В 1809 же году Комиссия дух. уч. определила открыть и 14 приходских училищ: в С. -Петербурге два – спасосенновское и петропавловское, в уездах – ямбургское, выборгское, гдовское, новоладожское, кронштадтское, софийское (или царско- сельское), шлиссельбургское, ораниенбаумское, сердобольское, лужское (село-запольское), ревельское, староладожское (в старо-лад. монастыре). Уездные училища открывались по мере подготовки учеников приходских училищ к высшим классам, – сначала низшие отделения, потом высшие. Так в февр. 1810 г. открыто петропавл. уездное училище, в присутствии ректора семинарии архим. Анатолия, затем в сент. ямбургское и ладожское. Но некоторые приходские училища, вследствие малочисленности учащихся (от. 4-х до 7) 149 , вскоре закрывались или соединялись с другими. Так, уже в сент. 1809 г. ревельское приписано к ямбургскому, новоладожское к староладожскому. В 1812 г. закрыты: кронштадтское, софийское, ораниенбаумское и шлиссельбургское, а сердобольское соединено с выборгским. В 1815 закрыты еще лугское и гдовское приходские училища, в 1820 году – выборгское (где было только два ученика), так что с 1821 г. существовали лишь – александроневское (уездное), петропавловское (уездное и приходское), спасосенновское (приходское), ямбургское (уездное и приходское) и ладожские (уездное – новоладожское и приходское – староладожское). Училища закрывались, по постановлению семинарского правления, с утверждения академического и митрополита. В 1822 г. в семинарском правлении рассматривалось дело по просьбе староладожского Николаевского монастыря о выведении из него дух. училища, так как ученики причиняют неопрятность и беспокойство братии. В тоже время поступила от монастыря жалоба на инспектора иером. Иезекииля (Цветкова), что он не платит денег в монастырь за свое содержание. От училища получено оправдание, с заявлением о желании иметь собственный дом, но как это оказалось дорого, то сем. правление постановило и представило академическому о закрытии училища, Академия донесла Комиссии дух. уч., которая и предписала консистории – училище закрыть, разместив учеников, где окажется удобнее, а вещи передать в александроневское училище. Таким образом к концу 1822 г. закрылись и оба ладожские училища, а в 1823 г. открыто приходское – александро-невское. В 1824 г. закрыто Спасосенновское приходское училище, в котором было только 4 ученика, по заявлению ревизии 1823 года. Суммы и вещи переданы в ведение семинарского правления; ученики размещены по другим училищам. Остались только три училища – уездные и приходские: александроневское, петропавловское с казанским отделением 150 и ямбургское.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце XVIII века во всем Подольском крае началось восстановление Православия, и в 1794 году, по благословению преосвященного Виктора, архиепископа Переяславского, началось возрождение обители. Силами вновь собравшейся братии, под руководством иеромонаха Терентия, была построена деревянная церковь во имя Преображения Господня и келии. Решением Священного Синода в 1800 году в Бершадском монастыре было введено общежитие. С этого времени монастырь стал центром духовного просвещения на южном Подолье. Многие верующие приходили сюда, чтобы помолиться в древней обители и получить духовный совет старцев. В течение всего XIX века монастырь расширялся, сооружались храмы, келии; вокруг обители была возведена каменная ограда с башнями по углам. С 1810 года началось строительство главного каменного собора, которое продолжалось 10 лет. По завершении храм был освящен в честь Преображения Господня и имел один престол. В этом храме над Царскими вратами находилась святыня монастыря — почитаемая в народе икона Божией Матери «Утоли моя печали». Известно, что в древности икона принадлежала Бершадскому монастырю, затем после разорения обители была перенесена в Горбовецкий монастырь, из которого впоследствии была продана в один из храмов Бессарабии. Но Божия Матерь не оставила Бершадскую обитель без своей иконы, и много лет спустя святыня была выкуплена и в 1821 году снова принесена в монастырь иеросхимонахом Карионом. На поклонение этой иконе в обитель приходило много богомольцев. Над вратами обители располагался каменный храм Свт. Николая с колокольней на верхнем этаже. Он был построен в 1846 году и считался вторым по величине храмом монастыря. Третьим храмом обители была построенная в 1865 году каменная теплая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм находился в одном корпусе с братскими келиями. Самым древним храмом обители оставалась построенная в XVIII веке деревянная однокупольная церковь в честь Преображения Господня. В начале ХХ века монастырь был заштатным и не получал никакого пособия от казны, а содержался доходами от своих угодий и подаяниями на молитвы от богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=40545

