мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 5. Построение Предтечева скита Сергей Нилус в своей книге «Святыня под спудом» привел запись из находившейся в оптинском архиве «Памятной записки о скончавшихся и погребенных в Богохранимой обители и в ските святого Иоанна Предтечи, находящемся при оной»: «30 апреля 1815 года, пополудни в 4 часа скончался схимонах Иоанникий на 55 году от рождения. В монастырь поступил из пономарей Жиздринского уезда села Толстошеева в 1802 году; пострижен в мантию 1806 года марта 29-го, а в схиму в 1810-м в апреле месяце. В послушании трудился при пасеке, бывшей в монастырском лесу. При сей пасеке уединенная его келия послужила первым основанием уединенной жизни, ибо на сем самом месте в 1819 (на самом деле в 1821. – Сост.) году построен ныне существующий скит, и даже доселе соблюдена в целости попечением настоятеля та самая деревянная келия, в которой жил схимонах Иоанникий. В иноческих подвигах преуспевал, в особенности послушанием, тихостью и кротостью с блаженной простотою и незлобием; имел нелицемерную любовь к настоятелю, игумену Авраамию, и ко всей о Христе братии; к церкви Божией притекал первый и исходил последний. По добром подвиге о спасении души своей почил блаженно о Господе с напутствием всех потребных для вечной жизни Таинств. Тело погребено 2 мая в воскресный день. Многие из окрестных жителей память его доселе почитают служением на его могиле панихид о упокоении его души» 42 . Через несколько дней после этого прибыл в Оптину из Площанской пустыни иеродиакон Палладий. Первое его послушание здесь было – трудиться на пасеке. Поселился он в келии покойного схимонаха Иоанникия. Жизнь в одинокой келии в полуверсте от монастыря была не так проста. Архимандрит Леонид пишет, что он «много перенес искушений от бесов, так что хотел было оставить это место» 43 . Впоследствии отец Палладий проходил и другие послушания – повара, хлебопека, трапезника, пономаря, библиотекаря, изучил переплетное ремесло... «Во всю свою жизнь отец Палладий избегал праздности, – писал отец Леонид, – постоянно у него в руках было какое-нибудь дело. “За праздным монахом, – говаривал он, – десятки бесов ходят, а за тем, кто занят рукодельем, один”» 44 . Он имел твердый характер и простой нрав, позволявший ему делать замечания другим инокам за какие-нибудь неисправности. «Да! – говорил он. – Это не хорошо, не по-монашески. Да! Монах должен быть осторожен. Монах есть свет для мирян, а тебе все равно. Да!» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

П.В. Безобразов Век девятнадцатый Собор униатский Наступил XIX век. В первом десятилетии сего века был собор на Ливане под председательством греко-униатского патриарха Агапия, на котором определены и подробно изъяснены и догматы веры, и таинства, и обряды, и устав церковный, и должности архиереев и священников. Деяния сего собора напечатаны на арабском языке в типографии униатского монастыря Мар Ханна Шуэр в 1810 году. Борьба унии и православия В 1818 году, по жалобе армяно-григорианского патриарха на римское духовенство за обращение армян в унию, состоялось определение Порты, чтобы все вообще униаты не имели ни своих церквей, ни своих священников, а ходили бы в церкви своих предков. Это определение было написано грозно. Ибо, между прочим, устрашало непокорных и ссылкой и конфискацией имений. Этот же фирман получил и алеппский митрополит Герасим и предъявил его паше Курситу. Паша, питавший ненависть к униатам, на другой день призвал их старшин и священников и объявил им фирман. Но они не послушались. Посему паша, спустя два дня, переловил священников их и отослал в ссылку. Униаты, дыша