Обладая редким и тонким знанием языков, он среди массы богословских сочинений западных авторов безоши­бочно определял те, которые отвечали потребностям рус­ской духовной и общественной жизни. Он – переводчик сочинений Фаррара, составитель «Библейской истории...», редактор ряда академических журналов: с 1892 по 1902 г. Лопухин редактировал «Христианское Чтение» и «Цер­ковный Вестник», а в 1899 г. он взял на себя издательство журнала «Странник», в виде приложения к которому дана «Православная богословская энциклопедия, или богослов­ский энциклопедический словарь» (тома I –V). Много ста­тей помещено Лопухиным в первом издании Словаря Брок­гауза и Ефрона. При этом он стремился популяризировать богословскую науку, в чем, несомненно, его заслуга перед русским обще­ством и православной церковью. Особая его страсть – вопрос о соединении христиан­ских церквей; всякое к тому движение рождало в нем на­дежду, что настанет то время, когда соединятся разветвлен­ные ветви единой Церкви Христовой. Скончался Александр Павлович Лопухин 22 августа 1904 г. 1 Цитаты в этой статье делаются по Суренгузиеву изданию мишны (Амстердам, 1672), и в особенности – из главы или трактата «De Synedriis», латинский перевод издателя только в некоторых случаях был сверяем с оригиналом. 2 Мишна (De Synedrns, X, 3) излагает общее правило: «gravitus peccatur circa verba scribarum, quam verba Iegis» (грех против слов толкователей тяжелее греха против слов закона). Или, в перифразе новейшего переводчика-энтузиаста: «кто учит против Пятикнижия, не осуждается на смерть, потому что все люди знают Библию , но кто учит против учителей, тот осуждается». Раббинович. Législation criminelle du Talmud. Paris. 3 Мишна, Capita Patrum, Ι,1. То же преимущество отдавалось закону и в главном изречении их великого представителя, Симона Праведного: «на трех вещах стоит мир – на законе, богопочитании и милости». Cap. Patrum, I, 2. 7 Salvador, Histoire des institutions de Moise. 1822. Здесь цитируется 3-е издание, в 2-х томах (Michel Lévy Frères, Paris).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/sud-na...

Первые 25 рассказов «Истории…» Ишимова показала П. А. Плетневу еще в рукописи, который высоко их оценил и ввел Ишимову в круг литераторов (ок. 1834), став ее литературным покровителем и наставником. Через посредничество Плетнева в конце 1830-х годов молодая писательница была приглашена преподавать русский язык членам царской фамилии. С П. А. Плетневым и Я. К. Гротом у Ишимовой установились особенно дружеские отношения. 150.  Грот Яков Карлович (1813–1893) — филолог, историк, ординарный академик Петербургской Академии наук (1858). Окончил с золотой медалью Царскосельский лицей (1832), служил в канцелярии кабинета министров, с 1834 г. — в Государственной канцелярии. С 1840 г. сотрудничал в журнале «Современник». В 1841–1852 гг. профессор кафедры русского языка, словесности и истории Гельсингфорского университета, 1852–1858 гг. преподавал русский язык, немецкий язык, историю и географию великим князьям Николаю Александровичу и Александру Александровичу; в 1853–1862 гг. профессор кафедры словесности Александровского лицея в Петербурге. С 1859 г. — член, с 1866 г. — председатель Литературного фонда. 151.  Шахова Е. В начале жизни и на пороге вечности. (Посвящено памяти И. С. Тургенева. 1883 г.)//Русская старина. 1913. Т. 153. С. 164. — Публикация Н. Н. Шахова. 152. Стихотворения Елизаветы Шаховой//Современник. 1840. Т. 17, Отд. II. С. 65–66. — Авт.: П. А. Плетнев. 153.  Спасо-Бородинский в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа женский монастырь. Основан в 1838 на Бородинском Поле, близ д. Семеновское вдовой героя Отечественной войны 1812 г. генерал-майора А. А. Тучкова М. М. Тучковой (впоследствии игуменией Марией) на месте гибели ее мужа. 154.  