Неизвестные письма однокашника патриарха Тихона о годах войны и революции Отец Петр Григорьевич Преображенский по его собственному свидетельству являлся однокашником по Духовной Академии будущего патриарха Тихона. Родом он был из многодетной семьи сельского священника, всю свою жизнь посвятившего местным крестьянам. В дореволюционной России П.Г.Преображенский был признанным ученым. Он вел переписку с известными славистами и византологами начала XX в. (например, с А.И.Яцимирским и др.), занимался главным образом историей греческих летописей. Преображенский пользовался заслуженным авторитетом среди ученых-византологов того времени. Так, известный русский ученый, профессор Петербургского университета Александр Иванович Яцимирский (1873-1925) в письме от 19 апреля 1909 г. болгарскому византологу профессору Василию Златарскому (1866-1935) писал о П.Г.Преображенском: «Многоуважаемый г-н Златарский, свой экземпляр Вашего последнего исследования я давал дьякону русской церкви в Вене о[тцу] Преображенскому, который приезжал к нам и делал доклад о древнейших византийских хрониках, очень обстоятельный, по всей вероятности, он будет напечатан вместе с трудами Академии наук. Возвращая книгу, о[тец] Преображенский написал мне письмо, где говорится о Вашем исследовании. Думаю, это будет для Вас небезынтересно и посылаю с просьбой вернуть письмо мне по миновании надобности» . Кстати, упоминаемое письмо Преображенского профессору Я.И.Яцимирскому от 1 апреля 1909 г. из Вены так и не было возвращено, оно осталось в Болгарии и было опубликовано в 1968 г. в ценном сборнике документов о русско-болгарских научных отношениях в XIX-XX веке. Примечательно также, что в 1920-е годы П.Г.Преображенский был внештатным научным сотрудником по византийской историографии в Государственном Историческом музее (Москва). Публикуемая своего рода жизненная исповедь П.Г.Преображенского о своих мытарствах накануне и в годы Первой мировой войны, революций и советской власти была обнаружена мной в процессе научной работы в Архиве Национального Музея в Праге (Чехия) в фонде Карела Крамаржа (1860-1937), известного чешского государственного деятеля и политика, первого премьера Чехословацкой республики в 1918-1919 гг. Он являлся также крупным меценатом многочисленного землячества русской эмиграции в Праге.

http://pravoslavie.ru/arhiv/5218.htm

Александр Алексеевич (6.09.1860, с. Руднево Пронского у. Рязанской губ.- 16.03.1909, г. Корчева Тверской губ.), библеист, экзегет; отец советского политического деятеля А. А. Жданова. Род. в семье священника, окончил Скопинское ДУ (1874), Рязанскую ДС (1880), 2 года работал учителем в с. М. Сапожок Сапожковского у. Рязанской губ. В 1883 г. поступил в МДА, окончил ее в 1887 г. (1-й магистрант 42-го курса), был оставлен в академии профессорским стипендиатом. С 1888 г. исполнял должность доцента кафедры Свящ. Писания ВЗ МДА. 1 мая того же года Ж. женился на Екатерине, дочери экстраординарного проф. МДА кафедры евр. языка и библейской археологии П. И. Горского-Платонова . В 1891 г. защитил магист. дис. «Откровение Господа о семи азийских церквах: Опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса» (М., 1891); утвержден в степени Указом Святейшего Синода от 23 сент. Работа получила положительный отзыв Синода и экзарха Грузии преосв. Палладия (Раева). 12 нояб. того же года был утвержден в должности доцента кафедры Свящ. Писания ВЗ. В 1892 г. Ж. дал отрицательный отзыв на докторскую диссертацию ординарного проф. МДА М. Д. Муретова «Ветхозаветный храм. Ч. 1: Внешний вид храма» (М., 1890; Отзыв о докт. дис. доц. МДА М. Д. Муретова. 1893). Ж. считал, что перевод текста с евр. языка, сделанный Муретовым, во многом уступает синодальному переводу, что неверны интерпретации древних авторов, в частности Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Ошибочным был признан основной метод работы, опиравшийся на описание устройства 3 ветхозаветных храмов, Соломона, Зоровавеля и Ирода, при этом недостаточность информации в одном описании восполнялась примерами из другого (Там же. С. 57-58). Критиковал Ж. диссертанта и за выбор историографической традиции, за излишнее доверие к сочинениям предшествующих рус. исследователей-археологов, в частности проф. КДА А. А. Олесницкого , и за недостаточное использование «текстуально-критических и экзегетических трудов», посвященных книгам Исход, Царств, Паралипоменон и Иезекииля, таких авторов, как К. Ф. А. Диллман , Й. Кнабенбауэр и др. Неоправданными считал Ж. и попытки Муретова «поставить храм в связь с историей еврейской теософии» и выявить «генетическую зависимость позднейших иудейско-раввинских идей» от наружного вида храма (Там же. С. 74). Ж. пришел к выводу, что «критико-экзегетическая задача труда выполнена неудовлетворительно», предложенная новая реставрация храма «стоит ниже «общепринятой»... основной принцип реставрации ложен... и ведет к затемнению свидетельств Библии» (Там же. С. 74-75).

