АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 92-103 103-181 181-182 182-183 183-184 184-185 АФРЕ прп. Египетский, отшельник Нитрийский (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 8 июня) 186-187 187-190 АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ общее название церквей и сект, которые объединяют людей черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиционные африканские верования 190-191 185-186 АФРОДИСИЙ прп. Палестинский ( 1-я четв. VI в.), (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 24 дек.) 191-192 192-193 193-194 194-195 АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 195-196 196-197 197-198 198-199 199-204 204-205 АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп. Киево-Печерский (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 205-206 206-207 207-208 208-209 209-210 210-212 212-213 213-214 214-215 215-216 216-217 217-218 218-219 219-220 220-221 221-223 223-224 224-226 226-227 227-228 228-229 229-230 230-231 231-232 232-233 234-235 235-236 236-237 237-239 239-240 240-241 241-242 243-244 244-245 245-246 246-247 247-248 248-251 251-253 253-254 254-255 255-256 256-257 257-258 258-259 БАЗАРОВ Иоанн Иоаннович (1819 - 1895), прот., проф. словесности СПбДС, автор трудов по библ. истории 259-260 260-263 263-264 264-269 269-270 270-271 271-272 272-274 БАКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской (1905-1919), Ставропольской и Владикавказской (1994-1998) епархий 274-275 275-276 276-277 277-278 БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - " Могучей кучки " 279-280 280-281

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Гомер (Homerus) 109, 109 2 Горский А. В., прот. 101 143 Грегори К. (Gregory С. R.) 66 56 , 86, 86 126 Григорий Великий (Двоеслов) , свт. (Gregorius Magnus) 165 38 , 236, 236 13 Григорий Нисский , свт. (Gregorius Nyssenus) 337, 337 62 Гримм В. (Grimm W.) 234 10 , 366 133 Гримм К. (Grimm С. L. W.) 54, 55 12 Грисбах И. И. (Griesbach J. J.) 54, 55 12 , 84, 84 122 , 156, 188, 188 313 Гуг И, (Hug J. L.) 150 16, 18, 19 , 165 40 , 178, 195, 195 98 , 202 100 , 203 101 ,249 54 Д Давид, царь, прор. 110, 171, 175, 210, 258, 263, 275, 277, 280, 284, 296–298, 353, 373 Дальман Г. (Dalman G.) 248 50–53 , 249 54 , 261 93 , 316 28 Дамас, папа Римский 78 Даниил, прор. 121 41 , 352 106 Дейсман Г. А. 54, 55, 55 13 Делич Ф. (Delitzsch F. J.) 246, 248 48 , 274 114 Дидон Г. (Didon Η.) 171 50 , 227, 227 1 Диодор Сицилийский (Diodorus Siculus) 109 7 , 133, 134 59 Диодор Тарсийский, еп. 105 152 Диоклетиан 61 Дионисий Ареопагит 220 Добшютц Э., фон (Dobschütz, Е. von) 69 64 , 75 84 ,78 11 , 336 60 Дэвидсон С. (Davidson S.) 330 51 , ЗЗЗ 53,54 Е Евмен II, царь 61 Еврипид (Euripides) 244 38 , 314 27 Евсевий Памфил , еп. Кесарийский (Eusebius Caesariensis) 61 35 , 69, 69 63 , 76, 76 90 , 77 91 , 80 108 , 100, 100 141, 142 , 103, 103 147, 148 , 130, 130 51 , 139 70, 72 , 145, 145 3 , 146 6 , 165 37 , 182, 182 68 , 183, 188 81 , 194 94, 95 , 209 106 , 214 113 , 239 2 3, 25, 26 , 242, 242 30 , 243 37 , 250, 250 58 , 251, 251 60, 61 , 252, 252 65 , 254, 254 71 , 72, 74 , 255, 255 78 , 261 94 , 266, 267 100 , 268 101 , 271 106 , 272, 272 108 , 112 , 275 