Конфессиональная политика A. в те годы заключалась как в последовательной защите интересов Русской Церкви, так и в провозглашении принципов веротерпимости. В начале его царствования были сделаны послабления для старообрядцев и нек-рых сект, если в их учениях и деятельности не было явного неповиновения власти; широкой свободой пользовались католичество и протестантизм, а также ислам и буддизм; фактически был снят запрет на учреждение и деятельность масонских лож, но в 1810 г. был установлен негласный полицейский надзор за их деятельностью. Когда A. стало известно о существовании тайного об-ва декабристов (многие из к-рых входили в масонские ложи), были запрещены все тайные орг-ции и масонские ложи (1822). На рубеже XVIII-XIX вв. в России активизировались иезуиты , открывшие в С.-Петербурге, Москве, Одессе и др. городах школы (пансионы), а в Полоцке - ДА. Их деятельность вызвала резкое недовольство правосл. духовенства, и по указу 1815 г. они были высланы из Москвы и С.-Петербурга, а в 1820 г.- изо всех мест России, их имущество было отписано в казну. Основным направлением церковной политики A. в это время было улучшение социального положения духовенства и повышение образовательного уровня с целью возвысить его нравственное влияние в рус. обществе. При A. существенно были расширены права и привилегии правосл. клириков, улучшено их материальное положение. Указ 1801 г. отменил телесные наказания по суду для духовных лиц, в 1808 г. этот указ был распространен и на членов их семей. Приходское духовенство и мон-ри были освобождены от поземельного налога, а в 1821 г.- от воинского постоя и большинства др. натуральных и денежных повинностей. Было разрешено приобретение духовенством ненаселенных земель в собственность путем дарения и покупки (указы 1805 и 1810). В 1823 г. вдвое увеличены введенные при Павле I постоянные оклады для приходского духовенства, создан пенсионный фонд и постоянные попечительства. В 1815 г. отменены рекомендации офиц. светских лиц при поставлении на священнические должности (за исключением военного ведомства). В 1818 г. рассмотрение правонарушений, совершенных духовными лицами (кроме уголовных и гос. преступлений), было изъято из ведения гражданского суда и передано в церковный суд. Указами 1820 и 1823 гг. окончательно отменялось право выбора прихожанами настоятелей приходов. В 1808-1814 гг. была проведена реформа духовного образования. По аналогии со светской школой в духовных учебных заведениях вводились 4 ступени обучения с преемственностью программ: церковноприходская школа, уездное ДУ, ДС, ДА. В учебных программах усилено преподавание общеобразовательных предметов, академии были поставлены во главе духовно-учебных округов. Строго подтверждалась необходимость духовного образования для занятия священнических должностей. При назначении архиереев A. неизменно предпочитал кандидатов «традиционного» склада, что охраняло Церковь от проникновения «модернизма».

http://pravenc.ru/text/64316.html

35. Иннокентий. – Соборный иеромонах, Воронежской семинарии префект и богословия учитель; произведен в архимандриты в Задонский монастырь в 1805 году 126 , скончался 3 сентября 1807 года в ипохондрии. При этом настоятеле выстроена каменным зданием братская трапеза, кухня и хлебопекарня. 36. Евграф. – В 1807 году переведен сюда настоятелем из Арзамасского Спасского третьеклассного монастыря Нижегородской губернии. Учитель богословия в Воронежской семинарии. 4 июня 1814 года назначен был в третьеклассный Тюменский монастырь Тобольской епархии; но сие определение почему-то было отменено, а вместо того назначено ему пребывать на покое в Санаксарском монастыре Тамбовской епархии 127 . 37. Самуил II – Из учителей. Воронежской семинарии инспектор и Коротоянского монастыря строитель; в 1814 году произведен в архимандриты и назначен настоятелем в Задонский монастырь. В 1819 году открыл Задонское духовное училище и занимал в нем должность смотрителя; был членом Воронежской консистории; имел золотой крест, алмазами украшенный, и орден Св. Анны 2-й степени. Скончался 11 декабря 1833 года. По устному преданию – настоятель строгий, хозяин бережливый, более 19 лет управлявший сей обителью. В это время пребывал в Задонской обители на покое Каменец-Подольский архиепископ Антоний I, Соколов. Из ректора Казанской академии хиротонисан в епископа Воронежского и Черкасского в 1810 году на место Арсения II, Москвина. Воронежская семинария пользовалась значительными благотворениями сего архипастыря. Это свидетельствуется в надгробной речи Воронежскому архиепископу Антонию II, произнесенной профессором Воронежской семинарии г-ном Эсманским, где между прочим говорится: «Сироты, воспитывающиеся в семинарии на казенном содержании! Вы помните и молитвенно вспоминайте архиепископа Антония I, основавшего вашу семинарию». Здесь упомянул г-н профессор об основании более материальном, в коем семинария Воронежская действительно имела тогда нужду, и в этом отношении Преосвященный Антоний благородно содействовал своими пожертвованиями благоустройству семинарии Воронежской, получившей свое основание еще в 1722 году. В 1816 году Преосвященный переведен в епархию Калужскую, в 1821 году из Калуги переведен архиепископом в епархию Каменец-Подольскую, которой управлял очень короткое время; в том же 1821 году, 25 августа, разбитый параличом и уволенный по прошению прибыл на покой в сей монастырь; любимый Воронежской епархией и сам ее любя, он среди нее избрал себе покой. Более 6 лет пребывал здесь на покое, живя в особо для него устроенных кельях (между северо-западной Евсевиевской башней и вторыми св. воротами перед колокольней), и 29 марта 1827 года скончался на 57 году от рождения. Погребен с честью Преосвященным Антонием II в монастырской придельной церкви (в 1845 году разобранной) против алтаря Рождества Иоанна Предтечи, между стеной и столпом, поддерживавшим свод ветхого Владимирского храма 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