http://pravenc.ru/text/182201.html

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АГАПИТ (БОРЗАКОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Агапит (Борзаковский) Агапит (Борзаковский) ( 1860 - 1937 ), архиепископ Новоторжский , викарий Калининской епархии В миру Александр Корнилович Борзаковский, родился в 1860 г. в с. Остаповка Миргородского уезда Полтавской губернии в семье священника. Окончил Медицинский факультет Московского императорского университета. Работал врачом в Муромском уезде Владимирской губернии. С 1909 г. состоял в братии Яблочинского Онуфриева монастыря в Седлецкой губернии (до 1917 г.), где принял монашество и был рукоположен во иеромонаха . В 1914 - 1917 годах - военный священник на Северном фронте близ Риги . В 1918 г. назначен настоятелем Одрина Николаевского монастыря Орловской епархии. 12 декабря 1921 г. хиротонисан во епископа Карачевского , викария Орловской епархии . Назначен временно управляющим Дмитровским викариатством Московской епархии (вероятно, после 12 декабря 1922 г. - дня ареста священномученика Серафима (Звездинского) , епископа Дмитровского). Поскольку Карачев с уездом относился к Брянской губернии, образованной в 1920 г., через некоторое время он вошел в состав Брянской епархии. В анкете, составленной для регистрации Брянского епархиального управления в 1927 г., епископ Агапит с 1922 г. именуется Брянским и Карачевским . Согласно «Списку православных религиозных Общин, заявивших до 15 сентября 1924 года о добровольном признании духовной власти (окормления) епископа Брянского и Карачевского Агапита» г. Карачев с уездом к этому времени входил в Брянскую епархию. По другим данным, епископ Агапит с 15 ноября 1923 г. временно управлял Брянской епархией; с 25 мая 1924 г. - епископ Брянский и Карачевский. Он постоянно жил в г. Карачеве . 16 сентября 1924 г., по личному распоряжению начальника Губернского секретного отдела, у епископа Агапита была отобрана подписка «о прекращении духовного окормления Епархии впредь до регистрации». Вскоре после этого владыка направил в Брянскую губмилицию заявление, в котором объяснял, что, получив назначение на кафедру Брянского епископа - и добровольно избранный церковными общинами Брянской губернии, он не регистрировался на основании разъяснения Наркомюста от 25 августа 1922 г. о том, что епархиальная организация не подлежит регистрации. Преосвященный Агапит представил необходимые для регистрации документы, в том числе список около 250 приходских общин, которые признали его своим епископом. 8 апреля 1925 г. владыка был вызван в Брянский ГИК и получил вторичное предупреждение не давать никаких распоряжений по епархии до его регистрации, о чем вынужден был дать расписку. Но регистрацию он не получил и в скором времени был сослан в Тверскую губернию.