(В «Лицевой хронике» этому фрагменту соответствует текст: Итак, в год от Воплощения Господня шестьсот семьдесят седьмой, а от смерти Аттилы год сотый 1807 , во времена императора Константина Третьего и папы Захарии 1808 они снова вступили в Паннонию.– Сост.) Пройдя через королевство бессов, белых половцев 1809 , Суздаль (Susdalia) 1810 и город под названием Киев (Куо) 1811 , они потом перешли [через] Альпы (Alpes) 1812 в некую страну, где увидели бесчисленных орлов и не смогли оставаться там из-за этих орлов, потому что с деревьев, как мухи, слетали орлы и пожирали их скот и лошадей. Ибо Господь желал, чтобы они побыстрее прошли в Венгрию. [В тех краях венгры строят себе семь земляных укреплений, где и пребывают некоторое время. Потому-то немцы и зовут тот край Семиградьем 1813 . 27. Венгры выбирают себе семь предводителей и движутся дальше.] (Chron. Hung. comp. Р. 285–286) 2. Император 1814 прибывает в Венгрию, где король Петер приносит ему вассальную присягу. В это время Эндре, Бела и Левенте из Чехии перебираются в Польшу к князю Мешко. 79. Мешко ведет войну с поморянами, на которой отличается Бела и получает за это всю поморскую дань и дочь Мешка в жены 1815 .] 80. О герцоге Беле (dux Bela), прозванном Бенин (Benyn) 1816 . Сам же герцог Бела в Польше родил двух сыновей, из которых один получил имя Геза (Geysa), а другой – Ласло (Ladizlaus) 1817 , имя своего деда 1818 . А Эндре (Endre) и Левенте (Leuente) было не по нраву, что из-за Белы они живут у польского князя как бы впридачу, и они считали бесчестьем пребывать при дворе князя по случаю его (Белы. – Сост.) славы. И испросив разрешение у князя, оставив там своего брата [Белу], они отправились [и] пришли к королю Владимира (rex Lodomerie), который их не принял 1819 . Так как им не было, где главу преклонить 1820 , оттуда они направились к половцам (Cumani) 1821 . Увидев, что они искусно переодеты, половцы посчитали, что те пришли разведать их землю, и если бы их не узнал пленный венгр, определенно убили бы их, а так впоследствии приняли их на некоторое время. Оттуда они после отправились на Русь (Ruscia) 1822 . 81. [Заговор некоторых представителей венгерской знати против короля Петера, в пользу Эндре. Петер жестоко расправляется с заговорщиками.] Тогда знать (nobiles) Венгрии, видя бедствия своего народа, собралась в Чанаде (Chanad) 1823 и, сотворив совет всей Венгрии, послала торжественных послов на Русь к Эндре и Левенте с сообщением, что вся Венгрия верна [им и] ждет их и что все королевство охотно подчинится им как королевскому семени, лишь бы они прибыли в Венгрию и освободили их (венгров. – Сост.) от неистовства немцев (Teutonici). Они (послы. – Сост.) клятвенно утверждали и то, что немедленно, как только те явятся в Венгрию, все венгры единодушно стекутся к ним и подчинятся их власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале XVI в. это был большой город, с 15 тыс. жителей и 40 церквями. После разорений Смутного времени, к 1708 г., в нём осталось меньше 1 тыс. человек и только 7 церквей. С 1776 г. Козельск – уездный город. Был утверждён герб, напоминающий о его великом подвиге: на красном поле, означающем кровопролитие, 5 серебряных щитов с чёрными крестами, показывающими храбрость защитников города и их несчастную земную участь, и 4 золотых креста, говорящих об их верности. В XIX в. город славился парусными фабриками, от которых теперь не сохранилось и следа. Из старинных построек Козельска до наших дней дошли лишь несколько храмов не старше XVIII в. Святые [ править править код ] Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841) Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862) Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865) Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805-1873) Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891) Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894) Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894) Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855-1922) Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853-1928) Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865-1938) Монастыри [ править править код ] Свято-Введенская Оптина пустынь [ править править код ] Монастырь находится на высоком берегу р. Жиздры в 2 км от Козельска. По преданию, он был основан атаманом разбойников Оптой, принявшим монашеский постриг с именем Макария. Произошло это то ли в XII, то ли в XIV в. В конце XVIII в. братии в монастыре было 6 человек. Каменное строительство началось только в 1796 г., благодаря усилиям нового настоятеля Авраамия и поддержке митрополита Платона. В 1821 г. по замыслу епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) в 360 м от обители был основан скит во имя Иоанна Предтечи, куда пригласили монахов, подвизавшихся в рославльских лесах. В их числе были братья Моисей и Антоний Путиловы, последователи старца Паисия Величковского. Вскоре Антоний был назначен начальником скита, а Моисей – настоятелем монастыря. В 1829 г. в Оптину поступил старец Леонид (в схиме – Лев), также бывший учеником ученика Паисия Величковского. Таким образом, Промысел Божий в одно время в одном монастыре собрал сразу нескольких наследников традиции ближневосточного старчества.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

