После реформы духовных школ, когда была осознана необходимость дать учащимся духовных школ научное руководство для прохождения пастырского служения, появились почти одновременно два курса Пастырского богословия. Эта книга архимандрита Антония (Амфитеатрова , впоследствии архиепископа Казанского, 1815–1879), вышедшая в 1851 году, и труд архимандрита Кирилла (Наумова , впоследствии архиепископа Мелитопольского, 1823–1866), вышедший в 1853 году. Первая, в сущности неоконченная, гораздо слабее курса «Догматического богословия» того же автора, крупного для своего времени русского богослова. К ее недостаткам в первую очередь следует отнести формализм и узость. «Пастырское богословие» архимандрита Кирилла, за которое он получил степень доктора богословия, является, по словам историка профессора Петербургской Духовной Академии И. Чистовича (1828–1893), «первым опытом изложения пастырских обязанностей в научном виде». Для нашего времени это пособие, конечно, устарело, но ценно как памятник первого научно-систематического изложения предмета. A. С. Стурдза (1791–1854), известный писатель на богословские и церковные темы, выпустил в 1840 году «Письма о должностях священного сана». Это весьма полезное сочинение, как видно из заглавия, не представляло собой систематического курса, но имело большую практическую пользу. Такой же практической ценностью отличаются еще две книги: архиепископа Костромского и Галичского Платона (Фивейского , 1809–1877) «Памятная книжка для священника или размышления о священнических обязанностях», вышла в Москве в 1860 году, и «Практическое руководство для священнослужителей» П. И. Нечаева (1842–1906), 10-е издание которого вышло в 1910 году в Петербурге. Это руководство было настольной книгой нескольких поколений священнослужителей и отчасти может быть полезно и в наше время. Профессор Киевской Духовной Академии Β. Ф. Певницкий (1832–1911) выпустил в конце XIX в. целую серию дополняющих друг друга книг о пастырском служении: «Священник» (Киев, 5-е изд., 1897); «Священство» (Киев, 2-е изд., 1897); «Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан» (СПб., 3-е изд., 1898). Эти книги остаются ценными академическими пособиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Причт: священник и псаломщик. Средства причта: казенное жалование священнику 294 руб., псаломщику 98 руб.; проценты с капитала в 710 руб. – 28 руб. 17 коп.; доход от богослужений и треб священника 255 р., псаломщика 85 руб. Для священника имеется церковный дом. Земли под церковью, кладбищем, дорогой, ручьем, усадебной под домами и огородами 1678 кв. сажень. Для кладбища впоследствии прирезано Плесской городской управой 1050 кв. сажень. План на землю 1782 г. и отношения Плесской городской управы от 5 августа 1902 г. и от 26 июля 1906 г. хранятся в церкви. Частью земли пользуются члены причта. Прихожан муж. пола 369, жен. пола 366, приход сельскохозяйственный. Приходских селений 5, на расстоянии 4 верст от церкви. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г. Церковь Преображения построена в 1840–1849 г.г. на западной окраине города, на берегу Волги. Храм создан на месте мужского Спасо-Преображенского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь выполнена в запоздалых формах раннего классицизма и обладает подчеркнуто монументальным обликом. Основной объем состоит из большого четверика с преувеличенно крупным аттиком, над которым возвышается ротонда. Суженный полукруглый алтарь и трапезная понижены. Декоративное убранство храма скромное, имеет плоскостный характер. Массивная четырехъярусная колокольня состоит из двух четвериков и восьмигранного яруса звона с главкой в завершении. К 1840-1849 г.г. относится только основной объем храма. Трапезная и колокольня пристроены в 1860-х г.г. В 1937 г. храм был закрыт. Его помещения использовалось в качестве склада для муки и круп, затем в нем размещалась столярная мастерская – до начала 1980-х г.г. Неподобающее использование церковного помещения нанесло большой ущерб монументальной живописи высокого качества. В 2010-2015 г.г. проведена реставрация Преображенской церкви, в ходе которой производились работы по кровле, фасадам, фундаментам, стропильной системе, полам. Произведено снятие и укрепление живописи, заполнение оконных проемов, реставрация лестницы колокольни, наката и потолка перекрытия колокольни, замена кирпичных перегородок служебных помещений с последующей штукатуркой и покраской, замена обмазки с вычинкой и покраской внутри колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=00942