115 , 304 4 , 309 16 , 17 , 310, 310 22 , 312, 313 25 , 26 , 322 39, 40 , 329, 329 50 , 337, 337 61 , 64 , 338, 338 67 , 341 77 , 78 ,342, 344 86 ,345, 345 87 , 346, 346 88 , 91 , 348, 350, 351 98 , 356 , 356 113, 114, 116 , 356 117 , 358–359, 359 122 Евстафий, еп. Фессалоникийский (Eustathius, ер. Thessalonicensis) 109, 109 3 , 134 59 Евтихий Александрийский (Eutychius Alexandrinus) 310, 310 18 Евфалий Александрийский 69, 70 64 Евфимий Зигабен (Euthymius Zigabenus) 269, 269 103 , 272, 272 110 , 338

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1738 г. и худо. Лучшее: graec. et lat. Т. 1 et 2. 1721–22. cura Garnierii T. 3. cura Marani 1725, 1775. Paris. После того издано: Ioannis Xyphilini et Basilii m. aliquot, Orat. cura Mathaei Mosquae. Здесь напечатаны три дотоле не изданные сочинения Василия: о совершенстве жизни иноческой, о милости и суде, утешение страждущему. Первое принад. к монашеск. правилам. (Montfau. Bibl. Coisl. р. 295). Последнее состав. письмо, и второе Беседу; то и другое есть в Венец. библ. св. Марка (cod. 54–56. jacc. XI)., в Коаленовой б-ке (cod. 48 et 50. Montfauc. р. 117–118). Кроме то в той же Венец. библиотеке есть след. не изд. сочинения св. Василия: а) письмо к Урбану о воздержании (cod. 54); б) об управлении в Христе; в) пох. Слово предшественнику; г) о св. Троице; д) на Евангелие Луки и о св. Анне: Отроча же растяше; е) на св. Пасху; ж) на память мучен.; з) на расслабленного; и) на поставление св. Апостолов, cod. 55, 61); й) на слово: о дни же том никто же весть; к) о св. Петре на генисаретском озере (cod. 55. Montfauc. Bibl. Coisl. 293. 191). На армянский язык еще в 5 веке переведены были: а) Шестоднев Василия (изд. 1830 г.); б) 8 Бесед из числа изданных на греческом, и кроме того, неизданная на греческом бес. об очищении Девы (на сретение Господне); в) пространные и краткие ответы о подвижничестве, подвижническое слово и подвижнические наставления, известные и на греческом; г) письмо к Терентию военачальнику о смерти дочери его, не известное ныне на греческом. Neumann, Gesch. d. armen, Litterat. S. 81. На сирский язык некоторые сочинения св. Василия переданы были также вскоре после его смерти. На славянск. яз. сочинения св. Василия, изд. в 4 част., М. 1787–1790 г., в переводе темном и часто неверном. Русский перевод: творение св. Василия Великого М. 1845–1848. 8, ч. 1–7. 492 У Гарньера издано 24 беседы; 25 у Маттея; о не изданных в прим. 47. Две беседы о посте, которых подлинность подвергали сомнению, недавно отысканы в армянском переводе V века. Neumanns, Gesch. d. armen. Litter. S. 81. Lpz. 1836. Похвальные слова: а) 40 Мученикам; б) М. Варламу; в) М. Гордию; г) М. Маматту; д) М. Улитте. 493 См. Epist. 24–26. 49. 65. 83. 85. 97. 106. 112. 115. 116. 161. 174. 182. 183. 197. 219–222. 240. 246. 251. 259. 277. 283. 291–294. 296–299. Читать далее Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.]/[Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-ro Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859./Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

