В ночь с 9 на 10 мая 1840 храм пострадал при сильном пожаре, но приход был по бедности своей не в состоянии собственным иждивением покрыть издержки на сумму 2104 руб. серебром. Только через два года причту было дозволено для ремонта употребить неприкосновенные средства. Первоначальное размещение колоколов в объеме храма оказалось неудачным - их звон мешал богослужению. Поэтому в 1862 отдельно от храма была построена каменная шатровая колокольня в византийском стиле высотой в 14 сажень (29,8 м). На колокольню подняли семь колоколов, самый большой из которых весит 1,6 тонны. Кроме вышеупомянутых двух икон, подаренных Суворовым, и хрустальной люстры Императрицы Екатерины II, к достопримечательностям церкви можно отнести две иконы в больших золоченых киотах, стоящих перед клиросами: апп. Петра и Павла и свт. Николая Чудотворца. Первая получена в 1742 из Выборга, вторая в 1811 подарена гарнизонным Невским полком. Серебряные ризы этих икон сделаны в 1838 из вещей, оставшихся от прежней церкви. В церкви есть также много старинных икон, которые перенесены из других храмов. Внешний вид города, долго - как отмечали путеводители -сохранявший тип городов XVIII столетия, стал быстро преобразовываться после 1887, когда значительная его часть была уничтожена пожаром. На территории Хаминского прихода действуют и другие церкви: Казанской Божией Матери (кладбищенская) и Воздвижения Креста Господня в г. Коувола (бывшая русская военная церковь, 1911) и часовня в Мюллюкоски, освященная в честь Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца. В приходе числится около 1 000 зарегистрированных членов. Фридрихсгам, ныне Хамина, уездный город Выборгской губернии, состоит при Финском заливе, в 110 верстах от Выборга, в 250 от Петербурга. Фридрихсгамом город назван в честь короля шведского Фридриха, возобновившего город в 1723 г. Первоначальное устройство православных церквей в Фридрихсгаме относится ко временам Елисаветы Петровны, когда по абосскому миру в 1742 г. северо-западной границей России и Швеции назначена река Кюмень, впадающая своим устьем в Финский залив, в 40 верстах выше Фридрихсгама. С того времени город сделался постоянным сборным пунктом русских войск, а пребывание войск делало необходимым сооружение православной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=07931

В первой половине XIX века приход ширковского храма составляли собственно Ширково с двенадцатью дворами, Одворища (13 дворов), Брод (12 дворов), Сенцово и Наволок (8 и 7 дворов соответственно). Церкви принадлежало 46 десятин земли, а к середине века, к погосту приписали Лаврову пустошь. Приблизительно в 1840-х годах храм получил колокольню, соединённую с ним крытым переходом. Будучи ниже собственно церковного здания в два раза, колокольня мало повлияла на общее восприятие ансамбля. В 1848 году усердием прихожан на звонницу установили пять колоколов. В 1870-е годы церковь заново обшили тёсом, а кровлю покрыли железом. На наш современный вкус - это, конечно, " варварское поновление " , но в то время это было обычной практикой. Подобный ремонт требовал серьёзных средств, которые опять же собирали прихожане. Снаружи стены храма были побелены, и в народе за ним укрепилось имя " белой церкви " . К концу XIX века Иоанно-Предтеченская церковь, несмотря на неусыпное попечение о ней причта и прихожан, обветшала и сделалась мала для растущего прихода (на несколько километров вокруг больше не было ни одного храма). Расширять её не имело смысла. Кроме того, историко-художественная ценность деревянной церкви уже являлась очевидной если не для крестьян, то, по крайней мере, для местного духовенства. И ширковцы обратились к священноначалию за разрешением построить рядом с деревянным храмом каменный. Составился строительный комитет во главе с потомственным дворянином А. Н. Варажиным. За семь лет ему удалось собрать около 27 тысяч рублей. В 1903 году Тверская духовная консистория дала разрешение на строительство, поручив составление проекта и генеральный надзор за его исполнением епархиальному архитектору А. П. Фёдорову. Храм предполагался трёхпридельным, с ризницей позади главного придела и каменной колокольней. К 1911 году строительные работы вчерне завершились. Но на внутреннюю отделку храма денег уже не хватало. И председатель строительного комитета вынужден был обратиться в Святейший Синод с просьбой о " вспомоществовании " .

