А.Е. Андриевский в своих трудах за 1911 год отмечал: «Церковь каменная, теплая, построена въ 1862 году на средства прихожанъ. Престолъ – во имя святой Троицы. Приход открыт въ 1783 году». Дворов в селе в это время насчитывалось 577, душ мужского пола 1831, женского 1846, «великороссы, земледельцы, наделъ земли у крестьянъ 2¼ десятины на душу. В приходе река Воронежъ и лесъ. Школы: земская и церковно-приходская, обе двухкомплектныя с 4-х годичным курсомъ, законоучителю въ земской школе 75 руб. въ годъ. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковнаго имущества и мempuчeckiя книги съ 1783 года». В 1911 году штат церкви, по сравнению в 1893 годом, не изменился: священник, диакон и псаломщик. «У причта 40 десятины полевой земли, в 3-х участках, дальний участок отъ церкви въ 5 верстах. Общая доходность причтовой земли 650 руб. в годъ. Братский годовой доходъ 1900 руб. Дома у причта собственные». Приход был закрыт в 1921-1922 годах, были изъяты ценности, и храм постепенно стал приходить в запустение. В здании церковно-приходской школы разместилась сельская школа; в 1960-е это здание было разрушено. Известны имена церковно- и священнослужителей Троицкой церкви, пострадавших от репрессий советской власти. Вышеупомянутый Баталин Петр Михайлович, 1875 г.р., уроженец села Успенское Грязинского района, священник. После закрытия храма служил в Преображенской церкви Липецка до 1937 года, когда по ложному обвинению постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 15.10.37 г. по ст. 58-10-2, 58-11 приговорен к 10 годам лагерей, где по-видимому и принял смерть. Реабилитирован постановлением президиума Липецкого областного суда от 17.09.60 г. Миронов Семен Семенович, 1873 г.р., уроженец села Патриаршее Липецкого района, священник, постановлением тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО от 26.12.31 г. по ст. 58-10-2 приговорен к 3 годам лишения свободы, реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 19.07.89 г. Поляков Владимир Андреевич, 1890 г.р., уроженец села Мочилки Лебедянского района, священник, постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 03.12.37 г. по ст. 58-10-2 приговорен к расстрелу, реабилитирован постановлением президиума Липецкого областного суда от 22.04.61 г.

http://sobory.ru/article/?object=17341

В 1813 г. игум. Никифор начал ремонтные и строительные работы, к-рые завершились в 1823 г. (о чем сообщает надпись на фасаде алтарной апсиды). Тогда по инициативе кн. Милоша Обреновича вместо старого конака (братского корпуса) было построено 3-этажное здание (т. н. конак Милоша). В 1820 г. в мон-ре была открыта школа. В 1832 г. был построен 2-й конак, а в 1840 г. звонница. В 1845 г. на средства серб. правительства была обновлена кровля зданий, в 1846 г. храм и конаки были обнесены оградой и комплекс приобрел совр. вид. В «Описи церквей и монастырей Ягодинского протопресвитериата» 1836 г. сообщается, что К., к-рый упоминается с посвящением в честь Успения Пресв. Богородицы, имел 3 колокола, большое количество церковной утвари и книг, владел 4 мерами земли и 100 сливовыми деревьями. При этом у мон-ря были финансовые проблемы, он должен был мастерам 350 грошей (Београд. Архив Cpбuje. Ф. ДС II Бф I: Државни Савет. 30/836.10: Попис црква и ман-ра jaroдuhckoro протопрезвитерата из 1836 г. Л. 295-296). В 1870 г. монастырская б-ка, согласно составленному тогда каталогу, насчитывала более 200 книг. Во 2-й пол. XIX в. К. был центром народной медицины, особо успешно здесь лечили различные душевные болезни ( Н. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766-1831; Управа nampujapшuje. Београд, 2007. С. 318-320). При пожаре 1911 г. пострадали конак кн. Милоша, наружный нартекс и неск. хозяйственных построек. В 1912 г. по проекту архит. П. Баяловича был построен новый конак (с народными мотивами в архитектуре из камня и дерева, с наклонной кровлей), а в 1922 г. обновлен малый конак. В 1928-1930 гг. под рук. Дж. Бошковича были проведены реставрационные работы. После второй мировой войны К. вошел в список серб. архитектурного наследия. В тот же период мон-рь был преобразован в женский. В мон-ре действует часовня прп. Анастасии Сербской (2-я пол. XX в.). Архитектура Храм является ярким образцом серб. средневек. архитектуры моравского периода. Хотя облик храма неоднократно изменялся, первоначальный вид был возвращен зданию во время реставрации, проведенной Дж.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

