Ксения Кумпан, Альбин Конечный Именной указатель Абаз — Абаза Александр Аггеевич (1821–1895) — министр финансов (18801881) — 159, 162 Абаза Мария Аггеевна — см. Милютина М. А. Авано Виссарион, японский семинарист — 101, 325, 327 Августина — см. Созонович А. П. Авилов Федор Александрович (1835–1903) — полковник, позже — генерал–лейтенант; сын А. П. и Е. М. Авиновых — 239 Авилова Елизавета Максимовна (1802–1880) — вдова адмирала А. П. Авилова — 161 Агния (Баскакова) (1810–1888) — казначея петербургского Воскресенского первоклассного женского монастыря — 83, 186 Адлерберг Александр Владимирович (1818–1888) — граф, министр императорского Двора и уделов (1870–1881) — 182 Адоратский — Адорацкий Стефан Иванович (? — 1882) — протоиерей Покровской церкви в Казани; зять В. П. Вишневского — 300 Азанчевский Николай Павлович — управляющий Яузским отделом Попечительного совета заведений общественного призрения; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); штабс–капитан — 248 Айвазовский Иван Константинович (1817–1900) — художник — 126 Акилина — 261 Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) — член Совета Православного миссионерского общества (с 1870 г.); публицист, поэт, славянофил; надворный советник -244, 248, 249, 253, 256, 260, 268, 293 Аксенов Василий Дмитриевич (1817–1890) — член и казначей Православного миссионерского общества (с 1870 г.); коммерции советник — 94, 95, 98, 242, 243, 246, 251, 253, 257, 264, 268, 278–279, 287, 294, 295, 311 Аксинья Николаевна, знакомая отца Николая из деревни Вязовка — 309 Алевтина (Викулина Анна Андреевна) (1810–1897) — игуменья московского Вознесенского монастыря (до 1887 г.) — 287 Александр, Александр Дмитриевич — см. Шереметев А. Д. Александр, двоюродный брат отца Николая из Пустоподлесья — вероятно, Касаткин Александр — выпускник Смоленской Духовной семинарии (1853) — 309 Александр, отец — см. Иванцев–Платонов А. М. Александр, отец — см. Сыренский А. В. Александр, племянник отца Николая из Березы — 309 Александр, троюродный брат отца Николая — Касаткин Александр Федорович (? — 1896) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной семинарии (1841); псаломщик в одной из посольских церквей, затем — в петербургской Вознесенской церкви — 81, 115, 175, 217, 311, 312

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

л. 251. Св. Кирила, епископа туровскаго, Похвала св. Отец 318. Нач. Якоже истори(цн) и ветиа, рекше летописци и песнотворци, приклоняют своя слухы в бывшая между царей рати и ополчениа. См. 9 л. 111. л. 261. В субботу пянтикостную. Иже в святых отца нашего Иоанна Златоустаг о Слово утешно о умерших и утешении хвале Божии, и о взбраненин безгодного плачя неверных. Нач. Перваго человека Бог сьтвори с всею тварию и паче всеа твари почесть ему створи. См. предыд. 145 л. 72. л. 279 об. Поучение тогоже от Филиппийскыа епистолиа, в немже кажет умершим ползу сущу. Нач. Якоже бо и грешнии, аще умирают, плакатися есть лепо. Там же л. 182. л. 284. В неделю 8. Поучение Феодора Студита на Сшествие Св. Духа. Нач. Присножадаяй Бог спасениа нашего, всхоте своим милосердием обновити естьство наше, грехми суще обетшавше. Кирилла туровского . См. Пам. росс. Слов. стр. 86. л. 286. Иже в святых отца нашего Епифана, архиеп. кипрьскаго, Слово на Сшествие Св. Духа. Нач. Достойно есть, братие, евангелскаго учениа словеса вмале сказати. Григория Двоеслова . См. 9 л. 123. л. 298 об. Иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Констянтинаграда, Златоустаго Слово на св. Пятьдесятницу. Нач. Духовней благодати ст. небесе днесь нам просветившиеся. л. 304 об. Леонтиа, пресвитера Констянтинаграда, Слово на