В 1906 году на выделенные Св.Синодом 5399 рублей 83 коп. были обновлены и позолочены купола и кресты на них, устроены изразцовые печи, устроен плиточный пол и расписаны орнаментами стены. На пожертвования установлен новый трехъярусный Иконостас. Отремонтированный Собор освящен 13 ноября 1906 года Полоцко-Витебским епископом Серафимом. На площадке, против собора, имеется каменная часовня, построенная в память событий 04.04.1866 года (спасение императора Александра 2-го ) и освящена 8 сентября 1867 года. В 1930 году перенесена на церковную землю, внутри ограды - слева от Собора. Справа от Собора устроена часовня над могилой Всеволода Караулова и его жены Елены - как благотворителей Собора. В 1871 году построена в городе Режице новая на каменном фундаменте деревянная тёплая церковь во имя Святого Чудотворца Николая. Освящена 6 декабря 1871 года. Стоимость постройки 3000 рублей, 1 тыс. рублей, по распоряжению епархиального начальства, разрешено было употребить из кошельковой суммы, 2 тысячи отпущены Министерством Внутренних Дел. Остальные суммы составили доброхотные пожертвования. Первоначально церковь эта была при Резекненском Соборе и службы совершались причтом Собора только в зимнее время. Строителем церкви был Резекненский купец Л.И.Масленников и члены его семьи. В 1909 году приход этой церкви стал самостоятельным с отдельным причтом, а в 1911 году к церкви пристроили колокольню. Настоятелем прихода состоял протоиерей Евстратий Рушанов. Заботами его, в 1936 году, были приобретены и подняты на колокольню пять колоколов, возвращённых из СССР. В 1938 году, за неимением причтового дома, священник проживал в наёмном доме. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 187 за 1900 г., лист с 1 по 20. «Ведомость о церкви Рождества Богородицы Соборной в городе Режице ». Решение о возведении в Режице городского православного собора было принято в 1834 году. Проект собора разработали петербургские архитекторы Давид Висконти и Шарлеман Боде II. В 1840 году начались строительные работы, но освящён он был только через шесть лет, 25 июня 1846 года, в честь Рождества Богородицы. 1854 году, то есть всего через восемь лет после освящения, православный собор был на грани обрушения. Причиной такого катастрофического состояния храма было признано использование при строительстве недоброкачественного кирпича и извести, а также полная некомпетентность лиц, отвечающих за строительство. Храм был закрыт на ремонт, во время которого была сделана попытка устранения недоделок, а каменный «кумпол» (барабан) был заменён на деревянный. Однако в начале века православный собор вновь пришлось закрыть на капитальный ремонт. За два года ремонтных работ в храме появились изразцовые печи, плиточный пол, трёхярусный иконостас и гранитное крыльцо. Храм Рождества Богородицы приобрёл современный облик.

http://sobory.ru/article/?object=07878

В конце 1840-х гг. к западному фасаду пристроили квадратную колокольню в стиле поздний ампир. Тогда же участок вокруг церкви был застроен домами причта, объединенных с церковью воротами. В 1882 г. храм был обновлен, поставлены новые иконостасы. Луковичная главка и крест утрачены. До наших дней сохранились арочные ворота с фигурными украшениями, а также северный, южный и дворовый флигели (1850) в стиле ампир. Двор монастыря имеет косоугольные очертания, вследствие чего дворовые корпуса имеют довольно причудливые планы и расположение. В 1925 г. церковь закрыли. Внутреннее убранство уничтожено, сооружены межэтажные перекрытия, главы над храмом разобраны. Позднеампирная колокольня у западного фасада храма утратила завершение в 1930-е гг. В храме размещались архив, позже коммунальный музей. С 1934 г., после сноса Сухаревской башни, здесь размещался Музей истории и реконструкции Москвы. В 1978-1979 гг. храм ремонтировали. По материалам сайта Аpartment.Ru Вся недвижимость Москвы Церковь апостола и Евангелиста Иоанна Богослова под Вязом с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая, на ней под крышею стропила сгорели, а стенами и иконостасом с иконами цела, утварь и ризница – большая часть разграблена, а некоторая спасена. В ней, по освящению Николаевского придела, производится богослужение. Приходских дворов 5, сгорели. Священник Василий Дмитриев, у него собственный каменный дом обгорел, дьячок Александр Андреев и пономарь Иван Павлов – собственных домов не было, а проживали в церковных каменных палатках, кои все обгорели. Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г. Церковь Иоанна Богослова находится у стены на Новой площади, между Ильинскими и Владимирскими воротами. Обыкновенно называется «Иоанна Богослова, что под вязом». Здесь действительно перед алтарем церкви до 1775 г. рос громадного размера вяз. В летописях церковь упоминается впервые под 1493 г. В 1658 г. был построен каменный храм, который в 1825 г. был разобран. Нынешний выстроен в 1837 г.

