедне... Был я беспокойный ребёнок. Тяжёлый и крикливый. – сестра протоиерея Николая Мария скончалась в 1925 году от туберкулёза) нянчила меня и надрывалась со мной: и тяжело и не уйдёшь. До тех пор кричу, пока папа не придёт и не нахлопает. Тогда только смолкал... Хворал сравнительно мало. Серьёзных детских болезней у меня не было... Рано полюбил чтение, а потом на всю жизнь оно сделалось единственным развлечением... Учить меня начали, как и всех, 5–6 лет... Обычно со мной занималась мама. Учился я с охотой... Мне было 10 лет, когда умер папа... В этот день папа принёс большую кипу книг из Академии, что, очевидно, плохо повлияло на сердце. Никто: ни мы, ни родные – не верили в смерть папы... Всегда он следил за нашими успехами, здоровьем, поведением. Только потом я мог оценить эти заботы. Привычка к чистоплотности, опрятности, труду, аккуратности – всё это следствие папиных и маминых забот. Но главное, что заложил папа, – серьёзное отношение к труду, сострадательность к убогим, нищим, нуждающимся... Во всех трудных обстоятельствах жизни я мысленно привык спрашивать, как поступил бы папа или какой совет он бы дал в этом случае...». Следует отметить, что в детстве Николай прислуживал в алтаре храма Архангела Михаила в  Сергиевом Посаде. Ольга Сергеевна часто ездила за духовным советом к старцу Алексию в Зосимову пустынь, брала с собой и Николая с младшими детьми. Вскоре по молитвам старца озорной Николай превратился в заботливого помощника  матери. Он стремился везде помогать нуждающимся в помощи, дома выполнял любую работу, в гимназии помогал  отстающим ученикам. После окончания гимназии Николай служил в армии, в 1920 году поступил в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, которую окончил в 1924 году. Двадцать пять лет Николай Александрович работал по специальности.  (Николай Александрович всю жизнь мечтал стать священником, но духовники старец Алексий Зосимовский , позже отец Сергий Успенский, когда он  в 20-е годы прислуживал алтаре,  удерживали его, говоря: «Сейчас ты в два счёта погибнешь, а придёт время, когда ты будешь нужен».)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С. Девятова Скачать epub pdf Рязанские старицы Блаженная Любушка Рязанская (1852–1920 гг.) Блаженная Любушка (Любовь Семеновна Сухановская), как установлено по архивным данным, родилась в городе Рязани 28 августа/10 сентября 1852 года в семье пронского мещанина Сухановского Семена Ивановича (в некоторых источниках указан 1860 год, фамилия – Суханова). Крещена была в храме Николы Долгошея священником Петром Дмитриевичем Павловым (отцом академика Ивана Петровича Павлова). В 1880 году семья лишилась кормильца. Известно, что вдова, Мария Ивановна Сухановская, поселилась с двумя дочерьми Любой и Ольгой во флигеле дома жены псаломщика Анисьи Александровны Лебедевой. С детства Люба была лишена возможности двигаться. В пятнадцать лет девочка получила чудесное исцеление. Люба с матерью и сестрой жили тогда в маленьком домике недалеко от Казанского женского монастыря (в Рязани). В комнате, где лежала больная, находилась икона святителя Николая Чудотворца, каждый день Любушка горячо молилась, просила Святителя Николая об исцелении. И вот однажды, мать Любы, вернувшись домой, увидела, стоящую на ногах Любушку. Обрадованная мать бросилась к дочери с расспросами, в ответ услышала: «Явился Угодник Божий Николай и говорит мне: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй». Я поднялась твёрдо на ноги, а он стал невидим. Мать пошла к священнику и рассказала ему о чудесном исцелении и благословении на подвиг юродства. Священник, выслушав её, ответил: «Воля Божия, не задерживай дочь, отпусти её, и пусть она идёт и юродствует»… С тех пор Любушка и начала нести свой тяжёлый крест. Она обошла все храмы и монастыри Рязани, вероятно во время молитвы в одном из них в её душе родилось желание уйти в «затвор на молитву», чтобы ничто мирское не отвлекало её. Любушка заточила себя между печкой и стеной в своём доме. А через три года, получив благословение свыше, вышла к людям. В скором времени о блаженной Любушке знала вся Рязань. О благообразной девушке в голубом платочке и цветном сарафане, предсказания которой сбывались, вскоре заговорил весь город. Купцы, к которым в лавку заходила блаженная и брала что-то без спросу, наперебой рассказывали, что в те дни торговля у них была на редкость удачной. Многие старались одарить блаженную Любушку, но не у всех она брала, а то, что взяла, непременно отдавала нуждающимся людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм Николая Чудотворца (Клишева) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Со времени основания (XVI-XVII вв.), вплоть до начала 21 века, д. Клишева не имела собственного храма. На картах второй половины 19 века (1860 г.) сохранились обозначения часовни рядом с границей поселения. Эта же или другая, на новом месте – севернее, ближе к железной дороге, деревянная часовня отмечалась на картах 1920 г. и той же архивной карте, но уже уточненной немцами во время Великой Отечественной Войны в 1941 г. После войны часовня была разрушена. История возведения храма в д. Клишева промыслом Божиим неразрывно связалась с историей Скорбященского (больничного) храма г. Раменское. В 2002 г. молитвенная комната в Терапевтическом корпусе Раменской ЦРБ была переоборудована в храм. С 2005 года в храме, получившим по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наименование Скорбященский, стала совершаться Божественная литургия, при этом остро встала проблема нехватки места для полноценной богослужебной и приходской жизни. Было решено разместить храм в д. Клишева на участке близ мемориала Воинской Славы. В этом месте 2007 г. жителями д. Клишева был установлен памятный знак «на основание храма-часовни». ООО «Восход» стала главным спонсором и генеральным подрядчиком строительства храма. Настоятель Скорбященского храма иерей Георгий Шумилин, организатор начала строительства, предложил копию проекта храма-часовни 19 века в качестве базового проекта будущего храма. По этому проекту началась закладка фундамента. Но проект храма-часовни 19 века не удовлетворял потребностям современного приходского храма. М.Ю. Кеслер разработал новый эскизный проект, удачно совместивший основные элементы прежнего проекта и проекта новоприсоединенных частей здания – притвора с колокольней. Строительство продолжилось: в 2012 году было закончено возведение стен и забетонированы главный и алтарный купол, в 2013 г. была устроена кровля, вставлены окна и двери, в 2014-2015 г. закончены металлическая крыша и медные купола.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

