Может быть Сковорода повлиял после на Макария, именно как составитель духовных стихотворений. 47 Евгений Казанцев, епископ Курский и Белгородский (1818−1822), бывший инспектор С. Петербургской академии (1809 г.), потом, с 1825 г., архиепископ Тобольский, направлявший первые шаги Макария на миссионерском поприще († 1871 г.), на покое в Донском монастыре в Москве. 49 Пятый, несколько измененный стишок Горациева Послания к Пизонам. «Оканчивается рыбой, женщина сверху прекрасная». Речь у Горация идет о чудовищном образе, который, будучи нарисован художником, возбудил бы только смех. 54 Иван Вахнин, ученик Екатеринославского училища, отправившийся с Макарием в Кострому в качестве его келейника, после протоиерей и благочинный в Бахмуте (Стран., 1861 г., май, стр. 239−241). Вернулся он из Костромы в Екатеринослав в том же 1821 г, и здесь продолжал образование. 56 Василий Григорьевич Барский, путешественник по святым местам Востока. Его путевые записки, издававшиеся много раз, между прочим, в 1819 г, отличаются «точностью статистика» (Архиеп. Филарет, Обзор рус. дух. литературы, изд. 3, стр. 317). 57 Свиньин – издатель Отечественных записок. В октябрьской и ноябрьской книжках Отеч. записок 1821 г. см. «Прогулку по кремлю». 59 Ректор академии Кирилл Богословский-Платонов , магистр 1-го курса Петербургской академии и ее бакалавр (до 1817 г.), потом (в 1817−1819 гг.) ректор Полтавской семинарии († 1841 г.), в сане Каменец-Подольского архиепископа. 61 Софроний, преемник Паисия Величковского по управлению Немецким монастырем в Молдавии (Житие и писание молдавского старца Паисия Величковского , 1892 г., М., стр. 10−11:24). Сам Паисий, его подвиги и переводы, хорошо должны были быть известны в Екатеринославском кружке друзей Макария и потому, что в состав его входил племянник и ученик Паисия – Ливерий (Дм. Мизко, Некоторые черты жизни покойного преосвящ. Иова, архиепископа Екатеринославского, СПб., 1826 г.). 62 Наместником Троицкой лавры был тогда (1818−1831 г.) архим. Афанасий, одно из изображений кисти которого находится на паперти больничной церкви («Живоносный источник»).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 245 руб., от земли 100 руб., от сбора хлебом 15 руб. и за требоисправления 560 руб., а всего в год 920 руб. Дома причт имеет собственные на церковной земле. Приход: в селе 134 двора и деревни: Пырьевка, Дворишки большие, Дворишки малые, Высоково, Орлиха, Савкино, Бутырево, Семейкино, Иванино, Торопиха, Михонино, Лаврово, Владышнево, Калинкино, Ананкино, Грибаниха, Обухово, Воронеж, Качалово, Борячиха и Никульниково. Деревни от церкви находятся расстоянием от 6 до 11 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Домов в приходе 452, душ мужеского пола 1,685 и женского пола 1,747 душ; в том числе раскольников: душ мужеского пола 227 и женского пола 238. При сей церкви имеется школа грамоты и земское народное училище. К Благовещенской церкви приписаны: Крестовоздвиженская церковь и кладбищенская Преображенская. Крестовоздвиженская церковь , на торговой площади, перестроена в 1821 году из каменной древней часовни, сооруженной по случаю холеры, свирепствовавшей в селе в 1654 г. В 1870 г. церковь была расширена на средства купца Балина. Колокольня при церкви построена в 1867 году, а ограда – в 1871 году, средствами того же купца Балина. Престол в церкви один – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня.   . В сей церкви находятся два деревянные креста: один устроен в память избавления от холеры, а другой, как видно из надписи, сооружен боярином Федором Абрамовичем Лопухиным. Преображенская церковь построена в 1821 году усердием прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольнею. Престолов в ней три: в честь Преображения Господня и придельные: в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя Св. Жен Мироносиц. Елюнино Село Елюнино, на речке Искалашке, от уездного города находится в 26 верстах, а от губернского во 110 верстах. Церковь построена в 1847 г. усердием помещика Владимира Васильевича Коблукова; зданием каменная, с таковою же колокольнею.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

