Архимандрит Аввакум (Честной) – миссионер, дипломат, востоковед (версия для печати) / Православие.Ru Архимандрит Аввакум (Честной) – миссионер, дипломат, востоковед Православие.Ru , 23 августа 2005 г. ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ Предисловие Искать это имя в дореволюционных богословских словарях и энциклопедиях бесполезно. В 1-м томе «Православной энциклопедии» статья «Аввакум (Честной)» занимает всего один столбец. Его имя почти забыто, и о деятельности этого выдающегося миссионера и китаеведа напоминают страницы книги «Фрегат Паллада» И. А. Гончарова. Ведь архимандрит Аввакум принимал участие в кругосветном плавании на фрегате в составе экспедиции Е. В. Путятина, и Гончаров посвятил своему спутнику немало добрых слов. Лишь в 1899 году в «Тверских епархиальных ведомостях» была опубликована сжатая биография о. Аввакума, принадлежащая перу его земляка – доцента Санкт-Петербургской Духовной академии И.П. Соколова. Однако сведения, приведенные в этой статье, недостаточно полны и содержат неточности. ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ Уже дата рождения Дмитрия Семеновича Честного, указанная в «Русском биографическом словаре» и «Тверских епархиальных ведомостях», – 18 сентября 1801 года – вызывает сомнения. В аттестате, выданном Санкт-Петербургской Духовной академией в 1829 г., Дмитрию Честному 30 лет, то есть год рождения -1799. Однако по данным ученических ведомостей Старицкого уездного училища и Тверской духовной семинарии год рождения Дмитрия Честного – 1804; в «Годичной ведомости о учениках Старицкого духовного уездного училища за 1818 г.» Дмитрию Честному 14 лет , а в «Годичной ведомости об учениках Тверской духовной семинарии за 1822 г.» – 18 лет. «Эта дата представляется наиболее вероятной, тем более что год рождения, указанный в аттестате Санкт-Петербургской Духовной академии, скорее всего, объясняется существовавшим в то время духовным регламентом, в соответствии с которым иеромонахом можно было стать лишь достигнув тридцатилетнего возраста, – отмечает современная исследовательница С. А. Васильева. – Дмитрий Честной стал иеромонахом в 1829 году, то есть по документам год рождения необходимо было указать не позднее 1799 г., что и было сделано (такая практика была распространенной; так, учителю Аввакума отцу Иакинфу (Бичурину) было прибавлено с этой же целью целых восемь лет)» .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Елизавета Шахова (Мать Мария) Шахова Елизавета Никитична, в монашестве мать Мария (1822–1899) – поэтесса, прозаик. Ее дед по отцу был выходцем из Персии и, судя по родовой фамилии, приходился родственником персидскому шаху. Дед по матери – татарский воевода по прозвищу Волк, что тоже сохранилось в родовой фамилии по материнской линии. В XIX веке Шаховы принадлежали к одному из знатных дворянских родов России, многие из которых имели столь же экзотические родовые корни. В 2006 году впервые опубликована автобиография Елизаветы Шаховой, во многом дополняющая имевшиеся сведения 94 . «Оба мои родители, – сообщает она, – были любителями литературы: чтения, ради слепоты матери, по вечерам происходили вслух. Еще в раннем моем детстве безсмертный наш поэт Пушкин, нося меня, трехлетнего младенца, на руках, вместе с князем П.А. Вяземским говаривал моему отцу: «В больших глазах Вашей малютки светится огонек поэтического вдохновения». С 6–7 лет я твердила наизусть «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» и декламировала первые главы «Евгения Онегина». С 10 лет я начала писать стихи под строй поэзии Пушкина и Жуковского». Поэтический дебют пятнадцатилетней девицы Шаховой состоялся в 1837 году. Ее «Пиитические опыты» издала Императорская академия наук. Это была уже третья книга юных русских поэтесс, изданных Академией наук благодаря ее президенту адмиралу А.С. Шишкову. В 1807 году вышли «Стихотворения девицы Волковой», в 1833 году – «Пиитические опыты Елисаветы Кульман», а в 1837-м, в год смерти Пушкина, – «Пиитические опыты Елисаветы Шаховой». Сама Елизавета назовет еще одно имя: «Певец Светланы и Людмилы мне светлый путь предвозвещал», – скажет она о Жуковском. Начало ее поэтического пути и впрямь было светлым. В 1839 году вышел второй поэтический сборник, изданный на средства уже не просто Императорской академии, а самого императора. Первый сборник был отмечен золотой медалью Академии, второй – императорским перстнем с бриллиантами. Не остались в стороне и критики. Одна из самых серьезных рецензий принадлежала издателю послепушкинского «Современника» П.А.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Русский перевод ветхозаветной части Библии был начат с Псалтири, первое издание которой осуществилось в 1822 г. Принципиальная анонимность работы Комитета обусловила появление в литературе указаний на имена нескольких переводчиков. Названы два имени – прот. Г.П. Павского и свят. Филарета. Действительно, оба занимались Псалтирью по роду своей академической деятельности и имели труды по исследованию этой ветхозаветной книги. О магистерской диссертации Павского речь уже шла выше. Особое отношение к Псалтири было и у святителя. Еще в бытность бакалавром Санкт-Петербургской академии, он составил учебник «Руководство к познанию Книги Псалмов, особенно систематичному и богословскому» (издано в журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1872 г. 1), впоследствии опубликовал ряд своих толкований на отдельные псалмы. Астафьев переводчиком Псалтири называет митр. Филарета: «Перевод сделан с еврейского подлинника самим архиепископом Филаретом, и снабжен предисловием, им же составленным, в коем, в объяснение разности, местами, с славянским текстом, удостоверялась, приводимыми примерами, верность русского перевода с подлинником» (Опыт истории Библии в России в связи с просвещением и нравами. СПб., 1892. С. 135–136). С этим утверждением уважаемого историка, однако, трудно согласиться. Сочинение Астафьева во многих частях не является самостоятельным. Вероятнее всего в своей версии он опирался на труд Чистовича (История перевода Библии на русский язык. СПб., 1873,1899, М., 1997.). Впрочем, Чистович в обозрении ведения переводческой работы Библейским обществом не указывал имя непосредственного переводчика Псалтири. Он лишь говорил о том, что, поскольку свят. Филарет со стороны Комитета больше всех участвовал в переводе Псалтири, Государь поручил ему подготовить предисловие к изданию. Тем не менее, перевод все-таки был не его. Сам митр. Филарет никогда не называл себя переводчиком Псалтири. В одном из своих поздних писем он вполне критично отзывался о данном издании РБО: «В переводе Псалтири критика могла найти более неудовлетворительного, нежели в переводе Пятикнижия Моисеева: но Псалтирь тогда оставлена от суда свободною, Пятикнижие осуждено [речь идет об уничтожении тиража первого тома русской Библии]».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