Афанасьев В. В. Схимонахиня Мария (! — Е.А.) (Елизавета Никитична Шахова, 1822–1899)//Журнал Московской Патриархии. 1995. 12. С. 72. К сожалению, в небольшом по объему предисловии автор допускает несколько фактических ошибок, в том числе и в названии. 155.  Шахова Е. Н. Правый и неправый суд [Стихотворение]//Современник. 1843. Т. 29. С. 269; Две думки: I. Гaдahьe на луну. II. Бeзcmpacmue [Стихотворения]//Современник. 1843. Т. 32. С. 352–353; Происхождение арфы: Из Томаса Мура [Стихотворение]//Современник. 1844. Т. 34. С. 77–78; Имениннику: Из А. Мицкевича [Стихотворение]//Современник. 1844. Т. 34. С. 82; К Цевнице (Из Б. Залесского, с польского) [Стихотворение]//Москвитянин. 1844. Ч. 4. 7, Изящная словесность: Стихотворения. С. 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Первый в селе Смолинском храм был построен во второй половине XVII столетия на основании следующей грамоты: «1765 году февраля 23 дня. Смиренный Павел православный митрополит Тобольский и Сибирский дал грамоту духовного правления Екатеринбургскому заказчику прелестному протопресвитеру Феодору Кочневу в виду просьбы крестьян Покровского, Щербаковского и Истокского приходов сделать заложение в деревне Смолиной деревянного храма во имя пророка Илии на месте удобном, по образцу других церквей». В 1770 г. июля 5 дня, по благословению Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, храм Этот был освящён тем же протопресвитером Кочневым. В 1822 г. этот храм сильно пострадал от пожара, был капитально отремонтирован, и, по благословению Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, присутствующим Екатеринбургского духовного правления иереем Иоанном Сильвестровым освящён. В 1823 году тем же епископом Иустином дана грамота на заложение нового, ныне существующего, каменного холодного храма во имя Пророка Илии, с двумя тёплыми приделами: правым – в честь Воздвижения Креста Господня, и левым – во имя св. Великомученика Димитрия Солунского. Но когда фактически заложен и окончен постройкою этот храм, не известно. Пророко-Ильинский престол освящён по грамоте преосвященного Аркадия, епископа Пермского, от 11 июня 1847 года на имя священника Матфея Попова. Левый, Димитриевский придел, освящён по грамоте преосвященного Ионы, епископа Екатеринбургского – викария Пермского, вышеупомянутым священником М. Поповым в 1857 году; а когда освящён и по чьему благословению Крестовоздвиженский (правый) придел, определить точно нельзя за неимением данных; можно только с вероятностью сказать, что Освящение этого придела совершилось в 1888 г., или несколько ранее этого года. В 1875–1880 г.г. старые иконостасы в придельных храмах на средства прихожан заменены новыми, а в 1887–1893 годах прихожанами обновлён иконостас холодного храма, и стены его украшены живописью. В 1895 г. всё здание храма снаружи и внутренние стены оштукатурены и выбелены. В 1899 г. вызолочены пять старых крестов с главами на храме и пять вновь сделанных железных крестов с главами на вратах церковной ограды. В 1900 г. храм и ограда вновь подштукатурены и побелены, крыша храма и переправленные решётки ограды покрыты малахитом, внутри в приделах панели окрашены масляною краскою, а стены побелены известью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По свидетельству св. Иоанна Кассиана , очень строгие подвижники утверждают: «Воздержание поста не утруждает нас, труд бдения нас услаждает, чтение и испытание писаний производится с охотой, трудность работ, послушание, нестяжательность, лишение всех земных вещей и не пребывание в пустыне совершается с приятностью, (Писания св. Иоанна Кассиана . Собеседование I о цели монаха гл. II). 