9 января в день памяти священномученика Тихона (в миру Василия Варсонофьевича Никанорова, 1885 - 1919) мы вспоминаем Великого князя Киевского Святослава Ярославича (1027-1076), сына Ярослава Мудрого и поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878). Николай Алексеевич Некрасов, выдающийся русский поэт, родился 28 ноября 1821 г. в с. Синьки Подольской губернии. Его отец - помещик, отставной майор Алексей Сергеевич Некрасов имел суровый нрав. Мать Некрасова - Елена Андреевна, была умной и образованной женщиной, человеком доброй души с чутким и отзывчивым сердцем. Впоследствии поэт в своих произведениях очень часто с любовью и благоговеньем воскрешал образ матери. В 1832 г. Н.А.Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, где увлекся театром и литературой. В 1838 г. он отправился в Петербург, где записался вольнослушателем на филологический факультет Петербургского университета, вопреки воле отца, который желал, чтобы его сын поступил в военную академию. Отец лишил Некрасова всяческой материальной поддержки, и будущему поэту приходилось подрабатывать, чтобы зарабатывать себе на пропитание. Первая публикация стихов Некрасова «Мечты и звуки» был встречен резкой критикой. В 1847 г. стал редактором журнала «Современник» и оставался в этой должности до закрытия журнала в 1866 г. Вокруг «Современника» объединились лучшие литераторы России середины XIX века. В журнале публиковались произведения Тургенева, Гончарова, Толстого. В число самых известных произведений Н.А.Некрасова входят поэмы «Коробейники» (1861 г.), «Мороз, Красный нос» (1864 г.), «Русские женщины» (1871-72 гг.), «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76 гг.), в которых дана многообразная картина русского общества, прежде всего крестьянства с его вековечной мечтой о всеобщем счастье. Скончался в Петербурге 26 декабря 1877 г. Священномученик Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров) родился 30 января 1855 г. в семье псаломщика в селе Кирюга Новгородской губернии. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Образование он получил в Новгородской Духовной семинарии, а в 1881 г. поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию. В 1884 г. он назначается на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, вскоре принимает монашество с именем Тихон и становится иеромонахом. 6 декабря 1888 г. ему было пожаловано игуменство, а с 25 декабря 1890 г. игумен Тихон становится ректором Новгородской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и поручением настоятельства.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/05/et...

Ахматовка. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм во имя Казанской иконы Божией Матери, каменный, окончен постройкой в 1792 году. Имел приделы: во имя Рождества Иоанна Предтечи (правый) и святителя и чудотворца Николая (левый), которые датируются 1760-м годом; во имя Владимирской иконы Божией Матери, устроенный в 1821 году в колокольне (на 1823 год он отсутствует). Колокол отлит в Чебоксарах купцом Котольковым. Строительные работы в начале XIX века, в том числе и устройство иконостаса, велись за счет владельца села - генерала-поручика Матвея Ивановича Соловцова. Настоящая церковь освящена в 1840 году. Приделы и иконостасы в них вновь устроены в 1870-1871 годах: в 1870 году освящен Предтеченский придел, а в 1871 году - Никольский. Храм закрыт в 1930-х годах. В 1994 году был вновь зарегистрирован приход, богослужения в храме возобновились 19 декабря 1995 года. Двухсветный храм имеет вид " восьмерика на четверике " . Его архитектура выполнена в формах барокко: на высоком куполе устроены люкарны, наличники окон храма выполнены с использованием характерных для барокко волют. Декор трехъярусной шатровой колокольни выполнен с использованием как барочных элементов (волюты оконных наличников второго яруса), так и " русских " форм (килевидные кокошники третьего яруса). Прямоугольная апсида имеет полукруглую выступающую часть. В интерьере сохранился остов пятиярусного резного иконостаса. С сайта: http://pravoslavie58region.ru Ахматовская природа - во всей своей нетронутой красоте. В пейзаж удивительно гармонично вписывается Казанский храм . Построенный в 1792 году в стиле позднего барокко - он к счастью и в годы безбожного разгула уцелел, и сейчас несмотря на всё убывающее число прихожан - в идеальном состоянии. Кроме местных жителей - нередкие гости в храме и паломники издалека. А стремятся они сюда неспроста - как правило, целью путешествия становится место Покровского женского монастыря на горе Шихан.

