уже самые первые русские работы по библеистике в XVIII веке представляли собой толкования на отдельные книги Священного Писания. Как было сказано, расцвет экзегетических исследований в России начался главным образом после выхода синодального перевода. Однако полный комментарий ко всему Ветхому и Новому Заветам был осуществлен лишь единственный раз. Речь идет о двенадцатитомной «Толковой Библии» (СПб., 1904–1913), труде, начатом по инициативе и под редакцией профессора Петербургской Духовной Академии Александра Павловича Лопухина (1852–1904), плодовитого писателя, переводчика и издателя  . После смерти Лопухина «Толковая Библия» была продолжена его преемниками, видными богословами всех ведущих Духовных школ России, в том числе протоиереем А. Глаголевым, профессорами М. Н. Скабаллановичем (1872–1927), Н. П. Розановым (1856–1941), А. И. Покровским (1873–1940), В. П. Рыбинским и другими  . Труд был рассчитан на широкие круги образованных читателей, но общедоступность нисколько не снижала его высокого научно–богословского уровня. Аналогичное общебиблейское толкование было предпринято в XIX веке русским ученым и общественным деятелем Георгием Константиновичем Властовым (1827–1899), но закончить его автору не удалось  . Зато не было недостатка в толкованиях на отдельные части и книги Библии, на каждую из которых написано по одному или несколько комментариев. Они разделялись на общедоступные и специальные. Среди популярных укажем на евангельские толкования епископа Виталия (Гречулевича; 1822–1885), епископа Михаила (Лузина), цикл экзегетических трудов по посланиям епископа Феофана (Говорова; 1815–1894), толкование на «Апостол» епископа Никанора (Каменского; 1847–1910), толкования на новозаветные книги протоиерея Андрея Полотебнова (1843–1905) и другие  . Ветхому Завету были посвящены толкования епископов Палладия (Пьянкова; 1816–1882), Петра (Екатериновского; ум. 1899), Виссариона (Нечаева; 1822–1905), Иоанна (Смирнова; 1845–1919), Дмитрия (Вознесенского, 1871–1947), носившие общедоступный характер  . Особым успехом пользовалось

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Учусь удерживать вниманье долгих дум; Ищу вознаградить в объятиях свободы Мятежной младостью утраченные годы, И в просвещеньи стать с веком наравне. Пушкин много читал особенно в первую половину своей жизни в Кишиневе. Книги брал у генерала Инзова, Орлова, Пущина, Липранди. Так, у последнего он брал Овидия, которому посвятил большую, прекрасную элегию, Валерия Флакка, Страбона и другие книги, особенно относящиеся к истории и географии. Читал и русские летописи: на это указывает сочинение им в 1822 г. «Песни о вещем Олеге». Имев случай в Кишиневе встречать болгар и сербов, Пушкин обращал на них свое внимание и серьезно заинтересовался народною славянскою поэзией, плодом чего явились верные духу своей народности художественный «Песни западных славян» (1832–1833). 1478 —225— В 1821 г. Пушкин начал свою автобиографию, которою и продолжал заниматься нисколько лет сряду (от нее сохранились лишь незначительные остатки). К 1822 году относятся весьма интересные и для печати собственно не предназначавшиеся «Исторические замечания» Пушкина. В них он еще задолго до расцвета славянофильского учения высказал одно из важнейших и справедливых по- —226— ложений о значении православия в исторических судьбах славян. «Греческое исповедание – говорит Пушкин – отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер». Вот еще изложенные здесь же мысли Пушкина о значении духовенства в России и о важности духовного образования. «В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических. Там оно, признавая главою своею папу, составляло особое общество, независимое от гражданских законов, и вечно полагало суеверные преграды просвещению. У нас, напротив, завися, как и все прочие состояния, от единой власти, но огражденное святыней религии, оно всегда было посредником между народом и государем, как между человеком и божеством. Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением». «Духовенство – говорит Пушкин в другом месте («Мысли на дороге», 1834) – пощаженное удивительною сметливостью татар, одно, в течение двух мрачных столетий, питало искры бледной византийской образованности. В безмолвии келий иноки вели свои беспрерывные летописи; архиереи в посланиях своих беседовали с князьями и боярами в тяжкие времена искушений и безнадежности». Говоря о недостатках народного просвещения, Пушкин в «Исторических замечаниях» высказал следующее: «Семинарии пришли в совершенный упадок. Многие деревни нуждаются в священниках. Бедность и невежество этих людей, необходимых в государстве, их унижает и отнимает у них самую возможность заниматься важною своею должностью». « Церковь и при ней школа – говорить Пушкин в другом месте – полезнее колонны с орлом и длинною надписью, которой безграмотный мужик наш долго не разберет» (Отрывки из дневника).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

120 Игумения Мария (М. М. Тучкова, 1781–1852) – основательница Спасо-Бородинского монастыря на Бородинском поле славы 1812 г. Сохранилось описание встречи и духовных бесед игумении Марии с архимандритом Игнатием 30 июля – 2 августа 1847 г. в Спасо-Бородинском монастыре, записанное послушницей этого монастыря, см.: Мария (Шахова). Памятные записки о жизни игумении Марии, основательницы Спасо-Бородинского общежительного монастыря, в мире Маргариты Михайловны Тучковой (урожденной Нарышкиной). СПб., 1865. С. 91–94. Имя архимандрита Игнатия в книге не названо. 121 Схимонахиня Елизавета (Е. Н. Шахова, 1822–1899) – духовная дочь святителя Игнатия. В 1837 и 1839 гг. вышли два сборника ее стихов. По благословению архим. Игнатия стала послушницей Спасо-Бородинского монастыря во время игуменства Марии Тучковой, продолжала писать стихи, поэмы и прозаические жизнеописания подвижниц благочестия. В 1863 г. пострижена в мантию с именем Мария. В последующие годы подвизалась в Успенском Старо-Ладожском монастыре, была настоятельницей Виленского Мариинского монастыря, С. – Петербургской Покровской общины сестер милосердия. В начале 1890-х гг. удалилась на покой в Старо-Ладожский монастырь, где приняла схиму с именем Елизавета и там скончалась. Известно ее стихотворение: Архимандриту Игнатию Брянчанинову (настоятелю Сергиевой пустыни) («Был в древности святой Игнатий…»)//Журн. – Моск. Патриархии. 1995. 12. С. 73–74. 122 Игумения Антония (А. Н. Троилина, 1822–1897) – в 1841 г. поступила в Спасо-Бородинский монастырь, в 1858 г. пострижена в нем в монашество, с 1861 г. – игумения Страстного, с 1871 – Алексеевского московских монастырей. Почитала святителя Игнатия как подвижника благочестия и учителя монашества, в своем игуменском служении следовала его примеру возрождения старчества с откровением помыслов и умным деланием. 124 Мария Николаевна – великая княгиня, дочь императора Николая I (1819–1896). Ново-Сергиевский дворец – ее летняя дача, находившаяся недалеко от Троице-Сергиевой пустыни по Петергофской дороге, которую сам святитель поэтически назвал «продолжительным английским садом». В настоящее время здесь располагается Естественно-научный институт С. – Петербургского государственного университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