А.В. Шадрина Заключение В истории Российской империи XIX в. стал эпохой инкорпорации священно- и церковнослужителей Русской Православной Церкви в государственный механизм. На духовенство возлагалось важное для трона идеологическое служение – оно мыслилось как составная часть «образа самодержавия», гарант идеи богоустановленности власти. Следствием этого стала забота государства о повышении статуса священно- и церковнослужителей. В результате проведенных церковных реформ 1860–70-х гг. за духовенством Русской Православной Церкви были официально признаны права особого привилегированного сословия. Более того, Великие реформы дали мощный импульс к модернизации и европеизации России, и духовенство, как составная часть Российской империи, было вовлечено в этот процесс. Священно- и церковнослужители Донской епархии, которая по административно-территориальным границам совпадала с Областью Войска Донского, как часть Русской Православной Церкви и Российской империи было задействовано в тех же процессах, что и приходское духовенство других губерний Российской империи. Однако причастность к Войску Донскому – автономной военизированной организации, имеющей собственное внутривойсковое законодательство и отличный от других регионов уклад жизни, – обусловила характерные отличия как правового, так и материального положения донских священно- и церковнослужителей. Так, для донского духовенства церковные реформы были не так актуальны, как для приходского духовенства других губерний Российской империи, и реализовались частично. В отличие от других регионов духовное сословие Донской епархии до реформ 1860–70-х гг. не было закрытым, поскольку по войсковому законодательству дети духовенства донского происхождения принадлежали не к духовному, а к казачьему сословию. Только поступление на церковно- или священнослужительскую должность делало возможным его переход из казачьего в духовное сословие. Также и относительно материального обеспечения – по «Положению об управлении Донского войска» (1835 г.) каждый священно- и церковнослужитель в соответствии со станичным правом наделялся пашенной землей в количестве одного казачьего пая, что уравнивало духовенство в правах с казаками. От реформ донское духовенство, прежде всего, ожидало фиксированного жалованья и выделения церковной земли, но в главных своих чаяниях, которые совпадали с надеждами священно- и церковнослужителей всей России, оно было разочаровано, так как жалованье было отменено, а выделение церковной земли в Области Войска Донского за редким исключением не было осуществлено до 1920 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неизвестные письма однокашника патриарха Тихона о годах войны и революции Отец Петр Григорьевич Преображенский по его собственному свидетельству являлся однокашником по Духовной Академии будущего патриарха Тихона. Родом он был из многодетной семьи сельского священника, всю свою жизнь посвятившего местным крестьянам. В дореволюционной России П.Г.Преображенский был признанным ученым. Он вел переписку с известными славистами и византологами начала XX в. (например, с А.И.Яцимирским и др.), занимался главным образом историей греческих летописей. Преображенский пользовался заслуженным авторитетом среди ученых-византологов того времени. Так, известный русский ученый, профессор Петербургского университета Александр Иванович Яцимирский (1873-1925) в письме от 19 апреля 1909 г. болгарскому византологу профессору Василию Златарскому (1866-1935) писал о П.Г.Преображенском: «Многоуважаемый г-н Златарский, свой экземпляр Вашего последнего исследования я давал дьякону русской церкви в Вене о[тцу] Преображенскому, который приезжал к нам и делал доклад о древнейших византийских хрониках, очень обстоятельный, по всей вероятности, он будет напечатан вместе с трудами Академии наук. Возвращая книгу, о[тец] Преображенский написал мне письмо, где говорится о Вашем исследовании. Думаю, это будет для Вас небезынтересно и посылаю с просьбой вернуть письмо мне по миновании надобности» . Кстати, упоминаемое письмо Преображенского профессору Я.И.Яцимирскому от 1 апреля 1909 г. из Вены так и не было возвращено, оно осталось в Болгарии и было опубликовано в 1968 г. в ценном сборнике документов о русско-болгарских научных отношениях в XIX-XX веке. Примечательно также, что в 1920-е годы П.Г.Преображенский был внештатным научным сотрудником по византийской историографии в Государственном Историческом музее (Москва). Публикуемая своего рода жизненная исповедь П.Г.Преображенского о своих мытарствах накануне и в годы Первой мировой войны, революций и советской власти была обнаружена мной в процессе научной работы в Архиве Национального Музея в Праге (Чехия) в фонде Карела Крамаржа (1860-1937), известного чешского государственного деятеля и политика, первого премьера Чехословацкой республики в 1918-1919 гг. Он являлся также крупным меценатом многочисленного землячества русской эмиграции в Праге.

http://pravoslavie.ru/5218.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010