http://sobory.ru/article/?object=07387

Внутри высокое и светлое пространство храма перекрыто восьмидольным сводом, переход от восьмерика к четверику осуществлен с помощью плоских двухступенчатых тромпов. Окна, сохранившие старые кубоватые решетки, помещены в глубоких амбразурах с большими отливами. В алтарь, имеющий изнутри полуциркульную форму и перекрытый коробовым сводом с конхой, ведут три арочных прохода. Широкая арка связывает храм с двухстолпной трапезной, своды которой, поперечные коробовые в центральной части и крестовые в боковых, опираются на подпружные арки. Прямоугольные в плане алтари приделов имеют полулотковые своды. Крестообразное пространство нижнего яруса колокольни завершено восьмидольным сводом с узкими диагональными лотками, идущими от срезанных углов. От клеевой живописи 1840—1850-х гг., покрывавшей стены храма уцелели фрагменты псевдобарочных обрамлений сюжетных композиций на западной стене восьмерика и в простенках верхних окон на южной стене. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. - СПб., 1863. С. 30; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). - СПб., 1909. Вып. 31. С. 112 67; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. - Кострома, 1911. С. 32; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. - Кострома, 2000. С. 260-261; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. - Кострома, 2009. С. 269-271. Христорождественская церковь села Татьянина каменная, с такою же колокольнею; построена в 1734 г. тщанием прихожанки прихода Параскевы Никифоровны Колобовой. Ограда вокруг церкви каменная, покрыта железом. Кладбище вне церковной ограды за селом, в полуверсте от церкви, обнесено деревянною оградою, без особой церкви. Престолов три: в холодной – во славу Рождества Христова, в теплой правый – в честь иконы Знамения Божией Матери и левый – во имя святит. и чуд. Николая. Причт состоит из священника и псаломщика; казенного жалования священнику 105 руб. 84 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп. Причтовый капитал 723 руб. 50 коп,; кружечного дохода на долю священника 600 руб. и псаломщика 200 руб. Дома у членов дома свои. Церковной земли, состоящей в пользовании причта: усадебной 2 дес. 466 кв. саж. и пахотной удобной 33 дес. План и межевая книга на пахотную землю имеются.

http://sobory.ru/article/?object=21675

До 1848 г. старая церковь, как еще довольно прочная и не угрожающая никакой опасностью, стояла на своем месте неразобранной, а в этом году была пожертвована прихожанами в д. Шмакову, где из ее материала был устроен приходской храм. Возведение в Утятской слободе каменного храма началось в 1836 г. с благословения Высокопреосвященнейшего Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского, по выданному в том же году плану и фасаду. Строительство велось на средства прихожан. По некоторым сведениям подрядчиком был крестьянин Харлампий Новожилов, умерший в 1842 г. К 1839 г. кирпичные работы были окончены, к 1840 г. церковь покрыта железной крышей, к 1841 г. храм изнутри и снаружи оштукатурен и выбелен. В одной связи с церковью была выстроена каменная одноярусная колокольня, с пристроенным к ней каменным крыльцом. Такие же крыльца имелись с северной и южной сторон. Престолов в церкви было устроено три: в главном храме - во имя Богоявления Господня, в приделе с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя Николая Чудотворца. К 1842 г. иконостас установлен в Никольском приделе, к 1843 г. – в главном Богоявленском. Освящение этих приделов состоялось в 1844 г., а престол в Успенском приделе был освящен в 1845 г. В 1850 г. была устроена деревянная церковная ограда, которая со временем обветшала. С 1897 г. началось строительство каменной ограды с железными решетками, кладовой и сторожкой на западных углах; работы были завершены в 1898 г. Предположительно в 1910-1911 гг. иконостасы всех трех приделов были перестроены, в них поновлены старые и написаны новые иконы, некоторые из них украшены серебряными позолоченными окладами. К 1915 г. Утятская церковь и ограда вокруг нее нуждались в капитальном ремонте, поэтому в 1916 г. предположено было поновить штукатурку и побелку храма внутри и снаружи, а также перестроить южное и северное крыльца. Однако работы эти по причине военного времени так и не были начаты. В марте 1919 г. во время военных действий Утятский храм пострадал от снарядов. В северном алтаре был пробит свод, пострадали кровля и глава; в главном храме повреждены южный столб и угол придела; полностью разрушен один из столбов ограды. Южный придел был исправлен прихожанами к Рождеству 1920 г., тогда же храм изнутри был заново выбелен известью.

