Преемник Парфения, игум. Иоанникий II (1766-1796), добился подтверждения прав М. м. сигиллием К-польского патриарха Герасима III (1795). Он получил хрисовул и денежную помощь от Михая Суцу, господаря Валахии (1783-1786; 1791-1793, в 1806) и Молдавии (1792-1795). Налаживание отношений с дунайскими княжествами - во многом заслуга посланного в 1783-1802 гг. в Яссы махерасского архим. Киприана (в 1810-1821 архиепископ Кипрский). В 1804 г. Киприан учредил в Никосии подворье М. м., храм к-рого был освящен во имя сщмч. Елевферия и прп. Стилиана. Икона с изображением этих святых была подарена им подворью в 1816 г. Киприан долго скрывал строительство нового храма от турок, говоря им, что сооружает амбар для хранения пшеницы. В 1813 г. он передал М. м. поместье в Тимву и владения в с. Прастион в Месаории. Интерьер монастырского собора Интерьер монастырского собора Во время греч. национально-освободительного восстания на киприотов обрушились репрессии. После казни 9 июля 1821 г. архиеп. Киприана и 3 кипрских митрополитов М. м. был разграблен. Шесть подворий в селах Литродондас, Аламино, Тимву, в никосийских предместьях Строволос и Страка (близ Дефтеры) и в самой Никосии (Купадиу и Киоски) были конфискованы турками. В 1827 г. долг М. м. достиг 45 тыс. грошей. Мон. Иоанникий Махериотис, организовавший восстание против турок на п-ове Карпасия в июле 1832 г., был схвачен и казнен. В 1892 г. М. м. сильно пострадал от пожара, собор был уничтожен огнем. Обитель восстановили благодаря пожертвованиям киприотов и средствам, присланным из К-поля и России. Новый собор был освящен 3 июля 1905 г. Рядом с собором возвышается изящная колокольня, построенная Агафоклисом Хаджи-Саввой из Псимолофу. Резной иконостас изготовлен кипрским мастером Г. Кириаку (1919-1921). В местном ряду иконостаса находится икона Божией Матери Махериотиссы. Она заключена в оклад работы груз. мастера чеканки Т. Гозалишвили (нач. XXI в.). Неск. икон из иконостаса написаны в 1846-1851 гг. Дзениосом, учеником критского живописца Иоанна Корнароса.

http://pravenc.ru/text/2562722.html

«в случае отлучки председателя, или когда Общество по какой-либо причине останется без председателя», временное председательство переходило к старейшему по времени избрания из живших в Москве действительных или почетных членов, к-рый, «раз приняв оное, сохраняет его до возвращения председателя или до выбора нового». Должность председателя ОИДР с 1810 г. занимали: Бекетов (22 дек. 1810 - 14 дек. 1821), Малиновский (14 дек. 1821 - 12 апр. 1823, не утвержден; 24 мая 1830 - 22 февр. 1836), А. А. Писарев (12 апр. 1823 - 24 мая 1830), гр. С. Г. Строганов (22 февр. 1836 - 27 нояб. 1848; 29 марта 1857 - 22 янв. 1874), А. Д. Чертков (27 нояб. 1848 - 29 марта 1857), Н. В. Исаков (22 февр.- 18 мая 1874, не утвержден), С. С. Иванов (1874-1875, 1876, назначенный временный председатель), М. П. Погодин (21 апр.- 8 дек. 1875), В. Н. Лешков (7 февр.- 3 апр. 1876, не утвержден), гр. Д. Н. Толстой (с 1878 Толстой-Знаменский) (29 апр., 16 окт. 1876 - 31 янв. 1879), С. М. Соловьёв (31 янв.- 4 окт. 1879), И. Е. Забелин (6 нояб. 1879 - 5 мая 1888), Г. Д. Филимонов (5 мая 1888 - 26 февр. 1893, временный председатель), В. О. Ключевский (26 февр. 1893 - 25 нояб. 1905), Д. И. Иловайский (1905 - 10 апр. 1906, временный председатель), В. Г. Глазов (10 апр. 1906 - между июнем 1918 и янв. 1919, с 1917 формально), М. К. Любавский (30 янв. 1917 - 1929, до 19 янв. 1919 временный председатель). На 3 года из числа членов об-ва избирались секретарь и казначей. Секретарь вел делопроизводство ОИДР и ведал его архивом. По сложившейся с 1837 г. традиции секретари выступали редакторами изданий об-ва, в 1893 г. эта традиция была закреплена в уставе. После И. А. Двигубского должность секретаря занимали: И. М. Снегирёв (15 апр. 1825 - 18 марта 1833), С. П. Шевырёв (18 марта 1833 - 12 дек. 1836), Погодин (12 дек. 1836 - 6 февр. 1845), Ф. Л. Морошкин (21 февр.- 20 окт. 1839, избран во время длительного отсутствия Погодина), О. М. Бодянский (6 февр. 1845 - 27 нояб. 1848; 18 дек. 1857 - 6 сент. 1877), И. Д. Беляев (27 нояб.

