Маркелл, строитель, избран в сию должность из братства обители; был временно экономом в Калужском архиерейском доме, с 1808 по 1810 год; а в 1812 году, по просьбе притружденного Авраамия, назначен ему в помощники, «во всем, относящемся до экономии и устройства обители». В 1819 году, согласно его желанию, уволен от настоятельства и перемещен в число братства Тихоновой Калужской Пустыни. Даниил, игумен, поступил в 1819 году из экономов Калужского архиерейского дома; в 1825 году произведен в архимандрита в Покровский Добринский монастырь, а из оного – в Трубчевский Чолнский, где и скончался. В его настоятельство устроен при обители скит и введен устав Коневской обители, по благословению преосвященного Филарета, епископа Калужского и Боровского. Моисей, архимандрит , муж, исполненный духовной мудрости, незабвенный для Оптиной Пустыни своими неусыпными трудами и попечением о ней, при содействии старцев, иеросхимонахов Льва и Макария, приведший обитель в цветущее состояние, как во внутреннем, так и во внешнем ее виде. Родом из московских купцов Путиловых. Родился 15 января 1782 г. Оставив мирское житие, 1805–1808 г. жил в Саровской Пустыни. С 1809 по 1811 г. – в Свенском монастыре Орловской епархии; потом более 10-ти лет проводил пустынное житие в Рославских лесах, 7-го июня 1821 года, по приглашению преосвященного Филарета, бывшего епископа Калужского и Боровского, прибыл с небольшим братством в Оптину Пустынь и назначен начальником в, устроенный его трудами, при обители, скит. 1822 г. июня 3 дня пострижен в мантию; того же года декабря 24 посвящен в иеродиакона, а 25-го – в иеромонаха, и сделан общим духовником братии скитской и монастырской. 1825 г. определен в должность строителя Оптиной Пустыни преосвященным Филаретом; в 1826 году утвержден строителем от преосвященного Григория; 5 сентября 1837 г. произведен во игумена преосвященным Николаем, епископом Калужским и Боровским, а в 1841 г. награжден наперсным крестом. В 1853 году, 12 июля, вследствие представления преосвященного Григория II, епископа Калужского и Боровского, по указу Святейшего Синода, с Высочайшего соизволения, возведен в сап архимандрита; а в 1859 г. мая 2 дня сопричислен к ордену Св. Анны 2-ой степени. В 1862 г., в предсмертной болезни, 6-го июня принял пострижение в великую схиму, а 16 числа мирно почил о Господе. Был начальником устроенного им скита 4 года, потом настоятелем сей обители 37 лет: в иноческом звании провел 57 лет; а всего жития его было 80 лет и 5 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Не вдаваясь в рассмотрение этих споров, отметим, что первый опыт перевода Новозаветных Писаний на русский язык (1821 год) оказался не вполне удачным. Инициаторами его были лица инославного исповедания – представители Британского Библейского Общества, и осуществлялся перевод не Св. Синодом, хотя и с его разрешения, а заботами и средствами Российского Библейского общества, в котором председательствовало лицо светское и членами были многие из католиков, лютеран и проч. Последнее обстоятельство вместе с явными недостатками и погрешностями в переводе вызвали сильное движение протеста как против действий Общества, так и против перевода. В 1826 году Библейское Общество было закрыто и дело перевода Священного Писания на русский язык приостановлено. Вновь вопрос об издании Священных книг на русском языке был поднят в середине XIX века стараниями Московского Митрополита Филарета. В 1858 году состоялось определение Св. Синода о возобновлении русского перевода Библии , причем намечено было начать с