св. Пянтикостию. Нач. Еликоже вас на праздничную присно кипящую благодать грядете, к источнику благыням Христу присно тецем. л. 318 об. Иже в святых отца нашего Иоанна Златоустаг о, патр. Цариграда, Слово на Сшествие Св. Духа на св. Апостолы. Нач. Пакы нам прузи радость, пакы праздник светел, пакы веселие духовное. См. 9 л. 131. л. 328. В неделю пятьдесятную. Поучение св. Феодора Студита на Пришествие Св. Духа на св. Апостолы. Нач. Присножадаяй Бог спасениа нашего, всхоте своим милоссрдием обновити естьство наше, грехми суще обетшавше. Полнее предыдущего л. 284 и напечатанного в Рукописях гр. Уварова т. 2, вып. 1, стр. 65–67. Вместо конечных слов: ныне и присно, и проч., в той же строке следует здесь: Якоже св. Апостоли ходяще и творяще, вся ны к спасению наставляюще, к нимже благодарственно взопием: радуйтеся Христови царие Апостоли, вам бо духовным поданием горнее и долное царствие уверн, и т. д. более листа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Лит.: Auber Ch. Histoire de la cathédrale de Poitiers. Poitiers, 1849. Vol. 2. P. 307, 333-335, 353-354, 523-524; Longuemar A. T., de. Essai historique sur l " église royale et collégiale de St.-Hilaire-le-Grand de Poitiers. Poitiers, 1857; Gaillard N. Dissertation sur les reliques de St. Hilaire//Bull. de la Société des Antiquaires de l " Ouest. Ser. 1. Poitiers, 18612. Vol. 1. P. 264-300; Halphen L. Note sur la chronique de Saint-Maixent//Bibliothèque de l " Ecole des Chartes. P., 1908. Vol. 69. N 1. P. 405-411; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Age. P., 1908. P. 108, 345, 481; Koebner R. Venantius Fortunatus: Seine Persönlichkeit u. seine Stellung in der geistigen Kultur des Merowinger-Reiches. Lpz.; B., 1915; Aigrain R. Sainte Radegonde: Vers 520-587. P., 1918; Fayard A. St. Hilaire au Puy et l " église St.-Georges. Le Puy-en-Velay, 1968; Curran M. The Antiphonary of Bangor and the Early Irish Monastic Liturgy. Blackrock, 1984. P. 22-34; Van Dam R. Leadership and Community in Late Antique Gaul. Berkeley, 1985, 19922. P. 251, 274, 292; idem. Saints and Their Miracles in Late Antique Gaul. Princeton, 1993. P. 28-41, 155-161; Stevenson J. Irish Hymns, Venantius Fortunatus and Poitiers//Aquitaine and Ireland in the Middle Ages/Ed. J.-M. Picard. Dublin, 1995. P. 81-110; Le diocèse de Poitiers/Sous la dir. de R. Favreau. P., 1988; Cubizolles P. Le diocèse du Puy-en-Velay des origines à nos jours. Nonette, 2005. P. 77, 143. А. А. Королёв Гимнография Одно из наиболее древних песнопений, посвященных И., содержится в Лиможском Прозарии из аббатства св. Марциала (сер. X-XII в.) - секвенция «Nova gratia aethera reboantia promunt carmina» (Новой благодатью небеса, откликаясь, воспевают песни) (AHMA. Vol. 7. N 135). В эпоху позднего средневековья были составлены еще неск. секвенций И.: «Ad illuminandum mundum, Hilarium virum mundum» (Для просвещения мира Илария, мужа чистого) (AHMA. Vol. 8. N 187), «Sancti praesulis celebremus gaudia» (Да будем праздновать торжество святого предстоятеля) (AHMA. Vol. 9. N 230), «Christo, regi gloriae, canticum laetitiae» (Христу, Царю славы, песнь радостную) (AHMA. Vol. 42. N 242). В ряде печатных Миссалов франц. происхождения (Missale Xanctonense. P., 1491; Missale Pictaviense. P., 1498) встречается секвенция «Hilarius, via morum, fuit praesul pictavorum» (Иларий, образец нравов, был предстоятелем пиктавийцев) (AHMA. Vol. 39. N 182). Там же содержится ряд тропов И.- «Domini veritas est in hoc praesule» (Истина Господня пребывает в этом предстоятеле) (ad offertorium, AHMA. Vol. 49. N 683), «Gloriose praesul Hilari» (О, славный предстоятель Иларий) (ad communionem, Ibid. N 771).