http://pravenc.ru/text/2578101.html

Евгения к Я. И. Бардовскому, 11 июля 1819 г.–6 сент. 1822 г., (собрание автографов Рум. Музея, 101) 7 ; 8) 130 писем м. Евгения к В. Г. Анастасевичу, относящиеся к 1813, 1815. 1816, 1817 (одно), 1818, 1819, 1820 и 1830 (одно) годам 8 ; 9) два письма м. Евгения к ректору Моск. д. Академии Кириллу, впоследствии епископу Каменец-Подольскому, от 29 июня 1822 г. и (кажется) от 1824 г. (библ. Моск. дух. Академии, не нум.); 10) два письма Евгения к какому-то Его Высокопреосвященству (может быть архиеп. Ярославскому Филарету или Архиеп. Тверскому Гавриилу Розанову ) от 16 апр. 1833 г. и 27 дек. 1884 г. (там же) 9 ; 11) 19 писем (или точнее записочек) Евгения к Дм. Марковичу (на франц. языке), касающиеся главным образом вопроса о слав. Библии (Рум. Музей, собрание бумаг Полторацкого); 12) черновое (плохоразборчивое) ответное письмо Розенкампфа м. Евгению на письмо последнего о значении кормчей книги в рус. Законодательстве (там же, собрание бумаг Анастасевича, 914); 18) письмо Евгения к Розенкампфу от 22 янв. 1828 г., на французскому языке (Императорская Публичная библиотека, собрание автографов, не нум.), 14) письмо Евгения к А. Б. Козадаеву от 27 дек. 1828 г. (там же); 15) его же письмо к М. А. Баранову от 26 апр. 1822 г. (там же); 16) два письма Евгения к А. И. Ермолаеву от 31 янв. 1810 г. и от 28 июня 1821 г. (там же); 17) письмо Евгения от 27нояб. 1811 г. к какому-то Казанскому архимандриту, едва ли не Епифанио, ректору старой Каз. Академии (там же); 18) письмо Евгения к графу М. М. Сперанскому от 17 февр. 1826 г. (там же); 19) его же письмо к гр. Д. И. Хвостову от 4 авг. 1807 г. (там же); и 20) копия с двух писем гр. H П. Румянцева к м. Евгению от 19 янв. и февр. 1822 г. (там же, собрание бумаг В. Г. Анастасевича, без Кроме этих писем в переписке Евгениевской упоминаются: письма нашего преосв. Историка – к Ильинскому, автору «Исторического описания г. Пскова»..., Спб. 1790–1795, ч. I-VI (в письме к Анастасевичу от 9 февр. 1820 г.), и Салтыкову, президенту Общества Соревнователей (в письме к Анастасевичу от 4 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

