Знаменский П.В. Духовные школы России до реформы 1808 г. – Казань. 1881. Архангельский А. Духовное образование и духовная литература при Петре Великом. Казань. 1883. Морозов П.О. Феофан Прокопович как писатель. СПб., 1880. Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721–1821): в 3 т. (5 кн.). М. 1869–1870, т. 1. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской славяно-греко-латинской академии. – M., 1855. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академией: в 2 т. Киев. 1856, т. 1, стр. 225–229, 245–249. Каптерев Н.Ф. профессор. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1699–1707). М. 1891. Морев И. В., протоиерей. Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями своего времени. [СПб.], 1905. Морев И. В., протоиерей. Камень веры митрополита Стефана Яворского , его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб., 1904. Рункевич С.Г. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. СПб., 1900, стр. 62–91, 166–177. Рункевич С.Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906, вып. 1. Рункевич С.Г. Александро-Невская Лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича . СПб., 1913, стр. 400–404, 554. Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868. Чистович И.А. Неизданные проповеди Стефана Яворского //Христианское чтение. СПб., 1867, февраль, стр. 259–279: март, С. 414–429. Самарянов В. Празднование 800-летия г. Рязани. Рязань, 1896. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 3, стр. 1361, 1362, 1364, 1365, 1579, 1372, 1476, 1527; кн. 4, стр. 18–21, 182, 255–262, 269–274, 275, 277, 280, 291, 410, 426, 427, 445, 484, 488, 917, 921, 1101, 1503–1506; кн. 5, стр. 214. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М. 1893, вып. 4. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. СПб., 1827, т. 2, стр. 251–255.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

HE. VII 1. 1, смерть Оригена -христианина относится ко времени воцарения Галла после смерти Деция, т.е. к 251 г.: «Деция, который не процарствовал и двухлетнего срока и вскоре был убит вместе с детьми, сменил Галл. В это [время] ( ν τοτω) умер Ориген , прожив семьдесят лет без одного [года] ( νς δοντα τς ζως βδομκοντα ποπλσς τη)». Более того, согласно свидетельству Фотия 23 , в «Апологии» Памфила утверждалось, что Ориген погиб мученической смертью еще при Деции ( π ατς τς Καισαρεας εκου). Это мнение, впрочем, можно рассматривать как агиографическую легенду, возникшую в оригенистских кругах. Позднее соавтор Памфила Евсевий обнаружил оригеновские письма, написанные уже после дециевского гонения 24 , и, возможно, на этом основании в HE отказался от более ранней датировки смерти Оригена , отнеся ее к началу правления Галла 25 . Но и 251 г., в пользу которого свидетельствует HE. VII 1. 1, hecobмecmuм c yhumapucmckoй uhmepnpemaцueй VP. Трудность заключается в том, что свидетельство в HE. VII 1. 1 проблематично, поскольку с трудом согласуется с той датировкой рождения Оригена , которую можно опосредованно извлечь из самого текста HE. Согласно HE. VI 1. 1, отец Оригена Леонид был обезглавлен во время гонений против христиан при Септимии Севере. Поскольку в HE. VI 2. 2–3 разгар этих гонений отнесен к десятому году правления Септимия Севера ( δκατον μν γρ πεχε Σευρος τς βασιλεας τος), т.е. к 202 г. 26 , а в HE. VI 2. 12 утверждается, что на момент гибели отца Оригену было неполных 17 лет ( πτακαιδκατον ο πλρες τος γων), его рождение обычно относят примерно к 185 году. 27 Но если, согласно HE. VII 1. 1, Ориген умер в 251 г. в возрасте 69 лет, он должен был родиться в 181–182 годах 28 . Таким образом, продолжительность жизни Оригена , сообщаемая Евсевием, не согласуется с датировками его рождения и смерти, получаемыми из данных, приводимых тем же Евсевием. Эта ситуация создает две возможности: а) если отталкиваться от HE. VII 1. 1, можно датировать годы жизни Оригена 181/182–251 гг., что несовместимо с написанием трактата при Галлиене и, стало быть, говорит в пользу дуалистов 29 ; б) если исходить из датировки рождения Оригена на основе данных из HE.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-vopro...

