Тюльери (правильно: Тюильри) — дворец в Париже, сожженный, а затем взорванный 24 мая 1871 г. в ходе боев между коммунарами и версальцами. В сожжении Тюильри Достоевский видел символ возмездия старому миру, проявление разрушительных сил, свойственных грядущей социальной революции, подготовлявшейся в Европе. …поумнее Мефистофеля, прославившего Гете, по уверению Якова Петровича Полонского. — Имеются в виду следующие строки на стихотворения Я. П. Полонского «Старые и новые духи» (1875): Как был остер неугомонно. Как был язвительно умен Тот дух, что так нецеременно Вторгался в нравственный закон И колебал его основы! Как для рутины были новы Его слова! Недаром он Слыл Мефистофелем на свете. Недаром Фаусту служил; Печать он времени носил И обессмертил имя Гете. Одно слово по поводу моей биографии. — Достоевский полемизирует со статьей о нем в кн.: Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета И. Н. Березиным. Отдел II, т. 1. Д-Ж. СПб., 1874—(1875). Автором статьи был Владимир Рафаилович Зотов (1821–1896), писатель, журналист (в то время редактор «Иллюстрированной газеты»), историк литературы, знакомый с Достоевским с конца 1840-х гг. и привлекавшийся по делу петрашевцев. Как видно из черновых записей, содержащих очень резкие личные выпады по адресу В. Р. Зотова, Достоевский был оскорблен отзывами о его произведениях, данными в статье. Серьезные недостатки находил В. Р. Зотов в рассказах и повестях Достоевского 1840-х и 1860-х гг. («Крокодил», «Скверный анекдот», «Слабое сердце») и в романе «Униженные и оскорбленные». В «Преступлении и наказании», «наряду с мастерскими картинами, явились уже странности в психическом анализе характеров, превратившиеся в какую-то болезненную аномалию в его последних романах „Бесы“ и „Идиот“. В них талантливый беллетрист очевидно вступил на ложный путь. Еще больше уронил он себя на поприще фельетониста и публициста, несродном его дарованию, приняв на себя редакцию газеты „Русский мир“ ». Наконец, в статье о М. М. Достоевском мимоходом говорилось: «Не обладая талантом брата, он не впадал, подобно ему, в крайности».

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatel...