Церковной земли, которая до 1841 года находилась в 3 верстах от села, но в настоящее время, благодаря стараниям священника Ф.Н. Троицкого, находится рядом с усадьбами притча, значится по плану 43 десятины, кроме того, в пользу притча имеется в билетах 500 руб. В состав прихода, кроме села с 37 дворами, входят деревни Самозвановка с 17 дворами, Доброволя с 15 дворами, Ольховка с 17 дворами, Туровская с 2 дворами, Телешовка с 50 дворами, Совка с 58 дворами, Глуховка с 13 дворами, Ивановка, перечисленная в 1868 году от с. Василевки, с 19 дворамии, Смолевские Выселки с 9 дворами. В коих муж. пола 798, жен. пола 813.    По штату 1873 г. в  причте положены 1 священник и 2 псаломщика. И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1885 г., том 2, стр. 366. Покровская церковь в селе Турово построена в 1868 г. тщанием поручика Александра Николаевича Сазонова. Зданием каменная, на каменном фундаменте, с таковой же колокольней. Престол один: во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью достаточна. Штат: священник, диакон и псаломщик. Жалованья 550 руб., кружечных сборов 600 руб. Другие источники доходов: банковские билеты, с них % 50 руб. в год. Земли церковной: усадебной с погостом вместе 3 дес. 600 кв. саж., пахотной 40 дес. 880 кв. саж., сенокосу нет, в 1 версте от церкви, бесспорна, но плана нет. Качество земли посредственное, чернозем неглубокий, суглинистый, доход 360 руб. в год. Дома священнослужителей на церковной земле собственные, дома в состоянии полуветхие. Приписных церквей нет. Приходно-расходные книги с 1913 г., копии с метрик с 1840 г., обыскная книга с 1912 г., писано 26 листов, исповедные с 1840 г. В церковной библиотеке книг 60 томов. Церковные деньги и бумаги в целости за ключом, ключ у старосты. В приходе имеются школы: церковно-приходская в дер. Совне в собственном здании, обучение смешанное, на содержание церковно-приходской школы от местных крестьян отпускается 46 руб. в год, и церковно-приходская школа в д.Телешовке, в наемном здании. При церкви старостой состоит дворянин Дмитрий Ипполитович Щерский с 1911 г., на второе трехлетие. Преосвященный последний раз посещал в 1887 г.

http://sobory.ru/article/?object=17536

В 1876 г. утвержден штат Ильинской церкви: священник и два псаломщика. Фактически штат состоял из священника, дьякона и псаломщика. Священник Стефан Стефанович Никольский (1840-?) был сыном дьячка, окончил Псковскую духовную семинарию и начал служить священником в Ильинском. Кроме служения в церкви, о. Стефан был членом благочиннического совета и благочинным своего церковного округа, наблюдателем церковно-приходских школ, преподавал Закон Божий в земской школе. За свои труды священник был награжден набедренником и бархатной фиолетовой скуфьёй. 5 мая 1911 г. священник Никольский уволен за штат (на пенсию). Священник Михаил Михайлович Введенский (27 февраля 1870?) был сыном дьякона, родился в погосте Кокшино Островского уезда, обучался в Псковской духовной семинарии, преподавал «по всем предметам» в Кокшинской церковно-приходской школе. С 1893 г. он одновременно служил псаломщиком в Кокшино. В 1897 г. Михаил Михайлович рукоположен в сан дьякона в погост Старые Овсищи Островского уезда, там же он в 1905 г. был рукоположен в сан священника. Потом последовал перевод в погост Почеп Торопецкого уезда Псковской губернии. С 16 мая 1911 г. о. Михаил стал служить в Ильинском. Его трудами к Православию были присоединены несколько старообрядцев из окрестных деревень. Как участник Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. он награжден медалью, за труды по народному образованию постановлением Святейшего Синода награжден медалью на Александровской ленте, за организацию помощи воинам, больным и раненым в годы Русско-японской войны священник награжден медалью российского общества Красного Креста. За усердную и полезную службу о. Михаил был награжден набедренником. Дьякон Иоанн Иоаннович Вознесенский (24 августа 1835?) родился в семье дьякона в погосте Ашево Новоржевского уезда, обучался в Псковской духовной семинарии. С 20 июля 1859 г. он служил в здешней церкви. Один его сын, Александр, отслужив армию, служил почтальоном в Опочке, другой сын, Павел, служил почтальоном в Кронштадте. Псаломщик Алексий Васильевич Упадышев (1873-?) был сыном дьякона, родился в Вологодской епархии, обучался в Псковском духовном училище. По своему прошению он в 1888 году был назначен в Ильинский погост.