3148 Сочинения Филарета, митрополита московского, т. II, Москва 1874 г. Слово 5 июля 1822 г. стр. 120. 3149 Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства. Речь проф. В.О. Ключевского в торжественном собрании Московской духовной Академии 26 Сентября 1892 г. Богословский Вестник, 1892 г. 11, Ноябрь. Она издана и отдельно Троицкой Сергиевой Лаврой под заглавием: «Благодатный воспитатель русского народного духа». 3151 Das Kiever Hohlenkloster als Kulturzentrum des vormonglolischen Russlands von Dr. Goetz Universitats professor in Bonn. Passau. 1904 г. Реферат, читанный 26 сентября 1904 г. в Историческом Обществе Нестора летописца при университете св. Владимира проф. Ф.И. Титовым, Труды Киевской Духовной Академии 1904 г. 12. 3152 Церковная История Созомена. Кн. VI, гл. 31; и Руфина. Жизнь пустынных отцов. Главы XXI и XXII и История монашества проф. Казанского. Часть II, Москва 1856 г., стр. 15. 3153 Толкование Вальсамона на 12 правило VII Вселенского Собора. Правила св. апостол и соборов с толкованиями. Выпуск III, Москва 1899 г. 3156 Правила св. соборов с толкованиями. Издание Москов. общества любителей дух. просвещения. Выпуск ΙΙΙ, стр. 476. 3159 Грамота игумена Иосифа к боярину Борису Васильевичу о причинах неоставления им монастыря при утеснениях оного. Древняя Российская Вавлиофика. Часть XIV Москва 1790 г. стр. 189. 3161 Слово, сказанное 27 Сентября 1842 в Троицкой Лавре. Сочинения Филарета митрополита московского т. IV Москва 1882 года стр. 193–194. 3165 История православного монашества в Северо-восточной России со времени пр. Сергия, составленная д. М. Кудрявцевым ч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поручая себя святым молитвам Вашим… [ нрзб.]   Нахимов, [ март 1854] Елена Аксененко Елизавета Никитична Шахова История 20-летнего наставничества святителем Игнатием поэтессы и духовной писательницы Елизаветы Никитичны Шаховой (1822–1899) является примером его особой пастырской заботы о людях, наделенных Богом даром слова. В 1847 г., во время своего настоятельского служения в Сергиевой пустыни, архимандрит Игнатий посетил Бородинский монастырь, где особое внимание обратил на литературно одаренную 25-летнюю послушницу Елизавету. Он не только поддержал стихотворные опыты послушницы, но и взял ее под свое духовное руководство. Встреча с будущим святителем коренным образом изменила жизнь Е. Шаховой. Пятнадцать лет он вел свое духовное чадо к мантийному постригу, поддерживая ее в духовной брани и в художественном творчестве. За несколько лет до перехода Святителя в вечность Елизавета была пострижена в мантию с именем Мария. До конца своей жизни, трудясь в учебных учреждениях и в церковной общине, публикуя свои художественные произведения и статьи, она осталась верной заветам своего наставника. В 1911 г. внучатый племянник Е. Шаховой, Н. Н. Шахов, впервые собрал ее поэтические опыты и опубликовал «Собрание сочинений в стихах Елизаветы Шаховой» [ 136 ]. Он же передал в 1914 г. в Пушкинский Дом рукописи и издания произведений Е. Шаховой, оставшиеся ему в наследство. Под руководством главного хранителя Рукописного отдела Б. Л. Модзалевского, Н. Н. Шахов разыскал архив матери Марии в Старо-Ладожском женском монастыре, где она окончила свой жизненный путь. В 1915 г. Н. Н. Шахов и эти, найденные им материалы передал на хранение в Пушкинский Дом: вместе с прежним поступлением они и составили фонд Е. Н. Шаховой [ 137 ].   