Лит.: Dr ä seke J. Johannes Bekkos und seine theologischen Zeitgenossen//NKZ. 1907. Bd. 18. S. 877-894; Hofmann G. Patriarch Johannes Bekkos und die lateinische Kultur//OCP. 1945. Vol. 11. P. 141-164; Dvornik F. Le schisme de Photius. P., 1950. P. 544-556; Mercati A. Note archivistiche, bibliografiche, storiche su un documento dell " anno 1277 di Giovanni Bekkos, patriarcha di Constantinopoli//Ibid. 1955. Vol. 21. P. 256-264; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 681-683; Γιαννακ πουλος Κ. Ι. Ο ατοκρτωρ Μιχαλ Παλαιολγος κα Δσις 1258-1282: Μελτη π τν βυζαντινολατινικν σχσεων. Αθνα, 1969; Nicol D. M. The Byzantine Reaction to the Second Council of Lyons, 1274//Studies in Church History. Woodbridge, 1971. Vol. 7. P. 113-146; idem. The Last Centuries of Byzantium. L., 1972. Camb., 19932. P. 54-56, 61, 64, 79, 95-98; Gill J. John Beccus Patriarche of Constantinople: 1275-1282//Βυζαντιν. 1975. T 7. S. 251-266; Gouillard J. Michel VIII et Jean Beccos devant l " Union//1274, Année charnière: Mutations et continuités: Actes. P., 1977. P. 179-190; Ξεξ κης Ν. Γ. Ιωννης Βκκος κα α θεολογικς ντιλψεις ατο. Αθναι, 1981; idem. Γνμαι κα κρσεις τινς περ τς προσωπικτητος το Ιωννη Βκκου (1225-1297)//Αναφορ ες μνμην Μητροπολτου Σρδεων Μαξμου (1914-1986). Γενεη, 1989. Τ. 4. Σ. 93-104; Richter G. Johannes Bekkos und sein Verhältnis zur Römischen Kirche//ByzF. 1990. Bd. 15. S. 167-218; RegPatr, N 1424-1452; ODB. Vol. 2. P. 1054-1055; LTK. Bd. 8. S. 1008-1009; Hartmann B. Johannes Bekkos//BBKL. Bd. 3. S. 281-284; Успенский Ф. И. История Византийской империи. М., 1997. Т. 3. C. 513-521, 526-527; Γουναρδης Π. Ιωννης Βκκος χθρς Ρωμαων//Βαλκνια κα Ανατολικ Μεσγειος, 12-17 ανες Πρακτικ Διεθνος Συμποσου στη μνμη Δ. Α. Ζακυθηνο. Αθνα, 1998. Σ. 29-40; PLP, N 2548; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Визант.-вост. Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 126-127, 172-182, 247, 274, 292; Riebe A. Rom in Gemeinschaft mit Konstantinopel: Patriarch Johannes XI. Bekkos als Verteidiger der Kirchenunion von Lyon (1274). Wiesbaden, 2005.