мщением, устремились в митрополию с тем, чтобы убить митрополита, которого они почитали виновником гонения паши. Митрополит прибёг к защите муллы, а паша, дабы потушить бунт, приказал схватить 11 старшин, и они были казнены уголовно. Мятеж утих. Но униаты поклялись не ходить в православную церковь и научили детей своих не дружиться с детьми православных. Церковь опустела. Митрополит, опасаясь злоумышлений врагов, оставил Алеппо и подал отречение от престола. Преемник его помирился с униатами. То же самое сделал и патриарх Серафим, который, впрочем, в 1820 году сослал из Дамаска униатских священников в цепях на остров Амазонок близ Триполи. В 1821 году вспыхнула греческая народная война, и с ней начались гонения на православную церковь во всей Турции. Патриарх Серафим и его архиереи не могли и думать о потушении раздоров церкви мерами политическими. А униатское духовенство начало действовать сильнее. Тогда униаты в первый раз стали выказывать себя перед правительством народом, отдельным от православных и непричастным их возмущению.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Спасо-Преображенский, в Астрахани, основан в 1697 г., второклассный. [VI, 204.] Был домовый патриарший. В 1647 мнтрь сгорел. Указом 8 янв. 1873 упразднён. Игумены Антоний , 17 февр. 1617. Филарет , 1622. Дионисий , в авг. 1629. Гедеон , 1646. Мисаил , 1650–53 (бывший в февр. 1659); архим. в мар., июле (sic) 1659; бывший архим. в окт. 1661; бывший в Саввине Сторожевском 1662, в окт. и нояб. 1666. Архимандриты Пахомий , в сент. 1665. Иоанн , 1666 и 67. Антоний , 1671–1677, 1702, 1706, мар. 9. Ефрем , в мае (sic), июне 1679. Иларион , 1731, 15 авг. хирот. в еписк. Астраханского. Мефодий , 1731–1758, 10 мая хирот. в еписк. Астраханского. Иероним , с 1758. Аарон , 1765–67. Ефрем , 1767–88. Сильвестр Лебединский , 1791–94, 27 мая перев. в Свияжский Богородицкий. Парфений , 1794–1810. Дионисий Цветаев перев. из Орловского Успенского 29 мар., 1811–21, 31 июля, перев. в Московский Донской. Ириней Гжельский перев. из Уфимского Успенского, 1821–26. Вениамин , 1826–30, 21 февр. в Устюжский Архангельский. Агапит , 1830 и 31. Иосиф Позднышев , из инспекторов С.-Петербургской духовной акад., 30 сент. 1831; до 1834. Аполлинарий Вишлянский 75 , с 1834 до 1845, 15 авг. хирот. в викария Киевского. Вассиан Чудновский , с 1846–1854, 21 февр. перев. в Черниговский Елецкий. Аполлос Беляев , 1854–56, перев. в ректоры Псковской семинарии. Никон , 1857–67. Адриан , 1868 и 69. В 1873 мнтрь упразднён. Разные заметки IV, 308. Астраханского Ивановского: Архим. Никодим 1731 и 32. – Андроник 17 янв. 1732 перев. в Дмитровский, Борисоглебский (sic). – Иоасаф , 1761–71. Иоанно-Предтечева Чернявского строитель Павел в 1794 назначен игуменом Батуринского Крупицкого монастыря. [Игум. Пафнутий Корнилиева Комельского монастыря в 1844 перев. в Астраханский (какой?) мнтрь.] Иоанно-Предтечева Астраханского архим. Ианнуарий , 1862–66. [С Терка Благовещенского: Игум. Давид , 20 июля 1659. – Дионисий , бывший 1691. С Терка девичьего иг-нья Неонила 20 июля 1659.] Астраханского Воскресенского архим. Рувим , 8 мар. 1706.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Парфений, архиепископ Воронежский и Задонский (Чертков или Васильев-Чертков Павел Васильевич) Родился 10 августа 1782 года в городе Москве в семье диакона. С 1790 года обучался в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1803 году, по окончании курса академии, оставлен в ней преподавателем. 28 октября 1810 года пострижен в монашество и определен проповедником духовной академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1811 году назначен префектом Московской духовной академии и в том же году 17 декабря возведен в сан архимандрита Московского Крестовоздвиженского монастыря. 