http://sobory.ru/article/?object=02676

Еще одним другом Петра Александровича явилась «выдающаяся труженица на ниве Божией», игумения Антония, настоятельница Московских монастырей Страстного (1861–1871) и Алексеевского (1871–1897). Матушка Антония (1821–1897) — в миру Александра Николаевна Троилина, получила прекрасное образование, была талантливая музыкантша и в юности выступала как солистка на фортепиано с полным оркестром. После долгого сопротивления отца, она в 19 лет поступила в Спасо-Бородинский монастырь, где до самой кончины игумении Марии (Тучковой) оставалась ее любимейшей послушницей и помощницей в ведении монастырских книг. Там, в 1847 г. она познакомилась с посетившим монастырь архимандритом Игнатием Брянчаниновым. Конечно, и ее он имел в виду, когда писал, что «многие сестры с хорошим светским образованием». Пострижение ее состоялось в 1858 г. Ее «светлые умственные способности» привлекли внимание Митрополита Филарета, который посоветовал ей, после кончины игумении Марии, перейти в Аносин-Борисоглебский монастырь, а в 1861 г. назначил ее игуменией Московского Страстного монастыря. Своей активной деятельностью по восстановлению монастыря она производила большое впечатление на Преосвященного викария Леонида (Краснопевкова), который рекомендовал ее Митрополиту Иннокентию, и тот пожелал перевести ее (после кончины игумений Паисии) в Московский Алексеевский монастырь. Перевод состоялся 4 февраля 1871 г. Здесь она сразу же озаботилась введением общежительного устава, уже в мае этого же года, в присутствии Преосвященного Леонида, осуществила закладку двухэтажного каменного здания, а 21 ноября оно уже было освящено Митрополитом Иннокентием; организовала рукодельные мастерские: золотошвейную, живописную, переплетную и т. д. «Достойным венцом ее строительных работ является возведение роскошного храма во имя Всех Святых». Свою любовь к музыке матушка Антония вложила в церковное пение, что ее особенно сблизило с архимандритом Николо-Бабаевского монастыря Иустином. А с Петром Александровичем она близко познакомилась еще при жизни святителя Игнатия. Он был очень расположен к матушке Антонии, навещал ее во время приездов в Москву. Она выражала ему живейшее сочувствие в связи с кончиной его брата; 10 октября 1868 г. он отвечал ей: «Милостивейшее письмо Ваше от 1 октября я имел утешение получить и принял как благословение лица многочтимого мною по духу учения его древне-отеческому, по жизни, проникнутой этим учением, лица, память о котором сохранял — по этой же причине — всегда и в Бозе почивший святитель епископ Игнатий!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

3) Канон, поется с ирмосами канона Великой субботы: «Волною морскою», кроме 3-й песни, в которой вместо: «Тебе на водах» поется: «Несть свят, якоже Ты, Господи Боже», и кроме 6-й песни, на которой вместо: «Ят бысть, но не удержан» поется: «Бездна последняя». По 6-й песни канона, после кондака: «Со святыми упокой», читаются 24 икоса, оканчивающиеся пением: «Аллилуиа». Обыкновенно, каждый икос читает особый иерей, начиная со старшего. Аллилуиа поют все священнослужители. 4) После 9-й песни канона и малой ектении поются: стихиры на «хвалите», ексапостиларии трижды и великое славословие: «Слава в вышних Богу», которое оканчивается словами: «Сподоби, Господи», т. е. то славословие, которое читается в дни непраздничные, но поют священнослужители. По окончании великого славословия поются стихиры стиховны на все 8-мь гласов: «Кая житейская сладость», но каждого гласа не по одной стихире, как при отпевании мирских человек, но по три. Засим обыкновенно, читается и влагается в руку умершего разрешительная молитва . Засим ектения: «Помилуй мя, Боже» и стихиры «Приидите, последнее целование» и отпуст. 