Сортировать по Исключить новости Архимандрит Аввакум (Честной) — миссионер, дипломат, востоковед Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 35; 2002, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 35; 2002, 2003 Предисловие Искать это имя в дореволюционных богословских словарях и энциклопедиях бесполезно. В 1-м томе “Православной энциклопедии” статья “Аввакум (Честной)” занимает всего один столбец 1 . Его имя почти забыто, и о деятельности этого выдающегося миссионера и китаеведа напоминают страницы книги “Фрегат Паллада” И. А. Гончарова. Ведь архимандрит Аввакум принимал участие в кругосветном плавании на фрегате в составе экспедиции Е. В. Путятина, и Гончаров посвятил своему спутнику немало добрых слов. Лишь в 1899 году в “Тверских епархиальных ведомостях” была опубликована сжатая биография отца Аввакума, принадлежащая перу его земляка — доцента Санкт-Петербургской Духовной академии И. П. Соколова 2 . Однако сведения, приведенные в этой статье, недостаточно полны и содержат неточности. Детство. Отрочество. Юность Уже дата рождения Дмитрия Семеновича Честного, указанная в “Русском биографическом словаре” и “Тверских епархиальных ведомостях”, — 18 сентября 1801 года — вызывает сомнения. В аттестате, выданном Санкт-Петербургской Духовной академией в 1829 г., Дмитрию Честному 30 лет, то есть год рождения — 1799 3 . Однако по данным ученических ведомостей Старицкого уездного училища и Тверской духовной семинарии год рождения Дмитрия Честного — 1804; в “Годичной ведомости о учениках Старицкого духовного уездного училища за 1818 г.” Дмитрию Честному 14 лет 4 , а в “Годичной ведомости об учениках Твер­ской духовной семинарии за 1822 г.” — 18 лет 5 . “Эта дата пред­ставляется наиболее вероятной, тем более что год рождения, указанный в аттестате Санкт-Петербургской Духовной академии, скорее всего объясняется существовавшим в то время духовным регламентом, в соответствии с которым иеромонахом можно было стать лишь достигнув тридцатилетнего возраста, — отмечает современная исследовательница С. А. Васильева. — Дмитрий Честной стал иеромонахом в 1829 году, то есть по документам год рождения необходимо было указать не позднее 1799 г., что и было сделано (такая практика была распространенной; так, учителю Аввакума отцу Иакинфу (Бичурину) было прибавлено с этой же целью целых восемь лет)” 6 .