http://sobory.ru/article/?object=23198

И ему было предоставлено почетное право в храме Христа Спасителя вынуть жребий, определивший избрание митрополита Московского Тихона Беллавина на Московский Патриарший престол. В последние годы старец проживал в Сергиевом Посаде. Скончался он 19 сентября 1928 года на 83-м году жизни. На похороны пришла масса людей. Гроб несли на руках от дома до [Храм Воскресения Христова с приделом святых апостолов Петра и Павла (Сергиев Посад) храма Петра и Павла], потом из церкви до Кукуевского кладбища. Шел дождь. Промокшие, не евшие весь день люди шли по глубокой грязи за гробом, пели и читали молитвы. 40 священников собрались для отпевания старца – явление необычайное, тем более в те страшные годы. Через несколько лет почти все они были репрессированы, многие расстреляны или погибли в лагерях. В 1953 году останки старца Алексия были перенесены на Старое (Северное) кладбище Сергиева Посада (тогда Загорска), в семейное захоронение Беневоленских. Сделано это было благодаря С.М. Боскину. А в 1994 году произошло второе перезахоронение. Останки старца положили в новый гроб и перевезли в Зосимову пустынь, которая тогда начала возрождаться. На Всехсвятском кладбище похоронены также: ординарный профессор Московской духовной академии по кафедре Литургики и церковной археологии, член Правления Академии, доктор церковной истории и отец десятерых детей Александр Петрович Голубцов (1840-1911); журналист и поэт, преподаватель русской литературы и собиратель старины, редактор «Русского обозрения» Анатолий Александрович Александров (1861-1930); знаменитый резчик-миниатюрист и его семья Иван Семенович Хрустачев, подаривший царю сделанную им икону «Благословение князя Дмитрия Донского на брань против Мамая преподобным Сергием Радонежским»; художница, дворянка по происхождению Екатерина Федоровна Цветаева; художница, сестра о. Павла Флоренского Раиса Александровна Флоренская; главный смотритель и один из основателей лесного хозяйства, лесничий Николай Николаевич Колесников, посадивший несколько березовых рощ и кедры в Семхозе на берегу Копаного пруда и много других деревьев.

http://azbyka.ru/palomnik/Всеxсвятское_п...

