В этом отношении собор многим обязан протоиерею Веселовскому. Протоиерей Тимофей Алексеевич Вещезеров, с июля 1831 г. по декабрь того же года; дьяческий сын. Обучался в Александроневской Академии, где слушал Богословие. По окончании курса, был в той же Академии учителем математики, немецкого языка, поэзии и риторики. Июня 5 дня 1800 г. из учителей Академии произведен был во священника к Благовещенской, что на Васильевском острове, церкви, откуда 8 сент. 1808 г. перемещен к церкви Живоначальной Троицы, что при Театральной Дирекции. По произведении здесь в сан протоиерея, в 1812 г. перемещен к церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Сенной, на место умершего той церкви протоиерея, Алексея Ильина Сильницкого. В июле 1831 г. переведен в морской Богоявленский собор, а в начале декабря того же года удостоен звания Кафедрального протоиерея при Петропавловском соборе. Скончался 12 ноября 1832 г.; погребен на Смоленском кладбище. Протоиерей Тимофей Ферапонтович Никольский, с 7 декабря 1831 по март 1846 г. (См. И. С. выпуск 1-й, отд. 2-е, стр. 154). Протоиерей Иван Дмитриевич Колоколов, с 17 марта 1846 по 24 декабря 1860 г. Тверской епархии, сын священника. По окончании курса наук в С.-Петербургской Духовной Академии в 1821 году со званием магистра, оставлен при оной преподавателем греческого языка. Февраля 3 дня 1830 г. рукоположен во священника к церкви св. Александра Невского, при Сенате, оттуда 7 июля того же года перемещен в морской собор и получил здесь должность ключаря. В протоиерея произведен 17 марта 1846 г.; Декабря 24 дня 1860 г. переведен в Кафедральный Исаакиевский собор, в 1862 г. сопричислен к ордену св. Владимира 3 степени, а в 1864 г. пожалован митрой. Скончался 9 декабря 1869 г.; погребен на Митрофанском кладбище. Служебные заслуги и похвальные качества его души ж? изображены в слове, сказанном при отпевании его в Никольском соборе священником Исаакиевского собора Василием Серафимовым. 84 Протоиерей Сила Степанович Тапильский, с 26 декабря 1860 г. по настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

– строитель Евфросин, между 1682 и 1689 г. – игумен Иосиф, в 1697 г. – строитель Герман, в 1701 – игумен Игнатий; с 1701– го по 1764 год сведений о настоятелях не имеется; в 1764 г. настоятелем был игумен Иероним, выбывший в сем году игуменом же в Иверский монастырь, в 1764 – 1778 г. по день смерти – игумен Иоиль, в 1791 году строитель Uoha I -й, в 1792 – 1795 – строитель Авраамий. С 1796 – по 1821 г., по день смерти своей, настоятелем был строитель Мамонт; после Мамонта до мая 1822 года настоятелем был строитель Герман; с мая 1822 г. по сентябрь того же года монастырь, не имея настоятеля, управлялся старшей братией. В сентябре 1822 года строителем монастыря определен иеромонах Uoha II , который, за допущенные им в монастыре беспорядки, в 1824 г. епархиальным начальством от должности был уволен и отослан в Коневский монастырь в число братии; на место Ионы в июне 1824 г. строителем определен иеромонах Петр, в марте 1830 г. выбывший игуменом в Коневский монастырь; в мае 1830 г. строителем определен Валаамский иеромонах Геннадий, выбывший из монастыря в Псковскую епархию, из-за болезни в апреле 1837 года; в том же апреле строителем назначен эконом Сергиевской пустыни иеромонах Серафим, управлявший монастырем до смерти своей, последовавшей в августе 1840 г.; сентября 10-го сего года строителем определен Александро-Невской лавры иеромонах Варсонофий, в сентябре 1849 года выбывший игуменом в Троицкий Зеленецкий монастырь; на место его в том же 1849 году назначен строителем монастыря казначей Зелепецкого монастыря иеромонах Иакинф, в мае 1853 года из-за болезни перемещенный в число братства Сергиевской пустыни; после Иакинфа в июне 1853 года игуменом монастыря поставлен наместник Сергиевской пустыни иеромонах Исихий, уволенный за болезнью в число братства Зеленецкого монастыря в 1861 году; после Исихия в мае 1862 года игуменом монастыря определен настоятель Введенского Островского монастыря иеромонах Антоний, в январе 1868 года за болезнью уволенный от настоятельской должности и живущий доселе на покое в Черенецком монастыре в январе 1868 года управление монастырем поручено было казначею оного иеромонаху Аврааму, который в августе 1869 года введен в сан игумена сего монастыря, и настоятельствует доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Далее, в своем послании митрополит объяснял, что слово " вольнодум», выраженное в числовых эквивалентах славянских букв, дает сумму в 666, то есть как раз то число антихриста, которого так боялись старообрядцы.»