В первой половине 1920-х гг. границы Казанской епархии были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году учреждена новая Чебоксарская и Чувашская епархия , а в 1993 году — Йошкар-Олинская и Марийская , после чего территория Казанской епархии была ограничена пределами Республики Татарстан. Титулы правящих архиереев Казанской епархии: Процесс христианизации Казанского края шел постепенно. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406 792 инородца. Известно, что с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто семь церквей и инородческая школа, всего же к началу XIX века в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чувашей, мордвы, черемисов, татар и вотяков. Частично это объясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев к крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили к массовым отпадениям от христианства. В 1764 года Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в Казанской епархии стало 11: один — первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), два — второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь — третьего класса; другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 году в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения в Московской епархии было только 814). Кроме архиереев в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799 году (в 1822 году было отменено), затем — Чебоксарское (1853 год), Чистопольское (1899 год), Мамадышское (1907 год). Все викарные епископы проживали в Казани, Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский — настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский — Спасо-Преображенского, в ведении которых находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.

http://patriarchia.ru/db/text/5830133.ht...

Е. был погребен в приделе Благовещенского кафедрального собора. Могила утрачена. По его завещанию в 1826 г. в Воронежскую ДС было передано 213 книг на рус. языке и 98 книг на иностранных языках. В Отделе редких книг научной б-ки Воронежского гос. ун-та обнаружено 9 книг по философии и богословию, принадлежавших Е. Арх.: ГА Воронежской обл. Ф. 44. Оп. 1. Д. 2; Ф. 184. Оп. 1. Д. 5. Соч.: Слово на день св. Иоанна Златоуста нояб. 13: Об обязанностях наставника. СПб., 1807; Слово на день тезоименитства имп. Марии Феодоровны и вел. кн. Марии Павловны. СПб., 1807; О благотворном влиянии св. веры на людей. СПб., 1807; Речь по прочтении манифеста... к единодушному восстанию противу врага отечества. Каз., 1812. Лит.: Чистович И. А. История С.-Петербургской ДА. СПб., 1857. С. 138; Замечательнейшее 10-летие в истории епархии Воронежской по части благотворительности (1812-1822)//Воронежские ЕВ. 1870. 7. С. 332-348; Геннади. Словарь писателей. Т. 1. С. 344; Амвросий, архим. Епифаний епископ//Воронежские ЕВ. 1879. 16. С. 700-701; Никонов Ф. А. Слобода Белогорье//Там же. 1883. 1. Прил. С. 27; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 431; Ист. сведения о Задонском ДУ//Воронежские ЕВ. 1886. 22. С. 831-858; Никольский П. В. История Воронежской ДС. Воронеж, 1899. Ч. 2. С. 14, 178-190; Воронежская епархия//ПБЭ. Т. 3. С. 844; К-в А. Канивецкий Е., еп. Воронежский//Там же. Т. 8. С. 249; Дубровин Н. Ф. После Отечественной войны: Из рус. жизни в начале XIX в.//РС. 1903. 12. С. 491-492; Цитович Д. Открытие Бирюченского духовного приходского уч-ща//Воронежская старина. 1907. Вып. 6. С. 172-232; Никольский П. В. Монашество на Дону//Там же. 1909. Вып. 8. С. 77-180; он же. Монашество на Дону в XIX в.//Там же. 1910. Вып. 9. С. 149-235; Павловский И. Ф. Кр. биогр. словарь ученых и писателей Полтавской губ. с пол. XVIII в. Полтава, 1912. С. 234; Литвинов В. В. Из истории Воронежского епархиального попечительства о бедных духовного звания//Воронежская старина. 1915/1916. Вып. 14. С. 302-311; Сергий (Петров), архим. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней. Воронеж; Минск; Од., 1961-1969. Ч. 3. С. 504-508. Ркп.; Абакумов В. М. Отдел редких книг науч. б-ки ВГУ: Перечень бывш. книговладельцев//Филол. зап. Воронеж, 1996. Вып. 7. С. 235; Дневник купца А. П. Капканщикова/Предисл. и публ.: П. А. Попов и Л. П. Сотникова//Из истории воронежского края. Воронеж, 2000. Вып. 8. С. 181-206; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Т. 1. С. 435; Воронежские архипастыри. С. 233-238; Липаков Е. В. Казанская ДС: Ист. очерк. Каз., 2007. С. 83-84.