http://sobory.ru/article/?object=55687

В дер. Трубиной есть каменная часовня, освященная 11 сентября 1869 г. На месте этой часовни до 1840 г. стояла толстая ветвистая ель, под которой молился и ловил рыбу на реке Туре св. прав. Симеон. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Берег украшает архитектурный ансамбль возрожденного Михаило-Архангельского храма и Симеоновской церкви. Михаило-Архангельская церковь, каменная, 3-престольная, построена в 1809 г. Главный храм во имя архангела Михаила, прав. придел во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, лев. придел во имя свт. Димитрия, митр. Ростовского. В 1869 г. церковь расширена, а в 1911–1916 гг. перестроена. Закрыта в 1939 г., в 1950-е гг. снесена. Сохранилась только полуразрушенная колокольня. Храм в честь Архистратига Михаила, в котором при земной жизни молился святой праведный Симеон, был отстроен заново, освщ. 11 августа 2004 г. В наст. вр. является подворьем Ново-Тихвинского женского монастыря (гор. Екатеринбург). Вторая церковь – Симеоновская, каменная, 1-престольная, освщ. 9 сентября 1886 г. Построена над могилой праведного Симеона Верхотурского, на месте обретения святых мощей. Перенесение мощей в Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь состоялось 12 сентября 1704 г. Рундквист Н., Задорина О.  Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия . — Екатеринбург: Квист, 2009 с. Меркушино Михаило-Архангельская церковь Каменная, трехпрестольная. Построена в 1809 г. Правый придел во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, левый придел во имя свт. Димитрия, митр. Ростовского. В 1869 г. церковь расширена. В 1911-1916 гг. перестраивалась. В 1922 г. изъят 1 пуд 5 фунтов 76 золотников серебра (18,6 кг). Закрыта в 1939 г., сергиевской ориентации. Снесена в 1950-е гг. Сохранилась колокольня, восстановлена в 1999 г. Комментарии и обсуждение В Списке духовенства Екатеринбургской епархии на 1899 год значится Михайло-Архангельская церковь, входила в состав 1-го благочиннического округа Верхотурского уезда. Благочинный – священник Петр Яковл. Пономарев (с.Красногорское). В церкви служили: священники: Петр Дм. Арефьев, Иоанн Извольский; диаконы: Алекс. Пономарев, Стеф. Хлынов; псаломщики: Никол. Ал-ндр. Чернавин, Никол. Пономарев и Вас. Муромцев.

http://sobory.ru/article/?object=49469

8 июля 1840 года церковь была освящена епископом Евлампием и стала главным приходским храмом Нижне-Исетска. При Храме во имя Казанской иконы Божией Матери было два придела: южный – во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, северный – во имя святителя Стефана Великопермского. 1 марта 1909 г. при храме было открыто Нижне-Исетское отделение Арамильского церковного общества трезвости, в котором в 1911 году состояло 146 человек (в приходе числилось более трёх с половиной тысяч человек). В 1935-1936 гг. храм был закрыт советскими властями (дата закрытия храма точно не установлена, есть предположение, что это произошло в 1946 г.). В советские годы в здании храма располагались в разное время клуб детдома, клуб химмашзавода, заводской цех, долгие годы оно пустовало. 20 июня 1974 года храм был взорван. 5 апреля 2002 года был освящён закладной камень архиепископом Викентием, началось восстановление храма. 21 июля 2004 года на этом месте впервые за несколько десятилетий была отслужена Божественная Литургия. С июня 2011 года в храме регулярно совершаются богослужения. Сайт храм во имя иконы Божией Матери Казанская http://kazansky.cerkov.ru 10 июля 2016 г. на 200-летний храм Казанской иконы Божией Матери на Химмаше установили долгожданные купол и крест. На глазах у прохожих огромный автокран поднял 15-метровый купол весом 9 т на высоту порядка 40 метров. Вчера митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл посетил храм и освятил конструкции. Перед началом полиелея владыка совершил чин освящения креста и колоколов, которые в дальнейшем будут установлены на колокольне строящегося храма Казанской иконы Божией Матери. В завершении богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, поблагодарив всех, кто принимает активное участие в созидании прихода и в строительстве храма. Купол собирали прямо на месте несколько недель. Поднимать его доверили мастерам, которые работали на строительстве небоскреба " Высоцкий " . Теперь дело за фасадом – отделку рабочие обещают закончить к осени, а зимой примутся за внутренние помещения.