5) При сопровождении усопшего из храма до могилы не поется «Святый Боже», но ирмосы великого канона: «Помощник и покровитель». «Отходяще ко гробу, – сказано в Требнике, – поют священницы ирмосы великого канона: «Помощник и Покровитель» (Требн. послед. над скончавш. священ.). При несении тела священника к могиле, обыкновенно, перед гробом несут хоругви, крест и Евангелие, и бывает звон. 6) При погребении архиерея бывает та особенность, что, при несении тела его к могиле, обносят его около храма, и при обнесении совершают на каждой стороне храма краткую литию 1303 . Так было погребение митрополита Михаила (1821 г., 29 марта), митрополита Серафима (1843 г., янв. 24). После отпевания их в Свято-Троицком, Александро-Невском соборе, обносили их около этого собора. Затем от собора было шествие прямо по аллее к митрополичьему дому, а потом по аллее, ведущей к Благовещенской церкви. Пред погребением тела Московского митрополита Филарета (1867 г., ноября 28), обносили его около Троицкого собора и принесли в строившийся придел во имя праведного «Филарета (что при храме Св. Духа) (Воспомин. архим. Пимена. Чтен. Имп. Общ. Ист. и Древн. 1876 г., кн. 4. стр. 170). Тело епископа Острожского Иерофея обносили (1871 г., апреля 21) около монастырской церкви (Волынск. Епарх. Вед., 1871 г., 10, стр. 306). Тело умершего иерея, обыкновенно, обносят около того храма, в котором он служил в последнее время его жизни. Отпевание и погребение младенцев

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Младшая дочь Троилиных Александра – впоследствии игуменья Антония – родилась 23 мая 1821 года 1 и пользовалась попечением своей матери только в продолжение первых двух лет своей младенческой жизни. На третьем году ее жизни мать ее скончалась. Оставшись сиротою, Александра до 11 лет воспитывалась гувернантками и учителями в родительском доме при внимательном наблюдении горячо любившего ее отца. С одиннадцати же лет она была отдана в известный в то время пансион г-жи Севенар. Одною из симпатичнейших особенностей этого пансиона была та, что в нем, при блестящем внешнем воспитании, обращалось в то же время достаточное внимание на воспитание религиозно-нравственное. Доказательством этого служит, между прочим, то обстоятельство, что в пансион, по рассказам самой матушки Антонии, каждогодно привозима была для молебствий чудотворная Иверская икона Божией Матери. Обладая недюжинными способностями, ученица Александра Троилина быстро преуспевала в занятиях, числясь в числе первых в разрядных списках. С особенной любовью она занималась музыкой и достигала в этих занятиях таких успехов, что на публичных актах играла на фортепиано с целым оркестром. Опережая своих сверстниц успехами в науках и музыке, Александра Троилина выдавалась среди них и своим нравственно-религиозным направлением. Будучи от природы не особенно крепкого телосложения, Александра Троилина не могла привыкнуть к пансионскому режиму, так что в скором времени различные недомогания, вызываемые малокровием, начали проявляться у нее в довольно резкой, угрожающей форме. Из всех подруг своих она особенно близко сдружилась с сестрою бывшего Варшавского президента Любовью Ивановной Старынкевич 2 . Однажды со Л. Старынкевич во время уроков сделалось дурно. Лишь только ее вынесли из классной комнаты, как между пансионерками шепотом передавалось мнение, что Старынкевич умерла. Когда достигло это известие до ушей А. Троилиной, с ней сделался сильнейший обморок. После этого случая Николай Иванович решил взять дочь домой, так что она доканчивала курс