http://pravenc.ru/text/389089.html

Месяцеслов (сохранился с ноября до 25 марта) краткий. Правописание русское. – Востоков, стр. 176. Б15 Евангелие-апракос, Моск. Публ. и Рум. Муз. 111, пис. на перг., в л., в два столбца, по 21 строке, на 210 л., д. крупным уставом XIV в. В средине рукописи недостает многих листов, нет и конца: прерывается на 4-м воскресном евангелии. Из Ев. Марка нет: 9:2–9; 16:1–8. Месяцеслов неполный, три месяца имеют славянские названия. Правописание русское. – Востоков, стр. 176. Б16 Евангелие-апракос, Моск. Публ. и Рум. Муз. 112, пис. на перг.,в л., в два столбца, по 21 строки, на 262 л. XIV в. Принадлежало некогда Спасскому монастырю под Луцком, как видно из записей XIV–XV в. (напечатаны у Востокова). Правописание русское, по галицко-волынскому говору. Из Ев. Марка недостает только 9:2–9. В месяцеслове славянские названия месяцев. 20 Июня: стго му. меедь пи моравьскаго (!). В сем списке весьма точно выдержан евангельский текст второй редакции. – Востоков, стр. 176–179. Б17 Евангелие-апракос, Моск. Публ. и Рум. Муз. 113, пис. на перг., в л., в два столбца, по 27 строк, на 251 л., д. крупным прямым уставом XIV в. Имеются живописные изображения евангелистов Иоанна и Матфея. На первом, коим начинается рукопись, подписано древним почерком: писалъ микита ркою гршною. Правописание русское, с превращением ц в ч и обратно: чату 148 об. исчлити 168 об. крипати 145 об. оболценъ 240. старчь и жрчь, срдьче ( срьдьце, т. е. вм. ь). Месяцеслов краткий. 14 февраля: стго крила философа. Точно выдерживается вторая редакция еванг. текста. – Востоков, стр. 180. Б18 Четвероевангелие, Моск. Публ. и Рум. Муз. 117, пис. на перг., в л., в два столбца, по 21 строке, на 128 л. XIV в. Не полное. Начинается с Ев. Матфея 4:1 . Из Ев. Марка нет 5:26–42; 6:24–37; 7,10– 9, 48; 12, 20–16, 20; из Ев. Луки гл. 1–7,36; 23, 54–24, 53. Евангелие Иоанна все утрачено. Месяцеслов краткий. 24 июля: му борисъ глб. Правописание русское. – Востоков, стр. 181–182. Б19 Евангелие-апракос, библ. Троице-Сергиевой Лавры 5–1993, пис.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Не напрасно гр. Л.Н. Толстой беспощадно высмеял эту модную в наше время науку, которая «состоит, по его словам, в изучении того, как различно дурно жили прежние люди» (Л.Н. Толстой, «Восстановление ада», Берлин, 1903, стр. 39), от чего, разумеется, нисколько не легче живется теперешним. 663 См. его «О родительском благословении». Поли. собр. проповедей.Т. III. Харьков, 1902, стр. 528. 668 Творения, СПб., т. I, стр. 949, 851. Ср. т. IV, стр. 308, 751 и др. – Подобным образом учили также св. Василий Великий (Творения. Ч. III, М., 1891, стр. 251–252), бл. Августин (Творения, ч. 6. Киев. 1887, стр. 145–151) и др. 669 Arist. Polit. I, 2–6, ed. Bekker, p. 1252–1255, c. 13, p. 1259; III, 5, p. 1278; VII, 9, p. 1328. См. подробнее у Поля-Жанэ, «История государственной науки в связи с нравственной философией». Перев. Со 2-го франц. Издания. Кн. 1, СПб., 1876, стр. 139–142. 670 Сенека, epist. 47. См. подробнее у Е. Прессансе «Христианская семья». Перев, с франц. изд. 2, М., 1910, стр. 119–120). 671 Sen. Ер. Ad Lucii., 73. Ср. Агг Ent. Epist. II, 8, 10 и др. – См. подробнее у Н.Павловича «Христианство и рабство в первые века Церкви», «Христ. Чтение», 1898, ноябрь, стр. 603–605. 679 См. толкование этого места у св. И.Златоуста. (Творения, т. Х,кн. 1. СПб., 1904, стр. 182–183). 685 О взаимном отношении господ и слуг см. еще о. П.И. Архангельского, «Господа и слуги», «Душеп. Чтение». 1904, сент. и октябрь; еписк. Виссариона, «Господа и слуги», «Душеп. Чтение» 1900, ноябрь; Zahn, «Sklaverei und Christenthum». Vortrag (Heidelberg, 1879). 