За отличие в сражении при острове Мусала 13 августа 1789 г. Новосильцев был произведён в полковники. Участвовал в подавлении восстания Костюшко 1794 г. в Польше и Литве. Выйдя в 1796 г. в отставку, Новосильцев жил в Лондоне. Новосильцев был одним из ближайших сподвижников Александра I в первые годы его правления, членом т. н. «Негласного комитета». В 1803-1810 гг. он состоял попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, был президентом Императорской Академии наук. С 1804 г. Новосильцев занимал должность товарища министра юстиции, состоял в комиссии законов. Николай Николаевич с успехом выполнил возложенную на него миссию о заключении союза с Великобританией в 1805 г., избран почётным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Участвовал в событиях 1806-1809 гг., состоя при императоре. В 1809-1812 гг. жил в Вене, выполнял различные дипломатические поручения в Западной Европе. В 1813-1815 гг. Новосильцев был вице-президентом временного совета, управляющего Варшавским герцогством, позднее представителем Императора Александра I при совете, управляющим Царством Польским, составил для него ряд проектов и учреждений, заведовал комитетом по учебной части. С 1821 г. Новосильцев советник наместника Царства Польского и доверенное лицо великого князя Константина Павловича. Как попечитель Виленского университета, Новосильцев возглавлял комиссию, расследовавшую тайные организации студентов. К 1820 г. Новосильцев разработал проект «Уставной грамоты Российской империи» – первой конституции за всю историю России. В 1821 г. вместе с М.С.Воронцовым и А.С.Меншиковым разработал и представил Александру I проект отмены крепостного права. В 1831 г. был назначен членом Государственного совета, в следующем году Председателем Государственного совета, в 1834 г. кабинета министров. В 1833 г. Новосильцеву пожалован титул графа. Н.Н.Новосильцев умер в 1838 г. Похоронен в Духовской церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Также сегодня мы вспоминаем государственного деятеля, крупного чиновника П.А.Харитонова (1852-1916).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/21/de...

