Ректором Казанской Академии в 1869 г. (год реформы) был архимандрит Никанор Бровкович (1868–1871). Он читал введение в богословие вполне в духе реформы: его лекции отличались завершенностью формы и богатством содержания. Никанор был замечательным воспитателем, по словам Я. А. Богородицкого, он внимательно и проникновенно изучал способности, душевные качества и настроения студентов, он был врагом всякой непорядочности, любил как внешнюю, так и внутреннюю (душевную) красоту, был гуманным, экспансивным, чрезвычайно энергичным человеком в деле преподавания и воспитания в академии  . Как сообщает историк академии П. Знаменский, Никанор Бровкович обладал талантом выбирать из числа студентов по–настоящему одаренных людей для подготовки их к научной и преподавательской деятельности  . Когда он стал викарием Донской епархии, должность ректора на долгих 24 года, с 1871 по 1895 г., перешла к протоиерею А. П. Владимирскому (1821–1906), который оказался последним ректором академии из белого духовенства. По оценке П. Знаменского, его ректорство было временем мира, благополучия и счастья для Казанской Духовной Академии. Когда же протоиерей Владимирский был отправлен с почетом на покой и стал членом Учебного комитета при Святейшем Синоде, его преемником был назначен, как уже говорилось, молодой архимандрит Антоний Храповицкий  . Пастырское богословие в Казани преподавал А. В. Вадковский, сначала доцент, затем профессор и, наконец, инспектор, пока в 1886 г. он не был переведен на должность инспектора Петербургской Академии. Он учился в Казанской Академии, и еще Никанор Бровкович, будучи ректором, обратил внимание на способного студента, впоследствии снискавшего себе известность в сане митрополита Петербургского Антония  . Неотделим от Казанской Академии профессор П. В. Знаменский (1836–1910), в течение 35 лет читавший в ней курс истории Русской Церкви. Он является автором истории академии за период с 1842 по 1870 г. — лучшего труда по истории русского духовного образования. Знаменский положил начало изучению церковной реформы Петра I, а его работы по истории приходского духовенства и духовной школы до сих пор служат основой для исследователей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Любопытна также благословенная грамота, выданная в 1609 г. июля 16 (А.Ю. 389 V) иеромонаху Варламу. Он был прежде приходским священником, потом овдовел и постригся. Собственно, он назначается в один только монастырь (Чюхченемский), но, в то же время, ему даётся право служить во всех монастырях только одной Новгородской епархии. Из монастыря в монастырь он не может переходить без дозволения митрополита новгородского или его наместника или десятинника. Грамота эта подписана Исидором, митр. Новгорода и Великих Лук. Между тем, подтверждена она архиепископом Нектарием Вологодским; значит иеромонах Варлам превысил объём предоставленных ему прав и пробрался в Вологодскую епархию, иначе трудно объяснить вышеупомянутое подтверждение. – О явке грамот десятинникам десятским священникам и земским старостам см. «Наказную грамоту митрополита Макария по Стоглавому Собору в Правосл. Собеседнике 1863 г. часть I, стр. 97–98. 121 Голубинский, «История русской церкви», том I. период 1-ый киевский или домонгольский; первая половина тома. Москва 1880 г. стр. 384. 122 Рущинский, «Религиозный быт русских по сведениям и иностранных писателей XVI и XVII. веков» Москва, 1871 г. стр. 111. 128 А.И. I 289. – «Определения собора Виленскоаго 1509 г.» в Прав. Собеседнике 1863 г., часть 3, стр. 118–119. 131 «Определения московского собора 1666–1667 г.» в Правосл. Собеседнике 1863 г., часть 3 стр. 243; 252–253. 133 Котошихин, в главе «о домех боярских, и о церквах и о пении божественном, и о попех» говорит: «да у них же больших, не у многих бояр учинены на дворех своих церкви; а у которых церквей нет, и они большие и середних статей бояре, которым позволено держати в домех своих попов, заутреню и часы и молебен и вечерню отправливают у себя в своих хоромах, а у обедни они бывают в церквах, кто где прихож или где похочет; а в домех у них своих окроме церквей обедни не бывает ни у кого: и дают они бояре и ближние люди попам своим жалованье, по сговору, погодно, и дается женатым людем попам помесячной корм и яствы и питье, а вдовые попы едят с боярами своими вместе за столом, у кого что прилучилось». 135 «Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства» Знаменского, в Православном Собеседнике 1863 г. ч. 3, стр. 72. 138 Николай Розанов «История московского епархиального управления со времени учреждения св. Синода 1721–1821 г.» Три части (ч. 1. Москва 1869 г., ч. 2, Москва 1869 и 1870 г., ч. 3 Москва 1871 г.) См. ч. 1, стр. 121. Читать далее Источник: " Историко-канонические очерки "/Соч. В. Бочкарева. - Юхнов : тип. Подземского, 1906. - 8, 150, 7 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