http://sobory.ru/article/?object=12289

В храме служили: с 1802 г.- свящ. Стефан Серебряников, с 1796 г.- диак. Александр Серебряников, с 1809 г. диак.- Александр Лапин, с авг. 1851 г.- свящ. Андрей Аедоницкий († 1860), в 1840-1846 гг.- псаломщик Константин Михайлович Машанов († не ранее 1882), в 1851-1854 гг.- свящ. Григорий Лапин. Известно также, что ок. дек. 1891 г. в храме служил свящ. Иоанн Киселёв, с 29 авг. 1892 г.- свящ. Симеон Лукич Сергиев, летом 1899 г.- свящ. Петр Бодров, в 1893-1901 гг.- диак. Павел Васильевич Гиганов (с 1901 священник); с 1896 г.- псаломщик Феодор Никандрович Афанасьев (с 1911 диакон), затем - свящ. Павел Цветков († 1905), с 1905 г.- свящ. Александр Радонежский, с янв. по июнь 1907 г.- свящ. Алексий Александрович Преображенский († не ранее 1914), с 29 июня 1907 по 1915 г.- свящ. Сергий Тимофеевич Донченко, в 1912 г. награжденный скуфьей и являвшийся членом благочиннического совета Тобольской епархии, с 31 окт. 1915 г.- свящ. Михаил Васильевич Пламеневский (ок. 1857 - не ранее 1915). Настоятель (с 1918) Никольской ц. и благочинный 2-го Тюкалинского округа свящ. Сергий Михайлович Пламеневский (1890 - не ранее 1920) 20 апр. 1920 г. арестован и обвинен в контрреволюционной агитации, но 29 апр. того же года Омской губЧК его дело было прекращено по «Первомайской» амнистии. Дальнейшая судьба Пламеневского неизвестна. Свящ. Роман Евстафьевич Лемещук (1866-1937), в 1925-1931 гг. служивший в Никольском храме, 14 нояб. 1937 г. арестован в с. Новоалександровка Кагановического р-на Омской обл. 15 нояб. Особой тройкой при УНКВД по Омской обл. он приговорен за контрреволюционную деятельность без ссылки на закон к высшей мере наказания, 19 нояб. 1937 г. в Омске расстрелян. 15 окт. 1958 г. президиумом Омского облсуда свящ. Р. Лемещук реабилитирован. После 1936 г. храм использовался как зернохранилище, в 60-х гг. XX в. был частично разрушен (сломаны завершения, разобрана кровля), церковное кладбище разорено. С 1989 г. велось восстановление Никольского храма с колокольней; он был расширен за счет пристройки 2 приделов: северного во имя Царственных страстотерпцев (2002), южного - во имя мучеников Кирика и Иулитты (2002). На территории Н. Ч. м., к-рый окружен деревянным забором, находятся также братские келейные корпуса, 2 трапезные, гостиница для паломников; действует иконная лавка, устроен хозяйственный двор. Среди святынь обители - икона блж. Матроны Московской с частицей ее мощей и ковчег с частицами мощей 45 святых.

http://pravenc.ru/text/2566182.html

Вскоре при Сергинском острожке была построена деревянная Крестовоздвиженская церковь. Примерно на том месте, где сейчас каменная церковь, а рядом находилось кладбище. А в 1581 году Сергинский острожок посетил со своей дружиной Ермак во время похода в Сибирь. В XVI веке во время набегов сибирских татар на Сылвенский край Сергинский и Троицкий острожек неоднократно разорялись. В 1558 году, грамотой царя Ивана Грозного, земли по рекам Каме, Сылве и Чусовой были отданы именитым купцам Строгановым, которым отошла почти вся территория Сылвенского края. В 1745 году от села Лобаново через село Кольцово, Насадку, Сергу до Кунгура был проложен тракт, соединявшийся с Сибирским. Постройка этого тракта обеспечила связь Серги с Кунгуром и Егошихинским заводом (Мотовилиха), что положительно сказалось на дальнейшем развитии Серги. В 1797 году в с. Серга 9 мая по старому стилю останавливался выдающийся российский просветитель А. Н. Радищев, возвращавшийся из сибирской ссылки. Старинный дом волостного правления, где останавливался писатель, сохранился и до сих пор. Об этом рассказывает и сам Радищев в своем дневнике: «От Зарубиной дорога идет высоким берегом и выходит к Сылве, где вид прекрасный, потом до Сергинской слободы чрез лес, близ Сылвы… Простояв долго в Сергах, поехали лугами до горы весьма крутой, потом чрез лесок до Закоптеловой и за ней до перевоза чрез Сылву.. Ночью на берегу, переменив лошадей, ехали лесною и мокрою дорогою до сельца Кольцова, принадлежащего к Шаховскому. Мужики разорены и деревни в опеке». Информация из брошюры «Пермско-Сергинский район в прошлом и настоящем», изданной в 1957 году редакцией районной газеты «Колхозный клич». Деревянный храм существовал в селе Серга в XVIII веке. В 1840 году на средства князя С. М. Голицына и княгини В. П. Бутеро-Родали был построен каменный Крестовоздвиженский храм с престолом Сретенским. До 1911 года причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В 1912 году был освящен третий престол. В это время здесь служили три священника, один диакон, два псаломщика и шесть колокольщиков.

