В общественно-политической жизни Франции в конце XVIII - начале XIX веков сформировался круг из сторонников сенсуализма Дж.Локка и Э.Кондильяка - философов, историков, экономистов и общественных деятелей, которые назывались «идеологами». В данный круг входил и сам Дестют де Траси, а также его составляли - К.Ф.Вольней, П.Ж.Ж.Кабанис, М.-Дж.Дежерандо и другие. Их критический пафос стал предметом жестких оценок со стороны Наполеона Бонапарта, назвавшего их «ветрогонами и идеологами , которые всегда боролись против существующих авторитетов». В 1808 году Император Наполеон писал: «Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время иллюзий для отдельных людей, как для народов, - время счастья». Тогда наука идеология стала своеобразной связующей нитью между философией XVIII века и позитивизмом. В Германии молодые философы К.Маркс и Ф.Энгельс, отторгаясь от идей младогегельянства, в ранней работе «Немецкая идеология» (1846) и в своих позднейших работах понимали под «идеологией»: а) идеалистическую концепцию, согласно которой мip представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов; б) тип мыслительного процесса, когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определенных классов и объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; в) сопряженный метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность. Согласно Марксу, «не в идеологии и пустынных гипотезах нуждается наша жизнь, а в том, чтобы мы могли бы жить, не зная смятения» . Ещё в конце XIX столетия известный русский философов Bлaдuмip Соловьев давал следующую характеристику слова «идеология» для «Энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона»: «Идеология - метафизическая философия, понимаемая как учение об идеях. См. Destutt de Tracy «Elements d " ideologie» (1801-1815). К этому направлению примыкает школа Кузена. Слово «идеология» в этом значении не сохранилось в философской терминологии. Более употребительно (особенно во Франции) другое значение, введенное Наполеоном I, который называл идеологами всех тех, которые на каких-нибудь принципиальных основаниях противились практическим требованиям текущей политики» .

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/04/...

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ A.C. 1863-1919. История ЛАТЫШЕВ В.В. 1855-1921. Классическая филология и археология ЛЯПУНОВ A.M. 1857-1918. Прикладная математика. МАРКОВ A.A. 1856-1922. Математика. МАРР Н.Я. 1864-1934. Литература и история азиатских народов. МИЛЛЕР В.Ф. 1848-1913. Русский язык и словесность НАСОНОВ Н.В. 1855-1939. Зоология НИКИТИН П.В. 1849-1916. Классическая филология и археология ОЛЬДЕНБУРГ С.Ф. 1863-1934. Литература и история азиатских народов ПАВЛОВ И.П. 1849-1936. Сравнительная анатомия и физиология РАДЛОВ В.В. 1837-1918. Литература и история азиатских народов РЫКАЧЕВ М.А. 1840-1919. Физика СОБОЛЕВСКИЙ А.И. 1856-1929. Русский язык и словесность СОНИН Н.Я. 1849-1915. Математика СТЕКЛОВ В.А. 1863-1926. Прикладная математика УСПЕНСКИЙ Ф.И. 1845-1928. История и древности русские ФАМИНИЦЫН A.C. 1835-1918. Ботаника ФОРТУНАТОВ Ф.Ф. 1848-1914. Русский язык и словесность ЧЕРНЫШЕВ Ф.Н. 1856-1914. Геология ШАХМАТОВ A.A. 1864-1920. Русский язык и словесность ЯГИЧ И.В. 1838-1923. Русский язык и словесность ЯНЖУЛ И.И. 1846-1914. Политэкономия и наука о финансах   Почетные академики Отделения русского языка и словесности по разряду изящной словесности   K.P. (вел. кн. К.К. Романов). 1858-1915. Поэт КОНИ А.Ф. 1844-1927. Юрист и общественный деятель АРСЕНБЕВ K.K. 1837-1919. Публицист, юрист, земский деятель БОБОРЫКИН П.Д. 1836-1921. Писатель КОТЛЯРЕВСКИЙ H.A. 1863-1925. Литературовед ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ. 1858-1920. Литературовед и языковед БУНИН И.А. 1870-1953. Писатель   Почетные члены Императорской Академии Наук   Этого почетного звания были удостоены 42 политических и общественных деятеля и ученых, в том числе 13 зарубежных. Среди них были Император Николай II, Великие Князья Г.М., K.K, Н.М. и П.А. Романовы, Король Италии Виктор-Эммануил III, Король Швеции Густав V, Королева Румынии Елизавета, Король Черногории Николай I, Принц и принцесса Ольденбургские, Принц Монако Альберт I, ряд высших государственных сановников Российской империи, например, С.Ю. Витте и др. Из выдающихся русских ученых этого звания были удостоены:

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/08/...