архимандрит Павел Прусский (Леднев) (16.01.1821–27.04.1895) Дневники Догматико-полемические труды Полное собрание сочинений Сектоведение архимандрит Павел Прусский (Леднев) Крупнейший миссионер в среде старообрядческого раскола. Настоятель Московского Никольского единоверческого монастыря. Биография В миру - Леднев Петр Иванович, родился в Сызрани в раскольничьей семье и сам в первую половину жизни принадлежал к расколу, занимая в нем весьма видное положение как хороший начетчик. Строгие меры императора Николая I против старообрядчества заставили попечителей Преображенского (старообрядческого) кладбища в Москве подумать о создании нового центра где-либо в безопасном месте. На средства кладбища Павел был отправлен в 1848 в Пруссию (отсюда его название «Прусский») и там устроил близ Гумбиннена старообрядческий Войновский монастырь в Экертсдорфе. В 1851, вследствие раздоров в монастыре, он удалился на время в Климоуцы (Австро-Венгрия), где основал малочисленную поморскую общину, но в 1852 возвратился в свой монастырь, которым и управлял 15 лет (до 1867), пользуясь громкой известностью во всей России в качестве вождя старообрядчества. Основал в Йоханнесбурге типографию, в чьей обильной продукции преобладала литература в защиту бессвященнословного брака. 25 февраля 1868 присоединился к единоверию. С этого времени все свои немалые знания и большую энергию он посвятил проповеди единоверия. Поселился в Москве в Никольском единоверческом монастыре и вскоре был сделан настоятелем. Без преувеличения можно сказать, что он стал одним из самым известных миссионеров Русской Церкви. Маршрут передвижения миссионера характеризует его последовательность и трудоспособность: в период с 1869 по 1871 года он посетил общины в 26 городах Российской империи (причем в 13 из них бывал по нескольку раз); это свидетельствует о ревности, с которой он взялся проповедовать в среде старообрядцев, желая их соединения с Матерью-Церковью. Находясь в зените славы, он вспомнил о поморцах, оставленных им в Климоуцах (Австро-Венгрия) и явился, чтобы просветить их единоверием. Ему с трудом удалось убедить малое число бывших своих последователей подчиниться синодальной власти - так был основан единственный единоверческий приход за границей. Скончался архимандрит Павел 27 апреля 1895 года, в четверг 4-й седмицы по Пасхе. Накануне отпевания Божественную литургию, у гроба почившего, совершал преосвященный Тихон (Никаноров), епископ Можайский, викарий Московской епархии. Отпевание возглавил сам митрополит Московский Сергий (Ляпидевский). Похоронили старца в понедельник 1-го мая напротив алтаря Никольского придела главной церкви Московского Никольского единоверческого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь был основан 1638 году как донской “Межигорский монастырь”, предназначался для донских казаков. Содержание История [ править править код ] По благословению Патриарха Никона между 1652—1662 годами, начинается строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году. Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году. Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл. В 1752 году, в ночь под Пасху, берег был размыт Доном, храм разрушился и сполз в реку. После этого монастырь перенесли в устье балки. В 1785 году по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев. В 1871 году игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Храм проектировал профессор Санкт-Петербургской академии художеств Иван Горностаев (1821-1874). Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном. Собор был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, под сводами его, внизу, была создана церковь с алтарём, освящённым во имя преподобного Арсения Великого, а 15 сентября 1885 года был освящён предел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот храм построен в византийском стиле в форме креста и расчитан на 5000 человек. Колонны с капителями в Казанском храме изготовлены из мрамора привезённого из Италии и обработанного в Санкт-Петербурге в мастерской Баринова.

http://azbyka.ru/palomnik/Усть-Медведицк...