http://sobory.ru/article/?object=16300

Кроме православных в д. Митиной издавна проживали старообрядцы. В 1840-е гг. в доме крестьянина Гавриила Ивановича Осипова совершались незаконные старообрядческие моления в клетной (домашней) моленной. В 1849 г. Тобольское губернское правление заключило, чтобы Курганский земский суд поступил с виновными в ее заведении по законам, но о приведении этого решения в исполнение сведений не имеется. В 1903 г. в д. Старо-Митиной было организовано старообрядческое поморское общество, которое по сведениям начала 1920-х гг. имело свой молитвенный дом (часовню). Часовня эта была закрыта в 1932 г. Президиумом Курганского райисполкома на основании общины верующих об отказе производить ремонт здания и было передано Митинскому сельсовету для использования под культурные нужды. Источник: Государственный архив Курганской области Село расположено по берегу реки Утяк, село примыкает к березовому лесу и дороге из степи в Курган. Первый храм построен в 1865 г. деревянный, а в 1911 году построен новый, каменный с престолом во имя св. Пророка Илии. Всего в приходе 628 дворов, прихожан мужск. пола 2007, жен. пола 2016. Земли церковной имеется: усадебной 8 десят., пахотной 90 дес., сенокосной 9 дес., земля находится в расстоянии 12 вер. от церкви. Церковный капитал 2400 руб. Штат: священник, диакон и псаломщик. Священник получает жалованья 300 руб., .псаломщик 100 руб. Кружечных доходов получается причтом до 450 руб. Для священника и псаломщика имеются церковные дома. В селе с 1878 года имеется министерское училище. В дер. Воинковой имеется с 1904 г. церковно-приходская школа. Ближайшая церковь в селе Спорновском (20 вер.). Расстояние от Консистории 480 вер., от благочинного 60 в., от уездного города 25 в. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=25069

При новом владельце графе Александре Петровиче Толстом, по сведениям 1776 года, в селе Аксиньине числилось 20 дворов. Перед Отечественной войной 1812 года приход храма в Аксиньине увеличился за счет приписной Космодамианской церкси села Космодемьянского, в клировых ведомостях с 1811 года к Знаменской церкви стали писаться также экономические деревни Алешкино и Бутаково. В 1812 году Аксиньино с прилегающими селениями попадает в зону активных военных действий. В деревне Химки стоял авангард французского корпуса Э. Богарне, атакованный 15 сентября отрядом генерала В.Д. Иловайского. В северо-западном пригороде Москвы неприятельские войска повсеместно учинили разгром православных храмов. Были разграблены храмы в Космодемьянском, Ховрине, Кирееве. Аксиньинская церковь пострадала меньше других: настоятель и прихожане спрятали ценные ризничные вещи и антиминс, и уже 27 ноября 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) состоялось освящение престола. В приходских 48 дворах в 1816 году проживало более 200 человек. К 1824 году к селу Аксиньину было приписано лишь сельцо Головино с помещичьей усадьбой Хлебниковых, а село Космодемьянское с деревнями Алешкино и Бутаково составили собственный приход. В 1840-1850-е годы усадьбой при селе Знаменском-Аксиньине Московского уезда владел генерал-лейтенант Алексей Петрович Толстой. На 1847- 1850 года в приходе Знаменского храма числилось 28 дворов с населением 198 человек. К 1866 году относится первая попытка причта и прихожан церкви Знамения возвести в своем селе новый каменный храм. Взносы на постройку каменного храма обещали внести владелец усадьбы граф Иван Петрович Толстой и проживающий в имении Толстых подполковник Павел Васильевич Берг. Церковный староста, владелец кирпичного завода крестьянин Терентий Иванович Донской жертвовал на строительство 100000 кирпичей. В 1860-е годы в Аксиньине открылось начальное училище, занятия в котором проводил настоятель о. Сергей Никольский. В 1884 году новый каменный храм был торжественно освящен при соборном архиерейском богослужении. Как и просили храмоздатели, Петропавловский придел стал усыпальницей для Петра Григорьевича Молошникова. Его брат, староста Знаменского храма С.Г. Молошников, после кончины в 1911 году похоронен около церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02825

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010