http://sobory.ru/article/?object=02849

Во время Великой Отечественной войны Ильинская церковь была разрушена. Предположительно, обе православные церкви в Горке были сооружены приблизительно в первой половине или в середине 16 века, и обе эти церкви ( Николая Чудотворца Великорецкого и Ильи Пророка) изначально входили в состав Ильинского Свирского Великорецкого монастыря. Потом, в результате шведского нашествия 1582 года, деревянная церковь Николая Чудотворца Великорецкого была полностью разрушена, и к 1619 году, согласно писцовым книгам, на ее месте была построена уже новая церковь. Позднее на месте старой Ильинской церкви появилась новая " построенная неизвестно кемъ въ 1690 году и затемъ обновленная въ 1848 году " та самая Ильинская церковь, которая до войны еще стояла на кладбище в деревне Горка, и которую еще хорошо помнят и могут рассказать о ней старожилы деревни. Видимо, с момента появления здесь новой Ильинской церкви деревня «На берегу Ковничи» была переименована в «Горку». Из книги «Архитектурное и градостроительное наследие» (2018): " Ильинская церковь в Горке Лодейнопольского уезда датируется 1690 г. Сохранилась метрика по церквям Горского погоста, составленная в 1887 г. Рисунок из нее был напечатан в ИИАК и оставался по сей день единственным опубликованным изображением Ильинского храма. При этом он был по крайней мере трижды запечатлен на фотографиях: в 1911 г. К.К. Романовым – прекрасная панорама с воды, в 1916 г. – Н.И. Репниковым и в 1921 г. – Ф.А. Каликиным. В метрике читаем: «Над Ильинскою церковью башня глухая без окон». И, действительно, высота четверикового сруба не менее чем вдвое превышала его ширину, так что он смело может именоваться башней. Четверик завершался сильным повалом и был покрыт сравнительно низкой двускатной кровлей. Обширная отапливаемая трапезная (то, что церковь была теплой, значится уже в ведомости 1840 г.) и сени под общей кровлей, шириной превосходящие ширину центрального объема, скорее всего, были не первоначальными. Крыльцо вело в сени с северной стороны. В ведомости о церкви за 1865 г. сказано, что она «крепка, поправляема была вместе с колокольнею в 1848 году».

