В поздних строениях данной группы памятников (начиная с первых десятилетий XIX в.) перекрытия светового барабана упрощаются, сам барабан нередко приобретает кубическую форму, а четверик - форму равностороннего креста. В 1800-1822 гг. в Орле была построена ц. Рождества Христова, ставшая в 1848 г. собором переведенного на новое место Введенского женского мон-ря. Над крупными прямоугольными рукавами креста с пологими двускатными кровлями в центре возвышался большой восьмерик, увенчанный одной главой. Храм перестроен в 50-х гг. XIX в. в русско-визант. стиле, восьмерик и колокольня получили луковичные завершения купола, а трапезная расширена. Особенное конструктивное решение отличает Введенскую ц. (1772-1800) в Болхове. Над сравнительно небольшими прямоугольными рукавами креста с пологими двускатными кровлями в центре возвышается небольшой кубический четверик, увенчанный главой, завершающийся на востоке квадратной апсидой и вытянутой прямоугольной трапезной. План сооружения имеет вид латинского креста. Отдаленные аналогии встречаются в западноевроп. архитектуре, где центральный неф мог пересекаться с поперечным и венчался световым барабаном. К этой типологической группе памятников относится ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (1774-1777) - небольшой кирпичный храм типа восьмерик на четверике; трапезная со Скорбященским и с Казанским приделами и невысокая квадратная в плане колокольня пристроены в 1827 г. (тогда храм приобрел классический декор). По этому типу была построена Христорождественская ц. (1803) в с. Путимец Орловского у.; зодчие отказались от завершения четверика полукруглым фронтоном, использовали лаконичный классицистический декор, а также характерные квадратные окна в верхнем свете четверика. Мотивы барочного декора мастера еще использовали в 90-х гг. XVIII в., напр. в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Рыбного) в Орле. Эта типологическая линия долго существовала в архитектуре орловской провинции. Так, в 1898-1899 гг. при казармах 51-го Черниговского драгунского полка была построена гарнизонная Покровская ц., в которой полковым священником служил исп. Митрофан (впосл. архим. Сергий (Сребрянский)) (разрушена в 50-х гг. XX в.).

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Внизу же, на левой стороне этого шестиконечного креста, под образом Св. Пантелеимона Целителя вырезана мелкими буквами подпись мастера: «ги помози рабоу своем Лазорю нареченному богъши съдллвшемоу крьстъ сии цркви стаго спаса и фросиньи.» Этот крест находится в Спасском храме монастыря, в келье прп. Евфросинии, с 1842 года, а до этого времени с 1563 г. был в Полоцком Софийском соборе, в 1596–1839 г. принадлежавшем униатам. При монастыре есть церковноприходская школа и трехклассное училище на 120 девочек. Управление игуменское. Тадулинский Успенский монастырь в Витебском уезде. Обитель эта находится на берегу озера Вымно, в 18 в. от заштатного г. Суража и в 30 в. от губерн. г. Витебска. Здесь в 1740 г. князь Тадеуш Огинский основал мужской католический монастырь, на месте которого в 1842 г. и была учреждена второклассная необщежительная православная мужская обитель. В женский монастырь она переименована в 1888 году. Управляется игуменьей. Волынская губерния Обителей мужских 10, женских 5. Мужские обители Богоявленский монастырь в г. Житомире. Эта нештатная необщежительная обитель находится на Николаевской улице г. Житомира и открыта в 189S г. в силу ходатайства Модеста, архиепископа Волынского. Она находится в ведении Успенской Почаевской лавры. Храмов два: Богоявленский с приделами в честь Почаевской иконы Богоматери и во имя Св. Николая Чудотворца и построенный при корпусе братских келий храм во имя