Свой вклад внесли многие церкви епархии, офицеры расквартированного в городе Тенгинского полка, жители города из разных сословий. Городским обществом были избраны попечители, которые осуществляли контроль за строительством. Ими стали комендант города полковник Афанасий Масловский и купец Корней Чернов. Строительными подрядчиками были известные купцы Игнат Волобуев, Яков Леонидов, Петр Пахомов, Иван Алафузов. Строительство храма завершили в 1847 году. Это стало настоящим событием для всей губернии. Позже Казанскому собору был присвоен статус кафедрального. Во второй половине 1860-х гг. по индивидуальному проекту ставропольского архитектора Воскресенского к западу от собора была возведена колокольня, поражавшая людей того времени своей высотой - 98 метров. Первый её ярус заканчивался небольшими главками с золочеными крестами, во втором и третьем ярусах размещались колокола. Их было три: один в 104 пуда – пожертвован купцом Сергеем Луневым, второй в 525 пудов – меценатом Лавром Павловым, третий в 600 пудов, получивший название «Царь-колокол», отлит на средства местных купцов. Кстати, дубовые балки, к которым он был подвешен, в 1909 году дали трещины и под руководством инженера-архитектора Кускова были заменены на металлические. Глава колокольни, луковичная, покрытая железом в виде чешуйчатых чашек, украшалась железным, обтянутым медью и вызолоченным в огне крестом с оцинкованными цепями. На верхние ярусы колокольни вели деревянные лестницы, откуда открывалась восхитительная панорама города Ставрополя. Стоит отметить, что в 1860-х гг. началось благоустройство прилегающей к храмовому комплексу территории. На склонах Соборной горы появился Барятинский парк. А от Николаевского проспекта к собору была устроена парадная лестница с аркой, а также многочисленными иконами и постоянно горящими лампадами. История Кафедрального собора в советский период ожидаемо печальна. В 1920 году всем храмам было предписано представить в Губернский революционный комитет описи церковного имущества.

http://sobory.ru/article/?object=50170

16 янв. 1905 г. Л. был избран экстраординарным профессором СПбДА. Л. руководил написанием канд. диссертаций студентами академии, чаще всего предлагал темы, связанные с развитием отечественной богословской мысли в XIX в. Так, напр., отдельные работы были посвящены богословскому наследию свт. Феофана Затворника (Говорова) ( Острогорский И. Е. Данные для науки Догматического богословия в сочинениях епископа Феофана, бывшего Владимирского. СПб., 1897) и св. прав. Иоанна Кронштадтского ( Спасский И. О. Иоанн Кронштадтский как богослов. СПб., 1913). Цикл студенческих исследований был посвящен обзору догматических сочинений отечественных богословов 2-й пол. XIX в. ( Простосердов А. Обзор богословско-догматической литературы с 1860 по 1875 год. СПб., 1910; Ахматов А. Обзор русской богословско-догматической литературы с 1876 по 1890 год. СПб., 1910; Розов Н., свящ. Обзор русской богословско-догматической литературы с 1891 по 1905 год. СПб., 1910) (см.: Карпук. 2008. Прил. С. 104-106). Под рук. Л. в 1913 г. М. К. Сперанский (впосл. протоиерей и ректор ЛДАиС) написал канд. диссертацию на тему «Богословские воззрения В. С. Соловьева». В дек. 1906 г. Л. был назначен председателем учрежденного при СПбДА студенческого богословского кружка. Предполагалось, что члены кружка будут еженедельно выступать с рефератами на богословские темы (В Петербургской духовной академии//Колокол. 1906. 259. 2 дек. С. 3). На закрытые заседания кружка, где обсуждались вопросы адм. характера, посторонние лица не допускались. На открытых заседаниях зачитывались доклады с последующим обсуждением. Среди тем выступлений были: «Учение Льва Толстого о браке и критика его с христианской точки зрения», «6-я заповедь и война», «О современных задачах духовенства», «Гоголь как христианин». Часто заседания кружка, начинавшиеся в 6 часов вечера, продолжались до 12 часов ночи. В 1909 г. было принято решение приступить к подробному и детальному изучению творений свт. Григория Нисского (Богословский кружок студентов С.-Петербургской духовной академии//ЦВ. 1909. 45. Стб. 1420-1421). Деятельность кружка продолжалась вплоть до начала первой мировой войны.