177 Т. 5. С. 480. 178 См.: (1Тим.2:8). 179 Т. 2. С. 226. Ср.: Т. 5. С. 379. 180 Т. 2. С. 226. 181 Там же. 182 Т. 5. С. 473. 183 Т. 4. С. 427. 184 Т. 4. С. 508. 185 Т. 5. С. 283. 186 Там же. 187 Т. 5. С. 283. 188 Там же. 189 Там же. 190 Т. 5. С. 284. 191 Эти слова очень поучительны для «совопросников века сего», т. к. показывают, что Церковь смотрела на мощи, т. е. что они не должны обязательно представлять собой целое тело человека, а хотя бы какие-либо останки от костей святых. 192 Т. 5. С. 284. 193 Т. 5. С. 297. 194 Там же. 195 Т. 5. С. 357. 196 Т. 2. С. 730. 197 Т. 5. С. 73. 198 Т. 3. С. 394—395. 199 Т. 5. С. 453—457. 200 Т. 5. С. 454—455. 201 Т. 1. С. 290. 202 Подробнее о них будет сказано далее при изложении учения об умной молитве. 203 Т. 5. С. 469. 204 Т. 5. С. 284. 205 Т. 4. С. 360 206 Т. 5. С. 109—110. 207 Т. 4. С. 380. 208 Т. 4. С. 513. 209 Т. 5. С. 359. 210 Т. 5. С. 359—360. 211 Т. 1. С. 96. 212 Т. 5. С. 173. 213 Т. 2. С. 526. 214 Т. 2. С. 724. 215 Т. 5. С. 173. 216 Т. 2. С. 526. 217 Т. 4. С. 611. 218 Т. 2. С. 526—527. 219 Т. 3. С. 311. 220 Т. 5. С. 236. 221 Там же. 222 Т. 5. С. 345—346. 223 Т. 2. С. 526 (св. Иоанн Лествичник). 224 Т. 2. С. 229 (прп. Нил Синайский). 225 Там же. 226 Т. 5. С. 389. 227 Т. 5. С. 230. 228 См.: (Сир.34:23). 229 Т. 5. С. 230. 230 Т. 2. С. 225. 231 Посторонними мыслями. 232 Т. 5. С. 133—134. 233 Т. 5. С. 387. 234 Т. 5. С. 387. Ср.: Т. 2. С. 214. 235 Там же. 236 Т. 2. С. 661. 237 Там же. 238 Т. 1. С. 541 (св. Марк Подвижник). 239 Т. 2. С. 477. 240 Т. 2. С. 139. 241 Нерассеянности и отсутствии посторонних мыслей. 242 Указание на обязательное участие сердца в молитве. 243 Т. 1. С. 216. 244 Т. 5. С. 464. 245 Т. 5. С. 465. 246 Там же. 247 Т. 2. С. 137. 248 Т. 5. С. 465. 249 Т. 2. С. 229 (прп. Нил Синайский). 250 Т. 2. С. 214. 251 Т. 5. С. 467. 252 Т. 5. С. 467. 253 Т. 5. С. 474. 254 Т. 5. С. 467. 255 Т. 2. С. 134. 256 Т. 5. С. 389 (свв. Каллист и Игнатий, прп. Нил Синайский); С. 388 (св. Иоанн Лествичник); Т. 3. С. 436 (прп. Илия Екдик).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

Граббе Ю. П. 355 Грибовьский В. 304, 359 Григорьев В. В. 301 Губонин М. Е. 308, 353 Д Деникин А. И. 3, 5, 6, 8, 15, 16, 23, 27, 28, 33, 36, 42–44, 46–50, 57, 61, 66, 68, 77, 84–86, 88, 117–119, 121, 155, 165, 172, 233, 241–243, 248, 249, 252, 258, 261, 262, 264, 267, 269, 272–275, 277–279, 288–293, 300, 313, 337, 339, 345, 349, 350, 351, 354, 357 Данцев А. 329, 355 Дестивель И., свящ. 18, 355 Джугашвили (Сталин) И. В. 312 Димитрий (Абашидзе), архиеп. 9–11, 20, 23–26, 28, 31, 34–36, 39, 60–64, 84, 88–90, 92, 95, 97, 99, 100, 102, 110, 112, 117–119, 125, 126, 128, 132, 135–137, 142, 144, 146, 147, 151, 154, 170, 173, 175–178, 180–182, 184, 190, 197, 235, 256, 261, 263, 267, 274, 284–286, 300, 302, 311, 313, 355, 357 Димитрий Донской 118, 207 Димитрий (Любимов), еп. 326 Димитрий (Павлович), митр. 309 Дионисий (Сосновский), еп. 296 Добровольский М. К., прот. 84, 95, 102, 106, 127, 147, 156, 179, 180, 189, 235, 285, 294, 319 Добромыслова М. 217 Добросовестный 230 Долгоруков П. Д., князь 118, 123, 266 Досычев В. 234–236 Драгомиров А. М. 50, 57, 273 Дроздовский М. Г. 288 Дэвидсон Р., архиеп. 