Тарханская Потьма. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты Село Тархан-Потьма Спасского уезда Тамбовской губернии. Церковь деревянная, теплая, престол – в честь Рождества Христова. Дворов 118, душ муж. пола 1285, жен. пола 1344, мордва-мокша, земледельцы, имеют земли по полдесятины на душу. Школы две: церковно-приходская и земская, обе одноклассные, мужские. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1840 г. Штат: священник, диакон и псаломщик. У причта земли 27 десятин полевой, в 2 верстах от церкви, 3 десятины сенокосной, в 3 верстах, и 3 десятины огородной, вся земля плохого качества. А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Спасский уезд, стр. 631 Тарханская Потьма  (мордовское Потманя), село, Зубово-Полянский район, до революции Спасский уезд Тамбовской губернии. Население мокшанское, около 1100 человек. В честь Рождества Христова (Христорождественская) церковь. Древние жители мокшанского села Тарханской Потьмы оказывали помощь служилым людям в охране Керенской засечной черты, за что получили тархан – освобождение от многих налогов (XVII век), отсюда название села. Крещение мордва-язычники приняли в 1742 году. В XIX веке село насчитывало 2600 человек. Храм существовал еще в XVIII веке. Последняя по времени возведения деревянная одноглавая Христорождественская церковь (конец XIX – начало ХХ века) сохранилась до настоящего времени, заново освящена с прежним именем и реставрируется силами прихода и благотворителей. Утрачена колокольня, но все остальные зодческие компоненты уцелели, что позволяет возвратить храму первоначальный облик. Поблизости, в селе Старая Потьма, существовал почти аналогичный по облику храм, что позволяет предположить существование в этом ареале в конце XIX – начале ХХ века народных эстетических тенденций, тяготевших к созданию крупных, сложных в плане и дорогостоящих деревянных храмов с применением шатров (например, в селах Журавкино , Покровское Селище, Покассы и других). Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04646

Козьмодемьяновка. Церковь Космы и Дамиана. Карта и ближайшие объекты Космо-Дамиановская церковь села Козьмодемьяновка Тамбовского района Тамбовской области построена в 1840 г. на средства прихожан. Престолов два: главный Святых Космы и Дамиана и придельный - Святого Николая Чудотворца. В настоящее время села Лысые горы и Козьмодемьяновка слились вместе. Лысые Горы (Космодамианская слобода). Церковь каменная, теплая, построена в 1840 году на средства прихожан. Престолов два: главный – св. Космы и Дамиана и придельный – св. Николая Чудотворца. Приход открыт в половине XVIII столетия. Дворов 606, душ муж. пола 2384, жен. пола 2400, великороссы, земледельцы, имеют надельной земли 18 сажень на душу в каждом из 3 полей. В приходе река Челновая, два озера - Круглое и Долгое и мелкий крестьянский кустарный лесок. Школы: земская и церковно-приходская, законоучителю в земской школе 90 руб. в год. Есть церковно-приходское попечительство и ссудо-сберегательное товарищество. Опись церковного имущества имеется. Метрические книги с 1789 г. Штат: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. У причта земли полевой удобной 57 десятин 1450 кв. сажень, неудобной 1 десятина 350 кв. сажень и усадебной 7 десятин 2300 кв. сажень, полевая земля в одном месте, от церкви в 7 верстах. Причтового капитала 4885 руб., церковного капитала 1900 руб. Дома у причта собственные. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Тамбовский уезд, стр. 111. Село Козьмодемьяновка (Космодамианская) основано дворцовыми крестьянами - переселенцами из села Пересыпкино, и первое упоминание о селе прослеживается в исторических документах Тамбовской епархии. Деревянная церковь Космы и Дамиана в Козьмодемьяновке основана в 1790 году. Каменная церковь с главным престолом в честь Святых Космы и Дамиана с приделом Святителя Николая Чудотворца возведена в 1840 году на месте обветшалого деревянного храма на средства прихожан. Храмовая композиция включает в себя четверик, несущий небольшой световой восьмерик с главкой. С востока к основному объему примыкают три полукружия алтарной апсиды, с запада - трапезная и трехъярусная величавая колокольня. Малыми главками отмечены северный и южный фасады, а также фронтоны трапезной. В 1935 году храм был закрыт, но в 1944 году вновь возвращен верующим. В 1946 году добавлен придел Святого Питирима. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09456