1155-1157; Начертания правил чувашского яз. и словарь, сост. для духовных училищ. [Каз.], 1836; О религиозных повериях чуваш. [Каз., 1846]; О религии некрещеных черемис: Из зап. миссионера//Вестн. РГО. СПб., 1856. Т. 17. Вып. 4. С. 281-290; То же//Казанские ГВ. 1856. 9-10; Сведения о погребении Владимира [Ужинского], архиеп. Казанского и его автобиография//Там же. Ч. неофиц. 1-2; Беседа священника с раскольниками о Св. Тайнах, по старинным книгам//ПС. 1858. Т. 3. С. 176-199, 440-463; Несколько слов из старинных книг к беспоповцам о существующем в толках беспоповщины обычае перекрещивать крестившихся в правосл. Церкви//Там же. 1860. Т. 1. С. 73-100; Ответ из старинных книг на раскольничий толк о трехперстном знамении//РукСП. 1860. Т. 2; О сложении перстов для крестного знамения. Каз., 1861, 18632; Раскольнические мудрования об именословном благословении//ПС. 1862. Т. 2. Май. С. 3-15; О старинных богослужебных книгах русских: Против раскола//Там же. С. 406-414; Свидетельство старопечатных русских книг о достопоклоняемом имени Иисус//Там же. Т. 3. С. 214-223; Архим. Мартирий, настоятель Свияжского Богородицкого мон-ря//Там же. 1874. Т. 1. С. 117-123. Арх.: НАРТ. Ф. 4: Клировые вед. Благовещенского собора (за 1854-1884). Лит.: Н. Р. Юбилейный праздник в Казани в память рукоположения, в 1828 г. окт. 22 дня, во пресвитера протоиерея Казанского кафедрального собора В. П. Вишневского//Изв. по Казанской епархии. 1878. 22. С. 603-631; Некролог//Изв. по Казанской епархии. 1886. 2. С. 29-42; Знаменский П. В. История КазДА за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. Вып. 1. С. 278, 283, 322, 340; Вып. 2. С. 376-377, 512; Вып. 3. С. 2; Биобиблиогр. словарь отеч. тюркологов. М., 19892.. С. 63-64. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором БОГОРОДИЦКИЙ Константин Николаевич (1863 – 1922?), прот., принадлежал к плеяде " григорьевцев " - пастырей-миссионеров

http://pravenc.ru/text/158920.html

Николаевск-на-Амуре), а также по рекам Аргунь, Бурея и др. Только во время одного из своих миссионерских путешествий в июне 1857 г. В. обратил из язычества в христианство 154 чел. 13 июля 1856 г. возведен в сан протоиерея. В 1862 г. переведен в Благовещенск ключарем кафедрального собора и вскоре утвержден в должности исполняющего обязанности настоятеля собора, 22 сент. того же года определен благочинным среднеамурских храмов. 23 окт. 1863 г. назначен членом Камчатской консистории. В 1865-1866 гг. был направлен свт. Иннокентием в Москву и С.-Петербург для сбора пожертвований на устроение храмов в Приамурском крае. В исполнении этой задачи большую помощь миссионеру оказал Московский митр. Филарет, благодаря к-рому В. организовал в Москве особый фонд, на счет к-рого поступали пожертвования. Особенно большие отчисления были сделаны главным правлением Российско-Американской компании и московским купцом Г. М. Корниловым. После возвращения к месту служения В. 29 сент. 1866 г. был назначен членом комитета по устройству церквей Приамурского края, за труды и усердие на этом поприще 20 февр. 1867 г. ему была объявлена архипастырская признательность. Собранные пожертвования (40 тыс. р. серебром), а также облачения и утварь позволили епархии до 1870 г. построить и оснастить в Приамурском крае 15 правосл. храмов, благодаря правительственной субсидии появилась возможность пригласить священников из др. епархий. После перемещения 5 янв. 1868 г. свт. Иннокентия на Московскую кафедру В., взяв отпуск, сопровождал отца к месту нового служения, т. к. из-за слабого зрения святитель нуждался в секретаре. 11 июня того же года В. был зачислен в причт собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего московского мон-ря . Во все годы пребывания свт. Иннокентия на Московской кафедре В. был его ближайшим помощником. По завещанию митр. Иннокентия († 31 марта 1879) В. являлся его душеприказчиком. Однако полностью исполнить волю почившего В. не смог, т. к. скончался спустя немногим более года после кончины отца. Погребен в Новодевичьем мон-ре. В. был награжден орденами св. Владимира 4-й (1858) и 3-й (1877) степени, св. Анны 2-й степени (1868). Арх.: ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 664. Д. 104; ОПИ ГИМ. Ф. 194. Д. 2. Л. 1-16. Ист.: Письма Иннокентия, митр. Московского и Коломенского/Публ. И. П. Барсукова. СПб., 1897-1901. 3 кн.; Административные док-ты и письма высокопреосв. Иннокентия, архиеп. Камчатского, по управлению Камчатской епархией и местными духовно-учеб. заведениями за 1846-1868 гг./Сост. В. Крылов. Каз., 1908. Лит.: Некролог//Моск. ЦВед. 1880. 30. С. 363-364; Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, по его соч., письмам и рассказам современников. М., 1883. А. А. Петров Рубрики: Ключевые слова: БОГОРОДИЦКИЙ Константин Николаевич (1863 – 1922?), прот., принадлежал к плеяде " григорьевцев " - пастырей-миссионеров