После присоединения в 1783 г. к России Крымского ханства, в 90-х гг. XVIII в., шло заселение нижнего левобережья Днепра, к-рое сопровождалось строительством здесь правосл. храмов. В 1790 г. кнг. Вяземская построила в с. Н. Рогачик каменный храм во имя св. кн. Александра Невского. Каменная Покровская ц. в с. Каховка в 1791 г. «заложена и построена полковником Дмитрием Матвеевичем Куликовским. Вместе с церковью... обселена и слобода Каховка на Таврической степи, противу Берислава, близ речки Конской». В 1792 г. в с. Каиры часовня Вознесения Господня «обращена во временную церковь с выдачею антиминса и с дозволением приискать священника из выходцев подольских». В 1796 г. построена каменная Георгиевская ц. в с. Князе-Григоровка ( Гавриил (Розанов). Историко-хронологическое описание. 1848. С. 62-64). В 1799 г. появился молитвенный дом в Б. Лепетихе. Новый каменный Покровский храм, возведенный на месте обветшавшего, был освящен в Каховке в 1861 г. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. на правобережье Днепра в пределах совр. Н. и Г. е. были возведены храмы: каменный Николаевский в с. Николаевка (с 1821 Ново-Воронцовка) (1795), каменный Николаевский в с. Б. Александровка (1805, в 1829 заложено новое здание), Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Ивановке (1807), каменный Адриано-Наталиевский в Заградовке (1810), Вознесенский в Золотой Балке (1827), каменный Михайловский в М. Александровке (1829), каменный Михайловский в Архангельском (1830), каменный Успенский в Бериславе (1835), молитвенный дом в Качкаровке (1829, в 40-х гг. XIX в. возведена каменная Покровская ц., в 1909-1919 построен новый Покровский храм неподалеку от старого). На левом берегу Днепра в тот же период построены: Преображенская ц. (1798) и Николаевский молитвенный дом (1813) в М. Лепетихе, церкви Димитриевская (1802) и Корсунской иконы Божией Матери в Корсунском мон-ре (1803), Николаевская в Б. Лепетихе (1807), каменная Григорьевская в Князе-Григоровке (1810), каменная Преображенская в Каирах и деревянная Михайловская в Рубановке (1811), Преображенская (1811) и Покровская (1820) в Горностаевке, Николаевская каменная в Н. Рогачике (1815), Николаевская в В. Рогачике (1820, с 1810 действовал молитвенный дом, в 1878 построена каменная Николаевская ц.), Николаевская в Н. Серогозах (1821), Варваринская в Агайманах (1826), каменная Казанская в Заводовке (1827), Успенская в Усть-Азовском (ныне Геническ) (1828, в 1855 сгорела при обстреле города англо-франц. эскадрой, вскоре выстроена в камне), каменная Михайловская в М. Лепетихе (1829), каменная Троицкая в Любимовке (1831).

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Иосиф , 1742, 45, 47. Игнатий , 1751. Симон , 1752, 56. Варфоломей , 1761–1764, 4 мар. перев. в Московский Знаменский. Дионисий , 1764–74. Герасим , 1774–80. Архимандриты Афанасий перев. из Снетогорского 1804; † 1810. Афанасий Телятьев , 1810–19, 30 окт. перев. в Новый Иерусалим. Зосима Смирягин , с 1819; † 23 февр. 1821. Иероним , с авг. 1821 по июль 1823, перев. в Боголюбов. Мелетий Леонтович 1823 перев. из Кутеенского, а 1824 – в Киево-Братский. Иннокентий Сельнокринов , 1824–27, 23 мая хирот. в викария Московского. Антоний , 1827 и 28. Мельхиседек Золотинский в исх. 1828 перев. из Вологодского Каменного Духова; 6 авг. 1841 хирот. в викария Пермской епархии. Антоний , 1841–45. Митрофан 1845 перев. из Спасо-Мирожского; до 1854. Порфирий , 1855–59. Полиевкт Пясковский , 1860–62, 4 мая перев. в Вологду инспектором семинарии, а 31 мар. 1864 архим. Спасо-Прилуцкого монастыря. Илиодор , 1863–66. Платон , 1869. Великопустынского, ныне упразднённого [IV, 84]: Игумены Александр , 1627–31. Харитон , в июне 1664. Геннадий , 1677. Митрофан , 1682–1694. Симеон , 1698. Иоаким , 1719 и 20. Геннадий Андреевский в 1746 перев. в Печерский. 3 Спасо-Мирожский, в Пскове, основан св. Авраамием в половине XII веха; упом. 1188 (Новг., I, 19). Ныне третьеклассный. [V, 69.] Игумены Св. Авраамий † 24 сент. 1158. Исидор , 1269. Василий убит 1295. Карп , 1404. Герман , в исх. XVI века. Геннадий , 1617–20. Герасим , 1623. Александр , 1630. Онуфрий , в дек. (sic) 1630. Макарий , в дек. 1636. Арсений , 1641. Иона , 1648. Митрофан в 1650 перев. в Печерский. Афанасий , 1662–70. (Перев. в Снетогорский?). Никандр , 1673–77. Архимандриты Герасим , 8 февр. 1684–91. Корнилий , 1691–99, перев. в Печерский. Аарон , 1702–13. Маркелл , 1719 и 20. Иоасаф Лисянский , 1755–1761, 2 дек. хирот. в еписк. Архангельского. Иоанникий , 1762 и 63. Иринарх , 1763–68, перев. в Снетогорский. Игумены Стефан , 1768–74. Варлаам Головин , 1774 и 75, перев. в Снетогорский. Иустин Трипольский , 1775–84, перев. в Белгородский Николаевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здание церкви обновилось. Но земля, на которой она стояла, вместе с церковно-притчевыми домами, выстроенными к тому времени, находилась в границах дачи, но уже Головиных. Поэтому священники церкви Петра Митрополита неоднократно поднимали вопрос о церковном наделе. В 1809 г. Правительственный Синод решил дать ей положенную по закону пропорцию земли размером 33 десятины. Дачные участки на Петергофской дороге малы по размеру, поэтому отделять часть участка неудобно и предложено было владельцам соседних дач взять церковь на ругу (содержание) сообща. В 1810 г. священник церкви П.Орлов просит опекунов малолетнего графа Дмитрия Николаевича Шереметева оказать денежную помощь в деле постройки нового церковного дома для священнослужителей взамен ветхого старого. На «скудную и неисправную ругу» трудно было существовать церкви и священнослужителям. Поэтому снова возбуждается вопрос об отводе земли церкви Св. Петра Митрополита Московского. К церкви был пристраивают обширный придел и возводят колокольню. В 1811 г. церковь была обнесена оградой, а у дороги построена часовня прекрасный образец александровского ампира, с высокой аркой в центре и поддерживаемыми дорическими колоннами крыльями. 5 октября 1821 г. вышел Указ императора об отведении надлежащей земли для церкви. Владелицей участка в 1821 г. становится дочь В.Н.Головиной П.Н. Фредро, которая подает в суд протест против решения о земле её загородной дачи. Тяжбы и споры тянулись до 1823 г., в котором было заключено миролюбивое положение о земле. В 1823 г. вышел правительственный указ об отмежевании земли по любовному согласию. В 1823 году был построен двухэтажный деревянный дом для притча. А в 1836 г. граф Д.Н. Шереметев покупает дачу в пользу церкви и причта. Вскоре после этого Д.Н. Шереметев нанимает дачу на лето для певчих своего церковного хора. В 1855 г. построен деревянный двухэтажный церковный дом для дьякона и сирот духовного звания. В 1885 г. был разработан архитекторами, сначала Г.И. Карповым, а позже В. Харламовым проект капитальной перестройки и увеличения церкви. Среди многих жертвователей крупную сумму денег пожертвовал А.Д. Шереметев. Начато строительство было в 1886 г.