Тугулым. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Церковь в селе каменная, одноэтажная, построена прихожанами в 1840 году, имеет один престол во имя Рождества Христова. Имеется одна приписная церковь в селе Тугулымском, каменная, построена в 1895 г. на пожертвованный капитал крестьянской вдовой Анной Петровной Парфеновой с одним престолом во имя Животворящей Троицы. В пользу церкви имеется при ней капитал 7180 руб. 53 коп. В приходе две часовни: в дер. Ошкуковой (5 в.) во имя св. Пророка Илии и дер. Золотовой (5 в.) во имя свят. Николая. В приходе 12 деревень, всего дворов 740, прихожан муж. пола 2050, жен. пола 2162. Церковной земли: усадебной 6 дес. 1200 кв. саж., пахотной 182 дес. 300 кв. саж., сенокосной 16 дес., из всего 30 дес. неудобной. Церковный капитал 2608 руб. 82 коп., причтовый 168 руб. 27 коп. Жалованье священникам по 294 руб., диакону нет, псаломщикам по 98 руб. Для причта имеются 2 церковных дома, построенных прихожанами. Штат: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. В приходе 7 школ: 2 церковно-приходские в селе Тугулымском с 1887 г. и дер. Юшковой с 1798 г. и 5 министерских, в селе Тугулымском двухклассная, открыта в 1903 г., в дер. Лучинкиной в 1911 г., в дер. Золотовой в 1911 году, в дер. Пискулиной в 1911 году и деревне Андрюшкиной в 1911 г. Церковные школы в собственных домах. Ближайшее село Кармакское (24 в.), расстояние от Консистории 307 в., от благочинного 42 в., от уездного города 54 в., ст. жел. дор. Тугулым 5 вер. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Комментарии и обсуждение Приход во имя Воздвижения Креста Господня р. п. Тугулым. Деревянный молитвенный дом имеет статус приходского. Воссоздан в 1990 году. Источник: сайт Екатеринбургской митрополии --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=15158

Аллаиха. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1898. Год утраты:1936 (разобрана) Адрес: Россия, Республика Саха (Якутия), Аллаиховский улус, бывшее село Аллаиха Координаты: 70.520816, 147.637365 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь была построена в 1898 г. на средства прихожан и освящена в марте 1898 г. с причислением к ней причта ранее существовавшей Ожогинской церкви, построенной и освященной в 1852 г. (самостоятельный Ожогинский приход был открыт в 1840-х гг.). Новый храм — однопрестольный, деревянный. Церковная утварь была перенесена из упраздненной Ожогинской церкви. Службу нес один состав причта, получавший государственное жалование, ружное содержание и пайковое довольствие. Церковных земель к 1911 г. выделено не было. Прихожанами были построены дома для священника и псаломщика. В Аллаиховском приходе было расположено 3 часовни: на реке Аллаих – Николаевская, расположенная в 200 верстах от храма построенная и освященная в 1850 г.; в Русском Устье – Богородицкая, расположенная в 120 верстах от храма, построенная в 1853 г. верхоянскими мещанами, проживающими в с.Русское Устье и освященная в 1853 г. В часовне имелся колокол, пожертвованный купцом Я.Ф. Санниковым; на Станчике – Димитриевская, расположенная в 170 верстах от церкви, построенная верхоянским мещанином Н.Е.Чикачевым и в 1869 г. освященная епископом Дионисием. В часовне было 4 иконы. Прихожан в 1909 г. — 1089 человек, проживавших в 2 Ноготском, Едюгейском, Куринском наслегах Усть-Янского улуса, 2 Юсальском наслеге Эльгетского улуса и юкагиров Кункурского, Буяксирского и Каменноюкагирского родов. В 1936 г. здание церкви было разобрано, бревна были сплавлены в с.Русское Устье и использованы при строительстве школы. Часовня в местности Станчик не использовалось из-за аварийности здания. Источник: сайт Музея истории православия в Якутии Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48410