Синода и вышедшего под редакцией покойного Архиепископа Тверского Саввы, нужно заметить, что оно является в настоящее время трудом капитальным, составляющим богатый и ценный вклад в русскую богословскую литературу. Как бы дополнением к нему – этому изданию творений м. Филарета – служит вышедшая в 1891 г. в Петрограде небольшая книга под заглавием: «Донесения и письма Филарета, м. Московск. и Коломенск., по некоторым церковным и государственным вопросам». Подобным дополнением служит также книга, напечатанная в Москве в Синодальной Типографии и вышедшая гораздо позднее, именно в 1905 году, под заглавием: «Мнения, отзывы и письма Филарета, Митр. Московск. и Колом., по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским». Книга содержит в себе 406 страниц. Нет сомнения, что не все еще ученые творения м. Филарета такого именно рода извлечены из архивов. Многие еще хранятся в них, а многие, может быть, и погибли. Во всяком случае они до сих пор не перестают появляться еще в свет в наших журналах, каковы напр., «Заметки и письма» м. Филарета, помещенные в «Богословском Вестнике» за 1916 г., октябрь-декабрь. Что касается писем м. Филарета, то они сохранились и дошли до нас в большом количестве. Переписка его с разными лицами была огромная и продолжалась, можно сказать, во всю его жизнь. Из писем покойного святителя Филарета, писанных им к разным лицам и помещавшихся потом в разных периодических журналах, вышли отдельными изданиями, в виде целых книг и мелких брошюр, между прочим, следующие письма его: Письма к Архиепископу Гавриилу. «Чтения в Общ. Ист. и Древн. Российск.» 1868 г.; 2) Переписка Филарета с A. Н. Муравьевым. Киев. 1869 г.; 3) Письма к Епископу Дмитровскому Иннокентию. «Прибавления к творениям св. Отец». 1871, 1872, 1886 г.г.; 4) Письма к наместнику Лавры, Архимандриту Антонию, 4 тома. Москва. 1877–1884 гг.; 5) Письма к родным. 1882 г.; 6) Письма к Архиепископу Тверскому Алексию. М. 1883 г.; 7) Письма к Филарету Черниговскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Поначалу де ла Рок был союзником Морраса, но потом между ними возникли разногласия, что и имеет в виду Бернанос. 41 Вальдек-Руссо Рене (1846–1904) — премьер-министр Франции в 1899–1902 гг.; в условиях тюлитического кризиса, вызванного «делом Дрейфуса», сформировал кабинет, включавший все группировки от реакционного генерала Г. Галифе до социалиста М. Мильерана. 42 Тардье Андре (1876–1945) — французский политический деятель, неоднократно был министром, а в 1929–1930 и в 1932 гг. занимал пост премьер-министра; пытался проводить экономические и социальные реформы. 43 Эрве Гюстав (1871–1944) — один из лидеров левого крыла Французской социалистической партии. На Штутгартском конгрессе II Интернационала (1907) пропагандировал идею стачки и восстания в ответ на войну независимо от ее характера. В первую мировую войну находился на шовинистических позициях, в 30-х гг. стал сторонником национал-социализма и выступал за сближение Франции с Германией. 44 Дорио Жак (1898–1945) — рабочий-металлург, активист французского комсомола, а затем его генеральный секретарь, был исключен в 1934 г. из ФКП за фракционную деятельность и затем совершил быструю эволюцию в сторону фашизма. С 1940 г. активный коллаборационист, воевал в составе гитлеровских войск против СССР. После освобождения Франции бежал в Германию и там погиб. 45 В Санте, где нам довелось побывать… — За участие в уличных демонстрациях и потасовках политического свойства Бернанос в молодости несколько раз попадал в тюрьму. 46 Местр Жозеф Мари де (1753–1821) — французский публицист, политический деятель и религиозный философ. Один из вдохновителей и идеологов европейского клерикально-монархического движения 1-ой половины XIX b. В философии истории Местр является сторонником религиозного провиденциализма. 47 Ренан Жозеф Эрнест (1823–1892) — французский писатель, историк религий, востоковед. В «Истории происхождения христианства» (1863–1881), первым томом которой является вызвавшая большой интерес французской общественности книга «Жизнь Христа», попытался дать сугубо рационалистическую интерпретацию евангельских легенд, исключив из них все сверхъестественное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Церковь чтит память священномученкиа Григория V, Патриарха Константинопольского 23 апреля, 2013. Новостная служба Греческие моряки заметили место, где было брошено тело святителя, нашли его, и на корабле кефалонийского капитана Макри Склавоса под русским флагом доставили в Одессу. Там, в греческой Троицкой церкви, тело святителя было погребено 19 июня 1821 года. 23 апреля. ПРАВМИР. Церковь чтит память священномученкиа Григория V, Патриарха Константинопольского. Священномученик Григорий трижды занимал кафедру (1797 — 1799, 1806 — 1808, 1819 — 1821), в то время, когда Греция находилась под тяжелым турецким игом. Многие патриоты-греки жили надеждой вновь завоевать государственную независимость. Они находили деятельную и авторитетную поддержку у мужественного борца за свободу своей Родины — святого Патриарха Григория V. Его связи с греческими патриотами выяснились только после того, как Александр Ипсиланти перешел со своим войском реку Прут против султана Махмуда. Один из друзей святителя советовал ему бежать из Константинополя в Морею. Святитель отвечал на это: «Я предчувствую, что рыбы Босфора будут есть мое тело, но я умру спокойно во имя спасения моей нации». В день Святой Пасхи, 10 апреля 1821 года, святого Патриарха схватили и повесили на воротах Патриархии, а затем бросили тело в море. Греческие моряки заметили место, где было брошено тело святителя, нашли его, и на корабле кефалонийского капитана Макри Склавоса под русским флагом доставили в Одессу. Там, в греческой Троицкой церкви, тело святителя было погребено 19 июня 1821 года. Из Москвы для мощей священномученика было прислано патриаршее облачение и митра с крестом, принадлежавшая святейшему патриарху Никону (1652 — 1658). В 1871 году по ходатайству греческого правительства разрешено было перенести мощи святителя Григория из Одессы в Афины к торжеству пятидесятилетия независимости Греции. В честь священномученика Григория в Афинах была составлена особая служба. Его подвиг возвестил о торжестве христианства в возрожденной Элладе.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

