216 Тихомиров Лев Александрович (1852–1923). До сер. 80-х годов – народоволец. В 1888 г. подал прошение о помиловании. В 1889 г. вернулся в Россию. Исследования его посвящены православному учению о государстве. Священномученик Иоанн Восторгов ценил его труды: «В русской литературе имеется прекрасная и обстоятельная работа, выясняющая начала монархического строя, а именно «Монархическая государственность» Л. А. Тихомирова в четырех частях» (Полн. собр. соч. Т. 4. С. 508, примеч.). Сын его Александр (1882–1955) принял монашество с именем Тихон. Был епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии. Подвижник благочестия, многие годы провел в затворе в Ярославле. 218 Дюпюи (Dupuy) Шарль Александр (1851–1923) – премьер-министр Франции в течение нескольких месяцев: в 1893 г., 1894–95 гг., 1898–99 годы. 219 Солсбери (Solisbury) Роберт Артур Толбот (1830–1903) – государственный деятель Британии. С 1881 г. – лидер консерваторов в палате лордов. В 1885–86 гг., 1886–92 гг., 1895–1902 гг. – премьер-министр. 220 Розбери (Rosebury) Арчибальд Филипп Примроуз (1847–1929) – британский премьер-министр (с 3 марта 1894 г. по 21 июня 1895 г.). Один из лидеров Либеральной партии. 221 Отзывы иностранцев о покойном государе и некоторые мысли и выражения заимствованы автором из слова прот. П. Я. Светлова в 40-й день по кончине государя, напечатано в «Душеполезном чтении» за 1894 год. 223 Гиббон (Gibbon) Эдуард (1737–1794) – английский историк. Основная работа: «История упадка и разрушения Римской империи» (1776–88). Последнее издание в русском переводе: «Закат и падение Римской империи», М., 1997, Т. 1–7. 224 Прот. Иоанн перечисляет видных представителей отечественной исторической науки: Карамзин Николай Михайлович (1766–1826) «История государства Российского». Кн. 1–3 (Т. 1–12). СПб., 1842–43, (репринт – М., 1988–89). Погодин Михаил Петрович (1800–1875) «Исследования, замечания и лекции о русской истории», М., 1846–57 гг. Ч. 1–7. Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879) «Сочинения». Кн. 1–22, М., 1888–98. Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (1829–1897) «Русская история». Т. 1–2 (в. 1). СПб., 1872–85. Ключевский Василий Осипович (1841–1911) «Курс русской истории». Ч. 1–5.1904–1922 (переизд.: Сочинения. Т. 1–9. М.. 1987–90).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

49 Введенский Александр Иванович (1889–1946) протоиерей, в обновленческом расколе «митрополит», один из лидеров обновленческого движения 1922–1946 гг, ректор обновленческой Московской богословской академии (открыта в 1923 г); с 1941 г. «первоиерарх Православных Церквей в СССР». В 1920-х годах в определенных кругах имел репутацию лучшего орагтора – полемиста с «антирелигиозниками». 50 Латышев Василий Васильевич (1855–1921) – филолог–классик, эпиграфист, выпускник Петербургского историко – филологического института (1876), преподаватель греческой словесности там же и в Петербургском университете (1884), заведующий гимназией при Петербургском историко – филологическом институте (1887), академик Петербургской академии наук (1893), член – корреспондент Прусской академии наук (1891). 51 Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (18421870): в 3 вып. Казань, 18911892. Знаменский Петр Васильевич (1836–1917) – выпускник (1860) и ординарный профессор КазДА по кафедре русской церковной истории; доктор богословия (1873). 52 Владимирский Александр Поликарпович (18211906), протоиерей – выпускник КазДА (1846), в 1847 г. принял священный сан; с 1850 г. профессор богословия, логики и психологии Казанского университета, настоятель университетского храма (1851), декан историко филологического отделения философского факультета (1857–1861), затем историко филологического факультета (1865); ректор КазДА (18711895), профессор по кафедре основного богословия (18711884), по кафедре введения в круг богословских наук (18841886). Курганов Федор Александрович (18441920) – выпускник (1870) и ординарный профессор КазДА по кафедре общей церковной истории; доктор богословия (1881). 