http://pravmir.ru/arhimandrit-avvakum-ch...

Санкт-Петербург. Церковь Воздвижения Креста Господня при 3-й гимназии. Карта и ближайшие объекты Гимназия открылась в январе 1823 г. на базе Учительского института и сразу въехала в бывшее здание Пантелеимоновского народного училища близ Пустого рынка. К началу XX века она приобрела известность. Ее окончили академик медицины Н.Я. Чистович, архитектор И.И. Горностаев, критик Д.И. Писарев, историк М.С. Куторга, писатель Д.С. Мережковский, юристы и основатели кадетской партии В.Д. Набоков и И.А. Шляпкин, поэт С.Я. Маршак. В старом училищном здании в 1822-1823 гг. по проекту П.Д. Шретера была произведена перестройка и возведен третий этаж. Именно там в 1825 г. оборудован храм, оформление которого произвел арх. Г.А. Макаров. Освящение, однако. задержалось, и гимназистам приходилось ходить для молитвы в соседнюю Пантелеимоновскую церковь. Только 12 мая 1832 г. епископ Ревельский Смарагд освятил гимназический храм площадью 11 на 3 саж. с хорами. Его окна выходили во двор. Семь икон в одноярусном иконостасе исполнил Ф. П. Брюллов, расписавший также плащаницу, выносной крест и хоругви. Утварь поставил купец П.И. Кудряшов. Учитель рисования А.Н. Богданов в 1850-е гг. написал икону „Воздвижение Креста“, а в 1871 г. другой учитель, Г.И. Торопов, – четыре образа для царских врат. В 1842 г. арх. А.М. Горностаев сделал в здании парадную лестницу, ведшую в храм. В 1867 г. Трофим Юзефович, бывший ученик гимназии, поднес храму золоченый серебряный крест с частицей Животворящего Древа, полученной им от Иерусалимского Патриарха Кирилла. В первое время в храме в престольный праздник отмечалось основание Священного Союза европейских монархов. В каждом классе висело Распятие. Так как храм изначально был невысоким, то А. А. Докушевский в 1876 повысил его, перекрыв сводом, возвел на крыше звонницу, а на фронтоне поставил бронзовый крест. Через четыре года интерьер был отделан в „русском стиле“, и староста Щукарев подарил дорогую утварь. В 1899 г. М.Х. Гутман расписал в нем стены и свод. В 1912-1913 г. Л.П. Шишко капитально перестроил флигель по Соляному переулку, оставив храм на прежнем месте.