пансионского учения уже будучи приходящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В истории храма было немало торжественных моментов. Один из них связан с пребыванием в Казани Государя Императора Николая Павловича, который 20 августа 1836 г. посетил и университетскую домовую церковь. Ему чрезвычайно понравилось устройство церкви, «освещаемой сверху через стекло палевого цвета». По Высочайше утвержденному штату от 5 ноября 1804 г. в церкви положено было иметь одного священника, с 1825 по 1844 гг. – двоих, а с 13 октября 1844 г. – троих священнослужителей. О священниках университетской церкви. Первый профессор богословия в университете с 14 декабря 1819 г. архимандрит Феофан. Ввиду того, что он одновременно был настоятелем Спасо-Преображенского монастыря и ректором Казанской Духовной семинарии и не мог исполнять священнических обязанностей в университете, то в духовники был назначен протоиерей Нечаев, которому было поручено вместе с тем читать студентам библейско-церковную историю. В 1820-1851 гг. – протоиерей Александр Иванович Нечаев (1779 – 3 января 1851), сын священника с. Ямаши, Бугульминского уезда, Самарской губернии (ныне Альметьевского района), выпускник Казанской Духовной академии (1802). Служил диаконом в Богоявленской, Варваринской церквах, Владимирском соборе. 4 декабря 1817 возведен в сан протоиерея. Пользовался большим уважением за честность и трудолюбие, занимался иконописью. Был отстранен, так как его образование, полученное в «старой» Казанской академии, не считалось высшим. Все университетские священники после протоиерея Нечаева были одновременно и профессорами по кафедре богословия. В 1851-1871 г. – протоиерей Александр Поликарпович Владимирский (1821 – 29 апреля 1906). Сын священника Нижегородской губернии, после окончания Нижегородской Духовной семинарии поступил на первый курс только что открывшейся Казанской Духовной академии (1842) и закончил ее в 1846; доктор богословия. 1871-1895 – ректор КДА, его правление – это эпоха в жизни академии. 10 октября 1896 г. общественность Казани тепло отметила 50-летие его церковной службы. Именно протоиерей Владимирский вместе с дьяконом Флегонтом Александровичем Рословым и дьячком Павлом Отряповым 2 февраля 1864 г.

http://sobory.ru/article/?object=30209

С нетерпением ожидаю мая, чтобы переселиться за город и там свободно вздохнуть и душой отдохнуть от зимних бурь и невзгод. Душевно порадовался я, прочитав в газетах известие о возрождении Вашего Академического журнала 1820 . Хотя программа и форма журнала сохраняется прежняя, но дух в оригинальных статьях, вероятно, будет ве- —426— 1871 г. ять новый и свежий. С любовью ожидаю выхода первой книги”. 21-го ч. писал я в Москву Настоятелю Златоустова монастыря, архимандриту Григорию 1821 : „По получении Вашего приветственного послания от 22-го декабря минувшего года, в котором Вы, между прочим, просите меня выслать Вам список с надписей и эпитафий, начертанных на памятниках и гробницах, находящихся в Высокопетровском монастыре, я озабочен был мыслью об исполнении Вашего желания и старался отыскать в своём архиве требуемое Вами, но не мог; а на сих днях, приводя в порядок свой архив, я нечаянно обрёл то, чего, именно, Вы желаете. Посему поспешаю препроводить к Вам печатную книжку Крылова о могилах Высокопетровского монастыря 1822 и список с надписей на надгробных памятниках, сделанный рукой достопочтенного К. И. Невоструева в августе 1862 г., с искренним желанием доброго успеха в предпринятом Вами труде 1823 . Печатную книжку, по миновании надобности, прошу возвратить мне. Обращаюсь к слову о печатании Вами резолюций 1824 покойного Владыки. Нельзя не поблагодарить Вас за этот труд, очень полезный для нас – епархиальных Архиереев. Желал бы я знать, откуда Вы извлекаете эти резолюции, из самих дел Консисторских, или из исходящих Журналов домовой Митрополичьей Конторы. Я не раз просил покойного Владыку, чтобы дозволил образовать особую Комиссию для приведения в известность его резолюций, сохраняющихся в означенных исходящих Журналах; но он каждый раз, по скромности своей, отклонял это пред- —427— 1871 г. ложение. Таким образом Вы осуществляете теперь мою давнюю мысль“. 