53 Лобачевский Александр Владимирович (18701933), священник – выпускник Одесской ДС (1891) и КДА (1895), кандидат богословия, священник и законоучитель 1-й Киевской гимназии (18951917); в 1920-х гг. священник в Киевском Владимирском соборе, затем в Малом Софийском соборе; в 1931 г. арестован и выслан в Архангельскую обл.; убит в ссылке бандитами во время ограбления дома. Муж дочери протоиерея Иоанна Королькова Нонны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

53 Салтыков А. Эстетические взгляды Иосифа Владимирова (по «Посланию к Симону Ушакову)//ТОДРЛ. Т. 28. Л., 1974. С. 283. 62 В последнее время в этом стали высказывать сомнения. «Икона без человека не существует, – пишет В. С. Кутковой, – но и меньше всего она предназначена для назидания. Сентенция „Икона – книга для неграмотных“ была актуальна на христианском Востоке лишь в первые века христианства». (Кутковой В.С. О соотношении символа, метафоры и аллегории//Икона и образ. Иконичность и словесность. Сб. статей. М., 2007. С. 71). Продолжая эту мысль, придется сказать то же самое и о литургическом чтении Священного Писания… И тогда мы логически перейдем к «нуминозному» или «имагинативному Абсолюту». 63 В центре внимания издателя была, конечно, не икона, а именно картины на религиозные сюжеты. Это обстоятельство придает особое значение его труду как одному из первых опытов эстетической рефлексии над русской религиозной живописью, хотя он не отличается особой глубиной. По мнению Н. В. Кукольника, русская школа от Лосенко до Брюллова «преимуществует в сочинении картин духовных» и достигла «чудной простоты и священного спокойствия в расположении сюжетов». (Кукольник Н. В. Русская живописная школа. Статья вторая//Картины русской живописи. СПб., 1846. С. 98). 70 См., напр.: Козлов А.Н. О развитии христианского искусства и основах его в приме нении к церковной живописи. М., 1898. С. 22. 71 Покровский Н. В. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства//Памятники древней письменности и искусства. Т. CXXXIV. СПб., 1899. С 6. 74 Дамиан, иером. Недостатки русской иконописи и средства к их устранению. Историко-критический очерк. СПб., 1905. С. 50. 76 ОР ГБЛ, ф. 627, карт. 2, ед. хр. 1. Кем дано название делу, написанное чернилами на кусочке картона, непонятно. В папке, собственно говоря, несколько работ: лл. 1–15 – «Об искусстве», лл. 16–29 – «Философия пейзажа», лл. 24–66 – «Письма», лл. 67–85 об. – «Икона Владимирской Богоматери». Тексты датированы 1916 годом, но это недоразумение: правописание и ссылки на работы П. А. Флоренского, опубликованные в 1922 году, дают основание отнести создание рукописи к середине 1920 годов. «Философия иконы» опубликована А. Г. Дунаевым: см.: Тарабукин Н. М. Смысл иконы М., 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

64 Прп. Михей Радонежский († 1385); память совершается 6/19 мая. Прп. Михей, ученик и келейник прп. Сергия Радонежского, удостоился присутствовать при явлении Божией Матери своему наставнику. 69 Первомученица, равноапостольная Фекла Иконийская, Селевкийская († I); память совершается 24 сентября/7 октября.  78 Мц. Анисия Солунская (Фессалоникийская) († 285–305); память – 30 декабря/12 января. (См. о двенадцати избранных святых девах: Стефан Ляшевский, прот. Дивеев в миру//В гости к батюшке Серафиму. М., 1997. С. 358.) 79 Схимонах Марк Молчальник, игумен Саровский († 1818); память совершается 4/17 ноября и 28 июля/10 августа (в Соборе Тамбовских святых). 