К.Д. Головщиков В 7–11 Ярославских еп. ведомостей за текущий год и отдельно (Яросл. 1898 г.) напечатаны био-библиографические данные о тех из бывших питомцев Ярославской семинарии, которые для своей специальности избрали недуховную дорогу. Таких лиц оказалось 30. Сообщая ныне био-библиографические сведения о тех из бывших воспитанников Ярославской семинарии, которые посвятили себя служению церкви, я выбираю из них только умерших; порядок алфавитный. В настоящий очерк не входят достигшие епископского сана, о которых напечатано уже в тех же ведомостях 14 и 15) и отдельно; сюда однако же вошло несколько лиц, не имевших духовного сана, но служивших по ведомству православного исповедания. К. Головщиков Аврамий Аврамий , до монашества Андрей Григорьевич Городецкий, Ярославец родом и учился с 1803 г. в местной семинарии, а с 1816 г. в Московской духовной академии. Окончив в последней курс кандидатом, он 17 октября 1820 г. назначен был ректором уездного училища Ярославской епархии, помещавшегося тогда в Толгском монастыре; 10 августа 1822 г. перемещен на туже должность в Борисоглебское (Рост. уезда) училище; 7 января 1824 г. посвящен в священники к Николотропинской церкви в Ярославле; 15 мая 1826 г. назначен учителем и инспектором духовного училища в Ярославле же. Вскоре затем, овдовев, он принял 16 февраля 1827 года монашество; 4 февраля 1828 г определен учителем церковной истории в Ярославскую семинарию; в 1829 году назначен инспектором семинарии в Архангельск. Умер на покое в Ростовском Аврамиевом монастыре. В Сборнике Императорского Русского Исторического Общества он назван «ученым архимандритом», но говоренные им во множестве проповеди остались в рукописях. (О нем: Сб. Им. Рус. Ист. Общ. LX, стр. 3; Яр. еп. вед. 1871 р. 22). Адриан Адриан с 9-го ноября 1806г. иеромонах, родился 4 июля 1800 г. в Ярославской губернии, Пошехонского уезда, в селе Семеновском, где отец его был диаконом. Мирское имя его «Андрей», фамилия «Семеновский». Учился он сначала в Пошехонском духовном училище, потом в Ярославской семинарии, и курса не окончив, поступил 25 февраля 1821 г. в число послушников Пошехонского Адрианова монастыря, а 4 апреля 1826 года принял монашество. Июня 6-го 1831 года определен он на должность казначея, но эта должность «несовместна была с настроением его духа»: он чувствовал себя неловко и начал юродствовать ради Бога. Раз, трое суток простоял он неподвижно, зимой ходил по нескольку верст без обуви; пища его с 1832 года до конца жизни была, как свидетельствует одна рукопись 1 , ржаные сухари, обмоченные в воде и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Семинария должна была располагаться при полоцком кафедральном Софийском соборе, но поскольку соборные здания занимал военный госпиталь, то пришлось разместить ее в архиерейском имении Струнь, в 6 верстах от Полоцка. Впоследствии семинария неоднократно переезжала: в 1808 г. в здания при полоцком Софийском соборе; в 1812 г. – в имение Судиловичи Лепельского уезда Витебской губернии; в 1821 г. – в Полоцк, а в 1856 г. – в В 1823 г. Белорусская греко-униатская духовная семинария была преобразована в семинарию из 2 отделений – высшего и низшего, с отдельным низшим трехклассным училищем при В 1828 г. семинария стала трехклассной, а низшее училище при ней – двухклассным, с двухгодичным курсом обучения в каждом классе училища и семинарии, в которой каждый класс имел свое название: низший – «риторика», средний – «философия», старший – В 1840 г. учебное заведение было переименовано в Полоцкую духовную семинарию, а в 1871 г. – в Витебскую духовную Изначально существование семинарии сопровождалось финансовыми затруднениями. Еще архиепископ Ираклий (Лисовский) столкнулся с примером незаконного использования семинарских денежных сумм, вернуть которые получилось только частично, по суду, в 1790 г. после 5-летних безрезультатных переговоров с держателями этого капитала и открытого игнорирования нежелания папского нунция в Варшаве предавать огласке исчезновение денег белорусского униатского С 1806 г. семинария финансировалась за счет имений и денежных сумм, изъятых у базилиан государственной казной. В 1808 г. архиепископ Ираклий определил ежегодное финансирование в 5 тыс. рублей и бесплатное питание для содержания в семинарии 50 учащихся из бедных семей и В связи с закрытием высшего пиарского училища, указом императора Николая I от 22 апреля 1828 г. средства, собираемые с бывших иезуитских имений, были переданы семинарии для учреждения при ней высших классов – духовной Имения сначала находились под управлением Полоцкого архиепископа; в 1830–1833 гг. семинарское правление было выведено из материальной зависимости от епархиального архиерея и стало самостоятельно распоряжаться доходами от фундушевых семинарских имений Гутово, Дзвонь, Мягели, Новый Двор, Судиловичи и Черствяты. В 1842 г. все семинарские имения перешли в казну, а взамен семинария получила государственное финансирование своей деятельности по установленным