В первые 10 лет (до 1820 г.) у училища не было ни церкви, ни законоучителя. Впрочем, это едва ли было возможно в условиях постоянных переездов. Основательница Училища, Императрица Мария Фёдоровна в своём письме аббату Сикару (директору Парижского института глухих) в 1808 г. указывает, что единственным пробелом в обучении глухонемых в Училище, является отсутствие преподавания Закона Божьего. Говоря об успехах детей в счёте, письме и устной речи, Императрица выражает беспокойство, что «…понятие о Божестве и вероучении остаются для них ещё недоступными…». Этот пробел был восполнен с приездом в Училище лучшего ученика Сикара Жана Батиста Жоффре, который с 1810 г. занял должность директора Училища. В 1811 году, в докладе Почётного Опекуна Императрице об успехах учащихся говорится, что все старания Жоффре сводятся «…не только к тому, чтобы умножить сведения глухонемых относительно окружающих их предметов, но и дать ясное понятие о Боге и сделать их…участниками Христовой веры». Вопрос об устроении церкви был поставлен сразу после переезда на Гороховую. В рапорте на Высочайшее имя ноября 1820 г. почетный опекун А.И. Нелидов сообщает, что священник Федор Измаилов «...изъявил желание занять сие место, с тем, чтобы сверх священнических его обязанностей употребить себя и в классических занятиях с воспитанниками сего училища по распоряжению директора». Далее, из рапорта видно, что директор Жоффре, испытав способности священника в области преподавания Закона Божия, согласился на его кандидатуру. Таким образом, вопрос о священнике и законоучителе был решен. В 1821 г. завершилась и постройка храма: во имя св. апостола Павла, по проекту ученика А. Воронихина Петра Плавова, который служил архитектором учреждений Марии Феодоровны. 19 февраля храм освятил наместник лавры архимандрит Товия. Церковь просуществовала всего 19 лет. 30 июня случился пожар. Иконостас был разобран, престол, жертвенник, антиминс, иконы, священные сосуды, ризы, богослужебные книги вынесены и сохранены от пожара. Церковь не возобновлялась до 14 мая 1847 г. Все богослужения, кроме, Литургии, совершались в зале.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_апп._П...

