их объединили, в 1877 г. уездное училище перевели в Клевань). В 1845-1873 гг. в обители проживали викарные епископы Волынской епархии, носившие титул «Острожских». В 1944 г. монастырь стал женским, в 1960 г. был закрыт и отведен под спецшколу-интернат, в 1991 г. – возрожден. Описание [ править править код ] Обитель окружает каменная ограда 1992 г. с включением остатков стены XV-XVII вв. (упоминаемая в описании 1571 г. каменная стена была усилена в 1599-1608 гг.). В кольцо ограды входит расположенная на северо-восточном склоне холма крепостная башня с воротами и колокольным ярусом (с XV в. она имела 4 яруса при высоте 18 м; чтобы попасть в крепость через ворота на 1-м ярусе, нужно было пройти по деревянному мосту через ров, а позже мост заменили земляной насыпью; в 1840-х гг. на башне надстроили 5-й колокольный ярус с куполом, и ее высота составила 30 м до креста). Свято-Троицкий Дерманский женский монастырь С северо-запада к башне примыкает 1-этажный корпус келий и воскресной школы, вытянутый вглубь монастырской усадьбы на запад. К юго-западному углу башни примыкает вытянутый с севера на юг 1-этажный корпус 1827 г. постройки, где в 1833-1877 гг. находились монастырские училища (ныне – кельи). В центре обители возвышается каменный храм Св. Троицы, датируемый историками нач. XVII в. и приобретший нынешний вид после достроек XVIII и сер. XIX вв. В 1992-1996 гг. интерьер храма заново расписан. Южнее храма стоит Т-образный в плане («ножкой» в центр двора) 2-этажный корпус 1821 г. с храмом св. Феодора Острожского 1871-1872 гг. на 2-м этаже, вновь освящен в 2004 г. (св. Феодор – отец Василия Красного и прадед Константина Ивановича, жил на рубеже XIV-XV вв. и почил иноком Киево-Печерской Лавры с именем Феодосий). Северо-восточнее корпуса с храмом прп. Феодора находится часовня над колодцем (1994-1995). Западнее храма Св. Троицы протянулся с севера на юг старинный 2-этажный корпус келий – результат перестройки в XIX в. здания 2-й пол. XVII – XVIII вв. На 2-м этаже в северной части корпуса устроен храм Казанской иконы Божией Матери; напротив него к зданию примыкает крыльцо с подъемом на 2-й этаж (с 2010 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

На этот раз дело имело хороший исход, при участии предводителя дворянства А. П. Платонова, «просвещенного, честного деятеля, знатока народных нужд и верного ценителя полезных работников». В ноябре 1876 г. священник был утвержден законоучителем и он, без жалованья за уроки, охотно принялся за святое дело. Постепенно школа улучшилась. Наставница А. К. Андреева устроила из детей церковный хор; другая наставница, О. А. Фрейганг, стала учить рукоделью. В 1882 г. явились новые недоразумения: хотели сменить одну наставницу, на священника жаловались, будто он грубо обращается с детьми и пр. Впрочем, недоразумения прекратились и жалобы найдены неосновательными. Нынешнее училище, общее для мальчиков и девочек, помещается в каменном доме, содержимом от земства. Мальчиков учится 63, девочек 49. Из учительниц одна – дочь статского советника Ольга Андреевна Фрейганг, получает 350 р. жалованья и квартиру, с отоплением и прислугою, другая – Елена Афанасьевна Ковшикова, дочь шлиссельбургского мещанина, получает 180 р. и квартиру. Священник получает за уроки 50 р. с. в год. С 1875 г. священником ведутся вне–богослужебные беседы, преимущественно по воскресным дням Великого поста, с 4 до 6 часов по полудни. Слушателей, кроме учеников, бывает до 60, особенно женщин. В храме, в обычные праздники бывает до 150 человек, а в большие – до 600 и более. Крестные ходы бывают: 29-го июня, вокруг слободы, в память пожара в 1821 г.; 2-го июня – по обе стороны слободы, в память холеры 1848 г., 20-го июля – в Николаевке. Упомянутая выше икона Тихвинской Божией Матери принадлежит к числу местных святынь. Она прежде находилась в деревянной часовне, среди