Воскресения Христова. Святыню монастыря составляет находящаяся в Богоявленском храме с основания монастыря копия с Почаевской иконы Богоматери, которую по указу консистории от 3 авг. 1899 г. разрешено носить по домам жителей г. Житомира. При монастыре имеется живописная школа и странноприимный дом для богомольцев, а у подошвы горы монастырской усадьбы сооружена часовня над колодцем, по преданию, древним, принадлежавшим римско-католической общине сестер милосердия – шариток. В Преполовение и 1 августа здесь совершается водоосвящение. Дубенский Крестовоздвиженский монастырь в г. Дубно. Находится он на окраине города и расположен на острове, образовавшемся от разлива р. Иквы. Основанный не позже первой половины XV в. князьями Острожскими, он во второй половине XVI в. достиг цветущего состояния благодаря заботам поборника православия кн. Константина Острожского. Однако он не избег общей участи волынских монастырей: в 1660 г. он был обращен насильственно в унию и только в 1795 г. возвращен в православие, но ненадолго, так как в 1800 году опять достается монахам-базилианам и находится у них до 1822 г. В этом году он окончательно становится православным и обращается в приходскую церковь . Согласно с определением Св. Синода от 2 июля 1860 г., церковь в следующем 1861 г. обращается вновь в монастырь, приписной к Почаевской лавре, а в 1904 г. возводится на степень 2 класса и становится самостоятельным. Управляют им архимандриты-наместники Успенской Почаевской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Глубокую оценку легкого пути дает святитель Игнатий, характеризуя книгу «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского: « Книга ведет читателей своих прямо к общению с Богом, без предочищения покаянием, почему и возбуждает особенное сочувствие к себе в людях страстных, незнакомых с путем покаяния, не предохраненных от самообольщения и прелести, не наставленных правильному жительству учением святых Отцов Православной Церкви. Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, - и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности: книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувственностью » (т. 1, с. 255).  Здесь и далее ссылки на Творения святителя Игнатия делаются по изданию: СПб. 1905. Здесь и далее ссылки даются на «Откровенные рассказы странника духовному отцу своему» по изданию: YMKA-PRESS. Paris.1973. Эта тема требует специального рассмотрения. Собрание писем свт. Игнатия Брянчанинова. М.-СПб. 1995. В этом отношении очень показательна книга известной протестантской писательницы 18-го века Ж. Гюйон «Краткий и легчайший способ молиться, коим каждый легко может приобресть внутреннюю, сердечную Молитву и достигнуть чрез то высокого совершенства». СПб. 1822. Св. Феофан. Собрание писем. Выпуск 5. М. 1899. С. 110. Там же. С.112. Вот некоторые из «духовных» писаний последних лет: Г.П. Дурасов. «Богом данная Макария»; Татьяна Гроян. «Царский архиерей»; Иеромонах Трифон. «Чудеса последнего времени»; С.Г. Залесский. «По вере вашей да будет вам. Об иконе Божией Матери, именуемой " Воскрешающая Русь " ; А.Г. Чахвадзе. «Окно в мир горний: явления, чудеса и молитвы последних времен»; «Русь Православная»; " Духовные беседы и наставления старца Антония " ; С. Девятова. Очерк «Пензенский старец Алексий» в книге «Православные старцы 20 века»; иеромонах Гавриил. «Пензенский старец Алексий. Приидите ко мне все труждающиеся...»; Схимонахиня Антония. «Я испытал тебя в горниле страдания»; В.П. Филимонов. «Но избави нас от лукаваго ...»; «Угодница Божия Пелагия Рязанская»; «Ах, мама, маменька»; «Встреча с вечностью» (видеокассета и DVD-дucku); Лучезарный батюшка. Воспоминания об игумене Гурии (Чезлове) .