http://sobory.ru/article/?object=12002

Сортировать по Исключить новости Телегония. История одной лошади Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 За последнее десятилетие большое распространение в церковной среде получили брошюры и статьи, пропагандирующие ценность семьи и целомудрия с позиций так называемой телегонии (от греч. tele— ‘вдаль’, ‘далеко’ и gon» ‘рождение’). Согласно определению Большой советской энциклопедии, “Телего­ния — это предполагаемое влияние свойств мужской особи, участвовавшей в предыдущем скрещивании с женской особью, на её потомство, полученное от скрещивания с другими мужскими особями” 1 . Коль скоро в России в конце ХХ века именно представление о телегонии стало одним из бастионов христианской нравственности, попробуем разобраться в том, что же это за представление, какова его история и богословская значимость. И первое, что здесь следует отметить, — это то, что подобные рассуждения о наследственности и изменчивости попадают в область науки, предметом которой являются, — генетики. А генетика — достаточно молодая наука. Более того, можно даже назвать точный год её рождения — 1866-й. Именно в этом году в сборнике трудов Общества естествоиспытателей города Брюнна (ныне Брно в Чехии) была опубликована статья “Опыты над растительными гибридами” 2 , автором которой был аббат монастыря августинцев Грегор Иоганн Мендель (1822–1864). Второе рождение генетике предстояло пережить в 1900 г., когда результаты, полученные Менделем и поначалу не замеченные современниками, были подтверждены в работах трёх европейских биологов — Г. де Фриза, К. Корренса и Ф. Чермака. Еще позднее возникают представления о телегонии, по крайней мере оформленные в виде печатных работ. Изучение современной “телегонической” литературы 3 показывает, что все сведения черпаются из книги французского биолога Феликса Ле-Дантека, изданной в русском переводе в 1899 г. 4 . Именно в этой работе и появляются широко растиражированные факты о лошади лорда Мортона — к ней мы ещё вернемся — и других доказательствах существования “влияния первого самца”.

http://pravmir.ru/telegoniya-istoriya-od...