—211— мученика Лукиана († 7 января 311 года) – полностью не издан еще и в настоящее время. Новый Завет в изд. 1821 г. перепечатан с издания константинопольского 1801 года, вышедшего при патриархе Кирилле и представляет прямо textus receptus константинопольской патриархии начала XIX в. Весьма вероятно, что и издание Брейтингера, как наиболее соответствующее из наличных того времени изданий константинопольскому изводу, было принято – хотя не совсем удачно – за вполне желательный для увековечения константинопольский textus receptus. Как издание, чисто практическое, Τ Βιβλια, εν Μοσχα, ετει 1821, вполне сослужило намеченную службу. Когда в 1859 г. английское библейское общество задумало издать для греков греческую Библию , то Фильд, которому поручено было предположенное издание, вынужден был считаться с московским изданием, как с официальным текстом греческой церкви. Такое же значение сохраняет это издание у греков и до настоящего времени. Научного значения – особенно для настоящего времени – издание это не имеет. Поэтому всякие сверки с ним, продолжающиеся у нас и до сих пор 155 , в научном отношении, по меньшей мере, бесплодны. С этой стороны оно у нас давно, хотя кажется, безуспешно, ожидает замены. И. Евсеев Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки Высокопреосвященного Саввы, архиеп. Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Т. 4 (1871–1874 гг.) Годы: 1871–1872]//Богословский вестник 1902. Т. 1. 1. С. 481–528 (3-я пагин.). (Продолжение.) —481— 1871 г. В Академии, по милости Божией, все благополучно. Новый курс составился из 30 человек. Кроме того есть три вольных слушателя. Из Московской епархии не поступило ни одного, ибо в двух семинариях курсы состояли из воспитанников неотборных. Зато явились студенты из Одессы, Полтавы, Кишинева. На празднике Препод. Сергия был Владыка Митрополит 156 , который нынешний год, по причине слабости зрения, будет уволен от поездки в Петербург. Преосвящ. Леонид 157 на днях поехал в Киев. Преосвященного Игнатия увидим на нашем празднике 1-го октября, где воспомянем и дорогого именинника 158 . Праздник будет совершаться в новой актовой зале, где были конференция и правление. О. Ректор 159 будет читать речь, затем Секретарь – отчет, после того последует обед, составившийся в первый раз по подписке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дунилово. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1821. Адрес: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Дунилово Координаты: 56.999833, 41.41115 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Крестовоздвиженский храм Дунилова расположен в самом центре села, где ранее была торговая площадь и переправа через реку Тезу. Построен он был купеческим родом Балиных в 20-х годах девятнадцатого века на месте каменной часовни, поставленной в память об избавлении от морового поветрия в 1654 года. В советское время церковь утратила признаки церковной архитектуры. Сохранился кубической формы объем с небольшой трапезной, окна с узкими проемами и наличники, выполненные из фигурного кирпича. В советское время храм использовался как склад зерна. Реставрацию начали в 1996 году. К празднику Крестовоздвиженья 1998 года храм стоял под новым куполом, увенчанным крестом, закончена была внутренняя отделка, начаты работы над иконостасом. С того времени служба в храме совершается каждое воскресенье. Источник: Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 1981 Крестовоздвиженская церковь была приписана к Благовещенскому приходу. Построена в 1821 на месте часовни. В 1860-70 гг была частично перестроена на средства семьи Балиных – с запада пристроена колокольня, храм обнесен каменной оградой с решетками. Церковной реликвией до закрытия храма был чудотворный крест в память избавления от язвы. Церковь находится на торговой площади села. Построена в 1821-1828 гг. на месте часовни 1654 г. в память об " избавлении от мора " ; в 1867 г. была пристроена колокольня, а сам храм в 1870 г. перестроен, в 1871 вокруг него сооружена ограда (не сохр.). Заказчиком всех этих последних работ выступал купец А.Я. Балин. Стены церкви выполнены в лицевой кирпичной кладке, цоколь облицован белым камнем. Пример храма с компактной объемной композицией, архитектура которого характерна для русского стиля.