162, 299 Е Евлогий (Георгиевский), митр. 28, 119, 172, 299, 322, 327, 354 Евсевий (Рождественский), еп. 314 Евтихий 298 Егоров Н. Д. 308, 354, 358 Елизавета Федоровна, вел. кн., мц. 318 З Завитаев И. М., прот. 84, 95, 102, 125, 147, 150, 153, 156–158, 283, 319 Загорский А. 318, 355 Замысловский Г. Г. 341 Захария (Лобов), архиеп., сщмч. 315, 352 Зилитинкевич И. П. 223 Знатное А. В. 318, 355 И Иванов В., прот. 70, 71, 230 Иванов H., прот. 13, 15 Ивановский А. И. 28, 29, 37, 84, 90, 92, 93, 95, 102, 118, 127–133, 135, 147, 150–153, 157, 158, 172, 184, 185, 188–191, 251, 285, 333 Игнатьев А. П. 340 Иеремия, пророк 160 Иннокентий (Бусыгин), еп. 315 Иннокентий (Солодчин), еп. 317 Иоанн Богослов, апостол 144, 159 Иоанн Златоуст , свт. 144, 305 Иоанн (Левицкий), еп. 9–11, 52, 60, 61, 63, 85, 91, 95, 100, 102, 119, 125, 136, 137, 143, 155, 175, 176, 224, 230, 235, 261, 274, 284, 313, 314, 327, 357

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Должность священническая (о седми таинствах). I, 1–9. О Должности пастырей и подчиненных им. III, 353 (гл. 4-я), 340 (§ 450–451); I, 1–19, 96, 113, 178; II, 4 (§ 8), 10 (§ 15), 304 (§ 248, 3–4), 311, (§ 251); III, 340–341 (§ 450–451); IV, 37 (§ 21), 88–92 43–45), 336–343 138–137), 360 147); V, 156, 323 (пис. 26-е), 340 (пис. 44-е). – судей и к суду приходящих. III, 349 (гл. 3-я); 178 (§ 114). – начальников и подначальных, V, 153–156 (§ 52); III, 342–345 (гл. 1-я); II, 192 (§ 133); IV, 88–92 43–45), 341 137). – господ и рабов их. III, 366 (гл. 7-я), 160 (§ 352); V, 164 (§ 56), 331 (пис. 33-е); I, 150, и во мног. друг. местах. – нанимающих и нанимающихся работать . V, 169; I, 109 (кол. 1). – дающих и приемлющих взаим. V, 166–168; II, 182 гл. 9-я); I, 233 (пис. 8-е). – продающих и купующих. V, 168–169, 334 (пис. 37-е). – богатых. V, 165. См. еще Богатство и богатый. – убогих. V, 166; IV, 67 (о томжде); II, 332 (§ 264). О Достоинстве христианском. III, 380 (гл. 5), 196 (гл. 3); V, 200 (сл. 18). 2–4 (пис. 2–5). См. еще о Благородии души человеческой. Древо высокое посреди малаго леса (человек на чести пребывающий, посреде подлых (простых) людей). IV, 89. Древо доброе (христианин добрый). IV, 119. О духовной мудрости. См. о Мудрости христианской. О Духовном христианском рождении, или св. крещении. III, 372. См. еще о Святом крещении. Душа боголюбивая не точию на земли, но и на небеси ничего не хощет, кроме Бога. V, 304 (пис.17-е); IV, 333 133). Е Евангелие. III, 1 (гл. 1-я); IV, 161 86), 17 9), 201 105) V, 73–74 (пис. 57–58, 88 (пис. 74), 94 (пис. 82), 198 (сл. 17-е). См. еще: Зеркало, Житие Христово, о Истине учения Евангельскаго. О Едином на потребу. См. Вечное спасение. Един поемлет, другой оставляется (тое ж будет во второе пришествии Христово с благочестивыми и нечестивыми). IV, 271 110). Ж Желание (чего желать и искать должен христианин). IV, 92. Жених и невеста (что между собою жених и невеста, тое Христос и христианская душа). IV, 38. О Жертве христианской. III, 74.