евангелий от Матфея и Марка. Как видно из всего хода дела, члены Синода отнеслись к этому важному предприятию с необычайным вниманием, большой осторожностью т предусмотрительностью. В основу перевода положены были следующие принципы: 1) чтобы подлинный (греческий) текст для перевода принят был в той редакции, какой держится Восточная Церковь ; 2) чтобы перевод совершенно точно выражал подлинник, впрочем, соответственно свойству языка русского и удобовразумительно для читающего; 3) чтобы размещение слов соответствовало свойству русского языка и благоприятствовало ясности речи; 4) чтобы слова и выражения при переводе употреблялись всегда общепонятные, но не вульгарные. В соответствии с первым правилом в основание перевода положена была редакция Московского издания греческого Нового Завета 1810 года, которая воспроизводит Textus receptus, совершенно сходна с греческим богослужебным текстом и наиболее близка к славянскому переводу. Пособиями служили издания Христиана-Фридриха Маттэи и Мартина-Августина Шольца, стоящие также весьма близко к восточно-византийской форме текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Об окончании строительных работ на здании Благовещенской церкви и на приделе Александра Невского сообщает запись в приходно-расходной книге, датированная ноябрем 1813 года. Однако отделочные работы на здании продолжались вплоть до осени 1815 года, после чего прихожане основательно занялись работами по оборудованию и украшению интерьеров храмов Иоанна Богослова и Александра Невского. Торжественное освящение придела Александра Невского состоялось 25 августа 1821 года. Художественно-пластической и сакральной доминантой интерьера придельного храма Александра Невского был его иконостас, созданный в 1816-1817 годах. Научная сотрудница красноярского краеведческого музея С.И. Дараган, обследовавшая Благовещенскую церковь в 1920-х годах, писала в своем отчете: " Неожиданно было найти в верхнем этаже храма, в приделе Бл(аговерного) Александра Невского, памятник подлинной художественной ценности — иконостас стиля " ампир " , усвоенного русскою жизнью в александровскую эпоху. Отличительная черта этого русского стиля сказалась в обработке и передаче в дереве и деревянных строениях античных форм, пропорций и орнамента. В этом смысле иконостас Александра Невского дает подлинное выражение вкуса своего времени " . Архитектурно-художественный облик иконостаса придела Александра Невского не имел аналогов среди иконостасов других православных храмов, возводимых на территории Приенисейского края в 1810-20-х годах. Об этом свидетельствует сравнение описания иконостаса придела Александра Невского с описаниями иконостасов, например, Входоиерусалимской церкви в Енисейске (1801-1815 гг.) и Всехсвятской церкви в г.Красноярске (1816-1822 гг.). Это обстоятельство объясняется тем, что иконостас придела Александра Невского был выполнен местными мастерами по специально составленным чертежам, присланным в Красноярск. Об их наличие свидетельствует запись в дневнике графа М.М. Сперанского, видевшего проектные чертежи в период посещения им Благовещенской церкви. Более того, если изготовление иконостасов по " осободанным " рисункам на территории Приенисейского края было делом обычным уже с середины XVIII века, то выполнение иконостаса Александра Невского по предварительно изготовленным чертежам в период повсеместного распространения принципов образцового и повторного строительства, связанного с ужесточением государственного контроля за развитием архитектуры, выглядит более чем вероятным.