XXIV. Наши современные проповедники публицисты («Несколько проповедей протоиерея А. Ключарева. Москва 1873. – Речи, произнесенные при выпусках воспитанников первого десятилетия Александровского военного училища священником А. М. Иванцовым-Платоновым. Москва. 1873 г.) Мы не запомним времени в нашей духовной литературе, когда бы проповеднические сборники, и при том более или менее ценные, являлись в таком изобилии, как два-три последние года. Г. Вольф продолжает, хотя к сожалению слишком медленно, выпускать том за томом, свое двойное эльзевировское издание – «Полного собрания сочинений» и «Избранных сочинений» – покойного преосвященного Иннокентия Херсонского . Ко дню годовщины смерти покойного преосвященного Филарета, митрополита Московского, в прошлом году, в книжных магазинах Москвы и Петербурга появился в продаже первый том нового издания «Сочинений покойного преосвященного Филарета, митрополита Московского», предпринятого в Москве, по поручению родственников почившего святителя, протоиереем Павлом Казанским и священником Константином Богоявленским. Издатели держатся не систематического, а хронологического порядка издания, и первый том содержит в себе проповеди от 1803 года по 1821 г. Изданы весьма объемистые тома проповедей покойных преосвященных: Николая, епископа Тамбовского и Шацкого (Тамбов, 1872 г.), и Тимофея, архиепископа Смоленского и Дорогобужского (Смоленск 1873 г.), и здравствующих поныне преосвященных: Арсения, митрополита Киевского («Толкование на первые двадцать шесть псалмов – из бесед, говоренных в Варшаве», Киев, 1873 г. и «Собрание слов, бесед и речей», часть первая, С.-Петербург. 1873 г.), Антония, архиепископа Казанского (Казань, 1872 г.), Иоанна, епископа Полтавского (Полтава, 1873 г.), новый том бесед, слов и речей преосвященного Макария, епископа Орловского и Севского (Орел, 1873 г»), слова и речи Сергие, епископа Курского и Белгородского (Курск, 1871 г.), преосвященного Алексия, епископа Екатеринославского («Слова сказанные в Томске и Екатеринославле», Екатеринославль, 1873 г.), Софонии, епископа Новомиргородского (Херсон, 1872 г.), преосвященного Феофана, бывшего епископа Тамбовского («Беседовательное толкование второго послания к Солунянам», Тамбов, 1873 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Нейво-Шайтанский. Церковь Петра и Павла. Сусанская Петро-Павловская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный трехпрестольный храм в поселке Нейво-Шайтанский (бывший Сусанский завод) заложен был более двухсот лет назад, в 1797 году. Храм строился на средства заводовладельцев Яковлевых. В 1936 гду храм был закрыт, после войны, в 1947 году вновь открылся. А в 1962 году богослужения по распоряжению властей были вновь прекращены, и в молитвенном здании долгое время располагался детский сад. В 1990-м в Нейво-Шайтанском была восстановлена община. (По материалам ИА Екатеринбургской епархии) В 1750 году была заложена в заводе деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, которая, по окончании постройки, в 1754 году была освящена. В 1797 году вместо деревянной была заложена каменная двух-престольная церковь. По окончании устройства придельнаго храма во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы храм сей в 1812 году Мая 27 дня освящен. Дело о постройке каменной церкви в заводе продолжалось до 1820 году, когда окончен постройкой главный храм во имя апостолов Петра и Павла. Третий придельный храм во имя святого благовернаго князя Александра Невскаго был заложен в 1871 году, а освящен в 1878 году. В 1880 – 1881 годах все приделы храма внутри были отштукатурены и украшены стенною живописью, а в главном приделе был устроен новый иконостас в пять ярусов с 32 иконами, украшенный золотою резьбою, имеющий вышину 6 сажень 2 аршина и ширину 4 сажени. В храме есть особо чтимыя народом иконы: 1) Почаевской Божией Матери, писанная масляными красками на деревянной доске в женском монастыре города Туринска 2) икона Афонская Божией Матери, писанная в Афонском Андреевском ските на кипарисной доске. При церкви устроены для квартир причта два деревянные дома и один двух-этажный полукаменный. Из книги " Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии " . - Екатеринбург, 1902. стр. 214-215 Первый, деревянный храм в поселке был поставлен при Сусанском заводе (прежнее название Нейво-Шайтанского) в 1750 году. Его освятили во имя апостолов Петра и Павла. В конце XVIII столетия случилось несчастье: в результате удара молнии деревянная церковь полностью сгорела. На ее месте на средства заводовладельцев Яковлевых в 1797 году был заложен каменный двухпрестольный храм. В 1812 году освятили его правый придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в 1821 году — главный престол во имя апостолов Петра и Павла. Храм построили в стиле уральского барокко. На сегодня он является великолепным и редким примером этого стиля на уральской земле. В 1877 году к Петропавловской церкви пристроили левый придел, освященный во имя святого князя Александра Невского. К 1881 году все внутренние стены храма были расписаны настенными росписями в стиле древнерусской живописи. В главном храме был устроен великолепный пятиярусный иконостас, украшенный золотой резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=11376