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Иустин, архиепископ – 756 Ицидзё Стефан – 67, 68 Ицикава Гавриил – 268, 415, 416, 593, 789 Ицикава Логин – 435, 436 Ицикава Лот – 520 Ицикава Моисей – 618 Ицикава Николай – 614 Ициномия Иосиф – 122, 268, 282, 493, 562, 587, 686 Кавагуци – 311 Кавагуци Павел – 64 Каваи (Кавай), купец – 453, 630 Каваками, генерал – 772 Кавамото Авраам – 49 Кавамото Иоанн (Иван Акимович) – 152, 168, 185, 213, 215, 217, 231, 234, 236, 242, 248, 249–251, 253, 254, 256, 263, 284, 285, 293, 294, 297, 302, 304, 305, 310, 311, 317, 323, 326, 327, 332, 348, 358, 360, 367, 379, 380, 382, 389, 390, 419, 422, 425, 426, 429, 430, 434, 435, 437, 439, 441, 448, 456, 458, 462, 463, 479, 481, 489, 491, 492, 494, 497, 498, 514, 520, 528, 530, 531, 533, 546, 551, 552. См. также Сенума Иван Акимович Кавамото Сара – 289, 290 Кавамото Яков – 49, 101 Кавамура Моисей – 100, 141, 182, 184, 303, 418, 419, 454, 510, 513, 529, 583, 665, 705, 709, 739, 740, 746, 749, 755, 759 Кавано Петр – 125, 135, 150, 151, 162, 171, 181, 196, 204, 219, 221, 265, 266, 299, 309, 319, 335, 336, 396, 398, 417, 430, 468, 485, 515, 524, 531, 532, 538, 547, 548, 550, 562, 680, 712, 718, 783, 784, 796, 814 Кавасаки, писатель – 590, 599 Кавасаки Сабуро – 209 Катами Осиено – 62–64, 70, 238, 595 Катета Лукия – 611, 612, 619 Катета Марфа – 346 Катета Матфей – 127, 130, 158, 162, 207, 212, 217, 221, 235, 249, 279, 286, 326, 345, 349, 375, 337, 339, 344, 349, 354, 388, 390, 415, 418, 420, 423, 451, 452, 454, 455, 456, 468, 483, 486, 488, 495, 499, 548, 556, 571, 687, 760 Катета Павел – 261, 262, 326, 346, 382, 554, 558, 560, 563, 566, 575–577, 595, 611, 686, 691, 710, 799, 800, 809–811 Катета Сира – 346, 809 Кагеяма Иоанн – 521 Кадзима Акила – 520 Кадзима Лука – 141, 142, 148, 149, 195, 211, 212, 290, 291, 473, 520, 562, 587, 604, 606, 618 Кадо Елисей – 54, 70–72, 130, 181 Казаков – см. Козаков Каин – 702 Какегарачёо Елена – 821 Какехаси Петр – 268, 282 Како Николай – 158 Камацубара (Комацубара) – 242, 420 Камеи, старуха – 589 Камеи Дамиан – 301, 303

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В своем сочинении Н. выразил национальные и религ. взгляды, отражающие политическую ситуацию в Грузии XII в., несмотря на то что прямо он нигде не называет имени св. Тамары. Р. Г. Сирадзе связал символику «чести женщин» со Светицховели, основываясь на использованных Н. богородичных эпитетах, к-рые в своем слове «О рождестве Богородицы» рассмотрел прп. Андрей Критский («Дом Бога», «Храм Бога», «Святой Храм», «Сион»). По мнению Сирадзе, через эти символы Светицховели мог олицетворять Богоматерь ( Сирадзе. 1992. С. 134). Сочинение открывается философско-богословскими рассуждениями (по мнению Кекелидзе, основанными на «Шестодневе» свт. Василия Великого) о Божией силе и мудрости, в контексте чего представлены история обращения грузин и историческая миссия груз. народа. Джавахишвили обратил особое внимание на рассуждения Н. о характере грузин и греков и пришел к заключению, что Н. больше импонировали греки, к-рые «никогда не оставляют без внимания даже небольшие явления и описывают их, не предавая забвению бездны». Грузины же из-за своей беспечности «многое потеряли». Особенно Н. выражал беспокойство по поводу того, что грузины «не имели традиции исследовать философские вопросы» и не были искусны в красноречии ( Николай (Гулаберисдзе). 2007. С. 48). С т. зр. Джавахишвили, Н. «ставил целью восполнить этот пробел... хотел создать новое историко-философское направление в грузинской литературе» ( Джавахишвили. 