http://sobory.ru/article/?object=03151

Московский период проповеднической деятельности Филарета обнимает собою три царствования: Александра I, Николая I и Александра II. Исторический обзор ее за все это время, для удобства, может быть подразделен на следующие четыре каждого царствования отдела: 1) личные отношения, жизнь и деятельность самого проповедника; 2) внешние для Империи события (внешняя политика); 3) внутренние события и учреждения в ней (внутренняя политика, внутреннее состояние Империи); 4) история Церкви Русской вообще и Московской епархии в частности. По этим четырем рубрикам мы и будем рассматривать означенную деятельность за все три царствования. 1 Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1871 год, 4, стр. 46 «Материалов для биографии Филарета». 2 Феофилакта (Русанова) , как старейшего, нежели Филарет, по службе и бывшего уже в сане митрополита из экзархов Грузии, хотели перевести в одну из столиц. А что Филарета имели в виду для Грузии, об этом см. Письма его к Гавриилу (Городкову) , архиепископу Рязанскому, стр. 9. Москва, 1868. Срав. Сушков, Записки о жизни и времени Филарета, стр. 106. Москва, 1868 г. 3 Феофилакт же был успокоен наградою орденом Владимира 1 степени (см. Московские Ведомости за 1821 г. 53). В сентябре того же года он и скончался. 6 Слово протоиерея А. О. Ключарева (ныне высокопреосвященнейшего Амвросия, Архиепископа Харьковского) в 40 день по кончине Филарета. См. в Православном Обозрении за 1868 год, т. I, стр. 42. 7 Преосвященного Леонида, Архиепископа Ярославского, а при Филарете первого викария Московского. См. Чтения в обществе истории и древностей, за 1877 год, кн. I, стр. 53, отд. «Смесь». 8 Не лишним считаем заметить, что сам Филарет далеко не всегда и во всем жаловал Аксакова за его образ мысли, и Аксаков знал это. Срав. Православное Обозрение за 1881 год, т. II, стр. 368. 11 Например, мы имели под руками между прочим, благодаря внимательности известного ученого Е. В. Барсова , ему принадлежащий рукописный сборник проповедей Филарета. Сличая их с изданием 1873–1885 годов, мы нашли две из них не помещенными в сем издании. Не помещены в нем также речи, произнесенные Филаретом в Московском отделении Библейского Общества в 1822 и 1824 годах. Срав. также Письма Филарета к наместнику Лавры Антонию, ч. I, стр. 337. Москва, 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

64 Напечатана Тихонравовым в Чтениях Общества Ист. и Древн. Рос., 1871 г., II книга, стр. 26–80. 67 Хранится в К.-Соф. с. б. за 537 и под заглавием: «Продолжение Степенной книги к падению Миллерову. Выписано из списка Сиб. Александроневской академии» 71 В комитет общества Евгений внес 11 разных «проектов, выписок и историй», до сих пор еще неизвестных в печати. (Евген. сборник, 1871 г. л. 1, стр. 43). 76 М. Евгений, как ученый, стр. 292–299. Так как «рассмотрение» здесь подробно анализировано и сравнено с позднейшею работою «О духоборцах» Новицкого, то о нем мы умолчим и своем сочинении. 77 Шурло, стр. 239–301. Примечаний этих нам придется коснуться. С именем преосвященного Евгения известно еще из этого периода «Слово (произнесенное 30 апреля 1805 г.) на память Никиты, епископа и чудотворца новгородского», к которому приложен «Список архиерев великоновгородских от начала основания сей епархии до 1805 г.». (Спб. 1805 г.). Но список этот, как значится в примечании к нему (стр. 14), «переведен из Селлиевой Российской Иерархии и пополнен до нынешнего времени новгородской семинарии префектом Андреем Орнатским». 78 Евгениевский сборник, 1871 г. в. 1, стр. 114, пр. – В бывшей библиотеке новгородского Софийского собора, ныне в библиотеке С.-Петербургской духовной академии мы видели, например, сочинении Максима Грека 1200 и 1201) с оглавлением и нумерациею руки м. Евгения. 87 Перевод этот, под заглавием «Каталог писателей, сочинениями своими объясняющих гражданскую и церковную российскую историю», напечатан в Москве в 1815. О нем подробнее см. в «Приложениях», 2. 88 Памяти Евгения, бывшего еп. Вологодского, впоследствии и Киевского. (Волог. еп. вед., 1867 г., 22, стр. 739, примеч.). 92 К нему же приложен и «Список преосвященных архиереев Псковских» (стр. 35–54), почти целиком вошедшии потом в 3 ч. Истории кн. Псковского (стр. 54–73). 93 В. В. Стасов в своих «заметках о демественном и троестрочном пении» несколько раз ссылается на эту статью нашего автора, а порою дополняет и поправляет ее, называя Евгения «знаменитым русским археологом, открывающим ряд исследований о демественном пении, да и вообще о русском церковном пении» (Пав. Истор. Археол. Общества, т. V, Спб., 1865 г., стр. 225–254). Отсылая читателя к этому специалисту церквного пения, мы не будем более говорить об Евгениевской статье. Напечатана она в Отеч. Зап., 1821 г., 19; а беловая ее рукопись хранится в библ. Киево-Соф. с. за 382, л. 1–4 , in qu.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИЙ (АНГЕЛОПУЛОС) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Григорий V, патриарх Константинопольский. Живописный портрет Мученичество сщмч. Григория V Константинопольского Сщмч. Григорий V Константинопольский. Икона со сценой мученичества Мощи и почитание Через три дня после мученической кончины патриарха, его тело было сброшено в море. По одной версии тело патриарха было продано еврейской толпе, которая протащила тело по улицам и сбросила в море, а по другой версии тело патриарха сбросили в море турки. Греческий мореход Николай (или Марк) Склаво, капитан русского корабля, увидел тело плавающим на волнах, под прикрытием темноты перенёс святые мощи на корабль и доставил их в Одессу , где 17 или 19 июня 1821 года тело священномученика было погребено в греческом храме Святой Троицы . Для мощей священномученика Григория императором Александром I были присланы патриаршее облачение и митра с крестом, принадлежавшие патриарху Московскому Никону . Мощи священномученика Григория покоились в Одессе до 1871 года, когда, по ходатайству греческого правительства, разрешено было перенести их в Афины , к торжеству 50-летия независимости Греции . Ныне они являются главной святыней кафедрального собора Афин . Элладская Православная Церковь прославила священномученика Григория в 1921 году. Святой Григорий почитается в Греции как «народный мученик» (εθνομρτυρας). В память о патриархе Григории в 1821 году главные ворота Константинопольской Патриархии были заклёпаны наглухо и остаются затворёнными и по сей день. Молитвословия Тропарь, глас 4 Яко жертва благоприятная/Богу всяческих священствуеши преподобно/и, яко усердный подвижник/Христу предстательствуеши./Сего ради, воистину, повешение твое знаменоваше избавление/эллинских людей от долгаго рабства./Сице, священномучениче Григорие, почитаем тя. Ин тропарь, глас 7 Святителю и мучениче Григорие,/за люди твоя душу положивый/и в светоносный день Христова Воскресения пострадавый,/молися Страдавшему за ны и Воскресшему/Церковь Православную незыблему всегда хранити,/пастве же твоей и Русстей земле,/святыя мощи твоя с любовию лета многа хранившей,/даровати мир и велию милость.