26-го ч. писал мне из Вильны Попечитель Учебного Округа, Н. А. Сергиевский : „Христос воскресе! Предупреждаю радостное провозглашение Церкви о торжестве воскресения Христова, желая, чтобы по возможности ранее Ваше Преосвященство услышали от меня светлое пасхальное приветствие. Соединяясь с Вами в духе преодолевающей все расстояния любви, покорнейше прошу Вас, Преосвященнейший Владыко, принять от меня и жены моей всеусердное поздравление с светлым праздником Воскресения Христова, соединённое с самым горячим желанием Вам светлой радости как в наступающие светлые дни, так и во все дни жизни Вашей. Простим вся воскресением, скоро воспоёт церковь . Простите и Вы, Преосвященнейший Владыко, мне, что долго, очень долго не писал Вам. Всё это не по забывчивости.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

724 Bacca – ягода, lavreus и lavrus – лавр, дерево, посвященное у греков Аполлону, богу света и просвещения; а потому художников, поэтов и пр. увенчивали лавровыми венками. Отсюда произошла и ученая академическая степень бакалавр. Baculus – просто палка. Ученая степень бакалавра богословских наук СПбДА была присвоена митрополиту Филарету 8 февраля 1810 г. Первым в России ему было присвоено ученое звание доктора богословия (13 августа 1814 г.) за курсы лекций, проповеди и печатные труды. – Прим. сост. 726 Антония (А. Н. Троилина, 1821–1897), игумения. С 1841 г. послушница Спасо-Бородинского монастыря, в который поступила при личном участии в ее судьбе митрополита Филарета, с 1859 г. монахиня Аносинского Борисоглебского монастыря. В 1861–1871 гг. игумения московского Страстного монастыря, с 1871 г. игумения московского Алексеевского монастыря. Наставница многих монахинь. – Прим. сост. 728 Некто, во время службы митрополита Филарета в этом монастыре допустивший бесчинный выкрик, смутивший народ. – Прим. сост. 729 Аполлинария (Шувалова, ур. Немчинова, 1794–1869), игумения московского Зачатьевского монастыря. – Прим. сост. 730 Евгения (Е. Н. Мещерская, ур. Тютчева, 1774–1837), основательница (1831) и первая настоятельница и игумения Аносинского Борисоглебского монастыря. – Прим. сост. 732 На Фонтанке находилось Троицкое подворье, место пребывания митрополита Филарета в столице. – Прим. сост. 735 Мария (Тучкова Маргарита Михайловна, ур. Нарышкина, 1781–1852), первая игумения (1840–1852) Спасо-Бородинского монастыря, основанного ею на месте гибели ее мужа генерала А. Тучкова (1777–1812) во время Бородинского сражения. Пострижена в монашество митрополитом Филаретом. В сан игумении была возведена по древнему чину посвящения диаконисс. – Прим. сост. 743 Святитель почти точно предсказывает предел земной жизни Тучковой: с этого времени она прожила еще 24 года. 775 Святитель укоряет Тучкову за употребление в официальном прошении имени «инокиня Мелания», данного ей при постриге в рясофор 4 июля 1836 г. в лавре ее наместником архимандритом Антонием (Медведевым). Восприемником при постриге был митрополит Филарет. Указом Синода имя, полученное при постриге в рясофор, в официальных документах употреблять не полагалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010