По сведениям Вятского статистического комитета, в 1874 г. в селе стояло 43 деревянных дома, в которых проживало 216 жителей. Отмечалось, что они «собственных промыслов и занятий никаких не имеют». Кроме деревянной церкви и одноклассного образцового училища, в селе было 3 питейных заведения. В селе с 1896 г. действовала церковно-приходская школа, в приходе – две древние часовни (в селе и д. Изиморка). Осенью через село проходило два крестных хода из г. Вятки со св. иконами. В 1911 г. незадолго до Пасхи в Байсу прибыл из г. Казани Чудотворный образ Смоленской Божией Матери; после торжественной службы 7 апреля образ был пронесен не только по всем деревням, но и по всем дворам Байсинского прихода и затем ушел обратно в Казань. Епископ Вятский и Слободской посещал приход в 1895, 1900 и 1914 г.г. В 1900 г. он присоединил к православию несколько старообрядцев и лютеранку Софию Карловну Бинкервальд, уроженку Австрии, жену Лебяжского купца И. Г. Сазанова. В 1910 г. в Байсинском приходе насчитывалось 37 селений с населением: православных русских – 4997, крещеных марийцев – 2910, язычников - марийцев – 20 и старообрядцев – 279 человек. Из описания прихода за 1910 г.: «село расположено в низменной, очень красивой, даже живописной местности. Около села тянется большой Бушковский лес, из которого протекает небольшая речка Газговойка. Более же значительная река Байса, впадающая в реку Вятку, находится в 5 верстах от села… Главное занятие прихожан земледелие, а некоторые прихожане занимаются садоводством и пчеловодством. Многие из прихожан ходят на заработки, главным образом в Пермскую губернию и Сибирь, где плотничают и столярничают». При открытии церкви причт состоял из священника, диакона и псаломщика, с 1861 г. открылся второй штат (2 священника и 2 псаломщика). С 1914 г. должность диакона была заменена третьим священником. Священники с. Байса получали пособие от Государственной казны – 111 руб. в год. В 1937-1939 гг. штат состоял из двух священников и псаломщика. Первые священники: о. Николай Петрович Сушков – с 25 февраля 1838 г., в том же году переведен в с. Кукнур; Козьма Романович Попов – с 26 декабря 1838 г., в августе 1840 г. переведен в с. Чудиновское Орловского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=15664