http://sobory.ru/article/?object=00951

Примечательно, что согласно историческим документам, в нач. XVIII века при предшественнике князя Меншикова, вотчиннике Алексее Петровиче Прозоровском в селе уже значилась каменная Преображенская церковь, которая, возможно, сохранялась в объёме до 1810-х гг., пока не была перестроена. В результате возведения нового храма были использованы некоторые элементы старого храма. Храм получился большой, однокупольный в стиле классицизма. В 1821 году " тщанием и иждивением приходских людей и доброхотных дателей " была проведена реконструкция церкви, в трапезной устроены два придела: Успенский и Никольский, а также появились портики с колоннами. В 1844 году интерьер церкви Спаса Преображения был расписан русским художником-иконописцем Дмитрием Михайловичем Струковым. В Отечественную войну 1812 года село было занято французами, которые наполовину его сожгли. Сам строящийся храм, практически не пострадал от рук супостатов. О значении Преображенского храма для церковной жизни округи говорит тот факт, что на престольный праздник в Люберцы приезжали первоиерархи Русской Православной Церкви, пел хор им. Пятницкого и великий тенор Иван Семёнович Козловский. Любил здесь служить знаменитый протодиакон Максим Дормидонтович Михайлов. После Октябрьской революции храм продолжал действовать. Но со временем над ним стали сгущаться чёрные тучи. В годы гонений пострадали за веру священнослужители отец Александр Виноградов и Константин Соколов. В 1932 году арестован и отправлен в ссылку последний настоятель люберецкого храма священник Владимир Ипполитов. Вскоре церковь Спаса Преображения в Люберцах местные власти закрывают, а позже сносят с лица земли. Перед разрушением церкви местными властями проводился сбор подписей за снос " очага бескультурия " . По воспоминаниям современников, за подпись давали отрез сукна. Официальная причина сноса - мешает расширению рязанской дороги. Но почти до конца 1980-х годов на месте подрыва оставалась часть разрушенной стены: шоссе прошло мимо. Церковь закрыли, имущество - частично сожгли, частично свезли в подвал одного из цехов завода им. Ухтомского. Центральное паникадило долгое время " украшало " зал заседаний Люберецкого обкома партии. В здании храма пытались после закрытия сделать клуб, затем спортзал. После неудачных переделок церковь была приговорена богоборцами к сносу, церковное кладбище за алтарной стеной было также снесено. На месте разрушенного храма и расчищенного бульдозерами кладбища, решено было разместить городской стадион " Торпедо " , существующий и в наши дни. Положение ограды стадиона соответствует прежнему положению ограды церкви.

http://sobory.ru/article/?object=24237

С похожей миссией в 1820 г. отправляется в Палестину и Грецию 2-й советник при русском посольстве в Константинополе Дмитрий Васильевич Дашков. Накануне греческого восстания 1821 г. ему было поручено собрать «обстоятельные сведения» о политической, военной, церковной ситуации в этих странах и в первую очередь в Иерусалиме, где предполагалось открыть русское консульство, а также как можно более подробно описать Храм Гроба Господня. Для более наглядного выполнения последнего задания дипломату был придан в сопровождение художник, академик живописи М. Н. Воробьев, в обязанность которого «вменялось» «снять под величайшим секретом план храма Воскресения». Литературным итогом поездки стали очерки «Афонская гора. Отрывок из путешествия по Греции в 1820 году» и «Русские поклонники в Иерусалиме. Отрывок из путешествия по Греции и Палестине в 1820 г.», напечатанные в популярном альманахе «Северные цветы» (соответственно, на 1825 и 1826 гг.). Между Д. В. Дашковым – первым русским литературным «поклонником» XIX в. и А. С. Норовым немало общего, хотя, конечно, Дашков был почти на семь лет старше. Как и Норов, он учился в Благородном пансионе при Императорском Московском университете, правда, курс закончил десятью годами ранее, к тому же с отличием. Оба счастливо соединяли успешную служебную деятельность (Дашков отличался преимущественно на юридическом и дипломатическом поприщах, став в 1832 г. министром юстиции) с литературными занятиями. Хотя, конечно, Дашков, особенно в литературе 1810–1820 гг., был гораздо более заметной фигурой, чем Норов. Дашков – один из основателей знаменитого общества «Арзамас», куда входили В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский и др. сторонники литературных и языковых карамзинских реформ. Он – известный критик, переводчик (его переводы из Палатинской антологии, свода древнегреческих и византийских эпиграмм, по сию пору многие считают непревзойденными), блестящий полемист, прославившийся памфлетами, направленными против консервативных литераторов, объединившихся в «Беседе любителей русского слова» (А. С. Шишков, Г. Р. Державин, А. А. Шаховской и др.). К тому же он, как и Норов, принадлежал к числу ценителей античных и христианских древностей. И хотя поиски рукописей, осуществлявшиеся как в Константинополе, так на Афоне и в Палестине, не всегда были результативными, очерки им посвященные (например, «Известия о греческих и латинских рукописях в Серальской библиотеке» и «Еще несколько с лов о Серальской библиотеке») и напечатанные в тех же «Северных цветах», неизменно привлекали внимание просвещенных читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