1977. Т. 8. С. 402). Переводы Известно, что Н. также был переводчиком. Ему принадлежат переводы мн. сочинений прп. Максима Исповедника : это письмо эпарху Георгию (Кут. 14, XVII в. Л. 172-182 об.; НЦРГ. А 234. Л. 85-153 об.), «О молитве «Отче наш»» (Кут. 14), труды прп. Максима богословского характера (НЦРГ. A 711, 1785 г. Л. 57-60 об.; S 1350, 1794 г. Л. 63-121 об.; A 1206, XVIII в. Л. 44-58); различные краткие трактаты преподобного против монофизитов и монофилитов (Кут. 14. Л. 1-150), его эпистолярные, полемические и догматические сочинения (Кут. 14. Л. 150-152, 166-168 об., 168 об.- 182 об., 182 об.- 185 об., 185 об.- 188 об., 188 об.- 190, 216-218, 224-224 об., 226-227 об., 228-251, 251-251 об., 252 об.- 253 об., 255 об.- 257 об., 267-269, 270-278, 280 об.- 297 об., 302-303, 303 об.- 310 об.; НЦРГ. A 1206, XVIII в. Л. 1-60, 218-221, 224 об.- 226, 253-254, 254-255, 257 об.- 261, 261-263) и др. ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 322; Габидзашвили. Переводная гимнография. 2012. Т. 6: Каноника. Догматика-полемика. С. 193, 200, 202-203, 205, 229, 231-237, 242, 243, 247, 265, 275, 276, 278-279, 285, 289). Исследования последних лет дают основания полагать, что часть переводов была Н. приписана.

http://pravenc.ru/text/2566054.html

Имя К. внесено в монастырский синодик XVII в.,- как указал Н. С. Стромилов, около имени преподобного в рукописи «украшения травчатаго письма, т. е. рисованы вокруг клейма цветы и листья» (Козьмина мон-ря синодик. 1884. 5. С. 1; также см.: Монастыри. 1906. С. 113). В XVII в. наилучшего состояния Яхренский мон-рь достиг в период деятельности игум. свт. Митрофана (1666-1675; впосл. епископ Воронежский) ( Ефимова. 2002. С. 248-251). К этому времени относятся все известные списки Жития К. и по крайней мере один список канона К. (РНБ. Солов. 182/182. Л. 173-176). Вероятно, в XVII в. почитание К. уже вышло за пределы Космина монастыря. Так, согласно тексту вкладной записи 1666 г. в рукописи, содержащей Житие К. (П), «старица инока скиница княгиня Палагея Борисова» по «родителех на вечной поминок» вложила эту книгу в московский в честь Вознесения Господня мужской монастырь (РНБ. Погод. 729. Л. 1-105). В 1-й пол. XVIII в. почитание К. было не столь распространено, это, по всей видимости, было связано с утратой былого значения Космина мон-ря: как «малобратственный», он временно был приписан к синодальному Никольскому Волосову мон-рю (1726-1727) ( Ефимова. 2002. С. 251). Житие К., по-видимому, не переписывалось. Возможно, в обители к этому времени либо уже не было списка чудес преподобного, либо они не были известны братии. Так, в 1744 г. последовал указ имп. Елизаветы Петровны по всем епархиям предоставить сведения о мощах, хранящихся «под спудом». В своем ответе игумен Космина монастыря Иаков сообщил, что К. «издревле» совершалась служба 14 окт. (текст службы хранился в мон-ре), а о чудесах этого святого ничего не известно ( Голубинский. Канонизация святых. С. 443-445). На этом основании Е. Е. Голубинский заключил, что «о начале местного празднования ему ничего не может быть сказано» (Там же. С. 151). Во 2-й пол. XVIII в., по-видимому, интерес к К. возрос, в мон-ре не позднее 1775 г. был известен список XVIII в., содержавший Житие, чудеса и службу, к-рым воспользовался Павлинский (см.: Житие. 