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

В 80-90-х гг. XIX в. Б. издал ряд сочинений по гомилетике - «История первобытной христианской проповеди» (СПб., 1885), «Спорные вопросы по истории первобытной христианской проповеди» (СПб., 1886), «Очерки из истории христианской проповеди» (Х., 1889-1895. 3 вып.), статьи о проповеднической деятельности свт. Григория Богослова , прп. Ефрема Сирина , еп. Смоленского Иоанна (Соколова) и др., об истории проповеди в России, о преподавании гомилетики в семинариях, о проповедническом искусстве и способах его улучшения; рецензии на сборники проповедей (К. А. Стратилатова , Р. Т. Путятина , еп. Смоленского Иоанна (Соколова) и др.). Лекции Б. по гомилетике неоднократно выходили в виде литографированных изданий. По мнению Б., проповедь - это «словесный акт в культе» (Лекции по православной христианской гомилетике. С. 222). Важнейшей чертой проповеди Б. считал актуальность темы, к-рая не должна находиться в стороне от злободневных общественных проблем. Критически относившийся к зап. христианству и симпатизировавший славянофилам, Б. тем не менее советовал священникам не пренебрегать гомилетическим опытом, накопленным в инославии, «потому что на Западе проповедь составляет более могучую силу, чем у нас» (Там же. С. 248). Б. писал статьи по пастырскому богословию, по истории Русской Церкви и старообрядчества, по педагогике и дидактике (публиковались в журналах «Христианское чтение», «Православное обозрение», «Вера и разум» , «Странник» , «Русская старина», «Исторический вестник» и др.). Наиболее значительные работы ученый объединил в сборники «Исторические, критические и полемические опыты» (1879) и «Несколько исследований исторических и рассуждений о вопросах современных» (1899). Б. является автором многочисленных статей по богословию и истории Церкви в Брокгауза и Ефрона «Энциклопедическом словаре» . Немало материалов он опубликовал в епархиальных изданиях (Литовских, Тверских, Ярославских и др. епархиальных ведомостях). Б. написал множество публицистических статей и рецензий для газет «Новое время», «Сын отечества», «Санкт-Петербургские ведомости» и др. Составил описания петербургских церквей в честь Входа Господня в Иерусалим (Знаменской) и Успенской, академической церкви СПбДА для кн. «Историко-статистические сведения по С.-Петербургской епархии», подготовил «Систематический указатель к ж. «Христианское чтение» за 1821-1870 гг.» (СПб., 1871).