http://pravenc.ru/text/150339.html

Соч.: Избр. письма Оптинского старца скитоначальника Анатолия к монахиням//ДЧ. 1902. 10. С. 282-289; 12. С. 671-676. Мон. Екатерина (Филиппова) Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛУКА (Швец Леонтий; 1838(?) г. - 1898), схим., старец, прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых)

http://pravenc.ru/text/114958.html

Из книги Л.И. Денисова «Православные монастыри Российской Империи. Полный список» (Москва, Издание А.Д.Ступина, 1908): Задне-Никифоровская нештатная общежительная мужская пустынь в 57 в. от у. г. Олонца, при озере Важе. Основана в первой половине XVI столетия учеником преп. Александра Свирскаго преп. Никифором и его сподвижником Геннадием: в 1786 г. упразднена и обращена в приходскую церковь; в 1800 г. причислена к Александро-Свирскому монастырю; в 1846 г. стала самостоятельною. Пустынь владеет 382 дес. земли. Игумен. Монахов 25. послушников 15. Из книги П.П. Сойкина (составитель) «Православныя обители» (С.-Петербургъ: Книгоиздательство П.П.Сойкина, 1910): Задне-Никифоровская пустынь, въ Олонецком уезде,находится в 57 вер. от г. Олонца, на берегу озера Важе. Со всех сторон она окружена густыми вековыми лесами, которые придают ей уединенный, суровый вид. Основана пустынь в первой половине XVI столетия учеником преп. Александра Свирскаго преп. Никифором и сотрудником его преп. Геннадием. Не владея достаточными материальнымя средствами, обитель пришла в упадок и в 1764 г. была закрыта и обращена в приход, приписанный к Александро-Свирскому монастырю. В 1846 г. ей вновь была возвращена самостоятельность. Управляет немногочисленной братией игумен. В пустыни два храма: во имя Всех Святых, в котором почивают под спудом мощи препп. Никифора и Геннадия, и второй храм в честь Преображения Господня. В Петербурге за Невской Заставой имеется подворье пустыни с храмом. После революции 1917 г. монастырская жизнь прервалась. В 1918 г. на землях Задне-Никифоровской пустыни возникла монашеская коммуна, заведующим которой стал казначей пустыни монах Стефан. В ноябре 1920 г. хозяйство Задне-Никифоровской пустыни перешло в ведение уездного отдела образования, организовавшего здесь совхоз и при нем детскую колонию имени Зиновьева. В колонии жило 32 несовершеннолетних подростка, которые трудились в хозяйстве. Пяти монахам, по свидетельству которых в новых условиях хозяйство упало, разрешили остаться при закрытой обители в качестве работников; они занимали лишь одно небольшое помещение. Богослужения совершались в одном храме, другой был передан колонии под организацию театра (его так и не удалось открыть). В 1922 г. земли монастыря взяла в аренду артель финских эмигрантов «Райвая», члены которой выступали за окончательное выселение монахов; последние добивались разрешения жить в доме у монастырской ограды, владеть храмами и иметь небольшой участок земли для обеспечения себя продуктами.