http://pravenc.ru/text/2463575.html

Великий святитель предстательством своим пред Господом много раз оберегал землю нашу от вражеских нападений и почитается как небесный покровитель Москвы и всей земли Русской. Труды: Окружное послание по поводу наступления Великого поста или Поучение игуменом, попом и диаконом//Горский А. В. Святой Петр, митрополит Киевский и всея России//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844. – Ч. 2. – С. 73–84. Поучение «игуменом, и попом, и диаконом, и ко мнихом, и ко всем православным Христианом»//Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. – СПб., 1880. – Т. 6, стб. 159–164. Поучение Петра митрополита всея Руси к епископом, и попом, и архимандритом, и игуменом, и дьяконом, и ко всем православным крестьяном//Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко: в 4 вып. – СПб., 1860–1862. – Вып. 4. – С. 186–188. Поучение Петра митрополита отца вашего епискупа ли, священника слушати во всем// Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. I-II. Поучение Петра митрополита//Христианское чтение. – 1909, июнь-июль. – С. 1109–1115. Поучение Петра митрополита, егда препретферьскаго владыку Андрея во сборе// Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. I-II. Поучение Петра митрополита//Христианское чтение. – 1909, июнь-июль. – С. 1109–1115. Поучение Петра митрополита ко князю великому Димитрию и к смерти его, и к братии его, и к епискупу, и к боляром, и ко старым, и ко младым, и ко всем христианом//Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900–1917. – Т. 2, 1 половина. – С. 119–120, прим. 4. Ярлык хана Узбека митрополиту Петру в 1315 г. (составлен по записке святителя митрополита)//Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. – 1842. – С. 112–118. Литература: Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 2-е изд. – СПб., 1899. – T. 2. – С. 1–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вельтман А.Ф. Достопамятности Московского Кремля. – М., 1843. Верховский Т.А. Стародубье. – Ч. 1–3. – Казань, 1874. Вести из экспедиции И.П. Толмачева//Известия Русского географического общества. – 1905. – Т. 41, вып. 3. – [Колокол с голландской надписью в Туруханске (Сибирь)]. – С. 611. Владимирские губернские ведомости. – 1855. – 5. Вологодские губернские ведомости. – 1851. – 9, 13–25. 1851. 9, ч. неофиц.; 1851. С.184, 230, 233, 223–225. Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году. – М., 1862. Временник ими. общества Истории и Древностей Российских. – М., 1850. – Кн.7, 8. Гармонический звон церковных колоколов (Из путевых впечатлений): [О настройке А.А. Израилевым 14 колоколов в усадьбе В.П. Мордвинова]//Литовские епархиальные ведомости. – 1893. – 34. – С. 285–286. Подпись: «К.И.» Гаршин В.М. Первая книжка рассказов. – 8-е изд. – СПб., 1897. – С. 153. – «Ночь». Гастев М.С. Статистическое описание Москвы. – М., 1841. – Ч. 1. Георгиевский Н.Г. Историко-статистическое описание Санкт-Петербургской Скорбященской церкви, что за Литейным двором. – СПб., 1866. Герберштейн С., барон. Записки о Московии/Перев. И. Анонимов. – СПб., 1866. Героптий (Кургановский), архимандрит. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. – СПб., 1903. Гиляровский В. Иван Великий//Русское слово. – 1909. – 89. – С. 5. Годовиков И.Ф. Описание и изображения древностей Псковской губернии. – Ч. 1–2. – Псков, 1880; Ч. 3. – М., 1882. Город Ряжск и его соборный Благовещенский храм//Рязанские епар–хиальные ведомости. – 1876. – 3,1 окт., прибавл. – С. 63–69. Горсей Джером. Записки о Московии XVI века. – СПб., 1909. Горский А.