села, на большой дороге и, во время одного сильнейшего пожара, осталась невредимою вместе с киотою. Икона прославилась в следствие видения, бывшего одному гуртовщику, находившемуся в плену у диких кочевников. Во сне он видел Царицу небесную на иконе, в деревянной часовне и, по освобождении из плена, проходя через здешнее село с гуртом волов, узнал в часовне и в деревне ту именно местность, которую видел во сне. Благодарный к Божией Матери, за освобождение из неволи, он, прогоняя здесь волов, часто делал приношения на здешний храм. Кладбище одно, при церкви, существует издавна. Попечительство открыто в 1871 г., сперва для поддержания школы; по переходе школы в ведение земства, средства его пошли на бедных, на поправку церкви, на приведение в порядок кладбища. Во все время существования попечительства собрано было денег 388 р. 75 к. с., истрачено на училище 31 р. 25 к.; на бедных 103 р. 50 к. Священник Афанасий Иоаннов Беляев 26) Церковь Рождества Богородицы и св. Великомученицы Екатерины, в Царской Славянке

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

89. Дядя Ерошка — герой повести Л. Н. Толстого «Казаки» (опубл. 1863). 90. Св. Антоний Великий (ок. 250–356) — отшельник, основатель восточного монашества. Подвизался в Фиваиде, египетской пустыне. 91. Иисусова молитва («Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного») наряду с чтением Псалтыри почитается у иноков верным средством борьбы с демонами. 92. Имеется в виду следующее издание: «Рассказ святогорца, схимонаха Селевкия, о строе жизни и о странствовании по святым местам: Русским, Палестинским и Афонским; с присовокуплением: 1) подробного описания службы на 1 октября в Руссике и 2) краткого сказания о некоторых старцах а) усопших и б) ныне подвизающихся с Божией помощью, в Русском монастыре на Святой Афонской Горе» (Спб 1860). 93. Архимандрит Макарий (в миру — Михаил Иванович Сушкин, в схиме — Макарий, 1821–1889) — с 1853 года духовник обители, с 1868-го — игумен. Значительно укрепил материальное положение монастыря, устроил много его подворий в России и других странах. При о. Макарий в Пантелеймоновом монастыре процветала издательская деятельность: было выпущено большое количество книг, брошюр и печатных листов, начато издание журнала «Душеполезный собеседник». 94. Духовник обители о. Иероним (в миру — Иоанн Павлович Соломенцев, в монашестве иоаннткий, в схиме Иероним, 1803–1883). Происходил из бдагочестивой семьи — 15 человек из его родственников были в монашестве. О. Иероним провел на Афоне 45 лет, трудился над обновлением обители, широко продолжал ее издательские традиции, много сделал для примирения враждовавших в монастыре партий греков и русских. Отличался властным, сильным характером. 95. Русский писатель, критик и публицист Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) после тяжелой болезни и происшедшего с ним в 1871 году духовного перелома три года провел на Афоне. Его духовными руководителями были старцы о. Иероним и о. Макарий. Леонтьев просил их постричь его в монахи, но они отклонили эту просьбу, считая его неготовым к иноческой жизни. В 1891 году, за несколько месяцев до смерти, Леонтьев принял тайный постриг с именем Климента в Оптиной Пустыни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Гумбольдт Александр фон (1769–1859) – немецкий ученый-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник. Дамаскин (в миру: Дмитрий Россов или Русин; 1778–1855) – архиепископ Тульский и Белевский (с 1821 г.). На Тульской кафедре прослужил 30 лет. В 1850 г. был возведен в сан архиепископа и назначен в Петрозаводск, но от назначения отказался и, согласно прошению, был уволен на покой. В феврале 1851 г. получил в управление Белевскую Введенскую Жабынскую пустынь Тульской епархии. Дарвин Чарлз (1809–1882) – английский натуралист и путешественник, одним из первых пришедший к