В период британского правления (1878-1960 гг.) насельники обители Святого Креста достойно преодолевали возникавшие проблемы. В начале оккупации из-за полного отсутствия средств обитель покинули монах Дионисий (Христидис; 1816-1902 гг.) и четыре его ученика, прибывшие сюда в конце 1860 гг. со Святой горы Афон. В 1882 г. отец Дионисий, движимый глубокой верой и любовью к приходящим в запустение родным местам, вернулся на Кипр и с 1889 года вновь возглавил обитель. При нем в монастыре был принят строгий афонский устав, которого братия Ставровуни неукоснительно придерживается до сих пор. В ризнице Ставровуни хранятся написанные им в 1890 году иконы святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Возглавивший в начале XX в. обитель старец Варнава (Харалампидис) руководил ею 46 лет. При нем, в 1909 году, к западу от главного корпуса были построены восемь келий и новый резервуар для воды. Продолжая развивать искусство иконописи, игумен Варнава в монастыре и на его подворьях восстановил пчеловодство, виноградарство и животноводство. Число братии к 1940 году возросло до семидесяти человек, из которых только двадцать были послушниками. Обретение Кипром независимости в 1960 году сильно повлияло и на жизнь обители. В работах по реставрации Ставровуни стало принимать участие и молодое независимое государство, возглавляемое архиепископом Макарием III (1913-1977 гг.). В 1963 году, когда при настоятеле Германе обрушилась большая часть восточной скалы, примыкавшей к главному корпусу, Департамент древностей выделил средства на ремонт западного крыла келий. Тогда же была демонтирована возведенная в 1905 году колокольня и построена новая, более устойчивая. В конце 70-х годов XX века старая, извилистая, во многих местах небезопасная дорога, идущая к монастырю, при поддержке государства была расширена и заасфальтирована. Тридцать лет отец Герман (1952-1982 гг.) управлял этой обителью, продолжая славные духовные традиции, заложенные старцами Дионисием, Киприаном († 1955 г.), Макарием († 1957 г.). Старец Герман, как игумен и духовник, в начале 1960 гг. получил благословение принять на себя духовное попечение о возрождаемых на острове женских обителях. Ко второй половине XX в. женское монашество на Кипре пришло в полный упадок, и только благодаря архипастырской воле Макария III и усилиям мужских монастырей оно было возрождено и имеет нынешний цветущий вид. о. Герман оставил большое количество духовных наставлений, к которым часто обращаются монашествующие и миряне. Одной из основных тем в его наследии является тема христианской любви. Старец Герман писал: " Тот, кто любит ближнего истинной, согласной с волей Бога любовью, чувствует в своей душе безграничный мир и радость. Тот, кто любит ложной, поверхностной любовью, притворной, плотской и страстной, ощущает внутри себя беспокойство и смятение... Истинная любовь пронизана духом смирения, жертвенности и самоотдачи. Тот, кто любит согласно с волей Божией, приносит в жертву свои желания и свой досуг тому, кого он любит " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Деревянная кровля на Введенской церкви заменена железной «новою фигурою» с покраской в зеленый цвет в 1808 г. По описи 1830 г., вся кровля и главы были покрыты железом и выкрашены в зеленый цвет, кресты оставались прежними: на большой главе - ажурный золоченый, на придельных - гладкие железные, выкрашенные масляной краской. В 1836 г. на трех главах Введенской церкви появились позолоченные звезды, а все кресты были также вызолочены. Цвет кровель и глав в XVIII-XIX в.в. остается зеленым. Отделка стен снаружи также была прежней - побелка известью. Белыми стены монастырских построек оставались на протяжении XIX столетия. Главы были выкрашены светло-серой краской в начале ХХ в., что видно на снимках С.М. Прокудина-Горского, сделанных в 1909-1911 г.г. Иконостас во Введенской церкви до 1820-х г.г. оставался таким же, как в середине XVIII в., с обновлением декора серебрением и золочением с цировкой. После пожара 1766 г. иконостасы приделов были отремонтированы с сохранением форм начала XVIII в. Замена иконостасов в четверике и приделах происходит в 1830-е г.г. Большой пожар в Федоровском монастыре, случившийся в 1866 г., повредил кровлю, окна и убранство интерьера Введенской церкви. В 1872–1873 г.г. на средства «доброхотных вкладчиков» делают новый иконостас в четверике, сохраняя в нем иконы 1830-х г.г., а придельные иконостасы полностью меняют к концу XIX в. на новые. В 1860-е г.г. отопление изразцовыми печами было заменено на систему духового отопления. Для этого под полом трапезного храма был сделан подвал и установлена духовая механическая печь. Однако мощности печи для отопления здания не хватало, и в 1875 г. в одном из приделов устанавливают железную печь. Полы заменены мозаичными на бетонном основании: в алтаре Введенской церкви, на амвоне и солее - в 1872 г., в приделах - в 1871 г. В 1888 году мозаичный пол сделан во всей теплой церкви. После закрытия монастыря в 1923 г. в церкви располагались баня и прачечная. В день Святой Пасхи, 19 апреля 1998 г., состоялась первая Божественная литургия во Введенском храме после возвращения обители Русской Православной Церкви. В начале 2000-х г.г. церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы была отремонтирована.