В конце 1922 г. храм был захвачен «Свободной трудовой церковью» о. Иоанникия Смирнова и поэта-анархиста Алексея Святогора «За несоблюдение договора — расторгнут договор с верующими на церковь Николы Красный звон в Юшковом переулке у Ильинки. Храм передан другой группе верующих, пожелавшей взять его» (1923–1924 гг.). В 1925 г. храм назначили к сломке, но лишь чудом не снесли. Закрыт около 1927 г. В 1964 г. церковь ремонтировали. В 1967 г. окна заложили кирпичом, помещение забетонировали и установили в нем электростанцию. Позже к церкви с севера вплотную пристроили корпус и вместе с ним включили ее в комплекс новых зданий ЦК КПСС. К 1990 г. купола на главах проржавели. Кресты остались лишь на центральной главе и колокольне, на четырех боковых главках — одни штыри. На государственной охране храм не стоит — отсутствует и в перечне памятников. Он включен только в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану в Москве, с датировкою «1681–1691 гг., 1846 г., конец XIX–XX вв.». По решению Моссовета от 25.07.1991 г. храм возвращается верующим. 19 декабря 1996 г. храм освящен повторно. В последние годы в храме были проведены ремонтно-восстановительные работы. Заново создан интерьер, полностью уничтоженный в годы лихолетий. Введен в строй ярус звона колокольни, для которой в 2001 г. были приобретены 7 новых колоколов, отлитых на Урале. В 2001–2003 гг. для храма были написаны иконы Ченстоховской Божией Матери, иконы царственных мучеников, новомучеников Российских — Серафима Чичагова и Константина Богородского, святой праведной Анны. Святыня храма — икона святого Николая Чудотворца — единственная икона, дошедшая с дореволюционных времен. http://www.otdihinfo.ru/catalog/445.html Существующее здание выстроено в духе эклектики, увенчано широко расставленным пятиглавием на барабанах, декорированных кокошниками, и имеет стройную колокольню с шатровым завершением. В XVII в. церковь обозначалась «у Красных колокольниц на Посольской улице». Название говорит о том, что церковь славилась своим «веселым, благозвучным, усладительным», одним словом красным, звоном. К концу XIX в. из прежних «красных» колоколов остался один — полиелейный (ныне находится в Коломенском).

