Марасса 238. Мария, дочь Раймунда, супруга Мануила 232. Мария, дочь Мануила 130; преднамереваемая невеста Белы 237. Мария, старшая дочь царя Иоанна, в замужестве за Рожером 38, 39. Мария, дочь севастократора Исаака 148. Марк – то же, что Анкона 180. Массагеты в составе римского войска 163, 182. Меандр 62, 66, 67, 131, 133. Медиолан 252, 255. Мелангии 38, 87, 140, 328. Мелас, река во Фракии 79. Мелиа, нападает на Киликию 317; восстает против Мануила 320. Метаволи 140. Мидия 201. Михаил, магистр риторики, см. Василакий (Михаил). Михаил, логофет, обвиняет Алексея 299. Михаил, патриарх Константинопольский 33, 67. Молисса, город в Италии 167. Молчаливое слово 323. Монастырь – в Византии во имя Вседержителя 9; в Киликии на месте кончины Иоанна 30 ; Оксийский, или Авксентиев 33. Монемвасия, приморский город в Лаконии 131. Монета золотая – первая и вторая 34. Монополь, город в Италии 160. Монтеферрас, крепость в княжестве Трипольском 17. Монтополь, город в Италии 165. Мопсуестия, город в Киликии 15, 31, 135. Моравсия 17. Мощи мученика Прокопия 251. Н аис 75, 113, 136, 139, 225, 235, 251. Нарзес, римский полководец 242. Немань (Стефан), архижупан сербский 123; наказывается Мануилом 320. Неокесария, город в Сирии 21, 333. Непа, крепость 134. Никава 111. Никея 91. Никифор, см. Василакий. Никифор, судья Вилы 299. Никифор, см. Вотаниат. Никифор, см. Халуфа. Никифор, см. Каспакс. Никифор, см. Дасиот. Никифор, см. Петралифа. Николай, см. Ангел. Николай Музал, патриарх Константинопольский 90. Нил, река 132. Нифонт, монах, последователь ереси богомилов 67–69. Нураддин, правитель сарацин, выдает царю пленников 208; усиливается на Евфрате 238; вступает в сражение с дуксом Киликии Константином 238; берет в плен Константина и Ренальда, побеждает Тероза и питает надежду овладеть Антиохиею 239, 251; восстает против Мануила 320. О бычай у гуннов, требовавший, чтобы, когда царь рождает наследника престола, брат царский жил в королевстве с выколотыми глазами 8; у латинян – после брака совершать подвиг мужества 49; известным образом наказывать изменников 187; изображать подвиги царя на стенах его дворца 188; решать недоумения случайно открывшимися словами Св. Писания 235; на стенах своих комнат изображать подвиги царя 295; продавать свою свободу 305.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петроградский: владыка 15; городской голова 145; городской Комитет Всероссийского Союза городов 281; Комитет оказания помощи Сербии 120. 144. 145; митрополит 187. 211.214. 804. 305; Областной Комитет Всероссийского Союза городов 178. 180. Петроградские учреждения н лица 295. Петроградское: дворянство 280; Славянское благотворительное Общество 141. Петроградцы 8. Петроград 3–4. 14. 30. 31. 39. 53И 54. 59. 95. 121. 123. 124. 135. 137. 138. 146. 164. 169. 179. 213. 214. 218. 263. 264. 277. 281.283. 284. 291. 294. Петропавловская крепость в Петрограде 10. Петр Великий, Император 281. Печьская митрополия 145. Питирим (Окнов), архиепископ, экзарх, митрополит 15. Платонова А. Ф. 284. Плюсса, станция варшавской железной дороги 151. Подольская епархия 150 Полоцкая епархия 150. Польская организация 168. Польский язык 216. Поляки 168. Порфирий II, архиепископ Синайской Горы 230. «Правительственный Вестник» 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 11. 12. 13. 14. 15. 24. 28. 29. 31. 33. 34. 35. 36. 90. 96. 112. 113. 166. 294. 331. Преображенский: полк 292; собор всей гвардии 292. «Приходский Листок» 70. 71. 251. 253. 264. 272. 273. 274. 275. 278. 301. «Приходское Чтение» 274. 