http://sobory.ru/article/?object=57767

Г. пользовался наставлениями прп. Исаакия I (Антимонова) и переписывался с ним и др. оптинскими и глинскими старцами, а также с еп. Германом (Осецким) . Особо почитал святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, в мае 1863 г. Г. заболел, исцелился, приложившись к мощам святителей в Воронеже и Задонске и возложив на плечи мантию свт. Митрофана. 18 нояб. 1867 г. накануне кончины свт. Филарета (Дроздова) посетил его на московском Троицком подворье и получил его благословение. Участвовал в погребении свт. Филарета. Г. был награжден орденами св. Анны 1, 2 и 3-й степени (1865, 1869, 1890), св. Владимира 4-й степени (1880). Последнюю награду архимандрита, орден св. Анны 1-й степени, привез Харьковский архиеп. Амвросий (Ключарёв) в апр. 1890 г., уже после кончины Г. 18 апр. Г. был погребен у входа в больничную Ахтырскую ц. Святогорского мон-ря. В соответствии с завещанием над его могилой находилась келейная Ахтырская икона Божией Матери, к-рой Г. благословил еп. Макарий (Булгаков) при посвящении во игумена. Впосл. над захоронением была устроена часовня. Общавшийся с Г. более 20 лет А. Ф. Ковалевский (1840-1901) собрал материалы и в 1894 г. опубликовал первое его жизнеописание. После 1917 г., по свидетельству очевидцев, склеп с Г. был разграблен и осквернен сотрудниками милиции, большая часть останков архимандрита перезахоронена у ограды Ахтырского хутора (к нач. 2006 не обнаружены). В 1995 г. братией возобновленной Святогорской обители был восстановлен склеп, найденная при этом малая часть останков и облачения Г. положена в ковчежец, к-рый хранится в покоях настоятеля. Ок. 2000 г. по сохранившимся фотографиям был выполнен на холсте живописный портрет Г., также находящийся в покоях настоятеля. При въезде в Святогорскую лавру поставлено скульптурное изображение Божией Матери в память о Ее чудесном явлении архимандриту перед настоятельским служением. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 67. Ед. хр. 55; ГА Харьковской обл. Ф. 40. Оп. 102. Д. 596. Л. 20. Лит.: Ковалевский А. Ф. Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пуст. настоятеля архим. Германа. М., 1894; Жизнеописание игум. Филарета, возобновителя Глинской общежит. пуст. Курской епархии. Од., 19053.. С. 32-35, 162; Архим. Герман, 2-й настоятель возобновленной Святогорской пуст.//Рус. инок. Почаев, 1911. Нояб.; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 390-397.

http://pravenc.ru/text/164767.html

Западной своей стороной этот ансамбль примыкал к третьей оси - улице Первого Мая, а с восточной был ограничен бровкой оврага. Еще одна церковь, Вознесенская, находилась на территории старинного сельского кладбища. Вознесенская (кладбищенская) церковь, 1856 г. Является образцом позднего классицизма. В настоящее время не используется, находится в аварийном состоянии. Объект культурного наследия регионального значения. Таким образом, в объемно-пространственной структуре центра села были последовательно воплощены принципы регулярности, характерные для русского градостроительства второй половины XVIII - начала XIX столетий. Лисицина А.В. Опубл.: Нижегородский проект. 2003. С. 16-18. 1840 г. 11 сентября – освящение архиереем Иоанном. 1847 г. – делают позолоту и стенное писание. В 1899 г. в Собор определили протодиакона Троицкого (отца заслуженной учительницы РСФСР Нины Александровны Козловой). В 1901 г. - протоиерея Иона Приклонского (18.03.1847 - 30.05.1931). В 1885, 1890, 1891, 1901, 1912 (по этим годам документально) Благочинный Княгининского округа. В 1910 г. произвели покраску Собора и сделали из белого железа новые кресты и маковицы. 9 сентября 1912 г. при волостном старшине Яшнове Иване Григорьевиче состоялось торжественное открытие в соборном дворике со стороны улицы Большая памятника «Царю освободителю императору Александру II». 1 января 1914 г. в Соборе после литургии протоиереем Иоанном Приклонским был отслужен водосвятный молебен в знак освящения двух хоругвей, купленных и подаренных обществу хоругвеносцев (основано 1 января 1911 г.) Константином Ивановичем Яшновым, сооруженных в память 300-летия дома Романовых, которые после этого были торжественно перенесены в церковь Ильи Пророка. 1915 г. – в Соборе было смонтировано паровое отопление. 1918 г. – уничтожение памятника Александру II перед Собором. 1919 г. (май) – заключение соглашения о передаче в Собора ответственным гражданам в бессрочное и бесплатное пользование. 1932 г. 10 сентября был арестован священник Соборной церкви Николай Смирнов. Преподавал в церковно-приходской одноклассной школе при Соборе.