http://sobory.ru/article/?object=05689

Михаил Барашков. Родился в 1873 году в крестьянской семье Нижегородской губернии. Грамоте обучался дома. Вдов первым браком. 15 октября 1900 года поступает в Зосимову пустынь. 24 июня 1903 года зачислен в указную братию монастыря. 10 марта 1907 года принял постриг. Нес послушания садовника, огородника, переплетчика и клиросника. «Очень хорошего поведения». Монах Никандр Никита Архипович Львов. Родился в 1875 году в крестьянской семье Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. 17 марта 1900 года поступает в Зосимову пустынь. 18 декабря 1902 года зачислен в указную братию монастыря. 17 марта 1907 года принял постриг. Нес послушание портного. «Очень хорошего поведения». Монах Пахомий Петр Феданов. Родился в 1869 году в крестьянской семье Смоленской губернии. Грамоте обучался дома. Запасной нижних чинов. Женат не был. 10 октября. 1895 года поступил в пустынь Святого Параклита. 2 февраля 1902 года перемещен в Зосимову пустынь. 16 марта 1907 года зачислен в указную братию монастыря. 28 марта 1907 года принял постриг. Нес послушание портного. «Очень хорошего поведения». Монах Кириак Кузьма Тимофеев. Родился в 1866 году в крестьянской семье Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. Вдов первым баком. 2 ноября 1900 года поступил в Зосимову пустынь. 23 декабря 1905 года зачислен в указную братию монастыря. 27 апреля 1908 года принял постриг. Нес послушание на подворье у станции Арсаки. «Очень хорошего поведения». Монах Антоний Андрей Манико. Родился в 1866 году в крестьянской семье Полтавской губернии. Грамоте обучался дома. 27 мая 1902 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание столяра. 23 декабря 1905 года зачислен в указную братию монастыря. 13 марта 1909 года принял постриг. Чтец Псалтыри. «Очень хорошего поведения». Монах Михей Михаил Анисин. Родился в 1860 году в крестьянской семье Орловской губернии. Получил начальное образование. Женат не был. 25 ноября 1882 года поступил в Боголюбовскую киновию. 30 июня 1891 года перешел в Зосимову пустынь. Нес послушание в хлебной. 31 октября 1898 года зачислен в указную братию монастыря. 22 марта 1910 года принял постриг. Нес послушание на кухне. «Очень хорошего поведения». Монах Венедикт

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Николаевская кладбищенская церковь построена в 1824 г. тщанием граждан, каменная, крепкая, теплая. Престол в ней один. Церкви принадлежат: деревянная сторожка, двухэтажный дом, у коего низ каменный, а верх деревянный, и деревянный флигель для помещения причта. Усадьба устроена в 1860 г., а флигель в 1865 г. Ближайшая церковь Успенская. Священник и диакон живут в церковном доме; диакон имеет собственный дом и одно пустопорожнее место. Священник Николай Розанов, диакон Николай Орлов. Прихожан при церкви не имеется. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. История Никольского прихода началась в эпоху императрицы Екатерины II. В 1771-1772 гг. в Дмитриевске (так назывался в ту пору Камышин) распространилось моровое поветрие - эпидемия чумы, унесшая множество жизней. Чтобы ограничить распространение опасного заболевания, городские власти запретили захоронение умерших при храмах, которые располагались в центре города. Под кладбище был выделен отдалённый участок " выгонной " земли, при которой была построена небольшая деревянная церковь. 