http://drevo-info.ru/articles/24862.html

Преосвященный Иоанн, бывший епископ Саратовский, скончавшийся в Москве вечером 12-го февраля 1909 года, представлял высоко симпатичную личность и достоин истинно доброй памяти за свою полезную просветительско-церковную и архипастырскую деятельность. В мире он именовался Иван Александрович Кратиров 1 , родился 27 июля 1839 года в селе Лохте, Тотемского уезда, Вологодской губернии, и был сыном священника Лохотской Происхожденской церкви Александра Георгиева Кратирова и жены его Дарьи Архиповой. О. Александр, по окончании курса Вологодской Духовной Семинарии в 1836 году по первому разряду, посвящен был 12-го августа сего года иереем на Лохту, доселе представлявшую глухое местечко в 80-ти верстах от города Тотьмы, хотя зимою это расстояние сокращается санным путем до 50-ти верст; молодой пастырь, видимо, служил успешно и 13-го декабря 1841 года был переведен к Тотемской Христорождественской церкви, а позднее был назначен протоиереем в город Кадников, где и скончался. Значит, детские годы Ивана А. Кратирова прошли в сравнительно благоприятной городской обстановке, и он имел возможность получить дома хорошую учебную подготовку, и в 1850 году поступил в Тотемское духовное училище, где в «годичной ведомости» за 1853–54 учебный год значился под 2-м с такой аттестацией: «поведения очень хорошего 2 , способностей очень хороших, прилежания ревностного, успехов препохвальных» 3 . Переведенный в 1854 г. в низшее отделение Вологодской Духовной Семинарии, Иван Кратиров окончил в ней курс в 1860 году и, «как особенно благонадежный по способностям, успехам и поведению», избран был семинарским правлением для поступления в Московскую Духовную Академию 4 , куда отправлен 10-го августа, причем в аттестате отмечено, что он «способностей – весьма хороших, прилежания – весьма ревностного». Академическое учение было не менее успешно, и Иван Кратиров окончил его в июне 1864 года в составе XXIV-ro курса (1860 – 1864 гг.) девятым по 1-му разряду, а 24-го апреля 1867 года возведен на степень магистра богословия 5 ). 9-го ноября 1864 года он получил должность наставника в высшем и среднем отделениях родной ему Вологодской Духовной Семинарии, и по 15-го ноября 1866 года, согласно прошению, перемещен на те же предметы в Ярославскую Семинарию и 9-го марта назначен здесь помощником инспектора, а 10-го июля сего года определен, по избранию, членом семинарского правления для присутствия в педагогических собраниях оного; с 4-го июля 1870 года состоял еще преподавателем в той же Ярославской Семинарии по церковной истории, литургике и практическому руководству для пастырей в высшем втором отделении. Относительно этого периода педагогической деятельности Ив.А. Кратирова у нас нет документальных данных, но даже нам известны примеры глубокого и искреннего уважения к нему со стороны его семинарских учеников, которые долго спустя, сохраняли признательную память о своем давнем учителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Черкасова М. С. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885–1896 гг.) Повседневная жизнь провинциального духовенства России в последнее время привлекает к себе пристальное внимание исследователей. Особенный интерес данное явление представляет в пореформенный период, когда на фоне церковных преобразований 1860–1870-х постепенно менялся традиционный уклад жизни духовенства, обновлялась система образования, преодолевалась его сословная замкнутость и повышалась социальная Весьма ценными документами для расширения наших представлений о повседневной жизни на всех уровнях церковного сообщества (высший епископат, училищно-семинарская и академическая профессорско-преподавательская среда, городское и сельское, белое, монашествующее и «ученое» духовенство) являются источники личного происхождения (воспоминания, дневники, переписка). Резервы региональных архивохранилищ для обнаружения и последующего введения в научный оборот подобных источников еще далеко не исчерпаны. В Секторе письменных источников Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ) в ф. 13 (Семейный архив Н. И. и И. Н. Суворовых), в деле 31 имеется комплекс писем архимандрита казанского Иоанно-Предтеченского монастыря Екзакустодина (Каменского; 1840–1909 гг.), адресованных известному вологодскому краеведу, археографу, редактору «Вологодских епархиальных ведомостей» Николаю Ивановичу Суворову (1816–1896 гг.). Охватываемый ими хронологический отрезок – февраль 1885 г. – апрель 1896 г. Автор писем – уроженец Засодимской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии, сын пономаря Крестовоздвиженской Расположенное к востоку от Кубенского озера, село Воздвиженское и составлявшие его приход деревни издавна входили в вотчины разных церковных институций – Спасо-Каменного и Спасо-Рабангского монастырей, Вологодской архиерейской кафедры. Название прихода в источниках XVIII–XIX вв. варьировалось: «Крестодвиженский Каменский», «что в Каменском Отсюда, вероятно, и шла фамилияКаменские. Волость-село Воздвиженье было пожаловано Спасо-Каменному монастырю еще во 2-й половине XV в. великой княгиней Марией после секуляризации было отнесено к экономическому ведомству, а во 2-й половине XIX в. являлось государственным.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Воронеж. Собор Владимира равноапостольного. Владимирский собор Собор.  Утрачен.   Престолы: Владимира равноапостольного Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1896 и 1909. Год утраты:1931 (взорван) Архитектор:А.А. Кюи (автор проекта), А.М. Баранов (производство работ) Ссылки:   Адрес: Воронеж, улица Кольцовская. Сквер, ограниченный улицами: Кольцовская, 9 Января, Свободы и Революции 1905 года (район " Луча " ). Координаты: 51.662691, 39.187177 Проезд:от жд вокзала нужно доехать до ост " Луч " автобусы: 6, 6М, 120, 20Б, 10А, 26А, 113, 113КТ, 113КШ. от Центрального автовокзала : 80, от юго-западной автостанции: 120. от левобережного автовокзала: 6, 6М. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Идея воздвигнуть это грандиозное сооружение родилась в 1888 году, в 900-летнюю годовщину принятия христианства на Руси. В память о достославном событии воронежцы решили посвятить церковь святому князю Владимиру (ок. 960-1015). 30 июня 1888 года епископ воронежский Вениамин (Смирнов) сообщил городской думе о намерении епархии учредить новый храм и просил отмежевать для него подобающий земельный участок. Удобных мест для строительства думе виделось несколько: Новоконная площадь на пересечении улиц Большой Девицкой (ныне 9 Января) и Лесных дворов (ныне Кольцовская), место близ вокзала - между земской больницей и железной дорогой, назывались еще Кольцовский сквер и Сенная площадь (сейчас стадион на ул. Студенческой). Проект строительства церкви выполнен в 1889 году губернским архитектором А.А. Кюи. Старший брат композитора и военного инженера Цезаря Кюи, Александр Антонович жил и работал в Воронеже с 1854 года. Он принимал участие в создании монумента Петру I (1860), увенчал вторым этажом Александринский детский приют (ул. К. Маркса, 45), построил несколько жилых домов. А.А. Кюи в молодости учился в Академии художеств у Константина Тона, творца так называемого византийского стиля. Классическим образцом этого направления является известный храм Христа Спасителя в Москве, взорванный в 1930-е гг. и возрожденный на рубеже тысячелетий. В архитектуре Владимирского собора черты византийского стиля четко просматривались. Пятиглавый, без колокольни, со сложным лепным декором фасадов, он имел размеры 17 на 15 сажен (36 на 32 м).