В. Историческое описание Свято-троицкия Сергиевой Лавры. – М., 1882. Грамоты, касающиеся до сношения Северо-Западной России с Ригой и Ганзейскими городами в XII, XIII, XIV веках. – СПб., 1857. грам. 1. Григорий (Воинов -Березовский И.И.). Высокопетровский монастырь. – М., 1873. Гундобин П.И. Описание Крестовоздвиженской церкви в Шуе. – Владимир, 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1907. – август, кн. 2, стр. 427–456; сентябрь, кн. 1, стр. 588–616; октябрь, кн.1, стр. 25–50. Леонид (Кавелин) , иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. Калуга, 1876. Агнцев Д. История Рязанской семинарии. – Рязань. 1889. Гаврилов А.В. История Санкт-Петербургской Синодальной типографии. СПб., 1911. Котович А.Н. Духовная цензура в России. СПб., 1909. Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Академии. Отд. 3/Сост. Ф.И. Титов: в 5 т. Киев. 1911–1913, 1915. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. СПб., 1827, стр. 341, 342. Покровский. Библиотека Московской Синодальной Типографии. Вып. 6. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. M., 1832–1891; 1882, стр. 136. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1399, 1401, 1411. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 182. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – M., 1877, стр. 101. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 182. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 428. Опись документов и дел Комиссии Духовных Училищ. СПб., 1910. Опись рукописей, хранящихся в архиве Священного Синода. 2027, 2029, 2031, 2036. Проповеди 1-й половины XIX века. М. 1912. Калужский церковный общественный вестник. 1908, 29–31. Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1888, февраль, стр. 230–233. Труды Киевской духовной академии. Киев. 1904, октябрь-ноябрь. Труды Киевской духовной академии. Киев. 1905, сентябрь. Странник, СПб,, 1895, август. Вестник Европы. СПб., 1873, т. 6, 11–12, стр. 230. Православный собеседник. Казань.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Heintzel E. Hermogenes der Hauptvertreter des philosophischen Dualismus in der alten Kirche. Berlin, 1902. Heinze M. Die Lehre vom Logos in der griechischen Philosophic. Leipzig, 1872. Heitmüller W. «Im Namen Iesu». Eine sprach und religionsgeschichtliche Untersuchung zum Neuen Testament, speziell zur altchristlichen Taufe. Göttingen, 1903. Hippolytus. De Christo et Antichristo/Ed. H. Achelis. (GCS 1). Leipzig, 1897. Hippolytus. Refutatio omnium haeresium/Ed. L. Duncker. Göttingen, 1859. Hirzel R. Untersuchungen zu Cicero " s philosophischen Schriften. Leipzig, 1885. Tl. 3. Holl К. Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältniss zu den Grossen Kappadoziem. Tübingen; Leipzig, 1904. Jacoh B. In Namen Gottes Ein sprachliche und religionsgeschichtliche Untersuchung zum Alten und Neuen Testament. Berlin, 1903. Joannes Philoponus. De opificio mundi/Ed. G. Reichardt. Lipsiae, 1896. Jordan H. Die Theologie der neuentdeckten Predigten Novatians. Eine dogmengeschichtliche Untersuchung. Leipzig, 1902. Joseph I. Philosophische Studien zu Bonaventura. Berlin, 1909. Kahl W. Die Lehre von Primat des Willens bei Augustinus, Duns Scotus und Descartes. Strassburg, 1886. Kampe F. Die Erkenntnisstheorie des Aristoteles Leipzig, 1870. Kanakis J. Dionysius der Areopagite nach seinem Charakter als Philosoph dargestellt. Leipzig, 1881. Kauff H. Die Erkenntnislehre des hl. Augustin und ihr Verhältnis zur platonischen Philosophie//Gewissheit und Wahrheit. 