22 марта 1775 года вновь построенную церковь освятил протопоп Степанов во имя Святителя Николая Чудотворца. Она стала четвёртым православным храмом города. Тогда же самая протяжённая городская улица, с которой верующие входили в церковные ворота, получила название " Никольская " (ныне Калинина). Полвека усопших жителей Камышина отпевали в Никольском храме. А в 1824-1825 гг. кладбищенская деревянная церковь " тщанием горожан " была перестроена в каменную. Храм был выстроен в классическом стиле, с колоннами дорического ордера. Это был однокупольный храм общей площадью 339 кв. м, с высотой купола 13 м и вместимостью 800 человек. Горожане очень тщетно заботились о храме, всячески благоукрашали его. В 1909 году была предпринята ещё одна попытка перестроить Никольскую церковь. Для этого епархиальный архитектор Петропавловский разработал проект новой церкви. Начавшийся сбор средств с целью перестройки святыни, а позже начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последовавшие за ней события 1917 года не позволили этому проекту воплотиться в жизнь. Антицерковный угар 30-х годов ХХ века принёс свои скорбные плоды. В Камышине были разобраны на кирпичичетыре православных храма (из 5 действующих). Для верующих оставили только Никольскую церковь. Но и она была закрыта в 1933 году. Через несколько лет была разобрана колокольня Никольского храма (за ненадобностью). Здание самой церкви уцелело, но было осквернено - более 10 лет здесь размещались хозяйственные склады.

http://sobory.ru/article/?object=21767

Однако изменило ли оказанное Высочайшее доверие (аудиенция у Императора), многочисленные другие милости, оказанные ему Государем, внутреннюю суть самого Маннергейма? Вот что он, к примеру, писал своему дяде вскоре после того, как в начале 1909 года был назначен командиром Владимирского уланского Великого Князя Николая Николаевича полка: " В день 200-летия Полтавской битвы я должен отправиться на место сражения с одним из эскадронов полка и флагом. Странная ирония хода истории - мне приходится участвовать в праздновании годовщины поражения моих предков! " Не прошло и двух месяцев после принятия полка, как барон отправляется в Люблин, где находился командир 14-го армейского корпуса (в состав которого входил его полк) генерал А.А. Брусилов. " После этой поездки, - пишут биографы, - встречи друзей стали более частыми " . И далее: " Генерал Брусилов при встречах с Великим Князем Николаем Николаевичем постоянно рассказывал ему об успехах Маннергейма. Это стало поводом для разговора Великого Князя с Императором... " Так, ровно через два года, состоялось новое назначение. Барон Маннергейм получает Л.-Гв. Уланский полк, несший охрану в Спале - летней резиденции и одновременно охотничьих угодьях Императорской Семьи. Его производят в генералы, а вскоре он получает вензеля и аксельбанты, свидетельствующие о принадлежности его к Свите Его Величества. Эти Высочайшие милости не мешает ему быть своим в кругу польских аристократов, будучи принятым в домах самых родовитых из них (Тышкевичей, Потоцких, Любомирских). " Я попал, - сообщал он своим родственникам, - в блестящие и гордые своим особым положением высшие круги польского общества " . Далеко не все были облечены таким доверием. Будущему Военному министру, а в конце 1860-х также лейб-улану, В.А. Сухомлинову не помогло даже знание польского языка, которому он научился в стенах Александровского Виленского кадетского корпуса. " ...Кинжал за пазухой в местных семьях, - писал он, - нами всегда чувствовался " . Так же считал и благоволивший Маннергейму генерал А.А. Брусилов: " С поляками сходиться нельзя, они непримиримы... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Однако, несмотря на все обнаруженные лакуны и недостатки, серия ТСО – это грандиозное, и для русской патрологии беспрецедентное начинание. Она не только мыслилась, но и стала первой в России научной патрологической серией, поскольку святоотеческие творения публиковались здесь не выборочно, а полными собраниями сочинений того или иного отца Церкви в определенной последовательности как авторов, так и сочинений каждого автора 17 , признанной редакционным комитетом наиболее целесообразной. По предписанию Святейшего Синода, при выборе текстов для перевода предпочтение должно было отдаваться «главнейшим отцам» Церкви 18 . Другое предписание о том, чтобы «только по окончании перевода творений одного святого отца переходить к переводу другого» 19 , со временем перестало исполняться, когда у переводчиков появилась возможность одновременно готовить к изданию наследие двух (а иногда и более) авторов. Таким образом, мы видим, что серия, как некий живой организм, находила свои собственные пути для творческого и в то же время вполне упорядоченного развития. Как известно, в ТСО, прежде всего, издавались переводы сочинений греческих отцов классического периода. За все время их издания (1843–1917) силами МДА в ТСО были переведены и изданы сочинения святителей Григория Богослова (1843, 1844, 1847, 1848) и Василия Великого (1845–1848), преподобных Ефрема Сирина (1848–1853, 1896, 1897), Исаака Сирина (1854), святителей Афанасия Александрийского (1851–1853), Кирилла Иерусалимского (1855), блаженного Феодорита Кирского (1855–1857, 1859, 1861, 1907, 1908), преподобного Нила Синайского (1858–1859), святого Исидора Пелусиота (1859, 1860), святителей Григория Нисского (1861–1865, 1871), Епифания Кипрского (1863, 1864, 1872, 1880–1885), Кирилла Александрийского (1880–1891, 1893, 1896, 1898, 1901, 1906, 1909, 1912), Никифора Константинопольского (1904, 1907). Проект перевода сочинений преподобного Максима Исповедника , начавшийся с публикации агиографических материалов о нем, а также первых 25 «Вопросоответов к Фалассию» (1915, 1917), так и остался в целом не реализованным. Публикация двух протоколов допросов преподобного Максима (так наз. первых и вторых актов), предпринятая М.Д. Муретовым накануне революции, стала своеобразным напутствием древнего ревнителя догматической чистоты православного учения новомученикам и исповедникам российским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

По благословению митр. Филарета при участии звенигородского фабриканта П. Г. Цурикова и наместника Саввиной обители архим. Галактиона летом 1859 г. началось возведение храма над пещерой. К осени 1862 г. строительство первоначального скитского ансамбля было закончено, и 2 сент. митр. Филарет освятил храм во имя прп. Саввы при сослужении Л. и архим. прп. Пимена (Мясникова) . В день освящения храма митр. Филарет благословил устроение скита и введение в мон-ре и в скиту общежительного порядка. Скит и церковь стали излюбленным местом пребывания Л. Однажды, прощаясь со скитом перед очередным отъездом в Москву, Л. произнес: «О, священная пещера! Да воссияет из нее свет монашеству и миру, да не отпустит меня преподобный от обители своей!» Услышав, что в высших церковных кругах недовольны тем, что он сам читал в монастырском соборе каноны и акафисты, Л., отличавшийся большой скромностью, ответил: «Я не более как последний послушник в братстве пр. Саввы, и более ничего» ( Леонид (Краснопевков), архиеп. Из записок//Моск. ЦВед. 1909. 19/20. С. 354; 1911. 29. С. 598). В июне 1861 г. Сторожевскую обитель посетили имп. Александр II, к-рый пожаловал мон-рю 1000 р., и имп. Мария Александровна. В том же году мон-рю были переданы 115 дес. казенной земли в Рузском у. Помимо текущих епархиальных дел в обязанности Л. входило присутствие на экзаменах в духовных и светских учебных заведениях. Кроме того, в Москве был создан класс для подготовки к священству лиц, окончивших семинарию; по прохождении ими годового курса Л. проводил испытание кандидатов на рукоположение. В 1860 г. Л. возглавил Комитет о пособии церквам Могилёвской епархии, деятельность к-рого удостоилась Высочайшего благоволения. Ходатайствуя перед Синодом о «Всемилостивейшем