14 октября 1813 года переведен в Московский Знаменский монастырь. С 12 августа 1814 года – ректор Вифанской духовной семинарии и настоятель Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря. С 30 июля 1817 года – ректор Московской духовной семинарии, с 21 сентября того же года – настоятель Заиконоспасского монастыря. В 1818 году избран членом конференции Московской духовной академии. С 17 июня 1819 года – настоятель Московского Донского монастыря и член Московской Синодальной конторы. 21 августа 1821 года хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. 25 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа. 25 февраля 1850 года назначен архиепископом Воронежским и Задонским. Скончался 5 августа 1853 года, прослужив Церкви почти 50 лет. Погребен в Благовещенском соборе Митрофаниева монастыря в Воронеже. Преосвященный Парфений был известным проповедником, многие его проповеди были изданы в печати. За 28 лет святительства на Владимирской кафедре он очень много сделал для нее. Привел в блестящее состояние архиерейский дом и обеспечил его средствами содержания, заботился о приведении церквей в благолепный вид и о повышении нравственного уровня духовенства епархии. Московский митрополит Филарет (Дроздов , † 1867; память 19 ноября/2 декабря), хорошо знавший и ценивший преосвященного Парфения, так отзывался о владимирском периоде его деятельности: «Прежде здесь, то есть во Владимире, долго не сильно действовал, но привлекал к себе добродушием покойный преосвященный Парфений».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУНДТВИГ [дат. Grundtvig] Николай Фредерик Северин (8.09.1783, Удбю, на юге о-ва Зеландия - 2.09.1872, Копенгаген), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель. Род. в семье лютеран. пастора. С 1792 г. учился у приходского священника в Тюрегоде, в 1798-1800 гг.- в классической школе в Орхусе, в 1800-1805 гг.- в Копенгагенском ун-те (специализация - исл. язык). В 1803 г. Г. получил степень бакалавра богословия. Отказавшись от рукоположения в пастора, работал домашним учителем на о-ве Лангеланн. В 1805-1808 гг. Г. опубликовал исследования «О песнях «Эдды»» и «Мифология Севера». Н. Ф. С. Грундтвиг Н. Ф. С. Грундтвиг В 1810 г. перед рукоположением в пастора произнес проповедь на тему «Почему слово Божие исчезло из дома Его?», в к-рой обличил рационализм, уничтоживший чувства и веру человека. В связи с этим консистория пересмотрела решение о его рукоположении, и Г. стал только помощником в приходе отца. С 1813 г. выступал в Копенгагене как свободный проповедник. Он считал, что следует больше внимания обращать на духовный рост человека после крещения и конфирмации . Полагаясь на абсолютный авторитет Библии, Г. подчеркивал, что живым словом, к-рым Бог говорит «сейчас», являются таинства и Апостольский Символ веры в противоположность Свящ. Писанию, к-рое говорило «тогда». С т. зр. Г., христианство, имея личностный характер, не может рассматриваться только применительно к отдельно взятой личности и предполагает соборность. В полной мере этому способствует единение человека со своим народом, осуществляемое с помощью родного языка, мифологии, поэзии, истории и культуры. «Сначала человек, а потом христианин»,- говорил Г. В 1816-1819 гг. он редактировал лит. ж. «Dannevirke». В 1818-1824 гг. перевел и издал «Деяния данов», составленные Саксоном Грамматиком ок. 1218 г. За перевод получил премию от кор. Фредерика IV. В 1821 г. Г. был рукоположен в пастора и назначен по королевскому указу в церковный приход г.