40 Карпович Е.П. Архимандрит Фотий, настоятель Новгородского Юрьева монастыря//Русская старина. 1875. Июль. С. 304; 307, 329. 43 Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. 2-е изд. СПб., 1885. С. 367–368, 436 и др.; Кудряшов К.В. Александр I и тайна Феодора Кузьмича. Петербург, 1923. С. 20; Кнор-рчнг Н. По поводу Александровской легенды//Голос минувшего на чужой стороне. 1926. 4. С. 241–255. 45 Там же. Монах Евводий, присутствовавший на погребении графини А.А. Орловой-Чесменской, рассказывал, что ее хоронили «в черном монашеском платье» и «на панихиде поминали Агнией и поминали шесть недель монахиней». (Слезкинский А. Архимандрит Фотий и графиня А. Орлова-Чесменская//Русский архив. 1899. 11. С. 324.) Высокую оценку духовной жизни графини см.: Серафим (Роуз) , иеромонах. Тайная монахиня Агния//Русский паломник. 27. 2003. С. 5–19. 48 С.Г.Р. ( С.Г. Рункевич ?). Фотий (Петр Никитич Спасский)//Русский биографический словарь. Ф – Ц. СПб., 1901. С. 209. Это свидетельство тем более заслуживает доверия, что автор статьи в РБС в целом неодобрительно относится к архимандриту и с иронией пишет о бывших Фотию явлениях свыше. 49 См. «Русский архив» за 1868, 1869 и 1873 гг., а также «Русскую старину» 1894 г. (Т. 81, 82), 1895 г. (Т. 83, 84), 1896 г. (Т. 87). 50 Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1208, Юрьев Новгородский монастырь. Оп. 3. Д. 47. 1822 п В этом деле собраны письма Фотия за 1822 г. Но в конце добавлена приведенная выше запись встреч – Л. 373–374. На полях приписка: карандашом (Л. 373): «Нужно ли сие?» – и весь текст (Л. 373–374): зачеркнут карандашом. 51 МорошинЯ.Л. Архимандрит Фотий, настоятель Новгородского Юрьева монастыря. Воспоминания священника//Русская старина. 1876. 10. С. 313. В момент публикации «Воспоминаний» автор их был заштатным священником Тверской епархии и жил в селе Буриги Тверской губернии. 57 Подробно об оппозиции см. современное исследование: Кондаков Ю. Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801–1825). СПб.: «Нестор», 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гавриил Розанов 1848–1857. Филофей Успенский 1857–1876. Еп. до 1861. Алексий Ржаницын 1876–1877. Евсевий Ильинский 1877–1879. Савва Тихомиров 1879–1896. Еп. до 1880. Димитрий Самбикин 1896–1905. Еп. до 1898. Николай Зиоров 1905. Николай Налимов 1905. Алексий Опоцкий 1905–1910. Антоний Каржавин 1910. Старицкое викариатство 54 Епископы (в Твери): Иринарх Полов 1836. Неофит Соснин 1836–1838. Антоний Николаевский 1867–1873. Антонин Державин; 1883–1886. Гавриил Голосов 1886–1897. Павел Поспелов 1897–1899. Василий Царевский 1900–1902. Александр Головин 1903–1908. Алипий Попов 1908. Тобольская, учр. в 1620 г. Кафедра в Тобольске Архиепископы Сибирские и Тобольские: Киприан Старорусенников 1620–1624. Макарий Кучин 1624–1630. Нектарий Теляшин 1636–1640. Герасим Кремлев 1640–1650. Симеон 1651–1664. Митрополтпы Сибирские и Тобольские: Коркнлий 1664–1677. Архп. до 1668. Павел 1678–1602. Игнатий Римский-Корсаков 1692–1701. Св. Димитрий Туптало 1701–1702. Филофей Лещинский (в схиме Феодор) 1702–1711. Иоанн Максимович 1712–1715. Филофей Лещинский (вторично) 1715–1721. Тобольские и всея Сибири: Антоний Стаховский 1721–1740. Никодим Скребницкий 1740. Арсений Мациевич 1741–1742. Антоний Нарожницкий 1742–1748. Сильвестр Гловатский 1749–1755. Павел Конюскевич 1758–1768. Архиепископы Тобольские и Сибирские: Варлаам Петров 1768–1802. Еп. до 1792. Антоний Знаменский 1803–1806. Амвросий Келембет 1806–1822. Амвросий Рождественский 1822–1825. Евгений Казанцев 1825–1831. Павел Павлов (Морев) 1831. Афанасий Протопопов 1832–1842. Владимир Алаувдин 1842–1845. Еп. Георгий Ящуржинский 1845–1852. Евлампий Пятницкий 1852–1856. Феогност Лебедев 1 1856–1862. Еп. до 1862. Варлаам Успенский 1862–1872. Епископы: Ефрем Рязанов 1874–1880. Василий Левитов 1880–1885. Авраамий Летницкий 1S85–1889. Иустин Полянский 