Преподобная мати Рахиль, моли Бога о нас! 18 Спасо-Бородинский монастырь. Спасо-Бородинский монастырь находится в селе Семеновское (Можайский район, Московская область). Монастырь был основан вдовой генерала Александра Тучкова, Маргаритой, вскоре после знаменитого Бородинского сражения. Маргарита решила поселиться рядом с тем местом, где погиб её муж, чтобы молиться не только об упокоении души погибшего, но поминать всех воинов русской армии погибших на Бородинском поле.(Внутри средней Багратионовой флеши была возведена часовня, 1818–1820 года – церковь Спаса Нерукотворного, вокруг которой вскоре образовалась община, позже – монастырь.) 4 июля 1836 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Маргарита Тучкова была пострижена свт. Филаретом в рясофор с именем Мелания, а 28 июня 1840 году – в мантию, с наречением имени Мария, и возведена в сан игумении. Сам святитель при постриге дал новой монахине свои клобук и рясу. Общине был дан статус монастыря, а Марию возводят в игуменьи новой обители. Игуменья Мария делала все, чтобы стать для каждой насельницы настоящей матерью. Поначалу игуменья Мария носила вериги и сняла их только по требованию своего духовника митрополита Филарета, который опасался за ее здоровье. Она повиновалась, но оставила за собой право надевать их в случае, если в монастыре между сестрами случались раздоры. «Молитесь, – говорила она, – и я буду молиться вместе с вами». Надевая вериги, казнила себя за чужие прегрешения, как за свои, повторяя: «Между матерью и детьми все общее». Монастырь стал известен в России и обрел многих благотворителей. Умерла игуменья Мария в 1852 году в возрасте 72 лет, оставив после себя завещание, чтобы пока стоит обитель, в ней всегда поминали всех воинов, погибших на Бородинском поле. Одной схимонахине в течение многих лет в день битвы было видение. Она видела воинов в белых одеждах с венцами на головах. Из года в год число воинов в венцах увеличивалось, а простых воинов уменьшалось. Они заполняли весь монастырь. В дни празднования столетия Бородинского сражения монастырь посещала Царская семья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ради чего? Ради «единого на потребу», т. е. духовного жития, чисто монашеского. Так, и опять твердая почва и основа его жизни личной, нравственный подвиг – сохранили его от искушений и увлечений величием святительской власти и влекли его в тишину и уединение монастырской жизни. Мы знаем, что по послушанию высшей власти, митрополит Платон оставался на святительской кафедре, – но смотрите, куда направило всю его духовную силу это желание «единого на потребу», – и как он выполнил это свое послушание высшей власти. То же начало нравственного подвига, которое он положил в основу своей жизни, указало ему и направление деятельности и использование им своего высокого положения и влияния в сродной этому началу области; разумеем его заботы о питомниках духовной жизни – монастырях и о духовном просвещении школьном. Войдите в Лавру, в монастыри Перервинский, Махрищский, Бирлюковский и другие, и вы увидите почти на всём руку митрополита Платона. Всё, что есть в них, и особенно в Лавре, изящного, —666— стильного, величественного: всё это сделали руки Платона. И как он любил монастыри, об этом свидетельствует рассказ, как митрополит Платон, уезжая последний раз из Перервинского монастыря, слез с лошади и со слезами целовал ворота монастыря. Разве это не трогательно и разве это не говорит о горячей любви святителя к очагам духовной жизни. Но всё же поистине любимым детищем его был этот монастырь Вифанский, где мы теперь и молимся и утешаемся. Святитель устроил его сначала для погребения лаврских монахов, а Вифанией назвал в памятование будущего воскресения, по подобию воскресшего Лазаря. Смотрите, как здесь всё носит печать великого духа Платона, всё дышит им и напоминает его, даже помимо этого гроба святителя. Так, в рукотворенных храминах воплотил святитель храмину своей души, в коей жил и горел священный огонь любви к духовной жизни и монашескому подвигу. Подобным же вещественным памятником любви святителя к духовному просвещению является и Спасо-Вифанская семинария. Смотрите, как он понимал духовное просвещение и как связал он его с началами духовной жизни и нравственного подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Судебное разбирательство по делу о растрате средств, выделенных на постройку храма, длилось 8 лет, в 1835 г. имущество В. было конфисковано, архитектор сослан в Вятку. Здесь он создал проект собора во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского (1838) - второе программное сооружение архитектора. Основой проекта стал один из вариантов храма Христа Спасителя - 5-купольная ротонда с 4 башнями-колокольнями. Визант. стиль собора сближал это сооружение с произведениями архитекторов романтизма - М. Д. Быковского , Тона, А. П. Брюллова. В. в этот период был убежден в возможности выражения национальной идеи с использованием греч. форм. Собор в Вятке был возведен в 1839-1864 гг. (снесен в 30-х гг. XX в.). Здесь же В. построил неск. несохранившихся впосл. зданий (в городском Александровском саду сохр. чугунная решетка с воротами и 2 беседки). В 1840 г. В. было разрешено возвратиться в С.-Петербург, где он выполнил неск. проектов надгробий и обелисков, а также проект собора для Тифлиса (1847, не осуществлен). Умер в бедности и полном забвении, похоронен на Волковом кладбище в С.-Петербурге (могила не сохр.). Графическое наследие архитектора почти полностью погибло во время пожара в доме В. в 1854 г. Соч.: Записки// Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954. Т. 1. С. 380-453; Автобиография//РС. 1876. Т. 17. 9. С. 109-110; 10. С. 267-296; 12. С. 759-770. Ист.: ГНИМА. Ф. Р I. Ед. хр. 144, 146, 147-172, 203-204, 1859, 2111, 5260, 7345-7367, 10922-10927. Лит.: Соколов П. Ист. описание торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. М., 1818; Петров П. Н. Сб. мат-лов для истории Имп. АХ. СПб., 1864-1887. Ч. 1-4 (по указ.); Участие акад. А. Л. Витберга в постройке Александро-Невского собора в Вятке. Вятка, 1894; Академик А. Л. Витберг и его письма к А. И. Герцену//РС. 1897. Т. 12 (92). С. 477-495; Историческая выставка архитектуры: Альбом. СПб., 1911 [рис.; чертежи]; Витберг Ф. А. Витберг и его проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах//Старые годы. 1912. Февр. С. 3-19; Грабарь И. Э. Ранний александровский классицизм и его франц. источники//Там же. 1912. Июль/сент. С. 68-96; он же. От екатерининского к александровскому классицизму//История рус. искусства. М., Т. 3. С. 449-468; Снегирев В. В. Архитектор А. Л. Витберг: Жизнь и творчество. М.; Л., 1939; Художники народов СССР: Биобиблиогр. слов. М., 1972. Т. 2. С. 287-288 [Библиогр.]; Москалец Е. С. , Пешнина Л. В. А. Л. Витберг в Вятке. Киров, 1975; Молева Н. Храм//Наше наследие. 1988. 3. С. 39-55; Кириченко Е. И. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1992; Тинский А. Архитектурное наследие А. Л. Витберга в Вятке//Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1996. Т. 5: Архитектура. С. 153-159; Кузнецова (Строганкова) Е. В. Проект храма Христа Спасителя архит. А. Л. Витберга//Шведы в Москве: Мат-лы рос.-швед. науч. конф. М., 2002. С. 93-114; Памятники архитектуры в дорев. России: Очерки истории архит. реставрации. М., 2002. С. 148.