Елизавета Шахова родилась в обедневшей семье старинного дворянского рода, жившей благочестиво и замкнуто. Елизавета, не отличавшаяся крепким здоровьем, получила домашнее образование под руководством матери и старшей сестры. С детства начала писать стихи. Когда девочке исполнилось 12 лет, умер отец, и семья оказалась в стесненных обстоятельствах. Вскоре Е. Шахова прославилась необычно ранним выступлением на литературном поприще. В 1837 г. была издана первая книжка ее стихотворений [ 138 ], тогда девушке едва исполнилось 15 лет. Творчество молодого дарования поддержала Российская Академия, наградив автора денежной премией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Преображенский собор; две церкви теплая и холодная: 1-я) каменная холодная построена в 1822 году, престола три: главный средний Преображения господня, южный Святой Благоверной Княгини Иулиании, северный Смоленской Божией Матери. 2-я) Теплая построена в 1842 году, престола три: средний Входа Господня во Иерусалим, южный Неопалимыя Купины Божией Матери и Святого великомученика Никиты, левый Святителя Николая и Митрофания Воронежского. Церковные документы: опись 1863 года, метрики с 1788 года, исповедные с 1820 года, план на землю. В 1901 году служили: Протоиерей Александр Евфимович Соколов 60-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1863 года, Протоиереем с 1894 года, состоял Директором тюремного отделения, уездным наблюдателем церковно приходских школ, награжден в 1896 году наперстным крестом. Священник Иоанн Васильевич Знаменский 36-ти лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1888 года, состоял Директором тюремного отделения и законоучителем городского училища, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Феодор Владимирович Образцов 25-ти лет, диаконом с 1895 года. Диакон, в должности псаломщика, Арсений Иоаннович Ильинский 26-ти лет, в должности с 1893 года, диаконом с 1899 года. Псаломщик Николай Георгиевич Томилин 43-х лет, в должности с 1884 года. Церковный староста мещанин Иаков Васильевич Новоселов в должности с 1876 года, награжден в 1897 году золотой медалью. Прихожан - 49 дворов (159 мужчин, 174 женщины). В 1914 году служили: Протоиерей Александр Соколов 74-х лет, окончил семинарию, на службе 51 год, в Преображенском соборе 21 год. Священник Иоанн Знаменский 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Преображенском соборе 26 лет. Штатный диакон Василий Колтыпин 42-х лет, на службе 22 года, в Преображенском соборе 5 лет. Псаломщик Василий Лебедев 30-ти лет, на службе 2 года, в Преображенском соборе 1 год. Псаломщик-диакон Василий Понамарев 42-х лет, на службе 20 лет, Преображенском соборе 7 лет. Прихожан - 176 мужчин и 182 женщины.

http://sobory.ru/article/?object=01140

Смирнов. Ук. соч. С. 481. См. также большую и фундаментальную работу о прп. Феодоре: Доброклонский А. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. 1 (1913). С. 441, 443; ср. также: PG. 99. P. 1784 A, 1717 С — 1820 В, 1822 В. Смирнов. Ук. соч. С. 477; он же. Древнерусский духовник (1914). С. 22, 25; Василий Великий, в: PG. 31. P. 1185. «Сказание о черноризьчьстем чине», в: Калайдович. Памятники российской словесности XII в. (1821). С. 107; ср.: Голубинский. 1. 1. С. 797; Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности (1907). С. 65–94. Житие Авраамия в: Памятники древнерусской литературы. 1 (1911); ср. главу I. РИБ. 6. 45. С. 389; Смирнов. Древнерусский духовник. С. 26; Малинин. Старец Елеазарова монастыря Филофей. С. 40–42. Впрочем, Стефан Махрищский († 1406) пришел к прп. Сергию из южной Руси (после 1355), он мог принести с собой предание Печерского монастыря. Голубинский. Прп. Сергий и созданная им Троицкая лавра (1909). С. 82. Послания в: АИ. 1. 32 и 15. Ср. главу IX, 4, в конце. Коноплев. Ук. соч. С. 71. Ср. главу IX, 4. Голубинский. 2. 2. С. 295. Жмакин. Митрополит Даниил. С. 375, 492, 602; Петров Н. О происхождении и составе славяно-русского Пролога (1875). С. 116. Федотов. Святые Древней Руси. С. 60. Нила Сорского Предание и Устав о жительстве скитском (1849) и другие издания; ср. главу IX, 4 и мою книгу «Leben und Lehre der Starzen». Ключевский. Жития. С. 190; Филарет. Обзор. 