http://sobory.ru/article/?object=40745

Итогом 7-летнего служения М. в полку стало издание «Сборника кратких христианских поучений к воинам, сказанных в Успенской полковой церкви, в гг. Дубно и Староконстантиново». Эти проповеди в 1810-1811 гг., накануне Отечественной войны, были произнесены перед воинами 24-й дивизии и пользовались большим успехом. 24 поучения тесно связаны со служением и с особенностями быта воина; в них разъяснялись обязанности в бою и в мирное время, важность присяги, военных символов. М. считал, что гос-ву нужна армия, призванная защищать веру, царя и Отечество, «дабы одолением врага даровать мир». По мнению М., воина на «ношение оружия» избирает промысл Божий и благословляет Церковь. Земные царства, по М., устроены Богом по образу Царства Небесного, а «государь представляет в своем лице Самого Высочайшего Бога; он есть Отец Отечества», который печется о благоденствии своих подданных. Поэтому «сердечная приверженность» и любовь к Помазаннику вменялись в существеннейшие обязанности истинного воина (Краткие христианские поучения. 1821. С. 54-58). Войны начинают люди, а оканчивает Сам Бог, «победа и поражение в деснице Господней». М. призывал надеяться на помощь Божию в бою, не предаваясь унынию, дружелюбно относиться к товарищам, посещать больных и раненых, помогать новобранцам советом и служить им добрым примером. Как считал М., убийство противника - «брата по плоти», без ожесточения и на поле брани, грехом не является. Поверженному противнику следует даровать пощаду. Осуждались такие пороки, как трусость, воровство, клевета, злословие, приверженность к азартным играм, пьянство, распутство; запрещались грабеж и мародерство, разорение иноверческих храмов. Самыми страшными воинскими преступлениями для М. были нарушение присяги, дезертирство, сдача в плен и выдача неприятелю военных тайн. Честная смерть в бою, по М.,- дверь в чертог Отца Небесного, но воин, обремененный пороками, не заботящийся в обычной жизни о спасении своей души, все равно - «чадо погибели». М. указывал на необходимость покаяния (не реже одного раза в год), посещения церкви, чтения духовной лит-ры, а также Воинского устава. По приказу военного начальства проповеди переписывались унтер-офицерами в тетради. В 1821 г. они были опубликованы и выдержали 4 издания; Высочайшим повелением рекомендованы для всеобщего ознакомления в полках и учебных командах. К 1812 г. М. составил сборник «военных песен для российских ратоборцев на случай войны с оттоманскою Портою», не сохранившийся до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/2561852.html