http://sobory.ru/article/?object=52554

построили часовню, к-рая упоминается в описании Макариевской пуст. 1722/23 г.: «Да при той же пустыни обретается часовня, в которой изстари мощи преподобного Макария Римлянина» (цит. по кн.: Бранденбург. 1911. С. 73). Пустынь была приписана к Александро-Невской в честь Святой Троицы лавре . В 1761 г. вместо древней монастырской церкви на средства помещика с. Замостье В. Гурьева был возведен новый деревянный храм Успения Божией Матери с приделом во имя прп. Макария над мощами святого. В 1764 г. пустынь упразднили. В 1840 г. Успенский храм ремонтировали на средства крестьянина с. Ижора А. Ф. Кононова, а в 1870 г.- на пожертвования петербургского кухмистера (повара) Н. Е. Соколова ( Силин. 1894. С. 477). Согласно описаниям XIX в., в иконостасе Успенской ц. находился древний образ святого: он был изображен «в полный рост с открытой головой, седою бородой и волосами, лежащими по плечам, в иноческой мантии и схимонашеской епитрахили»; левая рука М. Р. покоилась на груди, а в правой он держал свиток со словами: «Братие всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению ко обличению ко исправлению ко наказанию еже в прав...» (Там же. С. 479). В кон. 1893 г. петербуржцы обратились с прошением к архиеп. Новгородскому и Старорусскому Феогносту (Лебедеву) о восстановлении Макариевской обители. В окт. 1894 г. в пустыни был открыт Воскресения Господня мужской монастырь . Успенская ц. сгорела 30 янв. 1895 г. (Новгородские ЕВ. 1895. 4. С. 233-234). Вместо нее весной того же года построили одноименный храм, в котором после реконструкции 1901 г. были освящены 2 придела: северный - во имя преподобных Антония Великого и М. Р., южный - во имя апостолов Петра и Павла. В кон. XIX - нач. ХХ в. память М. Р. праздновалась в 1-ю Неделю Великого поста, 19 янв. (день тезоименитства) и 15 авг. (день кончины святого). В 1887 г. А. Ф. Ковалевский написал акафист преподобному. Ежегодно 15 авг. после торжественного богослужения в Успенской ц. совершался крестный ход через болото в часовню, возведенную в 1761 г.