Монаково. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Прежде село входило в Муромский уезд, а потому у Добронравова читаем: Монаково. В писцовых книгах 1629-30г село Монаково. Церковь Николая Чудотворца древяна клецки строение помещиково. Дальнейших сведений о церкви села Монакова и о приходе не имеется до начала XIX столетия. В 1821 году на средства помещицы Языковой вместо доселе бывшей деревянной церкви устроен каменный храм. В 1867г трапеза храма была расширена. Престолов в храме три: главный во имя Св. Николая Чудотворца, в трапезе тёплой во имя св. муч. Флора и Лавра (освящён в 1871 году) и Пресв. Богородицы «Всех скорбящих радости» (освящён в 1881 году). 20 марта 1937 г. ВЦИК утвердил постановления Горьковского облисполкома от 8/06.-36 г. о закрытии под клуб церкви в с. Монакове Муромского района на основании ходатайства населения. Ходатайство же было написано 30 марта 1936 года после доклада Снегирева «Соцстроительство и религия», в котором в числе прочего поднималась и проблема расхищения Церковью государственного имущества. В данном селе этот вопрос был очень актуален: верующие, всегда добросовестно уплачивающие налоги, именно в это время искали 900 рублей, требуемые за похищенное имущество. Следует также отметить, что они просили Комиссию исключить из списка похищенного имущества серебряный крест, изъятый в 1921 г. в помощь голодающим Поволжья [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 524. Л. 1, 2, 12, 32]. Из кн.: Ершов, А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011; С. 68, 104. О закрытии храма в с. Монаково 25 февраля 1935 г. был издан Циркуляр НКФ СССР о проверке имеющихся в церквях предметов культового характера из драгоценных металлов и взыскании с общин стоимости похищенных вещей. Это вызвало, как нетрудно увидеть по жалобам верующих во ВЦИК, еще один пик в усилении гонений на Церковь в 1930-е годы. Выразился он, в первую очередь, в массовом закрытии храмов за долги, в сумму которых зачисляли стоимость недостающего имущества (изделия из золота и платины оценивались по стоимости 30 рублей за грамм, из серебра – 70 копеек, драгоценные камни и жемчуг – экспертным путем). Т.е. до этого, как правило, причиной закрытия храма было ходатайство местных властей об острой нуждаемости в здании церкви для склада, клуба, школы и других целей либо ходатайство райфинотдела о расторжении договора с общиной верующих за неуплату налогов – налицо была стихийность процесса: время от времени в том или ином селе по какой-либо причине закрывают храм. Указ же от 25 февраля 1935 г. повлек за собой масштабную кампанию по перепроверке имущества религиозных общин. Фининспекторы посетили все самые отдаленные села районов.

http://sobory.ru/article/?object=09883

Таким образом, Предстоятель Польской Православной Церкви полностью поддержал предложениям, высказанные месяц назад Блаженнейшим митрополитом Владимиром. Это первый официальный ответ на обращение от 11 октября, полученный в Киеве от Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Напомним, что совсем недавно (28 октября 2008 года) в связи с вручением Блаженнейшему Митрополиту Савве звания доктора Киевской духовной академии «honoris causa» Киев посетила делегация Польской Православной Церкви. К сожалению, из-за болезни сам Предстоятель Польской Церкви не смог тогда приехать в Киев. Тем не менее, Священный Синод высказал удовлетворение «высоким уровнем взаимоотношений между Украинской и Польской Православными Церквами» и признал важным дальнейшее развитие этих отношений. Еще одно Синодальное решение, относящееся к межправославным отношениям, было принято в связи с просьбой Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II о принятии для служения в Свято-Троицком храме города Одессы клирика Александрийского Патриархата . Здесь следует напомнить, что еще в 1955 году во время посещения Одессы Александрийским Патриархом Христофором II между ним и Патриархом Московским и всея Руси Алексием I была достигнута договоренность об открытии в Одессе подворья Александрийской Православной Церкви. Это подворье начало свое существование в октябре 1956 года при одесском храме Святой Троицы, который принято также именовать «греческой церковью». Действительно, Троицкая церковь исторически была приходским храмом для проживавших в Одессе греков. Именно в этой церкви в 1821 году был похоронен мученически скончавшийся Константинопольский Патриарх Григорий V (впоследствии в 1871 году его мощи были перенесены в Афины). В свое время в Троицком храме в качестве официального представителя Александрийской Церкви совершал служение и будущий Предстоятель Александрийского Патриархата Блаженнейший Федор II. Подворье Александрийской Церкви существовало в Одессе до апреля 1994 года, после чего оно было перенесено в Москву в храм Всех святых на Кулишках (Славянская площадь). Теперь Блаженнейший Патриарх Феодор II с целью возобновления традиции служения в Троицком храме духовенства Восточных Патриархатов предложил принять в этот храм клирика Александрийской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/488126.htm...