1889–1893. Агафангел Преображенский 1893–1897. Антоний Каржавин 1897–1910. Евсевий Гроздов 1910. Березовское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы: Ефрем Рязанов 1871–1874. (Вакантно с 25 мая 1874 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Гуслица (совр. Орехово-Зуевский р-н). Нач. ХХ в. (частное собрание) Вместе с тем гуслицкие иконы имеют своеобразные черты, отличающие их от произведений др. художественных центров. Характерной особенностью местных икон является колористическое решение образа: преобладание оливковых и охристо-коричневых красок фона и более темных полей, создающих впечатление старины, вместе с холодной киноварью в деталях изображения, контурах нимбов, рамках лузги и опуши. Дополняющие образ фигуры избранных святых на полях икон, как правило, помещены в клеймах на ярком киноварном фоне. Разделки одеяний выполнены твореным золотом или разбеленным основным тоном. Лики - округлые, с мелкими чертами, написаны мягким охрением с белилами. В рисунке, описях, текстах использован темный цвет. Для нек-рых гуслицких икон характерен «рябоватый» («состаренный») фон, получавшийся в результате нанесения насечек на уже покрытую золотом доску. Гуслицкие иконы узнаваемы также благодаря отработанным приемам палеографии надписей. Почитание Губинской иконы Божией Матери выразилось в появлении в Г. списков этой старообрядческой святыни и распространении Казанской иконы Божией Матери (список 1899 г. из старообрядческой ц. во имя свт. Николая Чудотворца в дер. Устьяново, икона 2-й пол. XIX в. из частного собрания). Церковь в честь Воскресения Христова в с. Ильинский Погост Орехово-Зуевского р-на Московской обл. 1822–1840 гг., колокольня окончена в 1857 г. Фотография. 2005 г. Церковь в честь Воскресения Христова в с. Ильинский Погост Орехово-Зуевского р-на Московской обл. 1822–1840 гг., колокольня окончена в 1857 г. Фотография. 2005 г. Нек-рые исследователи, изучавшие особенности иконописного стиля Г., относят к местной иконе ряд произведений из музейных и частных собраний ( Нечаева Т. Н. , Чернов М. А. Гуслицкая икона//Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. М., 2006. 9(40). С. 8-13), напр., ориентированную на палехские образцы икону «Св. Иоанн Предтеча с клеймами жития» 1831 г. (ЦМиАР, опубл.: Дары музею им.

http://pravenc.ru/text/168422.html

Спасский Староярмарочный собор. 1818–1822 г. Архит. О. Монферран. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасский Староярмарочный собор. 1818–1822 г. Архит. О. Монферран. Фотография. 10-е гг. XXI в. В память «чудесного спасения» имп. Александра III и царской семьи при крушении поезда 17 окт. 1888 г. была построена Спасская ц. (Всемилостивейшего Спаса) (1899-1903, проект акад. А. М. Кочетова; Давыдов. 2011. С. 28) типа «корабль», где на одной оси объединены основной объем, небольшая трапезная, шатровая колокольня и парадное крыльцо. Мощный четверик с пятиглавием подчеркивает монументальность храма. Архитектура церкви выполнена в стиле, восходящем к XVII в., с обилием декоративного убранства (профили из тесаного кирпича, ширинки, обрамления окон и др. детали, характерные для архитектуры рус. средневековья). Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы на городском кладбище построена на средства нижегородских купцов-старообрядцев Рукавишниковых (1914-1916, архит. В. А. Покровский). Вместе с домом причта, оградой и главными воротами кладбища она составляет ансамбль в неорусском стиле (Там же. С. 33). Церковь - мощный кубический объем, увенчанный пятиглавием. Строгая краснокирпичная поверхность ее стен декорирована элементами, характерными для древнерус. архитектуры (бегунец, ниши, солярные знаки из новгородского зодчества). Лит.: Снежницкий А. Н., диак. Адрес-календарь Нижегородской еп. Н. Новг., 1888; Драницын Н. И. Адрес-календарь Нижегородской еп. Н. Новг., 1904; Щегольков Н. М. Исторические сведения о г. Арзамасе. Арзамас, 1911; Брайцева О. И. Новые конструктивные приемы в рус. архитектуре кон. XVII - нач. XVIII вв.