http://pravenc.ru/text/77608.html

С 1731 года по 1804 год неизвестно какия произведены были постройки при Богоявленской церкви. В означенный же 1804 год октября 13 дня был сделан подряд на постройку каменной церкви, вместо деревянной во имя Богоявления Господня, и начатая строиться в 1805 году с 15 мая, окончена и освящена в 1806 году, по благословению Феофилакта Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. К ней в 1834 году приделана была каменная колокольня по благословению Стефана Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. В 1828 году церковь во имя Флора и Лавра была перекрыта, подведен был новый фундамент и срублены были новые рундуки, через тридцать четыре года снова переделанная внутри и опушенная снаружи освящена была в 1863 году октября 14-го по благословению Христофора Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. В 1841 году гроза, разразившаяся над церковию Богоявления Господня, повредила в ней все четыре престола. Вследствие чего в том же году ноября 26 дня придел Св. великомученика Георгия в теплой церкви, по правую сторону, исправлен и освящен по благословению Иннокентия Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. Придел по левую сторону во имя Святителя Николая Чудотворца устроен и освящен по благословению Святейшаго правительствующаго Синода и Преосвященнаго Иннокентия Епископа Вологодскаго и Устюжскаго в 1848 году января 7 дня. Главный придел в холодной церкви Богоявления Господня устроен в 1848 году октября 25 дня по благословению Евлампия Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. В верхнем этаже придел во имя Св. Живоначальной Троицы устроен и освящен в 1858 году октября 6 дня. В 1821 году Апреля 26 дня произведен был договор на ломку белаго плятнику для полов в Богоявленском храме с приделами, а в 1828 году ноября 5 – на отеску плит и работа начатая Декабря 18 окончена в следующем 1829 году Апреля 7 дня. В 1824 году Августа 31 произведен договор в главном вновь устроенном столярном иконостасе сделать резьбу, вызолотить и выкрасить. Работа начатая в октябре, окончена в 1825 году. В 1871 году в мае месяце начата постройка новой каменной ограды.

http://sobory.ru/article/?object=09184

Во 2-й пол. XVII в. (видимо, с 1651) 4 епископии, включившие в свой состав остальные епархии, были возведены в ранг митрополий: архиепископский округ, Пафосская, Китийская и Киринийская. В состав К. м. вошли территории Лапифской-Ламбусской и Солийской епископий. Поэтому митрополит Киринийский стал носить титул также и «предстоятеля Солии» (только в 1973, после создания новой Морфской митрополии, к которой была присоединена Солия, этот титул перешел к архиерею вновь образованной епархии, а митрополит Киринийский стал именоваться «всечестнейшим экзархом Караваса и Лапифа»). В XVIII в. кафедра К. м. находилась в мон-ре Скуриотисса (основан в 1716 Киринийским митр. Макарием; храм существовал еще в XV в.), с 1800 г.- в монастыре вмч. Пантелеимона в Мирту. Во время ссылки Кипрского архиеп. Сильвестра (в кон. 1729) митр. Никифор Киринийский занял его кафедру, но в 1730 (или в 1732) г. законный предстоятель КПЦ возвратился на архиепископский престол. Киринийские митрополиты неоднократно участвовали в посольствах в К-поль (1754, 1765, 1783 и др.). В 1811 г. из-за преклонного возраста Киринийского митр. Евгения для помощи ему был назначен Ламбусский хорепископ Лаврентий. После смерти Евгения он стал его преемником; был казнен 9 июля 1821 г. по приказу турецкого наместника Кючюк Мехмета вместе с другими кипрскими иерархами. Занявший после него кафедру экзарх Дамаскин впосл. стал Кипрским архиепископом. В 1886-1891 гг. англ. власти обустроили гавань в Киринии и проложили дорогу в Никосию (1879), что благоприятно сказалось на экономическом развитии города. Киринийские митрополиты во 2-й пол. XIX в. внесли большой вклад в развитие греческого образования. Митр. Мелетий (1852-1862) открыл школы в Мирту, Киринии и других населенных пунктах и делал пожертвования школам Никосии; митр. Хрисанф (1862-1871) выделил на нужды учебных заведений епархии 10 тыс. грошей помимо ежегодного пособия; митр. Мелетий (1872-1880) основал школы в Морфу, Эвриху и др. селах. Митр. Хрисанф (Иоаннидис-Ладас; 1880-1889; впосл. митрополит Китийский), который до восшествия на кафедру 20 лет был директором средней школы в Ларнаке, также стремился улучшить образование, открыл неск. школ, гл. обр. в деревнях и селах. Он также вел активную деятельность по возвращению в Православие «тайных христиан», которых было особенно много в Тиллирии.