http://bogoslov.ru/article/421396

Гранье, жительница из Ростова–на–Дону, пожертвовавшая деньги для Японской православной Духовной миссии — 81 Грацианский Владимир Иванович — редактор исторического сборника «Древняя и новая Россия»; чиновник особых поручений Министерства финансов — 103 Грейг Иван Алексеевич (1831–1893) — шталмейстер — 163 Грейг Самул Алексеевич (1827–1887) — государственный контролер (с 1874 г.), министр финансов (1877–1880) — 84 Грибков Илья Сергеевич, сын художника С. И. Грибкова — 250 Грибков Сергей Иванович (1820–1893) — художник — 247, 248, 250 Грибкова Наталья Михайловна, жена И. С. Грибкова — 250 Григорий, миссионер Японской православной Духовной миссии — 74, 76, 77 Григорий Высокопетровский — Григорий (Воинов–Борзецовский Иоанн Иоаннович) (1832–1896) — выпускник Московской Духовной академии (1858), магистр (1859); профессор и инспектор ряда духовных семинарий (1858–1867); архимандрит (с 1864 г.), настоятель московских монастырей — Златоустова (с 1867 г.), Высокопетровского (с 1873 г.) и Андроникова (с 1882 г.); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) и Московской Духовной консистории; духовный писатель (см. Григорий. Из моих воспоминаний. М., 1892–1893. Вып. 1–4) — 272, 286 Григорий VII (1798–1881) — патриарх Константинопольский — 287 Григорович Дмитрий Васильевич (1822–1899) — писатель — 293 Григорович Николай Иванович (1835–1889) — историк, начальник архива Святейшего Синода — 165 Григорьев Василий Васильевич (1816–1881) — востоковед, член–корреспондент Академии наук — 136, 144, 155, 156, 158, 162, 186 Григорьев Дмитрий Васильевич (1833–1895) — секретарь Общества поощрения художников — 143 Гриша, сын И. Сердцева — 251 Грозный — Иоанн IV Васильевич Грозный (1530–1584) — первый русский царь -248, 275 Громов Илья Федулыч (1823–1882) — действительный статский советник; благотворитель, на средства которого возведен храм Ильи Пророка в петербургском Новодевичьем монастыре — 154 Громова Анна Ивановна — вторая жена И. Ф. Громова — 119, 154 Грот Яков Карлович (1812–1893) — историк литературы, академик — 136, 280, 293

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Досифей – епископ Орловский. 1751 † 16 июня 1827. В мире Ильин. Образование получил в духовном училище и Орловской семинарии, по окончании ее был в ней преподавателем, префектом и ректором. В 1788 г. пострижен в монашество. С 1793 г. – архимандрит Сергиевой пустыни и присутствующий духовной консистории. В 1795 г. хиротонисан во епископа Старорусского. С 1798 г. – епископ Орловский. В 1817 г. уволен на покой с назначением управляющим Трубчевским Спасским Чолнским монастырем, где и скончался. Преосв. Досифей заботился о просвещении детей духовенства, устраивал училища, обновлял брянские монастыри. Отличался крутым нравом. – 24, 25, 28. Досифей – архимандрит, настоятель Оптиной Пустыни. 1827 † 31 марта 1900. В мире Илья Никифорович Силаев. Из щигровских мещан. Вступил в братство Оптиной Пустыни 4 июля 1851 г., пострижен в мантию 9 августа 1858 г., посвящен в иеродиакона 16 июня 1863 г., в иеромонаха – 7 сентября 1869 г. В 1878 г. назначен настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря. 9 мая 1883 г. возведен в сан игумена. С 6 ноября исполнял обязанности благочинного монастырей Калужской епархии. Возведен в сан архимандрита 7 апреля 1894. С 30 сентября 1894 по август 1899 г. – настоятель Оптиной Пустыни. При нем были выплачены долги обители. Погребен в Казанском соборе Оптиной Пустыни. – 93, 103, 114, 196. Дунаев Иван Афанасьевич – крестьянин. – 302. Дунаев Иван Иванович – крестьянин, сын И.А.