http://sobory.ru/article/?object=03732

В Синоде беспокоились о судьбе матушки. Вскоре Указом Святейшего Синода она была переведена в Москву и назначена настоятельницей Покровской общины. Как не тяжело ей было покидать родной монастырь, но она должна была смириться и ехать в Москву. Монахини Покровской общины работали как сестры милосердия, так же как и сестры Марфо-Мариинской общины, которые монахинями не были. В эти годы матушка сблизилась с Великой княгиней Елизаветой. (Святая преподобномученица Елизавета (1864–1918))         Вскоре у подвижницы родилось желание поселиться около Саровского монастыря, ей хотелось быть ближе к тому месту, где подвизался прп. Серафим, чтобы там, в уединении, молится до последних дней своей земной жизни. В 1908 году  у неё появилась такая возможность, в июне 1908 года  она остановилась в Серафимо-Понетаевском монастыре. Когда она молилась перед иконой Божией Матери «Знамение» ей было открыто, что она должна создать новый скит. Матушка решила посоветоваться с опытным духовником и в октябре поехала в Зосимову пустынь к старцу иеросхимонаху Алексию (Соловьеву), который, выслушав матушку, сказал ей, что она не должна уходить на покой для уединенной молитвы, а обязана устроить новый скит, и к этому ее призывает Сама Матерь Божия. (Преподобный Алексий Зосимовский (1846–1928))         Позже она услышала тот же совет от Оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Потапова), который тоже настойчиво убеждал ее исполнять поручение, данное ей Самой Божией Матерью. (Преподобный Анатолий Оптинский (1855–1922)) Еще несколько раз матушка ездила за советом к старцу Алексию Зосимовскому . Возвращаясь из последней поездки к старцу, она заехала в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы посоветоваться с наместником Лавры. И наместник Лавры благословил ее на создание нового скита. Таким образом, Серафимо-Знаменский скит был основан по благословению старца Алексия Зосимовского , Оптинского старца о. Анатолия и о. Товии, наместника Троице-Сергиевой Лавры. (Место для постройки скита было выбрано в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Василий Буслаев, герой новгородских былин XIV–XV вв. Василий Великий (ок. 330–379), христианский церковный деятель и мыслитель, один из «отцов церкви» – 286 Гаврюшин Николай Константинович (род. в 1946). Галатея (миф.), изваянная Пигмалионом прекрасная статуя, ожившая и ставшая его возлюбленной. Гарнах (Харнак) Адольф фон (1851–1930), немецкий протестантский теолог. Гартман Николай (1882–1950), немецкий философ, основоположник так называемой критической (или новой) онтологии. Гегель Георг Внльгельм Фридрих (1770–1831), немецкий философ. Геккель Эрнст (1834–1919), немецкий биолог, популяризатор основ естественнонаучного материализма. Гераклит Эфесский (кон. VI – нач. V в. до н. э.), древнегреческий философ, один из первых диалектиков. Герман Вильгельм (1846–1922), немецкий теолог. Герцен Александр Иаанович (1812–1870), русский революционер, писатель и философ. Гершензон Михаил Оснпович (1869–1925), русский историк, инициатор и один из авторов сборника «Вехи» (1909). Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.), древнегреческий поэт, автор поэм «Труды в дни» и «Теогония». Гете Иоганн Вольфганг (1749–1832), немецкий поэт и мыслитель. Геффдинг Харальд (1843–1931), датский философ и психолог. Гильберт Давид (1862–1943), немецкий математик. Гипатия (Ипатия) (370–415), женщина-математик, астроном и философ, растерзанная толпой фанатичных христиан. Гиппиус Зинаида Николаевва (1869–1945), русская писательница н поэтесса, жена Д. С. Мережковского. Глубоковский Николай Николаевич (1867–?), профессор Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания. Гоббс Томас (1588–1679), английский философ. Гоголь Николай Васильевич (1809–1852). Гомер, легендарный древнегреческий поэт, которому приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи». Григорий Богослов ( Григорий Назианзин ) (ок. 330 – ок. 390), греческий мыслитель и церковный деятель, один из «отцов церкви». Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394), церковный писатель, один из виднейших представителей греческой патристики. Григорий Палама (1296–1359), византийский богослов и церковный деятель, теоретик исихазма.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Д. имел подворья в Сухуме и пос. Дубинка на окраине Екатеринодара. С 1889 г. при Д. было открыто уч-ще, где на содержании мон-ря 40-50 детей получали общее и духовное образование, обучались ремеслу, садоводству, пчеловодству и др. Мон-рь имел библиотеку, больницу, аптеку; здесь же была расположена и епархиальная типография. Согласно декрету Комиссариата автономной Абхазии от 1 сент. 1919 г., объявившего Сухумскую кафедру, вошедшую в состав восстановленной автокефальной Грузинской Православной Церкви, вакантной, право на управление Д. предоставлялось временно управляющему епархией: с 3 по 11 сент. 1919 г. эту должность занимал архим. Иоанн (Маргишвили), затем - исп. Амвросий (Хелая) , с 7 окт. 1919 г. митрополит Сухумско-Абхазский (Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия. 2006. С. 292). Среди известных насельников Д.- глинский старец схиархим. Серафим (Романцев) , подвизавшийся в Д. с 1922 г., после закрытия Глинской пустыни , принявший здесь постриг и рукоположенный во иерея (1926). После установления советской власти в Грузии (25 февр. 1921) Д. постепенно пришел в упадок и был закрыт в 1928 г. Ист.: Св. сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Св. архиерей Александр (Окропиридзе) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006; Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006. Лит.: Саблин С. Древний генуэзский храм в укреплении Дранды//Кавказ. 1846. 8. 25 февр.; Гавриил (Кикодзе), еп. Обозрение Абхазских приходов в 1871 г. М., 1872; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Джугели А. Из Абхазии//Мцкемси (Пастырь). Кутаис, 1886. 28. 10 окт. 1886 г. (на груз. яз.); Освящение древнего храма Дранда в Абхазии еп. Имеретинским Гавриилом и его последнее обращение к абхазской пастве//Там же. 1886. 30. 30 окт. (на груз. яз.); Уварова П. С. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2: Абхазия. Аджария. Шавшетия. Посховский участок; Агафодор (Преображенский), еп. Успенско-Драндский общежительный мон-рь в Абхазии: Ист.-археол. описание. Ставрополь, 1894; Боярский А. Драндский Успенский мон-рь на Кавказе. Од., 1894; И. Н. Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский мон-рь. М., 1898.