http://pravenc.ru/text/1840493.html

Между 1821 и 1832 гг. Есфигмен оккупировала турецкая армия и использовала его в качестве постоялого двора для солдат. Восстановление обители монахом Агафангелом из скита св. Анны длилось с 1832 по 1871 гг. Именно в это время были созданы великолепные постройки всего монастыря, включая колокольню, храмы, убранство собора и южные ворота. В последующие годы монастырь вернул долг, который на начало XX в. составлял 4000 турецких лир, но для организации оплаты и принятия льготных условий понадобилось посредничество России.           Здесь также подвизался прп. Паисий Святогорец... См фото первые годы на Афоне в Есфигмене. Середина века.  (Публикуется впервые) – «Боже мой! Что я потерял! Что я потерял!»     прп. Паисий Святогорец вспоминал: Когда я был еще новоначальным монахом и жил в Эсфигменском монастыре, благочестивый отец Дорофей рассказывал мне, что в монастырский приют приходил помогать старчик, имевший такую простоту, что считал Вознесение, являющееся престольным праздником этой обители, одной из великих святых, как, например, святая Варвара (греческое слово Аналипси - " Вознесение " - относится к женскому роду, поэтому старец принял его за имя святой - перев.).   Поэтому, молясь по четкам, он читал и такую молитву: " Святая Божия, моли Бога о нас! " Однажды в приют пришел больной брат, однако в тот момент там не нашлось пищи, чтобы он смог ею подкрепиться. Тогда наш старчик быстренько сбежал по ступенькам вниз, спустился в подвал, просунул через окошко, выходившее на море, руки и попросил: " Святая моя Аналипсия, подай мне рыбку для брата! " И, о чудо! Большая рыбина вдруг выпрыгнула из воды прямо ему в руки. Он же как ни в чем не бывало взял ее и, радуясь, приготовил ее в утешение своему брату. ... Тот же старец рассказал мне о другом монахе (которого, кажется, звали Пахомий), удалившемся ради более высокого подвига в Капсалу  и достигшем там высокой меры преуспеяния духовного. Однажды монах из той же обители (то есть Эсфигменской - перев.) раздобыл где-то две рыбины и принялся их чистить, намереваясь затем отнести их этому пустыннику. Однако в это время одну рыбину у него внезапно выхватил ворон и понес ее отцу Пахомию в Капсалу, которая находится на расстоянии пяти с половиной часов ходьбы. Отец Пахомий получил от Бога извещение о посещении брата, и в тот момент, когда он думал, чем ему угостить гостя, ворон принес рыбину. Когда монастырский брат пришел к нему и узнал о том, что произошло, то тоже прославил Бога, Который и в наше время питает Своих людей с помощью ворона, как некогда пророка Илию....