http://sobory.ru/article/?object=35371

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН (КРАТИРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоанн (Кратиров), еп. бывш. Саратовский и Царицынский. Фотография нач. ХХ в. (РГИА) Иоанн (Кратиров) ( 1839 - 1909 ), епископ бывш. Саратовский и Царицынский В миру Кратиров Иван Александрович, родился 27 июля 1839 г. в с. Лохте , Тотемского уезда, Вологодской губернии в семье священника Лохотской Происхожденской церкви Александра Георгиевича Кратирова . Детские годы его прошли в сравнительно благоприятной обстановке. Получив хорошую учебную подготовку дома, он в 1850 году поступил в Тотемское духовное училище , которое окончил в 1854 году вторым среди первых с лестным отзывом в “годичной ведомости” за 1853-1854 учебный год: “Поведения очень хорошего, способностей очень хороших, прилежания ревностного, успехов препохвальных”. В том же 1854 году переводится в низшее отделение Вологодской духовной семинарии , полный курс которого оканчивает в 1860 году с хорошей аттестацией и 10 августа поступает в Московскую духовную академию , которую он окончил в 1864 году девятым по первому разряду. 24 апреля 1867 г. возведен в степень магистра богословия . Курсовое сочинение было написано им на тему: “О видах т.н. частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности”. 9 ноября 1864 г. он назначен на должность наставника в высшем и среднем отделениях родной ему Вологодской духовной семинарии . 15 ноября 1867 г., согласно прошению, перемещен на те же предметы в Ярославскую духовную семинарию , где 9 марта назначен помощником инспектора, а 10 июля - по избранию членом семинарского правления для присутствия в педагогических собраниях. С 4 июля 1870 г., кроме других предметов, преподавал церковную историю, Литургику и Практическое руководство для пастырей в высшем втором отделении. 31 августа 1870 г. перемещен в Московскую духовную академию и утвержден в ней секретарем Совета и Правления. На этой должности он пробыл около 13 лет.