//Архит. наследство. М., 1960. Вып. 12. С. 133-153; она же. Нек-рые особенности ордерных композиций в рус. архитектуре рубежа XVII-XVIII вв.//Там же. 1969. Вып. 18. С. 45-60; она же. Пространственная композиция Балахны в XVII-XVIII вв.//Там же. 1979. Вып. 27. С. 132-140; Шумилкин С. М. Архитектурный ансамбль мон-ря Флорищева пуст.//Записки краеведов. Горький, 1985. С. 227-228; он же.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Ученик Землера гельмштедтский профессор Генрих Филипп Конрад Хенке (1752–1809), автор «Общей истории христианской Церкви в последовательности времени» (1788–1795; 2-е изд.: 1795–1806) 18 , являет собой вершину рационалистического истолкования истории Церкви своего времени. Общая идея Хенке состоит в том, что Церковь , основанная великим человеком – Христом, была призвана удержаться на высоте его идей, однако ее хронологическое развитие оказалось историей утраты образа первоначальной Церкви под влиянием слепой привязанности к человеческому авторитету, партийного сектантства и сепаратизма, давления на совесть и т.д. Эта «порча Церкви» начинается в IV в. (когда к христианству примешиваются религиозные формы тех народов, среди которых оно распространялось) и продолжается вплоть до Реформации. § 3. Новотюбингенская школа В 1-й половине XIX в. в Германии, в Тюбингенском университете, складывается протестантская рационалистическая группа экзегетов, получившая название тюбингенской (или новотюбингенской, в отличие от протестантской школы экзегетики, существовавшей в Тюбингене в XVIII в.) школы 19 . Ее основателем и главой был протестантский историк Церкви и экзегет профессор Фердинанд Христиан Баур (1792–1860) 20 , к которому примыкали его преемник по кафедре Карл Генрих фон Вайцзеккер (1822–1899) 21 и гейдельбергский, а затем берлинский профессор Вильгельм Мартин Леберехт Де Ветте (1780–1849) 22 . В тесной связи с тюбингенской школой находился Давид Фридрих Штраус (1808–1874) 23 . Учениками Баура считаются также: профессор теологии в Берне и Марбурге и философии в Гейдельберге и Берлине Эдуард Готтлоб Целлер (1814–1908) 24 ; профессор философии и истории искусств Карл Рейнгольд Кёстлин (1819–1894) 25 ; тюбингенский профессор римской литературы и археологии, затем истории Альберт Швеглер (1819–1857) 26 ; автор оригинальной философской системы, исходящей (в противовес идеализму и дарвиновской теории) из реалистического соображения о том, что мысль поднимается от природы до высших форм существования в духовной жизни 27 , философ Карл Христиан Планк (1819–1880); профессор теологии Йенского университета, Адольф Бернард Кристоф Гильгенфельд (1823–1907) 28 ; один из основоположников либерально-протестантской школы профессор теологии в Бонне и Гёттингене Альбрехт Ричль (1822–1889) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 6 декабря по ст. ст. – церковная память святителя Николая Мирликийского, именины протоиерея Николая. 26 Поспехов Дмитрий Васильевич (1821–1899) – выпускник КДА (1845), магистр богословия; с 1845 г. бакалавр, с 1851 г. экстраординарный, с 1853 г. ординарный профессор КДА по кафедре философии; с 1874 г. доктор богословия. В сентябре 1895 г. праздновалось 50-летие духовно-учебной деятельности Д. В. Поспехова. 