687 Св. отцы Церкви важнейшей стороной государственного строя считали именно правопорядок, по отношению к которому власть является лишь стражем и блюстителем. Св. Григорий Богослов , указывая на такую важность правового порядка, поддерживаемого властью, говорит: «Порядок отличил нас от бессловесных, соорудил города, дал законы, почтил добродетель, наказал порок, изобрел искусства, сочетал супружества, любовью к детям облагородил жизнь и насадил в человеке нечто большее низкой и плотской любви – любовь к Богу (Творения, т. III. М., 1844, стр. 142).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Ни искусство, ни наука не могут дать этой силы человеческому слову. Эта власть и благоухание слова на священном языке называется помазанием от Духа Святого ( 2Ин. 1, 20 ). Слово святых, по учению святого Павла ( Кол. 4, 6 ), бывает всегда с благодатью, само исполнено и других исполняет благодатью, растворено солью, которая предохраняет и врачует душу от всякой греховной гнилости и возбуждает в ней вкус к наслаждениям высшим, небесным. Беседовавшие с истинными рабами Господа знают, как внятно и близко сердцу, как сладко и властно их слово и как оно отлично от языка людей, служащих миру и плоти. Самая цель, для которой говорит человек духовный, отлична от цели, какую имеет в виду плотский человек. Так, исполненные Духа Святого и теперь говорят иными языками. И хотя этот небесный дар является ныне в другом виде, но внимательный легко может по одному языку узнать Духоносца. Исидор, митрополит Новгородский ( 114, 108–110 ). Злословие Если любишь чистоту, в которой можно узреть Владыку всех, не позволяй себе никаких пересудов и злоречия, даже не позволяй себе слушать кого-либо, судящего или осуждающего братий. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 251–252 ). Не злословь брата твоего, даже если ты видишь его преступающим все заповеди. Иначе сам впадешь в руки врагов твоих ( 82, 31 ). Никого ни по какой причине не обличи в его недостатке ( 82, 22 ). Не обвини и не укори кого-либо необдуманно и поспешно, в этом твое падение. Преподобный Антоний Великий ( 82, 28 ). Не спорьте друг с другом ни по какому поводу, не говорите плохо ни о ком, не судите ни о ком, не осуждайте и не унижайте никого ни словом, ни в сердце, не ропщите ни на кого, не подозревайте никого ни в каком зле ( 82, 103 ). Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не позволяют ей Видеть свет Божий ( 82, 147 ). Старайся забыть известные тебе недостатки и погрешности брата, да не отверзутся уста твои, чтобы сказать о них братии; этим ты нанесешь тяжкую рану своей душе ( 82, 182 ). Если вы увидите в ближнем какой-либо соблазн даже собственными глазами или услышите о нем, не верьте.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но так как невозможно открыто противиться правительству, то на деле, с дозволена их же сепаративных законов, они показывают себя покорными правительству: в былое время они несли весь гнет крепостничества у своих помещиков, исполняли и исполняют обязанности военной службы, не уклоняются от клятвы и присяги. Правосл. Собес. 1858 г., кн. III, стр. 56. 338 Не видно, чтобы до конца 18 века заходили протестанты в их глушь – в Тамбовскую и Саратовскую губернии. 341 Преобразовательные планы Петра очень сходны с политическими думами Юрия Крижанича, в которых он, раскрыв умственные и нравственные язвы русского народа, предлагает средства для врачевания язв, советует русским учиться у иностранцев науке, нравственности, ремеслам, художествам, но так, чтобы немцы не сидели у нас на плечах, не высасывали из нас кровь. Так думали многие лучшие люди и из русских, и нет сомнения, что пути преобразования, избранные Петром, не были делом его личного произвола, его личных взглядов, а были следствием общих взглядов тогдашних лучших людей, тогдашних авторитетов (Истор. Росс. Соловьева, т. XIII, стр. 185–193). Такие немцы, каких желали лучшие русские люди, которые бы учили их, но не владели ими, были во времена уже Алексея Михайловича; например, Андрей Андреевич Виниус (Истор. Рос. Соловьева, т. XIV, стр. 148, Наука и Литература в России Цесарского, 1 т., 208 стр. 342 Русский Вестник за 1872 год, т. 1, стр. 147 и 148, 150 и 151. Историч. заметки об Авдотье Петровне Нарышкиной П. И. Мельникова. 