80 Назарий Саровский, игумен, чудотворец († 1809); память – 23 февраля/7 марта и 28 июля/10 августа (в Соборе Тамбовских святых). 81 Игумен Пахомий – седьмой настоятель Свято-Успенского Саровского монастыря (1777–1794). Именно при нем, в 1778 г., в обитель пришел на жительство Прохор Машнин, будущий всемирный светильник преподобный Серафим Саровский . Во время настоятельства Пахомия Прохор Машнин был пострижен в монахи с именем Серафим, рукоположен во иеродиакона и затем во иеромонаха. 83 Рассказ мне сообщен был лицом, которое принимало потом непосредственное участие во всем деле. – Авт. (Имеется в виду монахиня Анна (в миру – Ольга Владимировна Обухова); см. о ней прим. 27.) 84 Речь идет о популярной в то время книге «На горах Кавказа». Её автором является русский подвижник схимонах Иларион Кавказский (1846–1916), который запечатлел в своей работе опыт многих отцов-исихастов. Впервые книга была издана в 1907 г. Догматическая неточность отдельных богословских построений автора явилась причиной возникновения учения имяславия, осужденного Священным Синодом как ересь имябожничества. Но в синодальных документах и материалах Собора (1917–1918) никогда не содержалось никакой критики аскетического аспекта и описаний молитвенной практики в кн. о. Илариона. (См. соврем. изд.: Иларион, схим. На горах Кавказа. СПб., 1998.) 85 Имеется в виду епископ Уфимский и Мензелинский Нафанаил (в миру – Николай Захарьевич Троицкий; 1864–1933). Управлял епархией в 1908–1912 гг. Впоследствии епископ Архангельский и Холмогорский, архиепископ Харьковский и Ахтырский (1920–1922, формально был во главе епархии до 1927 г.). В 1924 г. возведен в сан митрополита. Подвергался арестам. В 1927 г. непродолжительный срок временно управлял Воронежской епархией, затем ушел на покой. В соответствии с завещанием, отпет как мирянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

84) (перевод мой. – В. Ц.). Те же мысли в свое время высказывал и о. Павел Флоренский: «Самая эта неопределимость церковности, ее неуловимость для логических терминов, ее несказанность не доказывает ли, что церковность – это жизнь, особая, новая жизнь, недоступная рассудку?..; ведь Церковь есть Тело Христово, «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:23 ). Так как же эта полнота Божественной жизни может быть уложена в узкий гроб логических определений?» ( Флоренский Павел . Столп и утверждение Истины: Опыт православной теодицеи. M., 1914, с. 5–6). 16 Выдающийся канонист епископ Никодим пишет: «Отлучение (excommunicatio) заключается в том, что церковный суд лишает известное лицо права Святого Причащения на некоторое определенное время. – См.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Пер. с серб. СПб., 1911, т. I, с. 60. 20 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.– Богословские труды. M., 1972, сб. 8, с. 93. 23 См.: Xiberta B. F. Clavis Ecclesiae; De ordine absolutionis ad reconciliationem cum Ecclesia. Roma, 1922. 25 См.: Cabrol F. Six Sacraments. London, 1930; Mersch E. La Theologie du corps mystique. Paris, 1946; Rahner K. Schriften zur Theologie, Köln, 1962–1967. Bd. 2, n. 8. 27 Пространный христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. M., 1846, с. 74. 30 См., например: Иларион, архимандрит. Единство Церкви и всемнрная конфе- ренция христианства. Сергиев 1917. 32 Глубокое и верное толкование 1-го правила Василия Великого дано в статье Митрополита Сергия «Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам» (ЖМП, 1931, 2, 3, 4). В статье проф. прот. Л. Воронова «Конфессионализм и экуменизм. Отпошение Православия к инославию» (ЖМП, 1968, 8, с. 52– 72) содержится обстоятельный анализ воззрений святого Киприана, Оптата Милевитского и блаженного Августина на расколы и ереси. Результаты этих исследований использованы в настоящей работе. 33 Существует три чина присоединения к Церкви тех, кто обращается из инословных конфессии: 1) через Крещение; 2) через Миропомазание; 3) через Покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