http://isihazm.ru/?id=517

Русская классика – воспитательница ума, души и сердца – изгоняется из вузов и школ, нацеленных на формирование усредненного «продукта» – биороботов, узких специалистов-прагматиков, выставляемых, как товар, на рынок труда. Невнимание к духовной природе человека, отказ от Бога, отрыв от русской почвы подводят к тому, чтобы воспитанники безбожных школ в России обращались в мошенников и авантюристов, преступников и злодеев, живущих по звериным законам борьбы за существование. О подобных закоренелых грешниках апостол Павел свидетельствовал, что «они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (Рим. 1: 29–31). Святой праведный Иоанн Кронштадтский утверждал: «Без Христа суетно все образование». Кому и для чего выгодно вылепливать в «безбожных школах» духовно неразвитых самолюбивых безбожников, подменяя Христа ложными идеалами и кумирами? Христос же, согласно утверждению Федора Михайловича Достоевского (1821–1881), «вековечный, от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек». Роман Н.С. Лескова «На ножах» (1871) нисколько не утратил своей социально-нравственной значимости и по-прежнему звучит потрясающе современно. Писатель выявил здесь самые разнообразные типы продажных, беспринципных дельцов зловещей капиталистической эпохи – «деятелей на все руки» сатанинской закваски: «Вот один уже заметное лицо на государственной службе; другой – капиталист; третий – известный благотворитель, живущий припеваючи за счет филантропических обществ; четвертый – спирит ; пятый – концессионер, наживающийся на казенный счет; шестой – адвокат ; седьмой литераторствует и одною рукою пишет панегирики власти, а другою – порицает ее». Сущность их «направления» выразительно обобщает говорящая фамилия некоего «медицинского студента», занимающегося педагогической практикой, – «Чертов»:

http://ruskline.ru/opp/2023/10/05/dovoln...

Лависс Эрнест (1842—1922) и Рамбо Альфред (1842—1905) — французские историки НИКОЛАЙ I Николай I Когда говорят о России, то при этом говорят об Императоре Николае. Меттерних Клеменс (1773—1859) — князь, канцлер Австрийской империи в 1821—1848 гг. Император на полголовы выше обыкновенного человеческого роста. Его фигура благородна, хотя и несколько тяжеловата. У Императора Николая греческий профиль, высокий, но несколько вдавленный лоб, прямой и правильной формы нос, очень красивый рот, благородное овальное, несколько продолговатое лицо, военный вид. Его походка, его манеры держать себя непринужденно внушительны. Он всегда уверен, что привлекает к себе общие взоры и никогда ни на минуту не забывает, что на него все смотрят. Кюстин Астольф де (1790—1857) — маркиз, французский писатель Он был идеальной натурой, и не удивительно, что сохранил этот идеальный отпечаток при всех событиях, начиная с декабристов и в течение дальнейших событий, происшедших при его жизни. Бисмарк Отто фон Шенхаузен (1815—1898) — князь, немецкий государственный деятель, рейхсканцлер Германской империи в 1871—1890 гг. Личность его самая величественная из всех, какие (мне) приходилось видеть в Европе. Гаклендер Фридрих (1816—1877) — немецкий писатель Я мало видел могущего сравниться по великолепию и торжественности с появлением Императора в сверкающей золотом церкви. Он вошел с Императрицей в сопровождении всего двора, и тотчас мои взоры, как и взоры всех присутствующих, устремились на него. Кюстин Астольф де (1790—1857) — маркиз, французский писатель В семи верстах от Петергофа, наконец, мы увидели пароход, на котором находились Его Величество, Государь Наследник, Великие Князья. Интересно было видеть Государя Николая, этого красавца с величественной осанкой, стоявшего у самого бугшприта, держась левой рукой за мачту, махая ласково правою и громко, звучно здороваясь. Гаклендер Фридрих (1816—1877) — немецкий писатель Обладая огромной и несомненной энергией, Император Николай до такой степени преисполнен сознанием своей власти, что ему трудно представить себе, чтобы какие то ни было люди или события могли оказать ему сопротивление.