Андрей, епископ Муромский (Поспелов Михаил Иванович) Родился в 1820 году в селе Кадное Ефремовского округа Тульской губернии в семье священника. С 1834 года учился в Тульской духовной семинарии. В 1840 году поступил в Московскую духовную академию. 5 апреля 1842 года пострижен в монашество, а 19 апреля рукоположен во иеродиакона. В 1844 году окончил Московскую духовную академию и 20 июля 1844 года рукоположен во иеромонаха. 12 декабря 1844 года назначен преподавателем Ярославской духовной семинарии. 11 декабря 1845 года получил звание магистра. С 11 января 1846 года – инспектор Ярославской духовной семинарии. 11 октября 1853 года возведен в сан архимандрита. С 23 сентября 1855 года – инспектор Тульской духовной семинарии. В 1859 году назначен ректором Тульской духовной семинарии, настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря, членом консистории и редактором епархиальных ведомостей. 7 апреля 1868 года хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Скончался 30 мая 1868 года в г. Владимире. Погребен во Владимирском кафедральном соборе. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 441. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 403. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 562. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 403. Тульские епархиальные ведомости. – 1868, 16.17. Ярославские епархиальные ведомости. – 1868, 2 6. Воронежские епархиальные ведомости. – 1868, 14. Владимирские губернские ведомости. – 1868, 25. Самарские епархиальные ведомости. – 1868, 10. – С. 215. Христианское чтение. – СПб., 1868, май. – С. 728. Известия по Казанской епархии. – 1870, 3. – С. 72. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 599. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т./Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 1. – С. 633. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 129. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 34. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лосево. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:не ранее 1770. Адрес: Костромская область, Солигаличский район, село Лосево Координаты: 58.926003, 42.333796 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Хорошо сохранившийся сельский храмовый комплекс, отражающий различные этапы в развитии местной архитектуры — от раннего классицизма до эклектики. В нач. 17 в. в селе находились две деревянные церкви: Никольская шатровая и Покровская с трапезной. Во 2-й пол. 17 в. Лосево принадлежало боярскому сыну Г.И. Толбузину с дочерями и П.М. Голохвастову. Существующий комплекс, расположенный в центре села, на восточной стороне площади, складывался на протяжении более 100 лет. В 1770-71 гг. при владельце села Я.И. Сипягине подрядчиком крестьянином Ярославского уезда Л.Н. Колосовым была построена церковь Николая Чудотворца. Упоминание в литературе архитектора Петра Бортникова как автора проекта требует уточнения. В 1840 г. в нескольких десятках метров к северу сооружена церковь Покрова. Ее заказчиком был, возможно, поручик Я.Д. Купреянов (1754-1843), чья могила с гранитным надгробным памятником сохранилась у апсиды Никольской церкви. Территория обеих церквей в 1901 г. была окружена оградой со Святыми воротами, поставленными по красной линии площади между двумя храмами. Напротив Никольской церкви, на другой стороне площади, в кон. 19 — нач. 20 вв. сооружен дом причта. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 274; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 307-308; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 405; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 185-189. Архивные источники: ГАКО. Ф. 137. Оп. 2. Д. 2326. ИИМК РАН. http://svodokn.ru/object/101526500?open=true Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=53998