http://pravenc.ru/text/190083.html

...Емецкому приходу, по сведениям 1872 года, было приписано 27 деревень, начиная от Сухарева до Брусачихи, в которых проживало 805 мужчин и 970 женщин. Сравнение по деревням: какие деревни ликвидировались, какие вновь появлялись, провести невозможно, пожары уничтожили все. Можно лишь сравнить с переписью 1853 года: в приходе было 793 мужчины, 960 женщин. По сведениям за 1899 год по Емецкому приходу, мужчин было 1213, женщин - 1045. Емецкие прихожане все крестьянского сословия, государственные и все православного исповедания. Общим у всех прихожан занятием было земледелие, около 1,5 десятины (1,6 га) на душу пахотной и сенокосной земли, но оно не обеспечивало их полностью, поэтому многие имели особые занятия и промыслы, из которых главный - отхожий промысел, преимущественно в Петербург. Другие занимались выделкой кирпича и глиняной посуды, деланием кадок, ушатов, лоханей, шаек, корзин, коробов; иные занимались рыболовством, птицеводством, карбасничеством, плотничеством, кузнечеством, выделкой кож и другими промыслами. Свои изделия вывозили на базар и ярмарки в Емецк в торговые дни. Общее состояние прихожан можно считать достаточным. Земля родит хорошо при хорошем уходе. Трудолюбивый хозяин здесь всегда небеден... ... События конца XVIII - начала XIX века для Емецкого прихода мало известны. Лишь о двух можно рассказать. 8 июля 1898 года была сильная гроза. Молния ударила в Емецкий собор, спалила в церкви колонну около иконы Рождества Христова и разбила кисть руки Казанской Божьей Матери, находящейся на жертвеннике. На колокольне разбила кирпичную колонку, разрушила под большим колоколом и расщепила доски просвета на восточной стороне колокольни. С 1930 года Емецкий приход перестал существовать. С церкви сняли купола, с колокольни - колокола, разобрали примерно две трети колокольни. В помещениях церкви были склады, магазин, на втором этаже размещался кинотеатр «Ударник». Позднее здание собора приспособили под пищекомбинат. Из книги: Т.Минина и Н.Шаров " Емчане " Каменная церковь, начатая постройкою в 1792 г. и оконченная вчерне в 1808 г., двухэтажная; первоначально в ней было три престола, в нижнем этаже два: главный - Богоявленский, освященный в 21 дек. 1808 г. сийским архимандритом Феофилом, и придельный - во имя вмц. Параскевы, освященный 2 июня 1822 г. бывшим благочинным Вас. Павловским, и в верхнем один - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1843 г. Придельный храм вмц. Параскевы по тесноте места для придела упразднен в 1855 г. Здание церковное, крытое железом, завершается пятью главами, увенчанными пятью железными вызолоченными крестами массивной величины.