1883. С. 249-250). Возможно, написание полного списка Жития и чудес К. было связано с запросом имп. Елизаветы. Учитывая то, что монастырь к тому времени не располагал достаточными сведениями о К., можно полагать, что для создания данного списка привлекались материалы, хранящиеся вне обители. Вероятно, был привлечен суздальский список Жития из б-ки Спасо-Евфимиева мон-ря, с которым Яхренская обитель, судя по всему, в XVI-XVIII вв. поддерживала контакты (ср. указание на переписывание в XVII в. Жития К. ризничим Косминской обители «старцем Феоктистом суждальцем» - запись на л. 123 об. ркп., содержащей П, переписку между бывш. косминским игуменом еп. Воронежским Митрофаном и спасо-евфимиевским архим. Варлаамом в нач. XVIII в., наличие имен игуменов Спасо-Евфимиева мон-ря в синодике Косминского мон-ря - Монастыри. 1906. С. 50, 113; Усачев. Списки и источники. 2011. С. 28. Примеч. 28).

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Двойное имя Марина-Маргарита включено в заключительную часть инвокации, обращенной к мученицам, в старослав. Молитве против диавола ( Конзал. 2002. С. 77), к-рая в новейшей лит-ре с большой степенью вероятности атрибутируется слав. первоучителю равноап. Мефодию . О монастырях, носящих имя М., сведения отсутствуют. Посвящения этой святой храмов, в т. ч. придельных, очевидно, было большой редкостью даже применительно к крупнейшим русским городам. В народных верованиях балканских славян М. (именуемая Огненной Марией) считается ввиду близости дней памяти сестрой прор. Илии и почитается как защитница от огня (пожаров) и засухи, «хозяйка над змеями» и целительница от змеиных укусов и глазных болезней. В день ее памяти запрещались полевые и тяжелые домашние работы, разведение домашнего очага и приготовление горячей пищи ( Плотникова. 2004). В восточнослав. народных заговорах имя М., как правило, не фигурирует. Вплоть до кон. XIX в. оно преобладало в монашеской среде, хотя известно в Др. Руси и как княжеское. А. А. Турилов Ист.: Usener Н. Acta S. Marinae et S. Christophori: FS zur 5. Säcularfeier d. Carl-Ruprechts Universität zu Heidelberg . Bonn, 1886; ActaSS. Iul. T. 5. P. 26-44; NikÒdhmoj. Sunaxarist»j. T. 6. S. 74-77. Лит.: ЖСв. Июль. С. 376-386; Lafontaine-Dosogne J. Une thème iconographique peu connu: Marina assommant Belzébuth//Byz. 1962. Vol. 22. P. 251-259; Ross M. C., Downey G. A Reliquary of St. Marina//Bsl. 1962. T. 23. P. 41-44; Sauget J.-M. Marina (Margherita)//BiblSS. 1966. T. 8. Col. 1150-1160; Бугаевский А. В., Владимир (Зорин), игум. Житие и страдание св. вмц. Марины. Страдания и чудеса св. вмц. Параскевы. М., 1999. С. 5-21; Конзал В. Старослав. молитва против дьявола. М., 2002; Плотникова А. А. Мария (Марина) Огненная//Слав. древности. М., 2004. Т. 3. С. 182-183; Иванова К. Bibliotheca hagiographica Balcano-slavica. София, 2008. С. 584-585; Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 6. С. 225-229; Dresvina J. A Maid with a Dragon: The Cult of St. Margaret of Antioch in Medieval England. Oxf., 2016.

http://pravenc.ru/text/2562062.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010