выводу и обосновавший идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени и происходят от общих предков. В своей теории, развернутое изложение которой было опубликовано в 1859 г. в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», основным механизмом эволюции назвал естественный отбор. В 1871 г. появился труд Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где Дарвин попытался доказать естественное происхождение человека от животных (обезьяноподобных предков). Добролюбов Николай Александрович (1836–1861) – литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ. Дюальд Жан-Батист (1674–1743) – французский историк-востоковед, монах ордена иезуитов. Один из наиболее влиятельных и авторитетных китаеведов XVIII в., редактор и составитель фундаментального «Описания Китайской империи». Дюпюи Шарль Франсуа (1742–1809) – французский ученый и философ; политический деятель. Евер (библ.) – правнук Сима, сын Сала, отец Фалека и Иоктана. Екатерина II Алексеевна Великая (урожд. София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская; 1729–1796) – императрица Всероссийская (с 1762 г.). Елагин Николай Алексеевич (1822–1876) – сын А. П. Елагиной от ее второго брака. Предводитель дворянства Белевского уезда (с 1873 г.). Елагина Авдотья Петровна (урожд. Юшкова, в первом браке Киреевская; 1789–1877) – хозяйка знаменитого общественно-литературного салона, переводчик. Мать славянофилов Ивана и Петра Киреевских.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

596 Даниил Натток Михайловский (Мирдамский) из епископов волынско-житомирских был переведен на Могилевскую кафедру в июле 1813 г. и там скончался 31-го мая 1821 г. 601 Краткие сведения об А. Боболе напечатаны М. О. Кояловичем в IV т. Собр. мнен. и отзыв. М. Филарета., стр. 438, прим. 1. 605 О существовании в Риме издревле процессии в праздник Сретения Господня с горящими свечами свидетельствуют папа Геласий 1 (494 г.), Кирилл Александр, и др. (см. Полн. месяц. Востока, архим.Сергия, М. 1876 г. m.II, стр. 41 – Заметки, под 2 ч. февраля). Ср. еще Руков. для сельск. пастырей 1881 г. 6, стр. 162–164. 611 Об этом слышал я из присутствовавшего тогда в св. Синоде преосвящ. Филофея, архиеп. Тверского, впоследствии митрополита Киевского, 4 августа 1867 г., когда мы вместе с ним ехали из Москвы в Лавру на торжество 50-ти летнего юбилея покойного митрополита Филарета. 623 И. Чистович в, своей книге: С.-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858–1888 г.г.), СПб., 1889, пишет: «Озабочиваясь избранием на место (преосв. Иоанна) вполне благонадежного кандидата и в виду отличных достоинств многих лиц из белого духовенства, Св. Синод поручил обер-прокурору войти в сношение с некоторыми наиболее выдающимися и известными по своему высокому образованию лицами из белого духовенства… Сношения сделаны были, между прочим, с протоиереем Московской Казанской у Каллужских ворот церкви Алексеем Осиповичем Ключаревым (ныне высокопреосв. Амвросий архиепископ Харковский) и протоиереем придворной церкви в Штутгарте И. И. Базаровым… Ректором академии, после сделанных сношений, определен настоятелм православной церкви в Висбадене протоиерей Иоанн Леонтьевич Янышев» (Стр. 23–24 и прим. 1 на 24 стр.). 633 Впоследствии сделалось известным, что донос этот сделан был П. Н. Батюшковым, который на ту пору случился в Витебске и слышал о Вербиловском происшествии, и который был не в добрых отношениях с В. Н. Веревкиным. 642 И. И. Четвериков, московский 1-й гильдии купец, в последствии потомственный дворянин и Действ. Ст. Советник. Он, по указанию моск. митр. Филарета, избран был П. Н. Батюшковым., по собиранию пожертвований в пользу православных церквей Западного края. Сконч. 