http://sobory.ru/article/?object=00148

Старообрядчество Со времени церковного раскола Костромской край являлся одним из центров старообрядчества; с костромскими землями связаны имена старообрядческих учителей протопопа Аввакума Петрова , боярыни Ф. П. Морозовой , протопопа Даниила и др. Последователи «старой веры» жили в Костромском, Нерехтском, Макарьевском уездах (совр. К. о.), а также в Варнавинском, Кинешемском, Юрьевецком уездах (в наст. время территория Ивановской и Нижегородской областей). В Костромской губ. существовали старообрядческие монастыри и скиты, основанные преимущественно в XVIII в. В Варнавинском у. беглопоповцы основали 4 скита: Красноярский мужской в 8 верстах от с. Семёнова, Шитовский женский в 5 верстах от с. Карпова, Макридинский в 4 верстах от дер. Березники и Ляпинский в 3 верстах от дер. Спиридоново (ныне Ивановская обл.). В Макарьевском у. действовали Высоковский Новоуспенский поповский скит, в 1804 г. присоединенный к единоверию , и Понуровский скит. В кон. XVIII в. здесь имелся Шляпинский жен. скит поморцев , тогда же был основан Буренинский скит Спасова согласия , в 80-х гг. XVIII в. положено начало Петровскому поповскому скиту. В кон. XVIII в. был основан Каменский скит Спасова согласия. В нач. XIX в. близ дер. Татарка существовал Татарский женский скит, имевший 2 храма. В 40-х гг. XIX в. правительство ликвидировало все старообрядческие скиты в Костромской губ. По официальным сведениям, в 1-й пол. XIX в. в крае насчитывалось 123 староверческих прихода. Наиболее ранние известия о беглопоповских приходах относятся к 1800-м гг. В 1805 г. в с. Жарки с разрешения правительства была открыта часовня, в приходе к-рой находилась ставшая позднее широко известной дер. Стрельниково. Известны были местные центры старообрядчества, с. Молвитино Буйского у. и располагавшиеся близ него Лучкинские скиты, закрытые в 1848 г. Большинство их последователей приняли Белокриницкую иерархию . Активность местных федосеевцев наиболее тесно связана с судиславским 2-й гильдии купцом Н. А. Папулиным , владельцем богатых моленных, основателем богадельни по типу богаделенного дома московского Преображенского кладбища . В 1846 г. богадельня была закрыта, имущество моленных конфисковано. Иконы, 41 печатная книга и 35 рукописных поступили в костромской Ипатиевский во имя Св. Троицы мон-рь. В 1847 г. С. Г. Строганов (см. в ст. Строгановы ) настоял на передаче ему икон, как некогда принадлежавших его предкам; с 1922 г. это собрание находится в Гос. Русском музее. Федосеевские общины Плёса, сел Середа, Писцово, Киселёво (в наст. время на территории Ивановской и Нижегородской областей) были связаны с такими крупными деятелями федосеевского согласия, как И. А. Ковылин , Г. К. Горбунов . Спасово согласие было широко распространено в Макарьевском у. Одна из общин, зарегистрированная в 1913 г., находилась в дер. Марково, она объединяла жителей Боярской и Ловыгинской волостей, др. центром спасовцев была Ковернинская вол. (в наст. время в Нижегородской обл.).

http://pravenc.ru/text/2458875.html

ч. Н., изображены в овальных клобуках с воскрылиями на фоне Иоанно-Предтеченского скита. Образ Н. (с непокрытой головой) включен в композицию иконы «Собор святых, прославленных в 2000 лето от Р. Х.» (2000, Масюкова, храм Христа Спасителя), которая была создана к общецерковной канонизации оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Вместе с др. оптинскими преподобными Н. изображается на совр. иконах «Собор всех святых, в земле Русской просиявших», написанных с дополнениями фигур новопрославленных святых (в т. ч. оптинских старцев) по образцам мон. Иулиании (Соколовой). Лит.: Житие иеросхим. Нектария/Изд. Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 1996. С. 63, 189; Оптина пустынь: [Буклет]/Изд. Введенского мон-ря Оптина пуст. [Козельск], 2016. С. 24-25; Оптина пуст. в воспоминаниях очевидцев/Изд. Введенского мон-ря Оптина пуст. Козельск, 2016. С. 326, 533-534. Т. В. Анатониева Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) НИКОЛАЙ Петрович Пономарёв (1867 (1866) - 1918), диак. , сщмч.(пам. 28 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых)