275. Прозоровский Рафаил, благочинный 279 Прут, линейный заградитель 84. Псковская губерния 6. Пуришкевич Владимир Митрофанович 282. Пятигорск, г. 124. Раухфус Карл Андреевич, лейб-педиатр 109. Рига 151. Рижская епархия 150. Рижский: Политехнический Институт 279; Свято-Троице-сергиев женский монастырь 151. Римский-Корсаков Александр Александрович, сенатор 169. Римско-католическая Миссия 223. Рим, г. 227. Рим 282 . Рождественский –см. Никон. Романовский Комитет 120. 126. 127. 128. 129. 130. 261. Российская: Держава 44. 195. 196; империя 75. 138. 293. 305; Церковь 306. Российские воины 68. Российский: посланник в Сербии 143; консульский представитель в Дильмане 223. Российское: воинство 17. 18. 30. 31. 36. 305; государство 195; Общество Красного Креста 52. 62. 179. 279. 281. 282; оружие 46. Россия 2. 3. 5. 7. 11. 12. 13. 28. 31. 34. 35. 56. 45. 74. 85. 97. 112. 130. 131. 138. 139. 140. 141. 143. 150. 152. 182. 183. 184. 185. 186. 192. 194 195. 196. 197. 204. 208. 211. 217. 218. 219. 221. 222. 224. 226. 228. 237. 251. 252. 269. 270.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

По свидетельству святителя Григория Богослова , у святителя Василия было в подчинении около 50 сельских епископов 28 . Письма к хорепископам (см. письма 120(125), 314(323) и другие), помимо достаточно суровых порицаний, содержат и слова похвалы и одобрения, а также свидетельствуют о готовности защищать своих братьев во Христе от бессодержательных нападок. Особое место в этой группе занимают три письма (знаменитые «канонические послания») к Амфилохию, епископу Иконийскому (см. письма 180(188), 191(199) и 209(217), с изложением церковных правил. Эти послания содержат детальные церковные указания по самым разным вопросам, особенно по покаянной дисциплине, и очень важны для истории формирования канонического права. Они вскоре приобрели всеобщее признание на Востоке как образец установлений церковного права Православной Церкви. Пастырские (морально-аскетические) письма Данное издание открывается письмом к Евстафию Философу – горячим исповеданием аскетических идеалов молодого Василия, закончившего свое обучение в Афинах и уже побывавшего в лучших монастырях православного мира. Распространение идеалов христианской нравственности и аскетизма является основной задачей большинства писем Святителя к монашествующим, клиру и церковному народу. Василий утешает отпавших от Церкви и приглашает их обратно в ее лоно во имя новой жизни, увещевает епископов и священников, призывает их к добросовестному исполнению своих обязанностей, демонстрируя пути и средства для достижения совершенства и превознося монашескую жизнь с большим энтузиазмом. К этой группе относятся письма 2, 10–11, 14, 18, 22–26, 45(49), 61(65), 79(83), 81(85), 93(97), 102(106), 108(112), 111(115)-112(116), 156(161), 166(173)-167(174), 175 (182)-176(183), 189(197), 211(219)-214(222), 232(240), 238(246), 241(249), 243(251), 251(259), 269(277), 275(283), 283(291)-291 (299). Самыми ранними из них принято считать письма 2, 14, 18. Письма же 40(43)-42(45), несмотря на то что не являются подлинными, показывают самим фактом своего включения в корпус писем Архипастыря, каким большим авторитетом пользовались аскетические идеи святителя Василия как при его жизни, так и после смерти. Подобно блаженному Иерониму в Палестине, святитель Василий Великий активно занимался духовным и интеллектуальным образованием монашествующих Понта Каппадокийского, призывая их своею проповедью изучать Священное Писание и вести богоугодную жизнь (см., например, письмо 22). Догматические письма

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