внимании Его Императорского величества» к Л., митр. Филарет писал обер-прокурору гр. А. П. Толстому 7 апр. 1861 г.: «Преосвященный Леонид удовлетворяет потребности к делам епархиальным с таким усердием, благорассудительностию и деятельностию, каких можно было желать. Обозрение епархии производится большею частию чрез него; исполняется сие с особенною внимательностию». Информируя обер-прокурора, что в 1856 г. Л. был представлен к ордену св. Анны 2-й степени, митрополит ходатайствовал: «По прежнему обычаю, он может быть представлен к первой степени того же ордена. Если же не можно будет иметь дерзновение просить сего, то может он быть представлен к 3-й степени ордена св. Владимира» ( Филарет (Дроздов). 1883. С. 38-39). В апр. 1861 г. за труды на посту викария Л. был награжден орденом св. кн. Владимира 3-й степени.

http://pravenc.ru/text/2463437.html

После воссоединения с Россией Грузинская Православная Церковь вошла в состав Русской на началах Экзархата. Западногрузинский Католикос-Патриарх Максим II (1776 – 1795) еще в 1795 г. удалился в Киев, где и умер в этом же году. С этого момента духовная власть над обоими Католикосатами перешла к Восточногрузинскому Католикосу-Патриарху Антонию II (1788 – 1810). В 1810 г. по решению Святейшего Синода Русской Церкви он был смещен, а вместо него был назначен Экзарх Иверии – митрополит Варлаам (Эристави) (1811 – 1817). Таким образом, Грузинская Церковь вошла в прямую зависимость от Русской Православной Церкви и была незаконно лишена своей автокефалии. С другой стороны, нахождение православных грузин под крылом Русской Церкви оживило и стабилизировало духовную жизнь в Грузии, чего нельзя было добиться в прежних условиях постоянных завоеваний. За время существования Грузинского Экзархата произошли важные положительные изменения: в 1817 г. открылась духовная семинария в Тифлисе, в 1894 – семинария в Кутаиси. Открывались епархиальные женские училища и церковно-приходские школы. С 1860-х гг. стал издаваться журнал «Грузинский духовный вестник» (на грузинском языке). С 1886 г. на грузинском и русском языках стал выходить двухнедельный церковно-религиозный журнал «Мцкемси» («Пастырь»), издававшийся до 1902 г. С 1891 г. по 1906 и с 1909 по 1917 гг. стал выпускаться еженедельный официальный журнал «Духовный Вестник Грузинского Экзарахта» на русском и грузинском языках с обязательной подпиской для духовенства. При экзархе архиепископе Павле (Лебедеве) (1882 – 1887) было учреждено «Братство Пресвятой Богородицы», издававшее на русском и грузинском языках духовно-нравственную литературу, организовывало религиозно-нравственные чтения, духовные концерты и т.д. В 1897 г. оно было реорганизовано в «Миссионерское духовно-просветительское братство». С 70-х rr.XIX в. в Абхазии развивается строительство небольших каменных и деревянных церквей и монастырей. В это же время именно здесь благодаря русским монахам, прибывшим сюда со Святой Горы Афон, происходит возрождение очага православного монашества. Дело в том, что, согласно церковной традиции, на этой земле был погребен апостол Симон Кананит, также еще в эпоху средневековья Абхазия была одним из известных очагов православия в Западной Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фактически превратившаяся в приходской храм русских парижан, снабженная первой открывшейся в Париже русской библиотекой, развившая активную благотворительную и педагогическую деятельность, церковь на ул. Дарю посещалась все большим количеством верующих, несмотря на уход румын и греков, открывших свои собственные храмы в столице 3 . Но русская церковь продолжала быть и посольским храмом, местом официальных русских или франко-русских торжеств, на которых присутствовали, например, российские императоры Александр