http://pravenc.ru/text/180405.html

Екатерина Алексеевна не имела детей и свое имение завещала племяннику Алексею Николаевичу Павлову с тем условием, что он передаст на нужды храма 1430 рублей серебром. Эта сумма позволила после смерти Екатерины Алексеевны († 10 октября 1846 г.) начать строительство каменного храма. 14 июня 1847 года священник Феодор Виноградов с причтом и прихожанами подал соответствующее прошение. Храмоздательная грамота на строительство церкви была получена им от святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, 9/21 декабря 1847 года. А в 1852 году в северном приделе уже был освящен престол во имя прп. Сергия Радонежского. Новая церковь представляла собой кирпичное здание на высоком белокаменном цоколе с пристроенной к нему теплой трапезной и двухъярусной колокольней. Кроме главного алтаря четверика, освященного в честь великомученика Димитрия Солунского, храм имел еще два придела в трапезной (северный - в честь преподобного Сергия Радонежского, южный - в честь св. пророка Божия Илии). На рубеже XIX-XX веков при священнике Николае Петровиче Афонском архитектура храма была несколько изменена. В 1886 году его заботами холодная церковь была украшена прекрасной живописью под руководством известного художника Алексея Михайловича Варлаамова. Несколько позже поновлена роспись трапезной. В 1891 году перестраивается верхняя часть храма: вместо одной главки его украсили пять глав с изящными вызолоченными крестами. Приблизительно в 1906-1910 годах перестраивается колокольня храма. Высота ее согласно плану увеличивается до 16 саженей (33,5 метра до барабана)… По воспоминаниям старожилов, о. Николай после революции 1917 года подвергался аресту, но был отпущен. Точная дата его смерти неизвестна. Известно, что в 1922 году он присутствовал при изъятии церковных ценностей революционной комиссией, а в 1929 году в церкви св. Димитрия Солунского служил уже переведенный из Дмитровского уезда священник Владимир Лавров. Он был арестован в марте 1931 года и приговорен к заключению в концлагерь на 5 лет за антисоветскую агитацию. О его дальнейшей судьбе сведений нет.