Павел, епископ Тотемский, викарий Вологодской епархии (Попов Алексей Яковлевич) Родился в 1827 году в Никольском уезде Вологодской губернии в семье священника. В 1840 году поступил в Вологодскую духовную семинарию. В 1846 году, по окончании духовной семинарии, поступил в Московскую духовную академию. 13 декабря 1850 года окончил курс академии и назначен преподавателем Вологодской духовной семинарии. 13 июля 1851 года получил звание магистра. 26 сентября 1855 года рукоположен во священника. С 1857 года – ректор Вологодских духовных училищ и член консистории. С 5 мая 1866 года – протоиерей. Овдовев, 15 января 1867 года пострижен в монашество; 22 января возведен в сан игумена и назначен настоятелем Арсениева Комельского монастыря Вологодской епархии; с 6 февраля того же года – ректор Вологодской духовной семинарии; 5 марта возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской епархии. 13 октября 1868 года хиротонисан во епископа Тотемского, викария Вологодской епархии. Скончался 4 ноября 1874 года. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Духовной Академии до ее преобразования. 1814–1870 гг. – М., 1879. – С. 455, 558. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 734, 739, 754. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 408. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 48. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 408. Церковная летопись «Духовные беседы». – СПб., 1860–1876; 1874, 47. – С. 333–334. Вологодские епархиальные ведомости. – 1874, 1. – С. 1–10; 22. – С. 371–397. Тамбовские епархиальные ведомости. – 1875, 1. – С. 24. Христианское чтение. – СПб., 1873, январь-апрель. – С. 766. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 720. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 72. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

 http://forum.optina.ru/blog/ Церковь Максима Блаженного на Варварке с приделом Максима Исповедника стенами, кроме что на приделе стропила обгорели, иконостасами и святыми иконами цела, утварь некоторая ограблена, а некоторая цела. В ней придельная освящена и производится богослужение. Приходских дворов 5, обгорели. Священник Игнатий Иванов, у него собственный каменный дом обгорел; дьячок Федор Афанасьев и пономарь Иван Михайлов собственных домов не имели, а жили и живут под церковью в палатках. Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г. Во второй половине XIV в. на одной из главных улиц московского посада, Варьской (впоследствии – Варварской) улице была построена церковь Бориса и Глеба. В 1434 г. в ней был погребен московский юродивый святой Максим Блаженный, во имя которого был устроен придел и храм получил второе наименование. В 1568 г. здесь построили каменный храм с главным престолом во имя Максима Блаженного и южным приделом во имя преподобного Максима Исповедника. В 1698–1699 гг. храм был существенно перестроен, включив в себя часть прежней постройки. Во время страшного пожара 1737 г. церковь сильно пострадала и была возрождена в стилистике барокко. Это – бесстолпный двусветный храм, увенчанный световым барабаном и луковичной главой. Над престолом в трапезной также возвышается главка. Высокие подклеты храма в XVI–XVIII вв. служили хранилищами имущества горожан от пожаров. В интерьере храма сохранились фрагменты фресок XVIII–XIX вв. В 1827–1829 гг. возвели новую колокольню. Перестраивался храм в середине 1840-х годов. В конце 1920-х гг. регентом этой церкви был монах Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков), будущий патриарх. Храм был закрыт в 1931 г., после чего сломали его главы. В 1956–1969 гг. здание реставрировали, восстановив главы. С 1970 г. храм находился в ведении Всероссийского общества охраны природы. В 1991 г. возвращен Русской Православной Церкви. Богослужения возобновились в 1995 г.