Весной 1654 года енисейский атаман Дмитрий Фирсов перенёс острог на окончательное место - на левый берег Оки, близъ впадения её в Ангару. Острог ставили 23 казака. Он представлял собой прямоугольное укрепление, обнесённое тыновыми стенами высотой до пяти метров, длина периметра стен около 213 м. По углам стояли 4 глухих башни высотой до 7-8 м. Над воротами возвышалась часовня. Новый Братский острог строился, в отличие от предыдущих, не только для сбора ясака, но и как центр земледельческой волости. Он являлся преддверием к освоению Забайкалья и имел громадное значение как сторожевой пост, прикрывавший путь с Енисея на Лену. Первые сведения о храме относятся к 1675 году, когда через Братский острог проследовало в Китай посольство русского государства во главе с дипломатом Николаем Гавриловичем Спафарием. 20-22 августа в своём путевом дневнике он записал: " ...приехали в Брацкой острог. А острог стоит на ровном месте. А в остроге церковь во имя пресвятой Богородицы Владимирской. А жилых домов казачьих с 20. До под острогом течет река Ока " . Местные краеведы датируют постройку церкви между 1654 и 1658 годами. В XVIII веке упоминается уже новое посвящение храма - в честь Богоявления Господня. Во второй половине XVIII – начале XIX веков в Братской церкви служили священники Мичурины, а после о. Илии Мичурина в Братской церкви служили: Василий Иванович Чирцев (1810-1817), Григорий Петрович Попов (1821-1828), Федор Григорьевич Серебренитский (1829-1934). При о. Федоре Серебренитском и при благочинном о. Илии Петелине в 1820 году во Владимирском пределе Братской Богоявленской церкви вновь был построен иконостас. Иконы для него привезли из закрытой епископом Михаилом (Бурдуковым) церкви Иоанна Воина при Иркутском Богоявленском соборе. Их в свое время освящал сам свт. Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский. Устроенный иконостас по какой-то причине требовал доработки. Поэтому уже в январе 1827 года Духовная Консистория слушала прошение, поданное к Его Высокопреосвященству Михаилу, архиепископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому, кавалеру Братского острога, от местного крестьянина Якова Вдовина с просьбой дать благословение на переплавку Братской Богоявленской церкви разбитого колокола и справку на изменение иконостаса. Резолюция Владыки гласила: " Доброе намерение и желание просителя перелить колокол и поправить иконостас Господь Бог да благословит " .

http://sobory.ru/article/?object=58721

Во время проведения реставрационных работ под слоями штукатурки были обнаружены старые росписи. Источник информации - Красногорское село находится в 324 верстах от Екатеринбурга, на правом возвышенном берегу реки Туры; свое название село получило от красивого местоположения. Определить с точностью начало заселения местности русскими людьми за отсутствием данных не представляется возможности, можно только предположить, что таковое заселение началось не ранее первой четверти XVII ст. Время основания прихода Красногорского и построения первого храма неизвестно, за отсутствием документов в церковном архиве. Предание сообщает, что храм этот сгорел от «напольного пожара», вместе с ним, вероятно, сгорели церковные документы. Второй храм был тоже деревянный, но совершение богослужений в нем, по причине его ветхости, в 1806 г. было прекращено, св. антиминсы переданы пономарю Верхотурской Воскресенской церкви Федору Трофимовичу Старцеву для доставления в Верхотурское духовное правление, а сам храм в 1820 г. был разобран по распоряжению Пермской консистории от 12 августа того же года. Настоящий третий каменный храм заложен по благословению Иоанна, епископа Пермского и Екатеринбургского, 31 мая 1802 г. присутствующим в Верхотурском духовном правлении священником Симеоном Белоусовым в честь Преображения Господня с приделом во имя великомуч. Екатерины. Придельный храм был освящен 8 февраля 1804 г. по благословенной грамоте Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, тем же священником Белоусовым, а главный храм им же 4 июля 1810 г., причем был переименован в честь Нерукотворенного Образа Спаса. Тот и другой храм строились иждивением прихожан под наблюдением местного священника Стефана Земляницына, память о котором до сих пор живет в народе. Постройка храма обошлась в 5615 руб. 90 коп. За скорое построение храма прихожанам был дан похвальный лист от Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского. В 1821 г. храм обнесен каменною оградою и в северо-восточном углу ее построено каменное здание для проживания просфорни, которое ныне приспособлено для приема паломников, идущим на поклонение св. мощам и могиле праведного Симеона. В 1874 г. по благословенной грамоте Антония, епископа Пермского, к храму пристроен придел во имя св. Николая Мирликийского чудотв., который освящен 28 октября 1875 г. благочинным Г.В. Морозовым.