В целом, понижение цен на сырье сократило стоимость русского экспорта в период 1817-1824 годов почти в 12 раз. Это было почти равносильно экономической катастрофе. Ее источником некоторые авторы считают не только последствия стихийных экономических процессов, но и сознательную экономическую политику мировых финансовых центров, направленную против интересов России. Один из богатейших людей России В.А. Кокорев прямо писал о настойчивой финансовой войне Европы против России, в результате которой, по его утверждению, «мы потерпели от европейских злоухищрений и собственного недомыслия полное поражение нашей финансовой силы». Необходимо отметить, что при этом интерес глобальных финансовых центров к русскому рынку 1820-х годов не ослабевал, а, напротив, продолжал возрастать. Во многом это связано с еще одной малоизученной проблемой экономического развития России XIX века. Дело в том, что новый способ поиска и промывки так называемых «скрытых россыпей», разработанный в 1810-х годах уральским инженером Л.И. Бруснициным, начиная с 1820 года позволил дать такие темпы прироста золотодобычи, что Россия, в начале XIX века ввозившая золото не только для денежного обращения, но и для технических нужд и дававшая менее 3% мирового объема добычи, уже в середине 1820-х годов перешла рубеж в 20% и вышла на первое место в мире по золотодобыче. Темпы роста кажутся фантастическими. Только за десятилетие 1821-1830 годов они достигли почти 1000%! Статистические данные по эту тему можно встретить в самых разных источниках. Однако, когда речь заходит о социально-экономическом, а тем более о политическом аспектах понимания собранной и систематизированной информации о золотодобыче, практически никто почему-то не предлагает своей оценки. Очевидно, что перед нами не только важнейший и практически неучтенный экономический параметр развития России времен декабристов, но и ключ ко многим внутри- и внешнеполитическим проблемам рассматриваемой эпохи. Одновременно страна переживала кризис роста системы управления, связанный как с хроническим недофинансированием увеличивавшегося государственного аппарата (что неминуемо порождало коррупцию), так и с общим усложнением механизма управления государством в условиях распада прежнего сословно-корпоративного устройства общества и нарастающего демографического давления.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

К кон. XVIII в. католич. Церкви в Венесуэле принадлежало 15 мон-рей, 300 храмов, 2 семинарии, в ее ведении находились также почти все образовательные учреждения. Недовольство проводимой Испанией политикой вылилось в 1810 г. в войну за независимость В. Среди священников, посланных в страну испан. короной, были и присоединившиеся к восставшим. Многие из них были высланы, заключены в тюрьмы, расстреляны. Общая численность священнослужителей сократилась с 600 до 100 чел. Отказ папы признать правительство независимой В. и напрямую обсуждать с ним вопросы, касающиеся Церкви, привел к еще большему осложнению ситуации. Война за независимость под рук. Ф. Миранды (1750-1816) и С. Боливара (1783-1830) закончилась изгнанием испанцев и образованием в 1819 г. т. н. республики Вел. Колумбия (это название укоренилось в мировой историографии, хотя ни в одном из офиц. документов оно не упом.), включавшей территории совр. В., Колумбии, Панамы и Эквадора (с 1822). Пришедший к власти С. Боливар постарался урегулировать отношения с папским Престолом и сгладить напряжение, царившее в отношениях между Церковью и гос-вом. 22 авг. 1821 г. был упразднен трибунал инквизиции в Вел. Колумбии. 28 июля 1824 г. собравшийся в Боготе конгресс принял закон о церковном патронате, к-рый регулировал отношения между Церковью и правительством В. в течение 140 лет (до 1964). Закон, в частности, предусматривал право властей выдвигать кандидатуры на церковные посты. После смерти Боливара республика распалась. Приходящим к власти президентам с трудом удавалось находить общий язык с Церковью. В 1837 г. конгресс закрыл все муж. мон-ри в стране, национализировал их собственность и передал их в распоряжение Мин-ва просвещения. В 1841 г. конгресс предписал священникам не подчиняться инструкциям Ватикана, если они противоречат законам страны. Федеральная война 1859-1863 гг. между консерваторами и либералами привела в 1870 г. к власти либерала А. Гусмана Бланко (1870-1887), хорошо известного своими антиклерикальными взглядами.