http://pravenc.ru/text/2564872.html

Франтишек Бартош Чешский историк Ю. Поливка придирчиво разбирал творчество Франтишека Бартоша, главы Часописа Матицы (Ск. 1906). По мнению Поливки, Бартош «скорее является панегиристом народной поэзии своей родины, панегиристом и старшего моравского поколения, создавшего эти песни, восхвалителем прекрасных былых времён. Господин Бартош является не только народником, самобытником - смеем ли переносить термин русской публицистики на Запад - идеализатором народного быта, но и охранителем, а иногда и противником европейской культуры, насколько под её влиянием разлагается старый самостоятельный народный быт» (13). Стоит ли говорить, что Бартош был русофилом... В 1890 году Императорская Академия в Санкт-Петербурге наградила его премией Котляревского за работу «Моравская диалектология». Франтишек Бартош высказывался в поддержку литературной славянской взаимности, предлагая для её реализации изучение славянских языков в гимназиях, систематическую журнальную популяризацию славяноведения, выработку общеславянской научной терминологии (14). В 1907-1922 гг. главой Матицы был Франтишек Каменичек. В 1901 году Каменичек, тогда редактор Часописа Матицы, договорился с русскими учёными о книжном обмене: «Читано отношение редактора Часописа Матицы Моравской доктора Франтишека Каменичка из Брно от 30 июня сего года, с предложением вступить в обмен изданиями. Положено изъявить согласие на означенное предложение Матицы». (15). Матица в Троппау (Опаве) , административном центре Австрийской Силезии, была основана в 1877 году, информация о ней очень скупо попадала на страницы российских изданий. Судя по многогранности общественного служения второго председателя этой Матицы, небогатого доктора Яна Калофика (1846-1904) - а он был и главой опавского сокольства, и членом певческого общества, и участником многих других организаций - слой национальной интеллигенции в Опавском крае был ещё тоньше, чем, например, в Моравии. Только в 1897 году чехам удалось добиться открытия гимназии в Опаве - это, вероятно, было наибольшим достижением Матицы.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/19/...

Предшественница Казанского собора церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невской першпективе, стоящая до осени 1811 года между современным фонтаном перед Казанским собором и Невским проспектом (освящ. 13.06.1737, разобрана в конце 1811): её настоятели – о. Тимофей Васильевич Семенов (июнь–дек.1737); о. Иоанн Константинов и о. Симеон Иоаннов (до 1756); о. Феодор Дубянский (наст. 1756–1763); о. Иоанн Тимофеев (наст. 1763–1771); о. Иаков Навроцкий (Навродский) (наст. 1771–1798); о. Феодор Васильевич Семивский (Семевский) (наст. с 16.06.1798 – 1810, при нем начали возводить новый храм – Казанский собор, залож. 27 авг. ст.ст.(ныне 9 сент.)1801г., освящ. 15 ст.ст. (ныне 28) сент. 1811); о. Иоанн Сырохнов (по имп. Указу настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы с конца 1810 – до осени 1811, затем в 1811 – 1814  первый настоятель только что построенного Казанского собора). Последующие настоятели Казанского собора: прот. Бедринский Иоанн Иванович (1814 – 18.02.1831); прот. Мысловский Петр Николаевич (1831– 06.03.1846); прот. Никольский Тимофей Ферапонтович (март 1846– 16.07.1848); прот. Райковский Андрей Иванович (июль 1848–29.10.1860); прот. Дебольский Григорий Сергеевич (нояб.1860–14.06.1881); прот. Булгаков Александр Петрович (штатный священник с 1870, настоятель – июнь 1881–28.12.1883); прот. Лебедев Александр Алексеевич (28.12.1883– 23.03.1898); прот. Мегорский Евграф Иоаннович (01.04.1898–26.11.1904); прот. Мегорский Дмитрий Тимофеевич (нояб.1904 –27.01.1909); прот. Сосняков Николай Адрианович (ключарь с 01.04.1908, настоятель – 30.01.1909–04.05.1913); прот. Головин Николай Николаевич (штатный священник с 1881, ключарь с 1909, настоятель – 26.05.1913 – 6.10.1913); сщмч. прот. Орнатский Философ Николаевич (с 10.10.1913 – арестован 19 июля/01 августа 1918, расстрелян осенью 1918); прот. Маренин Василий Иванович (штатный священник с 05.06.1895, настоятель с декабря 1918 до 14.12.1920, затем почетный настоятель до самой смерти 12 12.1921); прот. Чуков Николай Кириллович (будущий митрополит Григорий) (настоятель с декабря 1920 – арестован 30 мая 1922, освобожден из тюрьмы 30 ноября 1923; за время его нахождения тюрьме Казанский собор летом 1922 захватили обновленцы, которые обосновались в соборе вплоть до его закрытия в январе 1932;  о. Николай Чуков в марте 1935 выслан из Ленинграда в Саратов; 13.11.1942  пострижен в мантию, с 14.11.1942 – епископ Саратовский, с 07.09.1945 – митрополит Ленинградский и Новгородский, умер в Москве 05.11.1955); прот. Прозоров Василий Аникитич (июнь 1922 – 12.03.1923); в 1922 году временно и. о. настоятеля прот. Рождественсий Дмитрий Васильевич и проф.– прот. Афанасьев Владимир Павлович (июль 1922); прот. Андреев Феодор Константинович (1922–1923, он с 1917– до марта 1923 служил в штате Казанского собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010