http://pravenc.ru/text/168209.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (18.07.1792, с. Сторожевая Слобода (Полебино) Данковского у. Рязанской губ.- 5.09.1860, там же), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор. Родился в семье коллежского советника, уездного предводителя дворянства Дмитрия Степановича Нечаева и Анны Ивановны Нечаевой (урожд. Сиверс). Получил домашнее образование, в 1810 г. аттестован Московским ун-том. 16 янв. 1811 г. принят на службу в Коллегию иностранных дел актуариусом. С 1 апр. 1811 г. Н. состоял при канцелярии рижского военного губернатора кн. Д. И. Лобанова-Ростовского; с 23 янв. 1812 г. переводчик, участвовал в формировании резервных войск во Владимире и Арзамасе; 12 дек. 1812 г. возвратился в Коллегию иностранных дел «с одобрением ревностной службы». 8 июля 1814 г. баллотировался на должность директора гимназии, но не был избран советом Московского ун-та, 8 окт. 1814 г. уволился из Коллегии. 17 окт. 1814 г. Н. перешел в ведомство народного просвещения, был назначен почетным смотрителем уч-щ Скопинского у. Рязанской губ. С 18 сент. 1817 г. директор уч-щ Тульской губ., организовал в Туле ланкастерскую школу (на 125 детей), 4 пансиона (2 - для девочек и 2 - для мальчиков; на 120 чел.), способствовал открытию частных школ. В 1821 г. тульские дворяне, в т. ч. Н. (т. н. нечаевский кружок), попытались начать издание еженедельной газ. «Тульские ведомости», но проект издания не был поддержан в столице. Н. пользовался признанием как воспитатель и педагог, издатель ж. «Телескоп» Н. И. Надеждин, сын священника Зарайского у. Рязанской губ., свидетельствовал, что Н. способствовал его духовному становлению. В 1817 г. Н. организовал в своей усадьбе 1-й музей, посвященный Куликовской битве, в к-ром были собраны предметы, найденные местными крестьянами при распашке: панцири, кольчуги, шлемы, мечи, копья, наконечники стрел, наперсные кресты, иконы-складни. В создании музея помогали Н. М. Карамзин и М. П. Погодин . Имп. Александр I Павлович одобрил сооружение памятника вел. кн. св. Димитрию Иоанновичу Донскому на Куликовом поле, над проектом начал работать скульптор И. П. Мартос (Письмо из Тулы. 1820. С. 149). 27 авг. 1824 г. подписан Высочайший рескрипт о сооружении на Куликовом поле храма и инвалидного дома для воинов (Отечественные известия. 1825. С. 377). Начат сбор пожертвований на монумент в память павших на Куликовом поле, в 1850 г. возведен гранитный обелиск по проекту А. П. Брюллова.

http://pravenc.ru/text/2565178.html

архиеп. Кипрский (14 окт. 1840 - 3 апр. 1849). Во время архипастырства сщмч. Киприана (1810-1821) И. занимал должность экзарха архиепископии. В июле 1821 г., во время казни архиеп. Киприана и митрополитов Пафосского, Китийского и Киринийского, И. вместе с нек-рыми другими представителями кипрского духовенства укрылся в европейских консульствах в Ларнаке и затем бежал с Кипра. В дек. 1821 г. И. участвовал в собрании кипрских эмигрантов в Риме, которыми было подписано обращение к грекам-киприотам, призывавшее к антитур. восстанию и присоединению острова к освобожденным греч. территориям. И. был вынужден прожить в изгнании 18 лет. Сначала вместе с др. кипрскими клириками он поселился в Марселе. Один из эмигрантов, архим. Феофил, отправился в Россию за сбором материальной помощи, однако по возвращении он вступил в конфликт с И. и другими представителями кипрского духовенства и присвоил большую часть собранных средств. В 1824 г. И. перебрался в Лондон, где получил материальную помощь от архиеп. Кентерберийского. В 1826 г. он возвратился во Францию и поселился в Париже, где франц. правительством ему была назначена пенсия 250 франков в месяц. В Париже он познакомился с тур. дипломатами Фетихом Ахмет-пашой и Мустафой Решит-пашой. Благодаря их покровительству И. получил разрешение вернуться на Кипр и прибыл на остров в нояб. 1839 г. В мае 1840 г. Фетих Ахмет-паша занял пост министра торговли в тур. правительстве и был помолвлен с сестрой султана Абдул-Меджида. Паша пригласил на свадьбу И. Когда тот находился в К-поле, туда прибыли с жалобой на архиеп. Панарета (1827-1840) кипрские прокриты (представители кипрской знати) Хадзи Киргенис Апегитос и А. Триандафиллидис. Они начали переговоры с И. и стали просить у тур. властей смещения Панарета и назначения на его место И. Высокой Портой были изданы указ об отставке архиеп. Панарета и берат, утверждающий в этой должности И. В окт. 1841 г. он вернулся на Кипр вместе с только что назначенным новым правителем острова. Панарет был заключен в тюрьму; подписав спустя 3 дня отречение (13 окт. 1840), он был освобожден.