http://pravenc.ru/text/469598.html

Эти возобновленные контакты принесли удивительные плоды. В 1976 г. один американский монах-траппист, отец Базиль Пеннингтон (Спенсер, штат Массачусетс), провел четыре месяца в разных греческих и русских монастырях Афона. Его личный дневник этого паломничества являет собой одно из наиболее прекрасных свидетельств о том, как могут смирение, желание «вслушиваться» в другого и поиск «единого на потребу» сближать сердца, невзирая на разделение Церквей и культур . Именно через такие поистине духовные встречи, которые пришлось пережить многим христианам разных традиций (на Горе Афон, а также и в других местах), сближаются сами наши Церкви, и становится ясным, что исихасты выполняют миссию миротворцев. Cf. S. Benedetto e l " Oriente cristiano. Atti del Simposio tenuto all " abbazia della Novalesa (19-23 maggio 1980) A cura di Pio Tamburrino OSB. Novalesa, 1981. Устав преподобного Венедикта. Гл. 73-я: « Что в настоящем уставе не все показаны законы подвижничества и духовной жизни »//Древние иноческие уставы. Собранные еп. Феофаном [ Затвор ­ ником ] . Издание Афонскаго Русскаго Пантелеимонова Монастыря. М., 1892. C. 652-653. Leroy Julien Saint Benoît dans le monde Byzantin//S. Benedetto e l " Oriente cristiano, o.c., P. 169-182. Raquez Olivier L " immagine di San Benedetto nei libri liturgici greci//ibidem, P. 185-202. Rousseau Olivier L " ancien monastère bénédictin du Mont Athos//Revue liturgique et monastique. N 14 (1929). P. 530-547; Pertusi Agostino Monasteri e monaci italiani all " Athos nell " Alto Medioevo//Le Millénaire du Mont Athos, 963-1963. Études et Mélanges. T. I. Chevetogne, 1963. P. 217-251. Beck Hans-Georg Die Benediktinerregel auf dem Athos//Byzantinische Zeitschrift. N 44 (1951). P. 21-24; Leroy Julien S. Athanase l " Athonite et la Règle de S. Benoît//Revue d " Ascétique et de Mystique. N 29 (1953). P. 108-122. Lanne Emmanuel L " interprétation palamite de la vision de saint Benoît//Tradition et Communion des Églises. Louvain, 1997. P. 175-198. Об о. Плакиде де Меестере см.: Misonne Daniel «   de Meester, Raoul, Marie, Joseph François, Léopold, en religion Placide »//Nouvelle Biographie nationale. Académie royale des sciences, des lettres et des beaux-arts de Belgique. Tome 5. 1999. P. 109-110.

http://bogoslov.ru/article/492319

Ложь, лесть и лукавство. II, 170; I, 136; V, 292 (пис. 14-е). Лоза и розги (что лоза и розги между собою, тое Христос и христиане между собою). IV, 33. О Любви Божией к человеку. V, 2–3 (пис. 2–3), 5 (пис. 6), 14 (пис. 14), 66–69 (пис. 47–49), 104 (пис. 96), 141 (§ 14), 321 (пис. 25); II, 16 (§ V); IV, 325 129), и в друг. безчисл. местах. Любовь к Богу. I, 152, 82 сл. 12-е); II, 18 (§ XIII), 44 (§ LXXX), 79 (§ CXIX), 89 (§ CXXVIII), 94 (§ CXXXVI), 255, 283 (§ 219); IV, 325–334 129–133); V, 214 (сл. 25), 304 (пис. 17-е). О Любви ко Христу Сыну Божию. III, 127–145; сл. I-e, стр. 27; II, 28 (§ XLIX). Любовь к ближнему. I, 155, 82 (сл. 12-е), 28 (сл. 2-е); II, 306, 37–38 (§§ LXIV-VI), 44 (§ LXXX), 318 (гл. 11-я), 351 (§ 272); III, 337 (§ 444–452); IV, 35 18), 87 (см. о томжде), 88 (§ 43); V, 212 (сл. 24-е), 217–220 (сл. 26 и 27-е). Любовь ко врагом. I, 159; II, 335; IV, 43 (о томжде); V, 124 (пис. 113). М Малое деревцо (юное и малое отроча и его воспитание). IV, 184. Тут же стр. 185–186, об искоренении страстей. Малыя дети (о неразумных, которые о потере временных благ жалеют и плачут, а о стяжании вечных небрегут). IV, 347. См. еще Плач. Междоусобная брань (у христиан, когда едины на друга возстают и друг друга обиждают). IV, 356. Меч над главою висящий (меч правосудия и гнева Божия над всяким нераскаянным грешником). IV, 100. Милость царская, законопреступникам