http://pravenc.ru/text/158848.html

Gronau, Poseidonius und die j ь dischchristliche Genesisexegese, 1914; A. Jahn, De Basilio Magno plotinizante, 1838; C. R. W. Klose, Geschichte und Lehre des Eunomins, 1883; M. Albertz, Untersuchungen ь ber die Schriften des Eunomius, Diss., 1908; F . Nager, Die Trinit д tslehre des hl. Basilius, 1912; K. Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischem M ц nchtum, 1898; Morison, St. Basil and his rule, 1912; Clarke, Basil the Gr йв t, a Stumy in Monasticism, 1913. V. Св. Григорий Богослов. — Бенедиктинское издание, начатое перед самой французской революцией, было закончено только в 1840 г., — т.т. 35-38. Из отдельных изданий нужно отметить A. J. Maton, The five theological orations of Gregory of Nazianze, 1899, — с очень ценным введением. Краковская академия приготовляет в настоящее время новое критическое издание. Русский перевод в издании Моск. дух. академии, 6 томов, 1843-1846; 2 изд., 1889. — C. Ullmann, Gregorius von Nazianze, 1825; 2 Aufl. 1867; E. Fleury, St. Grйgoire de N. et son temps, P. 1930; H. Pinault, Le platonisme de St. Grйgoire de N., 1925; M. Guignet, St. Grйgoire de N. et la rhйmorique, 1911; Les procйdйs йpismolaires de St Grйgoire de N., 1911. Для сравнения cm. o неоплатонизме : R. Arnou, Le dйsir de Dieu dans la Philosophie de Plotin, 1921. — J. Sajdak, Historia critica scholiastarum et commentatorum Gregorii Naz., Meletemata patristica, 1, Cracoviae, 1914; De Gre-gorio N. poetarum christianorum fonte, Archivum filologiczne, 1, Krakow, 1917, — (M. Салмиш), Жизиь св. Григория Б., " Прибавления " I, 1843; (И. E. Tpomudft), Последние годы жизни св. Григория Богослова, Христ. Чтение, 1863, II; А. Говоров, Св. Григорий Богослов, как христианский поэт, Казань, 1886; Н. Виноградов, Догматическое учение св. Григория Богослова, Казань, 1887. VI. Св. Григорий Нисский. — У т.т. 44-46, перепечатаны очень неисправные старые издания. Отдельныя творения бьши изданы критически в прошлом веке. В последние годы Берлинская академия предприняла полное критическое издание; вышло два тома: книги против Евномия (Jaeger, 1921) и письма (Pasquali, 1925).

http://sedmitza.ru/lib/text/538132/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010