194 В. Лосский. Мистическое богословие, стр. 39.См. также: Dalmais G. Bardy. Divinisation. ИИИ, рр. 1376–1398. 207 См. рецензию архиеп. Михаила (Чуб) на сборник статей «Исторический Иисус и проповедуемый Христос», изданный протестантскими и католическими богословами в 1960 году в Берлине. Михаил, Архиеп. Ставропольский и Бакинский. Христологические проблемы в западном богословии. «БТ» 4, М., 1968, стр.281. 209 См. А. Бриен. Иисус Христос в наши дни. «Л» 2, П-Б., 1971, стр.1–8. Жан Дюшен. «Иисусова революция» в Америке. «Л», 1–2, 1973, стр. 15–33. Питер Хебблетуэйт. Будущее апологетики.«Л» 1–2, 1973, 38–54. 215 F. Lomeyer. Kyrios Еипе Untersuchung, Heideburg, 1928, 6–11. См. также для сравнения: А. Fumzmayer. «TJBC», ИИ, р.220. 217 PG, t.91‚ coll.10 ВС; см. также у T. T. Nanson. Studies in the Gospels and Epistles. Philadelphia, 1962. 222 См. труды русских богословов: Свящ. И. Орфанитский . Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа. М., 1904; Прот. П. Светлов. Крест Христов. Киев, 1907; Архиепископ Сергий (Старогородский). Православное учение о спасении. СПб., 1910. 229 В. Лосский. Искупление и обожение. «ЖМП» 1967, стр.66; см. также: Vladimir Lossky. A l " image et la Ressemblance de Dieu. Paris, 1967, pp.95–103. 246 В. Лосский. Догмат. богосл., стр. 182.В статьях И. Радермакерса и Р. Жирарда, Воскресение , «СББ», стр. 176–184 и в статье о Пасхе П. Е. Боннарда «СББ», стр. 768–774 – полное сходство понятий. 247 В. Лосский. Догмат. богосл., стр. 182. В статьях И. Радермакерса и Р. Жирарда, Воскресение, «СББ», стр.176–184 и в статье о Пасхе П. Е. Боннарда «СББ», стр.768 –774 – полное сходство понятий. 252 Прот. П. Гнедич. Догмат искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия , Л., 1953, стр. 128. 253 В. Лосский. Догматическое богословие, стр. 183. Сравни также: Mckenzie. Ressurecmion. «ОВ " ‚ p. 731–736; R. Kugelman. The First Letter to the Corinthians. «IBC», T.2, pp.251–264; D. Stanley and R. Brown. Aspects of New Testament Thought. «IBC» t. 2, p.768 etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

γιογεωργικν, τ liturgisches Buch mit Texten über den hl. Georg: AlexSem 277. γιγραφος der Heiligen Schrift: νμος AHG VI 96,203. δλτοι Palam II 259,12.– L. γιδοκος scheinheilig: ThStudEp 156,24. γιδουλος, Paröke auf kirchlichem Grund ? δωρε -ων MM V 15 (a.1228). γιοδχος einen Heiligen aufnehmend: θκη MirDem 89,6. τφος PhotBib 477b15. id. JoanMnem 238. id. EkklAl 4 (1884) 378 (s.X). id. Sym III 896B. γιζευκτος in Heiligkeit verbunden: ζεγος CarmChrist 103 v.l. γιοζμιον, τ Zwiebelsuppe (als Mönchsspeise): VCyrPhil 40,6. TypKosm 49,34.– KukBios V 37f., -ιν Kr. γιθυρα, τ Türen zum Altarraum: DarRech 560,30. γιοκατηγορα, Anklage der Heiligen: AASS Nov II 1,422A. γιοκατγορος Ankläger der Heiligen: PhotEp 288,159. A. Pusch, Chronikon Epitomon, Jena 1908, p.30,16. MunCounc 178,10; 182,17. TriantAn 50. SymHym p.23,267 (Nik. Steth.).– L. γιοκασται, ο Verbrenner des Heiligen (die Ikonoklasten): SynVet 149,3. VJoGoth 33. γικλητος heilig genannt: KanAthan 2,80. γιοκοιμημνος heilig entschlafen: πατρ MM VI 144 (ca.1089/90). γιοκομητος heilig entschlafen: βασιλες AZog V 17.76 (a.1142). MM IV 428 (a.1275). γιοκτονω Heilige töten: τος Χριστο ραστς AHG II 183,88. γιοκτνος Heilige tötend: AASS Oct VIII 141B (Pass. Andr. in Crisi). EustOp 172,71 γιοκωνσταντιντος mit der Darstellung des hl. Konstantin: γκλπιον TheochVermächt 489, 15.– Kr. γιομαχω gegen die Heiligen kämpfen: MunCounc 178,10; 182,18. γιομχος Heiliges bekämpfend: AASS Nov II 1,357A. γιομνσιον, τ Heiligenfest: Balsam I 1376A.– HL -ι. γιοονουφριακς zum Kloster des heiligen Onuphrios gehörend: μπλιον ALavra 154,9 (a.1395). γιοποιω heilig machen, heiligen: PhotMan 109A. ScholLuc 26,30.– L. γιοπολτης, Einwohner der heiligen Stadt (=Jerusalem): CosmGreg 347 tit. VStephSab 548F annot. ThStudEp 547 tit. MR I 425; III 449. EpiphHag 66,1. VCosm tit. Jerusalemer Ritus ? Dmit I 58 ες τν γιοπολτην ψλλονται τ στιχηρ το εαγγελισμο. 59 etc. Balsam II 1073D. κολουθα το . 1076A. Name eines Musiktraktats: CanVat 1864,1 (s.XII). Hagiop.– Duc, Bergotes, Follieri Initia V 1,251.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