http://sobory.ru/article/?object=01200

Вознесенский храм не отапливался и поэтому считался холодным, или летним. Существование двух церквей на кладбище, теплой и холодной, было исключительным случаем. Народное предание, записанное архимандритом Димитрием (Самбикиным), дает этому событию такое толкование. Побуждением к постройке второй церкви стало то, что во вновь возведенной повесилась какая-то девушка. В храме уже был поставлен иконостас, рабочие отправились обедать и по возвращении увидели самоубийцу. По решению епархиального начальства церковь «до времени» оставалась неосвященной. Точности ради надо отметить, что у архимандрита Димитрия другая последовательность сооружения церквей - сначала Вознесенская, а потом Самуиловская. Возможно, все произошло именно так, как это сохранила народная память, но можно найти и другую, более логичную причину: церковь святого Самуила стала тесна дл многочисленных служб, ибо кладбище постепенно превращалось в крупнейшее в городе. Вознесенская и Самуиловская церкви рассматривались как единое целое, в них служили одни и те же священники, чаще всего упоминается одна, Вознесенска (Чугуновская) церковь. Благотворитель Самуил Мещеряков дважды избирался в Воронеже городским головой, в 1810-1813 и в 1818-1821 гг. Перед смертью, в 1823 году, он составил завещание, по которому предназначил определенные суммы храмам: «Из имеющегося у меня денежного капитала предоставляю на украшение состоящих в городе Воронеже святых храмов, как то Благовещенскому кафедральному собору девять тысяч, кладбищенской Вознесенской церкви, мною по благости Всевышнего Творца выстроенной, двадцать тысяч, приходским Воскресенской пять тысяч, Николаевской пять тысяч, Богословской пять тысяч, на погребение, поминовение и раздачу бедным десять тысяч рублей». С.Н. Мещеряков был погребен у алтаря Вознесенской церкви, его могила сохранялась еще в конце XIX века. Кладбищенская церковь сохранила часть своих документов, оказавшихся в областном архиве. В приходо-расходной книге, заведенной в мае 1824 года и полученной «из консистории для записки имеющего быть в оной церкви прихода во всем по разосланным образцам», отражен бюджет церкви.