После удаления с должности строителя в 1702 г. иером. Маркелла эту должность занимали: иером. Питирим (1702-1703), иером. Игнатий (1703-1704), казначей иером. Пахомий (1704-1705). В 10-70-х гг. XVIII в. большинство настоятелей О. Н. м. имели сан игумена, с 1845 г. все настоятели получили этот сан либо сразу, когда занимали должность настоятеля, либо во время ее исполнения. Преемником игум. Варнавы стал игум. Макарий (1721-1728 или 1729). В 1729 г. наместником О. Н. м. значился иером. Иоасаф (с 1734 игумен), переведенный в 1738 г. в калужский Лаврентиев монастырь. В 1744 г. упоминается наместник обители иером. Питирим. Затем ею управлял игум. Иакинф (? - 17 июля 1748), более чем через 2 года был поставлен игум. Гавриил (22 нояб. 1750-1762), его сменили архим. Пахомий (1762 - 3 сент. 1763) и игум. Ювеналий (Воейков; 21 дек. 1763-1767), много сделавший для сохранения обители во время введения монастырских штатов ( Пясецкий. 1894. 24. С. 753-762). Известны нек-рые из строителей О. Н. м. 2-й пол. XVIII - нач. XIX в., в т. ч. иеромонахи Арсений (упом. в 1770), Гаий (упом. в 1773), Вассиан (?-1777), Арсакий (1777 или 1777-1778), Иоанн (? - 1783), Иринарх (1783), Лаврентий (1783 - ?), Гедеон (исправляющий должность в 1801-1804), Дионисий (Цветаев; 1804), Амвросий (1805-1807), Иоанникий (1807-1810), Вассиан (1815-1819), Петр (1819-1821), Филарет (Ефесский; 1821-1834) ( Строев. Списки. С. 918; Красовский. 1872. С. 28-34). Примерно с 1787 г. и до смерти в 1791 г. в О. Н. м. проживал на покое игум. Анастасий (Потёмкин), родной брат архиеп. Иова (Потёмкина) и родственник светлейшего кн. Г. А. Потёмкина-Таврического. В 1-й пол. XIX в. в обители подвизались иеромонахи Иринарх и Гавриил, а также юродивый Феодор Николаевич Бобарыкин (Боборыкин). Важную роль в развитии мон-ря в XIX в. сыграл строитель (с 1845 игумен) Серапион (Пирожков; 1834-1857). Он был переведен в обитель из Белобережской брянской мужской пустыни , откуда привнес в О. Н. м. элементы Иерусалимского устава . В 1858-1860 гг. мон-рем управлял игум. Израиль, в 1861-1865 гг.- игум. Нифонт, в 1865-1871 гг.- иером. Антоний (с 1868 игумен). Большую роль в украшении О. Н. м. сыграл настоятель обители в 1871-1880 гг. иером. Иоасаф (Ульянов; с 1872 игумен, впосл. архимандрит). В 1880-1886 гг. мон-рем управлял игум. Макарий. Длительное время настоятелем был игум. Феодосий (Костюков; 1886 - не ранее 1917; с 1896 архимандрит), занимавшийся экономическим развитием мон-ря. В 1918-1921 гг. настоятелем обители был архим. Агапит (Борзаковский; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2578223.html

As it is customary that in the communities on the Holy Mountain there should also live monks of other nationalities (as in the case of the monasteries of the Greeks, Russians, Serbians, and Bulgarians), this should also happen in the sanctified Moldavian monastery of Esphigmenou, that the foreigners are to be treated just like the foreigners in the Greek monasteries and the monasteries of Hilandar and Zographou, and follow the customs, rules, and manners of the Moldavians, in all the affairs of the monastery. 288 Stunningly, and almost inexplicably, the metropolitan rejected this offer, 289 though he did help the monastery by dedicating the monastery of Floresti to it. 290 Metropolitan Veniamin’s refusal is hard to explain in the light of his later initiative. In 1820 he asked the Great Lavra to give permission for the Romanians to establish a skete. This did happen, but only as a dependency of the Lavra, which was far less favourable to Romanians than the Esphigmenou offer. The Romanian Skete Prodromou The most important Romanian settlement on the Holy Mountain was to be the Prodromou skete. Originally a cell, its first known Romanian monks were from the brotherhood of the monastery of Neam, Fr Justin and his disciples, Patapios and Gregory. Around 1810–16 they bought the Prodromou cell from the Lavra monastery. Following a request addressed by Metropolitan Veniamin Costachi of Moldavia to the Great Lavra, in 1820 the two disciples of Fr Justin obtained for the cell the status of ‘cenobitic skete of the faithful people of the Moldavians’, through an act which in thirteen sections defined the relation between the skete and the monastery. The Greek Revolution of 1821 saw the two monks banished from Prodromou. In 1840, when the community had reached thirty monks, the skete was devastated by an attack of the Turkish army. In 1852 two other Romanian monks, Nifon and Nektarios, bought back the Prodromou skete from the Great Lavra for 7,000 grosz and reopened it. A new document was drawn up, adding four more sections to the existing thirteen. Prodromou was asked to pay 1,000 grosz annually to the Lavra and to limit the community to a maximum of twenty monks. The first prior and founder of the skete is thought to have been Hieroschemamonk Nifon Ionescu. In 1860 the construction of the church was finished.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