http://drevo-info.ru/articles/26253.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОПОВ ХАРИТОН ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Х.И. Попов (портретная ретушь), около 1884 г. Семья Харитона Ивановича Попова. Осень 1893 года В 1854 году венчался с Надеждой Васильевной Калининой (+ 1862). В браке родилась дочь Екатерина. Повторно женился на дочери священника Троицкой церкви станицы Мигулинской Александре Петровне Поповой. Будучи многодетным семьянином, Харитон Иванович помогал родственникам и нуждающимся семьям. Дети : Екатерина (12.11.1859 - во время ВОВ), окружной акушер, Николай (06.05.1864 - 1919), прот. Петр (1867 - 1960), генерал от кавалерии, один из руководителей белого движения в годы Гражданской войны Неонилла (19.10.1869 - 1909), Александр (1870 - 1933), прот. Серафима (29.07.1872 - 1949, в замужестве Кожина), Иоанн (1874 - 1920), свящ., Мария (27.03.1877 - 1958), жена священника Павла Автономова , Ольга (28.06.1879 - 1965), Мария (27.06.1882 - после 1886) В начале 1860-х годов он начинает публицистическую деятельность. Писал в местных газетах статьи, освещавшие злободневные вопросы казачьей жизни. Однако затем он все больше обращался к историческим темам, публиковал материалы по археологии и краеведению. Одной из первых была помещена в «Донских войсковых ведомостях» его статья «Находка древностей в юрте станицы Мигулинской на Дону». Потом последовала серия публикаций, озаглавленных «Материалы для истории Войска Донского», в которых были приведены акты, запрещающие принимать на Дону вольных людей, начиная с 1698 года. Для написания статьи «Исторические статистические сведения о Кумылженской станице» ему потребовалось обратиться к станичным архивам Хопёрского округа. Статья стала своего рода вехой в краеведческой деятельности Попова: она была представлена в Областной Статистический комитет, и принесла автору диплом действительного члена этого комитета. Причем, комитет не замедлил командировать его в Хопёрский округ для разбора документов окружного архива и для знакомства со станичными архивами. Побывал он в 1866 году и в архивах Усть-Медведицкого округа, где также обнаружил и привез в Новочеркасск немало интереснейших актов казачьей истории, которые впоследствии послужили основанием архива музея. Печатался в «Памятных книжках» Донского статистического комитета, «Донских областных ведомостях», «Донской газете», «Казачьем вестнике», «Донском поле», «Донской речи» и других периодических изданиях Дона. Был редактором «Донской газеты».

http://drevo-info.ru/articles/13676525.h...

Илья Басин Скачать epub pdf (к 150-летию со дня рождения митр. Антония (Вадковского) Содержание Биография Благовестие любви Жажда единства Попечение о Церкви Митрополит Антоний и св. Иоанн Кронштадтский Прошлое и будущее     В 1909 г. Сергей Николаевич Булгаков писал: Церковная интеллигенция, которая подлинное христианство соединяла бы с просвещенным и ясным пониманием культурных и исторических задач (чего так часто недостает современным церковным деятелям), если бы таковая народилась, ответила бы насущной исторической и национальной необходимости. Ко времени выхода в свет сборника «Вехи» Петербургскую кафедру уже двенадцатый год занимал иерарх, который с почти столетнего расстояния может показаться идеальным образцом как раз той церковной интеллигенции, которую не находил среди «современных церковных деятелей» С.Н. Булгаков. Но мы не в праве обвинить философа в близорукости или же усомниться в выдающихся качествах личности владыки Антония (Вадковского) , митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. О причинах такой странной на первый взгляд «невстречи» владыки с С.Н. Булгаковым я скажу чуть позже; сейчас же обратимся к обстоятельствам жизни митрополита Антония. Биография Будущий митрополит родился 3 августа 1846 г. в бедной семье приходского священника Василия Иовлевича Вадковского в селе Гремячки Кирсановского уезда Тамбовской губернии. С 1858 г. о. Василий служил в селе Ширингуши, здесь прошло отрочество будущего митрополита. Маленький Александр много раз слышал от матери Ольги Никифоровны рассказы о чудотворениях на могиле о. Серафима в Саровской пустыни, находившейся тогда в составе Тамбовской епархии. Через полвека сын сельского священника один из немногих поддержал инициативу канонизации преподобного Серафима, казавшуюся тогда почти невозможной, а летом 1903 г. возглавил открытие мощей святого. В 1866 г., после окончания духовной семинарии в Тамбове, Александр Вадковский как лучший ее выпускник был принят в Казанскую духовную академию. По воспоминаниям друзей, именно здесь он сложился целиком, в духе интеллигенции 1860–1870-х годов, здесь же обрел на всю жизнь особую любовь к славянофилам, из которых выше всех ставил А. С. Хомякова. Возвышенный идеализм шестидесятников, не замутненный левым радикализмом, но пронизанный пламенной верой, определил весь строй личности Александра Вадковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010