http://sobory.ru/article/?object=09341

Заселение этих харьковских территорий началось только в начале 19 века и связано с Харьковским университетом, а потом и основанием Технологического. До этого на этом месте было кладбище со старой кладбищенской церковью, построенной в 1771 году. В 1810 году на месте старой была построена каменная кладбищенская Каплуновская церковь по проекту знаменитого харьковского архитектора Е. Васильева. Главными ее строителями считаются генерал Сабуров и купец Добрынин. Освящена она 26 августа 1810 г. преосвященным Христофором Сулимою, о чем свидетельствуют сохранившиеся в церковном архиве грамоты о ее освящении от 10 октября 1810 г. Из этой же грамоты видно, что церковь была освящена во имя Каплуновской иконы Божией Матери, поэтому и называлась Каплуновскою. Когда и по какому случаю она переименовала в Рождество-Богородичную, — сведений об этом в церковном архиве не имеется; но несомненно, что это сделано до 1845 г., так как в метрических, книгах, которые ведутся в церкви с этого года, она называется уже Рождество-Богородичною. Церковь Каплуновская с 1810 до 1815 г. была бесприходскою, кладбищенскою. В 1822 году кладбище было решено закрыть. Впрочем, случаи погребения покойников на Каплуновском кладбище были и после его закрытия, как о том свидетельствуют уцелевшие надгробные памятники. На старом Каплуновском кладбище, между прочим, покоится прах Рижского, первого ректора Харьковского университета (умер 14 марта 1811 г., как это значилось на его памятнике). На этом же кладбище в 1899 г. погребено тело купца Б.Г. Пономарева, который известен как щедрый благотворитель Каплуновской церкви, служивший при ней церковным старостою с 1880 г. до своей смерти. В 1896 г. начата постройка новой церкви, в которой предполагалось три престола. Новая Рождество-Богородичная церковь имела около 900 кв. аршин, не считая алтаря, так что она должна быть вместительнее старой в четыре раза. Однако старая Каплуновская церковь была сохранена. Как памятник старины, разрушить этот храм не было разрешено Академией Художеств.

http://sobory.ru/article/?object=33250

У Спасской церкви имелись 2 приписные церкви: кладбищенская церковь во имя Сретения Господня, построенная в 1848 г. на средства прихожан на приходском кладбище, и Николаевская церковь, построенная на средства Уканского церковноприходского попечительства в 1899-1901 гг. на ст. Яр. Спасская церковь закрыта на основании постановления Удмуртского облисполкома от 9 сентября 1932 г. Здание передано под школу. Сретенская кладбищенская церковь снесена на основании решения Ярского райисполкома от 31 октября 1952 г. В 2009 году Спасский храм передан Церкви и в настоящее время является приписным к Свято-Никольскому приходу п.Яр. Источник: сайт Ижевской и Удмуртской епархии   По документам церкви, временем открытия села нужно считать 1744 г., когда из заказа Верхочепецкого Воздвиженского монастыря (от 8 декабря за 1822) дано было дозволение заготовить материал для постройки деревянной церкви во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы в деревне Уканской. Место для постройки церкви предназначено было ещё ранее (ок. 1742 г.) проповедником между вотяками еловским священником Фёдором Ившиным. Он, после поездки в вотское селение – Глазов, вместе с прибывшим из Казани правителем новокрещёных дел конторы архимандритом Сильвестром Главатским и неудачной там проповеди, будучи избит некрещёною вотью, бежал в Мосеево (в 14 верстах от Укана), а оттуда, в одно знатнейшее вотское селение (ныне с.Укан), с увещевательными к обращению грамотами, выпросив на то, предварительно, позволения у архимандрита Сильвестра. И здесь, в Укане, встречен был вотяками сначала недружественно, но бывшая с ним гроза для трусливой воти - два гренадёра, данные ему архимандритом, - привели одним своим видом в усмирение целые сотни. Посему священник Ившин, собрав тут крещёных вотяков и исполняя перед ними своё дело, предназначил место для постройки церкви, в сём жительстве преполагаемой. Фактически же село открыто в 1748 г. с определением к Уканской Введенской церкви двух священников: Алексия и Иоанна Захариева, последнему с причтом и приходскими людьми дано дозволение строить деревянную церковь.