http://pravenc.ru/text/150237.html

«Христианское чтение». 1888. Май—июнь. Обложка (ГПИБ) Первым российским богословским журналом и 1-м изданием, выпускавшимся в стенах духовно-учебного заведения (если не считать рукописного «Семинарского вестника» Владимирской ДС в 1810-1815), был журнал СПбДА «Христианское чтение» , основанный ректором архим. Григорием (Постниковым ; впосл. митрополит Новгородский и С.-Петербургский). Журнал стал самым длительным по времени выпуска периодическим изданием в России (1821-1917), в 1875-1916 гг. выходил как приложение к ж. «Церковный вестник» . В 20 - нач. 30-х гг. XIX в. также публиковались «Известия о действиях и успехах Библейских обществ в России и других государствах» (СПб., 1824) и «Радуга» (Ревель, 1832-1833). Вскоре появились новые журналы при духовных школах. В 1837-1912 гг. КДА издавала еженедельник «Воскресное чтение» , в котором наряду с назидательными статьями печатались научные исследования. С началом выхода «Трудов Киевской духовной академии» (1860-1917) научные материалы переместились в это издание. МДА вместе с книжками «Творений святых отцов в русском переводе» (М., 1843-1865, 1871-1872, 1880-1891) издавала ж. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе» , затем его сменил «Богословский вестник» (Сергиевский посад, 1892-1918). КазДА издавала «Православный собеседник» (1855-1917), в к-ром много внимания уделялось вопросам миссионерства, изучению мусульманства, буддизма, язычества, старообрядчества, сектантства, а также специальные миссионерские журналы «Миссионерский противомусульманский сборник» (Каз., 1873-1914) и «Инородческое обозрение» (Каз., 1912-1916). В академических журналах публиковались новые переводы святоотеческих творений, деяний Соборов, а также журналы или протоколы заседаний советов академий, отчеты и др. офиц. документы академических корпораций, их подразделений и состоявших при них учреждений (б-к, музеев, кабинетов, обществ, братств), обзоры, рецензии и аннотации текущей российской и зарубежной богословской литературы. 4 духовные академии до 1918 г. выпускали 19 периодических изданий, еще 2 журнала выходили при академических комиссиях и братствах.