Бессер , Виллибальд Готлибович, доктор медицины, ординарный профессор ботаники в университете св. Владимира, род. в г. Инсбруке 7 июля 1784 г., ум. 11 октября 1842 г. Потеряв в детстве родителей, Бессер воспитывался у своего родственника Шиверского, профессора львовского университета. По окончании гимназического курса в львовской гимназии, Бессер поступил в краковский университет, где особенно усердно занимался ботаникой и медициною. В 1807 г. он получил степень доктора медицины, а с апреля 1808 г. назначен ассистентом при клинике краковского университета. С 20 августа 1809 г. начинается деятельность Бессера в России – поступлением его, в качестве преподавателя ботаники и зоологии, в Кременецкую гимназию, переименованную в 1818 г. в лицей; кроме того он принял на себя звание директора ботанического сада той же гимназии. Благодаря его стараниям, Кременецкий ботанический сад сделался вскоре одним из лучших в России. Здесь занятия Бессера продолжались до самого закрытия лицея. В то же время он занимался составлением гербария, для чего предпринимал поездки в различные местности юго-западного края, а также описанием флоры Волынской, Подольской, Киевской и др. губерний. С основанием университета Св. Владимира в Киеве, 31 января 1834 г., Бессер назначен ординарным профессором ботаники при этом университете, где прослужил до 1837 г., когда вышел в отставку. Университет св. Владимира еще при жизни Бессера купил его обширную библиотеку, а составленный им гербарий, заключавший в себе растения всех стран света, университет приобрел уже после смерти Бессера. Кроме ботаники, Бессер занимался энтомологией, о чем свидетельствует оставленная им киевскому университету коллекция насекомых. Он производил также немало отдельных исследований, из которых особенного внимания заслуживает изучение мало известного рода artemisia, которому он посвятил несколько лет. Ряд статей по этому предмету напечатан в записках московского общества любителей естествознания. Из многочисленных сочинений и монографий Бессера особенного внимания заслуживают: «Primitiae Florae Galiciae austriacae utriusque» (Viennae, 1899, 2 т.), «Enumeratio plantarum hucusque in Volhynia, Podolia, gub. Kiioviensi, Bessarabia cis-tyraica et circa Odessam collectarum» (Vilnae, 1822), «Przepisy do ukadania zielników» (Бильна, 1827); «Aperçu de la géographie physique de Volhynie et de Podolie» (Kremieniez, 1823; на польском языке издана в Вильне в 1828 г.), «Nazwiska rolin Grekom staroytnym znanych, na jzyk polski przetumaczone» (Wilno, 1828); «Ueber die Flora des Baikals» (1834); «Enumeratio Artemisiarum» (Bull. de la Soc. de Nat. de Moscou I, IX, 1836). Кроме того, Бессером изданы одиннадцать каталогов растений кременецкого сада.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Сычи. Церковь Параскевы Пятницы. Свято-Параскевинская церковь Карта и ближайшие объекты По архивным документам, в Сычах еще в XVI столетии действовали Свято-Духовской храм и деревянный Пятницкий. Каменная церковь Параскевы Пятницы возведена в поместье Иосифа Высоцкого в 1822 году взамен обветшалой одноименной церкви. Небольшое культовое сооружение включает в себя четверик, покрытый металлической кровлей на три ската и увенчанный главкой на глухом граненом барабане. С запада к основному объему примыкает трехъярусная шатровая колокольня, завершенная главкой поменьше на тонкой шее. Простенки и углы здания закреплены пилястрами, а завершение четверика - широким карнизом. Небольшие арочные проемы и белоснежные трехчастные рамы придают зданию торжественность и строгость. http://www.guidebook.by/architecture/ В 1526 году на территории местечка Сычи была построена православная деревянная церковь в честь Святого Духа (после принятия унии в 1596 году была захвачена униатами). В 1772 году храм, вероятно, сгорел, и на его месте была отстроена церковь в честь великомученицы Параскевы, наречённой Пятница. После воссоединения униатов с Православной Церковью в 1839 году приход вернулся в лоно Православной церкви. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году деревня Сычи стала имением православного помещика Иосифа Высоцкого, который в 1822 году заменил обветшавшую деревянную церковь на каменную в стиле классицизма. Одно время церковь была приписной к Вельямовичскому храму. В 1881 году церковь была перестроена (в таком виде она и дошла до сегодняшних дней). Отзвуки " провинциального " классицизма 1820-х годов в церкви действительно прослеживаются. Так, на широкую трёхъярусную звонницу наложен явно классицистический портал, а по периметру фасадов храм обработан лопатками и стянут своеобразным обручем профилированного карниза. Ну и, конечно же, излюбленная классицизмом жёлто-белая гамма... На 1899 год прихожан числилось 1486 человек в трёх селениях: Сычи, Нехолсты и Яцковичи. При храме с давних времён имелось братство и церковно-приходское попечительство.