http://sobory.ru/article/?object=16616

В 1822 г. храм покрыли железом. В 1834 г. в приделе Василия Великого был установлен новый иконостас, для которого написаны иконы. В 1841 г. производен ремонт крыши церкви, колокольня покрыта железом. В 1847 г. для храма был куплен 100-пудовый колокол. В 1866 г. построена каменная ограда. В 1886 г. построена приходская школа. В 1895 г. крестьянином деревни Ченцы Михаилом Слабовым было подано прошение о разрешении построить деревянную паперть на собственные средства. В 1898 г. для храма приобрели 25 икон. В 1903 г. в теплой церкви возобновлена живопись. В 1901 г. в Преображенской церкви служили: священник Петропавловский Михаил Феодорович (27 лет, священником с 1899 г.), диакон Шавров Феодор Стефанович (54 года, диаконом с 1885 г.), псаломщик Завьялов Макарий Виссарионович (в должности с 1898 г.). В числе прихожан было 118 военных и крестьяне близлежащих деревень: Подсосеново (124 человека в 23 дворах), Романово (287 человек в 56 дворах), Норбожье (154 человека в 30 дворах), Острилово (70 человек в 12 дворах), Туровино (151 человек в 27 дворах), Маличкино (124 человека в 24 дворах), Ченцы (418 человек в 79 дворах). Всего 250 дворов и 1 551 прихожанин. Церковь была закрыта в конце 1950-х г.г. Сначала в здании был устроен склад колхозных удобрений, а с годами оно было и вовсе заброшено. Кровля и купола пришли в негодность, местные жители разбирали храм на кирпичи. В начале 1990-х г.г. сельчане приняли решение восстановить местную святыню, начался сбор денег. Часть восстановительных работ провели уже в 1994 г. силами благотворительного общественного центра «Сельская церковь», но они не были завершены. В 2008 г. на куполе Спасо-Преображенской церкви был воздвигнут крест, начался ремонт крыши. 19 августа 2010 г., в праздник Преображения Господня, после 50-летнего перерыва, старый храм открыл свои двери для прихожан. Комментарии и обсуждение Местные жители окрестных деревень рассказывали что эта церковь находилась в 3 км от ее нынешнего расположения и была тогда деревянной, но река разлилась необычайно сильно, ее снесло и прибило к берегу возле деревни Подосеново. Церковь была перевезена обратно, но история опять повторилась. Это сочли знамением и оставили ее на этом месте. Хотелось бы узнать есть ли какие-либо подтверждения этим событиям? Или это просто красивая легенда?

http://sobory.ru/article/?object=09777

Д. как писателя историки амер. лит-ры обычно относят наряду с Дж. Трамбуллом и Дж. Барлоу к лит. группе «Коннектикутские остроумцы». Его дебютом было «Завоевание Ханаана» (The Conquest of Canaan. Hartford, 1785) - эпическая поэма в 11 книгах. Хотя написана она была еще в 1771 г., в ней видели множественные намеки на события Американской революции, в Иисусе Навине - черты Дж. Вашингтона. Ненадолго поэма приобрела невиданную популярность и даже статус национального эпоса молодой амер. нации. Но немало было и иронических оценок: в «Завоевании Ханаана» столько описаний гроз, что Трамбулл советовал автору снабдить поэму громоотводом. Др. критик отмечал, что в поэме «американцы XVIII века под древнееврейскими именами говорят, как ангелы у Мильтона, а сражаются, как древние греки». Из-за тяжеловесного архаичного языка поэма была вскоре забыта. Сатирическую поэму «Триумф безбожия» (The Triumph of Infidelity, 1788), посвященную Вольтеру , Д. издал анонимно и не признавался в авторстве. Наибольшими лит. достоинствами отличается его буколическая и дидактическая поэма «Гринфилд-Хилл» (Greenfield Hill, 1794), где Д. обличал рабовладение на амер. Юге. Из духовных стихов наиболее известен написанный Д. в 1800 г. гимн, вошедший в обиход российских евангельских христиан-баптистов : «Люблю, Господь, Твой дом - чертог любви Твоей. Люблю я Церковь из людей, искупленных Христом» (рус. пер.: С. И. Проханов). По наблюдению леворадикального историка, Д. «поражал своих сограждан лишь той полнотой, с какой воплощал в себе все коннектикутские идеалы, а не творческой силой ума» ( Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. М., 1962. Т. 1. С. 441). Впосл. президентами Йельского колледжа (с 1887 - ун-т) также были племянник Д. Теодор Дуайт Вулси (1801-1889) и его внук, Тимоти Дуайт (1828-1916). Соч.: Theology, Explained and Defended. L., 1819. 5 vol.; Travels in New England and New York. New Haven, 1821-1822. 4 vol.; Memories of Yale Life and Men, 1845-1899. N. Y., 1903; Major Poems of Timothy Dwight. Gainesville (Florida), 1969.