л. 244 об. Ннконово от слова 47. См. 210. Впереди отрывок от 58 слова толковаго евангелия. л. 251 об. Златаустаго 13-е послапие к Олимпиаде. Нач. Что рыдаеши, почто томиши себе и казни приемлеши, которыа ниже врази твои наложити тебе взмогли бы. л. 258. Того же послание ко Алимпиаде от Кукуса. Нач. Едва некогда почнхом, в Кукус дошедше, откуду же и пишем. л. 261. Того же. Слово 11, о трпении и о благопохвалении и да не зело плачемся о умерших. См. 169 л. 470. л. 275. Никифора патр. Цариграда Летописець вкратце изложен. Русские события доведены до 7050 (1542) года. Оканч. Тогоже лета (7050) июля 27 приходил кримскый царь, а с ним князь Семен Бельской, и бой был под белыми колодязи. 189. (1618.) Нила сорскаго , Петра Дамаскина , Симеона Богослова и друг. книги с прибавлениями, скороп. разных почерков, третьей четверти XVII века, в лист, 624 листа. л. 1. Оглавление книги сея. л. 2–50. Книга Нила Сорского , состоит из оглавления, предисловия, 11 слов с заключением и трех посланий. Предание и завещание, что в предыд. 188 л. 9–20, не писаны. (Лист 51 порожний). л. 52. Петра Дамаскина смиреноинока и пророка воспоминание к своей ему души, собра все от божественных писаний. л. 108. Книга Симеона Нового Богослова . Порядок 22 слов сходен с 182, остальные статьи те же, какие под 180 л. 82–101, но в другой последовательности. л. 180. Житие и жизнь препод. отца нашего Онуфриа пустынника, написано от Пафнотия мниха и анахорита. См. 182 л. 261. л. 198. Мес. генуариа в 14 день, повесть Аммона монаха о убиенных св. Отец в Синаи и Раифе. Нач. Седящу ми некогда в смиренней моей келлии, во странах Александрии, в месте глаголемем Капово. л. 207 об. Мес. февруариа в 13, житие препод. отца нашего Мартиниана. Нач. Близ города Кесарии палестинския пустыня есть Ковчежное место. л. 217. Без надписи. Две повести из Патерика скитского, по оглавлению: Повесть о некоем великом отце именем Козма. Повесть о некоем отшелнице, впадшем в блуд и в нощь воскресения Христа Бога нашего прости его Бог за покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Ф Фабри Иоганн 153 Февр Люсьен (1878–1956), французский историк 41, 471 Федор, дьякон 147, 468 Федор Алексеевич, царевич З12, 365, 367, 369 Федоров Анания 159, 203 Федоров Афанасий, крестьянин 217 Федоров Колистрат (упом. 1648–1649), суздальский иконописец 182 Федоров Михаил (упом. 1772), иконописец из Холуя 182 Федотов Георгий Петрович (1886–1951), религиозный философ, историк культуры 13, 50–52, 73, 115, 135, 145, 215, 345, 450, 471 Федор, иконописец; архиепископ Ростовский (XV в.), святой 130 Феодор Стратилат 312, 435 Феодор Студит (759–826), богослов, святой 100 Феодора, императрица 129 Феодосий Печерский (ум. 1074), святой 47 Феодосий Пустынник, святой 134, 137 Феодосий Тотемский (ум. 1568), святой 330 Феодосий Углицкий (ум. 1696), архиепископ Черниговский, святой 221, 241 Феофил, византийский император (829–842) 129 Фесенко Е.