В 1806 году о. Никольский был избран в духовники священнослужителей Пречистенского сорока: в 1810 г., Указом Святейшего Синода, от 12 апреля, он был назначен членом учрежденного в Москве духовно-цензурного комитета; 6 апреля 1814 г. произведен в протоирея Московского Кафедрального Архангельского собора, с оставлением при прежней по цензуре должности; в 1816 г., 27 февраля в неделю православия, при служении в Успенском соборе была возложена на него палица. В том же 1816 г., на 52 году жизни указом Святейшего Синода, от 13 марта, переведен в Большой Успенский собор, с наименованием протопресвитера, и по именному Его Императорского Величества Высочайшему Указу, назначен членом Московской Святейшего Синода конторы, с оставлением также при прежней цензуре должности, при чем Всемилостивейше пожалован камилавкой и наперстным крестом. А.Н. Котович , в статье: «Закон Божий, правила государственного благонравия и литература в сознании духовных цензоров эпохи Александра Первого», (Богосл. вести. 1906 г., июль-август, стр. 527–529) цензорство прот. Иакова Дмитриевича Никольского отличается прочностью положения и продолжительностью среди непрерывной смены цензоров, ему предшествовавших, и характеризует его дипломатическим ревнителем умеренности, середины. Рассматривая сочинения, он почти всегда, искал случая отметить их слабые стороны «в рассуждении литературы»; погрешности авторов давали обширную пищу для замечаний цензора-лингвиста. В Свят. Синоде считали цензора И. Никольского за человека, богатого опытностью, осторожностью, зрелого в суждениях. В 1818 г. 12 января о. Никольский Всемилостивийше сопричислен был к ордену св. Анны второй степени, а 23 февраля получил при Указе Святейшего Синода, устроенный в ознаменование эпохи 1812 года, наперстный крест для ношения на Владимирской ленте, и потом 24 августа пожалован митрою. В 1819 г. по Указу Свят. Синода, принял, с Синодальным ризничим, участие в управлении Синодальными певчими и их казенными домами. В 1821 г. имел надзор за изданием Библии на греческом языке, отпечатанный в России в первый раз. В 1823 г. 2 апреля Высочайше пожалованы ему бриллиантовые знаки Ордена Св. Анны второй степени; в 1826 г. 11 сентября сопричислен к Ордену Св. Равноапостольного князя Владимира третьей степени. В 1827 году, Указом Свят. Синода от 18 ноября, по Высочайшему повелению, был отправлен в Варшаву для распределения дел Греко-российской церкви в царстве Польском. В 1829 году 17 февраля сопричислен к Ордену Свят. Равноапостольного князя Владимира второй степени. В 1834 г., за болезнью и смертью Синодального ризничего, исправлял его обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

Знаменитый схимонах Феодор (в рясофоре Филимон) (Пользиков), наставник прп. Льва Оптинского, подвизался в Буковине (современная Румыния) в скиту, называемом Ворона, под руководством известных паисиевских учеников и почитателей — схимонаха Онуфрия и иеросхимонаха Николая, переписывая вместе с последним книги, некоторые из которых через него попали в Россию . Особо отметим и рукопись из собрания архимандрита Леонида (Кавелина) «Словеса постнические Исаака Сирина» , в которой есть следующие записи: на лл. 3-4 владельческая запись «Сия книга по смерти схимонаха Антиоха принадлежит лаврскому свечному монаху отцу Иоанникию»; на л. 4 другая владельческая запись: «А ныне с 1849-го года подарена мне санктпетербурск. купчихою Евдокиею Терентевною Лесниковою и собственно принадлежит мне, иером. Ефрему»; на л. 299 об. владельческие записи иеромонаха Ефрема от 1849 г. и монаха Аврамия от 1859 г. февраля 26; на л. I об. запись монаха Аврамия: «Сия книга писана старцем схимонахом отцом Феодором, скончавшимся в Александро-Свирском монастыре в 1821-м году. А окончена писанием его другом и сожителем в молдавских монастырях схимонахом отцем Николаем». Конечно, слава о прп. Паисии распространилась в России в основном благодаря изданию «Добротолюбия». Хотя надо представлять, что круг переводимых нямецким старцем святых отцов намного шире греческой «Филокалии» . Так, благодаря участвовавшему в подготовке издания «Добротолюбия» архим. Назарию (Кондратьеву) в Саровскую пустынь попадает печатный экземпляр книги. Известны следующие рукописи из переводов св. Паисия, собрания Саровской пустыни: «Слова» прп. Исаака Сирина ; в рукописи 293(182) в конце имеется запись: «Первые страницы сей книги писаны 1810 года рукою иеромонаха Исаии (ныне игумен), а прочие 1853 монахом Павлом в мантии Платоном Казанским из ученых». Также это «Выписки из творений св. Симеона Фессалоникийского» 321 (12), и два особенно интересных своими записями сборника: 287(19) (1806), в нем на л. 158 запись: «Написано в пустыни Саровской 1806-го году месяца августа 22 дня скорбящим монахом Иринархом 81 году жития его», и 219 (266), в нем на л. 55 запись: «Отлучися от обители отец Серафим совершенно на житие в пустыню месяца августа в дню 27 числа 1794 года».