обещанная и публикованная, и обращающимся являемая (прощение грехов, от Царя небеснаго обещанное и даруемое грешникам кающемся). IV, 156. О Милости к ближнему. I, 162; II, 318 (гл. 11); IV, 64–68 (о томжде, и Десница), 87–89 (о томжде, и Слепый удерживаемый). См. еще: о Любви к ближнему, о Должности богатых. Мир (с Богом). IV, 175; III, 400. Мир. IV, 1. См. еще Свидетели. Много я тебе должен (исповедь христианина пред Богом, при воспоминании бесчисленных и неоплатных благодеяний Его к нему). IV, 206. О молитве. I, 182, 193 (Разм. VII), 194 (Разм. IX); II, 299 (§ 234–248), 33 (§ LVI), 71 (§ CXVI), 83 (§ CXXII); III, 90, 251 (§ 413), 402; IV, 31 (§ 15); V, 152–153 (§ 50–51).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Репин И. Е. 198 Рерих Н. К. 200 Римская-Корсакова Л. 101, 123 Римские-Корсаковы 145 Розанов В. В. 200, 201, 230, 241 Розов А. Н. 8 Романовы, династия 338 Ртищев Ф. М. 122 Рубакин H. A. 223 Руфина, племянница Сергиевой Е. К. 179, 181 Саблер В. К. 155 Савва Соловецкий, пустынник 32 Савва (Тихомиров) , епископ 166, 232, 233, 244 Салтыков-Щедрин М. Е. 141 Самохин А. 141 Самуил, пророк 59 Сац Л. 159 Свентицкий В., протоиерей 83 Святополк-Мирские 145 Семен, секретарь о. Иоанна 195 Серафим Саровский , преподобный 57,115, 138, 221, 222, 223, 232, 242, 297, 327, 328, 330, 331 Сергей Александрович, великий князь 148, 15 Сергиев И. М. 22, 23, 215, 218 Сергиев И. И., протоиерей (о. Иоанн Кронштадтский ) 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172,173, 174,175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 183, 184, 188, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 211, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 242, 243, 244, 245 ; 246, 247, 248, 249, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270, 272, 273, 275, 277, 278, 279, 280, 281, 282, 283, 284, 286, 288, 289, 290, 291, 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299, 300, 301, 302, 303, 304, 305, 306, 307, 308, 309, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 321, 322, 323, 324, 325, 326, 327, 328, 329, 330, 331, 332, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 344, 345, 346, 347, 348 Сергиева Е. К. 24, 42, 43, 44, 179, 180, 181, 189, 219, 338, 339

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В марте 251 г. к Совету Римских пресвитеров обратилась партия Новата (пресвитер карфагенской церкви, создавший в 248 г. оппозицию недавно избранному епископом Карфагена Киприану; вместе со своими сторонниками он был отлучен от церкви в марте 251 г.) с просьбой о церковном общении, но Совет отказал им в этом. Однако Новат повел в Риме агитацию так успешно, что привлек на свою сторону Новациана. В начале марта 251 г. епископом был избран пресвитер Корнелий и был рукоположен 16 епископами. Однако его противники, недовольные как самим избранием Корнелия, так и его отношением к отступникам (падшим), противопоставили Корнелию пресвитера Новациана, не признававшего за церковью права принимать в свое общение падших. Этими своими сторонниками Новациан был рукоположен епископом Римским, т.е. стал антипапой (писатель VI в. Евлогий, патриарх Александрийский (580–607 гг.), цитируемый Фотием (Cod., 182), происхождение новацианского раскола объясняет тем, что папа Корнелий оскорбил Новациана: не желая иметь его своим преемником, он произвел его из архидиаконов в пресвитеры, поскольку в Риме было принято, чтобы архидиакон был преемником архиерея, т.