http://pravenc.ru/text/182371.html

Адрес : Россия, Ярославская область, Ростов, улица Коммунаров, 14 Подробнее... Храм Державной иконы (Ростов) [ править править код ] Храм Державной иконы города Ростова - относится к Ярославской митрополии, Ярославской епархии, Ростовскому благочинию Русской Православной церкви. Кирпичный храм на цокольном этаже, строящийся в новом жилом районе города попечением фонда иконы Божией Матери Державная. Заложен в 2000, внешне окончен, стилизует формы ярославского зодчества XVII в. Четверик с шатровым завершением, с парными башенками над западными углами. В цокольном этаже планируется престол Царственных Новомучеников. Адрес : Россия, Ярославская область, Ростов, ул. Северная Подробнее... Ильинский храм (Васильково) [ править править код ] Ильинский храм села Васильково - относится к Ярославской митрополии, Ярославской епархии, Ростовскому благочинию Русской Православной церкви. Кирпичная церковь, сооружённая в 1804-1810 при помощи помещика А. А. Анзбукова. Двусветный четверик с ордерным декором, увенчанный декоративным пятиглавием, с пятигранной апсидой, небольшой трапезной и колокольней. Приделы Боголюбской Богоматери и Сергиевский. Закрыта в 1930-х, колокольня сломана. Ремонтируется с 2000 года. Адрес : Россия, Ярославская область,Ростовский район, село Васильково, 1-я деревня Телефон: 8 905 630 78 98 Подробнее... Андреевский храм (Лазарцево) [ править править код ] Андреевский храм села Лазарцево - относится к Ярославской митрополии, Ярославской епархии, Ростовскому благочинию Русской Православной церкви. Небольшая кирпичная церковь, построенная в 1813-1821 как зимний храм на средства А. Н. Волынской. Второй престол, расположенный в один ряд с Андреевским, Адриана и Наталии. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны, занята клубом, к 1990-м заброшена. В 2000 возвращена верующим, прямоугольный объём завершён новыми небольшими куполом и звонницей, в 2005 вновь. Адрес : Россия, Ярославская область, Ростовский район, село Лазарцево Телефон: 8 905 638 31 16 Подробнее... Сергиевский храм (Мосейцево) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовский_рай...

Елисавета Сергеевна † 1784; за генерал-аншефом графом Иваном Симоновичем Гендриковым Евдокия Сергеевна; за Воейковым Анна Сергеевна; за Сафоновым Елена Сергеевна; за князем Михаилом Даниловичем Барятинским Пётр Сергеевич Мария Сергеевна; за Михаилом Алексеевичем Еропкиным Наталия Сергеевна Дмитрий Иванович Алексей Иванович Фёдор Фёдорович Алексей Петрович КОЛЕНО XIX: Павел Александрович † 1813 Николай Александрович, генерал-лейтенант; женат на княжне Елисавете Сергеевне Щербатовой Владимир Александрович Мария Александровна † 1830; за Дмитрием Алексеевичем Коробьиным Граф Пётр Дмитриевич, рождение 1794 † 1853; женат на Авроре Осиповне Понятовской Граф Михайло Дмитриевич, рождение 1807; женат на Екатерине Ивановне Нарышкиной Графиня Мария Дмитриевна; за тосканским графом Дини Графиня Елисавета Дмитриевна; за ломбардским маркизом Соммарива Графиня Елена Дмитриевна; за ломбардским князем Видониа-Сорреджиано Екатерина Андреевна; за полковником князем Иваном Борисовичем Куракиным Наталия Владимировна; за подполковником Афанасием Александровичем Нестеровым Мария Владимировна; за Владимиром Петровичем Бахметевым Елисавета Владимировна; за генерал-майором Григорием Апполлоновичем Колокольцовым Анастасия Владимировна София Владимировна, рождение 6 ноября 1779 † 2 декабря 1836; за генерал-майором Потуловым Пётр Дмитриевич Михайло Дмитриевич; женат на графине Елисавете Францовне Санти † 12 октября 1810 Иван Николаевич † 2 января 1802; женат на Прасковье Николаевне Мансуровой Фёдор Фёдорович Иван Фёдорович КОЛЕНО XX: Александр Николаевич, рождение 1837 † 1838 Николай Николаевич, рождение 24 ноября 1838 Екатерина Николаевна Елисавета Николаевна Анна Николаевна Граф Пётр Петрович Дмитрий Михайлович Пётр Михайлович, рождение 21 июня 1763 † 2 февраля 1828; женат на княжне Марие Алексеевне Шаховской Павел Михайлович Константин Иванович † 10 января 1821 Федосья Ивановна, за Арсением Ивановичем Бартеневым Варвара Ивановна, за Мельгуновы КОЛЕНО XXI: Михайло Петрович, генерал-лейтенант, бывший нижегородский губернатор; рождение 1789; женат на княжне Анне Петровне Шаховской

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010