27 Фаворов Назарий Антонович (1820–1897), протоиерей – выпускник КДА (1845), магистр богословия; в 1845–1859 гг. преподавал в КДА Священное Писание , патристику, церковное красноречие. С 1859 г., по принятии священного сана, был назначен профессором богословия Киевского университета святого князя Владимира; с 1862 г. доктор богословия. В сентябре 1895 г. праздновалось 50-летие духовно-учебной деятельности протоиерея Назария. «Антониево приветствие» – от имени ректора КазДА архимандрита Антония (Храповицкого) . Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), архимандрит – выпускник СПбДА (1885), в том же году принял постриг; преподаватель гомилетики, литургики и каноники в Холмской ДС (1886), преподаватель (1887) и инспектор (1889) СПбДА, ректор Санкт-Петербургской ДС (1890), МДА (1891), КазДА (1895), с 1897 г. в сане епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с 1899 г. – епископа Чистопольского,викария той же епархии; с 1900 г. епископ Уфимский и Мензелинский. 28 Миловидов Николай Константинович (1844–1896), протоиерей – выпускник Нижегородской ДС (1866) и КазДА (1870); с 1887 г. профессор богословия Казанского университета и священник университетской Крестовоздвиженской церкви. 29 Ловягин Евграф Иванович (1822–1909) – выпускник СПбДА (1847), в ней же бакалавр греческого языка (1847), экстраординарный (1853) и ординарный (1857) профессор математики, после 1869 г. – профессор греческого языка и его словесности; с 1894 г. на пенсии. Смирнов Петр Алексеевич (1831–1907), протоиерей – выпускник МДА (1854), в ней же бакалавр церковной археологии и еврейского языка (1854); священник церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

—348— 18. Анна Яковлевна. Родилась 21 августа 1820 г.; в монашестве Магдалина, а манатейною она же – Мария; † 4 декабря 1901 г., погребена в Тверском женском монастыре. . 15 19. Екатерина Яковлевна. Родилась 3 марта 1822 г.: † . ….15 20. Надежда Яковлевна Родилась 11 сентября 1825 г.; † 25 октября того же года….. 15 —349— IX 21. Николай Иванович. Родился в 1857 г.; † 4 января 3 900 г. (Кавказский Некрополь)…..16 22. Мария Михайловна. Родилась 14 июля 1848 г…..17 23. Николай Михайлович. Родился 17 августа 1840 г., восприемницею его от св. купели была тетка его Анна Яковлевна, в монашестве Магдалина, Машкина (n° 18)…….17 24. Владимир Михайлович, в монашестве Серапион. Родился 29 марта 1854 г., † 20 февраля 1905 г. (в виду того, что хронология и подробности его жизни, равно как и брата Александра, приводится ниже, здесь мы опускаем их)…..17 25. Александр Михайлович. Родился 19 февраля 1855 г., † в ночь с 19 на 20 февраля 1901 г. (ср. n 24)…..17 Жена его Варвара Александровна, по матери Кошелева, его двоюродная сестра, по смерти мужа вместе с детьми своими Михаилом (n ° 28), Сергеем (n ° 31), Ольгою (n ° 29) и Юлией (n° 30) владеет поместьем в Льговском у., между реками Рыбицею и Сушавицею, а в Дмитриевском у. – в селе Беляеве (Объявления Дворянского Банка). —350— X. 26. Николай Николаевич. 1899 г., губернский секретарь, делопроизводитель акцизного управления VI Округа Полтавской губ. (Общ. сост. Мин. Финансов, 1899 г., II, 440). . 21 27. Владимир Александрович. Родился 2 Июля 1887 г., † 2 сентября 1888 г., 1-го году и 3-хь месяцев от роду…..25 28. Михаил Александрович. † 13 декабря 1902 г. …..25 29. Ольга Александровна. Родилась в июле 1884 г., замужем за Львом Александровичем Щепотьевым; имеет двоих детей: Александра (родился в марте 1906) и Аркадия (родился в мае 1907) Львовичей…..25 30. Юлия Александровна …..25 31. Сергей Александрович…..25 Не вошли в роспись 32. Алексей , Машкин. 1621 г., сын боярский в Рыльске (Акты Московского Государства I, 165). 33–36. Афанасий Петрович, Иван Васильевич Меньшой, Иван и Логвин Дементьевичи, 1628–1629 гг., владели поместьями в Сванском и Омопском станах Рыльского у. (Танков, 21, 24).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010