е. папы). И Корнелий и Новациан обращались с общительными посланиями к различным епископам. Соборы Римский и Карфагенский поддержали Корнелия, чему немало способствовали Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский . Однако были свои сто-ронники и у Новациана. На востоке это были Фабий, епископ Антиохийский, многие епископы на Антиохийском соборе во главе с Фирмилианом, епископом Кесарийским. На западе особенно энергично поддерживал Новациана Маркиан, епископ Арльский, за это и низложенный. Новациане всегда стояли на стороне самой строгой церковной дисциплины. В принципе они были не против права церкви прощать кающихся грешников. Однако новациане считали, что гораздо целесообразнее предоставить это прощение Богу, поскольку раб не должен прощать согрешивших против его Господа. Поэтому они считали себя обществом «чистых». На католическую церковь они смотрели как на запятнавшую себя общением с грешниками (падшими).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1547 Рукоп. 28, л. 636–708. Вопросы Анастасия не встречаются в Кормчих до XVI в., хотя они в славянском переводе известны были в России еще в XI в. и помещались в сборнике Святослава, писанном в 1073 году. Рукоп. Румянцевского Музея 356, Востоков – описание Румянц. Музея, 301. Вопросы Анастасия есть и в Кормчей 1658 года, глава 69, л. 622–633. 1548 Рукоп. 28, л. 572–574. Сия глава опущена в Кормчей 1653 года. В собрании кормчей м. Даниила находится еще особая глава под названием «сказание о мантии патриархов, и митрополитов, и архиепископов и епископов». Рук. 28 л. 620–626. 1549 Нифонт был преемником м. Даниила по игуменству в Иосифове монастыре и там игуменствовал с 1522 по 1543 года, когда он сделан был архимандритом Новоспасского монастыря, а отсюда в 1554 г. хиротонисан был во епископа Крутицкого; умер в 1558 году, погребен в Волоколамском монастыре. Строев. Списки иерархов и настоятелей русской церкви, 182. 1034. Рукоп. Москов. Духов. Акад. (не разборчиво) Обиходник Евфимия Туркова, л. 38–39. 1550 Розенкампф Барон. Обозрение кормчей книги в историческом виде. М. 1829, изд. первое, приложение VII, 209–312. Здесь обстоятельно описана сводная кормчая. 1551 Так под 24–27 правилами св. апостолов приведено восемь святоотеческих. свидетельств, тождественных во всем до строгой буквальности с свидетельствами, помещенными в осьмом слове Данииловского соборника, рассуждающем об отношении к еретикам. Ср. Рукоп. Москов. Дух. Акад. 197, л. 259. 264. 261–262. 263. 264, 266. 246 и сводную кормчую по описанию Б. Розенкампфа. – Или еще: под 23 правилом 4 вселенского собора повторяются с буквальною точностью шесть цитатов, находящихся в осьмом слове соборника Даниила. Рукоп. М. Д. Акад. 197, л. 255. 256. 258. 251. 252–253.261–262. Под 5–9 правилами собора в церкви св. Апостолов помещено до шести цитат, одинаковых с цитатами осьмого слова Данииловского соборника. Рукоп. М. Д. Акад. 197, л. 252. 250–251. 252. Один цитат (толкование Аммония пресвитера на деяния Апостольские) тождественен с находящимся в по слании Даниила в Волоколамский монастырь. Рукоп. Новг. Соф. биб. 1281. Вообще сводной кормчей находится очень много свидетельств тождественных с цитатами слов Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

3. Cartas de consuelo Las cartas n.5.6.28.29.62.101.107.139.140.206.227.238.247 256.257.269.300–302 son expresiones de condolencia dirigidas a padres o esposos que sufrían por la pérdida de algún ser querido; a obispos, sacerdotes y monjes que vivían deprimidos; a iglesias privadas de sus pastores; a sacerdotes y fieles atacados por los herejes. 4. Cartas canónicas Basilio escribió muchas cartas con el único fin de restablecer el orden dondequiera que hubiera habido desórdenes o que el derecho canónico hubiera caído en desuso. De esta clase son las Ep. 53 y 54, dirigidas «a los Chorepiskopoi» al comienzo de su episcopado, hacia el año 370. Son famosas las tres que se conocen bajo el nombre de Cartas canónicas, la 188, la 199 y la 217, enviadas a Anfiloquio de Iconium. Contienen normas eclesiásticas detalladas sobre disciplina penitencial y son importantísimas para la historia de esta institución. Algunos negaron equivocadamente su autenticidad. Fueron muy pronto recibidas en todo el Oriente y pasaron a ser ley en la Iglesia griega. 