3-е изд. 1. С. 106; Коноплев. Ук. соч. С. 38 и след.; Архангельский. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. С. 16, 30; Прав. соб. 1861. 1. С. 197–214; ПСРЛ. 5. С. 236. Бриллиантов. Ферапонтов монастырь (1899). С. 56–59; Зверинский. 1. 810; Архангельский. Ук. соч. С. 55. Бриллиантов. Ук. соч. С. 17. О подвижнике Галактионе в: Чтения. 1887. 4. С. 147; этого Галактиона не следует смешивать с прп. Галактионом Вологодским († 1612). Об аскетически-мистических воззрениях старца Артемия см. главу X. О распространении Иисусовой молитвы в Московской Руси (это не всегда было связано со старчеством) см.: Орлов А. Иисусова молитва на Руси в XVI в., в: ПДП. 185 (1914), введение и тексты.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

тип., 1865/протоиерея, проф. Василия Ивановича Добротворского (1822–1894); многие работы Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова (1828–1891), проф. Московской духовной академии («Религия, ее сущность и происхождение», «Чтения по философии религии», «Бессмертие души» и др.); «Умозрительная психология» протоиерея, профессора Московской духовной академии, Федора Александровича Голубинского (1797–1854)/посмертное изд.: М.: Унив. тип. Каткова, 1871/; психологией насквозь пронизан трехтомный труд епископа Никанора (Бровковича) (1826–1890) «Позитивная философия и сверхчувственное бытие»/СПб., 1875–1888/; «Учебник психологии» священника Александра Константиновича Гиляревского/Новочеркасск, 1883/; магистерская работа «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности»/СПб., 1888/иеромонаха, впоследствии митрополита, Антония (Храповицкого) (1863–1936); «Грехи чувств»/М., 1888/протоиерея, впоследствии епископа, Виссариона (Нечаева) (1823–1905); «О невозможности чисто-физиологического объяснения душевной жизни человека»/Харьков, 1890; 2-е изд.: СПб., 1894/архимандрита Бориса (Плотникова) , ректора Киевской духовной семинарии; разнообразные работы протоиерея, проф. Университета св. Владимира Павла Яковлевича Светлова (1861–?); «Психология»/Харьков, 1893/и другие работы Вениамина Алексеевича Снегирева (1842–1889), профессора Казанской духовной академии; работы профессора С.-Петербургской духовной академии Виталия Серебренникова; «Наука о человеке» Виктора Ивановича Несмелова (1863–1937), профессора Казанской духовной академии; «Психология веры»/Сергиев Посад, 1899/профессора Московской духовной академии Алексея Ивановича Введенского (1861–1913). Начало XX века до Октябрьской революции было достаточно плодотворным с рассматриваемой нами точки зрения: именно в это время появилось много религиозно-психологических исследований, которые вдвойне интересны для современных психологов тем, что носят характер объективной и широкой критики материалистических и редукционистских (антипсихологических) тенденций, которые все больше набирают силу и в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Штакеншнейдер Елена Андреевна (1836–1897) – хозяйка литературного салона, в котором бывал и Достоевский. С. 93. Филиппов Тертий Иванович (1825–1899) – публицист славянофильского направления, знаток истории церкви, государственный деятель. Работал над переводами для оптинского издательства. С. 94. Юнге Екатерина Федоровна, урожд. Толстая (1843–1913) – дочь вицепрезидента Академии художеств Ф.П. Толстого, жена профессора-окулиста Э.А. Юнге, лечившего Достоевского в 1866 г., художница, автор мемуаров. Ильминская Екатерина Степановна (ок. 1842–1922) – жена ученого-востоко-веда и педагога Н.