Архипастырское послание» кончалось советом избегать всех контактов с этими»зверями страшными и змиями пресмыкающимися: то бо суть предотечи антихриста«, и даже не внимать»лаянию сих псов адских« 1867 . В России восстание вызвало настроения как раз обратные тому, чего ожидал Герцен. Застрельщиком патриотического движения стал редактор " Московских ведомостей» М.Н. Катков, возмущавшийся устроенной поляками " варфоломеевской ночью» и осуждавший «заграничных патриотов», как он называл Герцена, Огарева и Бакунина 1868 . Популярность Герцена, поддерживавшего поляков, резко упала и, по его собственным словам, тираж " Колокола» к концу 1863 г.»с 2500, 2000 сошел на 500 и ни разу не подымался далее 1000 экземпляров» 1869 . Один из близких сотрудников Герцена П.А. Мартьянов, еще недавно споривший с епископом Пафнутием, даже порвал с эмиграцией и вернулся на родину, где, правда, был осужден и сослан в Сибирь 1870 . Под влиянием этих событий несколько позже перешел в православие и вернулся на родину С.С. Джунковский (1821–1870), тоже собиравшийся вместе с Кельсиевым и Герценом печатать за границей старообрядческую литературу 1871 . Русское старообрядчество не менее ясно реагировало на польское восстание и поспешило отмежеваться как от эмиграции, так даже и от собственного буковинского центра. Глава белокриницкой иерархии митрополит Кирилл как раз в это время приезжал в Москву, чтобы укрепить здесь свое влияние. Но московский собор старообрядческих епископов России на заседаниях 21 февраля и 10 марта 1863 г. предложил главе белокриницкой иерархии митрополиту Кириллу немедленно уехать в Австрию и заявил, что порывает с Белой Криницей 1872 . Этим русские старообрядцы проявляли свою независимость от находившегося в Австрии центра и отмежевывались от возможных заграничных влияний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В 1847 году в строящийся сельский храм во имя святителя Николая Чудотворца, расположенный на небольшом острове Кикладского архипелага, Ксерониси, Министерством иностранных дел были пожертвованы серебряные предметы церковной утвари, приобретённые в магазине купца Павла Кудряшева, который, в свою очередь, вместо 844 рублей серебром взял 240. Перечень жертвовавшейся утвари обширен: серебряные Потир, дискос, лжица, копие, ковшик для теплоты и две тарели, весившие 1 фунт и 15 золотников, крест напрестольный серебряный золоченый весом 67 золотников, дароносица серебряная весом 33,5 золотника, дарохранительница, литийница, кандия, кропило, кадило, два напрестольных подсвечника, две большие лампады, одна лампада к иконе над Царскими вратами, выносной подсвечник. Помимо этого, в тот же храм были пожертвованы священнические и диаконские облачения, жертвенник, пелены на престол, воздухи, покровцы, аналои, две хоругви и Плащаница, произведённые в 1847 году на фабрике почётного гражданина Петербурга Ивана Лихачёва 720 . В 1890 году Святейший Синод унифицировал комплекты для Евхаристии и разделил их на четыре сорта. Первый сорт был произведен из золочёного серебра 84 пробы, с номинальной стоимостью 65 рублей, второй сорт был изготовлен из золочёного металлического материала с серебряной Чашей, стоимость таких изделий была определена в 45 рублей. К третьему сорту были причислены наборы из мельхиора, с позолоченной внутри Чашей, такой набор оценивался в 35 рублей. К четвёртому сорту относились изделия, выполненные из дешёвого металла и покрытые тонким слоем накладного серебра, этот набор обходился всего в 25 рублей. Вместе с евхаристическими комплектами жертвовались наборы покровцов и воздухов. Русские императоры лично участвовали в помощи Греческой Церкви. Так, например, Александр I в 1821 году для похорон Патриарха Константинопольского Григория V распорядился отправить серебряную траурную митру, панагию, наперсный крест и полное архиерейское облачение, выполненное из дорогих тканей. Впоследствии после перезахоронения останков Патриарха в 1871 году эта серебряная митра как реликвия была перенесена на остров Санторини в монастырь святого пророка Божия Илии, где она до сего дня пребывает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Николай Иванович Ильминский (1821–1891) – крупнейший знаток жизни, религиозных воззрений и языков тюркских народов; переводчик богослужебных книг на татарский язык. Сын пензенского протоиерея, окончил духовное училище, семинарию и был рекомендован к поступлению в Казанскую Духовную академию. За годы обучения на математическом отделении Духовной академии Николай Иванович изучил семь языков: французский, немецкий, арабский, татарский, латынь, греческий и еврейский. В 1848 году Казанской академии было поручено перевести на татарский язык литургию Иоанна Златоустог