П., владелец типографии в Одессе 64, 254, 255 Филарет (Дроздов Василий Михайлович (1783–1867), митрополит Московский 40, 44, 46, 55, 56, 77, 79, 93, 96, 104, 105, 144, 217, 218, 234, 237, 270, 471 Филарет (Романов Федор Никитич, ок. 1554–1633), патриарх Московский и всея Руси (1619–1633) 92, 118 Филатьев Тихон (последняя четверть XVII-haчaлo XVIII в.), иконописец Оружейной палаты 379, 381 Филимонов Георгий Дмитриевич (1828–1898), историк искусства, археолог, один из основателей Общества древнерусского искусства в Москве, хранитель Оружейной палаты 168, 176, 196, 197, 248, 249, 251, 253, 259, 270, 314, 315, 367, 387, 471 Филипп (Колычев Федор Степанович, 1507–1569), митрополит Московский 188, 216, 407 Филипп, старец 124 Филонов Павел Николаевич (1883–1941), художник 444 Филофей, старец (ок. 1465–1542), писатель, монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию и царю Ивану IV 10, 83 Флайер М.С. 273, 471 Флоренский Павел Александрович (1882–1943), богослов, историк искусства, филолог 62, 63, 128, 172, 198, 199, 238, 290, 295, 306, 410, 471 Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979), историк церкви, богослов, профессор Парижского Богословского института 12, 19, 20, 142, 221, 240, 271, 471

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

11 Orygenes, przeciw Celsusowi, prze. S. Kalinowski, Warszawa 1986, s. 182–183. 12 Henryk Pietras, artyku o «oszustwie uytecznym» w Roczniku Wywziau Filozoficznego w Krakowie, 1990. 13 Homil. Ex. 8, 6 (греческий фрагмент). 14 Princ. II, 3, 5. 15 Princ. IV, 4, 1. 16 Hoмil. Ierem. 19, 15 (конец). 17 Princ. III, 6, 6. 18 Princ. 1, 6, 3: «Следует ответить, не смогут ли некоторые чины, действующие под водительством диавола и внимающие его наветам, когда-то в будущих веках обратиться к добру, как имеющие свободную волю. Или же их постоянное и застаревшее зло станет настолько им привычным, что превратится в их вторую природу. Ты читатель сам должен исследовать, на самом ли деле и эта часть творений вообще не будет во внутреннем несогласии с окончательным единством и гармонией» Башкиров Вл. Указ. Соч. С. 251. 19 Henryk Pietras. Цит. соч. С. 133. 20 Письмо к Авиту. Там же. 21 Ep. 124, 3. Цит. по: Henryk Pietras. C. 134. 22 Princ. III, 5, 7. 23 Homil. Ierem. 18, 1. 24 De Orat. 27, 15 (конец). 25 Homil. Ierem. 14, 18. 26 Princ. I, 6. 4; II, 2, 2. 27 Там же. II, 3, 2. 28 Com. Io. XX, 14, 110. 29 Princ. I, 6, 4. 30 Princ. III, 3, 6. 31 Там же. III, 6, 6. 32 Contra Celsium VI, 71. 33 Более подробное знакомство с учением самого Оригена невольно возвращает нас к истории осуждения апокатастасиса на 5м Вселенском соборе 553 г. Собор практически повторяет формулу синода 543 года, принятой по инициативе императора Юстиниана († 565). Девятый анафематизм его послания патриарху Мине († 552) звучит так: « Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема». Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. СПб., 1996. С. 537. Думается, однако, что и Ориген согласился бы с таким определением. Он, ведь, сам комментировал речения апостола Павла о тех, кто не войдет в Царство Небесное ( Гал. 5:19 ; Еф. 5:5 ). Разница только в том, что он считал возможным их обращение после смерти в каком-то из миров, и предполагал, что и они потенциально могут перестать быть демонами и нечестивыми людьми. Анафематизм же представляет апокатастасис как всеобщую амнистию, распространяющуюся на все существа без каких-либо заслуг с их стороны, а это совсем не увязывается с умозрением Оригена. Можно только предполагать, что инициаторы осуждения односторонне подошли к его наследию. Они не приняли во внимание метод его эгзегезы, придали доктринальное значение гипотезам и приписали ему мнения, которые он сам опровергал (Henryk Pietras. Цит. соч. С. 127, 140).