II и Николай II, президенты Французской республики и прочие официальные лица обеих стран. В последние десятилетия XIX и в начале XX века благодаря развитию железных дорог поездка в Париж стала доступна уже не только богатым, но и среднесостоятельным русским. Посетителей храма значительно прибавилось, причем изменился и их сословный состав. Хотя дворяне оставались непропорционально многочисленными (52% по метрическим записям в период 1887–1905 гг.), среднее городское сословие, по тем же записям, составляло уже 35%, мещане – 7% и купцы – 4%. С середины XIX века состоятельные русские стали появляться и во французских курортных городах. В Ницце на ул. Лоншан в январе 1860 г. был освящен Св.-Николаевский храм, построенный при участии вдовствующей императрицы Александры Федоровны. Затем были построены церкви в г. По (1867), в Биаррице и Ментоне (1892), в Каннах (1894) и в Контрексевиле (1909). В 1912 г. в Ницце был освящен новый просторный Св-Николаевский храм, потому что старая церковь не могла более вмещать сильно возросшую паству. Этот храм, последний, построенный до революции 1917 г., самый большой и красочный православный храм в стране, стал как бы наглядным примером растущего значения Русской Церкви во Франции в первые годы XX века. Именно в Ниццком соборе 18 октября 1921 г. молодой Петр Ковалевский был посвящен архиепископом Евлогием в иподиакона, что послужило началом его долголетнего церковного служения. Петр Евграфович Ковалевский (1901–1978) родился в Петербурге и принадлежал к старинному дворянскому роду, давшему России немало выдающихся людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1909-1938) в 3 частях («О происхождении Корана»; «Собирание Корана»; «История коранического текста»), доработанная по просьбе Н. Швалли и завершенная уже после смерти Н. его учениками Г. Бергштрессером и О. Претцлем, остается базовым трудом для совр. исламоведения, хотя мн. ее постулаты были впосл. опровергнуты или устарели. Н. издал ряд памятников среднеперсидской («Книга деяний Ардашира Папакана») и араб. доислам. литературы (диван (сборник стихов) Урвы ибн аль-Варда и 5 наиболее известных поэм-муаллак). В 1879 г. Н. опубликовал с пространными комментариями и экскурсами немецкий перевод разделов по истории доислам. Ирана из «Летописи посланников и царей» Абу Джафара ат-Табари; их оригинальный текст, подготовленный Н. для критического издания под рук. де Гуе, вышел в свет в 1881-1882 гг. Н.- автор академических грамматик классического сирийского, классического мандейского и новоарам. христ. урмийского языков, фундаментальных трудов по семит. языкознанию, исторической грамматике араб. языка, религиеведению, истории и этнографии народов Ближ. Востока, исследователь крупнейших памятников литературы Зап. Азии («Шахнаме», «Тысяча и одна ночь», «Калила и Димна» и др.). Работы Н. отличает углубленный анализ текстов, широкий подход к проблемам, тщательность аргументации и осторожность в выводах. Соч., изд. и пер.: Über das Kitâb Jamînî des Abû Nasr Muhammad ibn ‘Abd al gabbâr al ‘Utbî//SAWW. 1857. Bd. 23. S. 15-102; Geschichte des Qorâns. Gött., 1860. Lpz., 1909-19382. 3 Tl.; Über die Mundart der Mandäer. Gött., 1862; Über einige samaritanisch-arabische Schriften, die hebräische Sprache betreffend. Gött., 1862; Das Leben Muhammed " s: Nach den Quellen populär dargestellt. Hannover, 1863; Beiträge zur Kenntniss der Poesie der alten Araber. Hannover, 1864; Über die Amalekiter und einige andere Nachbarvölker der Israeliten. Gött., 1864; Die alttestamentliche Literatur: In einer Reihe von Aufsätzen dargestellt. Lpz., 1868; Grammatik der neusyrischen Sprache am Urmia-See und in Kurdistan.

http://pravenc.ru/text/2565186.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010