о, сокращенный молитвослов и осуществить проверку ранее изданного Нового Завета. За участие в этой работе Ильминский был награжден командировкой на Восток для изучения мусульманства и посетил Египет, Палестину и Сирию. Вернувшись в Казань, стал преподавать на миссионерском отделении академии, где предложил принципиально новую систему просвещения мусульман и, соответственно, подготовки миссионеров. Одной из главных идей Ильминского была необходимость проповеди на языках инородцев. Для этого требовалась образовательная литература на их родных языках. Николай Иванович перевел на татарский язык букварь с краткой Священной историей, сокращенным катехизисом, нравоучениями и молитвами, а также перевел и издал книги Ветхого Завета. В 1864 году Ильминский открыл первую школу для татарских детей, главными предметами в которой были Закон Божий, молитвы, Священная история и катехизис; в этой школе некоторое время обучал детей церковному пению отец Макарий. В 1871 году школа имела уже 30 школ-филиалов. Учреждение в Казани инородческой семинарии было завершением системы инородческого образования, созданной Ильминским. Цель учительской семинарии состояла в прочном соединении инородческих племен с русским народом путем образования. В 1872 году Николай Иванович был назначен ее директором. В 1891 году, будучи в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, Ильминский сильно простудился и, вернувшись в Казань, на второй день по Рождестве Христовом умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В 1866 г в Полоцкой епархии, всех Духовно-учебных заведений. кроме женского училища при Спасо-Евфросиниевской обители, о котором уже сказано, было четыре: духовная семинария, два училища мужских и одно женское. Из них семинария, одно мужское училище и училище женское находились в Витебске, а другое мужское училище было в Полоцке. – Скажу несколько слов о каждом из сих заведений порознь. I. Полоцкая духовная семинария основана была первоначально в 1807 г. униатским мирополитом Ираклием Лисовским в г. Полоцке. После нашествия в 1812 г. французов и по совершенном разорении неприятелями Полоцка, семинария в 1814 г. восстановлена была в имени Полцких униатских архиепископов – деревне Судиловичах Лепельского уезда. Отсюда в 1821 г. снова переведена быыла в Полоцке; в 1828 г. преобразована была применительно к уставу православных семинарий Высочайше утвержденному в 1814 г. До 1839 г. Полоцкая семинария называлась Белорусскою греко-унитскою, а с этого времени по воссоединении унии с православием, стала именоваться Полоцкою православною. В 1856 г. семинария, по распоряжению высшего начальства переведена была из Полоцка в Витебск и помещена в зданиях бывшего базилианского монастыря, близ Городского Успепского собора, на самой красивой местности города, на высокой горе над р. Двиною. В 1871 г Полоцкая семинария переименована в Витебскую. В православной Полоцкой семинарии, с 1840 г. по 1866 г., сменилось 8 ректоров, а именно: 1) Первым ректором был протоиерей Фома Малишевский 575 из инспекторов той же семинарии. Сын униатского священника Литовской епархии и родной по матери племянник архиеп. Василия, он получил образование в Виленском университете, где и окончил курс в 1830 г. c званием магистра богословия. Вступив в должность ректора Полоцкой семинарии в начале 1840 г., он в том же году принял монашество c именем Филарета, а в августе возведен в сан архимандрита. В мае 1849 г переведен на ту же должность в Литовскую семинарию. 2) Архим. Павел Доброхотов магистр XII курса (1837 г.) С.-Петербургской дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Приводим отзыв Николая Никаноровича Глубоковского о различных духовных изданиях: «Для полноты обзора русского богословия по его литературным обнаружениям», пишет он, «мы должны отметить, что имеются уже солидные опыты объединения достигнутых им результатов, чему в особенности служит издававшаяся (в 1900–1911 г.г.) в С-Петербурге (Петрограде) «Православная Богословская Энциклопедия»; пока она вышла в двенадцати томах: первые пять (на слова «Алфа- Ифика) под редакциею проф. А. П. Лопухина более популярно и следующие семь (на слова «Иаван-Константинополь) под редакцией проф. Н. Н. Глубоковского в самом широком и высоком ученом масштабе. Необходимо в заключение упомянуть еще о повременных «духовных» изданиях, каких было в России весьма достаточно, не считая местных церковных органов (выходивших обыкновенно в каждой епархии под названием «Епархиальных Ведомостей»). Наиболее солидными и влиятельными были четыре академические журналы: при Петроградской Духовной Академии «Христианское чтение» (с 1821 года, а в 1875–1913 