http://pravoslavie.ru/1779.html

[Информация о книге]. Автор : Федор Михайлович Достоевский(1821-1881) — писатель, критик, публицист; Время написания и история создания : Работа над романом проходила в 1870-1871 годах за границей. В основу романа Достоевский положил громкое дело 1869 года об убийстве студента Ивана Иванова членами одного из революционных кружков во главе с нигилистом и революционером Сергеем Нечаевым с целью укрепления своей власти в террористическом кружке, против идей которого выступил Иванов. Программным документом кружка был «Катехизис революционера», где впервые была сформулирована программа беспощадного террора ради «светлого будущего всего человечества»... Получился трагический многостраничный роман, который был опубликован в 1872 году в журнале «Русский вестник»; Смысл романа : «Бесы» - роман о трагедии русского общества, в котором революционные настроения, по мнению Достоевского, являются следствием утраты веры.  Одна из главных мыслей романа: человеку необходима свобода. Однако на путях свободы его подстерегают соблазны своеволия. Главным героем романа, Николаем Ставрогиным, одновременно владеют и жажда  веры, и  поразительное безверие, утверждение себя вне Бога. «Бесовщина» у Достоевского — это одержимость идеей, которая отделяет человека от реальности, поглощает его целиком. Таков революционер Петр Верховенский, который под лозунгом «все для человека» разрабатывает программу развращения и уничтожения людей. Таков и студент Шатов, проповедующий свою веру в богоносность русского народа. Все они становятся рабами своей идеи. В тоже время «Бесы» - это великая христианская книга, в которой утверждается возможность противостоять «бесам» и их деяниям.   Достоевский обращается к евангельской притче об исцелении Христом бесноватого, чтобы показать — мир может излечиться от «бесов», и даже самый опасный и падший человек может исправиться и сохранить  в себе образ Божий. Роман заканчивается светлым пророчеством о России одного из героев, которому прочли упомянутую притчу; Интересные факты : Подготовила Ася Занегина ; Ил.: Владимир Хотиненко. Фото; Федор Михайлович Достоевский. Фото; Одно из последних изданий романа Ф. М. Достоевского «Бесы» (Спб.:  Изд-во «Пушкинский Дом», 2018); Кадр из сериала  «Бесы» режиссера Владимира Хотиненко, 2014//Фома. - –  май 2019. – С.84-85. – (раздел « Культура »,  рубрика « Школа “Фомы”. Книга. Стоит перечитать »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-193-...

Румынские представители заявляют, что Русская Православная Церковь в 1813 году основала Кишиневскую епархию якобы «в целях русификации румынского населения в восточной части Молдовы». Однако молдавские историки подчеркивают, что именно со времени образования Кишиневской епархии началось возрождение национальной культурной жизни в Молдавии после долгого кризиса, пережитого в период зависимости от Турции. При значительном участии Русской Православной Церкви и российского государства в Молдавии была организована система религиозного и светского образования, стали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии было открыто около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч человек. Первый глава Кишиневской епархии Русской Православной Церкви митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони) в 1813 году открыл в Кишиневе Духовную семинарию, единственное тогда учебное заведение в крае. При ней, по ходатайству Владыки, в 1816 году был учрежден «благородный пансион», дававший светское образование. В 1814 году попечением митрополита Гавриила была открыта бессарабская типография. Подвижническими трудами по переводу на молдавский язык богослужебной литературы и учебников прославился Кишиневский архиепископ Димитрий (Сулима, 1821–1844). В молдавских городах им были учреждены многие школы с бесплатным обучением. В 1836 году закончилось строительство Рождественского кафедрального собора в Кишиневе, до сих пор являющегося духовным центром молдавской столицы. Много усилий и личных финансовых средств в развитие просвещения в Молдавии внесли Кишиневские архиепископы Иринарх (Попов) и Антоний (Шокотов), возглавлявшие епархию в 1844–1871 годах. Их попечением активно издавались богослужебные книги на молдавском языке и создавались новые приходские школы, было открыто женское епархиальное училище. В последующие годы иерархи, находившиеся на Кишиневской кафедре, также ревностно занимались просветительской деятельностью и заботились о развитии Православия в Молдавии. К началу 1918 года Молдавская епархия включала 1084 церковных прихода, 27 монастырей, 7 скитов, а также три духовные семинарии. Церковь издавала на молдавском языке журнал «Луминэторул» и русско-молдавские «Кишиневские епархиальные ведомости». Богослужение традиционно велось на молдавском и церковнославянском языках.

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010