http://pravenc.ru/text/577956.html

Н.Н. Перцова, А.В. Уланова Скачать epub pdf 23 IV/4 V (или 23 X/3 XI) 1793, Москва – 9/21 XII 1868, Санкт-Петербург Фольклорист, этнограф, археолог, библиограф, переводчик, мемуарист Выпускник Московского университета; адъюнкт, затем профессор Московского университета; действительный член и библиотекарь Общества любителей российской словесности при Московском университете Дед Ивана Михайловича Снегирева был священником в Александровской слободе Владимирской губернии; его отец, Михаил Матвеевич Снегирев (1760–1820), был профессором Московского университета сначала по кафедре логики и нравственной философии, потом по кафедре естественного, политического и нравственного права. Первоначальное домашнее образование Иван Михайлович продолжил в 1802–1807 гг. в гимназии при Московском университете, откуда в 1807 г. был переведен в студенты. В 1810 г. он завершил университетский курс кандидатом с двумя серебряными медалями. В годы учебы он подружился с Петром Чаадаевым, Александром Грибоедовым, Николаем Тургеневым; к кружку примыкали Иван Якушкин, Никита и Артамон Муравьевы и другие будущие декабристы. В 1815 г. Снегирев получил степень магистра словесных наук; с 1816 г. стал преподавать на кафедре римской словесности и древностей Московского университета – сначала в звании адъюнкта, а с 1826 г. в профессорском звании. По своей основной специальности, римской словесности, Снегирев опубликовал три работы: «Dissertatio de profectibus Romanorum in disciplinis severiorihus» (М., 1816), «Nova Chrestomathia latina» (М., 1816) и «Латинскую грамматику» (М., 3-е изд. – в 1836 г.). В течение многих лет Снегирев был связан с Обществом любителей российской словесности при Московском университете: в 1812 г. он был избран его сотрудником, 19 декабря 1819 г. стал действительным членом, а с 29 октября 1821 г. занимал также должность библиотекаря Общества. В 1824–1855 гг. Снегирев состоял цензором Московского цензурного комитета. Хотя цензором он был достаточно либеральным, порой его деятельность вызывала недовольство писателей. Так, его добрый знакомый А.С.Пушкин по меньшей мере дважды обрушивал на него свой гнев. Именно о Снегиреве идет речь в письме Пушкина к М.Н.Погодину от 31 августа 1827 г. [NN-II, с. 42]:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Вареж. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1810 и 1821. Адрес: Нижегородская область, Павловский район, село Вареж, ул. Советская, д. 19А Координаты: 55.94702, 42.91684 Проезд:Автобус Павлово - Вареж Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты ВАРЕЖСКИЙ ПРИХОД. Церковь в честь Вознесения Господня. Село Вареж находится на р. Оке. Ни в писцовых книгах Муромского уезда 1628-30гг., ни в окладных книгах Рязанской епархии 1676 года не встречается село Вареж и Варежский приход. В окладных книгах деревни, входящие в состав Варежского прихода, значатся в приходах Липовицком и Арефинском. Поэтому первоначальное устройство церкви и образование Варежского прихода в селе Вареж нужно относить к XYIII столетию, но год построения церкви так и остается неизвестным. Из сохранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты видно, что в 1810 году в Вареже существовали две деревянные церкви – во имя Вознесения Господня и Архистаратига Михаила. В 1810-21 гг. в Вареже устроен каменный храм. Первоначально в новом храме было устроено