http://sobory.ru/article/?object=08578

После Северной войны Пётр I подарил эти земли своей дочери Елизавете. Земли Парголовской мызы Елизавета Петровна подарила в 1746 году Петру Ивановичу Шувалову в благодарность за его преданность. В 1826 году вдова графа Павла Андреевича Шувалова, Варвара Петровна (урождённая княгиня Шаховская ) вышла замуж за графа Адольфа Антоновича Полье, который решил привести мызу и парк в порядок. Граф Полье умер от скоротечной чахотки. Скорбящая вдова решила похоронить его невдалеке от усадьбы, в парке. Варвара Петровна обратилась к архитектору Александру Павловичу Брюллову (брату знаменитого художника Карла Брюллова) с просьбой сделать архитектурный проект храма и склепа для упокоения праха усопшего супруга, недалеко от пруда в горе. Готовый проект был одобрен Санкт-Петербургской Епархией. Церковь была заложена летом 1831 года. Строительство продолжалось более 10 лет. Освящение состоялось 9 июля (27 июня) 1846 года. Церковь была выполнена в готическом стиле: со стрельчатыми окнами, ажурным медным шпилем над колокольней. Шпиль напоминал классические завершения готических соборов Германии. Облицована пудостским известняком. Резной, ажурный ясеневый иконостас тоже был выполнен в готическом стиле. Аллея от деревни Сторожиловка к церкви была прозвана «Адольфовой аллеей». Тенистая аллея упиралась в склеп. Фасад склепа, встроенного в холм, был облицован полированным красным финским гранитом и украшен литым чугунным кружевом. Внутри, у задней стены склепа был расположен постамент из чёрного с жёлтыми прожилками мрамора, на котором в натуральную величину стояла мраморная статуя коленопреклонённой женщины в тунике с распущенными по плечам волосами. Руки её были простёрты к раскрытой могиле в полу склепа. До 1917 г. церковь была семейной церковью – памятником и хорошо сохранилась. После 1917 г. имение Шуваловых много раз меняло своих владельцев: интернат школы, дом отдыха с 1926 по 1935 г., Ленинградский военный округ (1935-1948г.), Министерство автотранспортной промышленности. Во времена богоборчества парк и церковь постепенно разрушали. Гранитные плиты с мостика на Адольфовой аллее сняты. Гриб-беседка сгнила ещё в 1930 г. Чугунный крест на вершине склепа сломан; герб Шуваловых (золоченая бронза) сняли около 1922 г.; обеих дверей нет. Склеп был обращен в сарай для сена. На территории склепа выстроен стандартный домик-свинарник. Решетка вокруг склеп снята. На колокольне церкви ажурная чугунная вышка уничтожена в 1935 г.

http://sobory.ru/article/?object=00478

Слухи об исцелениях от иконы заставили Новоивановского священника о. Зелинкевича предложить владелице Касперовки перенести икону в церковь. В последних числах января 1844 года, семь месяцев спустя после первого предложения священника, Касперова лично перенесла образ в приходской Свято-Никольский храм. В 1846-м году Херсонское духовное правление поручает благочинному города Херсона исследовать факты исцелений и чудес, происшедших, якобы, от иконы из села Касперовки. С одной стороны скептически настроенное, ибо в то время не было недостатка в шарлатанах, которые из корыстных целей оглашали о явлении мнимых «святынь», а с другой стороны надеявшееся, что через этот образ действительно является промысел Божий в отношении молодых южнорусских земель. После окончания работы комиссия приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы. К этому времени о чудотворном лике знает уже весь причерноморский край, приезжают из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест. Множество чудес и исцелений происходило от чудотворного образа в прошлом и в настоящее время. Множество из них описаны, многие остались в тайне. Искренняя чистосердечная молитва не оставалась не услышанной Заступницей Усердной. Вот заслуживающий внимания случай, произошедший весной 1922 года в селе Гниляково (ныне Дачное) Одесской области. На село обрушилась сильная эпидемия холеры. Были случаи, когда в течение суток умирало до 30-ти человек. Сельский священник, выбиваясь из сил, с утра до поздней ночи совершал отпевания. Тогда по рекомендации батюшки группа местных жителей отправилась в Одессу к правящему архиерею с просьбой принести в село Касперовский образ Богоматери. 13 июля, в день праздника Собора Св. Архангела Гавриила, в сопровождении городского духовенства икона была доставлена в центр села прямо на площадь, перед ней был совершен общественный молебен, потом икона была внесена в местный Свято-Покровский храм. После молебна не умер ни один человек. В память этого события в благодарность Богу и Божией Матери за избавление от тяжкой эпидемии местные жители установили день Святого Архангела Гавриила почитать особым днем милости Божией.