1899. Tl. 1. Kellner J. Der hl. Ambrosius, Bischof von Mailand, als Erklärer des alten Testamentes. Regensburg, 1893. Kirchner C.H. Die Philosophie des Plotin. Halle, 1854. Kleutgen I. Die Philosophie der Vorzeit. Münster, 1860. Abt. 3. 471–489. Klose W. Geschichte und Lehre des Eunomius. Kiel, 1833. Koch H. Das mystische Schauen beim hl. Gregor von Nyssa//Theol. Quartalschr. 1898. Koch H. Pseudo-Dionysius Areopagita in seinem Beziehungen zum Neuplatonismus und Mysterienwesen. Eine litterarhistorische Untersuchung. Mainz, 1900. Koptisch-gnostische Schriften/Ed. С. Schmidt. (GCS 13). Leipzig, 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

MGH SS – «Monumenta Germaniae historica. Scriptores», ed. Pertz. Miller, Fragment inédit... – Miller E., Fragment inédit de Nicetas Choniate relatif à un fait numismatique, – «Revue numismatique», 1866. Μιχα λ κομιντου τ σωζμενα – Μιχα λ κομιντου το Χωνιατου τ σωζμενα, Ι-II, ed. Lampros, Athenai, 1879. ММ – Mikloschich-Müller, Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana, 6 vol., Vienne, 1860–1890. Montfaucon, Bibliotheca Coisliniana – Montfaucon, Blbliotheca Coisliniana, Paris, 1715. Monumenta Asiae Minoris – «Monumenta Asiae Minoris antiqua», VII, Monuments from the Eastern Phrygia, 1956. Narratio Floriacensis – «Narratio Floriacensis de captis Antiochia et Hierosolyma et obsesso Dyrrahachio», – RHC occ, V. Nic. Br. – «Nicephori Bryennii commentarii», rec. A. Meineke, Bonn, 1836. Nic. Chon. – «Nicetae Choniatae historia», ed. I. Bekker, Bonn, 1835. Ord. Vit. – Ordericus Vitalis, Historia ecclesiastica, Pars III – PL, 188. Petit, Monodie de Théodore Prodromos – Petit L., Monodie de Théodore Prodromos sur Etienne Skylitzès, metropolitain de Trébizonde, – ИРАИК, 8, 1902. Petit, Typicon de Grégoire Pacourianos – Petit L., Typikon de Grégoire Pacourianos pour le monastère de Pétritzos (Bakovo) en Bulgarie, – BB, 11, 1904. Petit, Typicon du monastére de la Kosmosotira... – Petit L., Typicon du monastére de la Kosmosotira pres Aenos (1152), – ИРАИК, 13, 1909. Petr. Diac. – Petri Diaconi de viris illustribus casinensibus opusculum, – PL, 173. PG – «Patrologiae cursus completus. Series graeca», ed. J. P. Migne. PL – «Patrologiae cursus completus. Series latina», ed. J. P. Migne. Psellos, Chronogr. – Psellos M., Chronographie du histoire un siècle de Byzance (976–1077), texte établi et traduit par E. Renauld, I-II, Paris, 1926–1928. Psellos, De operatione daemonum – Psellos M., De operatione daemonum, ed. F. Boissonade, Nürenberg, 1838. Psellos, Opuscula – Psellos M., Opuscula, ed. F. Boissonade. Psellos, Scripta minora – Psellos M., Scripta minora magnam partem adhuc inedita, I-II, ed. Kurtz, Fr. Drexler, Milano, 1936–1941.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Афонские корни Иеросхимонах Феодосий (в миру Феодор Григорьевич Эристави, в схиме Феодосий) происходил из древнего грузинского рода рачинских князей. Окончив гимназию в Кутаиси, он в 1858 году поступил в Гелатский Рождества Богородицы мужской монастырь, где в 1860 году принял монашеский постриг, а в 1866 году был рукоположен святителем Гавриилом (Кикодзе) в иеромонаха. После того, как на Афоне была основана грузинская Иоанно-Богословская обитель, он несколько раз туда ездил, в  1881 же году отправился с твердым намерением навсегда остаться на Святой горе. Десять лет спустя автор воспоминаний «Записки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям» схимонах Денасий (Юшков) упоминает о нем уже как о духовнике грузинской