http://azbyka.ru/apokatastasis-v-svyashh...

136 О Вестиане, благочестивой женщине, одевавшей скончавшуюся Макрину, упоминается в житии святой Макрины. 144 Оазис – участок Ливийской пустыни, располагавшийся западнее Фиваиды и служивший в Римской империи местом ссылок. – Изд. 148 Имеется в виду Себастиан де Тильмон (1637–1698), французский историк, автор биографии отцов Церкви и трудов по истории раннего христианства. – Изд. 164 Житие преподобной Пелагии приводится по изданию: Жития святых… Кн. 2. Октябрь. С. 182–194 (ср. также повествование диакона Иакова Vita sanctae Pelagiae, meretricis. Auctore Jacobo diacono, interprete Eustochio [Жизнь святой Пелагии, блудницы. Автор Иаков-диакон, перевел Евстохий]//Migne J. Р. Patrologia cursus completus. Series latina. Parisiis, 1849. T. 73, 1. Col. 663–672 [далее: PL]; см. также: Acta sanctorum: В 68 т. T. 4. October 4. P. 248. 171 Ср.: Свидетели – те, которые могли поручиться в том, что грешница не будет более пребывать в грехах. 180 См. 11-е правило Поместного Лаодикийского Собора//Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. М., 1880. С. 220. 181 См.: Augusti. Handbuch der Christlicher Archeologie [Августи. Руководство по христианской археологии]. Bd. 1. Buch 2. S. 251. 184 Hieronymus. Liber 1. Adversus Iovinianum [Иероним. Книга 1. Против Иовиниана]//Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio… Yol. 58. P. 72. См. также: S. Eusebii Hieronymi, Stridonensis presbyteri. Adversus Iovinianum [Святой Евсевий Иероним, пресвитер Стридонский. Против Иовиниана]//PL. Т. 33. Col. 211–338 . 189 См.: Святитель Василий Великий . Творения: В 7 ч. М., 1847–1848. Ч. 6–7; То же: В 7 ч. М., 1873. Ч. 7; То же: В 7 ч. Сергиев Посад, 1902. Ч. 6–7; То же: В 6 ч. М., 1859. Ч. 6; То же: В 3 т. СПб., 1911. Т. 3; Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология: В 3 т. М., 1998. Т. 1. 193 См.: Книга правил святых апостолов, святых Соборов, Вселенских и Поместных, и святых отец с толкованиями. М., 1876. Правило 140 Карфагенского Собора. С. 241. 195 Это правило гласит: «Аще же [диаконисса] приявши рукоположение и пребывши некоторое время в служении, вступит в брак: таковая, как оскорбившая благодать Божию, да будет предана анафеме» (Книга правил… С. 205). – Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

177 Беглов А. «Миссионерская разведка» отца Николая Трубецкого. Как начиналась Псковская миссия//Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 243–251. 178 Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов) : Argumentum advocati Dei. Настоятель Высоко-Петровского монастыря по материалам архивов его прихожан// Церковь в истории России. Вып. 5. М., 2003. С. 222–240; М Д " Эрбиньи, S.J. Церковная жизнь в Москве/Авторизированный перевод с французского с предисловием И. Ф. Наживина. Париж, 1926. С. 36–39,41; Архиепископ Варфоломей (Ремов) . Из духовного наследия//Альфа и Омега. 1998. 4(18). С. 122–125. 179 Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 81, 321; Схиархимандрит Игнатий (Лебедев). Письма из заключения//Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 218. 182 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь, 2001. С. 14–16. 185 Наиболее подробно см. Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М., 2004. С. 245–286. 186 Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 66, 68, 70,126,128,140–143. 193 Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. С. 325. Ср. Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 276 и др. 195 В архиве м. Игнатии сохранилась примечательная фотография, запечатлевшая группу тайных монахинь за книгой. (См. иллюстрацию на этой странице.) Не зная, кто изображен на снимке, сцену можно принять за урок ликвидации безграмотности или занятие кружка культпросвета. 196 Имеется в виду дом старшей по постригу сестры, который члены общины между собой называли «скитом» и где сосредотачивалась жизнь их тайной монашеской общины: читались служба и монашеское правило, совершались тайные постриги, собирались сестры для обсуждения возникавших вопросов. 204 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 65. Лл. 305–306. Опубликована в Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 262–263. Ср. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999. С. 250.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010