Дунаева. – 302. Евдокия – монахиня Вяземского монастыря в Смоленской губернии. В мире Смирнова. – 301. Евлампий – архиепископ Вологодский и Великоустюжский. † 12 марта 1862. В мире Петр Никитич Пятницкий. Родился в семье священника Ярославской епархии. Учился в Ярославской семинарии и Московской духовной академии, где был оставлен бакалавром. В 1822 г. пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1826 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Дмитровского Борисоглебского монастыря. С 1830 г. – настоятель Московского Знаменского монастыря, с 1831 г. – настоятель Можайского Рождество-Богородичного Лужецкого монастыря. Все эти годы о. Евлампий последовательно состоял библиотекарем, инспектором и профессором Академии. С 1831 г. – ректор Вифанской семинарии. В 1834 г. хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. С 1840 г. епископ Орловский и Севский, в 1844 – 1852 гг. – епископ Вологодский и Устюжский. В 1852 г. возведен в сан архиепископа Тобольского и Сибирского. В 1856 г. уволен на покой в Свияжский Успенский монастырь Казанской епархии, где скончался и погребен. Преосв. Евлампий отличался исключительной добротой и постнической и благочестивой жизнью. – 157.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

И.Л. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1861. С. 5. Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е доп. и вновь перераб. изд. Одесса, 1905. С. 39–40, 121. Четвериков Сергий, прот. Молдавский старец Паисий Величковский . Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. 2-е изд. Париж, 1988. С. 279. Спасо-Илиодоровский скит Глинской пустыни... Одесса, 1899. С. 8. Архивные документы Житие старца Площанской пустыни строителя Белобережской пустыни Василия (Кишкина Владимира Тимофеевича). Рук. 2-й пол. 19 в. (Автор повести – монахиня Борисоглебского монастыря Ангелина)//ОР ГБЛ, ф. 214. ОПТ-284. 182 л. Жизнеописание старца Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина). Рук. 2-й пол. 19 в.//ОР ГБЛ, ф. 214. ОПТ-285. 132 л. По прошению Курской епархии Глинской пустыни строителя иеромонаха Филарета о возвращении во владение оной пустыни лесной дачи//ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 2, 42 об. ИЕРОМОНАХ МАРТИРИЙ (†1838) Ревнитель истинного благочестия и монашеского жития, игумен Филарет воздвиг Глинскую пустынь на степень благоустроеннейшего в духовном отношении в России монастыря 262 . Строгий Афонский устав, продолжительные богослужения, совершавшиеся в Глинской пустыни с особым благоговением, высокодуховные наставления ее старцев влекли в обитель лиц, проводивших благочестивую жизнь. Многие из них, презрев блага мира, поступали в Глинскую пустынь, где духовно главенствовал игумен Филарет, чтобы под его богомудрым руководством шествовать по пути к вечной жизни. В числе таковых был и мещанин города Глухова Моисей Заводовский 263 . Он поступил в обитель в 1822 г. и пожертвовал ей принадлежавшие ему в городе Глухове дворовые места, площадью одно – 336 кв. сажен, другое – менее одной десятины 264 . Но в то время для укрепления за монастырями недвижимых имений следовало испросить разрешение императора. В ответ на прошение послушника Глинской пустыни Моисея Заводовского пожертвованные им дворовые места в городе Глухове были высочайше утверждены за обителью 5 марта 1827 г. 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

И потомпоклонихся архиепископу и благословение испросих, о еже бы повелел взятии ми причудную Богородицыну икону, архиепископ же благословил мя и повелел взятии ми. – Аз же, аще не и достоин сый, но обаче со страхом и радостию прикоснухся чудотворному образу и взях с древца, иже бы поткнено на том месте, идеж и в земли бе святая та и чудная икона. И по повелению архиепископа, с прочими святыми иконами и честными кресты идох с иконою в близ сущую ту церковь святаго Николы, иж зовется Тульский» (Москвитянин, 1850 г. 21, отд. III, стр. 7–8, прим.). 16 Арсений, архиепископ елассонский (д.