обители святого Иоанна Богослова. Отца Феодосия знали и почитали на Афоне за высоко-духовную и благочестивую жизнь. В архивах Свято-Пантелеимонова русского монастыря сохранилось письмо от 1909 года известного калиагрского отшельника-схимонаха Вениамина Отвечая иеросхимонаху Агафодору вопрошавшему его о высоте духовной жизни схимонаха Илариона отец Вениамин писал: «Вспоминая богатое и всестороннее рассуждение покойного отца Феодосия-грузина, отдаю пальму первенства не отцу Илариону, а покойному отцу Феодосию». Грузинская обитель св.Иоанна Богослова на Афоне Чтобы вы могли себе представить, какой молитвенный настрой царил во вверенном отцу Феодосию братстве, приведу рассказ монаха Денасия (Юшкова): «Седмичным [у них] был иеросхимонах Иона (Хоштария), духовное чадо отца Феодосия, родом из дворян. Он служил вечерню. Я не мог заметить, чтобы он во все время совершения службы хотя бы однажды взглянул куда-нибудь далее своего подножия. Так был он сосредоточен в себе и внимателен к своему служению». Лучшими монахами на Афоне в то время называл грузинских монахов и иеросхимонах Свято-Пантелеимонова монастыря Владимир (Колесников) . Знаменательна позиция отца Феодосия в т.н. «Грузинском деле». В 1869 году на Афон приехал уроженец Кутаисской губернии иеромонах Венедикт (Баркалая), который взял у Иверского монастыря заброшенную келлию святого апостола Иоанна Богослова и с помощью финансовой поддержки грузинской и российской общественности и российских государственных учреждений начал ее восстановление.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

В 2003 году Поречьевский храм был включен в программу восстановления Тверских святынь на 2004-2008 гг. Но пока реставрационные работы ведутся медленно. По материалам изданий: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2./Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002. Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и официального сайта Тверской епархии . Троицы Живоначальной церковь (1783-1793) Хороший образец сельского храма в окрестностях Бежецка, отличатся от многих аналогичных сооружений относительно хорошей сохранностью. Церковь Троицы с приделами преподобного Александра Свирского и святителя Николая построена вотчинником Павлом Александровичем Нарбековым в 1783-1793 годах. Уже ко времени освящения храма существовали декоративные росписи в куполе. Однако те росписи, что сохранились до настоящего времени, относятся к 1860-1870-м гг. Колокольня и трапезная построены вновь по проекту А.П. Федорова в 1905-1909 гг. Церковь действующая, но находится далеко не в лучшем состоянии. В настоящее время продолжаются ремонтные работы. Старая часть Троицкой церкви - это довольно простой и скромный храм классических форм. В ее архитектуре выделяется прямоугольная апсида с рустованными скошенными углами, а также двойной карниз четверика. Те или иные архитектурные детали, примененные в Троицком храме, встречаются в целой группе церквей Бежецкого уезда (Русское Кошево, Новокотово, Хонеево, Курганы и других), но в каждом случае мастера создавали совершенно оригинальные постройки. Так было и в Поречье. Кроме архитектуры, у этого храма есть свои " изюминки " . Так, под алтарную часть положено в качестве краеугольного камня старое надгробие с надписью " Лета 708... марта... " (то есть между 1572 и 1582) - большая редкость в этих местах. Храм окружала построенная в 1870-х гг. ограда. От нее сохранились только врата, но зато в них уцелела старинная кованая решетка, а в основании столба - церковная кружка-копилка.