http://sobory.ru/article/?object=03473

«Бог весть, когда и кем будет это исполнено», – написано в издававшемся Свято-Пантелеимоновым монастырем в Москве ежемесячнике «Душеполезный собеседник», который познакомил читателей с автобиографией старца 8 . Нужно сказать, что Русский Пантелеймонов монастырь на страницах своих изданий, особенно журналов «Душеполезные размышления» и «Душеполезный собеседник», издававшихся в России, в 1880 – 1910-х годах помещал некоторые воспоминания и рассказы братии о своем духовнике и другие биографические сведения о старце, но они были кратки и отрывочны. Такими отдельными публикациями явились, например, следующие: «Памятное вразумление за ропот на духовного отца» (Душеполезные размышления. 1886. Вып. 6), «Из записок афонского инока. (За что попускается иногда вражия сила и чем она прогоняется. И воспоминание о приснопамятном духовнике отце Иерониме.)» (Душеполезные размышления. 1887. Вып. 11), «Из дневника отца архимандрита Макария» (Душеполезный собеседник. 1898. Вып. 10). 1915 году, к 30-летию со дня кончины отца Иеронима, в «Душеполезном собеседнике» (Вып. 11) было напечатано краткое его жизнеописание, составленное протоиереем Андреем Ковалевским, с добавлением некоторых случаев из его жизни, а также впервые опубликовано его духовное завещание 1882 года. Сведения о старце-духовнике встречались и в других публикациях афонских журналов, например в «Записках и письмах обратившегося из раскола афонского инока Мелетия, в схиме Михаила», печатавшихся с продолжением в «Душеполезном собеседнике» в 1911 –1914 годах. Много сведений о старце Иерониме как главном духовном руководителе обители и духовном отце братии вошло в книгу «Русский монастырь святого великомученика и целителя Пантелеймона на Святой Горе Афонской», в 7-е издание которой (М., 1886) было включено его предсмертное духовное завещание, рассказ о его кончине, погребении и последующем поминовении. В «Троицком листке» 135, изданном в Сергиевом Посаде в 1897 году, был помещен рассказ под названием «Лучше здесь накажи, Господи» об одном из чудесных случаев, бывших со старцем в 1840-х годах (ранее описанном Святогорцем).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

В 1764 г. пустынь была отнесена к заштатным монастырям. В 1770-1776 гг. настоятель имел звание строителя. В 1773-1867 гг. настоятели обители председательствовали в Осташковском духовном правлении. В 1775 г. личным повелением имп. Екатерины II Алексеевны в Н. С. п. «навсегда» учреждена архимандрития. Высочайшим указом от 20 сент. 1775 г. в архимандриты был определен соборный иеромонах Киево-Печерской лавры Маркиан (Потёмкин), однако указом от 4 дек. 1775 г. это назначение было отменено, иером. Маркиан оставлен в лавре, а в сан архимандрита 10 янв. 1776 г. возведен строитель (с 30 сент. 1773) Феодосий II (Буйков; († 1781)) ( Успенский. 1902. С. 85, 92). Начиная с 1799 г., архимандриты пустыни в разное время исполняли должность благочинных ближайших к обители мон-рей. Развитию Н. С. п. способствовала деятельность архим. Павла, управлявшего обителью в 1801-1839 гг. В 1807-1809 гг. в мон-ре находилась т. н. Русская школа, в к-рой обучались 50 мальчиков-сирот из семей священнослужителей, ее главным надзирателем являлся сам архимандрит. 12 июля 1820 г. обитель посетил имп. Александр I Павлович . Архим. Агапит (Воинов) (1839-1849; до янв. 1840 игумен и управляющий Н. С. п.) восстановил в обители знаменный распев . Значительную роль в благоустройстве и развитии хозяйства Н. С. п. сыграли архимандриты Иоанн IV (1851-1871) и Арсений (1871-1896). Во 2-й пол. XIX в. монастырь ежегодно посещали до 100 тыс. богомольцев. В 1897-1903 гг. в Н. С. п. действовала тайная секта «макушечников» (при осенении себя крестом возлагали персты на макушку), еще в 1911 г. на о-ве Столбном нелегально проживал их представитель «братец Яков» - близкий по взглядам к хлыстам крестьянин Яков Григорьев из Демянского у. Новгородской губ. Игум. Нифонту (1910-1912) удалось пресечь деятельность сектантов и восстановить духовно-нравственную атмосферу в мон-ре. В 1906 г. в поселье Святица (Светлица) рядом с Н. С. п., в специально построенном 2-этажном каменном здании мон-рь открыл школу грамоты для крестьянских детей.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010