http://pravenc.ru/text/2561460.html

Та же современность, отмечая особенности святительского служения почившего митрополита Платона, называет его «отцом духовенства». Вы сами, братие, конечно хорошо знаете различие между начальником, учителем и отцом, знаете и в чём разница отношений отца к детям, и начальника к подчиненным, и учителя к ученикам. Ведь и Апостол Павел писал Коринфянам, что много у них пестунов, а один Отец – сам Ап. Павел обозначал этим особенность своих отношений к ним. И митрополит Платон поистине рождал пастырей нового настроения и сознания и отеческою любовью и попечением возращал в них духовное благородство и сознание высоты своего служения и положения в общественной жизни. Определяя высокие дарования духовного просвещения митрополита Платона, та же современность еще на заре самой ранней его юности наименовала его «московским златоустом», мудрым, подобно древнему мудрецу Платону. Братие, ведь что-нибудь да обозначают эти сравнения и что-нибудь да предполагают они в личности митрополита Платона, напоминающее и Златоуста и древнего мудреца. —664— Конечно, братие, нам с вами напрасно было бы усиливаться подражать этим высоким дарованиям почившего. Это дар Божий митрополиту Платону, это небесный талант, данный для возделывания и проявившийся так прекрасно в исторических условиях как печалование о русской земле, как высокое выполнение своего архипастырского долга в отношении к пастве, как златословесная труба в проповеди и богатство просвещенного ума. Мы можем пытаться подражать этому, но несомненно тщетно, можем копировать, но неудачно, ибо каждому дается дар и талант по мере дарования Господня. Но, братие, есть в этом и другая сторона: это отношение самого носителя этих талантов к своим дарованиям, чрез которое они делаются уже своими и плодоносят в жизни. Нужно нам уразуметь ту личную внутреннюю почву или стихию, на которой раскрывались эти таланты их носителя и которая придает им черты и образы, как живое воплощение известной личности и как бы вложенную в них свою собственную волю, которая в этих чертах и является для последующих поколений волей написанной на несокрушимых ничем скрижалях человеческого духа для назидания и увековечения в потомстве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Торцовые фасады притвора и апсиды обработаны приставными портиками - у притвора из трехчетвертных колонн, а у апсиды из пилястр - аналогичными боковым портикам собора. В интерколумниях всех портиков в два яруса прорезаны оконные проемы. На гладких полях стен справа и слева от портиков помещено по одному большому окну с широким рустованным наличником, переходящим выше проема в полуциркульный архивольт с лепным акантом на замковом камне. Объем собора очень статичен, чувствуется стремление достичь максимально возможной одинаковости всех четырех фасадов. Все детали декора выполнены с предельным упрощением форм - так, например, у тосканских капителей колонн отсутствует эхин, замененный преувеличенной тяжелой абакой. В интерьере собора подпружные арки, опирающиеся на четыре широко расставленных столпа, несут полусферический купол без барабана, перекрывающий центральную часть помещения. Боковые пространства невелики и перекрыты плоскими деревянными потолками, что еще больше подчеркивает значение подкупольного пространства; только выдвинутая на восток апсида имеет цилиндрический свод. Росписей в интерьере не было. Темными кантами, проходящими вдоль ребер архитектурных членений, коричневато-зеленые поверхности стен разделены на поля различной формы. yuryevets.ivanovo.ru/ru/m1-2-2-1.html ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: СОБОРЫ ВХОДОИЕРУСАЛИМСКИЙ И УСПЕНСКИЙ И КОЛОКОЛЬНЯ, 1-я треть 18 - 1-я пол. 19 в., ул. Советская, 43, 43а. Находится на пересечении главной улицы и торговой площади. Состоит из Входоиерусалимского собора, возведенного в 1733 г. и перестроенного в 1806 г. губернским архит. Н.И. Метлиным; Успенского собора, более известного под названием нового Входоиерусалимского - предположительно по проекту ар-хит. П.И. Фурсова; колокольни (с церковью Георгия Великомученика в нижнем ярусе) - также по его проекту, в 1840 г. В описи церковного имущества 1865 г. храмы Успения и Георгия датируются по-иному: соответственно 1839 и 1828 гг. Там же имеется указание на заказчика Успенского храма - купца Ивана Васильевича Полякова. Все сооружения выполнены из кирпича и оштукатурены (старый собор первоначально имел известковую обмазку). Они расположены по фронту улицы, храмы обращены к ней апсидами. Высокая многоярусная колокольня фиксирует угол квартала и является доминантой не только храмового комплекса, но и всей застройки центра города. Главный архитектурный комплекс Юрьевца, в котором сооружения в стиле классицизма объединены с несколько архаичным по формам храмом в духе зодчества кон. 17 - нач. 18 в. Беляев, 1863, с. 199; ИАК, 1909, вып. 3, с. 276; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 232-233; Шлычков, 1983, с. 76-78; Полякова, 1984, с. 111-116; РГИА. Ф. 835. Оп. 3. Д. 2713. (Опись церковного имущества епархиального Костромского Спасов-ходненского собора в 1865 г.); ЮКМ 585 (Рукопись Б.В. Ширяева. Юрьевец, 1912-17, с. 61). Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 734-737