5 дек. 1871 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1101 . И как к прежним викариям, так и к ново рукоположенному Иосифу с тех пор святитель Филарет стал в искренние отношения отца, старшего брата и друга, являясь мудрым советником и руководителем в делах управления не только Московскою же епархией, но и теми епархиями, какими Бог судил Иосифу управлять по оставлении должности викария Московского, 1102 как о том свидетельствуют многие письма Филарета к Иосифу, напечатанные в Чтениях в обществе любителей духовного просвещения за 1871 год, и к другим лицам. Так, между прочим, преосвященного Иосифа, в бытность его архиепископом Воронежским. Господь сподобил быть ближайшим свидетелем открытия св. мощей святителя Тихона в 1861 году, при чем лично участвовал в сем открытии также и высокопреосвященный Исидор, а заочно живейшее в том же участие принимал и святитель Московский Филарет. 1103 Не более, как чрез три года после сего Иосиф, по причине слабости зрения, должен был удалиться на покой, после того как врачи нашли невозможным восстановить его зрение. Уволен он был на покой 14 ноября 1864 года. А в начале сего года он ездил в Москву, чтобы посоветоваться о своем зрении с врачами, а вместе и с своим рукоположителем, о продолжении своей службы. 1104 И что же? «Вчера вечером, пишет святитель Филарет наместнику Лавры Антонию от 7 января 1864 года, был у меня преосвященный Воронежский, и я также водил его по комнате, как преосвященного Евгения. 1105 Врачи отказали ему в восстановлении зрения. Он переносит сие кротко». 1106 А затем от 13 октября того же 1864 года пишет и самому преосвященному Воронежскому Иосифу следующее: «Праведно решение ваше взять покой от епархиальной службы. При скудости зрения нести служение крайне неудобно. Надобно много доверять, и трудно поверять, разумно ли и верно ли употребляется доверие. Святейший Синод, без сомнения, окажет уважение к вашим заслугам, и благоустроит ваш покой. 1107 Не спорю, что не легко ваше положение. Недостаток зрения уменьшает независимость. Привыкшему к деятельности не легко отказываться от неё. Но посланное судьбой Божией не должно ли принять с мирным послушанием? А такое расположение духа не должно ли быть облегчением тягости положения? Привычка к деятельности легко порождает пристрастие к деятельности, посему не должно ли покориться судьбе Божией, отдаляющей человека от попечения о делах земных для свободнейшего попечения о небесном? Время ныне таково, что иной из братии вашей, и не оскудевший еще зрением, благословлял бы Бога, если бы мог, не подвергаясь вине лености и самочиния, быть устранен от внешней деятельности, чтобы в тишине оплакивать свои грехи и время настоящее и угрожающее. 1108 Итак, мир душе вашей». 1109 Так от начала до конца епископского служения Иосифа считал для себя неленостным наставлять его рукоположитель его Филарет, который и в письмах обыкновенно является столько же поучительным проповедником слова Божия, сколько в проповедях собственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Во время нашей жизни в Белграде мы имели мало возможности следить за советской литературой. Наша связь с Россией была главным образом через Церковь , которая в то время разрывалась на части живоцерковным расколом. Мы с тревогой узнавали о всё усиливающемся гонении на наших лучших иерархов и верных мирян, которыми Церковь была так богата накануне революции. Читали же мы главным образом русских классиков. Достоевский (1821–1881) был в центре нашего внимания. Кроме Александра Блока (1880–1921) с его «Двенадцатью», вызывавших нескончаемые споры, мы увлекались Гумилёвым (1886–1921), Анной Ахматовой (1889–1965) и Сергеем Есениным (1895–1925). Встреча с С. Булгаковым (1871–1944) и другими представителями религиозного возрождения произошла в 1923 году. Их книг, изданных в России, мы в Белграде не имели. 4. Белградский студенческий кружок и его руководители (Н.