5. Cartas ascético-morales Muchas de las cartas dirigidas al clero, a los seglares y a los religiosos se proponen promover la moral y la vida ascética. Basilio invita a los que han caído a volver a la grey y a una nueva vida; exhorta a obispos y sacerdotes a cumplir sus deberes concienzudamente; muestra distintos medios y caminos para alcanzar la perfección y ensalza la vida monástica con gran entusiasmo. A este grupo pertenecen las n.2.10 11.14.18.22 6.49.65.83.85.97.106. 112.115.116. 161.173. 174. 182.183.197.219.220 222.240.246.249.251.259.277.283.291–9.366. 6. Cartas dogmáticas Algunas cartas dogmáticas son tan extensas, que equivalen a verdaderos tratados. La mayoría trata directamente de aspectos diversos de la doctrina trinitaria, del Credo niceno y de la defensa de la consubstancialidad del Hijo y del Espíritu Santo, en contra de los arrianos, eunomianos, sabelianos y apolinaristas. Las que hacen los números 233–6, dirigidas al obispo Anfiloquio de Iconio, forman un conjunto coherente; en ellas se investigan las relaciones entre la fe y la razón, entre la naturaleza y la revelación, como fuentes de nuestro conocimiento de Dios. Otras cartas del mismo estilo son las n.9.52. 105.113.114. 125.129.131. 159.175.210.214. 226.251.258. 261.262.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Елизавета Федоровна, вел. Княгиня 399 Елисеев А. 326 Елисей Плетенецкий, архим. 246 Епифаний, митроп. 235 Епифаний Славенецкий,иером.156, 187, 188, 201, 220, 222, 225, 226, 228, 255 Епифаний, епископ 305 Епифаний, «епископ» 348 Еразм, чернец 99 Ермак Тимофей 234 Еропкин, губернатор Ефрем, митроп. 35, 87, 127, 170, 171, 172 Ефрем II, митроп. 35 Ефрем Новоторжский, преп. 121 Ефрем Печерский, монах 127 Ефрем Потемкин, старец 205 Ефрем Сирии 115,183, 200 Еврем, преп. 98, 117, 119 Жако 296 Жарский, епископ 360 Железняков 400 Жидята Лука, еп. 35, 118, 127 Жижиленко М. 496 Жиров Софроний 351 Жолкевский, гетман 167, 168 Жужгов Н. 398 Журавлев Андрей, прот. 349 Жураковский Анатолий , свящ. 434 Заозерский А., прот. 410, 411, 425 Зарудный 295 Заруцкий, атаман 165 Захаров А. 293 Зерников Адам 251 Зиновий Отенский , преп. 120, 124 Златоуст Иоанн, свят. 9, 12 Знаменский П. В., проф. 5, 251, 280, 314,316,321 Зноско-Боровский Митрофан, протопресвитер, ныне епископ 494 Зонара Иоанн 44 Зосима, митроп. 68, 69, 85, 123 Зосима, монах 83 Зюзин Никита, боярин 189, 190 Иаков Блоницкий, иером. Иаков Вечерков, архиеп. 281 Иаков Железноборовский, преп. 106 Иаков Мних 12, 13, 97, 116 Иаков Святослав, болг. Иаков Черноризец 17 Иаков, свят. 128 Иаков, архиеп. 381 Иаков, архим. 380 Ивак, хан 68 Иван Данилович, князь 48 Иван Данилович Калита 49 Иван Наседка 178, 179 Иван Неронов, протопоп 182,183 Иван Федоров 148 Иванов Феодор, диакон 198, 203, 205 Иванов Фома 262 Иванов Ф. 299 Иваецов-Платонов А., проф.-прот. 317 Игнатий, патриарх 161, 161, 162, 164, 169, 172 Игнатий Смола, митроп. 269, 272 Игнатий, митроп. 234 Игнатий Брянчанинов , епископ 317 Игнатий, епископ 44, 88,128, 129, 263 Игнатий Иовлевич, архим. 187 Игнатий Корсаков, архим. 212 Игнатьев Иаков, протопоп 262 Игорь Константинович, князь 399 Игорь Рюрикович, князь 9 Игорь Черниговский, князь 87 Иевлев Клементий 205 Иеремия, патриарх 144, 153, 154, 155, 156, 237, 238, 241 Иеремия III, патриарх 265, 267 Иеремия, митроп. 163 Иеремия, епископ 246

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010