http://sobory.ru/article/?object=22547

В окт. 1761 г. по личному распоряжению имп. Елизаветы И. был уволен от управления епархией, а в Чернигов был назначен новый архиерей - Воронежский еп. Кирилл (Ляшевицкий). С 21 нояб. того же года И. проживал в новгород-северском в честь Преображения Господня мон-ре. В авг. 1762 г. И. отправился в Москву на торжества коронации имп. Екатерины II, но, по сообщению Черниговской летописи, «не успел» прибыть к 22 сент.- дню коронации. 25 окт. 1762 г. Святейший Синод ходатайствовал перед новой императрицей о назначении И. настоятелем Троицкого Ильинского мон-ря, в к-ром архиерей, будучи архимандритом более 20 лет, зарекомендовал себя деятельным пастырем. 5 нояб. того же года епископ возглавил Троицкий Ильинский мон-рь. При этом имп. Екатерина II повелела И. «исполнять должное по узаконениям со тщанием» и обещала первую свободную архиерейскую кафедру (ПСПиР. 1910. Т. 1. С. 54-55). В апр. 1763 г. И. вернулся из Москвы в Чернигов. И. был погребен в соборе Троицкого мон-ря под жертвенником, в склепе-усыпальнице Черниговских архипастырей. Ист.: ОДДС. Т. 23. С. 19-20; ПСПиР. 1912. Т. 4. С. 153-154. Лит.: Маркевич Н. А. Чернигов: Ист. и стат. описание Чернигова. Чернигов, 1852; Никодим [Алешковский], иером. Епископы Черниговские и Новгород-Северские, 18 в.//Черниговские ГВ. 1855. 41. С. 328-332; 42. С. 334-338; 43. С. 341-344; 44. С. 349-353; 45. С. 358-361 (отд. изд.: Чернигов, 1855); Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его уч-щем и Академиею. К., 1856. Ч. 2. С. 118; Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговские иерархи//ТКДА. 1860. Ч. 2. С. 169-281; он же. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1. С. 98-99; Кн. 4. С. 57-58, 199; РБС. Т. 8. С. 129; ХЧ. 1902. Дек. С. 979; П[архомен]ко Вл. Дело еп. Черниговского Ираклия и иером. Иеремии Гусаревского//Киев. старина. 1905. Т. 91. 10. Отд. 2. С. 5-7; ПС. 1909. Февр. С. 207; Ефимов А. Н., свящ. Черниговский Св.-Троицкий Ильинский мон-рь, 1064-1911 гг. Чернигов, 1911; Памятники градостроительства и архитектуры Укр. ССР. К., 1986. Т. 4. С. 272-281, 285, 289-308; Апанович О. А. Ще одне джерело з icmopii Украïни XVIII ст.//Украïна: Наука i культура: Щopiчhuk. К., 1989. Вип. 23. С. 213-231; Bipoцьkuй В. Д. Храми Чephiroba. К., 1998. С. 48, 127, 159, 174; Чephiribcьkuй Tpoiцьko-Iллihcьkuй мон-р: Icmopiя та cyчachicmь: Тези наук. читань. Чephirib, 1999; Руденок В. Я. Чephiribcьka Болдиногорська Богородична лавра//Moruляhcьki читания, 2000. К., 2001. С. 252-257; Жук В. Н., Андрушко В. О. akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 270; Коваленко О. Б., Гейда О. С. З icmopiï apxiby Чephiribcьkoï духовноï kohcucmopiï//Cmyдiï з apxibhoï справи та документознавства. К., 2004. Т. 11. С. 204-211; Прокапюк О. Б. Kaфeдpaльhi nucapi в Kuïbcьkiй, Чephiriьkiй та Nepeяcлabcьko-Бopucniльcьkiй enapxiяx у XVIII ст.//Moruляhcьki читания, 2008. К., 2009. С. 99-102.

http://pravenc.ru/text/673851.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010