И. Ильминского (1822–1891). Корнилова Екатерина Прокофьевна (ок. 1856–1878) – петербургская швея; привлекалась в 1876 г. к суду за то, что выбросила из окна свою падчерицу. С. 95. Милюков Александр Петрович (1817–1897) – писатель, историк литературы, педагог. Привлекался в августе 1849 г. по делу петрашевцев, был подвергнут секретному надзору. Алчевская Христина Даниловна (1841–1920) – общественная деятельница, педагог харьковской женской воскресной школы. Толстая Александра Андреевна (1817–1904) – двоюродная тетка Л.Н. Толстого, с которым в течение многих лет вела переписку. «Как ваш читатель и почитатель…» – Здесь и далее письма читателей «Дневника писателя» цитируются по примечаниям к письмам Достоевского, изданным A.C. Долининым. См.:Достоевский Ф. М. Письма: В4т. М.; Л., 1928–1959. Т. 3: 1934. С. 376. Юркевич Михаил Андреевич – помощник инспектора Кишиневской духовной академии. С. 96. Антипова Ольга Афанасьевна – семнадцатилетняя петербургская корреспондентка Ф.М. Достоевского. «Мне семнадцать лет…» – См.: Письма. Ф.М. Достоевский. Т. 3. С. 387. «Стяжи, радость моя… " - Ср.: «Стяжи мирный дух, и тогда тысяча душ спасется около тебя» (И о с а ф (Тихонов), иером. Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима. СПб., 1849. С. 80). С. 97. Опочинин Евгений Николаевич (1858–1928) – в 1880 г. начинающий литератор; автор «Бесед о Достоевском» (Звенья. T. VI. С. 463–465). о. Алексий – ярославский священник, миссионер, знакомый Е.Н. Опочинина. См.: «Оказалось, отец Алексий вторично собирается в Китай в качестве миссионера и намерен проповедовать Евангелие и обращать китайцев в православие, сближая на иконах распространенные там изображения младенца Будды с младенцем Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Имеется в виду статья М. П. Погодина «По поводу крестьянского дела» (Северная пчела. 1861. 28 февраля). Имеется в виду статья М. П. Погодина «По поводу крестьянского дела» (Северная пчела. 1861. 28 февраля). Корш Василий Федорович (1828–1863) — историк литературы, публицист журналист, редактор газеты «Московские ведомости» в 1855–1866 гг. Корш Василий Федорович (1828–1863) — историк литературы, публицист журналист, редактор газеты «Московские ведомости» в 1855–1866 гг. Клеванов Александр Семенович (1826–1889) — переводчик древних классиков. Здесь, очевидно, имеется в виду переведенная и изданная им книга «Философские беседы Платона» (М., 1861). Клеванов Александр Семенович (1826–1889) — переводчик древних классиков. Здесь, очевидно, имеется в виду переведенная и изданная им книга «Философские беседы Платона» (М., 1861). Венев — уездный город Тульской губернии. Венев — уездный город Тульской губернии. Платон (в миру — Левшин; 1737–1812) — митрополит. Платон (в миру — Левшин; 1737–1812) — митрополит. Олдридж Айра Фредерик (1805–1867) — американский актер; Медведева Надежда Михайловна (по мужу Гайдукова; 1822–1899) — актриса Малого театра. Олдридж Айра Фредерик (1805–1867) — американский актер; Медведева Надежда Михайловна (по мужу Гайдукова; 1822–1899) — актриса Малого театра. Откуп как система сбора налогов с населения, существовавшая в России с конца XV b. и приносившая откупщикам, особенно винным, огромные прибыли, была отменена в 1863 г. и заменена акцизом. Откуп как система сбора налогов с населения, существовавшая в России с конца XV b. и приносившая откупщикам, особенно винным, огромные прибыли, была отменена в 1863 г. и заменена акцизом. Богданов Анатолий Петрович (1834–1896) — антрополог, зоолог, историк зоологии, профессор Московского университета. Богданов Анатолий Петрович (1834–1896) — антрополог, зоолог, историк зоологии, профессор Московского университета. Соколов Нил Иванович (1844–1899) — профессор частной патологии и терапии. Соколов Нил Иванович (1844–1899) — профессор частной патологии и терапии.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010