В Тобольске он подготовил к изданию свои поучения, занимался переводами с французского языка, делал выписки из хороших книг, записывал и свои благочестивые мысли. Занимался преосвященный и делами благотворительности. Всякий, кто истинно нуждался, не отходил от него без помощи. Но недолго горел этот прекрасный светильник. 27 февраля 1845 года архиепископ Владимир сильно заболел. Он не прекращал заниматься епархиальными делами, но, чувствуя упадок сил, послал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой. Сам же с полным спокойствием готовился к исходу в иной мир. 22 марта 1845 года он собственноручно написал духовное завещание с указанием места своего погребения; 7 апреля составил прощальное слово к бывшим своим паствам, особенно к тобольской. На Евангелии, которое по завещанию должны были положить с ним в гроб, он написал год и число своего рождения, время поступления в монашество, дату хиротонии, а также написал и год своей кончины. После этого он еще два раза с большим трудом принимал участие в богослужении. 20 мая 1845 года преосвященный Владимир скончался. Погребение было совершено 25 мая в Крестовой церкви загородного архиерейского дома, согласно завещанию владыки. Труды: Жизнеописание преосвященного Иннокентия (Смирнова) , епископа Пензенского. – СПб., 1821. Описание Киево-Златоверхого Михайловского монастыря со сказанием о мощах и жизни великомученицы Варвары. – Киев, 1834. Церковный год, или собрание воскресных поучений, говоренных народу в 1835, 1836 и 1837 годах. – СПб., 1838. Собрание поучительных слов, говоренных в разные времена и в разных местах с присовокуплением христианского месяцеслова. – М., 1838. Прощальное слово к паствам//Странник. – 1861, ноябрь. – С. 183–184. Литература: Леонид, иеромонах. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. – Калуга, 1876. – С. 210. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403, 1415. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 285.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святой праведный Иоанн Кронштадтский утверждал, что «без Христа суетно всё образование » . Кому и для чего выгодно вылепливать в «безбожных школах» духовно неразвитых самолюбивых безбожников, подменяя Христа ложными идеалами и кумирами? Христос же, согласно утверждению Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881), – «вековечный, от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек». Достоевскому, великому русскому классику-пророку, осенью нынешнего года, богатого на юбилеи, исполнилось бы 200 лет; в феврале – 140 лет памяти писателя. У лесковского романа «На ножах» (1871) в этом году также юбилейная круглая дата. Несмотря на  150 лет, истекшие  со времени создания этого произведения, оно нисколько не утратило своей социально-нравственной значимости и по-прежнему звучит потрясающе современно. Писатель выявил здесь самые разнообразные типы  продажных,  беспринципных дельцов зловещей капиталистической эпохи – «деятелей на все руки» сатанинской закваски: «Вот один уже заметное лицо на государственной службе; другой – капиталист; третий – известный благотворитель, живущий припеваючи за счёт филантропических обществ; четвёртый – спирит ; пятый – концессионер, наживающийся на казённый счёт; шестой – адвокат ; седьмой литераторствует и одною рукою пишет панегирики власти, а другою – порицает её». Сущность их «направления» выразительно обобщает говорящая фамилия некоего «медицинского студента», занимающегося педагогической практикой, – «Чёртов»: «– Гм! Фамилия недурна! – Да, и с направлением». Это «направление», как смертельная зараза, распространяется бесами – губителями душ. Так, «медицинский студент Чёртов», ради заработка готовя ребятишек к поступлению в приходское училище, внедряет в детские головы и сердца безбожие, атеистическое презрение к Священному Писанию. Весьма характерна зарисовка экзамена: «– Читать умеешь? – вопросил Савоськулопоухий педагог. –  Ну-ка-ся, – отвечал с презрением бойкий малец. –  И писать обучен? – Эвося! – ещё смелее ответил Савоська.

http://radonezh.ru/2021/04/27/literaturn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010