934 Пришел (греч). Вероятно, речь идет о работе епископа Михаила с греческим текстом Евангелия. Форма καθλθεν встречается в Лк.4:31 : «И пришел (καθλθεν) в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние». – Ред. 936 По просьбе Владыки упоминаемая в письме М. Н. должна была отправиться в Рязань, чтобы встретить там его мать-старушку и сопровождать ее в Симферополь и затем в Ялту, на Исар, где Владыка жил летние месяцы 1896 г. 941 Грингмут Владимир Андреевич (1851–1907) – публицист, критик и политический деятель. Основатель Русской монархической партии (1905). В 1870–1896 гг. преподавал немецкий, древнегреческий языки и эстетику в лицее Памяти Цесаревича Николая в Москве, основанном М. Н. Катковым, а в 1894–1896 гг. был его директором. Будучи по происхождению немцем-лютеранином, в 1876 г. принял российское подданство, в 1878 г. – православие, в 1892 г. возведен в потомственное дворянство. – Ред. 4 Опасения отца Михаила не подтвердились. С критикой воззрений Вл. Соловьева достаточно резко и вполне успешно выступали: друг епископа Михаила митрополит Антоний (Храповицкий) , профессор МДА А. И. Введенский и многие другие деятели Русской Церкви. – Ред. 943 Вероятно, Философов Алексей Алексеевич (ок. 1846–1908). Состоял на службе при российском императорском дворе с 1866 г., скончался в чине шталмейстера двора Его Императорского Величества. – Ред. 944 Имеется в виду великий князь Константин Николаевич (1827–1892). Его дочь, великая княгиня Ольга Константиновна, была греческой королевой с 1867 г. – Ред. Ольга Константиновна (1851–1926) – великая княжна, старшая дочь великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, внучка Николая I. Вышла замуж за короля Греции Георга I. Королева эллинов – ее официальный титул. Была известна своей благотворительностью: основала образцовую больницу, а во время русско-турецкой войны (1877–1878) открыла медицинские курсы для женщин и сама прошла подготовку сестры милосердия, научившись оказывать помощь раненым. В годы первой мировой войны приехала в Россию и работала в госпитале. В 1918 г. уехала из России. После отречения Константина I в 1922 г. покинула Элладу и жила во Франции, Англии и Италии. Ее старший сын Константин (Демосфен-Генрих) стал королем Греции, сын Андрей (1881 – 1944) женился на принцессе Алисе Маунтбеттен, а их сын Филипп (род. 1921) – внук Ольги Константиновны – в 1942 г. женился на принцессе Уэльской Елизавете, которая в 1952 г. стала королевой Англии. Их дети Чарльз, принц Уэльский (род. 1948), Анна (род. 1950), Эндрю (род. 1960), Эдвард (род. 1964) являются праправнуками Николая I. Скончалась Ольга Константиновна 6 (19) июня 1926 г. в изгнании в Риме, где жила у младшего сына Христофора. Десять лет спустя ее внук, греческий король Георг II, перевез прах бабушки из Италии в Грецию. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

942 «Опись всех русских недвижимостей в Палестине и Сирии» см. в приложении к донесению А.Г. Яковлева от 19 июня 1895 г. в первом томе настоящего издания. 945 Пальмер Пауль – сын создателя первых протестантских школ в Иерусалиме Фердинанда Пальмера, приехавшего из Швейцарии в 1846 г. вместе с известным архитектором и археологом Конрадом Шиком. Много работал в Иерусалиме как инженер и архитектор, автор ряда строительных городских проектов. Сотрудничал с российским консульством, РДМ и ИППО. 946 Англ. syriac ‘сирийский’. Очевидно, Яковлев имеет в виду храм монофиустской Сирояковитской церкви. 