М. Зернов) Поступив на богословский факультет, я стал с интересом знакомиться с другими русскими студентами. Их было около тридцати человек, включая мою сестру, единственную студентку. Меня занимал вопрос, что привело других к решению изучить богословие. Вскоре я смог отнести всех нас к трём категориям. К первой группе принадлежали сыновья священников, многие из них успели закончить семинарии в России и намеревались идти по стопам своих отцов и дедов. Вторая состояла из обломков крушения, которые, только по им самим понятным причинам, выбрали богословие. Третья включала людей, подобных мне, которые искали в богословии ответа на вопросы, поднятые революцией. С ними я нашёл сразу общий язык. Мы решили собираться, чтобы делиться нашим опытом и обсуждать вместе интересующие нас проблемы. Так возник православный студенческий кружок, давший впоследствии многих руководителей зарубежной Церкви и участников экуменического движения. Среди нас оказались лица и разного происхождения, и различных взглядов: москвичи и одесситы, монархисты и республиканцы, строгие ревнители предания и церковные либералы. Своё единство мы нашли в Церкви. Она была для нас не оплотом самодержавия, не осколком прежнего строя, но «столпом и утверждением истины», силой, способной возродить каждого человека и преобразить нашу родину. Мы обрели Церковь , как евангельское сокровище, ради которого стоит отдать все другие ценности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

1654 См. о сем между прочим, в нашем исследовании: Наша общеобразовательная школа, печатающимся с 1890 года в Душеполезном Чтении. 1658 A. И. Лобков, купец, достигший потом чина действительного статского советника, известен, между прочим, но изданию проповедей митрополита Филарета. 1659 Варваринский сиротский дом Лобковых устроен собственно и ближе всего дли девочек- сирот, а за тем уже и для мальчиков-сирот. 1660 В рукописи автора и в Творениях святых отцов, за 1855 год, здесь вставлены были слова, «и едва ли не большею частью служат себе, готовя себе в них утешение и опору, хотя, при том и не теряют из вида высших целей воспитания». 1662 В последующее время попечителем Варваринского сиротского дома состоял генерал-лейтенант А. З. Егоров, который, вместе с А. И. Лобковым, как нам известно, по уважению к митрополиту Филарету, принимал живое участие в издании проповедей последнего в французском переводе. 1664 См. статью Розанова О церкви Спаса нерукотворенного образа в Барыковской богадельне, в Душеполезном Чтении 1869 год, стр. 106, примечание отд. «Известий и заметок». 1674 Сочинения Филарета, V, 433–437 Беседы святителя-витии, которая имела быть отпечатанною в значительном числе экземпляров, жаждала весьма многие любители и почитатели его проповеднического таланта. См., например, письма в Чтении в Обществе любителей духовного просвещения, 1871, 6, стр. 37 «Материалов для биографии Филарета». 1676 Впоследствии, именно в память коронации 1883 года, здания Покровской богадельни еще более расширились, для помещения в них ремесленных классов. В настоящее время в богадельне на попечении общества находится до 1.000 человек. См. там же. 1681 Там же, стр. 343–344. Письмо от 4 апреля 1862. Канон святым Кириллу и Мефодию, весьма назидательный с его широким взглядом на прошедшее, настоящее и грядущее России, с молитвой о ней, святитель Филарет и действительно составил сам. Этот канон напечатан в майской книжке Душеполезного Чтения за 1863 год. 1682 Рюрик, хотя, и изображенный на памятнике тысячелетия России, не упоминается здесь, естественно, потому, что он был язычник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