Митрополиты Константий (1810-1821) и Иоанникий (1838-1839) были членами «Дружеского общества» («Филики этерия») и активными участниками антитурецкого восстания 1821-1829 гг. В 1890 г. проживавшие на территории Маронийской митрополии болгары создали общину и заявили о своем желании перейти в юрисдикцию Болгарского Экзархата. Они открыли болг. уч-ще, в 1894 г. появилось архиерейское наместничество, с 1903 г.- своя церковь ( Караманджуков Х. Западнотракийските българи в своето култорно-историческо минало с особен поглед към тяхното политико-революционно движение. София, 1934. С. 182-188). В ходе 1-й балканской войны (1912-1913) территория М. и К. м. была присоединена к Болгарии. В январе 1913 г. Синод Болгарского Экзархата принял решение об учреждении 2 миссий для крещения представителей этноконфессиональной (по мнению греч. историков) или религ. группы помаков (согласно болг. исследователям, исламизированные болгары, нек-рые из них после освобождения от тур. ига пожелали вернуться в родную веру) - Неврокопской и Беломорско-Родопской (или Гюмюрджинской), 2-й миссией руководил еп. Драговитийский Иосиф (Бакарджиев; впосл. митрополит Тырновский). Ему помогали 7 болг. священников. 25 апр. 1913 г. еп. Иосифа сменил еп. Левкийский Варлаам (Константинов), викарий митрополита Софийского. Крещение помаков часто происходило под сильным давлением ( Георгиев В., Трифонов С. Покръстването на българите мохамедани, 1912-1913: Документи. София, 1995). Эти миссии, хотя и сообщали о большом числе принявших крещение, не имели реального результата, т. к. после создания местными мусульманами Гюмюрджинской республики, или «Независимого правительства Западной Фракии» (авг.- 25 окт. 1913), многие из новокрещеных стали возвращаться обратно в ислам. Эта часть Фракии оставалась в составе Болгарии до конца первой мировой войны. В 1913 (или 1914) г. Экзархат попытался закрепить плоды своей миссии и учредил Маронийскую епархию с кафедрой в Гюмюрджине. Но создание епархии не нашло поддержки властей. В 1914-1915 гг. управляющим Маронийской епархией (в г. Ксанти) был митр. Охридский Борис (Георгиев). С 1915 по 1921 г. Маронийской епархией управлял митр. Скопский Феодосий (Гологанов), он защищал болг. клир от действий болг. власти и способствовал возобновлению богослужения в ранее закрытых храмах ( Разбойников А. С. Из борбите на българите в Маронийска епархия за признаване на български църковно-училищни общини и българска народност в Западна Тракия//Изв. на Тракийския научен ин-т. София, 1965. Кн. 1. С. 95-116; Елдъров. 2004. С. 244-258).