годах вместе с еженедельным журналом «Церковный Вестник»); при Московской – «Прибавление к Творениям св. Отцев» (1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891 гг.), преобразованные (с 1892 года) в «Богословский Вестник»; при Киевской (вместо первоначально издававшегося при ней с Пасхи 1837 года еженедельника «Воскресное Чтение») – «Труды Киевской Духовной Академии» (с 1860 года); при Казанской – «Православный Собеседник» (с мая 1855 года); сюда же можно отнести издававшийся в Харькове при Духовной Семинарии журнал «Вера и Разум» (с 1884 года). Мы почти не касались этой необъятной литературы, но содержание ея разнообразно и богато, как можно судить и потому, что, за отсутствием в России. организованного богословского издательства, столь благотворно избавляющего на Западе всех авторов от всяких хлопот по выпуску и распространению книг, много капитальных работ (напр., даже богословских диссертаций на ученые степени магистра и доктора) первоначально печатались именно на Страницах духовных журналов и потом выходили отдельными оттисками».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Церковь православная на Востоке. Инструкция о присоединении униатов; замечание М. Филарета, что Восточная церковь не идет на встречу уважению, оказываемому Российскою церковью Восточной; сетование владыки, что посланники Восточной церкви приходят в Россию только за пособием; М. Филарет упрекает Восточную церковь , что она не пригласила Российскую церковь к участию в составлении ответа на послание папы Пия IX; указание святителя на обнаружившееся разногласие между Российскою и Восточною церквами об обливательном крещении; о распространении ее в Китае; письма владыки к мнениям о Константинопольской иерархии. Церкви православные , см. храмы православные. Циркуляр . Святитель критикует циркуляр преосвященного Антония, данный духовенству Смоленской епархии. Часовни-палатки . Проект часовен-палаток представленный преосвященным Арсением епископом Тамбовским; замечание о часовнях-палатках владыки Филарета. Штаты духовно-учебных заведений. Возвышение окладов. 74 Геннадий Федорович Островский, родственник М. Филарета; ск. 13 ноября 1852 г.; см. Собр. Мн. и От. т. доп. стр. 356. 76 Сушков, Николай Васильевич д. ст. сов., почитатель и автор «Записок о жизни М. Филарета». Ск. 7 июля, 1871 г. 80 Евгений (Сахаров-Платонов) 1853 г. авг. 31 рект. Моск. Акад.; 1857 г. еписк. Дмитровский. Ск. 1888 г. 155 Из ответа графа Д. А. Толстого видно, что записка преосвящ. Филарета от­правлена им к председательствующему в комитете преосвящ. Нектарию, Епископу Нижегородскому. 158 С 1851–1857 гг. Антоний был ректором киевской духовной академии и архимандритом киево-братского Богоявленского монастыря; в марте 1858 г. епископом чигиринским, викарием киевским; в октябре 1859 г. епископом смоленским и в ноябре 1866 г. казанским; скончался 8 ноября 1879 года. Помещаемые письма присланы его высокопревосходительству, г. обер-прокурору Св. Синода, К. П. Победоносцеву , бывшим пензенским епископом, Павлом (Вильчинским). В 1879 г. он был епископом чебоксарским, викарием казанским и присутствовал при кончине епископа Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Христианское чтение» – российский православный научно-богословский журнал Санкт-Петербургской православной духовной академии. Основанный в 1821 году, он стал первым ежемесячно издаваемым органом русского духовного ученого мира. Выходил до 1917 года, публикация возобновилась СПбДА в 1991 году. В журнале публикуются оригинальные научные материалы, освещающие важные проблемы в сфере богословских, библейских, церковно-исторических, церковно-практических, религиозно-философских и смежных дисциплин с позиции вероучения и предания Православной Церкви. Авторами статей выступают преподаватели и студенты как православных духовных академий и семинарий, так и богословских, и гуманитарных вузов. Публикации рассчитаны на преподавателей и студентов богословских и гуманитарных вузов, духовных академий и семинарий, всех тех, кто интересуется актуальными и сложными вопросами православного вероучения. Архив журнала «Христианское чтение» Систематический указатель к «Христианскому чтению» за 1824–1876 годы Указатель к «Христианскому чтению» за последние десять лет его издания: с 1871 года по 1880-й включительно Читать далее Источник: Христианское чтение=Khristianskoye chteniye=Christian reading : научно-богословский журнал – 1821-1917./Санкт-Петербургская православная духовная академия. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская православная духовная академия, 1991-. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010