http://bogoslov.ru/article/6176674

Источник: http://www.nne.ru/ Благовещенский мужской монастырь находится в западной части города на самом берегу Оки, при впадении ее в Волгу. Основание этого монастыря относят к самому началу Нижнего Новгорода, т.е. к 1221-22 гг., ибо уже в 1229 г. он был разрушен мордовским князем Пургасом. С тех пор он находился в запустении до второй половины XIV ст., когда путешествующий через Нижний Новгород в Орду св. митрополит Алексий обратил на него свое внимание и возобновил его, построив в нем церковь Благовещения, которую сам же и освятил в 1371 г. во время другого путешествия в Орду. С этого времени монастырь стал богатеть, благодаря щедротам московских и нижегородских князей и после того благодетельствовавших ему царей, князей, патриархов, митрополитов и многих из родовитых бояр, а с перенесением в Нижний Новгород ярмарки - и российского купечества. В Благовещенском монастыре находятся церкви: - Соборная пятиглавая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Первоначально она была построена св. митрополитом Алексием в 1370 г., а в настоящем виде построена в 1649 г. В 1859 г. и 1867 г. она была возобновлена и украшена благотворителями. - Церковь во имя преп. Сергия Радонежского, построенная в XVII ст. патриаршим ризничим Иосифом Булгаковым. Первоначально престол в ней был освящен во имя св. митрополита Алексия, и церковь помещалась внизу, а с 1810 г. перенесена наверх. - Церковь Успенская с двумя конусообразными верхами. Время ее построения неизвестно, но, судя по архитектуре, она относится к XVI ст. В ней два престола: в честь Успения и Толгской иконы Божией Матери; последний устроен в 1826 г. - Церковь св. апост. Андрея Первозванного, однопрестольная, перестроенная в 1836-37 гг. купцом Посылиным. - Церковь св. митрополита Алексия (до 1854 г. называвшаяся Воскресенскою) построена в 1821-34 гг. на месте сгоревшей больничной церкви во имя апост. Иоанна Богослова. Церковь эта замечательна по своей архитектуре: в основании своем она имеет форму четырехконечного креста, верх ее украшен круглым большим и четырьмя малыми куполами, а все четыре фасада – портиками с колоннами. В 1883 г. она капитально была обновлена и в ней устроены нижегородским купцом М. Рукавишниковым два придела: во имя св. вмч. Пантелеймона и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы».

http://sobory.ru/article/?object=00566

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина. Кувуклия Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах. Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда — по числу основных исповеданий. В северной и южной стене — овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное — для армян, северное — для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». Пещера храма Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения — от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии — греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-gr...

Ко времени присоединения Грузии к России (1801-1804) местная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. В состав РПЦ она вошла на правах экзархата (церковной автономии), этот статус был определен указами 1811 и 1814 гг. В 1817 г. экзархом Грузии поставлен митр. Рязанский Феофилакт (Русанов) , ряд епархий экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу та часть груз. духовенства, к-рая находилась в крепостной зависимости. При А. в России началось возрождение миссионерской деятельности. На десятки языков «инородцев» были переведены краткий катехизис и молитвослов, НЗ был переведен на татар., ногайский, осетин. языки и даже на язык аборигенов Мезенской тундры. В 1810 г. начала действовать «самоедская» на Севере, в 1814 г.- осетинская, а в 1821 г.- монгольская миссии. В 1807 г. расширено действие Пекинской миссии , во главе к-рой был поставлен выдающийся синолог архим. Иакинф (Бичурин). Распоряжения А. сыграли решающую роль в упрочении положения правосл. миссии в Русской Америке, существовавшей в труднейших условиях: в 1811 г. A. отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 г. не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 г. в зап. губерниях был запрещен перевод униатов (см. Греко-католики ) в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, к-рая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 г. были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 г. наделены казенными землями. В этот период царствования A. увлекался мечтами об «общеевропейской религии». Находясь в 1813-1814 гг. за границей, он проявлял интерес к различным христ. конфессиям. В 1814 г. в Силезии А. встретился с представителями секты Моравских братьев , в их строгом аскетизме император увидел «образец чистого идеала христианства». В Бадене A. общался с европ. мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом , в Лондоне беседовал с квакерами , посещал их молитвенные собрания.

http://pravenc.ru/text/64316.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010