345 История Рус. Словесн. Галахова, 1 т., стр. 245. Обз. Р. Д. Литературы Филар. Черниг., 1 т., стр. 309 и Наука и литература в России Пекарского, т. I., стр. 181, 182 и 186. 346 Мейерберг в изд. Аделунга, стр. 251. Главное участие в ученом этом движении предпринимал любимец и первый советник царя и друг Ртищева, Никон, как во время управления Новгородской митрополией, так и по принятии патриаршества. Переселение ученых из Андреевского монастыря в Чудов и открытие здесь Греко-Латинского училища произошло немедленно по возведении Никона в патриархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

О Феодосии кроме Витовта (пр. 4.) Фотий в окружн. грам. 1 т. Ист. Акт. По Летоп. Даниловича (234) «тогож (1411) лета поеха Фотий м. во Литву и тамо на Киеве постави Савостияна Владыку ко Смоленску. В лето 6920 мес. Сентября 8 в Луцку великом постави епископа Турову Евфимия. От Галича пойде к Москве мес. Августа 1 (1412 г.)». 3 Дочь в. князя Василия Дмитриевича Анна вступила в супружество с Иоанном Палеологом, сыном Имп. Мануила в 1414 г.; она умерла в Константинополе от моровой язвы в 1417 г. (См. Путеш. иерод. Зосимы стр. 42–44 Карамз. 5, 130). Собор литовских епископов сильно жалуется на самоволие Мануила в деле церковном. Сам Фотий м. говорит в духовном завещании, что его послал в Россию царь Мануил. Соф. Врем. 2. 45. 4 Грамота Витовта недавно издана в Акт. Зап. Рос. 1. 25; в ней показан весь ход дела по понятию Витовта. Витовт говорит: «а иныя люди с стороны ркут: осподарь не вь той вере, того для Церковь оскудела», т.е., он хочет казаться покровителем православию, от которого отступил с ошибкой против политики (Новг. 1 Лет. 101.). Витовт говорит: «Мы пригласили (на Собор) наших русских князей русской нашей земли и наших епископов и архимандритов». Несколько сведений в лет. Никон. 5, 15–59. Соф. Врем. 1. 250, 251. Густ. 353. Лет. Даниловича 234–238. 6 В день Благовещения Фотий освящал походный храм, устроенный Витовтом для православных, и говорил Слово (Дополн. Ист. Акт. 1, 182). Вслед за тем писал окружное увещание литовским священникам и мирянам, где говорил: «Паки Христос смирение мое в Церковь свою введе советованием – Вел. Кн. Александра (Витовта)». Там же стр. 338. Примирение последовало в июне 1420 г., когда Фотий был у Витовта с греческим послом; на пути в Киев крестил он тогда в Слуцке Симеона, старшего сына кн. Олельки, потом был в Галиче и на Рождество во Владимире (а в Вильну прибыл на Крещении (1420 г.); оттоле отправился в Борисов, Друцк, Тетерин, Мстислав и через Смоленск возвратился в Москву в великий пост (Летоп. Данилов. 244, 245.). Летоп. у Карамз.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Окончание после л. 82 чит. л. 91. л. 94. Божественная служба преждесвященная Великаго Василия. Впереди указ божеств. службы прежесвященныя. л. 106. Прокимны и аллилуия воскресны на литоргии. л. 114. Устав и указ оставшим апостолом и евангелием и прокименом и аллилуарем и причастником непразднуемым Святым. Службы общие Святым и на разные потребы, окончание чит. вышс л. 83–90. л. 115. Прокимены и аллилуиа дневныя на литоргии. л. 116. Устав и указ оставшим празником Господьскым прокымены и аллилуиа и причастнаа на весь год. л. 123. Чин исповеданию священническому. л. 135. Последование просвещения святых Богоявлений. л. 144. Последование священия в 1 день августа месяца и егда кто хощет потребе призывающи. л. 154. Последование св. Пятьдесятницы, свершаем в неделю