http://drevo-info.ru/articles/6623.html

Пересечное. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1820 и 1821. Адрес: Украина, Харьковская область, Харьковский район, пгт Пересечное, ул. Коваленко, 48-а Координаты: 50.022086, 35.979039 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Архангело-Михайловский храм (Пересечное). Первая Свято-Архангело-Михайловская церковь была построена около 1650 года. В 1732 году там служило уже два священника. Новый каменный храм был построен и освящен в 1821 году. Строился он «тщанием священнослужителей и церковного старосты. Зданием каменная, крепкая. Покрыта листовым железом и окрашена зеленою краскою. При ней колокольня деревянная на каменном фундаменте» (Церковная ведомость 1830 г.). «Строителями его были: местный протоиерей Иоанн Дахневский и помещик Феодор Алексеевич Абаза. Первый собрал на его постройку 2000 рублей серебром. Каменная колокольня, построенная в 1843 году, от худой постройки скоро упала и вместо ее построена другая, в меньшем виде в 1849 году. Храмовая икона Архистратига Михаила облачена серебряной ризою в 600 рублей серебром». В настоящее время храм действует. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 г. Архангело-Михайловская церковь построена в 1820 г. старанием прихожан; каменная, однопрестольная. Земли пахотной 33 дес. Прихожан муж. пола 2141 душа, жен. пола 2113 душ. Капитал причта 3370 руб., капитал церкви 3025 руб. 53 коп. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик, диаконская вакансия не замещается, вместо диакона есть второй псаломщик. Помещение у священника и псаломщика собственное. Имеются церковно-приходская школа и земское училище, приходского попечительства нет. Священник Александр Вертеловский, на настоящем месте с 1884 г., состоит законоучителем местной школы, блюститель за преподаванием закона Божия, катихизат. Штатный псаломщик Иоанн Григорович, на настоящем месте с 1871 г. Сверхштатный и. д. псаломщика Макарий Торанский, на настоящем месте с 1899 г. Церковный староста крестьянин Иоанн Киенко с 1901 г.

http://sobory.ru/article/?object=03996

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010