только два престола: главный - в честь Вознесения Господня с приделом в честь Архистратига Михаила. Затем в 1854 году с переходом деревни Ново из Липовицкого прихода в Варежский, на средства троих крестьян этой деревни в трапезе был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Причта  при церкви по штату положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание причта из разных источников получалось до 1800 руб. в год. Дома у членов причта были собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной - 2280 кв. сажен, прикладная пустошь Березино - 50 десятин,  неудобной под оврагами водомоинами - 20 десятин и сенокосной - 3,5 десятины. Приход состоял из села Вареж и деревень: Лохань, Юрьевца, Горбанова, Чирьево и Нова, в коих по клировым ведомостям числилось 1230 душ мужского пола и 1299 - женского. В селе Вареж имелась земская и церковно-приходская школы; учащихся в первой было 90, а во второй – 47. В деревне Чирьево имелась школа грамоты, учащихся в 1896 году было 19 человек.

http://sobory.ru/article/?object=22475

Новочеркасск. Церковь Димитрия Солунского. Кладбищенская церковь Карта и ближайшие объекты Начало Свято-Димитриевской (кладбищенской) церкви, устроенной на городском кладбище деревянным зданием, относится к 1810 году, когда в Новочеркасске уже были освящены первые деревянные молитвенные храмы: Александро-Невский и Троицкий, не считая освященного еще в 1805 году временного деревянного Вознесенского собора. Осенью 1810 года деревянная кладбищенская церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского с приделом во имя святого пророка Илии была освящена и при ней были построены деревянная колокольня и " досчатая ограда " . Весной 1821 года священник Димитриевской церкви Иосиф Персиянов докладывал Войсковой канцелярии о том, что имеющаяся вокруг церкви деревянная ограда " от долговременности произошла ныне в совершенную обветшалость " , ввиду чего попадали во многих местах опорные столбы. Священник докладывал также о том, что необходимо " поновить " краску на крыше, пришедшую " в повреждение " , отремонтировать стены церкви, которые " поразсохлись, пропущают течь и ветер, отчего иногда тушатся свечи " . Он предлагает сбить их вместе и обтянуть прочным холстом. В докладе также содержалась просьба на церковных папертях " сделать балконы " . Войсковая канцелярия своим утренним решением 29 от 4 мая 1821 года приказала Войсковому архитектору коллежскому советнику К.С. Амвросимову принять меры к исправлению указанных недостатков. В 1861 году вместо деревянной церкви была построена церковь каменная (о чем имеется свидетельство в Ведомости о церкви за 1902 г.), которая и стоит на своем месте до настоящего времени. По некоторым данным автором проекта каменной Димитриевской церкви был академик архитектуры Иван Осипович Вальпреда (Голос истории, 9, 1996 г.). В 1900 году с благословения Архиепископа Донского и Новочеркасского Афанасия началась постройка кирпичного здания церковно-приходской школы при Димитриевской церкви. 27 августа 1901 года состоялось торжество освящения здания новой школы (кирпичное здание на углу улиц Троицкой и Первомайской; в настоящее время в нем располагается воскресная школа храма), в то время как сама школа при кладбищенской церкви была открыта за 4 года до этого.

http://sobory.ru/article/?object=32229

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010