http://pravenc.ru/text/180504.html

был отредактирован Антуаном дю Бланом, прево соборного капитула, а затем повторно исправлен, при этом удалена бóльшая часть сведений, восходивших к агиографической легенде XIV в. (о мученической смерти К. и др.). При составлении новой версии чтений использовано Житие свт. Кесария Арелатского и его завещание, изданное Лаврентием Сурием и Винченцо Барралисом, однако были сохранены сведения, не подтвержденные надежными источниками (напр., о присутствии диак. К. на Агатском (Агдском) Соборе (506), о споре К. с кор. Аларихом о правосл. вере, об обращении Мандриана и Флавиана и др.; см.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 166-167; Officia propria Sanctorum sanctae ecclesiae Massiliensis. Massiliae, 1824. P. 404-406). Согласно чтениям в бревиарии еп-ства Фрежюс, К. получил воспитание в аббатстве св. Виктора в Марселе, после чего был принят св. Кесарием в состав клира. Он участвовал во мн. церковных Соборах и успешно боролся с арианской ересью (Breviarium Forojulense: Pars autumnalis. Vesontione, 1833. P. 477-478). В 1660 г. в связи с перестройкой кафедрального собора мощи К. были вновь освидетельствованы и положены в новую раку, помещенную в главном алтаре собора. В указе еп. Пьера де Пингре (1659-1662) отмечалось, что ранее мощи К. хранились небрежно, частицы мощей раздавали частным лицам, поэтому впредь рака должна быть заперта на 4 замка, ключи от к-рых находились бы у должностных лиц капитула и у городских консулов ( Lambert. 1899. P. 396-398). В 1792 г., во время Французской революции, хранившиеся в соборе ценности, в т. ч. серебряный реликварий для главы К., конфисковали. Однако мощи святого были спрятаны католич. духовенством и впосл. возвращены в собор. В 1851 г. в Тулоне основан приход во имя К. (приходская церковь в неороманском стиле построена в 1870-1872). Поминовение святого совершалось также в еп-ствах Марсель и Фрежюс, в состав последнего с 1822 г. вошла территория упраздненного диоцеза Тулон. В наст. время К. почитается как один из покровителей еп-ства Фрежюс-Тулон; память святого под 3 окт.

http://pravenc.ru/text/1684734.html

За протекшие годы церковь Рождества Иоанна Предтечи коснулись многие события. Так, в апреле 1719 г., 6 декабря 1792 г. и 14 марта 1822 г. город постигли сильные наводнения. От них мог пострадать и Предтеченский храм. В середине января 1872 г. сильным ветром разрушило кровлю на северном теплом приделе. Но после всех этих бед храм непременно восстанавливался. Одно время к Предтеченскому храму был приписан бывший Воскресенский монастырь, упраздненный в 1764 г. и обращенный в приходскую церковь. Из бывшей обители поступило несколько древних икон, украсивших церковь. По бедности и недостатку прихожан Воскресенская церковь нуждалась в поддержке, которую мог оказать довольно состоятельный Предтеченский храм. В истории церкви большую память оставили некоторые священники и благотворители о. Александр Смирницкий, о. Федор Ширяев, о. Александр Алексинский, о. Николай Воскресенский и купцы Хорхорины. Именно их стараниями на протяжении XIX - начала XX столетий содержался, украшался и жил храм. Михаил Александрович и Иван Михайлович Хорхорины, известные угличские мастера-серебренники, на протяжении многих лет были старостами церкви. Александр Николаевич Алексинский, заботясь о служении и нуждах храма, живо понимал и проблемы жителей города. По его инициативе в 1896 г. при церкви создается Общество трезвости. Оно занималось просветительской работой с населением, заботилось об излечении страдавших этим недугом. Николай Алексеевич Воскресенский, священник Предтеченского храма с 1899 г., стал и первым ее исследователем. Он живо увлекся историей и сокровищами одного из древнейших угличских храмов, заботился об их сохранении и, кроме того, оставил подробные записки по истории церкви. Также он продолжал работу предшественника в Обществе трезвости, проводил народные чтения в Угличском Духовном училище. Ему же было суждено стать последним священником Предтеченской церкви. В те годы в Угличе было 26 церквей, известных с давних времен или вновь основанных в XVII и XIX веках; два монастыря. Все они были выстроены в камне. Уже невозможно представить красоту и великолепие, которые они придавали городу, господствуя почти на всех площадях, улицах и, особенно, в волжской панораме - просто сказочное зрелище, созданное трудом многих поколений угличан. И это богатство не смогли уберечь люди XX века, оскорбив и поправ тем память достойных предков. С 1917 г. для Предтечевской церкви и большинства других начинается пора тяжелой борьбы за выживание, не жизни, а агонии, которая вела лишь к одному концу.