приход. с. Вересов 5 вер., Черняхова и Зорокова – 7 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Святой Троицы. Деревянная, на кам. фунд., с такою же колокольнею. Построена в 1791 г. на средства священника Яновицкого, помещика Квятковича и прихожан. Копии метрич. книг хранятся с 1821 г., а испов. ведомости с 1822 г. Опись церк. имущества составлена в 1806 г. Земли: усад. и огород. 8 дес. 710 саж., пахот. 34 дес. 410 саж. и сенок. 26 дес. 1,372 саж. На эту землю имеются проект от 12 июня 1846 г., план и отдаточный лист от 3 июня 1833 г. Для священника дом и хозпостройки, кроме одной клуни, произведены в 1882 г. священником на собственные средства и составляют его собственность. Дом псаломщика, конюшня с кладовою и погребом построены псаломщиком на собственные средства. Остальные причтовые дома, принадлежащие церкви, – ветхи. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 p., 1 псаломщ. с жалов. 50 руб., поном. с жалов. 38 руб. и просфорня с жалов. 16 руб. Деревни прихода: Некраши, Большая-Горбаша и Малая-Горбаша – все в 3 вёрстах. Дворов – 281¾; прихожан – 2,229 д. об. п. Свящ. – Павел Александрович Блонский (с 1879) г.), псаломщ. – Александр Сем. Байковский (с 1871 г.). 61. м. Ушомир (при р. Уше), от Житомира 80 вер., от ближ. почт. ст. Искорости 12 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Бердичева 127 вер., от ближ. приход. сс. Могильной и Выгова (Овручского уезда) – 6 вёрст. Это местечко некогда было городом Ушеском. Впервые в летописи упоминается о нём, наряду с Корцем и Торческом, под 1150 годом, когда «Глеб (Юрьевич) пойде (из Торческа, куда его привёл Мстислав по повелению вел. князя) на Ушеск». Затем ещё определённее о нём упоминается под 1151 годом, когда Изяслав, великий князь Киевский, вооружившись против Владимира Галицкого, при помощи 10 тысяч венгров, присланных ему от Грейзы – короля венгерского, пошёл на него и встретился на р. Уше с отрядами князя Галицкого. По этому поводу в летописи сказано: «Изяслав перейде Случь и пойде через Чёртов лес к Ушску и перейде реку Ужю под Ушском… и ту приидоша стрельцы Володимерка на берег» 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Кассандрского архиепископа Игнатия в 1805 году началось строительство соборного храма Вознесения Господня. Освятил его Патриарх Григорий V, вскоре после этого принявший мученическую кончину и прославленный в лике святых. Эсфигмен принял наиболее активное участие среди всех афонских обителей в греческом антиосманском восстании 1821 года. Расплата была особенно жестокой – монастырь оккупировала турецкая армия и использовала его в качестве постоялого двора для солдат. До сих пор многие фрески в трапезной покрыты слоем копоти от огня, который здесь разжигали турки. Гонения обрушились и на насельников монастыря. Восстановление обители монахом Агафангелом из скита Святой Анны длилось с 1832 по 1871 годы. Именно в это время были созданы великолепные постройки всего монастыря, включая колокольню, храмы, убранство собора и южные ворота. В последующие годы монастырь вернул долг, который на начало XX века составлял 4000 турецких лир, но для организации оплаты и принятия льготных условий понадобилось посредничество России. С 1972 года монахи Эсфигмена под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Константинопольского Патриарха, обвиняя его в экуменизме, и не имеют своего представителя в Киноте. Братия считает себя пребывающей в юрисдикции старостильной «Истинно-Православной Церкви Греции». Также обитель не имеет канонического общения с другими монастырями Афонской Горы. Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Константинопольский Патриарх официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечет выдворение с Афона, постановление об этом было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции. В 2005 была создана новая братия Эсфигмена, обосновавшаяся в представительстве этого монастыря в Карее. В июне 2008 года к монастырю, по требованию Константинопольского Патриарха, были стянуты отряды полиции. Началась осада монастыря. Но один монах умер от голода во время блокады, и полиции пришлось удалиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010