http://sobory.ru/article/?object=03130

«Читатель, вспомни всех судьбу, Пролей о нём свою мольбу. Да в Боге дух его опочивает»… Итак, верные завещанию усопшего вознесем ныне свою мольбу о том, кто сам проливал часто слезы на сем месте, кто неустанно молился и о своих грехах и о людских невежествиях. Свидетельства современников и очевидцев утверждают, что митрополит Платон почасту и подолгу молился в лесу и на кладбище этого монастыря. А о ком и о чём он молился, об этом хорошо говорит его диптих, сохранившийся и доселе; он молился о всём мире, о православной церкви, о спасении всех, о ненавидящих и любящих, о страждущих и немощных… Всех и вся великий святитель обнимал любовно в своей молитве, а особенно любовно он молится об усопших отцах и братиях, для чего составил подробный синодик для Лаврской церкви. Почивший святитель искал здесь, в Вифании, покоя для молитвы и созерцания, и веруем нашел его не только здесь, где погребено его тело, а и там, на небе, в царствии вечного упокоения. И не нарушить этот покой святителя хотим мы словом своим, а желаем напоминанием о его духовном облике побудить вас на более усердную и горячую молитву в нынешний нарочитый для сего день, дабы исполнилась воля почившего, начертанная им самим на могильной доске. Но пусть когда- —663— нибудь исчезнет и эта могильная плита, – с волей усопшего, для нас останется его воля, начертанная и изваянная как бы во всём его духовном облике. И этот облик теперь особенно нужно оживить нам в памяти, дабы жил он еще целые века и будил совесть и чувство к выполнению тех заветов, кои воплотились в этом духовном лике. Что можем мы сказать о почившем 100 лет назад иерархе больше и вернее того, что сказала о нём современность?! А эта современность вот какими краткими, но весьма красноречивыми словами очертила облик почившего митрополита Платона. Она назвала его «печальником русской земли». Припомним, братие, что, ведь, это наименование носит только один великий печальник русской земли – Преподобный Сергий. Итак, наместник Преподобного Сергия чрез сотни лет восприял как бы честь своего начальника. Думается, не мало нужно иметь высоких свойств духа, чтобы отражать и дух Великого печальника русской земли и получить народное об этом свидетельство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гр. Д. Н. Блудов. Рис. П. Ф. Соколова. 1816 г. (ГМП) В 1829-1840 гг. директором Д. д. д. был писатель-мемуарист Ф. Ф. Вигель, в 1847-1853 гг. в департаменте состоял гр. Д. А. Толстой (в 1852 и 1853 временно исполнял обязанности директора), в 1908-1911 гг. директором был этнограф А. Н. Харузин, близкий соратник П. А. Столыпина . Функционирование департамента регламентировалось Уставом духовных дел иностранных исповеданий (1857; дополнен в 1896). В структуре Мин-ва внутренних дел Д. д. д. был одним из самых небольших подразделений (30-40 служащих). К 1917 г. в его составе находилось 7 отд-ний: 1-е ведало делами католиков (дела униатов с 1 янв. 1837 были поручены обер-прокурору Святейшего Синода), 2-е - протестантов, 3-е - сектантов, отпавших от инославных исповеданий (баптистов, меннонитов, мормонов и др.), 4-е - старообрядцев (с 1909), 5-е - мусульман, буддистов, иудеев (евреев и караимов) и язычников, 6-е - армяно-григориан, армяно-католиков и рус. католиков, 7-е вело секретные дела. В структуру Д. д. д. были также включены канцелярия, хозяйственный отдел, б-ка и архив. От департамента зависели Римско-католич. коллегия, Греко-униат. коллегия (до 1837), Генеральная евангелическо-лютеран. консистория, Оренбургское, Таврическое и 2 Закавк. духовных правления мусульман, Комиссия о вакуфах (в Симферополе) и др. руководящие органы и духовные лица различных конфессий и религий. До 1899 г. при Д. д. д. существовала Раввинская комиссия. В отличие от др. департаментов Мин-ва внутренних дел он не имел своих структур на местах и его деятельность проводилась через территориальные адм. органы. Хотя в др. ведомствах лица неправосл. исповедания могли занимать высокие посты, в Д. д. д. служили только правосл. чиновники. Лишь в качестве внештатных экспертов могли привлекаться «иноверцы». Деятельность Д. д. д. была направлена на охрану устоев Православия как гос. религии империи. Д. д. д. разрабатывал различные законодательные вопросы, связанные с иноверцами; контролировал сношения российских католиков с Римской курией, готовил представления об определении и увольнении членов Римско-католич.

http://pravenc.ru/text/171721.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010