http://sobory.ru/article/?object=19558

Белебей. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Михаило-Архангельский собор города Белебея При основания города Белебея была построена в селе Белебее в 1757 году церковь Архистратига Михаила для утверждения в православии перовых поселенцев новокрещённых чуваш. Во время пугачёвского бунта в 1774 году возмутились против православных и Белебеевские чуваши и сожгли означенную церковь. В 1828 году освящается новопостроенный каменный, однопрестольный Михаило-Архангельский собор, возведённый на средства прихожан. Причт, состоящий из протоиерея, двух священников и двух псаломщиков, получает 329 рублей 28 копеек в год казённого жалования. Приход состоит из города Белебея и 12 деревень с 5962 душами обоего пола (2965 мужского и 2997 женскаго), в том числе до 450 чуваш и 136 душ раскольников. В приходских деревнях Дмитриевке, Инькиной, Глумиловке и Алексеевке есть земския школы. Из книги И.Е. Златоверховникова «Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно – исторический и статистический очерк». Уфа, 1899 год. Библиографический список. Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справочник – путеводитель. – М.: Уфимская епархия РПЦ: Общество сохранения лит. наследия, 2005г.  Город основан в царствование Елизаветы Петровны в 1757 г., первопоселенцами стали новокрещённые чуваши, по имени одного из которых и получил название город. Вскоре в Белебее была построена первая деревянная церковь во имя св. Архангела Михаила, но в пугачёвщину чуваши примкнули к бунту и сожгли свою церковь год). В 1781 г. Белебей утверждён уездным городом Уфимского наместничества Оренбургской губернии, и на месте сожжённой была построена вторая деревянная Михаило-Архангельская церковь. Через 35 лет уездный город созрел для каменного храма. Дело о его построении началось в 1815 г. В том же году из Оренбургской Духовной консистории была выдана шнуровая книга для сбора добровольных пожертвований поверенному от жителей города отставному вахмистру Александру Мальзеву. В связи с постройкой церкви упоминается имя протоиерея Димитрия Дмитриева, определённого в г. Белебей в 1820 г. Сооружение каменной церкви на средства прихожан несколько затянулось. В 1822 г. приступили к заготовке материала. Окончание строительства последовало только к 1828 г., и в ноябре того же года однопрестольный храм также во имя св. Архистратига Михаила освятил архиепископ Амвросий II (Морев).

http://sobory.ru/article/?object=22374

Гигина, урочище. Часовня Флора и Лавра. Карта и ближайшие объекты Мугайское село. Вместе с основанием Мугайскаго погоста (в 1613 г.), или покрайней мере в скором времени после того, построен был тут храм Божий. Этот первоначальный деревянный храм, стоявший севернее нынешняго каменнаго, сгорел, но в какое время, никаких сведений об этом не сохранилось. Достоверно известно лишь то, что вместо него был выстроен каменный храм с малым приделом с северной стороны, и в 1776 г. 10 Сентября освящен Архимандритом Верхотурскаго монастыря. Главный храм был освящен в честь пророка Божия Илии, а придельный – во имя Святителя Николая Чудотворца. С 1813 по 1818 год был устроен в Ильинском храме новый иконостас, вследствие чего храм был вторично освящен 5 Декабря 1818 года. С 1820 по 1824 год построен новый иконостас в приделе Никольском. В 1897 году начата была постройка новаго придела с северной стороны храма и окончена лишь в 1899 году. В прежнее время в селениях: Мугае, Ляге, Раскате, Комаровой, Гигиной, Мальгиной, Кокшаровой жили ямщики, которые и значатся по церковным документам до 1822 года, почему и самое село причислялось к так называемым ямским слободам. Ныне все жители деревень прихода занимаются хлебопашеством. С недавняго времени некоторые из них стали заниматься «куренными работами,» т. е., рубкой дров на уголь и доставкой его на ближайшие заводы – Алапаевские и Нижне-Тагильские, а также перевозкой железа из этих заводов на пристани для сплава. Немалый доход также доставляют населению в обилии растущие здесь кедры. – Число прихожан в настоящее время простирается до 1741 муж. пола и 1865 жен. пола. В состав прихода входят деревни: Бабайлова, Берстенева, Брехова, Гаева, Закожурникова, Гигина, Ляга, Панина, Москва, Раскат, Смагина, Стегачи, Толстова, Толмачева, Топоркова, Тычкина, Гаревский и Кискинский выселки. В весеннее время сообщение с некоторыми деревнями затруднительно из – за разлива рек Тагила и Мугая. В деревне Гигиной есть каменная часовня, а в деревне Гаевой – деревянная. В селе смешанное начальное земское училище, открытое в 1871 году, а в деревне Гаевой смешанная школа грамоты, открытая в 1896 году, и находящаяся в наемном помещении.

http://sobory.ru/article/?object=20693

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010