http://sobory.ru/article/?object=00227

Малороссийскге и Переяславские: Сильвестр Лебединский 1799–1803. Полтавские и Переяславские: Сильвестр Лебединский 1803–1807. Феофан Шиянов 1807–1812. Анатолий Максимович 1812–1816. Мефодий Пишнячевский 1816–1824. Георгий Ящуржинский 1824–1830. Нафанаил Павловский 1880–1834. Гедеон Вишневский 1834–1849. Архп. с 1844. Иеремия Соловьев 1849–1850. Нафанаил Савченко 1850–1860. Александр Павлович 1860–1862. Иоанн Нетин 1862–1887. Архп. с 1878. Иларион Юшенов 1887–1904. Иоанн Смирнов 1904–1910. Назарий Кириллов 1910. Архп. Прилукское викариатство, учр. в 1884 г. Епископы (в Полтаве): Иларион Юшенов 1884–1887. Михаил Грибановский 1894–1893. Тихон Клитин 1895–1896. Менандр Созонтьев 1896–1897. Филипп Бекаревич 1897–1899. Гедеон Покровский 1899–1904. Гавриил Голосов 1904–1905. Феодосий Олтаржевский 1905–1908. Георгий Ярошевский 1908–1910. Сильвестр Ольшевский 1911. Псковская, учр. в 1589 г. Кафедра в Пскове Епископы Псковские и Изборские: Мисаил 1589–1592. Геннадий 1595–1609. Иосиф 1610. Сильвестр 1613–1615. Архп. Архиепископы Псковские, Изборские и Нарвские (до 1764 г.): Иоаким 1616–1623. Павел 1623–1626. Иоасаф 1627–1634. Левкий 1634–1649. Макарий 1649–1664. Арсений 1665–1681. Митрополиты: Маркелл 1681–1690. Иларион Смирного 1691–1698. Иосиф Римский-Корсаков 1698–1717. Архиепископы: Феофан Прокопович 1718–1725. Еп. до 1720. Рафаил Заборовский 1725–1731. Еп. Варлаам Леницкий 1731–1738. Еп. до 1732. Стефан Калиновский 1739–1745. Еп. Симон Тодорский 1745–1754. Еп. до 1748. Епископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1758–1761. Гедеон Криновский 1761–1763. Псковские и Рижские (с 1764 до 1799 г.): Иннокентий Нечаев 1763–1798. Архп. с 1770. Архиепископы Псковские, Лифляндские и Курляндские (с 1799 до 1833 г.): Ириней Клементьевский 1798–1814. Мефодий Смирнов 1814–1815. (С 1815–1816 упр. ед. Архп. Черниговский Михаил Десницкий) . Евгений Болховитинов 1816–1822. Евгений Казанцев 1822–1825. Мефодий Пишнячевский 1825–1834. Псковские и Лифляндские (с 1833 до 1850 г.): Нафанаил Павловский 1834–1849. До 15 июня 1836. г. Еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010