http://sobory.ru/article/?object=35367

Интересна история этого строительства. Там, где сейчас расположен Пантелеймоновский монастырь, ещё в 1868 г. прихожанам было разрешено разобрать каменный Архангельский храм, который находился на его территории. И только через тринадцать лет, в 1821 г., из камня было «дозволено» построить эту самую колокольню с теплым храмом. Почему всё так долго тянулось? На этот счет есть разные мнения. Одно из них очень даже прозаическое. Как раз в то время вышел указ о том, что все церкви должны строиться по типовому проекту. В связи с этим было даже приостановлено строительство Ильинской церкви, которая строилась по индивидуальному проекту. Может, из-за этого и не давали разрешения на строительство колокольни. Но это только предположение. Сумские купцы и меценаты жертвовали значительные суммы на храм. Так, известно, что в 1810 г. сумской купец Алексей Бочаров поставил за свой счет иконостас, стоящий 2000 рублей серебром. А еще один сумской купец, Емельян Татаринов, устроил два больших киота, стоивших 571 руб. 42 коп. серебром. А вот «почетный сумской гражданин» Григорий Котков сделал две серебряные с позолоченными венцами ризы для местных икон, стоившие 542 руб. 85 коп. серебром, и две фелони за 160 руб. серебром. Ну а более всех постарался, внеся самые значительные пожертвования в пользу церкви, находящийся в те времена при церкви старостой сумской купец Кирилл Алчевский, который со времени поступления на должность, именно с 1835 по 1857 год и далее, употребил на разные устройства и украшения церкви собственных денег 4906 руб. 70 коп. серебром. Метрические книги в церкви Покрова Пресвятой Богородицы начали вести с 1735 г., а исповедные - с 1790 г. Как и многие сумские церкви, церковь Покрова Пресвятой Богородицы была разрушена с приходом к власти большевиков. В 1920-е г.г. в храме безбожная власть устроила крематорий, где каждый желающий мог через специальный глазок наблюдать за сожжением трупов. В конце 30-х г.г., когда разрушили храм, на разборку гоняли местных студентов. Отказавшимся это делать грозили все «прелести» того периода. А в соседнем общежитии для студентов сельхозтехникума, здание которого и ныне находится рядом с универмагом, чердак был завален богослужебными книгами из Покровской церкви, которыми студенты топили печки зимой.

http://sobory.ru/article/?object=40133

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», выпуск 10. С.-Петербург, типография Департамента Уделов (Моховая, 1885 г. Храм на городском кладбище построил на свои средства Дмитрий Васильевич Поляков (1821-1891), ямбургский и петербургский купец 3-й гильдии, гласный Санкт-Петербургской Думы, неоднократно избиравшийся в ямбургский магистрат, попечитель ямбургских школ, богадельни. В середине XIX в. на холме ямбургского кладбища стояла ветхая часовня, рядом с которой находились фамильные захоронения семьи Поляковых. В мае 1855 г. Святейший Синод подписал указ, разрешающий постройку храма на месте часовни. Красивый каменный храм с приделом св. Петра митрополита был торжественно освящен 24 августа 1858 г. во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Арх. – В.Е. Морган (1800-1859), наблюдал за строительством – епархиальный арх. К.И. Брандт (1810-1882). Д.В. Поляков выбран старостой Скорбященского храма, который, не имея своего прихода, был приписан к Екатерининскому собору. Витражи выполнены (предположительно) на ямбургском стекольном заводе петербургского купца В.И. Ланко, иконы для иконостаса – в мастерской И. Горшечникова в Санкт-Петербурге. Скорбященский храм являлся и полковой церковью Кексгольмского лейб-гвардии императора австрийского (Франца-Иосифа) гренадерского полка, простоявшего в городе с 1832 г. свыше 35 лет, 93-го Иркутского пехотного полка, а затем и 91-го пехотного Двинского полка, с 1883 г. стоявшего в Ямбурге в течение 9 лет. Святейший Синод от лица Государя Императора за строительство церкви наградил Д.В. Полякова в 1861 г. золотым орденом св. Анны III степени, ему присвоено звание почетного потомственного гражданина. В 1919 г. Скорбященская церковь стала свидетелем печального события, когда при отступлении Северо-Западной армии генерала Юденича от Ямбурга с 7 по17 ноября пленных солдат и офицеров из 2-й дивизии, куда входили Талабский, Островский, Уральский и лейб-гвардии Семеновский полки, казнили у стен храма. Позднее братская могила была уничтожена.

http://sobory.ru/article/?object=01289

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010