947 Дамиан (Касатос; 1848–1931) – Патриарх Иерусалимский и всея Палестины (1897–1931). Овдовев, приехал в Иерусалим и в 1873 г. принял монашество. В 1878–1880 гг. возглавлял подворье Святогробского братства в Таганроге; в 1881–1887 гг. был иерусалимским экзархом в Грузии; в 1887–1888 гг. – представителем Иерусалимского Патриархата в Константинополе; с 1893 г. титулярный архиепископ Филадельфийский. Дважды (в 1908 и 1918 г.) низлагался с престола, но был восстановлен. Отношение Дамиана к России и ИППО было сложным и противоречивым. Благословил создание Горненского и Елеонского монастырей. 948 Финансовая отчетность МИДа, как и большей части учреждений императорской России, велась по мартовскому летосчислению – от 1 марта текущего до 29 февраля следующего года. 949 Основным содержанием документа является план. Взаимно уступленные участки выделены на плане различным цветом. См. иллюстрацию на вкладке в т. 2-м первого издания настоящей книги (Россия в Святой Земле. Т. 2. М., 2000. Вкладка между с. 160 и 161). 951 О племянниках архимандрита Антонина, Я.П. и И.П. Капустиных см. выше, примеч. 920 к док-ту 501. 952 Тевфик-Паша Ахмед (1845–1936) – турецкий дипломат и государственный деятель. Из знатной крымской семьи, потомок Гиреев. На дипломатической службе с 1872 г. Посол в Берлине в 1885–1895 гг. Министр иностранных дел в 1899–1909. Последний великий визирь Османской империи (1909; 1918–1919; 1920–1922).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

95 Братство заменило собой Епархиальный комитет Миссионерского общества, согласно Уставу, утвержденному определением Св. Синода от 5 августа – 6 ноября 1898 г. 96 Николай Петрович Остроумов (1846–1930) – писатель, тюрколог; окончил курс в Казанской духовной академии в 1870 г., студент Ильминского; преподавал в академии основное богословие и татарский язык; в 1877 г. был назначен инспектором народных училищ Туркестанского края, в 1879 г. – директором Туркестанской учительской семинарии, а с 1883 г. состоял директором ташкентской мужской гимназии. 97 Камчатский полуостров в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII в. К этим народностям относятся: коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); эвены, которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; алеуты, в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); чукчи, проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пе-нжинском районах. 99 По воспоминаниям Владыки Нестора, записанным его духовными детьми, кронштадтский пастырь «передал о. Нестору неполную бутылочку хереса… Впоследствии на Камчатке в тяжелые минуты болезни одна капля этого хереса являлась для о. Нестора лучшим лекарством» С. 58– 59]. 101 Совещание состоялось 13–14 сентября 1922 г. в г. Никольск-Уссурийске. Присутствовали также: архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мефодий (Герасимов), епископы: Забайкальский и Нерчинский Мелетий (Заборовский), Владивостокский и Приморский Михаил (Богданов), Токийский и Японский Сергий (Тихомиров) . 102 Первые шаги по воссоединению были предприняты владыкой еще в 1943 г., когда исход войны еще никто не мог предугадать. Владыка счел тогда, что в тяжкую для Родины годину испытаний он не вправе оставаться вне Матери-Церкви. 103 Указом Патриарха Алексия I Восточно-Азиатский Экзархат был преобразован из созданного в декабре 1945 г. единого митрополичьего округа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( < < back) Преподобные Амвросий Оптинский (Гренков; 1812–1891) и Анатолий Оптинский II (Потапов; 1855–1922) — великие старцы Оптиной пустыни, причислены к лику святых в 1988 г. и 1996 г. ( < < back) Рукописные подлинники завещания и некоторых писем, к сожалению, не сохранились. Их текст публикуется по копиям, предоставленным духовными чадами владыки. ( < < back) < >< back) > Схиигумен Герман Зосимовский (Гомзин; 1844–1923) — известный подвижник, ученик иеросхимонаха Александра Гефсиманского Затворника и святителя Феофана Затворника Вышенского. Пострижен в 1877 г. архмандритом Леонидом (Кавелиным). Настоятель Зосимовой пустыни с 1897 г. вплоть до своей кончины. Опытный духовный руководитель и молитвенник. Сподвижник прп. Алексия Зосимовского (Соловьева; 1846–1928), иеросхимонаха-затворника, причисленного к лику святых в 2000 г. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > «Кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36); «Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится» (Пс. 33:21). ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > Комментарии Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. «Благовест», Москва — Рига, 1995 – с. 40. ( < < back) Творения свт. Игнатия [Кавказского (Брянчанинова)]. Сретенский мон., М., 1996 — 1998 (репринт, 1904) – т. 5, с. 110. (Далее цитаты приводятся по тому же изданию.) ( < < back) Творения свт. Феофана Затворника [Говорова]. Собрание писем. «Паломник», 1994 (репринт, 1898) — вып. 2, (Далее цитаты из писем приводятся по тому же изданию.) ( < < back) Иеромон. Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия РПЦ XX столетия. «Булат», 1992 — с. 77. ( < < back) < >< back) > < >< back) > Митр. Сурожский Антоний (Блюм). Может ли еще молиться современный человек? Клин, 1999 – с. 278. ( < < back) < >< back) > < >< back) > Прот. Артемий Владимиров. Прп. Сергий Радонежский. Проповедь. Изд-во Братства свт. Филарета Московского, М., 2000. ( < < back) Еп. Петр (Екатериновский). Указание пути к спасению. Сретенский мон., 1994 (репринт, 1905) — сс. 99–103, 339–342.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

XVI в., закрыт в 1764). Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33, 383, 726, 851, 903; Ф. 1267. Оп. 1. Д. 4; Оп. 2. Д. 10; Оп. 3. Д. 9; Ф. 3501. Оп. 1. Д. 11, 15, 39, 42, 49, 52, 55, 58, 61, 66, 80; РГАДА. Ф. 1198; РГБ ОР. Ф. 213, 214; Морозова Г. М. Список культовых сооружений Калужской губ. на 1916 г.: По док-там Калужской духовной консистории. Ркп.; Снигирёв Р., свящ. История Калужской епархии: [Канд. дис.]/МДА. Серг. П., 1997. Ркп. Ист.: Древние акты монастырских архивов Калужской епархии//Калужские ЕВ. 1862. Приб. 9. С. 141-146; Быков В. П. Тихие приюты для страдающей души: Лекции-беседы с портр. и рис. М., 1913; Деяния Калужского чрезвычайного епархиального собрания представителей клира и мирян: 15-19 мая 1917 г. Калуга, 1917; То же (продолжение): 19-22 июня 1917 г. Калуга, 1917; Церковь и жизнь. 1922. 1; Русская Правосл. Церковь в советское время: 1917-1991: Мат-лы и док-ты/Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. Т. 1; Благословенная Оптина: Восп. паломников об обители и ее старцах/Сост.: Е. В. Помельцова. М.; Козельск, 1998; Письма великих оптинских старцев: XIX в./Сост.: А. Д. Червяков. М., 2001; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни/Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т. Лит.: Баталин В. О старинных рукописных памятниках, хранящихся при мон-рях и церквах Калужской губ.//Калужские ГВ. 1846. 29; Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862 2; он же. Ист. описание Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря. [Калуга, 1862]; он же. Ист. описание Тихоновой Калужской пустыни. СПб., 1862; он же. Ист. описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежит. мон-ря. СПб., 1863; он же. Церковно-ист. описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии. М., 1863; он же. Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах мон-рей, городских и сельских церквей Калужской епархии.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010