см. 1626 г.) некоторое время был прикомандирован к архангельскому Московскому собору для служения царских панихид, а потом занимал последовательно кафедры тверскую и кашинскую и суздальскую и тарусскую (См. нашу книгу: «Архиепископ елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи трапезунтсого Сумелийского монастыря. Киев. 1899, стр. 31–50). Рассказ о явлении пр. Сергия Радонежского арх. Арсению, записанный со слов ближайших людей к этому архиепископу см. там же, стр. 160–162; 169–172. 18 Авр. Палицын. Сказаниео осадеТроицкаго Сергиева монастыпя от Поляков и Литвы и о бывших потом в России мятежах. М. 1822, изд. 2, стр. 282–283. Труды Киевск. дух. Акад. T.I. 1905 г. 20 Авр. Палицын. Сказание о осаде Троицкаго Сергиева монастыря от Поляков и Литвы, стр. 284–287. 26 В памятниках XVII столетия положение этого собора определяется так: «у Земскаго двора (приказу) на площади (Выходы царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. М. 1844, стр. 414). 30 Выходы царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича и Феодора Алексеевича. М. 1844, стр. 141. 43 Чудотворн. Казан. Икона Божуй Матери, находящаяся в С.-Петербургском соборе. СПБ. 1896, изд. 5, стр. 17–21. 44 Факт непонятной путаницы в понимании исторической судьбы оригинала или явленной иконы Казансой Божией Матери и чудотворных копий с нея в Москве и Петербурге можно видеть в брошюре «Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе». СПБ. 1896, изд.5. 45 Прав. Собеседн. 1850 г., ч. III, стр. 401; 1904 Июль-Август, стр. 260–282. Русск. Паломн. 1904, 47, стр. 810–812. Читать далее Источник: Дмитриевский А.А. В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября.//Труды Киевской духовной академии. 1905. 1-2. С. 188-219. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Кн. 2. 8. С. 615; Из церк.-обществ. жизни 2-й четв. нашего столетия: Письма к бывш. обер-прокурору Свят. Синода С. Д. Нечаеву: А. С. Стурдзы, Ф. А. Голубинского, архим. Фотия, А. С. Пушкина/Сост.: С. Г. Рункевич. СПб., 1896; Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Свят. Синода в XVIII и в 1-й пол. XIX ст. Каз., 19002. С. 400-417; Мат-лы для истории Правосл. Церкви в царствование имп. Николая I/Ред.: Н. Ф. Дубровин. СПб., 1902. Кн. 1. С. 22, 154-155; Кн. 2. С. 68-71, 77-79. (СбРИО; 113); Хомяков Д. А. К истории отеч. бюрократии: (Оберпрокуроры Свят. Синода в XVIII и в 1-й пол. XIX ст., по кн. В. Благовидова. Каз., 1899 г.). Тула, 1904. С. 30; Мальцов И. С. Выписки из писем к С. А. Соболевскому/Предисл., примеч.: Н. П. Барсуков. СПб., 1904. С. 41-43; Снегирёв И. М. Дневник/Предисл.: А. А. Титов. М., 1904. Т. 1: (1822-1852). С. 4, 56, 68, 114, 149, 150; Выписки из Нечаевского архива/Предисл., примеч.: Н. П. Барсуков. СПб., 1905; Биобиблиогр. словарь писателей, ученых и художников уроженцев (преимущественно) Рязанской губ./Сост.: свящ. И. В. Добролюбов, С. Д. Яхонтов. Рязань, 1910. С. 165-166; Опись док-тов и дел, хранящихся в архиве Свят. правительствующего Синода, с указателями к ней: Дела Комиссии духовных уч-щ. 1808-1839 гг. СПб., 1910 (по указ.); Письма еп. Полоцкого Смарагда к обер-прокурору Свят. Синода С. Д. Нечаеву о частных присоединениях униатов// Шавельский. 1910. Прил. С. 3-41; Шавельский Г., прот. Последнее воссоединение с Правосл. Церковию униатов Белорус. епархии (1893-1839 гг.). СПб., 1910. С. 95-101, 104, 108, 109, 112, 115-117, 119, 120, 156, 157, 159, 161, 163, 167, 169, 171, 174, 232, 281; Словарь членов ОЛРС при Московском ун-те (1811-1911). М., 1911. С. 204-205; Мухина С. Л. Безвестные декабристы (П. Д. Черевин, С. Д. Нечаев)//ИЗ. 1975. Т. 96. С. 242-243; она же. Современник декабристов С. Д. Нечаев//ВИ. 1983. 10. С. 183-187; Осипов В. О. Пропавший без вести декабрист: О С. Д. Нечаеве// Он же. Открытый урок. М., 1986; Глаголева О. Е. Основатель народных училищ С.