http://pravenc.ru/text/2562388.html

Подвиг его восстановления выпал на долю патриарха Поликарпа (1808-1827), который 10 ноября 1808 года сменил на престоле Святого Града Иерусалима патриарха Анфима. Известив о случившейся беде Вселенского патриарха Калинника V (1801-1806; 1808-1809), Поликарп обратился с воззванием о помощи ко всему православному миру. Как и раньше, основная поддержка многострадальной Палестинской Церкви была оказана греческой диаспорой. К примеру, митилинский архитектор Комнинос вызвался совершенно бесплатно взяться за восстановление храма Воскресения Спасителя, которое успешно было завершено в сентябре 1810 года. Возникновение новой угрозы для Братства Святого Гроба Господня К 1821 году отношения православных греков Палестины и турецких властей начали быстро ухудшаться. Греков все чаще и чаще обвиняли в шпионаже в пользу России, что давало порой почву для открытого преследования. Так, православные черноризцы были обвинены в укрывательстве в своих монастырях русских солдатов и оружия. Эти подозрения были усугублены и тем фактом, что новое, основанное в 1819 году в палестинских землях, посольство России, за неимением подходящего здания, располагалось на территории греческого монастыря. Преследования были настолько сильными, что, опасаясь смерти, русский посол Дмитрий Дашков, оставив жену и несовершеннолетних детей, был вынужден бежать. На православные монастыри стали устраиваться одна за другой облавы. В христианских обителях безуспешно искали солдат и оружие, нещадно избивая при этом их насельников. При таких обстоятельствах стала нарастать новая угроза. Братство Святого Гроба Господня турецкие власти все больше и больше воспринимали как политическую организацию. Ее членов повсюду арестовывали и пытали. Видя это, армяне и всегда готовые на разбой францисканцы возобновили нападки на православные святыни, захватив в 1824 году часть горы Сион. Голгофу же православным удалось отстоять и на этот раз. Афанасий V (1827-1845) взошел на патриарший престол Святого Града, когда положение Братства Святого Гроба было крайне опасным. Восстановление сгоревшего дотла Воскресенского собора привело к непомерным расходам, и у Братства снова появились отягощавшие его существование долги. Неинтересовавшийся экономическим положением дел Братства патриарх Анфим за все свое время патриаршества ни разу не отправился за сбором денег, и оставил после своей смерти долг более одного миллиона грошей при 8% годовых. При Поликарпе также были одни лишь расходы, и, таким образом, к 1821 году долг Братства возрос до семи миллионов, которые ко дню его смерти умножились во много раз. К 1827 году долг Братства Святого Гроба составлял тридцать миллионов грошей. Не зная с чего начинать, патриарх Афанасий прежде всего добился снижения процентного роста до 4% годовых. Затем Кесарийский митрополит Кесарий был направлен в Молдовлахию (где у Патриархата были большие земельные владения и недвижимость) за сбором ренты за долгосрочное использование монастырских угодий.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 1791-1797 гг. в Никольском храме мон-ря были устроены новые приделы и переосвящен главный престол верхнего храма. К нач. XIX в. на 1-м этаже Никольского храма существовали престолы: центральный - во имя свт. Николая, правый - во имя свт. Иоанна Златоуста, левый - во имя прп. Сергия Радонежского; на 2-м этаже: центральный - в честь Иверской иконы Божией Матери, правый - во имя Св. Троицы, левый - во имя свт. Григория, еп. Армении (небесного покровителя кн. Г. А. Потёмкина , владевшего обширными имениями близ мон-ря и ок. 1790 пожертвовавшего в обитель частицу мощей свт. Николая), и свт. Алексия, митр. Московского. В 1798 г. с запада к храму пристроили трехъярусную колокольню в стиле классицизма. При настоятеле архим. Анастасии (Щепетильникове; 1810-1824) в Б. м. велось активное каменное строительство: в 1809-1814 гг. над св. вратами была построена одноглавая Успенская ц., в 1813-1816 гг. увеличен корпус настоятельских и братских келий, по концам к-рого возвели 2 трехэтажные башни; в 1819-1821 гг. выстроена одноглавая бесстолпная ц. свт. Иоанна Златоуста (т. н. больничная, возведенная при здании епархиальной больницы, переведенной в мон-рь в 1817); в 1817-1823 гг. возведен пятиглавый четырехстолпный Никольский храм. В 20-х гг. XIX в. численность братии достигла 70 чел. В 1830 г. в мон-ре поселился вышедший на покой Костромской еп. Самуил (Запольский-Платонов), впосл. погребенный в монастырской ц. свт. Иоанна Златоуста. В 1849 г. по указу имп. Николая I обители выделили 150 дес. леса в Буйском у. Особый период в жизни Б. м. связан с именем свт. Игнатия (Брянчанинова) , еп. Кавказского и Черноморского. Святитель впервые посетил мон-рь в 1847 г. и провел здесь год. Выйдя на покой, еп. Игнатий ходатайствовал перед имп. Александром II о предоставлении ему Б. м. в управление. Ходатайство это было удовлетворено, и 13 окт. 1861 г. свт. Игнатий приехал в мон-рь. В июне 1862 г. в Б. м. на правах богомольца поселился его родной брат П. А. Брянчанинов, бывш. ставропольский губернатор. Благодаря свт. Игнатию в 60-х гг. в жизни обители произошли крупные перемены. С 1865 г. чудотворный образ свт. Николая стали ежегодно привозить в Кострому и Ярославль, где он находился по 3-4 недели. На берегу Волги была устроена пристань с часовней, у к-рой останавливались пароходы. При свт. Игнатии существенно увеличилось число паломников, приходивших в мон-рь. 14 авг. 1866 г. обитель посетил вел. кн. Александр Александрович (буд. имп. Александр III ), беседовавший со свт. Игнатием. В мон-ре святитель написал неск. богословских сочинений, вел обширную переписку, лечил местных крестьян. Еп. Игнатий был погребен в ц. свт. Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/77282.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010