Св. Духа. л. 177. Молитвы вечернии (светильничныя). л. 182 об. Молитвы заутреннии (тоже). л. 190. Последование к божествснному причащению. См. 267 л. 255. л. 230 об. Канун Господу Ис. Христу (сладчайшему). л. 236. Канон радостен пресв. Богородице, творение Игнатия ермонаха. л. 242. Канон молебен к своему ангелу хранителю. л. 248. Молитва храму, в немже жена детя родит. л. 249. Молитва младенцу нарещи имя в 8 день. л. 249 об. Молитва жене по рожении детяти. л. 250. Молитва бабе. л. 250. Молитва матери детяти. л. 251. Молитва родилнице и женам прилучившимся на рожении том. л. 252. В 40-же день приводим бывает новопросвещенный младенец матерью уже оцыщенною и измовенною. л. 254. Чин крещению детину, сотворити отрочати крещение. л. 267. Чин, како младенца омыти крестившагося в 8 день. л. 268. Чин исповеданию мирскому, хотящему причаститися божественных святых Христовых таин. л. 276 об. Молитва, аще жена начнет детя родити невборзе. Читается так: Се и среес Господь Исус Христос Иоанном Богословом, обрели жену рожающи, сердцем болящу, не может родити. И рече Господь наш Иванну Богослову: гряди Иване и рцы ей во правое ухо: от Бога рожающейся выди младенче Христов, Христос тя зовет, помяни сыны едомьскыя во дни еросолимовы глаголющу: истощайте, истощайте до основания зтмли, ныне и присно. Издана в Пам. отр. лит., т. II, стр. 356.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Он принимал приношения духовных детей «ведая жития их» и служил литургии за их грехи 250 . В Домострое предписывается «подвизати на моление к Богу» отцов духовных в случае болезни и поминать их духовным детям на своих ежедневных молитвах» 251 . Любопытно проследить, какие оригинальные выводы де- —181— лала иногда древнерусская мысль из представления о высоком нравственно-религиозном положении духовника. Являлось убеждение, что всё, что касается религиозно-нравственной жизни верующего, должно совершатся, так сказать, на глазах духовника. В «вопросе священническом», древнем памятнике неизвестного автора, есть такая статья. «Ать свеча в церкви без государя? – ино горит. – А сына душевнаго в иной церкви свеча в свою церковь взяти ли? – и где есть в церкви Божией, ту та и есть» 252 . Из статьи, прежде всего, выходит, что своею церковью для духовного сына была обычно церковь его духовного отца: они молились вместе. Самый казус, который рассматривается здесь, заключается, кажется, в том, что у духовного сына есть обетная свеча не в той церкви, где служит духовный отец и молится он сам (может быть в той церкви, где служил его прежний духовник). Интересна здесь точка зрения вопрошателя священника и, возможно, что духовника. Он начинает издали: можно ли оставить гореть свечу в той церкви, где не бывает её хозяин. Когда ответ получается не такой, какого желалось, он говорит прямо: можно ли священнику взять эту свечу в свою церковь , если её хозяин духовный сын его. Значит, дело здесь было не в хозяине свечи. Очевидно вопрошатель был того мнения, что свечу надо перенести, потому что всё, касающееся обетов и спасения духовного сына, по его мнению, не должно быть вне сферы ведения духовного отца. Но автор ответа был другого мнения. Мысль о нравственной ответственности духовного отца за детей получала иногда в древней Руси уродливые выводы. Сдавая время от времени свои грехи на совесть духовника и обращаясь к нему за советами при каждом шаге, древнерусский человек приходил к убеждению, что за его грехи и поступки большую ответственность несёт духовник, чем он сам, – и умел пользоваться этим в своих интересах; например, в случае строгости и тяжести церковного устава, он просит у духовника послабления даже нарушения его в том вероятно расчёт, что отвечать за это пред Богом —182— будет один духовник.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010