http://pravenc.ru/text/2565178.html

Макарий Афонский — Макарий (Сушкин) (1821–1889) — иеромонах (с 1851 г.), монастырский духовник (с 1853 г.) и игумен (с 1868 г.) русского Пантелеймонова монастыря на Афоне (см.: Красковский И. Ф. Макарий Афонский, игумен и священно–архимандрит Афонского Св. Пантелеймоновского монастыря. М., 1889) — 81 Макарий Египетский (Великий) (301–391) — отец церкви; аскет, поселившийся в египетской пустыне; автор «бесед» о благодати — 196 Максимов, знакомый отца Николая по Амуру — возможно, фамилия сокращена и речь идет о Карле Ивановиче Максимовиче (1827–1891), ботанике, первом исследователе флоры Дальнего Востока; о его отношениях с о. Николаем см. ниже, в дополнениях К. Накамура — 294 Максодонов — Максидонов Николай Васильевич (? –1858) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1857); священник в Царском Селе — 131 Малафеев Василий Малафеевич (Малахиевич) (1822–1899) — купец; владелец площадного театра во время масленичных и пасхальных гуляний на Царицыном лугу (Марсовом поле) — 181 Малинин Александр Федорович (1834–1888) — педагог, директор Московского учительского института; автор учебных пособий по математике и физике — 273 Малиновский Анатолий Иванович — член Московской судебной палаты — 244, 247, 254, 255, 259 Малов Александр Васильевич (1840/1841–1901) — архитектор — 154 Малов Алексей Иванович (1787–1855) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1814); протоиерей и настоятель Исаакиевского собора (с 1836 г.); известный проповедник и законоучитель, духовный писатель — 154, 155 Малов Евфимий Александрович (1835–?) — выпускник (со степенью магистра) Казанской Духовной академии (1862), профессор этой академии (с 1868 г.); священник (с 1869 г.) и протоиерей казанской Богоявленской церкви, благочинный Казанского Духовного женского училища (в 1870–х гг.); член Совета Казанского Братства Святого Гурия; автор «Миссионерских заметок» (Казань, 1867) и других сочинений — 297, 301 Малышевский Иван Игнатьевич (1828–1897) — выпускник (со степенью магистра) Киевской Духовной академии (1853), бакалавр (1854) и профессор истории русской церкви в этой академии (с 1861 г.), доктор богословия (с 1873 г.) и помощник ректора Киевской Духовной академии; староста киевского Владимирского собора; член множества научных и благотворительных обществ (см.: Корольков И. Н. Иван Игнатьевич Малышевский, заслуженный профессор Киевской Духовной академии. Киев, 1897) — 314

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Недолго пробыв на Кавказе, 23 июля 1899 г. он был назначен на должность наблюдателя Миссионерских курсов при Казанской Духовной Академии (КДА), председателем Педагогического Совета которых с 1897 г. являлся ректор КДА – первый викарий Казанской епархии епископ Чебоксарский (затем – Чистопольский) Антоний (в миру – А.П.Храповицкий). А 6 августа того же года (в день Преображения Господня) – Андрей был рукоположен архиепископом Казанским и Свияжским Арсением (в миру – А.Д.Брянцевым) в сан архимандрита в Казанском Спасо-Преображенском монастыре. В своей приветственной речи, сказанной при вручении ему жезла, казанский архиерей особо отметил: «С получением сана архимандрита и должности наблюдателя ты поставляешься в близкое отношение и к сей обители и к миссионерским курсам. То и другое налагает на тебя особые обязанности. Хотя и эта обитель и здешние миссионерские курсы имеют своего высшего начальника, облечённого саном и властию архиерейства, но он проживает большую часть времени вне сей обители и не стоит в непосредственном отношении к курсистам, а ты будешь здесь жить и стоять в самом близком отношении к той и другим и будешь занимать начальственное положение. Внимай сему!» И архимандрит Андрей внял – со всем свойственным ему миссионерско-пастырским рвением. В своей миссионерской деятельности, в которой в своей жизни Андрей немало преуспел, он являлся убеждённым сторонником системы инородческого просвещения «апостола кряшен» Н.И.Ильминского (1822–1891), суть которой – «в одной части и главнейшей» – сформулировал в 1908 г. в газете «Московские Ведомости» лаконичной формулой: «безукоризненный пастырь и безукоризненное богослужение в инородческом приходе на соответствующем инородческом языке». В качестве наместника Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря и наблюдателя Миссионерских курсов при КДА он развил такую бурную деятельность, что приобрёл широкую известность не только в Казанской епархии, но и далеко за её пределами. В немалой степени известности архимандрита Андрея способствовал его редкий ораторско-проповеднический и публицистический талант, для реализации которого у него имелись все необходимые возможности. Достаточно заметить хотя бы, что одним из популяризаторов его религиозно-подвижнической деятельности, по свидетельству М.Л.Зеленогорского, являлся редактор «Санкт-Петербургских Ведомостей» – известный этнограф, поэт и публицист князь Э.Э.Ухтомский (1861–1921), сопровождавший цесаревича Николая Александровича во время его известного путешествия по Востоку и издавший подробное описание такового.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010