http://azbyka.ru/palomnik/Касперовская_и...

в качестве абстрактного философского принципа (см.: Verdenius. 1966. P. 85-86; Johnstone. 2014. P. 14-15). Наряду с широко представленной традицией употребления существительного λγος в речевом значении, в эпиграфике и в ранней древнегреч. лит-ре засвидетельствована менее распространенная практика использовать это слово в значениях «счет», «подсчет», «расчет» и т. п. Одни исследователи считают, что 2-е значение сформировалось независимо от 1-го и восходит непосредственно к смыслу «сведения воедино», заключенному в глаголе λγω (см.: Verdenius. 1966. P. 81-84); др. ученые указывают на возможности выведения 2-го значения из 1-го, отмечая вероятность перенесения требования последовательности и цельности из речевой сферы в сферу практической деятельности, связанной с подсчетом, учетом и упорядочиванием результатов. Вероятно, именно со значением учета и рационального упорядочивания соотносится позднейшее расширенное представление о Л. как о конституирующей способности рассудка и разума, о заложенном в природу человека основании рационального синтеза (ср.: Johnstone. 2014. P. 14-16). Т. о., ко времени зарождения философского учения о Л. в греч. языке сформировались 2 фундаментальных значения слова λγος, в рамках к-рых происходило развитие и уточнение его семантики: 1) значение осмысленного говорения и повествования (significatio narrandi), 2) значение подсчета, расчета и рационального упорядочивания (significatio computandi). Дальнейшее расширение семантической области было связано как с развитием повседневного языкового узуса, так и с многообразными попытками философского осмысления проблематики соотношения бытия с человеческим мышлением и с выражающей его речью. Основные значения слова λγος, существовавшие в греч. языке в классический, эллинистический и визант. периоды, разделяются на неск. групп, границы между к-рыми имеют весьма условный и подвижный характер: 1) значения, связанные с речевой деятельностью в широком смысле и с ее результатами: «слово», «речь», «беседа», «выражение», «изречение», «рассказ», «повествование» и т. п.; 2) значения, связанные с познавательной деятельностью человека: «смысл», «разумение», «разумное основание», «понимание», «мнение», «убеждение» и т. п.; 3) значения, связанные с подсчетом и расчетом: «число», «исчисление», «расчет», «мера», «отношение» и т. п.; 4) философские значения, выделенные и определенные в рамках конкретных философских школ: «понятие», «определение», «разум», «рассудок», «размышление», «мысль», «разумный порядок», «разумный закон» и т. п. (подробный обзор см. в словарях: Stephanus H. Thesaurus graecae linguae/Ed. C. B. Hase e. a. P., 1842-1846. Vol. 5. Col. 363-375; Liddel H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxf., 1996. P. 1057-1059; см. также: Hofmann. 1922. P. 77-119; Dilcher. 1995. P. 31-47; Cassin. 2014). Развитие учения о Л. в античной и эллинистической философии

http://pravenc.ru/text/Логос.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010